Новости православные церковные песни

Песни. Песнопения иеромонаха Романа. Православные песнопения. vischnevoenastroenie обновила плейлист 24 октября 2022 года. Слушать. 17479 Излей Твой Дух Святой на Церковь. Виктория Виту. Православные песнопения Рождества. Церковная музыка помогает нам глубже понять и прочувствовать событие, запечатленное в том или ином празднике. Рождественская музыка в Церкви — это целый массив ярких песнопений, наполненных запоминающимися образами. В репертуаре хора – уникальные православные песнопения: от ранних одноголосных песнопений византийской, сербской, болгарской и русской традиции до произведений современных авторов.

Протоиерей Николай Трубецкой – Православное церковное пение в своем историческом развитии.

Песни по-настоящему о главном. Мы задумали эту программу, чтобы дать эфир голосам, славящим Бога в музыке и стихах – молодым начинающим исполнителям или певцам, известным лишь в православной среде, или всенародно любимым знаменитостям. Принципиальное отличие есть только православного богослужебного пения от всех других форм церковной музыки. Церковные песнопения (найдено 200 песен). Русская православная церковь (РПЦ) отказалась от попыток установления пасхального перемирия на Украине. Об этом сообщил замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Красивые Православные песни Сборник музыка православные песнопения 3.

Православные песнопения в исполнении солистов (95 видео)

За несколько лет в этом нашем спасовском квартирнике прозвучали сотни потрясающих песен и стихов, которые очень многим открыли и продолжают открывать Бога. Популярные актеры - отец и сын - Алексей и Игорь Огурцовы едут по стране, останавливаясь в местах разрушенных в лихолетье ХХ века святынь. Храмы и монастыри, которые одни наши предки строили, другие разрушали, а нам теперь надо восстановить.

Владимира, которые, прослушав богослужение в константинопольской церкви св. Софии, воскликнули: «когда мы были в храме греков, то не знаем — на небе или на земле находились»... Пышный расцвет осмогласного церковного пения в X веке явился, можно сказать, концом истории его развития в Византийской церкви и началом истории его дальнейшего роста в Русской церкви.

Исторически достоверно, что на Русь церковное пение проникло с юга двумя параллельными течениями: из Болгарии и непосредственно из Греции. По свидетельству летописца, русские с большой любовью приняли новое для них «изрядное осмогласие» т. Это «изрядное осмогласие» было записано особыми музыкальными знаками — «невмами», которые русские быстро усвоили и переименовали в «крюки» или «знамена», а самое осмогласие — в «крюковое» или «знаменное» пение. Но оторванное от родной византийской почвы, знаменное пение вскоре подверглось существенным изменениям и в новых условиях на Руси приобрело особый специфический облик, как в отношении своей организации, так и в отношении самых мелодий, напевов. Такой специфический облик сразу же приобрело т.

Многие исследователи пытались разгадать происхождение этой формы русского церковного пения, но происхождение ее так и осталось неразгаданной. Главнейшими особенностями кондакарного пения являются т. Так, напр. Подобные попевки сохранились еще и в современном греческом, южно-славянском и старообрядческом пении. У старообрядцев эти попевки носят название «аненаек».

Однако система кондакарного пения в Русской церкви просуществовала недолго. В XIV веке она теряет следы в истории. Другой, более расшифрованной и известной формой специфически русского пения является т. Первыми русскими образцами этой системы являются службы свв. Борису и Глебу перевес.

Феодосию Печерскому 1108 г. Эти памятники наглядно свидетельствуют о том, что русские песнотворцы к XII веку уже твердо и ясно усвоили характер, форму и дух недавно принятого греческого осмогласного песнотворчества. Резкое разграничение всего мирского от церковного особенно наблюдавшееся на Руси в этот ее ранный период , боязнь ввести какие-либо новшества в церковное пение, невозможность противопоставить сложной системе греческого пения какую-либо свою, — все это лишало русских возможности заниматься свободой творчества в области церковного пения и заставляло сконцентрировать все свои певческие способности в приспособлении новых русских богослужебных текстов к существовавшим энаменным мелодиям. Так как греческие богослужебные тексты имели стихотворную форму и размер, а новые русские и переводные тексты писались прозою, то, естественно, не всегда укладывались в музыкальный размер греческого мелоса и часто, благодаря этому, изменялись в новые мелодии, хотя и тесно связанные в музыкальном отношении со своими славяно-греческими прототипами. Появлявшиеся новые мелодии, русские также называли знаменными роспевами, так как они записывались «знаменами».

Как основной путевой, подобно столпу, на котором утверждалось все церковное осмогласие, знаменный роспев назывался еще «путевым», «столповым». Протяжный и расцвеченный многими мелодическими прикрасами, он назывался «большим знаменным роспевом», а более простой, сокращенный — «малым знаменным роспевом». Его частные виды и варианты получили название: «ино знамя», «ин перевод», «перевод», «ин роспев» и т. В процессе образования знаменных роспевов, громадную роль съиграла особенность распеваемых богослужебных текстов, особенно в период с XI по XIV век. Такую особенность представляло из себя т.

Благодаря этому, напр. Насколько это явление было серьезным, говорит тот факт, что еще и в настоящее время старообрядцы-беспоповцы поют не иначе, как только «раздельно-речно», «на он», как они выражаются, т. Это историческое «недоразумение» могло случиться, конечно, только благодаря низкому культурному уровню церковно-певческих деятелей того времени. Только этим можно объяснить и другое характерное явление в древнерусском богослужебном пении, а именно т. Разгласие произошло вследствие житейской необходимости сокращать уставные богослужения, затягивавшиеся на 5-6 и более часов.

Так как церковным уставом требовалось полностью вычитывать и выпевать положенные за богослужениями чтения и песнопения, то русские, сокращая время продолжительности службы и вместе с тем соблюдая букву устава, — находили компромисс в смысле одновременного чтения и пения эа одним и тем же богослужением совершенно различных по содержанию молитв и песнопений. Такое древнерусское богослужебное бесчиние нашими прадедами именовалось сравнительно скромным термином: «разгласие»… Далеко не маловажную роль в процессе образования знаменных роспевов съиграли также учителя церковного пения и творцы русских церковных напевов, которые увлекаясь разнообразием церковных роспевов, продолжали творить новые и в этом чрезмерном увлечении, подчас слишком далеко отходили от своего прототипа. Такое вольное творчество получило название «произволов» или «произвольных напевов». К началу XVII века русское церковное пение обогатилось и новыми мелодиями, занесенными в Россию болгарами и греками. Эти мелодии назывались «Болгарским», «Сербским», «Афонским» и «Новогреческим» роспевами.

Достиг большого распространения и т. К началу XVII века церковное пение в России развилось мелодически настолько, что вполне удовлетворяло все богослужебно-певческие потребности церкви в целом. Серьезность, искренность, сдержанность, скромность и необычайная простота — вот общий характер церковных мелодий русской церкви. Этот общий характер еще как бы более подчеркивался унисонным исполнением этих мелодий. Нужно заметить, что весь богослужебно-певческий материал в Русской церкви исполнялся унисонно, в один голос, и имел такой же строгий, безстрастный, спокойный и умиленный лик, как и лики святых на древних иконах рублевского и строгановского письма.

Однако, было-бы ошибочным утверждать, что русские до начала XVII века не имели понятия о многоголосье, как некоторые склонны думать. В русской церковно-музыкальной литературе известны древние списки нотных служб — хоровые партитуры, относящиеся к периоду ранее XIV в. Количество отдельных голосовых партий в этих партитурах иногда достигает до 8-и и более Кроме того в Византийской церкви, как об этом уже упоминалось выше, существовало наряду с унисоном и многоголосье и, можно думать, что русских послов св. Владимира прельстило именно многоголосное пение греков. Исторически достоверно и то, что в 888 г.

Через этот хор могли, конечно, русские вполне усвоить характер и технику многоголосного исполнения песнопений, но почему многоголосье не вошло в практику Русской церкви, а если даже и вошло, то не привилось — остается не выясненным в истории и до сего времени. Хорошо известно только то, что к началу XVII в. Однако и унисонное пение не закрепилось в церковной практике. Случилось так, что православная Русь изменила своей церковно-певческой традиции и с унисонного пения перешла на многоголосное. По многим историческим свидетельствам этой эпохи видно, что Москва уже тяготела к многоголосному церковному пению.

Царь и патриарх первые стали заводить у себя многоголосные хоры. По свидетельству современников, царь Михаил Феодоровнч сам привез в Москву из «страны ляхов» много казаков-певцов, а у патриарха Никона был хор «паче органа бездушнаго и таковаго пения, якоже у Никона, ни у кого не было... Он наполнил клиросы певчими предивными со гласы преизбранными»... В православной массе, привыкшей к церковному унисону, многоголосное пение насаждалось и прививалось не без борьбы. Со стороны народа, по отношению к этому нововведению, на первый план выступал вероисповедный критерий: православно, или не православно новое пение?

Уже одного факта, что это пение шло на Русь не с традиционного востока, а с латинского запада, было достаточно, чтобы считать его еретическим.

А, как известно, всякая перестановка слов, не предусмотренная Уставом, должна рассматриваться как искажение текста, особенно в тех случаях, когда это делается только в угоду музыке. В целом, эмоциональная привлекательность киевского распева, исполнительское мастерство певцов-украинцев и активная «просветительская» деятельность в области церковного пения способствовали возвышению Киевского распева на Руси и сделали его господствующим в Русской Православной Церкви по сей день. Болгарский распев так же является переработанным распевом византийской музыки и не удерживает всех ее элементов. Он стал известен в Москве в середине 17 в. Точное болгарское происхождение этого распева не установлено, так как за многовековой период турецкого ига национальное церковное пение было вытеснено греческим, а национальные певческие книги уничтожены. По типу мелодики Болгарский распев имеет связи с Киевским: для него характерны симметричность движения, легко укладывающегося в 4-дольный размер, тональная устойчивость напевов, точное повторение мелодии в нескольких строках произведения, отсутствие вариационного развития мотивов.

Мелодика большинства произведений Болгарского распева напевна, выразительна, что присуще славянской народной песне, она легко усваивается певцами. В церковно-певческой культуре этот распев просуществовал сравнительно недолго и к концу 17 в. Так что в современной музыкальной практике им поются лишь единичные песнопения «Дева днесь», «Благообразный Иосиф», «Тебе одеющагося». Существуют и другие не менее известные распевы: Сербский, Демественный, Грузинский и т. Кроме того, все церковные распевы имеют местные варианты напевы. Таких напевов у нас существует столько же, сколько существует на Руси епархий, монастырей и приходов. Главное, что песнопения этих распевов воспитывали в наших предках уважение и любовь к Церкви и передавались из рода в род, несмотря на все бури и натиски.

Продолжают воспитывать эти песнопения, изложенные тем или иным распевом, и по сей день. Ведь люди зачастую гораздо полнее воспринимают религиозные тексты, положенные на музыку. Вот почему церковность новых сочинений современных авторов надо проверять церковным и местным национальным распевами. Вера Попечителева Требы онлайн Братья и сестры! В комментарии укажите какую требу вы заказываете и имена для поминовения.

Бортнянский , Рахманинов знаменита его «Всенощная» и другие; духовные стихи, канты, колядки и тому подобные песни на духовные темы , являющиеся не богослужебным видом православного пения. Основная статья: Знаменное пение Термин «Знаменный распев» происходит от слова знамя — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки певческие знамена, похожие на крючки. Первоначально были созданы на основе византийской безлинейной невменной нотации. До сих пор по знаменным нотам поют в Старообрядческой Церкви. Существуют отдельные энтузиасты, пытающиеся возродить знаменные распевы и в РПЦ.

Оптина пустынь

По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на hotpleer mail.

Название «новый» было дано этой системе для того, чтобы отличить ее от прежней, менее аналитичной. В переложениях репертуара, осуществленных тремя учителями на «новый метод» нотации, сложившаяся устная традиция была зафиксирована.

Иначе говоря, бралось какое-либо сочинение, записанное в старой нотации, имеющей к тому времени стенографический характер, и переписывалось так, чтобы были указаны все ноты, которые в действительности пелись бы при прочтении старой нотации певцом, владеющим сложившейся устной практикой. То есть если определенное сочетание нот в старой нотации — допустим, 9 каких-либо нотных знаков — на практике к тому времени принято было «истолковывать» так, что в итоге пелось, допустим, 40 нот, то, перекладывая песнопение со старой нотации на «новый метод», это девятизначное сочетание нот записали бы «развернуто»: вместо 9 знаков — все 40 в соответствии с сложившейся практикой интерпретации данной группы нот ниже представлен пример. Таким образом, с появлением «нового метода» исчезла нужда в запоминании столь длинных музыкальных «формул».

Пример, в котором показана мелодическая фраза в старой нотации сверху и ее переложение в новой нотации снизу [18] Теперь, для того чтобы лучше понять, как работает византийская нотация, рассмотрим основные составляющие ее элементы. Как уже было сказано ранее, в отличие от европейской нотации, византийская использует символы, которые, вместо того чтобы обозначать точную высоту, указывают мелодическое движение вверх или вниз относительно предыдущей ноты. Такие знаки составляют основную часть византийской нотации.

К примеру, символ, который называется «исон», инструктирует певца повторить предыдущую ноту, символ «олигон» обозначает подъем на одну ноту вверх, а «апостроф» — спуск на одну ноту вниз [19]. Другой вид невм обозначает временные категории, такие как темп, дыхание и т. Например, «клазма», поставленная над нотой, указывает, что длительность ноты становится на одну долю больше [20].

Еще одна группа знаков состоит из символов, обозначающих качественные изменения. К примеру, знак «псифистон», стоящий под нотой, обозначает, что ее необходимо исполнить с некоторым акцентом, более выразительно [21]. И наконец, есть знаки, указывающие начальную ноту и обозначающие глас и, соответственно, звукоряд , в котором исполняется песнопение [22] ; знаки, сменяющие звукоряд или изменяющие его интервалы [23] , а также знаки, которые изменяют интервалы отдельных нот, к примеру, на четверть тона, полутон и т.

Некоторые из основных знаков повышения и понижения звука [25] Византийская музыка имела длинную историю развития, и по сей день, являясь живой традицией, ее репертуар продолжает расширяться. С помощью невменной системы нотации композиторы византийской музыки продолжают создавать новые музыкальные сочинения, не только подражающие классическим стилям, но и такие, которые в чем-то совершенно уникальны: Псалом 33 иером. Григория Симонопетрского XX в.

Глас 3 Также хотелось бы отметить, что византийское пение сегодня исполняется не только на греческом языке. Благодаря трудам иеромонаха Ефрема, насельника монастыря Святого Антония Великого штат Аризона, США , в интернете доступны бесплатные материалы, необходимые для работы как над созданием, так и переложением византийской музыки на тот или иной язык [26]. Перекладывая византийскую музыку на другой язык, невозможно просто «подчинить» старую мелодию новому тексту, но, напротив, необходимо создать новую мелодию в подражание оригинальной, соблюдая все орфографические правила византийской музыки и ориентируясь на допустимые мелодические «фесисы», о которых было сказано ранее.

Таким образом, создается музыка, легко воспринимаемая на слух, а также способная эффективно сконцентрировать внимание слушателей на содержании литургического текста. В противном случае, переложение окажется, как минимум, неприятным на слух и неестественно звучащим, а содержание распеваемого литургического текста, возможно, будет сложнее понять [27]. Так, благодаря трудам иеромонаха Ефрема, византийскую музыку стало намного легче перекладывать на другие языки, соблюдая при этом необходимые правила композиции и тем самым создавая музыку, имеющую естественное звучание благодаря гармонии между текстом и мелодией.

К примеру, с помощью данных материалов на сегодняшний день почти все песнопения, необходимые для полного годового круга богослужений в том числе и определенное количество авторских композиций , переложены на английский язык и размещены в открытом доступе в качестве электронных нотных сборников, составляющих, в совокупности, свыше шести тысяч страниц [28]. Пример византийского пения на английском языке. Воскресный тропарь «С высоты снизшел еси...

Глас 8 Пример византийского пения на английском языке. Глас 8 Византийскую музыку в данной системе нотации перекладывали и продолжают перекладывать также и на церковнославянский язык. Однако, учитывая объем этой темы, историю и нынешнее состояние византийского пения на церковнославянском языке хотелось бы рассмотреть в отдельной статье.

Федор Немец, чтец Ключевые слова: византийское церковное пение, глас, фесис, новый метод, нотация, калофоническое пение, переложение.

А здесь какой-то вспухший звук, как будто нераздутый белый шар одуванчика. Добавлю высокопарно: еще и позлащенный заходящим солнцем. Все три текста «Отче наш», «Верую», «Богородице Дево» , которые почти все в зале знают наизусть, звучат совсем не конвейерно, повторенчески, «забубенно», но каждый раз мы слышим, как их пропускают через душу — все до единого хористы. Образуется нечто, переворачивающее и наши души. Нечто, открывающее вход в русский миф.

Стравинский, который всю жизнь прятался от прямых эмоций, остругивал их блестящей формалистикой, здесь дает заглянуть внутрь своего духовного чувствилища. Песнопения Гречанинова и «Страстная седмица» Штейнберга поются по-иному, каждый раз Антоненко находит новые подходы, заставляющие нас неотступно, с прицельной внимательностью следовать за каждым звуком. У Штейнберга его «пассионные» элементы трактуются страстно, напряженно, почти взвинченно. Хотя общий тон самого высокого вкуса при этом никуда не девается. Перед нами разворачивают невиданную скатерть-самобранку, и мы в этих как будто бы не таких уж сложных звукосочетаниях открываем редкостное богатство. Музыку оторвали от церковного обихода — но вернули обиходу интеллигентскому духовному.

В этой музыке нам явственно открылись самые глубинные священности, тайны «древлей и святой Руси, ея же ищем» как поет Досифей в «Хованщине». И может быть, тайны не только «Руси», но и России без всяких кавычек.

По богослужебному уставу царя Давида в Иерусалимском храме постоянно звучали божественные песнопения.

И дальше перечисляются другие инструменты: «во струнах и органах». Органы — это не те, которые сейчас в нашем современном мире, это что-то типа волынок. Струны — струнные инструменты.

Кимвалы доброгласные — большие тарелки, которые можно видеть в современном оркестре, а кимвалы восклицания — это маленькие тарелочки. Так что все инструменты, которые были элементами ветхозаветного богослужения, перечислены в этом 150-м псалме. В Православной Церкви музыкальное сопровождение отсутствует.

И первоначально в христианское богослужение из ветхозаветного культа перешли только песнопения. Мы знаем, в Евангелии говорится о том, что после Тайной Вечери Господь и Спаситель наш Иисус Христос вместе с апостолами с пением пошел на гору Елеонскую. Конечно, содержанием их пения были псалмы.

Христианское богослужение со временем приобретало уже более совершенные, законченные формы. И к началу IV века оно в основных своих чертах оформилось в том виде, в котором существует до сих пор. После разделения Церквей христианская музыкальная традиция была сохранена в Православной Церкви, а в Католической приобрела иную форму.

Непременным атрибутом католического богослужения является звучание органа. Но надо сказать, что сейчас в современном католическом богослужении звучание органа сведено к минимуму. А в протестантском богослужении высшей формой являются оратории, мессы Иоганна Себастьяна Баха.

Там уже участвует целый оркестр. И все это формы христианской музыки. Таким образом, можно сказать, что истоком является все-таки ветхозаветное богослужение.

Звучание колокола — это молитва. Он предваряет, сопровождает и заканчивает православное богослужение, но он не относится к музыкальным инструментам. И здесь звучание человеческого голоса как проявление переживаний человеческой души является основным.

А любой музыкальный инструмент все-таки вносит элемент некоей эмоциональности, которая мешает молитве, заглушает ее. Ритмичное или плавное звучание музыкального инструмента все равно человека отвлекает от сосредоточенной молитвы. Есть даже такая строка в псалме: «Пойте Богу разумно», то есть абстрактное звучание музыкального инструмента отвлекает от разумного понимания содержания службы, от разумного служения Богу.

Я имею в виду не православные богослужебные пения. Церковная музыкальная культура — это слишком широкое понятие. Есть произведения наших отечественных современных композиторов, одно из самых значительных — «Реквием» Слонимского, петербургского композитора, живого классика.

Это и произведения Альфреда Шнитке. Это все относится к современной церковной музыке, но очень условно. Например, в «Реквиеме» Слонимского есть эпизоды, которые не имеют никакого христианского содержания, в него включены некоторые элементы из еврейской культуры.

А музыкальный язык современных церковных произведений иногда с трудом воспринимается неподготовленными слушателями. Поэтому можно сказать, что нет большого различия между церковной и светской музыкальной культурой. Принципиальное отличие есть только православного богослужебного пения от всех других форм церковной музыки.

Она призывает человека сосредоточиться на словах молитвы, а не на музыкальных формах ее выражения. В таком чистом виде православное богослужебное пение существует, например, в нашем отечественном корпусе знаменных песнопений. Хотя по своему музыкальному содержанию оно очень разнообразно, тем не менее сосредоточивает внимание молящегося именно на словах, которые возглашаются певчими.

И это создает ту молитвенную атмосферу православного богослужения, которая возвышает наши сердца к молитве. Партесное пение — это совершенно определенное понятие, оно относится к первым двум десятилетиям XVIII века, когда к нам в Россию прибыли музыкальные композиторы из Западной Украины и Польши. Они сочиняли свои произведения в лучших традициях западноевропейской музыки, и иногда текст просто тонул в этих бесконечных барочных музыкальных вариациях.

Поэтому мой отец, священник, иногда называл духовные концерты Дмитрия Бортнянского а надо сказать, они воистину духовные, они выражают полностью содержание псалмов партесами. Но это общее название, несколько снисходительное, а не уничижительное. На самом деле современное православное церковное пение не является партесным, оно является многоголосным.

Конечно, совершенно невозможно назвать партесными сочинения Александра Кастальского, или Павла Чеснокова, или некоторые произведения Сергея Рахманинова, или композиторов Синодальной школы, таких как Сергей Гребенщиков, Константин Шведов и других, они глубоко духовны, передают необыкновенно ярко и во всей полноте содержание богослужебных текстов. Это украинская академия, там уже сложилась своя богословская школа, а у нас, на Руси, она была еще в стадии формирования. Кстати, основатель Андреевского монастыря, в стенах которого мы находимся, Федор Ртищев как раз здесь и организовал эту группу переводчиков, учителей иностранных языков для российской интеллигенции.

В том числе здесь работали и распевщики из Украины, они и привнесли в нашу церковную богослужебную жизнь эти гармонические распевы, которые и легли в основу всего богослужебного пения Русской Православной Церкви XVIII и XIX веков. Таким образом, знаменный распев был просто вытеснен этими простыми по своему музыкальному складу формами и подготовкой самого певца. Вы считаете, это так?

Сейчас есть и в Москве, и вообще в России приходы, где сохраняются традиции знаменного пения. Например, валаамская традиция, которая существует здесь, практически полностью соответствует традиции знаменного распева, там пение всегда одноголосное. И хотя валаамский распев не относится к форме знаменного распева, но очень близок к нему.

Но если мы будем присутствовать за богослужением, которое полностью состоит из знаменных распевов, понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к его звучанию, молящиеся наших православных храмов не сразу привыкают к нему. Как они появились, какова их история? Гласы были сформированы на основе восьми греческих ладов, и автором этой организации гласового пения является преподобный Иоанн Дамаскин.

Именно он составил Октоих, написав все его богослужебные тексты и распределив их по группам, которые имели свое особое музыкальное выражение. И с тех пор православное богослужебное пение основано на осмогласии. Это является великим достоянием Православной Церкви.

Слава Богу, оно сохраняется у нас и до сих пор.

Мелодии русской души

По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.

Своеобразный стиль исполнения, особенно интересен цикл «Песни-притчи». Скачать можно в разделе Дискография или там же заказать диск на дом наложенным платежом. Официальная группа ВКонтакте , посвящённая исполнительнице.

Песни русского воскресенья — сайт на котором можно найти много хорошей православной музыки. Диакон Николай Червон — автор и исполнитель православных песен в стиле рок. Интернет-радио православной тематики: «Благо » — разные передачи православной тематики, объяснение Евангелия, музыка «Радонеж » — передачи православного характера, беседы с батюшкоами, передачи о классической музыке, истории. Радио «Вера» — Светлое радио.

Апокалипсис приводится до 10 гимнов в честь Агнца, которые являются прекрасными образцами такого первоначального гимнографического творчества, а евангельские песни Захарии, Богоматери и Симеона Богоприимца являются яркими примерами того, как в тесной связи с ветхозаветными прообразами, христианский дух творил свои новые песнопения. Скудные исторические свидетельства II и III веков дают нам всеже некоторую возможность определить тот путь по которому пошло дальнейшее развитие христианского богослужебного пения. Особенно ценные сведения по этому вопросу содержатся в известном донесении Вифинского проконсула Плиния Секунда императору Траяну. Историки этот документ относят к 111-114 годам. Произведя по поручению Траяна дознание о христианах, Плиний, между прочим, доносит ему следующее: «Они христиане клянутся, что вся их вина или заблуждение состоит в том, что они имеют обыкновение сходиться в известный день перед рассветом и петь попеременно друг с другом песнь Христу, как Богу». Не менее ценным является и другое свидетельство древности — одно из предсмертных посланий св. Плиний ясно указывает на уже вошедший в церковную практику христиан определенный способ исполнения песнопений — антифонный.

Хотя св. Игнатий в своем призыве и не указывает на какой-либо способ пения, говоря только о его типе общенародном , но что он был ревностным сторонником и распространителем именно этого же способа исполнения песнопений о котором говорит Плиний, об этом свидетельствует историк Сократ, прямо приписывающий св. Игнатию введение в Антиохийской церкви антифонного пения, а последнее, как известно, изобилует богатством музыкально-технического разнообразия, а именно: песнопения на богослужениях могли исполняться общенародно то мужскими, то женскими, то смешанными а может бить и детскими! Не меньшее разнообразие существовало в рассматриваемую эпоху и в отношении мелодий, каковые заимствовались христианами у язычников и переносились в церковь. Климент прежде всего обращает внимание на отличие христианской богослужебной музыки от иудейской и языческой: «мы, говорит он, для прославления Бога единственно пользуемся мирным словом и уже не пользуемся ни древней псалтирью, ни трубою, ни тимпаном, ни флейтою... Останавливаясь на существовавших в его время родах вокальной греческой музыки, завоевавшей внимание всего тогдашнего мира, Климент находит некоторые из этих родов совершенно неприемлемыми для христиан и церкви: «Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, говорит он, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная»... Однако в языческой греческой музыке, Климент вес же находит и образцы для священной музыки и, как на таковые, указывает на Дорическую и Фригийскую гармонии.

Климент впервые наметил определенный путь для дальнейшего развития богослужебного пения христиан в отношении самого напева его. Позднейшие организаторы церковного пения — на западе свв. Амвросий и Григорий Великий, а на востоке св. Иоанн Дамаскин — совершенно сообразно с указаниями Климента, в свою систему гласов не допустили напевы хроматического строя и приняли дорический и фригийский строй диатонического характера. Но указаний Климентом путь к церковно-музыкальному стилю не без борьбы прилагался и усвоился общим сознанием Церкви, члены которой еще целиком находились под влиянием языческой культуры. IV и V века были веками усиленной певческой деятельности христианской церкви. Этому содействовало с однной стороны прекращение гонений, оживление богословия под влиянием христологичегких споров и развитие богослужебных чинов, а с другой стороны — появление ересей, в борьбе с которыми свв.

С этой же целью свв. Отцы церкви занимались и усиленной гимнографической деятельностью. На востоке в этой области прославлись главным образом Ефрем Сирин и Григорий Богослов, а на западе — Амвросий Медиоланский и бл. Их авторству предание приписывает обильнейший церковно-певческий материал главным образом догматического содержания. Естественно что исполнение этого быстро накоплявшегося богослужебно-певческого материала церковью — неизбежно вело к уклонению от тех норм и стиля исполнения песнопений, которые были указаны Климентом Александрийским. Это хорошо видно из одной беседы св. Иоанна Златоуста, где он, говоря о церковном пении, выражает сожаление, что многое из того, что слышно на сцене, заимствуется христианами и переносится в церковь и, своим слушателям ставит вопрос: «К чему такое усиленное выкрикивание?

К чему насильственное напряжение духа, испускающего звуки, которые ничего естественного не выражают? Писание, а не петь театральные мотивы». В целях ограждения строго церковного характера в церковном пении от привносимых извне не церковных мелодий, Отцы церкви на Лаодикийском соборе в 343 г. Наконец, в тех же целях, св. Амвросий Медиолаиский впервые ввел в употребление т. Небезинтересно отметить, что рассматриваемая эпоха была самой замечательной эпохой в смысле богослужебного единства всего христианского мира. Историк Евсевий Памфил ок.

Это единство еще более подчеркивалось тем, что богослужебное пение в эту эпоху представляло собою один определенный тип — тип общенародного пения. Иоанн Златоуст, все пели вместе, что и мы теперь делаем»... В период с VI по VIII век на востоке, начинает составляться годовой круг церковных богослужений, что происходит в тесной связи с деятельностью песнотворцев. Собственно только с VI века гимиографическое творчество на востоке достигло безсмертия, так как ни одно песнопение до этого времени не дошло до нас, по крайней мере с именем автора. Замечательно, что именно в эту эпоху гимнографнческое творчество на западе почти совершенно замирает. Причину этому усматривают в том, что западные песнотворцы продолжают довольствоваться общими неопределенными темами в составлении сочинении гимнов, тогда как восточные живо откликаются на развитие церковного богослужебного года, стараясь исчерпать каждую церковную память о святых, как тему для песнотворчества. Можно думать, что преп.

Авксентий распевал с народом свои тропари и стихиры на определенные мелосы — гласы. Существование и употребление гласов в это время уже в некоторых местах известно. Павел Нитрийский жил в нач. Новый вид церковной песни — тропарь и стихира, стали быстро умножаться и распространяться в богослужебпой практике восточной церкви, но благодаря быстрому умножению и распространению их, — народ не успевал запоминать эти песнопения и тогда в замен всенародного пения всего тропаря и стихиры, за богослужениями стали петь всенародно только последние их стихи, в качестве припева к целому ряду тропарей и стихир. С изменением способа пения, изменялось и название таких песен и они стали называться кондаками и составлялись песнотворцами применительно и сообразно их способу исполнения. Кондаки вели за собой целый ряд других песней, называвшихся икосами. Основателем такого рода церковной песни считается преп.

Роман Сладкопевец VI в. Первым кондаком, по преданию сочиненным и пропетым им по особому небесному вдохновению, был кондак на Рождество Христово: «Дева днесь». На основании разных исторических свидетельств этой эпохи, творчеству преп. Романа приписывается свыше 400 кондаков и икосов. Кроме преп. Романа, такого рода песни творили и целый ряд других песнотворцев и создали особый период в истории богослужебного пения, носящий название кондакарного строя богослужения, который продолжался до конца VII века. В VII веке появляется, однако, новый род песнопепия, т.

Самыми плодовитыми творцами канонов были св. Первый прославился своим знаменитым покаянным каноном, который по своей гениальности, глубине и силе выраженных в нем покаянных чувств, не имеет себе равных в истории подобного рода песнотворчества; второй — главным образом своими восторженно-вдохновенными воскресными канонами октоиха. Кроме названных творцов канонов, известны еще: св.

На один день оркестр и Валерий Гергиев вернутся в Санкт-Петербург, где 2 мая состоится знаковое событие — большой праздничный гала-концерт по случаю десятилетия со дня открытия Мариинского-2. Затем коллектив проедет заключительную часть регионального маршрута фестиваля и выступит в Череповце, Вологде, Калуге, Туле, Пензе и Нижнем Новгороде, а 8 мая музыканты вновь вернутся в столицу и порадуют московскую публику двумя концертами в Зарядье в 14:00 и в 19:00. А уже вечером в 19:00 на сцене Большого зала Московской консерватории состоится торжественное закрытие Фестиваля. На мероприятия будут приглашены ветераны и участники Великой Отечественной войны, некоммерческие общественные организации, воспитанники детских школ искусств Москвы.

Церковная музыка и православное пение: история и современность

Существуют отдельные энтузиасты, пытающиеся возродить знаменные распевы и в РПЦ. Основная статья: Партесное пение Партесное пение от лат. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48. Основная статья: Духовные стихи Духовные стихи — песни калик перехожих, скитские песни старообрядцев , псалмы переложение псалмов царя Давида на стихотворный лад. Духовные стихи пелись под разные музыкальные инструменты , в основном жалейки , гудки, колёсные лиры или гусли.

В дни пребывания в Туле ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы у святыни неустанно совершался молебен с акафистом Царице Небесной, а за поддержание порядка и координирование прихожан отвечали активисты Молодежного добровольческого центра Тульской епархии. Хор прихожан Сергиевского храма участвовал в двух служениях у ковчега.

Руководитель хора Анна Гришаева поделилась: «В Сергиевский храм уже привозили ковчег с частью Пояса Богородицы, и у хора есть опыт служения именно у этой святыни. У многих даже осталось последование молебна с акафистом, сохранилась партитура. Когда появилась возможность вновь послужить у Пояса, отец Вячеслав Ковалевский сразу же благословил нас. На спевках мы вспоминали и повторяли уже известный материал. Впервые хор прихожан дежурил у мощей преподобного Сергия Радонежского в Успенском кафедральном соборе.

Первый прославился своим знаменитым покаянным каноном, который по своей гениальности, глубине и силе выраженных в нем покаянных чувств, не имеет себе равных в истории подобного рода песнотворчества; второй — главным образом своими восторженно-вдохновенными воскресными канонами октоиха. Кроме названных творцов канонов, известны еще: св. Косма, еп. Маюмский, св. Герман, патриарх Константинопольский, св.

Софроний, патриарх Иерусалимский основоположник канонов и целый ряд др. Греческая церковная песнь всех видов тропарь, кондак, икос, стихира, канон была поэтическим произведением — поэзией, которая строилась на т. Здесь гимн, как хвала, не мог оставаться исключительно в оболочке слова, не доходя до завершения в мелодии — песне. Такой характер творчества в конце концов приводил к тому, что в основе музыкального изложения лежала таже самая форма, какая была положена в основу словесного. При таком громадном росте богослужебно-певческого материала, соответственно расширялись, а вместе с тем и усложнялись музыкальные формы его исполнения, что в свою очередь не могло не вызывать у руководителей церкви известного опасения на счет неповрежденности уже почти установившегося определенного церковного стиля. С этой целью при церквах вводятся обязателные штаты церковных певцов — специалистов своего дела, которым, видимо, вменялось в обязанность не только руководство народным пением в богослужениях, но и наблюдение за церковным стилем исполнения песнопений. О такой роли певцов можно судить по одной из новелл Юстиниана 562 г. Софии постоянный штат церковно-служителей, где на 60 пресвитеров, 100 диаконов, 40 диаконисе, 90 иподиаконов и 110 чтецов было всего только 25 человек певцов. Из этой же новеллы можно заключить, что пение в Константинопольской церкви в эту эпоху было общенародным. Такое же количество штатных певцов 25 чел.

Ираклия роль певцов в общенародном пенни была таже, что и при Юстиниане. В 691 г. Можно думать, что Отцы церкви, вынося это постановление, руководились вполне обоснованными соображениями: не допускать певцов к руководству народным церковным пением без соответствующей подготовки. На этом же соборе Отцы церкви определили на вечные времена и особый церковный стиль богослужебных песнопений, в следующих словах: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное». Только теперь окончательно был приведен в порядок и установлен, как на западе, так и на востоке, круг богослужебных напевов. К существовавшим четырем церковным Амвросианским ладам, о которых уже было упомянуто выше, папа св. Григорий Великий прибавил новые четыре лада, сродные с Амвросианскими. Столько же ладов-гласов и с таким же музыкальным характером установил и св. Иоанн Дамаскин в восточной церкви. Таким образом церковное пение, создававшееся многовековой церковной практикой, сложившееся при участии выдающихся церковных деятелей, — только к началу IX века выкрметаллизировалось в разработанную, стройную, музыкальпо обоснованную художественную систему восьми гласов, получившую название «осмогласия» или «октоиха».

Осмогласие стало основпым законом богослужебного пения в практике всех восточных церквей, внеся определенностъ и устойчивость делу церковного пения и, к началу X века, достигло своего пышного расцвета и славы. Не без основания историческое предание сохранило слова русских послов св. Владимира, которые, прослушав богослужение в константинопольской церкви св. Софии, воскликнули: «когда мы были в храме греков, то не знаем — на небе или на земле находились»... Пышный расцвет осмогласного церковного пения в X веке явился, можно сказать, концом истории его развития в Византийской церкви и началом истории его дальнейшего роста в Русской церкви. Исторически достоверно, что на Русь церковное пение проникло с юга двумя параллельными течениями: из Болгарии и непосредственно из Греции. По свидетельству летописца, русские с большой любовью приняли новое для них «изрядное осмогласие» т. Это «изрядное осмогласие» было записано особыми музыкальными знаками — «невмами», которые русские быстро усвоили и переименовали в «крюки» или «знамена», а самое осмогласие — в «крюковое» или «знаменное» пение. Но оторванное от родной византийской почвы, знаменное пение вскоре подверглось существенным изменениям и в новых условиях на Руси приобрело особый специфический облик, как в отношении своей организации, так и в отношении самых мелодий, напевов. Такой специфический облик сразу же приобрело т.

Многие исследователи пытались разгадать происхождение этой формы русского церковного пения, но происхождение ее так и осталось неразгаданной. Главнейшими особенностями кондакарного пения являются т. Так, напр. Подобные попевки сохранились еще и в современном греческом, южно-славянском и старообрядческом пении. У старообрядцев эти попевки носят название «аненаек». Однако система кондакарного пения в Русской церкви просуществовала недолго. В XIV веке она теряет следы в истории. Другой, более расшифрованной и известной формой специфически русского пения является т. Первыми русскими образцами этой системы являются службы свв. Борису и Глебу перевес.

Феодосию Печерскому 1108 г. Эти памятники наглядно свидетельствуют о том, что русские песнотворцы к XII веку уже твердо и ясно усвоили характер, форму и дух недавно принятого греческого осмогласного песнотворчества. Резкое разграничение всего мирского от церковного особенно наблюдавшееся на Руси в этот ее ранный период , боязнь ввести какие-либо новшества в церковное пение, невозможность противопоставить сложной системе греческого пения какую-либо свою, — все это лишало русских возможности заниматься свободой творчества в области церковного пения и заставляло сконцентрировать все свои певческие способности в приспособлении новых русских богослужебных текстов к существовавшим энаменным мелодиям. Так как греческие богослужебные тексты имели стихотворную форму и размер, а новые русские и переводные тексты писались прозою, то, естественно, не всегда укладывались в музыкальный размер греческого мелоса и часто, благодаря этому, изменялись в новые мелодии, хотя и тесно связанные в музыкальном отношении со своими славяно-греческими прототипами. Появлявшиеся новые мелодии, русские также называли знаменными роспевами, так как они записывались «знаменами». Как основной путевой, подобно столпу, на котором утверждалось все церковное осмогласие, знаменный роспев назывался еще «путевым», «столповым». Протяжный и расцвеченный многими мелодическими прикрасами, он назывался «большим знаменным роспевом», а более простой, сокращенный — «малым знаменным роспевом». Его частные виды и варианты получили название: «ино знамя», «ин перевод», «перевод», «ин роспев» и т. В процессе образования знаменных роспевов, громадную роль съиграла особенность распеваемых богослужебных текстов, особенно в период с XI по XIV век. Такую особенность представляло из себя т.

Благодаря этому, напр. Насколько это явление было серьезным, говорит тот факт, что еще и в настоящее время старообрядцы-беспоповцы поют не иначе, как только «раздельно-речно», «на он», как они выражаются, т. Это историческое «недоразумение» могло случиться, конечно, только благодаря низкому культурному уровню церковно-певческих деятелей того времени. Только этим можно объяснить и другое характерное явление в древнерусском богослужебном пении, а именно т.

Мы уже знали последование, долго учили только распев нового акафиста. Акафист Пресвятой Богородице дался нам легко: у него самый легкий текст, и до репетиций его многие знали наизусть. Люди с большим удовольствием ходили на спевки.

Как только стало известно о прибытии Пояса, многие прихожане стали отпрашиваться с работы и перестраивать график, чтобы свободно ходить на репетиции. Наши певцы искренне загорелись желанием послужить Царице Небесной, а когда есть желание трудиться, Господь дает силы и время». Исполнительница народного хора прихожан Людмила Миронова рассказала: «Ответственность за оказанное доверие петь акафист, к тому же в непривычных условиях, перекрыла осознание действительности. Когда исполняли «Царице моя преблагая», у многих певчих навернулось слезы, мы ощутили глубокое благоговение перед нашей Матушкой Богородицей.

православные песни mp3

Музыка Православные Песнопения Альбом ~ Сборник Top Христианских Песен, Христианские Песни Плейлист. Пророк. Стихи: монах Варнава (Санин). Все песни. Слушай лучшие песни 2024 года бесплатно и наслаждайся хитами популярной музыки сайта онлайн на. Православные песни и духовная музыка. это православный канал религиозных песнопений из Чувашской республики. Православные песнопения. vischnevoenastroenie обновила плейлист 24 октября 2022 года. Слушать.

Богослужебные песнопения

Выберите страну или регион Экспорт новостей Экспорт новостей. Список печатных СМИ, получивших гриф "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви".
Аудиозаписи богослужений Слушай лучшие песни 2024 года бесплатно и наслаждайся хитами популярной музыки сайта онлайн на.

Православные песни

17479 Излей Твой Дух Святой на Церковь. Виктория Виту. Православные песнопения. vischnevoenastroenie обновила плейлист 24 октября 2022 года. Слушать. Песнопения Великого поста. 01. Объятия Отча (напев Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры).

Церковные Песнопения Скачать mp3

Поскольку цикл концертов осуществляется Московской филармонией в союзе с Фондом Николая Каретникова, духовного ученика отца Александра Меня, позволю себе напомнить, что у этого замечательного московского композитора были «в хозяйстве» не только циклы русских духовных песнопений, но и обиходная католическая месса для московского собора. Он продолжал традицию, идущую в России от начала ХХ века. В концерте прозвучали сочинения композиторов с разной степенью мировой известности — все началось с нетипичных православных хоров 1926-1934 «гражданина мира» Игоря Стравинского, столь справедливо пестуемого ныне в филармонии благодаря красноречивой одержимости музыковеда Ярослава Тимофеева. Они были написаны по большей части в Ницце. Их «подхватили» Песнопения вечерни 1918 Николая Черепнина, сочиненные, скорее всего, тоже на выезде, в Тифлисе. В первом отделении к ним примкнули Два еврейских псалма 1941 Александра Гречанинова, написанные для синагоги в Нью-Йорке. А во втором отделении зазвучала уже несколько раз исполненная в России «Страстная седмица» Максимилиана Штейнберга. В буклетном тексте Сергея Терентьева подробно и тщательно разобраны история создания и музыкантские особенности всех произведений. Даже если мы при слушании улавливаем не все детали композиторской изощренности, тем не менее все исполненное явилось мне лично настоящим откровением — я не побоюсь этого слова. Православная музыка в храме, как правило, служит все же больше «фоном», сопровождением, звуковым окружением сакрального действа. Мы ею не «прельщаемся».

Мы также знаем, что во французском католическом соборе наш слух во время службы, как правило, «терзают» переслащенные переборы вялого французского околоромантизма. А звуковая среда в Германии, что у лютеран, что у католиков, пронизана тенью Иоганна Себастьяна Баха.

На один день оркестр и Валерий Гергиев вернутся в Санкт-Петербург, где 2 мая состоится знаковое событие — большой праздничный гала-концерт по случаю десятилетия со дня открытия Мариинского-2. Затем коллектив проедет заключительную часть регионального маршрута фестиваля и выступит в Череповце, Вологде, Калуге, Туле, Пензе и Нижнем Новгороде, а 8 мая музыканты вновь вернутся в столицу и порадуют московскую публику двумя концертами в Зарядье в 14:00 и в 19:00. А уже вечером в 19:00 на сцене Большого зала Московской консерватории состоится торжественное закрытие Фестиваля. На мероприятия будут приглашены ветераны и участники Великой Отечественной войны, некоммерческие общественные организации, воспитанники детских школ искусств Москвы.

По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на mail lightaudio.

По центру — большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера — гробница праведного Лазаря. Сзади храма на высоте расположены хоры. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6х12 м.

Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь — друг Божий». Рака — как стол, как бы ванна большая, каменная — 1,3х0,8х0,7 м.

Храмовое пение

Богогласник - Православные песни и духовная музыка Молитва (С этой песней группа победила на Международном фестивале современной православной песни.
Церковные Песнопения » Скачать или слушать бесплатно в mp3 Хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря сформировался в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Хор состоит только из монахинь. Представленные на сайте песнопения записаны в храме монастыря (1994г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий