Новости что влияет на выбор метода коррекционного воздействия

Выбор метода коррекционного воздействия зависит от. Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации.

Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в процессе решения проблем

Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии являются [200]. Выбор метода коррекционного воздействия зависит от. Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия закрепляет необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Представим влияние двух подгрупп методов на формирование. Выбор формы, метода, способа работы для специалиста опирается на сочетании множества факторов.

Вопрос 10 Правила постановки целей коррекции

Эти данные могут быть использованы для выбора методов коррекционного воздействия, учитывающих особенности психологического развития ребенка. Также важным аспектом диагностики является учет социальной среды, в которой вырастает ребенок. Социальная диагностика позволяет определить уровень поддержки со стороны семьи, друзей и школы, а также выявить проблемы, связанные с неприятием или исключением со стороны окружающих. Эти данные помогают выбрать методы коррекционного воздействия, которые учитывают особенности социальной среды ребенка. В целом, диагностика играет важную роль в выборе метода коррекционного воздействия. Она позволяет определить особенности развития ребенка, выявить его потребности и проблемы, а также помогает специалистам выбрать и применить подходящие методы коррекционной работы. Влияние возраста на выбор метода коррекционного воздействия В детском возрасте основным фактором, влияющим на выбор метода коррекционного воздействия, является период развития. В раннем возрасте, дошкольном и младшем школьном возрасте, главная задача — создать условия для стимуляции всех аспектов развития ребенка. В таких случаях используются методы ранней коррекции и комплексного подхода, включающие в себя комплекс развивающих занятий, игр и упражнений, направленных на активизацию всех сфер развития.

Подростковый возраст представляет собой период изменений и поиска собственной идентичности. В этом возрасте особенно важным становится индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей и интересов подростка. При выборе метода коррекционного воздействия учитывается доминирующая сфера развития и проводятся индивидуальные занятия, направленные на развитие конкретных навыков и способностей.

Если нет возможности путем коррекции впрямую повлиять на эмоциональные нарушения, необходимо использовать более сохранные функции для максимально более полной реализации потенциальных возможностей ребенка. При этом сохраняется возможность опосредованного воздействия на аффективную сферу.

Социальная ситуация развития. Чтобы решить, как работать с ребенком, необходимо проанализировать, каковы реальные и потенциальные возможности его социальной адаптации. При знакомстве с семьей Вы должны сделать если не заключение, то хотя бы предположение о том, какое место занимает ребенок в семье, каковы ожидания родителей. Позиция родителей в отношении ребенка, требования, которые они к нему предъявляют, их готовность к сотрудничеству и участию в коррекционном процессе очень важны при выборе подхода. Если такое сотрудничество невозможно например, в ситуации, когда родители работают, а с ребенком сидит бабушка , то, на наш взгляд, лучше применять эмоционально-уровневый подход, в рамках которого основная работа ведется «здесь и сейчас».

Поведенческий и ТЕАССН-подходы в большей степени рассчитаны на изменение всех сфер жизни ребенка на продолжительный срок, поэтому их применение можно начинать, если есть уверенность в том, что семья будет работать в том же направлении, что и специалисты. Однако, несмотря на это, необходимость обучения ребенка жизненно важным навыкам например, навыкам самообслуживания; невербальной коммуникации порой заставляет отступать от этого правила.

Ресурсы включают в себя финансовые, технические, человеческие и информационные ресурсы. Финансовые ресурсы определяют бюджет, выделенный на реализацию коррекционного воздействия. Технические ресурсы могут включать в себя необходимое оборудование, программное обеспечение и доступ к интернету. Человеческие ресурсы определяют наличие специалистов с необходимыми навыками и опытом для проведения коррекционного воздействия. Информационные ресурсы означают наличие достоверных и актуальных данных для разработки и реализации метода коррекционного воздействия.

Ограничения могут быть обусловлены физическими, социальными, временными или правовыми факторами. Физические ограничения могут включать в себя доступность инфраструктуры или географические ограничения. Социальные ограничения могут возникать из-за культурных или социальных норм и ценностей, которые необходимо учитывать при разработке метода коррекционного воздействия. Временные ограничения могут быть связаны с ограниченным временем или сроками выполнения задач. Правовые ограничения могут требовать соблюдения законодательства и регуляций. Анализ доступных ресурсов и ограничений позволяет определить возможности и ограничения при выборе метода коррекционного воздействия. Учитывая эти факторы, можно выбрать наиболее эффективный и реализуемый метод ответа, учитывая имеющиеся ресурсы и ограничения.

Результаты исследований и опыт предыдущих случаев При выборе метода коррекционного воздействия на различные проблемы или ситуации, специалисты полагаются на результаты исследований, а также на свой собственный опыт предыдущих случаев. Они проводят анализ различных подходов, учитывают принципы эффективности и безопасности, а также специфические особенности каждого конкретного случая.

Психотерапевт помогает выработать позитивное отношение к своей жизни и научиться принимать себя со всеми недостатками и достоинствами. Реципрокная ингибиция. Негативные мысли, эмоции, паттерны поведения замещаются позитивными. Подавить тревогу, страх можно, если включить противоположные раздражители — релаксацию или гнев. Важный момент: при удалении неправильного элемента нужно обязательно заполнить образовавшийся пробел. Человек находится во власти иррациональных установок — «должен», «нужно», «следует», воспринимает происходящие события именно с позиции этих стереотипов, а затем действует на основе своих интерпретаций. РЭПТ помогает изменить схемы мышления и учит вести себя более рационально.

Парадоксальная интенция. Автор этого метода — австрийский психиатр Виктор Франкл — предлагает еще раз прожить проблемную ситуацию, но изменить свое поведение на 180 градусов. Например, если пациент страдает от бессонницы, психотерапевт рекомендует бодрствовать, а не пытаться заснуть всеми возможными способами. Этот метод используется как инструмент неотложной психотерапевтической помощи. Работа проходит в три этапа: остановить мысль, которую нужно стереть, — расслабиться — закрепить результат, представив что-то приятное.

Проект "Современные способы психологической коррекции и профилактики в образовательной организации"

В анималотерапии предпочтение отдаётся «социализированным» животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и дает массу эстетических переживаний. Наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Также наблюдения за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей. Многовековая практика подтверждает теории: лечиться можно не только с помощью реальных домашних животных, но и их образов: игрушек, изображений, рассказов о них.

В итоге, выбор метода ответа в коррекционном воздействии требует тщательного анализа и оценки различных факторов. Он должен быть адаптирован к индивидуальным потребностям пациента, учитывая его возраст, тип нарушения и особенности.

Правильный выбор метода ответа может существенно повысить эффективность коррекционного воздействия и привести к улучшению коммуникативных навыков пациента. Важность правильного выбора метода коррекции При решении проблемных ситуаций и коррекции различных недостатков или проблем, возникающих в процессе, важно правильно выбрать метод коррекционного воздействия. Выбор подходящего метода напрямую влияет на эффективность решения проблемы и достижение желаемых результатов. Оптимальный метод коррекции должен учитывать индивидуальные особенности, потребности и цели каждого конкретного случая. Например, если речь идет о ребенке с задержкой развития речи, то выбор метода коррекции должен исходить из понимания причины задержки и уровня развития ребенка. Правильный выбор метода коррекции также позволяет адаптировать подход под особенности и потребности конкретного человека или группы. Например, если речь идет о работе с детьми, то метод должен быть приспособлен к их возрасту, интересам и уровню развития.

Важным фактором для выбора метода коррекционного воздействия является также доступность и ресурсная составляющая. Для успешной реализации метода необходимы соответствующие специалисты, материальные и финансовые ресурсы. Поэтому при выборе метода необходимо анализировать не только его эффективность, но и возможности его реализации. Более того, правильный выбор метода коррекции положительно влияет на мотивацию и участие самого человека или группы в коррекции. Если метод соответствует индивидуальным потребностям и ожиданиям, то вероятность участия в процессе и достижения желаемых результатов значительно увеличивается. Различные методы коррекционного воздействия 1. Индивидуальные занятия.

Данный подход предполагает индивидуальное обучение ребенка с преподавателем или специалистом, что позволяет учитывать его особенности и настраиваться на его ритм работы. Групповые занятия. Такой метод коррекционного воздействия предполагает работу в малых группах, что позволяет детям развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. Компьютерные программы. Современные технологии позволяют создавать специальные программы для коррекционного обучения, которые помогают развивать у ребенка навыки в интерактивной форме. Метод поддерживающего окружения.

Например, для детей младшего возраста может быть эффективным использование игровых методик, а для подростков — более активных и интерактивных форм работы. Тип нарушения: В зависимости от типа нарушения, будут применяться различные методы коррекции. Например, для коррекции речевых нарушений могут использоваться упражнения на развитие артикуляции, а для коррекции умственной отсталости — специальные образовательные программы.

Индивидуальные особенности клиента: Каждый клиент имеет свои индивидуальные особенности, которые могут потребовать различных методов коррекции. Например, для клиентов с высокой степенью тревожности может быть эффективным использование сниженного уровня экспозиции, а для клиентов с высоким уровнем мотивации — использование задач с повышенной сложностью. Доступность и ресурсы: При выборе метода коррекции необходимо учитывать доступность средств и ресурсов, которые могут понадобиться для его реализации. Например, некоторые методы могут требовать специализированного оборудования, материалов или персонала. Предпочтения и мотивация клиента: Важно также учитывать предпочтения и мотивацию клиента, так как это может влиять на его участие и сотрудничество в процессе коррекционного воздействия. Например, если клиенту не нравится определенный метод или он не видит в нем смысла, то его мотивация может быть низкой, что может сказаться на результате работы. Учитывая все эти факторы, психолог может выбрать наиболее подходящий метод коррекции, который будет эффективным и соответствовать потребностям и особенностям клиента. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности. Каждый человек уникален, и его индивидуальные характеристики могут существенно влиять на выбор метода коррекции.

Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы. Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ. Задачи коррекционной работы могут быть поставлены только на основании диагностического обследования, оценки зоны ближайшего развития и тех коррекционно-педагогических средств, которые следует применять, чтобы поднять ребенка на более высокий уровень психического развития. На основании поставленных целей можно вывести следующие задачи, которые может ставить психолог: - предупреждать возникновение проблем развития ребенка; - оказать помощь содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; - повышать психолого-педагогическую компетентность психологическую культуру родителей воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения; -развивать психические процессы у детей с задержкой психического развития; - осуществлять коррекцию негативных тенденций развития; - развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка.

Участники Субъект психокоррекции — психолог. Осуществляя психолого- педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком и его родителем чаще матерью. Он использует психологические средства, помогая клиенту ребенку, родителю справиться с трудностями психологического характера. Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой. Более того, в современном понимании психотерапия больше ориентирована именно на психологические средства воздействия на клиента, при использовании которых он остается активной стороной, принимающий на себя равную долю ответственности за результаты психокоррекционного процесса. Проведение психолого-педагогической коррекционной работы требует от психолога теоретической, практической и личностной готовности. Психолог должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в осуществлении на практике конкретных методов коррекционного воздействия.

Что влияет на выбор коррекционного воздействия

Для них характерны ограниченной восприятие предметов окружающей действительности и понимание обращенной речи, несформированность ведущей и типичных видов детской деятельности игровой, продуктивных и др. Умственная отсталость — диагноз, с которым дети попадают в специальную школу. Но и этим детям нужно дать образование, научить их жить, нужно помочь им стать нужными обществу, найти в нем свое место после выхода из школы. Непросто построить правильный воспитательный процесс с такими детьми. Воспитательный процесс в таком образовательном учреждении должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах: - развитие личности ребенка; - коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни детей из дезадаптированных семей. При этом необходимо добиться главного результата — разностороннего развития детей. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы Организация коррекционно-педагогического процесса с детьми со сложными нарушениями развития регламентируется образовательной рабочей программой, годовым календарно-тематическим планом, режимом дня, которые разрабатываются сотрудниками специального образовательного учреждения и утверждаются на заседании педагогического совета после согласования с методическим советом. При разработке режима дня, расписания занятий следует учитывать все виды психической нагрузки воспитанников фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, а также лечебно-восстановительные мероприятия. Их общее количество в течение дня и недели определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В течение дня дети должны иметь возможность самостоятельной игровой деятельности. Обязательно следует создать условия для ежедневных прогулок, так как они не только укрепляют соматическое состояние ребенка, но и являются важным условием для активизации познавательной деятельности, расширения кругозора. Высокая истощаемость психической деятельности у детей со сложными нарушениями развития быстрая утомляемость, ограниченность произвольных форм высших психических функций, трудности регуляции деятельности определяет необходимость постоянного контроля за состоянием воспитанников; чередование разных видов деятельности, отличающихся степенью умственного напряжения; увеличения длительности перерывов между занятиями и включения разгрузочных пауз в структуру занятий. Вся коррекционно-педагогическая деятельность в группе для детей со сложными нарушениями развития базируется на общедидактических и специфических принципах специальной педагогики. Наибольшее значение среди них приобретают следующие принципы: сознательности и активности; систематичности, последовательности и доступности; педагогического оптимизма, коррекционно-компенсирующей и социально-адаптирующей направленности образования и воспитания; реализации деятельностного и индивидуально-дифференцированного подхода, комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Таким образом, в качестве основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми со сложными нарушениями развития можно выделить: развитие и коррекцию двигательной сферы, социально-личностное развитие, развитие познавательной деятельности и формирование представлений об окружающей действительности, развитие речи и коррекцию речевых нарушений, развитие предметно-практической деятельности, развитие игровой деятельности, развитие изобразительной и конструктивной деятельности, развитие трудовой деятельности, эстетическое развитие. Основные задачи коррекционного обучения и воспитания Основная цель воспитательного процесса — создание условий для полноценного развития детей: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного; жизненного и профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции позволяющей каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством. В плане социального развития необходимо формировать у ребенка прочные эмоциональные связи с близкими взрослыми; расширять эмоциональное общение в процессе обыгрывания музыкальных и заводных игрушек.

Во всех играх взрослые побуждают ребенка радоваться, улыбаться, смотреть в глаза, брать игрушку и совершать с ней самостоятельные действия. У ребенка формируют представления о себе учат его воспринимать свой зрительный образ «Я» , о схеме своего тела, о своей семье, способах проявления эмоциональных реакций к близким людям. При этом большое внимание уделяется интересу к сверстникам и способам взаимодействия с ними. Важными задачами социального развития являются формирование самостоятельности в быту, овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками опрятности. В ситуации обучения происходит формирование навыка адекватного поведения в социуме. Физическое развитие направлено на совершенствование основных движений, а также на развитие и совершенствование ручной и мелкой моторики. Детей необходимо учить самостоятельно ходить по прямой дорожке, а также по неровной, мягкой и жесткой поверхностям; обучать подниматься вверх по лестнице с поддержкой взрослого, а затем самостоятельно, держась за перила, спускаться вниз. На занятиях по физическому воспитанию большое внимание уделяется развитию ручной и мелкой моторики.

Детей учат выполнять некоторые движения и действия руками и пальцами по подражанию или показу. В процессе физического воспитания детей обучают практической ориентировке в пространстве, способам взаимодействия со сверстниками. Познавательное развитие включает задачи, направленные на сенсорное воспитание и развитие ориентировочно-поисковых действий с учетом свойств и качеств предметов: формы, величины, цвета, целостного восприятия предметного изображения. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами зрительной, слуховой, тактильной, двигательной. Важными для развития зрительного восприятия являются задания, направленные на соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Наряду с этим детей знакомят с тем, что в комнате имеется дверь, окно; показывают, что один и тот же предмет может находиться в разных пространственных положениях. Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия, слуховых ориентировочных реакций на звучание музыкальных игрушек, звуков природы, бытовых шумов. В целях формирования у детей тактильно-двигательного восприятия используются игровые приемы для развития руки как познавательного органа.

Детей учат различать предметы и их свойства на основе тактильного образца. Так, ребенку предлагают запомнить находящийся в его руке предмет, который он не видит. Затем ребенок должен достать такой же предмет из мешочка, выбрав его среди других. Постепенно задания усложняются: ребенку предлагают правой рукой достать из мешочка такой же предмет, ка и находящийся в его левой руке. При этом ребенок не видит, какой предмет находится в его левой руке. Такого рода игры-занятия способствуют развитию внимания, памяти, восприятия и интереса к познавательным задачам. При ознакомлении детей с окружающим миром основными направлениями является их знакомство с предметным миром и с функциональным назначением предметов; раскрытие внутренних взаимосвязей между предметами и их назначением зонт нужен во время дождя, ножницами режут бумагу и т. Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей.

При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в лицо взрослому. На занятиях используются приемы для активизации артикуляционного аппарата, при необходимости проводится логопедический массаж. Главное на занятиях по развитию речи — сформировать у детей потребность к речевым высказываниям. Формирование предметной и предметно-игровой деятельности направлено на обучение детей умению брать предметы одной рукой, двумя руками, удерживать их, уметь выпускать, ставить на определенное место. Большое внимание уделяется развитию у детей соотносящихся действий: их учат снимать и нанизывать колечки на пирамидки, шарики на стержень; расставлять колышки в дырочки; прятать игрушки в различные коробки и закрывать их крышками; расставлять животных по своим домикам и т. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности направлено на стимулирование у детей интереса к процессам рисования, лепки, аппликации, конструирования. При этом важно развивать базовые предпосылки: зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук, умение подражать действиям взрослого. Методы и приемы обучения школьников Метод гр.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Прием - часть метода, его конкретный элемент. Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения см. Возрастным особенностям и возможностям школьников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации Е. Голант, С. Наглядные — наблюдение, демонстрация, использование ТСО. Словесные — объяснение, рассказ, чтение, беседа.

Практические и игровые — упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Однако, как определить и измерить эту эффективность? Это может быть связано с разнообразными факторами, такими как изменение поведения, улучшение качества жизни или достижение определенных уровней функциональной независимости. Еще одним критерием может быть применимость метода к конкретному случаю. Определение того, насколько метод соответствует конкретным потребностям и характеристикам человека с особыми потребностями, может быть сложной задачей. Отсутствие четких показателей и критериев может привести к неопределенности в выборе метода. Важно учитывать неоднозначность критериев при выборе метода коррекционного воздействия. Необходимо обращаться к опыту и экспертизе специалистов, чтобы получить мнение и совет при принятии решения. Открытый диалог и обсуждение с разными сторонами помогут минимизировать неопределенность и выбрать наиболее подходящий метод для конкретной ситуации. Субъективные предпочтения специалиста При выборе метода коррекционного воздействия на пациента важную роль играют субъективные предпочтения специалиста. Опыт и знания. Специалист, основываясь на своем опыте, может предпочитать определенный метод коррекции, который он считает наиболее эффективным в определенном случае. Специалист может иметь большую уверенность в эффективности определенного метода коррекции, поскольку он им уже успешно пользовался ранее. Некоторые специалисты могут опираться на свою интуицию при выборе метода коррекции, которая может быть результатом их опыта и интуитивного понимания проблемы пациента. Личные предпочтения. Специалист может иметь личные предпочтения относительно одних методов коррекции по сравнению с другими, основанные на его предпочтениях, убеждениях или предыдущем опыте работы с этими методами.

У пожилых людей, снижение физической активности и наличие ассоциированных заболеваний могут потребовать использования различных процедур для повышения общего состояния и восстановления здоровья. Также важно учитывать индивидуальные особенности пациента. Например, наличие аллергических реакций на определенные виды лекарственных препаратов может потребовать выбора нетрадиционных методов лечения или изменение дозировки и протокола лечения. Кроме того, физическая кондиция, образ жизни и предпочтения пациента могут влиять на выбор метода коррекционного воздействия. Состояние пациента также является определяющим фактором. В случае острого или критического состояния здоровья пациента, применение экстренных медицинских методов может быть необходимо. В случае стабильного или хронического состояния, выбор метода ухода и сопровождения будет различаться. В итоге, выбор метода коррекционного воздействия на пациента зависит от множества факторов, включающих характер патологии, возраст пациента, индивидуальные особенности и состояние здоровья. Только учитывая все эти факторы, специалист сможет подобрать оптимальный метод лечения и обеспечить максимальные результаты для пациента. Значимость события при выборе метода коррекции ответа Серьезность последствий: Если событие имеет серьезные последствия или может нанести ущерб, особенно важно выбрать эффективный метод коррекции. Важность события: Если событие относится к важной области, например, критической инфраструктуре или решению важных проблем, требуется особое внимание к выбору метода коррекции. Частота возникновения: Если событие имеет высокую частоту возникновения, то выбор метода коррекции может оказать существенное влияние на общую эффективность системы.

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.

Проект "Современные способы психологической коррекции и профилактики в образовательной организации"

При выборе средств коррекционного воздействия необходима уверенность в причинах того или иного нарушения. Психологи́ческая корре́кция — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность. n Виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (ва).

Психологическая коррекция: методы, виды, задачи

Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. Ключевые факторы, которые могут повлиять на выбор метода коррекционного воздействия для сложных задач: Уровень сложности задачи и психического отклонения. Выбор метода коррекционного воздействия зависит от. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.

Расширяющийся круг практикующих специалистов

  • Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия
  • Вопрос 10 Правила постановки целей коррекции
  • Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия
  • Роль индивидуальных особенностей пациента
  • Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия в подходе к выбору метода ответа

Методы коррекционной работы

Основные методы коррекционного воздействия. Психолог и клиент обсуждают правила и содержание психо-коррекционной работы, особенности воздействия психокоррек-ционных методов, предполагаемый результат. К нетрадиционным методам, используемым в коррекционной работе с детьми с отклонениями относятся.

Методы психологической коррекции

Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента. Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч.

Организуя фронтальную работу с классом, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. К ответу на более простые вопросы следует привлекать наиболее слабых учащихся. В отдельных случаях на уроках математики сами наблюдения могут служить ведущим методом в сочетании с методом изложения знаний или беседы.

Какое число умножали? Учащиеся подводятся к выводу: «При умножении на 10 произведение можно получить из множителя, если к нему приписать один нуль справа». Обобщение учащиеся сделали на основе наблюдения умножения однозначного числа на 10. Однако надо помнить, что этот метод «добывания» новых знаний может быть использован не всеми учащимися. Чтобы усвоить ту же тему, более слабые учащиеся слушают объяснение учителя или более сильного ученика, источником знания для которых служил учебник. Самостоятельная работа в процессе закрепления математических знаний может быть организована по-разному. В одних случаях она требует от учащихся использования лишь репродуктивной воспроизводящей деятельности. Закрепление и повторение математических знаний не возможны без упражнений. Упражнения используются для формирования навыков счета, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи и т.

Упражнения должны использоваться в определенной системе, с нарастающей степенью трудности. Успешность ее выполнения является, как правило, показателем того, насколько учащиеся подготовлены к самостоятельному выполнению домашних заданий. Практические работы — это, как правило, ручная деятельность учащихся с раздаточным дидактическим материалом, измерения, лепка, аппликация, рисование.

Нередко объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Однако метод изложения знаний требует максимума активности от учителя, а не от учащихся. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической. После беседы учитель должен дать учащимся образец ответа в виде связного рассказа. Например, после беседы и выводов о количестве элементов в прямоугольнике и свойствах его углов и сторон учитель дает образец ответа детям: «Прямоугольник имеет 4 угла, 4 вершины, 4 стороны.

Все углы у прямоугольника прямые. Противоположные стороны равны». Беседа как метод обучения широко используется при решении задач. Организуя фронтальную работу с классом, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. К ответу на более простые вопросы следует привлекать наиболее слабых учащихся. В отдельных случаях на уроках математики сами наблюдения могут служить ведущим методом в сочетании с методом изложения знаний или беседы. Какое число умножали? Учащиеся подводятся к выводу: «При умножении на 10 произведение можно получить из множителя, если к нему приписать один нуль справа».

Обобщение учащиеся сделали на основе наблюдения умножения однозначного числа на 10. Однако надо помнить, что этот метод «добывания» новых знаний может быть использован не всеми учащимися.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента. Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента. На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

Факторы, влияющие на выбор подхода

Индуцированный катарсис представляет собой переживание эмоционального состояния по механизму внушения преимущественно от взрослого и заражения благодаря участию в совместной коллективной игре. Викарный катарсис выступает как форма сопереживания ребенка сверстнику или взрослому, приводящая к стабилизации его собственного эмоционального состояния; инсайт — одновременно и результат, и механизм игротерапии. Как результат инсайт представляет собой достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации и разъяснении со стороны терапевта, а достигается ребенком внезапно, через объединение переживаний и знаний о себе и своих отношениях с другими. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер; исследование тестирование реальности, то есть апробирование ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей и межличностных отношений. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями и стимулирует их к исследованию новых способов поведения и общения как со взрослым, так и со сверстниками; сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели получения сексуального удовольствия к социально одобряемым целям, не связанным с сексуальностью. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте.

Помимо игры широкие возможности сублимации ребенок может найти в творческих видах деятельности: рисовании, изобразительной деятельности, литературном творчестве, музыке. Особенность сублимации в творческих видах деятельности составляет создание продукта, опредмечивающего аффект, переживаемый ребенком, а тем самым и признание автора, создателя этого продукта; повышает ценность продуктивных, несексуальных целей и приводит к укреплению механизма сублимации. Иначе говоря, механизм сублимации самоподкрепляет себя. Выходя за рамки психоаналитического подхода, следует отметить весьма расширительное толкование термина сублимации как перевода энергии от социально неприемлемых к социально приемлемым целям. В настоящее время психоаналитическая практика претерпевает определенные трансформации, смыкаясь в своих лучших образцах с гуманистическим подходом. Фрейдистское психоаналитическое содержание игротерапии, сводящее игру к актуализации первичных сексуальных влечений, все более и более подвергается вымыванию и эрозии.

Популярность и эффективность игротерапии для преодоления трудностей психического развития объяснена Д. Элькониным: «Гениальность учения Фрейда заключается в том, что если сбросить с нее сексуальную оболочку, то за ней раскрывается тончайшая сетка социальных отношений самых разных — от интимных до широких. За всеми травмами... Гуманистически ориентированный подход Гуманистически ориентированный подход, теоретические основы которого были заложены в работах А. Маслоу, К. Роджерса, А.

Адлера, в психологической практике представлен клиент-центрированной терапией, применительно к детям — терапией, центрированной на ребенке, или терапией отношений. Практика игротерапии в рамках клиент-центрированного подхода отражает главные этапы исторического развития теоретических оснований ее использования. Можно обозначить три основных этапа развития клиент-центрированной терапии — от «недирективной» до терапии, центрированной на чувствах и переживаниях. Первый этап— недирективной психотерапии 1940— 1950 — этап формулирования К. Роджерсом основных принципов терапевтической работы. Главными принципами стали установление между терапевтом и клиентом отношений недирективного типа и предоставление клиенту возможности свободно и самостоятельно исследовать проблемную ситуацию, изменяя свои взгляды и поведение.

Терапевтические отношения недирективного типа строились как отношения, укрепляющие чувство безопасности и надежности, отношения, в которых терапевт, взаимодействуя с клиентом в недирективной безоценочной манере, то есть не навязывая своих оценок, советов, мнений выслушивает клиента, демонстрирует его принятие и тем самым создает благоприятные условия для его самостоятельного волевого решения. Второй этап — этап «терапии, вербализующей чувства 1950—1967 — отражает стремление К. Роджерса найти психологические средства, позволяющие оптимизировать процесс поиска клиентом решения проблемной ситуации. Такими средствами стали реализация терапевтом принципа эмпатического принятия клиента и поведения рефлексивно-вербализующего типа. Принцип эмпатического принятия клиента включает три базисных компонента: безусловное принятие клиента и эмоциональная теплота по отношению к нему; эмпатия как понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность терапевта в процессе коммуникации с клиентом. Принцип эмпатического принятия обеспечивает наиболее благоприятные условия для самоисследования и самопознания клиента.

Фокусом исследования выступают чувства, переживания и эмоциональные состояния клиента. Главная задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать эти чувства, увидеть их взаимосвязь с трудностями поведения и общения и выработать конструктивные способы преодоления конфликтных и проблемных ситуаций. Могущественным средством психологической помощи клиенту становится вербализация терапевтом чувств и переживаний клиента по типу эмпатического или «активного» слушания. Третий этап развития клиент-центрированной терапии характеризуется дальнейшим поиском средств и условий оптимизации терапевтических отношений для повышения эффективности терапии. Итогом этого поиска стала дальнейшая разработка техник конгруэнтной коммуникации, включающих помимо эмпатического слушания конфронтацию, метод разрешения конфликтных ситуаций. Применительно к практике работы с детьми усиленно разрабатывается игровая терапия [95; 212] и семейная терапия, где в центре внимания оказываются детско-родительские отношения и способы коммуникации.

В теории и практике игровой терапии, основанной на идеях клиент-центрированной терапии, мы находим реализацию всех указанных выше принципов и требований. В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной самореализации и саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие неблагоприятных средовых условий либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими и, в первую очередь, с родителями и близкими взрослыми. Отношение и связь с другим человеком составляет необходимое условие личностного развития. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет для него, по мнению сторонников недирективной терапии, единственную возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.

Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым. Таким образом, игра является эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач, что позволяет рекомендовать игротерапию к использованию во всех детских учреждениях и коллективах. В то время как представители психоаналитического подхода связывают коррекционные возможности игры с ее символическим характером, сторонники недирективной, центрированной на ребенке терапии главное значение придают практике реальных взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе игры. Взрослый в игротерапии реализует как бы «двойную функцию»: выступая в качестве «идеального родителя», терапевт посредством эмпатического принятия обеспечивает ребенку переживание чувства самоценности и облегчает самопринятие; выступая в качестве партнера по игре, терапевт открывает возможности приобретения нового позитивного опыта равноправного сотрудничества и кооперации, где каждый участник взаимодействия имеет свободу выбора поступка и право принятия на себя ответственности. Принципиально новый характер и содержание отношений между ребенком и взрослым уничтожают традиционную для нашей системы воспитания дистанцию между ними и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетентности ребенка. Как указывает Д.

Эльконин, трудности поведения, которые подвергаются коррекции этого вида терапией, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, — именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми может быть выделена из практической деятельности по установлению и построению этих межличностных отношений. Оптимальной формой для моделирования, исследования этих отношений и ориентировки в них является ролевая игра, позволяющая объективировать их в материализованной форме в виде игровых действий и выполнения ролей, в форме, наиболее благоприятствующей разрешению проблемной ситуации, стоящей перед ребенком. Одной из центральных линий развития дошкольного возраста является «децентрация» Ж. Пиаже как преодоление жестко фиксированной познавательной позиции по отношению к предметному миру и миру социальных отношений и переход к учету и соотнесению многообразия позиций, мнений и точек зрения по отношению к объекту или событию. Эгоцентрическая, т. Игра, по мнению Д.

Эльконина, — это «деятельность, преодолевающая эгоцентризм». Ее основное противоречие — "вся во власти желаний", следовательно, максимально эгоцентрическая, но вместе с тем и преодолевающая эти желания. Подстановка вместо одних желаний других — не своих» [183, с. Главным механизмом, обеспечивающим преодоление эгоцентризма в игре, является принятие ребенком роли и выполнение ее. Основная функция ролевой игры состоит в преодолении «центрации» за счет предоставления ребенку широкой практики изменения позиции в игре. Развитие у ребенка способности к более эффективному разрешению проблемных ситуаций за счет децентрации, то есть умению увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации, повышает степень его социальной и когнитивной компетентности.

Ролевая игра предоставляет существенные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка. Объяснительным принципом генезиса и развития психологических новообразований в отечественной психологии выступает закон интериоризации, выступающий в виде закона развития высших психических функций у Л. Выготского и закона планомерно-поэтапного формирования действия у П. Психологическое содержание интериоризации составляет переход от внешних форм действия к внутренним через ряд последовательных преобразований. Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия. По мнению Л.

Выготского, процесс формирования внутреннего плана действия представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов. С другой стороны, внутренний план действий возникает только там и тогда, где возникает необходимость ориентировки на действие другого человека, результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели [183]. Ролевая игра в ее индивидуальном, а тем более — групповом варианте, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности [183, с. Отражение и вербализация психологом чувств ребенка в соответствии с принципом «конгруэнтной коммуникации» объективирует эти чувства для ребенка, позволяя осознать их и посредством этого выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий, то есть сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения. Отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирование реальных, значимых для него межличностных отношений дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности. При организации коррекционной работы предпочтение, как правило, отдается групповым формам игровой коррекции.

Более того, подавляющее большинство теоретиков и практиков игровой терапии настаивают на проведении групповых занятий. Психологический смысл этого обстоятельства связан с той ролью, которую имеют игровые и реальные отношения детей в игре. Как указывал Д. Эльконин, в игре есть два центра: 1 взрослый и «идеальная форма» развития; в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и 2 общение детей друг с другом, их реальная связь. Если значение отношений «ребенок — общественный взрослый», то есть значение собственно игровых отношений, достаточно полно проанализировано в психологической литературе, то значение реальных отношений еще только предстоит выявить. Вместе с тем в исследовании С.

Карповой и Л.

Рассмотрим эти факторы подробней. Универсальность, или «чувство общности», «участие в группе», наблюдается только в групповой психокоррекции.

Ребенок не одинок в своих проблемах. Уже само непосредственное участие в работе психокоррекционной группы воздействует эффективно и вызывает желаемые изменения. Приходя в группу, дети полагают, что у них особые исключительные проблемы и что они вряд ли смогут поделиться своими мыслями и переживаниями.

Когда же в группе они видят, что у других членов те же самые опасения и что у других есть такие же проблемы, им становится значительно легче. Принятие, или акцепция. Кратохвил называет этот фактор эмоциональной поддержкой.

При эмоциональной поддержке большое значение имеет создание климата психологической безопасности. Безусловное принятие ребенка группой, наряду с эмпатией психолога и его конгруэнтностью, - одна из составляющих позитивного отношения, которое стремится построить психолог. Эта триада К.

Роджерса имеет огромное значение в индивидуальной коррекции и не меньшее - в групповой. В самой простой форме эмоциональная поддержка проявляется в том, что психолог в индивидуальной психокоррекции или участники группы при групповой психокоррекции слушают человека и пытаются понять его. Далее следует принятие и сочувствие.

Если ребенок является членом группы, то его принимают без оглядки на его положение, особенности поведения, прошлое. Он принимается таким, каков он есть, с собственными мыслями и чувствами. Группа позволяет ему отличаться от других членов группы, от норм общества и никто его не осуждает.

Положительный психокоррекционный эффект на ребенка может оказывать не только поддержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим, сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы. Альтруизм помогает преодолеть болезненную направленность на себя, повышает чувство принадлежности к остальным, чувство уверенности и адекватной самооценки. Этот механизм специфичен для групповой психокоррекции.

Он отсутствует в индивидуальной психокоррекции, так как там ребенок находится исключительно в позиции человека, которому помогают. В групповой психокоррекции все дети играют психокоррекционные роли по отношению к другим членам группы. Отреагирование, или катарсис.

Сильное проявление аффектов -важная составная часть коррекционного процесса. Этот механизм является универсальным. Он срабатывает и в индивидуальной, и в групповой психокоррекции.

Здесь пациент сам влияет на состояние собственной нервной системы через эффекты самовнушения. В качестве инструментов влияния на собственную психику используются факторы: тонус мышц, дыхание, чувственные образы и слово. Известно, что все эти факторы самым тесным образом связаны с работой мозга. Сознательным волевым изменением тонуса скелетных мышц в сторону расслабления оказывают влияние на уровень психической активности и текущее состояние нервной системы. Расслабление мышц осуществляется синхронно с изменением ритма дыхания. Формирование чувственного образа позитивного характера через слуховые, зрительные или другие виды представлений способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе. Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое. Метод группового тренинга - это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчиненную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения.

Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога.

Являясь одним из психологических методов, анималотерапия базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии.

Задача метода анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими. В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции : сказкотерапией, игротерапией, арттерапией. Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

В анималотерапии предпочтение отдаётся «социализированным» животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий