Новости исторические фильмы советские

В рейтинге участвуют лучшие советские исторические фильмы по мнению российских критиков. Пусть достоверность всей истории – весьма сомнительна, некоторые характеры – нарочито анекдотичны, а многие важные эпизоды – излишне гротескны, фильм тщательно прорисовывает советский тюремный пейзаж. Советские СССР исторические фильмы смотреть онлайн в хорошем HD качестве на Снять большой фильм о контрнаступлении советских войск под Москвой было идеей Сталина, его личным заказом Госкино.

Исторические фильмы

Мы собрали для вас лучшие фильмы в жанре «Исторический» (СССР) на основе оценок авторов сайта Первая серия рассказывает о национальной политике раннего и позднего СССР на примере взаимодействия Российской империи, а потом и СССР с народами Средней Азии. Страницы в категории «Исторические фильмы СССР». Показано 190 страниц из 190, находящихся в данной категории. подготовил список фильмов, которые помогут вам восполнить пробелы в знаниях по истории нашей страны. |.

Исторические фильмы

От Петра I до Анны Иоановны — в картине увлекательно и подробно рассказывается о времени перехода власти из одних рук в другие читайте также: От Ивана Грозного до Екатерины II: мы «оживили» портреты русских царей и императриц. Продолжение: Фильм 1. Завещание императора 2000 Фильм 2. Завещание императрицы 2000 Фильм 3.

Я — Император 2001 Фильм 4. Падение Голиафа 2001 Фильм 5. Вторая невеста императора 2003 Фильм 6.

Смерть юного императора 2003 Фильм 7. Виват, Анна! За это время писатель, которого впоследствии будут читать во всем мире, окажется в ссылке в Сибири, успеет закрутить заграничный роман с Аполлинарией Сусловой, похоронить умершую от чахотки супругу Марию Исаеву, затем и сына.

И он находится в лице губернатора Саратовской области Петра Аркадьевича Столыпина. Потомок старинного рода, образованный и благородный, используя поддержку Николая II, он сделал немало для улучшения жизни страны. Но далеко не всем по нраву его деятельность.

Столыпин наживает могущественных врагов, которые только ждут повода, чтобы расправиться с ним. Страсти накаляются с каждым днем. И вот в стане главных врагов Столыпина революционеры-подпольщики, оружие которых — террор.

В сериале рассказывается история трагической судьбы второй супруги Иосифа Сталина.

Лучшие советские фильмы не только сформировали поколения жителей нашей страны, но и вошли в сокровищницу мирового кинематографа. Советские и российские старые добрые фильмы разных жанров: комедии, советские детективные художественные фильмы, военные ленты, советские фильмы для детей, истории любви, фильмы 60 70 годов советские мелодрамы и драматические истории. Фильмы, которые стали классикой и возвращают зрителя в советскую эпоху — смотреть старые советские фильмы можно уже сейчас на Tvigle. Судьбы главных героев культовых советских картин до сих пор завораживают российских зрителей.

И тогда откуда-то свыше пришло название «Жестокий романс» — ясное, противоречивое, но ёмкое. Судьба Ларисы — это действительно романс, но не лиричный и нежный, а жестокий, убийственный. Возможно ли такое? Потому что тот, кто «вечно спускается в сад в мантилье из сумрачных кружев», оказался вовсе не благородным рыцарем.

Хотя имел все его повадки. В пьесе Островского об этой свадьбе персонажи лишь говорят друг другу, в картине же зритель становится её «гостем». Лариса зачарованно смотрит на красавца-богача Паратова, и лишь прозорливая мать замечает её влюблённость: «Смотри-ка шею не сверни.

Исмаил и Максумов становятся друзьями. К красному командиру приезжает Хашимов и заявляет, что Учкурган занят Хайруллой. Максумов приходит в логово Хайруллы и привозит ему Айгуль. В качестве вознаграждения командир желает увидеть свой отряд бывшей "красной милиции" и сурово отчитывает их за трусость и неповиновение. Максумов взывает к чувству мести и оправдывает советскую власть. Он выясняет, кто убил комиссара и лично убивает его. Хайрулла останавливает самосуд над Максумовым и желает судить его... Хороший сценарий и хорошая постановка фильма. В своё время фильм был на уровне лучших боевиков, заняв свое место в списке лучших советских истернов.

Лучшие фильмы в жанре «Исторический» (СССР)

Рязанов , "Берегись автомобиля" 1966 г. Широкое признание получили фильмы по-новому осмыслявшие подвиг народа в Отечеств, войне: "Солдаты" 1957 г. Иванов, по повести В. Некрасова "В окопах Сталинграда". Тема верности, моральной чистоты и гражданского мужества с огромной эмоциональной силой прозвучала в фильме "Летят журавли" 1957 г. Калатозов, операт. Суровость интонаций характерна для филма "Дом, в котором я живу" 1957 г.

Кулиджанов, Я. Сегель и "Баллада о солдате" 1959 г. О несгибаемой воле, жизнеутверждающем гуманизме советского солдата рассказывает фильм "Судьба человека" 1959 г. Шолохову, реж. Философскими раздумьями проникнуты фильмы о войне: "Мир входящему" 1961 г. Алов, Наумов , "Вступление" 1963 г.

Таланкин , "Иваново детство" 1962 г. Традиции фильмов военных лет были продолжены в картинах: "Повесть пламенных лет" 1961 г. Солнцева, по сцен. Довженко и "Живые и мёртвые" 1964 г. Столпер, по роману К. Симонова , они возвращают зрителей к трудной правде о жестоких испытаниях и подвиге народном.

Эпической широтой мысли характеризуются лучшие историко-революционные фильмы - "Коммунист" 1958 г. Райзман, в гл. Урбанский , "Рассказы о Ленине" 1958 г. Достижением актёрского искусства является создание образа В. Ленина актёром М. Значительным достижением в области историко-революционной темы является фильм режиссера Л.

Кулиджанова "Синяя тетрадь" 1963 г. Произведения советской литературы послужили основой ряда историко-революционных фильмов: "Сорок первый" 1956 г. Чухрай, по рассказу Б. Лавренёва , трёхсерийные эпопеи по произведениям Шолохова "Тихий Дон" 1957-58 г. Герасимов и А. Толстого "Хождение по мукам" 1957-59 г.

Рошаль , "Оптимистическая трагедия" 1963 г. Самсонов, по пьесе Вс. Вишневского и др. Известность приобрели экранизации русской и зарубежной классики: "Попрыгунья" 1955 г. Самсонов , "Дама с собачкой" 1960 г. Хейфиц - по рассказам А.

Чехова, "Фома Гордеев" 1959 г. Донской, по М. Горькому , "Отелло" 1956 г. Юткевич, по У. Шекспиру , "Дон Кихот" 1957 г. Сервантесу, в гл.

Черкасов и "Гамлет" 1964 г. Козинцев, в гл. В 1968 режиссер С. Бондарчук завершил одну из самых масштабных в истории русской кинематографии постановок - четырёхсерийный фильм "Война и мир" по роману Л. Многие из этих фильмов удостоены высших премий на советских и международных фестивалях, а фильм "Война и мир" - премии "Оскар" Американской академии киноискусства и наук. За 10-15 послевоенных лет был экранизирован также ряд классических опер и балетов П.

Чайковского, М. Мусоргского, A. Даргомыжского, С. Прокофьева, Д. За эти годы в кинематографию РСФСР пришло новое пополнение молодых режиссёров, несущих своё мироощущение, свою трактовку традиционных тем и сюжетов "Крылья", 1966 г. Шепитько; "Звонят, откройте дверь", 1965 г.

Митта; "Живёт такой парень", 1964 г. Шукшин; "Зося", 1967 г. Богин; "В огне брода нет", 1968 г. Новыми творческими поисками характеризуются фильмы мастеров старшего поколения "Твой современник", 1968 г. Райзман, и др. В это время при киностудиях "Мосфильм" и "Ленфильм" существуют театры-студии, где актёры кино совершенствуют своё мастерство.

С 1956 работают Высшие режиссёрские и с 1966 г.

По примеру преступника они натягивали на лицо чулок с прорезями для глаз и совершали уже не просто хулиганские выходки, а вооружённые ограбления, в которых начали гибнуть люди. В конце концов сотрудникам правоохранительных органов удалось запретить показ фильмов про Фантомаса на четыре года. В дальнейшем все детективные ленты проходили жесточайшую цензуру в МВД. Но Госкино одной отменой проката не обошёлся. Было решено выбить клин клином, а именно — снять фильм про отважного советского милиционера, бросившегося бороться с подростками, которые подражали антигерою Фантомасу.

Фактура нашлась сразу — в 1968 году в советских кинотеатрах с успехом прошёл «Деревенский детектив» про честного участкового Анискина в исполнении Михаила Жарова. В управление МВД был вызван сценарист фильма Виль Липатов, которого попросили развить сюжет с милиционером и выставить последователей Фантомаса в дурном свете. Автору идея не понравилась и, как писала пресса, он попытался отказаться от работы под предлогом сломанной пишущей машинки. На что тут же получил от МВД в подарок новую. Когда сценарий был готов, министр Щёлоков пришёл в восторг и сразу же запустил съёмки картины «Анискин и Фантомас», которая вышла в 1973 году. Бравый участковый, по сюжету, выводит на чистую воду подростков, которые в масках ограбили кассира.

По задумке МВД молодые зрители должны были понять, что и за ними также придёт свой Анискин и раскроет преступление. Доподлинно неизвестно, какой эффект возымел фильм — снизил подростковую преступность или ещё больше подогрел интерес к запрещённому Фантомасу. Кино для поднятия уровня образования В начале 1970-х годов в обществе назрела очередная проблема — молодёжь, которую кино в конце 1950-х годов отчаянно зазывало идти трудиться, с энтузиазмом делала то, что от неё ждала страна. Недоучившись в школе, молодые советские граждане шли работать на производства и уровень образования населения сильно просел. Государство бросилось решать вопрос и, как водится, в этом ему должен был опять помочь кинематограф. На студию «Мосфильм» был спущен госзаказ «снять тематический фильм о школе рабочей молодежи».

Многие режиссёры отказались сразу, им казалось, что в идейной агитации нет места творчеству. Согласился лишь Алексей Коренев, который подумал, что на предложенную тему можно снять неплохую комедию. Вот только Георгий Садовников, автор книги, по которой решили снимать фильм, был против превращения его биографической истории «Иду к людям» в весёлое кино «Большая перемена». Кое-как Кореневу удалось уговорить автора и вместе они приступили к написанию сценария. Основной смысл повести оставался прежним — в школу рабочей молодёжи приходит молодой учитель истории Нестор Петрович Михаил Кононов. Кто-то из его новых учеников оказывается даже старше его, поэтому прежде чем начать обучать предмету, ему нужно добиться уважения в коллективе.

А вот многих персонажей в книге не было или их роль была эпизодической. Так в повести мельком прописан характер хулиганистого Ганжи, который в фильме превратился в основного действующего персонажа в исполнении талантливого Александр Збруева. Это был способный парень, весёлый, но учёба была ему «до лампочки». Он приходил в школу «на тусовку», потому что в классе учились его товарищи по цеху, а когда становилось скучно, исчезал. И я за ним гонялся, возвращал его. Георгий Садовников, автор книги, сценарист фильма «Большая перемена» На экране герои легко и весело совмещают тяжёлую работу и учёбу.

Создать нужную атмосферу помогала сложившаяся на съёмках обстановка в коллективе — актёры действительно очень сдружились. Исключением стал исполнитель роли Нестора Петровича — Кононов. Он всегда держался обособленно, предпочитая ни с кем не общаться, а только работать. До конца жизни актёр считал эту роль проходной и обижался, когда его вспоминали только по этому фильму. Отснятый материал полностью удовлетворил студию и она заказала к имеющимся двум сериям ещё две. Пришлось в срочном порядке дописывать сценарий и придумывать новые эпизоды.

Но и в этом случае не обошлось без недовольных. Когда в одной из советских газет появилась заметка о съёмках новой комедии под названием «Похождения школьного учителя», в Министерство образования хлынул поток писем от возмущённых учителей. Преподаватели были оскорблены тем, что кинематограф надсмехается над их тяжёлым трудом и делает комедию из серьёзной педагогической деятельности. Чиновники пошли на поводу у народа и настоятельно попросили режиссёра сменить название. Лёша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена». Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни.

Премией за название была бутылка коньяка, и мы её весело распили. Анатолий Мукасей, оператор-постановщик фильма «Большая перемена» Зрители тепло приняли «Большую перемену» и фильм быстро разобрали на цитаты. Точные попадания в образы актёрского состава сгладили нелепые ситуации в сюжете. Что и требовало государство — авторам удалось создать яркий образ советского рабочего, который сознательно идёт учиться, чтобы добиться лучших результатов на производстве. За парту садится даже отец одной из учениц — Леднёв Евгений Леонов и советский зритель понимает, что в любом возрасте не стыдно вернуться в школу. Кино, снятое за долги В 1970-м году на экраны вышел исторический фильм «Ватерлоо» советско-итальянского производства.

Бюджет картины по тем временам был огромным — 35 миллионов долларов. Итальянский партнёр подвёл советскую сторону и выплатил лишь часть своей доли. Когда Госкино попытался выбить долг, компания под руководством Дино де Лаурентиса объявила, что денег нет, но она готова заняться ещё одним совместным проектом за свой счёт. У чиновников не было другого возможности вернуть деньги, кроме как согласиться на съёмки нового фильма. Вот тут в Госкино и вспомнили о сценарии Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, который назывался «Спагетти по-русски». В заявке автора было написано, о чём они хотят снимать картину: «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле ещё во время революции.

Избранная авторами ситуация позволяет развернуть весёлое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами». Чиновники отправили наброски сюжета в Италию и стали ждать ответа. На удивление, Дино де Лаурентис согласился, но сценарий попросил полностью переделать, оставив в нём от первоначального варианта только живого льва. Итальянцы поставили задачу сделать авантюрный фильм-погоню. Рязанов с соавтором дописали многочисленные трюки и погони, которые требовали от них партнёры и с лёгкой совестью сдали новый вариант, посмеиваясь над тем, кому Госкино поручит снимать эту чепуху.

Рязанов так и сказал: «Мне жаль режиссёра-балбеса, который рискнёт это снимать». А когда у него спросили, кто бы мог взяться за постановку, он предложил отдать сценарий Леониду Гайдаю. Но у того уже был фильм в производстве — «Иван Васильевич меняет профессию» и он предусмотрительно отказался. Тогда чиновники надавили на Рязанова и заставили его снимать по написанному им самим сценарию. Однако основным заказчиком оказались даже не советские чиновники, а Дино де Лаурентис, который из Италии и диктовал правила. По просьбам продюсеров, действие фильма было перенесено в Москву и Ленинград.

Кроме того, итальянцы просили снимать как можно больше русских достопримечательностей, ведь фильм был ориентирован на западного зрителя. Жёсткие сроки, второсортные итальянские актёры, потрёпанная одежда, дешёвые отели в Риме и мизерные суточные — партнёры делали всё, чтобы максимально осложнить работу Рязанову. Режиссёр несколько раз порывался бросить проект, например, когда выяснилось, что итальянская сторона не оплатила съёмки на улице и группе пришлось делать это незаконно. Интересно, что удержали Рязанова в фильме советские актёры — Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев и Ольга Аросева, которые были счастливы провести несколько недель в Италии даже в самых плохих условиях. На удивление фильм понравился зрителям — за пару месяцев его посмотрело около 50 миллионов зрителей. Рязанов никогда не считал эту свою работу шедевром, а вот итальянские продюсеры остались довольны результатом и пожалели, что не пригласили сниматься в картину своих звёзд.

После «Невероятных приключение итальянцев в России» Эльдар Рязанов навсегда зарёкся снимать фильмы с животными. Практика заказного кино существует и сегодня, чиновники до сих пор уверены, что кинематограф способен влиять на общественное мнение.

Касумова и Р. Кармена, операторы Д. Мамедов , А. Зенякин и С.

Медынский решил показать жизнь первого в стране морского нефтепромысла на Каспии во всей её будничной конкретности и полноте. Причём в противоположность документальным фильмам, ограничивавшимися лишь производственно-техническим описанием событий, авторов фильма « Повесть о нефтяниках Каспия » интересовали прежде всего люди. Фильм снимался спустя несколько лет после того, как была добыта первая нефть со дна моря. Документальных кадров тех лет сохранилось мало, и Р. Кармен вынужден был заново восстановить на экране некоторые факты прошлого. Существуют разные методы восстановления факта в документальном кино.

В одних случаях это достигается посредством отражённого показа прошлого через косвенные источники иконографические материалы, фотографии, воспоминания очевидцев и участников события и т. Кармену часто приходилось рассказывать в своих фильмах о событиях, которые своевременно не были сняты. В 1940 году он показал в фильме «Седовцы», как работал в долгие полярные ночи экипаж дрейфующего во льдах ледокола «Седов», а в 1947 году для фильма «Ленинград» снял тем же методом реконструкции факта эпизод проводов народных ополченцев на фронт. Однако Р. Кармен не старался воспроизводить факт прошлого со всеми его историческими подробностями, он стремился не к протокольной информации, а к художественно впечатляющим образам. Для Р.

Кармена главным в кадре всегда был человек, его мироощущение, отношение к происходящему вокруг. Иначе говоря, он раскрывал сущность факта, события через реакцию людей — непосредственных участников этих событий. Так был снят и фильм « Повесть о нефтяниках Каспия ». Зрители постигали сущность явлений, наблюдая за действиями и реакцией людей, запечатлённых в кадре. Они видели, как осторожно впервые ступали геологи на затерявшийся в море маленький островок, как мучительно долго стояли нефтяники около первой скважины, ожидая результатов своего бурения. Режиссёр не спешил, как обычно бывало в событийной кинохронике, сообщить зрителю о результатах поиска нефти.

Монтажными перебивками крупных планов нефтяников и приборов он заставлял зрителя ощутить томительность ожидания, чувства нарастающего беспокойства нефтеразведчиков. Зритель наблюдал усиливающееся волнение людей, видел напряжённое лицо бурового мастера Каверочкина, пытавшегося скрыть охватившую его тревогу, и невольно заражался общим делом: будет или не будет нефть… И когда ожидание достигало своего предела, когда надежда готова была смениться разочарованием, следовала кульминационная сцена: из скважины появлялась нефть. Взрыв радости, ликования охватывал людей на экране. Кто-то наполнял нефтью ведёрко, люди опускали в него руки, растирали тёмную вязкую жидкость, вдыхая самый дорогой и желанный для них в эту минуту запах. Ученик Каверочкина Алиев шутливо мазнул нефтью лицо старого мастера, нефтяники обнимались, целовались… Эти кадры волновали своей непосредственностью и человечностью. Ещё большее значение имели съёмки эпизода поисков нефти для самих документалистов.

В конце 30-х годов сложилось мнение, что документальными средствами нельзя создать эмоционально волнующий образ на экране, что это — исключительная функция игрового кино. Возникло даже немало «теорий», доказывающих невозможность раскрытия характера человека документальными средствами. Одна из них, так называемая «теория персонификации», в начале 50-х годов утверждала, что кинодокументалисты должны не «персонифицировать» то есть не снимать отдельных людей , а лишь информировать зрителей об их делах и достижениях. Отсюда и некоторая противоречивость стилистики фильма. Он во многом ещё иллюстративен. На экране, например, были воспроизведены эпизоды совещаний в Академии наук и других учреждений, но показаны они были лишь как иллюстрация отдельных подготовительных этапов стройки.

Поэтому зритель не увидел в этих кадрах накала человеческих страстей, столкновения разных точек зрения на проект создания необычного в практике морского нефтепромысла. И здесь же была сделана режиссёром смелая, новаторская попытка создания в фильме реалистически образов конкретных людей — геолога Алиева, мастеров бурения Каверочкина и Абасова. Необычна была изобразительная трактовка героев фильма. Вместо традиционных в документальном кино улыбающихся рабочих — усталые, небритые люди; вместо парадных костюмов — измазанные нефтью и глиной рабочие спецовки. Иной была и драматургия картины. Авторы фильма не информировали о готовых результатах работы нефтяников, а показывали их труд в трудные моменты поиска, борьбы за нефть.

Зритель увидел героев фильма в минуты напряжённого ожидания первой нефти, когда решалась судьба проекта морских нефтепромыслов, узнал он и о том, сколько мужества и выдержки, товарищеской взаимоподдержки требует труд нефтяников в открытом море в шторм и непогоду. В фильме « Повесть о нефтяниках Каспия » была предпринята одна из наиболее значительных в послевоенном документальном кино попыток изображения современной действительности во всей её сложности и глубине. Сам факт появления этого фильма, развившего лучшие традиции советской кинопублицистики, свидетельствовал о том, что в документальном кино проявились новые тенденции в отображении действительности на экране, наметился отказ от иллюстративной описательности. В этом отношении фильм « Повесть о нефтяниках Каспия » был в какой-то степени переломным в истории советской кинопублицистики. Вся документальная киноэпопея героической борьбы за морскую нефть была завершена Р. Карменом в 1959 году в фильме «Покорители моря».

Правда, вначале происходившие в кинопублицистике изменения не проявились так резки, как было в литературе с появлением деревенских очерков В. Овечкина и Е. Если в литературе внимание писателе всё более привлекали проблемы общественных взаимоотношений и формирования личности, то многие кинодокументалисты ещё долгое время видели сложности жизненных явлений лишь в конфликте, противоборстве человека и природы. И в фильме о нефтяниках Каспия и во многих других картинах «Первая весна», «Огни Мирного, «Хлеб наш целинный» и другие главные проблемы жизни виделись в столкновении человека с окружающей его средой, борьбе со стихиями, освоении морских просторов Каспия, снежной пустыни суровой Антарктиды, бездонных степей целины, непроходимых чащоб тайги и т. В 1954 году началось освоение целины. С этим крупным событием в жизни страны было связано ещё одно новое явление в документальном кино — широкое распространение метода кинонаблюдения.

Вместе с первыми добровольцами в Казахстане были и кинодокументалисты. Они хотели быть рядом с целинниками, чтобы увидеть и зафиксировать процесс преобразования пустынных степей в новую житницу страны. Вскоре на экранах один за другим стали появляться фильмы: «Первая весна» 195 , «Пробуждённая степь» 1954 , «Год спустя» 1956 , «Мы были на целине» 1956 и другие. Почти весе они был результатом длительного кинонаблюдения кинодокументалистов за первыми шагами целинников. Фильм «Первая весна» был с самого начала задуман режиссёрами А. Медведкиным и И.

Посельским как фильм-наблюдение. По их заданию операторы И. Грачёв , Л. Зайцев , А. Зенякин , Д. Каспий , С.

Коган , А. Крылов , В. Микоша , А. Сологубов , К. Широнин вместе со звукооператором К. Никитиным должны были повсюду сопровождать первых целинников.

Для конкретизации кинонаблюдений было решено применить социологический метод моделирования: из общей массы целинников было выделено несколько человек, судьбы которых и должны были стать как бы примером, моделью целого. Таким образом, кинокамера должна была вплотную приблизиться к человеку, заглянуть в глаза, узнать о его думах, радостях и сомнениях, увидеть, как человек столкнётся с неизведанным, как поведёт себя. Кинокамера должна была стать летописцем, хроникёром и социологом. Начались съёмки. Операторы неотступно следовали за своими героями, снимая торжественное вручение комсомольских путёвок добровольцам, многолюдные волнующие сены проводов. Потом были полустанки, оркестры встречающих, санные поезда, промёрзлые палатки и непривычный для горожан труд хлеборобов.

Зрители увидели волнующие своей жизненной достоверностью кинокадры начала освоения целины. Кинодокументалисты правдиво рассказали о первых трудностях целинников, неустроенности быта, борьбы человека со стихией. Одним из впечатляющих эпизодов фильма были кадры, показывающие целинников, которые ночью вытаскивали застрявшие в ледяной воде машины с грузом. Таковы будни целины… Многое в тот первый год удалось снять на целине: и первые колышки — отметки границ будущих совхозных посёлков, и палатки, и первые борозды, проложенные трактористами в целинной степи. Труднее было рассказать о жизни самих целинников: о том, как в условиях целины складывались новые человеческие коллективы, как изменились судьбы отдельных людей. Подобные задачи социально-психологического плана тогда впервые вставали перед кинопублицистической, опыта соответствующих съёмок не было, и некоторые кинодокументалисты вначале попытались было решить новые задачи старыми, иллюстративно-декларативными методами.

На экране спиной к зрителю поспешно удалялась комическая фигура с большими тяжёлыми чемоданами. Вслед неслись назидательные слова диктора: мол, пусть уходят — те, кто здесь остался, приехали сюда не для лёгкой жизни. Сложнейшая проблема жизни целинников была сведена лишь к проблеме «длинного» рубля. Интересно задуманный эксперимент с длительным кинонаблюдением над судьбами конкретных людей в итоге тоже, по существу, ограничился иллюстрацией отдельных страничек биографий. На протяжении фильма авторы несколько раз возвращались к рассказу о жизни молодой целинницы, бывшего техника московского автозавода Зои Гаврилиной. Зритель видел её в поезде вагона, затем в Барнауле во время встречи поезда с целинниками, потом в Назаровской МТС, где она временно жила в семье одного колхозника.

И, наконец, во время первой пахоты. Казалось бы, кинокамера прослеживала все этапы превращения столичного жителя в хлебороба, но в действительности она интересовалась не процессом изменения образа жизни и психологии человека, а лишь его анкетными данными. Несмотря на всё это, кинокамера документалиста всё чаще и чащё приближается к человеку с намерением ближе познакомиться и глубже познать своего современника. Эксперимент кинонаблюдения за судьбами трёх целинниц одновременно с А. Посельским «Первая весна» проводят и так же неудачно режиссёр Б. Небылицкий «Пробуждённая степь» ; операторы В.

Трошкин и В. Ходяков снимают очерк «Мы были на целине» в виде рассказа одного из участников поездки московских студентов на целину в фильме О. Подгородецкой «Дорога в тайге» 1955 сообщалось о том, каких трудов стоило сооружение стальной магистрали в тайге. Следующий шаг к познанию человеческого характера сделал фильм режиссёров Р. Григорьева и И. Посельского «Счастье трудных дорог», в котором была предпринята в целом интересная, новая попытка исследования формирования личности молодого современника.

В те годы на страницах газеты «Комсомольская правда» проходила дискуссия о проблеме выбора молодёжью дороги жизни. Кинодокументалисты вместе с журналистами И. Котенко и А. Аджубеем решили по-своему принять участие в дискуссии, ответив ребятам с экрана. Авторы фильма намеренно выбрали героями своей картины простых, ничем особенно не выделяющихся из общей массы молодых людей, по существу только лишь начинавших свой жизненный путь: слесаря московского завода «Калибр» Анатолия Майкова, инженера Верхильо Льяноса, помощницу мастера Купавинской фабрики Марию Рожневу и других. Внешне особенно ничем не привлекательной была и их жизнь — Анатолий после работы спешил на свидание, Верхильо с друзьями в воскресенье ехал на рыбалку на Волгу.

Мария занималась вечером домашним хозяйством… Вот эта будничность дел и жизни молодых людей и становится в фильме предметом публицистического размышления о смысле жизни, о радости и счастье. Документалисты, рассказывая о жизненном пути вчерашнего «ремесленника» Анатолия Майкова или дочери сельского кузнеца, а теперь певицы Галины Олейниченко, сравнивая судьбы молодого астронома Раисы Бартая и председателя колхоза Омельченко, стремились найти то общее, что определяло характер и судьбы советского человека. Монтажно сопоставляя кинохронику первых пятилеток и восстановления Сталинграда с кинокадрами строительства канала Волго—Дон и освоения целины, авторы фильма заставляли зрителя задуматься об исторической взаимосвязи времён. Сравнение кинокадров палаток строителей Магнитки с палатками целинников рождало символический образ комсомольской юности, наглядно свидетельствовало о преемственности поколений. Зрителей в фильме «Счастье трудных дорог» привлекло то, что кинодокументалисты показали каждодневную жизнь таких же простых людей, как они сами, пленила задушевность авторских размышлений о жизни, необычная публицистическая форма непосредственного обращения с экрана к сидящим в зале. Фильм понравился своим сочетанием поэтической романтичности с жизненной достоверностью репортажных наблюдений операторов ЦСДФ А.

Зенякина , Е. Ефимова и А. Фильм действительно было новаторским для своего времени, он пробуждал интерес к повседневной жизни людей, вызывал размышления о выборе жизненного пути, судьбах молодого поколения. Правда, фильм до конца так и не смог преодолеть известную иллюстративность. В те годы в среде кинематографистов продолжало ещё бытовать мнение, что в исследовании на экране человеческого характера документальное кино бессильно. Славин , — подчас очень трудно раскрыть психологию человека, а тем более невозможно передать разные стороны его характера.

Это область художественной кинематографии. Но при всеём этом кинопублицистика располагает множеством средств для того, чтобы полно, убедительно показать высокие качества советских людей, их стойкость, выдержанность, мужество, умение преодолевать трудности, чувство дружбы и взаимопомощи». Славин К. Документальные фильмы. Подобное наблюдалось тогда во многих картинах. Их авторы оправдывали своё бессилие в раскрытии человеческого характера на экране «спецификой» документального кино, техническим несовершенством киноаппаратуры, особенностями документальных съёмок людей.

Но главная причина была не в том, а в известной иллюстративности кинопублицистики тех лет. Киносъёмочная и звукозаписывающая аппаратура и после этого ещё долгое время оставалась несовершенной, мало в чём изменялись и условия документальных киносъёмок людей, а на экране в 60-е годы многое стало другим. В стране происходило дальнейшее развитие социалистической демократии, возрастала роль личности в обществе развитого социализма. Этим в первую очередь и объяснялось растущее внимание кинодокументалистов к человеку, строителю коммунистического общества. Вот почему кинокамера документалиста всё чаще и чаще приближается к человек с намерением ближе познать своего современника, больше узнать о его делах и думах, образе жизни, планах на будущее. Одной из такие форм приближения кинокамеры к человеку стало кинонаблюдение.

Если раньше кинодокументалисты нередко ограничивались информацией о конечных результатах, то теперь они стремятся глубже проследить за процессом развития жизненного явления. Режиссёр Д. Дальский вместе с операторами Н. Степановым , Н. Киселёвым и А. Ткаченко много дней снимал на монтажных площадках работу строителей Куйбышевской ГЭС «Куйбышевский гидроузел», 1956.

Режиссёр В. Беляев , операторы Е. Мухин и Г. Асланов провели долгие месяцы на Ставропольщине, чтобы ближе и обстоятельнее познакомиться с жизнью тружеников колхозов «Россия» и «Пролетарская воля» «Так мы живём», 1958. Методом длительного кинонаблюдения создаются фильмы о жизни отдельных предприятий «Годы и люди», 1962 , строительстве газо- и нефтепроводов «Люди голубого огня», 1961; «Магистраль», 1964; «Трасса», 1966, и другие. Объектами пристального наблюдения кинодокументалистов становятся один день жизни целого государства «День нашей жизни».

Посельского « О Москве и москвичах » было снято немало разных картин о столице, сделал новый фильм о Москве и Р. Григорьев «Москва, улица Горького», 1967 , но в 1965 году картина «О Москве и москвичах» была значительным явлением в документальном кино. Всей своей авторской концепцией фильм словно полемизировал со сложившимся к тому времени штампом изображения на экране жизни городов и прежде всего самой Москвы. Вместо плакатной, фасадной Москвы в фильм была Москва будничная, рабочая вместо иллюстрированного красочными кинокадрами экранного путеводителя для туристов — фильм-наблюдение, исследование города как сложного социального организма, ячейки современного общества. Полемичность авторского замысла заключалась и в том, что создатели фильма попытались как бы «расшифровать», конкретизировать уличную толпу, рассказать о судьбах отдельных москвичей, их жизни, повседневных заботах. С этой целью было проведено даже своеобразное социологическое киноисследование жизни обитателей одного дома.

Стремление к подлинности — первоисточнику объективной информации — выразилось в принципиальном отказе от всякого рода организованных съёмок. Операторы Б. Небылицкий , Д. Каспий , Р. Халушаков и С. Медынский вышли на улицы как бы в «свободный поиск» с намерением наблюдать и фиксировать на плёнке отдельные примечательные штрихи столичной жизни.

Сложная, многообразная жизнь большого города раскрывалась в фильме на контрастах и сопоставлениях, что заставляло зрителя анализировать киноинформацию. Зритель увидел, какой насыщенной жизнью живёт советская столица — город-труженик, одной из самых крупных политических центров мира.

Фильмы про Русь занимают особое место в ряду исторических реконструкций. Наш народ пережил в те времена множество вражеских нашествий, объединился в единое государство. Те времена подарили своих героев, ставших легендарными.

НЕ БЫЛО В КИНО

Каждый из них отстаивает свою правду. Молодой император, поклонник прусской армии, больше всего на свете ценит дисциплину. Он презирает индивидуальности, не видит в приближенных людей, так что даже его главный помощник граф Аракчеев заискивающе и со страхом смотрит на императора, не зная, чего от него ждать в любую минуту. Суворов, наоборот, ведет себя просто, всегда в окружении своих солдат, если сердится, то по делу, и дает возможность исправить ошибку. Павел изображается режиссером исключительно в роскошных интерьерах дворца. Когда император выходит на плац, где находится выстроенное в геометрическую фигуру войско, он окружен свитой, готовой исполнить любой его приказ. Полк предан лично ему, но слушается не из страха перед возможными наказаниями. Полководец делит с ними все тяготы военных походов, говорит, что свои медали получил благодаря их отваге.

Император Павел I требует к себе уважения, которого не заслужил делами, просто по самому факту нахождения на троне. Армия презирает императора и не бунтует против него только из страха перед генералами, обласканными почестями и званиями. Показателен эпизод, когда один из полковников суворовского полка вступил в конфликт с императором из-за того, что Павлу I не понравилось, что он одет не по прусской моде. Самодержец приказал лишить полковника боевых наград и отправить в тюрьму. Не желая подчиняться императору-пруссофилу, полковник кончает с собой прямо на плацу. В монографии о творчестве Пудовкина лично знавший мастера киновед Александр Караганов в перечне недостатков «Суворова» называет самодержавный патриотизм, что в корне противоречило коммунистической доктрине. Еще Ленин критиковал польский поход Суворова, называя царские войска «усмирителями», «палачами» и отстаивая право народов на самоопределение.

В фильме Пудовкина никакой критики польской кампании 1794 года быть не могло. Доброта и благородство Суворова распространялась на противников только в плане того, что полководец отпускал с поля боя захваченных в плен солдат и офицеров в одном из эпизодов он даже отказывается принять саблю у побежденного командира, говоря, что его армия показала себя храбрыми воинами. Однако Суворов ничуть не ставил под сомнение оправданность с моральной точки зрения таких походов. В XVIII веке даже просвещенные европейские монархи не видели ничего плохого в расширении своих территорий военным путем. Для Ленина это казалось варварством, но он и жил в другую эпоху. Именно поэтому страна после Октябрьской революции заключила не слишком выгодный Брестский мир — перспектива продолжения войны не радовала как большевиков, так и мобилизованных царским правительством крестьян и рабочих. Но к 1940 году советская внешняя политика кардинально поменялась.

Успешное подавление польского восстания армией Суворова морально оправдывало раздел Польши в сентябре 1939 года между сталинским и нацистским режимами согласно секретной части пакта Молотова — Риббентропа. Впрочем, Пудовкин не слишком увлекался изображением военных побед суворовской армии. Его больше интересовал Суворов как человек — поэтому в фильме батальных сцен очень мало. Лента заканчивается сражением на Чертовом мосту, которое было в начале Швейцарского похода. Из биографии Суворова режиссер выбирал те эпизоды, которые наиболее ярко характеризуют его как человека. Отвага Александра Васильевича была сама собой разумеющейся — в то время генералы не в штабах сидели, а шли вперед войска на неприятеля. Но в личности Суворова уживались противоположные качества: шутовские чудачества в сцене во дворце императора он кланяется лакею, говоря, что «сегодня лакей, а завтра граф» , благородство к противникам, отеческая забота о вверенной ему армии, строгое следование своим принципам.

Суворов никогда не отступал перед трудностями, поэтому, заведя армию высоко в горы, где холод, лед и нет пути вперед, он выходит с речью к войску. Пудовкин в точности воспроизвел исторические слова Александра Васильевича, которые он произнес по случаю ропота своих «детей» именно так он именовал солдат , не желавших рисковать жизнью и идти по непрочному Чертовому мосту: «Ну что же, коли так, — похороните здесь нашу славу боевую, только вместе со мной. Седины мои позору не отдам. Сдаваться не стану. Ройте мне могилу, похороните здесь!.. Импульсивный Суворов указал рукой на то место, где ему надлежит вырыть могилу, как бы давая понять войску, что его слова следует понимать буквально.

Утомлённые солнцем 1994 , Россия — Франция. Режиссёр — Никита Михалков Редко самый титулованный фильм популярного кинематографиста оказывается одновременно самым лучшим. Однако «Утомлённые солнцем» — михалковский opus magnum, как ни крути. Выпуклые персонажи, пёстрая актёрская палитра, живость сценария, эмоциональный накал — всё это вызывает зрелищный эффект и сопереживание. Лента о судьбе комдива Котова и его домочадцев закрывает кинорубрику «Сталинский террор» на долгие годы и подытоживает ранее сказанное. Бросается в глаза, что Никита Сергеевич ничуть не боится прослыть плагиатором или эпигоном, дословно повторяя эпизоды и стилевые наработки из «Комы» и «Затерянного в Сибири», «Ближнего круга» и «Завтра была война». При этом очевидно, что режиссёр ставит перед собой задачу другого порядка — рассказать о репрессиях через семейно-бытовой конфликт. Здесь есть немного слезливой безысходности Висконти, немного чеховщины и мхатовщины, которые впервые придают фильму о политических чистках нехарактерной театральности. Хотя подкупает картина вовсе не этим, а искусным воссозданием атмосферы тридцатых. Михалков методично очеловечивает сталинскую эпоху, чтобы затем резко сдёрнуть с неё маску мещанского благонравия и показать звериный оскал. И быть бы «Утомлённым солнцем» — большим кино о национальной катастрофе, не реши его создатель снять великое кино о великой войне, извратив всю суть своей оскароносной истории.

Сценаристы, актёры и режиссёры завоёвывали право быть художниками все 1930-е и 1940-е годы в многочисленных забастовках и стачках, доходящих до столкновений с полицией и наёмниками голливудских магнатов. Борис Барнет до революции занимался профессионально боксом. Марк Донской и Фридрих Эрмлер пришли в большой кинематограф из следственных органов. Сергей Эйзенштейн по основной своей профессии был техником-строителем, потом работал военным переводчиком. То, что в 1920-е вошло в золотой фонд мирового киноискусства в качестве русского киноавангарда, без всякого преувеличения, было рождено Октябрем. Льву Кулешову принадлежит неоспоримая пальма первенства в разработке теории монтажа. Он считал монтаж абсолютом кинематографа. И хотя техника монтажа разрабатывалась в кино и до него никто из кинематографистов мира не отдал столько внимания монтажу и не осмыслил его роль в системе художественных средств экрана как Кулешов. В историю кино он вошел своим «эффектом Кулешова» — монтажным сцеплением двух кадров, которые в своем единстве должны дать некое новое третье. Хрестоматийно известны его экспериментальные последовательные склейки тарелки супа, с детским гробиком, с кадром красивой женщины. Дзига Вертов начал работать в кинохронике в 1918 году, выпуская и монтируя номера журналов Кинонеделя и Кино-Правда, склеивая из хроникальных сюжетов полнометражную Историю Гражданской войны 1922. Я — глаз механический. Я, машина, показываю вам мир таким, каким только я смогу его увидеть», — писал Дзига Вертов в книге Киноки сокращенное «кино-око». Застать «жизнь врасплох» — один из важнейших лозунгов, который именно Вертов ввел в мировую кинотеорию наряду с такими, как «киноправда», «киноглаз», «мир без игры» и другими закрепившимися термины. Cвоими фильмами, где эти теории реализовались, Дзига Вертов укреплял фундамент не только советского документализма 1920-х, но киноискусства XX века. Сергея Эйзенштейна считают одним из пионеров семиотики — науки о системе знаков. Кинематографисты-педагоги опираются на опыт Эйзенштейна — руководителя мастерской во ВГИКе и других экспериментальных кинолабораториях. Его теоретические работы Монтаж аттракционов, Вертикальный монтаж, Неравнодушная природа и другие являют собой фундамент кинотеории и эстетики. Именно Эйзенштейну принадлежит первая экранная версия штурма Зимнего дворца в фильме «Октябрь» 1927 , которая порой воспринимается как документальные кадры. Массовые сцены одно из крупнейших достижений советского кино. Выходила масса критического и остросоциального кино. Протазанов в «Дон Диего и Пелагея», Пырьев в «Посторонней женщине» и «Государственном чиновнике» не стесняются изображать коррупцию и бездушие, Эрмлер смело изображает в «Парижском сапожнике» аморальные поступки комсомольцев. Однако при всех своих огромных достижениях немое советское киноискусство не сумело решить одной важнейшей задачи. Оно не создало значительных образов-характеров людей своей эпохи. Они видели смысл своего творчества в отражении великих идей и славных событий революции, отводя при этом образу человека подсобную роль. Важнейшее из искусств Но Вертов, Эйзенштейн, Кулешов и другие гении, составившие своими усилиями пантеон шедевров мирового кинематографа — это лишь сверкающая вершина айсберга, которая и проплывает перед нашими глазами, всякий раз, когда мы говорим о советском кино двадцатых годов. Очень легко упустить весь тот комплекс противоречий, раздиравших советское кино и всё искусство. Анатолий Луначарский, с октября 1917 года по сентябрь 1929 года народный комиссар просвещения. Кадомцев] пошел по пути коммерциализации. Но ведь нельзя получить прибыль за счет высокоидейных картин. Зал премьеры более чем наполовину пуст. Предыдущая и очень хорошая картина Эйзенштейна «Октябрь» провалилась повсюду, в том числе в рабочих кварталах. Изумительная «Мать» Пудовкина, настоящий шедевр русского кинематографа, прошла в Москве очень тускло. После образования СССР в большинстве республик были созданы свои национальные киностудии. Киносети постоянно разрастались. Только в Москве с 1921 по 1923 год число кинотеатров увеличивается в пять раз с 10 до 50. Появляются первые кинопередвижки для обслуживания деревни. Однако Госкино тогда было не в состоянии удовлетворить резко выросший спрос. Рядом с Госкино возникают новые прокатные конторы — государственные, общественные и частные. И влияние это было не самым положительным. Частным компаниям было сложно рассчитывать на получение доходов от производства фильмов. Гораздо выгоднее было заниматься прокатом иностранных лент. Купив за 3-5 тысяч рублей лицензию на право проката средней иностранной картины, можно было заработать на ней 50000-100000 рублей и больше. Тогда как постановка среднего советского фильма стоила этих самых 500000-100000 рублей, которые в лучшем случае и возвращались обратно в кассу. Эффективные собственники и чиновники острили: «Каждый не поставленный фильм — чистая прибыль для кассы». Ещё в 1921 году Ленин, беседуя с Луначарским, говорил: «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то не важно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». Но экраны заполняли аполитичные, строго развлекательные ленты. Существовавшая тогда цензура легко закрывала глаза на идеологию фильмов если они были потенциально прибыльными. Ситуация не менялась вне зависимости от того в какой орган власти передавали все функции по цензуре сценариев и готовых фильмов, поскольку чиновники ничем не отличались от прежних по части коммерческой изворотливости. Даже признанные мастера советской кинематографии в те годы снимали чисто коммерческие фильмы, как тогда писали, сильно ниже своего таланта. Так, Дзига Вертов снял «Одиннадцатый» 1928 и «Человек с киноаппаратом» 1929. А Лев Кулешов во второй половине 20-х снял ряд чисто проходных лент: «Журналистка» 1927 , «Веселая канарейка» 1929 , «Два-Бульди-два» 1929. При этом что касается организации съёмок многое заимствовалось у Голливуда. К концу НЭПа художественное качество большинства советских фильмов оставляло желать лучшего. В разговоре с немецким кинодеятелем Белой Балашом Сергей Эйзенштейн говорил: «Русские фильмы действительно стали хуже. И для нас это не утешение, что они все еще лучше, чем буржуазные фильмы. Уровень действительно снизился. Это кризис переходного периода, который будет преодолен... На многих киностудиях царило кумовство, очковтирательство, приписки и воровство бюджетных средств. Государственные деньги режиссёры начинали воспринимать как свои собственные. Они завышали себе зарплаты настолько, что все причастные зарабатывали ещё на этапе производства, а до проката фильм и вовсе мог не дойти. Конечно, нецелесообразное финансирование определял не только злой умысел, но и кадровый голод. Порой чиновники от культуры были менее грамотны чем режиссеры и шли на поводу у творцов. Особенно в этом отметились киностудии «Арменкино» и «Белгоскино». В марте 1934 года Абрама Роома уволили со студии «Совкино» и отдали под суд за перерасход средств во время съемок фильма «Однажды летом», но он отделался только увольнением. И таких случаев были десятки. Несомненно, свою роль в перерасходах играла и просто плохая организация производства. Вскоре национальные киноорганизации были подчинены единому центру — Москве. Теперь они работали по единому плану, а доходы от кино, за исключением небольшой доли, шли обратно на финансирование кино. Актёры и режиссёры теперь получали зарплату и премии, а не часть прибыли как раньше. СССР оставался довольно бедной страной и стихийный выпуск фильмов создавал конкуренцию, которая разоряла отдельные компании и студии. Это вело к убыткам, которые государство не могло себе позволить. Нужно было плановое производство фильмов, чтобы картины одного жанра и тематики не сталкивались в прокате. Нельзя сказать, что при централизации производства были сведены к нулю все хозяйственные злоупотребления. Однако несомненно, что их стало в разы меньше. Тем не менее, за годы НЭПа была создана материально-техническая база кинематографии, но по-прежнему зависимая от иностранной техники и особенно плёнки больше половины её было импортной. Количество киноустановок выросло с 1000 в 1914 году до 26000 в 1931 году.

Америка, главным образом. Вот этот англо-американский враг, вообще Запад, но Запад был как бы и до войны враг. Но ведь враг до войны в советской официальной идеологии — это было что? Это была Германия. Вот «Александр Невский», да. Понятен враг. Это была Германия, немцы, ну, грубо говоря, какие-то там псы-рыцари, что-то такое. Это была Польша, и антипольские мотивы были очень сильны в «Богдане Хмельницком» и в других фильмах тех лет. Вы помните даже, скажем, в «Иване Грозном»: двор польского короля Сигизмунда, Курбский, предательство, заговор и так далее — всё это связано было с Польшей. В «Минине и Пожарском», естественно, тоже антипольское такое. После войны враг поменялся полностью. Во-первых, понятно, что и Польша, и Германия перестали быть врагами. Польша стала частью вообще советского блока. С Германией всё тоже стало очень сложно, потому что появилась ГДР, там какие-то уже непонятные немцы. А вот с Америкой всё стало очень просто, она превратилась в главного врага. И эти враги — они там были всё время в послевоенном кино, и мы их видим везде, во всех послевоенных фильмах сталинских. Как я уже сказал, они почти все были биографическими, историческими. И главный враг там — Англия. Ну, да, «англичанка гадит» — этот мотив там постоянно. Две серии картины: «Адмирал Ушаков» и потом «Корабли штурмуют бастионы», вторая серия этого фильма. Потому что, понимаете, так: «Адмирал Нахимов» — ну, понятно, Крымская война , и понятно, что тут Англия, там Америки как бы не было. А вот появление Америки вообще в кино холодной войны… Если вы посмотрите, например, «Встреча на Эльбе» — классика кино холодной войны. Как раз в это время формируется образ врага и то отношение к нему, которое останется в советской идеологии по сегодняшний день, оно вообще не изменилось, это абсолютно тот же враг. Например, начиная от того же «Петра Первого». Это люди, которые пришли к власти в результате военного переворота. Идея заговора в большевистской идеологии играла огромную роль. В сознании Сталина который, несомненно, был, в общем, абсолютным параноиком и к концу жизни явным параноиком идея международного заговора — а уже после войны в его сознании оно приобрело такую полностью конспирологическую картину — играла просто ключевую роль. Поэтому идея заговора, международного заговора… У Сталина ещё, имейте в виду, после войны, когда началась антикосмополитическая, антисемитская кампания, это уже, конечно, выглядело как типичный еврейский заговор, мировой заговор, мировое правительство… Его там просто не называли, естественно, «вашингтонским обкомом», это уже термин постсоветский. Но то, что это всё была такая антиамериканская пропаганда, которая очень активно, буквально пропитывала и основана была на заговоре и конспирологии в сталинскую эпоху, — этим она абсолютно не отличается от современной. Об этом приходится с горечью говорить. Что нужно посмотреть, с чего начать? Понятно, есть «Иван Грозный» Эйзенштейна — это отдельная категория. Именно с точки зрения культурной ценности, с какого фильма лучше начать, чтобы к этому всему прикоснуться? Знаете, сталинское кино — очень специфическая вещь. Мне кажется, очень достойный фильм, скажем, «Суворов». Надо понимать, что это, конечно, пропаганда советская, но есть качественная пропаганда, а есть мусор. И есть просто хорошее кино, которое выполняло функции пропаганды. Так вот, скажем, некоторые фильмы, опять-таки, я бы назвал, прежде всего, «Суворова», «Богдана Хмельницкого», по крайней мере, интересными с точки зрения кинематографа историческими картинами. И, вы знаете, ещё фильм довольно интересный, мало сейчас знакомый, — это фильм Чиаурели, который я уже упоминал, это была экранизация романа «Великий Моурави». Я бы тоже его рекомендовал. А для тех, кому нашей беседы показалось мало, я напомню, что наш гость — автор книги «Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив». Книгу тяжело найти, признаюсь честно, я вот сам заказал, она приедет ко мне нескоро, к моему большому сожалению, мне беседы не хватило, поэтому, я надеюсь почерпнуть какие-то другие ответы на вопросы, которые заготовил, именно из этой книги. И напомню, у нас в гостях был профессор Венецианского университета, историк сталинской культуры Евгений Добренко. Евгений, спасибо, что нашли время. И, надеюсь, до новых встреч. И совсем скоро к нам в эфир ворвётся Николай Александров. Люблю это слово — «ворвётся». Потому что, действительно, он появляется так неожиданно, что не успеем даже должно приветствовать. И вот после этих слов я приветствую вас, Николай, в нашей студии и передаю вам слово. Как я и обещал на прошлой неделе, сегодня у нас будет, ну, так скажем, немножко беллетризированный выпуск, хотя, конечно, об истории тоже пойдёт речь. Я начну с известия о том, что вышел новый роман Джулиана Барнса. Этот британский писатель, пожалуй, наиболее популярен у нас в стране. За последнее время выходило множество разного рода изданий. И те произведения, которые издавались ранее, переиздавался Джулиан Барнс Выходили новые книжки. Ну, можно вспомнить, например, «Портрет мужчины в красном». И вот новая книжка Джулиана Барнса, которая называется «Элизабет Финч». Как всегда у Джулиана Барнса, это не просто роман о любви. В принципе, его так можно определить, конечно же. Но как всегда Джулиан Барнс радует нас многочисленными культурными аллюзиями, размышлениями по самым разным проблемам: что такое культура вообще, как относиться к культуре и цивилизации и прочее. Элизабет Финч, если исходить из названия романа, — некая госпожа, которая читает целый курс лекций, который называется, между прочим, «Культура и цивилизация». Она преподаватель, и это сразу же нас вводит в довольно обширный контекст самого разного рода понятий. И один из её студентов знакомится с её записками и начинает размышлять и раскапывать, собственно, что же это за человек — Элизабет Финч. Человек, которым он раньше был вдохновлён как слушатель её лекций. Теперь он знакомится с ней не просто как с лектором, а как с личностью, как с неким персонажем, как с конкретным человеком, не просто преподавателем. Это, собственно, составляет содержание романа, что позволяет Джулиану Барнсу, разумеется, уходить в самые разные области, уходить в самые разные размышления, сопоставления, посмотреть на то, каким образом человек, личность его соотносится с тем предметом, который он преподаёт, с той областью знаний, в которую он погружён, и так далее. Иными словами, как всегда у Джулиана Барнса, мы встречаемся с целой энциклопедией не просто чувств, но и знаний, и пытаемся определить, каким образом эти знания соответствуют или сопоставляются, или корреспондируются, соотносятся с теми чувствами, которые испытывает человек. С моей точки зрения, это исключительно увлекательный роман, который позволяет говорить не только о человеке и о его переживаниях, о его жизни, в которой случаются личные драмы, трагедии, но и ещё о том, каким образом эти личные драмы, это личное переживание своей собственной жизни соотносится с контекстом общего переживания истории вообще, как влияет на человека погружённость в культуру и влияет ли вообще. Ещё одна книга, о которой я хотел сказать, для меня это вообще праздник. Я понимаю, что, наверное, существует поколение, которое воспитано уже не просто на романах Толкина или Льюиса, если иметь в виду «Хроники Нарнии», но то поколение, которое воспитывалось на Гарри Поттере, уже достигло своего, по сути дела, 30-летия. Почему я говорю о той книге, которая меня радует, потому что эта книга из корпуса скорее моего чтения. Моего чтения, связанного с романами Фенимора Купера, например, или Луи Буссенара. И вот об этом авторе я и хотел бы сказать несколько слов, поскольку в издательстве «Азбука» вышла книга, в которой два романа Луи Буссенара.

115 лет кино в России

это жанр фильма, в котором истории основаны на исторических событиях и известных личностях. Советские исторические, приключенческие и боевики. По сути. только исторические фильмы советских времён наиболее правдиво отражают историческую действительность. Список главных художественных фильмов СССР, работы великих режиссеров и сценаристов – список стоящих картин с самым высоким рейтингом, топ-30 самых лучших советских фильмов, смотреть которые можно онлайн бесплатно в хорошем качестве – в материале РИА Новости. История кино СССР и России. Костюмированный исторический фильм о романе цесаревича и балерины Мариинского театра стал самым убыточным проектом при поддержке Фонда кино, принеся рекордный убыток в 1,28 миллиарда рублей.

Советские фильмы про Российскую империю

Советские исторические фильмы смотреть онлайн бесплатно и без регистрациии. А затем в городе снимали первый в отечественной истории полнометражный художественный фильм "Оборона Севастополя", который был полностью посвящен событиям Крымской войны 1854 года. Исторический фильм «Оборона Севастополя» (1911), посвящённая событиям Крымской войны 1854–1856 годов, – общепризнанная веха в истории кино.

11 лучших фильмов в жанре «история» по версии Афиши-КП

  • 11 лучших фильмов в жанре «история» по версии Афиши-КП
  • СОВЕТСКИЕ исторические фильмы - скачать бесплатно
  • Русское историческое кино - 22 лучших фильма последних лет
  • фильмы советских времен 1950-1989 художественные: 832 видео найдено в Яндексе
  • 8 отличных советских исторических фильмов. Которые можно посмотреть онлайн
  • фильмы советских времен 1950-1989 художественные: 832 видео найдено в Яндексе

О роли «России» в советском кинематографе — причем не одной

Такое историческое событие, как распад Советского Союза, несомненно, повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино еще долго находилось в упадке. Советские исторические фильмы, Фильмы о Великой Отечественной войне. подготовил список фильмов, которые помогут вам восполнить пробелы в знаниях по истории нашей страны. |.

Русская кинематография послевоенных лет

Нельзя сказать, что исторические фильмы не снимали на белорусской киностудии в советское время. Фильм рассказывает об одном из самых суровых сталинских женских лагерей, существовавших в СССР. ВКонтакте – универсальное средство для общения и поиска друзей и одноклассников, которым ежедневно пользуются десятки миллионов человек. Мы хотим, чтобы друзья, однокурсники, одноклассники, соседи и коллеги всегда оставались в контакте.

Какие корабли и суда СССР стали героями известных фильмов

  • Фильмы по истории РФ для школьников и студентов | Смотреть на Федеральном портал Истории России
  • Зоя и Вера
  • Кино про рабочий класс
  • Самое популярное
  • 11 лучших исторические фильмов 2023: самые интересные по версии КП
  • Исторические фильмы ссср список фото

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий