Новости что такое синдром отличника

«Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным

Как избавиться от синдрома отличника у взрослых Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника. Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными.

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно. В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая.

Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное? Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать.

Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так. Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей.

Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется?

Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу? Сделайте что-то не идеально, вот увидите - никто не станет из-за этого меньше вас любить. Как предотвратить появление синдрома отличника?

Любите своего ребенка а также своих близких и себя самого не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь.

Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха. По-настоящему успешный человек сохраняет гармонию внутри, не требует повышенного внимания окружающих и не ждет чрезмерной похвалы за свои действия. При необходимости комплексной проработки причин тревожности и низкой самооценки следует обратиться к специалисту. Опытный психолог поможет определить источник трудностей, а вы — сделать все возможное для его устранения. Поделиться в социальных сетях.

Нередко породить его может вереница последовательных невезений, вследствие которых, человек убеждает себя, что в этом он полностью виноват, поскольку если бы он больше работал, занимался отношениями, лучше учился, то достиг бы идеальных результатов. Подобные мысли постепенно закрепляют в человеческом мозге установку, что любая неудача вызвана собственным несовершенством. Синдром отличника у мужчины чаще формируется на ярусе подсознания, поскольку спровоцирован мнением, что если он будет идеально со всем справляться, то станет достойным одобрения и любви. Помимо того исследования доказали, что склонность к зарождению рассматриваемого синдрома бывает врождённой, обусловленной типом темперамента и индивидуальными психофизиологическими специфическими чертами индивида. Диагностика Обнаруживается синдром отличника у детей в глубоких переживаниях из-за получения любой отметки ниже отличной. Дети, страдающие рассматриваемым отклонением, легко жертвуют развлечениями, свободным досугом, общением с одногодками ради обретения первенства в учебной деятельности. Так как ведущей мотивацией в новом виде деятельности для малыша с данным синдромом становится не получение знаний, а достижение любыми усилиями отличной отметки, одобрения учителей, похвалы родителей, то это приводит к зависимости крохи от отношения окружения, от их суждений. Также подобное отношение к отметкам, получаемым на уроках, порождает нестабильность самооценки: она растёт при похвале и резко снижается при стороннем неодобрении. Помимо того проявлением комплекса отличника можно считать и болезненную ревность, возникающую при похвале других детей. Малыш, которого значимые взрослые не принимали таким, каков он есть, которому они не выказывали безусловную любовь, вынужден во взрослом состоянии преодолевать колебания самооценки. Став взрослыми, «отличникам» сложно осознать, что их можно полюбить не за что-то, а вопреки всему, просто за то, что они существуют. Синдром отличника у взрослых чаще проявляется комплексом признаков: — ощущения вины за гипотетический неуспех; — сильным чувством ответственности; — неумением расставить акценты, попытками стать успешным во всём; — неумением проигрывать. Для постановки верного диагноза, рассматриваемый синдром следует дифференцировать от стремления к самореализации либо от перфекционизма. Дифференциальная диагностика, в первый черёд, подразумевает сбор анамнеза, который позволит увидеть полноту клинической картины. Человек, имеющий данное нарушение, всегда будет сконцентрирован на внешнем аспекте деятельности, непосредственно результате и его признании, заработанных оценках, похвалах или вознаграждениях, на победе над соперниками. А перфекционисты сосредотачиваются именно на качественных характеристиках выполняемой работы, на самой деятельности. При проведении комплексного диагностирования применяются такие методы, как беседа и использование опросников. Беседа заключается в проведении опроса, который помогает выяснить все тонкости и специфики симптомов, беспокоящих пациента. Поскольку «отличник», обрисовывая собственный настрой, будет рассказывать о появлении чувства подавленности и напряжения после совершения ошибок, присутствии страха неуспеха и воодушевления вследствие реализации намеченного. Опросники подразумевают определённый подбор тестов, позволяющих исследовать самооценку «отличника», его взаимоотношения в детстве со значимыми взрослыми лицами учителями, родителями. Также применяются проективные методики, заключающиеся в изображении собственной семьи, своих страхов, себя. После чего рисунок интерпретируется психологом. Это позволяет обнаружить страхи, потребности, ожидания, спрятанные в глубине подсознания.

Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание? Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому? Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника. Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову. А от некоторых и вовсе стоит отказаться. Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится. Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём. Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти. И подумайте, к чему она приведёт. А значит, такой ошибки можно не бояться.

Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться

При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке». Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги.

И горе тем сотрудникам, чей начальник в детстве получил наказ «возвращаться домой только с пятерками» - ведь он будет искренне убежден, что работу можно или не сделать вообще, или сделать идеально. Какая еще болезнь, рождение ребенка, отпуск? Ну-ка сел за компьютер - и написал отчет, ну и что, что сейчас три часа утра, ничего не знаю! Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается. Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец. Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс? Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы - что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание.

Проявляйте искренний интерес, слушайте, если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше - не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом. Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи - это прекрасный способ узнать свои слабые стороны и понять, над чем еще можно поработать. Если же ребенок сам стремится продемонстрировать свой успех - «смотри, мама, у меня сегодня две пятерки» - старайтесь все равно избегать похвалы именно за высокий балл.

Ошибаться может каждый. Примите свои недостатки и себя и осознайте, что имеете право на ошибку. Полюбите себя.

Ваша уверенность не должна зависеть от мнения окружающих. Оценка других — это не мерило вашей ценности. Тем более, что быть идеальным для всех — нереалистичная задача.

Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог. Всё получится! Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно. Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание? Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому? Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника.

Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову. А от некоторых и вовсе стоит отказаться. Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится. Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём.

О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья.

На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям.

И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше.

Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки.

Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться

Что мы увидели В опросе приняло участие 67 человек: 62 женщины и 5 мужчин Подавляющее большинство опрошенных знакомо с понятием "синдром отличника", что говорит о значительной общей осведомленности о данной проблеме среди студентов, независимо от их возраста и соответствующего опыта. Наше внимание также привлекло соотношение ответов на вопросы 2 и 5. Мы видим, что вариант мужского рода является более употребим по мнению респондентов: "синдром отличника" предпочли две трети опрошенных. Это расходится с данными, например, Омского университета. Однако здесь же стоит отметить, что каждый из мужчин, прошедших наш опрос, посчитал, что женщины подвержены синдрому отличника чаще Кроме того, аудитория опроса - студенты, которые в значительной мере разбираются в современных тенденциях и понимают, что в наши дни на женщину взваливается, порой, двойная ответственность: карьера и семья.

Однако мы не отрицаем и справедливость исследований Омского университета, так как и на мужчин давит груз общественных ожиданий, зачастую связанный с токсичной маскулинностью, необходимостью успехов на карьерном поприще и др. Сравнив два графика, мы видим, что на данный момент термин "синдром отличника" кажется более часто употребимым. Одновременно с этим, женщины, находясь под давлением социума, страдают от данной проблемы все чаще, что подтверждают как данные опроса, так и тенденции по употребимости термина "синдром отличницы", который был представлен выше на графике Google Ngrams. Выводы В ходе своего исследования мы выяснили, что наши сверстники в значительной степени осведомлены о существовании такой проблемы, как синдром отличника и отличницы что нас очень порадовало.

Более того, они относятся к нему преимущественно негативно, с опаской, волнением за своих близких. А причина для тревоги действительно существует, потому что у подавляющего большинства опрошенных в окружении есть люди, подверженные этому синдрому. Кроме того, во время изучения данного вопроса, мы выявили общую тенденцию к увеличению популярности именно формы женского рода, "синдрома отличницы", на что нашлось несколько жизнеспособных объяснений, уже упомянутых нами: большая ответственность на плечах женщины, распространение феминитивов и др.

Ребенок может часто болеть простудными заболеваниями.

Врач может выявить вегетативную дисфункцию, которая проявляется психосоматическими головными болями, скачками давления, головокружением. В особенно стрессовых ситуациях появляется тошнота, рвота, предобморочное состояние. Как правило, вспышки недомогания случаются, когда нужно сделать что-то, что вызывает страх неудачи. Особенно уязвимой становится психика ребенка в пубертатный период.

Длительное пребывание в стрессе способствует развитию депрессивных состояний, на фоне этого могут появляться мысли о самоубийстве. Во взрослом возрасте проще не станет. Риск попасть в абьюзивные отношения у таких людей выше. Также «отличником» могут пользоваться в рабочих отношениях, ведь он будет готов выполнять любую работу, чтобы получить одобрение.

Как помочь «ребенку-отличнику»? Пересмотрите свое поведение, проработайте установки. Чтобы помочь ребенку, вам придется постоянно контролировать свои действия и слова. Поймите, что ваш ребенок — это не вы, у него может быть другой характер, другие интересы и способности.

Это не ваша собственность, это отдельный человек, позвольте ему самому решать, чем заниматься. Ваша задача — посоветовать, помочь и поддержать. Умерьте ожидания и снизьте планку требований. Разумеется, успеваемость ребенка следует держать под контролем, но не стоит требовать от него таких результатов, которых он не может достичь.

Если вы уверены, что способности нужно развивать, проявите терпение, помогите, поддержите ребенка. При этом помните, что если вам что-то дается просто, для ребенка это может быть неподъемной ношей. Хвалите не за отметку, а за процесс и результат. Старайтесь избегать общих фраз «ты молодец», «ты умница» , используйте так называемую «описательную похвалу», конкретизируйте действия ребенка: похвалите за старание, за правильно решенное уравнение, которое у него не получалось, за написанный без ошибок диктант.

Ни в коем случае не наказывайте ребенка за плохие отметки или неудачи. Поинтересуйтесь причинами, поддержите и предложите помощь, лишний раз напомните, что любите ребенка. В эти минуты ему особенно важны ваше внимание и участие. Объясните ребенку, что совершать ошибки — это нормально, ведь мы учимся.

Если что-то не получилось, всегда можно попробовать заново. Как говорится, если долго мучиться, что-нибудь получится — это истина, о которой следует почаще вспоминать.

Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному. Кто-то, получив задание от начальника, которое нужно выполнить в течение 2-3 дней, будет в первый же день сидеть на работе допоздна, пока не справится. А после этого еще несколько раз перепроверит — не упустил ли какую-нибудь деталь. Ведь все должно быть идеально. Любой другой на его месте сделал бы и сдал все в срок, не переживая из-за возможных недочетов. Ведь их всегда можно исправить, если начальнику что-то не понравится. Но отличник, который уверен, что он все и всегда делает идеально, не может допустить критики со стороны начальства или коллег. Он переживает ее очень болезненно.

Поэтому старается с первого раза выполнить работу на отлично. Оценка «хорошо» его не устраивает. Когда подобное отношение распространяется только на работу, это даже неплохо. Начальство сможет оценить по достоинству вашу компетентность и продвинуть по карьерной лестнице. Но у многих отличников подобные симптомы заметны и во всем остальном внешний вид, личная жизнь, порядок в доме, излишняя требовательность к домашним. А это уже сильно усложняет жизнь не только им самим, но и их близким. Вся жизнь таких отличников должна соответствовать самым высоким стандартам. Все промахи, недочеты, оплошности, ошибки, замеченные окружающими, воспринимаются как трагедия. Мнение окружающих настолько важно для них, что они испытывают постоянные перепады настроения. Если заметили и похвалили — человек полон энтузиазма и готов буквально горы свернуть.

Если результаты его труда остаются незамеченными или кто-то проявил себя лучше и заслужил похвалу, у него опускаются руки, появляется апатия. Отличник живет в состоянии постоянного соревнования с «конкурентами» за качественный результат и похвалу. Синдром отличника нельзя однозначно охарактеризовать как плохой или хороший. С одной стороны, он отнимает массу лишнего времени у его обладателя, с другой — заставляет ответственно относиться к порученному делу, быть внимательным, скрупулезным, соблюдать сроки, не подводить людей. Поэтому полностью искоренять его не стоит — лучше просто взять его под свой контроль. Как мешает во взрослой жизни Формируется этот синдром еще в детские годы. Первый признак — когда школьник старается заслужить похвалу со стороны взрослых педагогов и родителей в первую очередь отличными оценками. Источник: mgorod. В результате у ребенка складывается стойкое убеждение, что любовь родных и близких людей можно заслужить, только если все делать идеально. Вторая причина, о которой упоминают психологи — стремление школьника заслужить уважение одноклассников, стать популярным среди сверстников, выделиться среди них.

Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда дети начинают соперничать между собой. Третьей причиной является заложенная родителями установка, что только отличники могут добиться в жизни успеха и счастья. Все слышали в детстве фразу: «Будешь плохо учиться — тебя только дворником на работу возьмут! У ребенка складывается четкое понимание, что чем лучше он будет учиться, тем лучше будет его жизнь.

После этого дайте себе право в этих сферах делать что-то не идеально, а просто хорошо, то есть снизьте самоконтроль и требовательность к самому себе. Действуйте, ориентируясь на свои желания и потребности, не стремитесь получить признание других людей. Если наличие синдрома отличника серьезно снижает уровень вашего субъективного благополучия, но вы не можете справиться с ним самостоятельно, обратитесь к психологу», — заключил эксперт. Психологи рассказали, как научиться расшифровывать чужие чувства 11 января психолог, бренд-стратег и основатель компаний Simuran Consulting Владмира Симуран рассказала «Известиям», как справиться с критикой и хейтом , и объяснила, почему оставлять его без обратной связи вредно для психики.

Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом

Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих.

Что такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело жить

«Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова. Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными.

Как справиться с синдромом отличника

  • Чем плохо быть «отличником»?
  • Что такое синдром отличника?
  • Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации
  • Признаки синдрома отличника
  • Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться - Новости
  • Синдром отличника - что делать

Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?

Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства. Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства. какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. Определение синдрома отличника связано с постановкой высоких амбиций личности с последующим ожиданием похвалы.

«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей

Эта установка переносится на другие отношения, следовательно, ребенок ищет одобрения везде. Своими успехами он пытается заслужить любовь. Родители сравнивают ребенка с другими детьми, подчеркивая, что он хуже. Когда в ответ малыш начинает критиковать других, родители отвечают знакомой всем фразой: «Меня не волнует, что делают другие дети». В данном случае ребенок пытается восстановить баланс. Упоминание ребенком грехов оппонента можно назвать реакцией психологического иммунитета.

В таком случае успехи ребенка — это способ потешить свое самолюбие. Любому родителю приятно, когда хвалят их детей, но некоторые мамы и папы успехи ребенка воспринимают как свои. А неудачи детей они считают позором для всей семьи. Родители сами живут с «синдромом отличника». В этом случае они могут сравнивать ребенка с собой, принуждая поступать так же, или же ребенок просто копирует их модель поведения.

С какими последствиями столкнется «отличник»? Во-первых, это постоянный стресс. Уже с детства «отличник» постоянно чувствует эмоциональное напряжение и тревогу. На фоне стресса возможны нарушения сна, пищевого поведения, нервные срывы, панические атаки. Снижается иммунитет.

Ребенок может часто болеть простудными заболеваниями. Врач может выявить вегетативную дисфункцию, которая проявляется психосоматическими головными болями, скачками давления, головокружением. В особенно стрессовых ситуациях появляется тошнота, рвота, предобморочное состояние. Как правило, вспышки недомогания случаются, когда нужно сделать что-то, что вызывает страх неудачи. Особенно уязвимой становится психика ребенка в пубертатный период.

Длительное пребывание в стрессе способствует развитию депрессивных состояний, на фоне этого могут появляться мысли о самоубийстве. Во взрослом возрасте проще не станет. Риск попасть в абьюзивные отношения у таких людей выше. Также «отличником» могут пользоваться в рабочих отношениях, ведь он будет готов выполнять любую работу, чтобы получить одобрение. Как помочь «ребенку-отличнику»?

Пересмотрите свое поведение, проработайте установки.

Но если внимательно понаблюдать за людьми с «синдромом отличника», выяснится: не знания им нужны, а оценка, причем высшая. Для них в высшей оценке заключено принятие, одобрение и любовь. Такой человек убеждён: если он не будет отличником, его не будут любить.

Ещё до школы ребёнок с «синдромом отличника» хочет быть первым всегда и везде. Сценариев развития у этого синдрома может быть два. Если ребенок не тянет на отличника, он сдаётся и включается мысль: «Я не хочу учиться вообще! Второй сценарий — ребёнок пытается выполнить задание любой ценой, потому что боится: иначе родители не будут его любить и одобрять.

При этом не стоит путать «синдром отличника» с перфекционизмом. Перфекционист стремится сделать всё идеально, но не будет делать это любой ценой, а «отличник», чтобы добиться пятёрки, «пойдет по трупам». Человек с «синдромом отличника» добьётся пятёрки любыми способами — может списать, подсмотреть, смухлевать. Или выдернуть страничку из дневника, завести отдельный дневник для родителей теперь с электронными дневниками так не получится , но другие оценки, кроме отличных, дома не показывать.

Для перфекциониста это не приемлемо. Перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с «синдромом отличника» — на результате и восприятии этого результата другими. Подверженные «синдрому отличника» дети и взрослые часто воспринимают задачу как некое соревнование, в котором они обязательно должны победить, при этом негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же в большей степени думает именно о работе, а не о том, что у него есть соперники.

Самое опасное убеждение, которое формируется при «синдроме отличника» — что четвёрка — вообще не оценка. Казалось бы, что плохого в четверке, но внутри ребёнка уже срабатывает бинарная система: всё или ничего, если я не получил пятёрку, я ничтожество. И, даже если родители ругают несильно, ребёнок может сам себя съесть, пока дойдет домой из школы. А чью любовь пытается заслужить молодая мама, которая начинает делать из своего ребёнка идеального — мучает его правильными конструкторами, ранним развитием и английским языком с восьми месяцев?

Иногда, даже будучи атеистом, человек ищет одобрения и любви у такого вот образа. Очень часто, вырастая, чтобы доказать всему миру, что они не ничтожество, такие мамы будут доказывать всем, что они лучшие мамы на свете. Для этого их ребёнок должен быть самым лучшим: лучше всех одет, больше всех выучил английских слов в 8 месяцев. И, к сожалению, воцерковленных людей с «синдромом отличника» тоже очень много.

Они живут по принципу: «Каждое воскресенье я должен быть на службе, если я на неё не приду, Господь меня накажет. На службу я должен принести список своих грехов и в них отчитаться». Я, конечно, немного утрирую, но их мысли развиваются именно в этом направлении. Каким образом из религиозной идеи получается конструкция, в которой нет места любви?

Формируется мысль: «Любить больно, любить нельзя» и поведение людей, которые выросли в недостатке любви: сами они любить не умеют и боятся, но очень хотят получить то, чего недополучили. При этом они уверены, что любовь нужно заслужить. А то, что Бог любит всех, отличники они или двоечники, как, например, в притче о блудном сыне, им непонятно. А ведь немало святых, которым с детства не давалась наука.

Это и Сергий Радонежский, и Иоанн Кронштадский. Им Господь даровал опыт неспособности учиться, а когда они этот опыт прожили и приняли, были дарованы и знания, и способности.

Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат. Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим. Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность.

Все эти качества имеют гораздо больший вес для счастья ребёнка, чем прилежность, выдающиеся способности, высокий интеллект и дисциплина. Родителям, возлагающим «большие надежды» на ребенка и требующим от него высоких достижений, необходимо учитывать индивидуальные возможности своего ребенка, его скорость усвоения нового материала, темперамент, внимательность, не сравнивая своего ребёнка с другими детьми.

В школе они учатся на «отлично», наука и грамота затягивает их, и они не теряют к ней интереса. Часто в телевизионных передачах и интеллектуальных викторинах мы наблюдаем детей, которые знают больше чем взрослые о космосе, законах физики и математики, говорят на иностранных языках, разбираются в сложных схемах и научных теориях. Маленькие гении — так говорят о них взрослые. Наверное, многие родители мечтают о том, чтобы их дети обладали блестящими умственными способностями. Ради этого они создают условия для их развития заранее: записывают в обучающие кружки, развивают память, речь и внимание специальными игровыми методиками, стараются перед поступлением в первый класс, научить не только читать и писать, но и решать уравнения. Ребёнок, когда ему интересно учиться, быстро усваивает новый материал.

Родители поощряют его, хвалят, подпитывают самооценку словами о том, что он должен быть самым умным, лучшим, первым учеником в классе. Так, ребёнок, сам того не замечая может приобрести «синдром» отличника. Что отличает таких детей от их сверстников? У них всегда выполнено домашнее задание, они не стремятся гулять с друзьями, если приготовили не все уроки. Выбирая между книжкой и прогулкой во дворе, эти дети предпочтут книжку, потому что получать знания для них важнее — это приоритет в жизни, который был сформирован родителями.

Синдром отличника: как помочь ребенку?

Синдром отличника - как от него избавиться взрослым и детям Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника.
Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть.
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль – Главбух № 3, Февраль 2022 – «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий