Новости петр петрович кащенко

Пётр Петрович Кащенко был новатором в области психиатрии: отменил использование смирительных рубашек, ввёл трудотерапию и лечение в семьях под присмотром врачей. Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). Его отец был военным Петр в Московском университете, из которого был отчислен за участие в студенческих выступлениях. Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Зная, что за его контактами следят, а переписку усиленно читают, Кащенко со временем ограничил круг встреч, а газеты перестал выписывать вовсе.

150-летие Петра Петровича Кащенко

Одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Пётр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. В Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали фотографии, которые распространяют в телеграм-каналах, после проведения в петербургской психиатрической больнице имени Кащенко ремонтных работ по переустановке и доработке системы. Зная, что за его контактами следят, а переписку усиленно читают, Кащенко со временем ограничил круг встреч, а газеты перестал выписывать вовсе.

Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов

Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК и со ссылкой на сайт « vesti-lipetsk. Для детей старше 16 лет. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности на сайте, и если вы подтверждаете согласие с политикой cookie-файлов, нажмите на кнопку «Согласен а ».

В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета.

Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы.

Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею.

Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом. Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый.

Психиатр на баррикадах За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции. Свои принципы и методы психиатрической помощи доктор Кащенко начал успешно внедрять и в Москве, однако в 1905 году грянула первая русская революция.

Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным.

Там молодой человек организовал народовольческий кружок, а за два месяца до диплома был исключен из университета и отправлен в ссылку в Ставрополь. Поводом для столь жестких мер стала публичная речь Кащенко перед студентами, которую власти сочли отказом выразить скорбь по поводу убийства императора Александра II. Вместе с "неблагонадежным" студентом уехала его юная жена Вера Горенкина.

Впрочем, спустя три года Кащенко смог продолжить обучение в Казанском университете. Там он где специализировался у талантливых ученых, в частности у доктора медицины Льва Рагозина 1846-1908 и профессора Владимира Бехтерева 1857-1927 , возглавлявшего психиатрическую клинику при Казанском университете. В 1885 году молодой человек получил диплом и был направлен в первую в России психиатрическую больницу.

Там, в селе Бурашёво Тверской губернии, новоиспеченный ординатор познакомился с опытным врачевателем Владимиром Яковенко 1857-1923 и земским психиатром Михаилом Литвиновым 1846-1918. С годами идеи Рагозина, Яковенко и Литвинова Кащенко развил в цельную методику. Если раньше в русской психиатрии преобладало представление о душевнобольных как об опасных животных, то на исходе XIX века психиатры начали практиковать гуманистические методы лечения, прежде всего через социализацию пациентов.

Вместо цепей - оркестр и трудотерапия В 1889-1904 годах Кащенко возглавлял психиатрическую больницу Нижегородского земства в деревне Ляхово.

А в 1904 году был назначен руководителем Московской психиатрической больницы, где продолжил применять свой опыт в лечении пациентов. Петр Петрович Кащенко имел такой врачебный авторитет, что в период революционных действий его не трогали. В те времена столичная земская психиатрическая больница во главе с Петром Кащенко была объявлена лучшим медицинским учреждением в Европе. Через 2 года им была разработана программа по укреплению советской психиатрии до достижения высшего мирового уровня. Только свои планы Петр Кащенко не успел реализовать.

Материал подготовлен на основе из отрытых источников.

Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов

Наконец в 1888 году по проекту И. Штрома построили два корпуса, мужской и женский, с водопроводом, канализацией, печным отоплением и электричеством. Конечно же, в новую психиатрическую больницу требовался руководитель — не только опытный профессионал, но и активный организатор. Кащенко подходил по обоим пунктам. Назначение его на должность заведующего отделением произошло быстро и без предварительного согласования с нижегородским губернатором и жандармским управлением, на что, кстати, департамент полиции вскоре и указал. В феврале 1889 года Петр Петрович с женой, восьмилетним сыном Борисом и грудной дочерью Евгенией прибыл в Нижний Новгород, где ему предстояло провести целых 15 лет. Перед вступлением в должность Кащенко встретился со своим университетским товарищем Сергеем Елпатьевским, который тогда работал врачом в Обществе вспоможения частному служебному труду. К тому времени он уже был известен в городе как врач-общественник и литератор.

Кащенко передаёт санаторий-школу в ведение Наркомпроса, которая становится государственным учреждением, а на основе его организуется Дом изучения ребенка. Одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Пётр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. В 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране.

Идеи В. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом. Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей. С 24 июня по 2 июля 1920 года проходил I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью. Председателем оргкомитета был В. Кащенко, а вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. На съезде выступил нарком просвещения А.

Всеволод Петрович рассказал о причинах детской дефективности, о разграничении функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции в вопросах борьбы с детской дефективностью, заботе о выпускниках специальных школ, дефектологическом образовании и, наконец, дошкольном воспитании и обучении детей с физическими и психическими недостатками. На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте. В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов. По инициативе В. Кащенко с 1919 года заработали годичные курсы по обучению работников-дефектологов. По поручению Наркомпроса было создано специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности, первым ректором и профессором которого стал В. Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во Второй МГУ; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет МГПИ имени А. Одновременно возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А. Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов. В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий.

Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи. В том же году Дом изучения ребенка, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Популярность Медико-педагогической станции росла. Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича. В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями. Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии. Весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности.

Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников — они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции.

Анна Всеволодовна Кащенко. Носительница легендарной фамилии и сама человек легендарный. Дочь одного из основоположников отечественной дефектологии Всеволода Петровича Кащенко и племянница выдающегося психиатра Петра Петровича Кащенко. На базе санатория-школы для дефективных детей, который организовал В. Кащенко в 1908 г. Анна Всеволодовна — ровесница этого уникального санатория-школы. Её отец говорил: «В 1908 г. Анна Всеволодовна продолжила семейную традицию и не один десяток лет проработала в логопедии. Она — «последняя из могикан», носителей старой русской культуры. Очаровательная женщина, прекрасный рассказчик с отменным чувством юмора и самоиронией. Рассказывая о своей насыщенной событиями жизни, она охотно посмеивалась над собой. Мы говорили на самые разные темы: об отце и московском дореволюционном детстве, о политике и музыке, вспоминали анекдоты про Канатчикову дачу — так называлась больница, до недавнего времени носившая имя её дяди… У неё уникальный московский выговор, который сегодня можно услышать только в каком-нибудь старом фильме. Пленительная эта интонация ушла вместе с последними представителями старой московской интеллигенции. Она настоящая москвичка, увлекающаяся искусством и разбирающаяся в музыке, театре, живописи. Анна Всеволодовна обожает музеи, театры, особенно — концерты классической музыки в Консерватории… Корни Её отец, Всеволод Петрович Кащенко, родился 21 марта 1870 г. Дед, Пётр Фёдорович, закончил Петербургскую Медицинскую академию, был лекарем во время Крымской войны, удостоен многих наград. Сын Всеволод продолжил семейную традицию, поступил на медицинский факультет Московского университета, но был отчислен за передовые взгляды. Он возглавил группу студентов, которые ратовали за введение нового устава, за что был выслан из Москвы. Он получил высшее медицинское образование уже в Киевском университете Святого Владимира. После университета работал земским врачом, а в 1908 г. Мама Анны Всеволодовны окончила акушерское училище, хорошо знала медицину и много помогала мужу в созданном им санатории-школе. Санаторий-школа на Погодинке В семье Кащенко бытовала легенда о том, как Всеволод Петрович стал заниматься педагогической деятельностью. Вот как рассказывает об этом Анна Всеволодовна. А со своим сыном он не всегда мог справиться, а о матери и говорить не приходилось. Жили они в здании больницы. Однажды Юрий устроил на чердаке больницы пожар кажется, это было в Нижнем Новгороде. Курил ли он там тайком или делал какие-то химические опыты — неизвестно. Вне своей семьи Юрий вёл себя прилично, не причиняя дяде неприятностей. Возможно, в этот период впервые и закралась отцу в голову мысль о важности и необходимости специального подхода к воспитанию трудных детей. Пока Юрий жил у моих родителей, он очень привязался к ним и на всю жизнь сохранил к нам тёплое и почтительное отношение. Повзрослев, он остепенился, стал оперным певцом с хорошим, приятным голосом, пел в театре Зимина…» Санаторий-школа был частным лечебно-педагогическим заведением, в котором В. Кащенко собрал лучшие медико-педагогические кадры того времени. Достаточно сказать, что консультантом там работал известный невропатолог Григорий Иванович Россолимо. Музей Санатория В санаторий-школу принимали мальчиков, страдавших психопатией, истерией. Были там и малолетние пироманы, и клептоманы. Но, как говорит Анна Всеволодовна, «у нас работали сильные педагоги, выправляли даже самые запущенные случаи». Детей не только учили и лечили, но и разносторонне развивали: в школе были прекрасные мастерские, ребята рисовали, лепили, много занимались спортом — словом, были всё время заняты. Школа располагалась на Погодинской улице, дом 8, на большой территории от Погодинской до Большого Саввинского переулка. Анна Всеволодовна вспоминает: «Там было девять домов, принадлежавших большой купеческой семье Бландовых. У них было молочно-колбасное заведение, и они конкурировали с богатой купеческой семьёй Чичкиных. Здания санатория-школы были очень красивые. Одно из них проектировал известный архитектор Краснов, который строил богатые дачи в Крыму. Потом всё это, конечно, снесли». Но осколки той, старой Москвы встречаются в Хамовниках и сегодня. Как, например, известный всей округе продуктовый магазин с экзотическим названием «Ливерс». Ею владел Гевартовский. Магазин так назвали уже после революции, потому что он рядышком с фабрикой… А в конце Большого Саввинского находилась ситценабивная фабрика Альберта Гюбнера…» А в санатории-школе шла насыщенная увлекательная жизнь. На Рождество ставили спектакли, устраивали маскарад, танцы, пение. В веселье участвовали все дети и персонал, а также и гости. Приглашённых бывало много — родственники и знакомые. Отец был знаком с семьёй Сац. На одной из очередных ёлок появились у нас и его дочери: Наташа и Нина Сац Нина потом трагически погибла в Крыму. Из того, что они показывали, я запомнила только про слона и моську, как Наташа на четвереньках злобно и смешно тявкала на слона. Недавно мне позвонила жена И. Андронникова — Вива Робинзон, с которой я училась в одном классе и сидела за одной партой. Она вспоминала, как было всегда интересно и весело на наших вечерах. Под старость ожили детские воспоминания, а ведь у неё в жизни было много иных впечатлений».

Он успешно находил язык с любыми, самыми страшными и буйными пациентами. Порой это пугало его коллег, особенно представителей младшего персонала, которые были уверены, что доктор Кащенко владеет гипнозом. В его гипнотические способности верили даже родственники. Возможно, нечто подобное действительно имело место, но больные любили Петра Петровича по другой причине. Его всегда отличало человечное отношение к своим пациентам. Для него было неприемлемо ущемление прав и ухудшение условий жизни целой группы людей только за то, что они тяжело больны. Поэтому, конечно же, заняв пост заведующего, он тут же начал бороться с несправедливостью. Первым шагом стала замена мрачных оконных решеток на рамы с более прочным стеклом. Двери в палаты больше не запирали, в вестибюле повесили шторы и картины. Больничные помещения проветрили и высушили, а после получения ссуды из городской казны заменили постельное и нательное белье. У каждого больного появились пуховые подушки с двумя одеялами. Некоторые корпуса, по бурашевской традиции, переоборудовали под мастерские, чтобы проводить трудовую терапию. Не забыл новый заведующий и про развлечения больных — для этой цели купили «волшебный фонарь» и стереоскоп. И снова наш герой занялся художественной самодеятельностью в терапевтических целях и, конечно, сам охотно принимал участие в музыкальных посиделках — пел и играл на фортепиано. В больницу закупили струнные музыкальные инструменты, стали устраивать вечера, на которые приглашали родственников больных. На территории разбили сад и огород, стали проводиться прогулки и устраиваться праздники. Кащенко подчеркивал, что свобода — это не вседозволенность, она должна быть ограничена пределами больничного режима. Для трудовой терапии он отбирал больных после предварительной беседы, учитывал психическое, физическое состояние, профессию, интересы — и все это для того, чтобы труд был не просто занятостью, а лечебным фактором, отвлекающим больных от болезненных переживаний. По опыту, приобретенному в Бурашевской колонии, он знал, что правильно подобранные трудовые процессы позволяют побороть заторможенность и агрессию и даже повлиять на бредовые идеи. Памяти друга, товарища и учителя П.

Кащенко П.П. — 100 лет спустя

Отец его был медиком, и сын решил пойти по его стопам. В 1867 году Кащенко поступил на медицинский факультет в Киевский университет. Семья Кащенко бедствовала, поэтому мать Петра постаралась сделать так, чтобы ему выплачивалась стипендия Московским университетом, из-за чего ему пришлось перевестись в Москву. В 1879 Петра арестовали. Он подозревался в убийстве полицейского, из-за чего его исключили из университета, и был сослан в Ставрополь. Там Петр Петрович был преподавателем музыки в женской гимназии.

Пробыв несколько лет в Ставрополе, он смог добиться разрешения закончить медицинский университет в Казани, после чего успешно сдал экзамены и получил квалификацию врача. Там же он стал специалистом психиатрии. В 1886 году Кащенко поехал в Европу набираться опыта. Поездка положила начало новой жизни. Практикуясь в западноевропейской психиатрии, он положил начало психиатрии как науки.

Молодой врач находился под большим впечатлением от увиденного, и в дальнейшем он будет решительно браться за переустройство каждой больницы, где ему доведётся поработать. Начнет он с психиатрического отделения Мартыновской больницы - в дальнейшем оно станет Нижегородской психиатрической больницей. Вот как отзывался о данном отделении старший врач, доктор Венский: " оно не только не способно вылечивать больных, но и содержит в себе все данные для окончательного умственного убийства человека". Доктор Кащенко с энтузиазмом берется за реорганизацию работы больницы. Он не только переносит сюда принципы, подсмотренные в больнице-колонии под Тверью, но и превносит свои собственные, в чем-то революционные идеи. Петр Петрович настаивает на так называемом принципе нестеснения, он выступает резко против использования смирительных рубашек: "Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет ее, как на палача".

Молодой врач делает особый упор на социализацию больных, он внедряет трудотерапию. Пациенты работают в мастерских, в теплицах и огородах на территории больницы. Это сейчас трудотерапия кажется чем-то очевидным, доктор Кащенко же был первопроходцем. Вот что писал он о привлечении больных к труду: "Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается". Петр Петрович уделяет внимание и культурной жизни больных: они читают книги, ставят театральные постановки, в конце концов, доктор вспоминает свое ссылочное прошлое и лично руководит хором и музыкальным ансамблем пациентов. Борясь за социализацию пациентов, доктор Кащенко придумал такую вещь, как "посемейный патронаж" — за денежное вознаграждение пациентов отправляли жить в семьи местных жителей.

Разумеется, при этом следили, чтобы пациентов не обижали — их строго запрещалось называть "сумасшедшими". Такое проживание в семьях благотворно сказывалось на психическом состоянии больных. Также следует упомянуть, что доктор оказался очень талантливым в поиске спонсоров — нижегородские купцы охотно занимались благотворительностью и финансировали больницу.

Создал такой кружок и отличник Петр Кащенко. У него самого хранились десятки наименований нелегальной литературы, и неудивительно, что вскоре его взяли под наблюдение жандармы. В 1881 году Кащенко готовился закончить университет, как вдруг из Петербурга пришло известие об убийстве народовольцами Александра II. Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу. Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили "чистку" неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета. Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии. Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город. Нижегородский реформатор Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать.

При Кащенко нижегородская колония в Ляхове стала одной из лучших в России. В 1904-1906 годах, уже будучи признанным специалистом, Кащенко стал главным врачом Московской психиатрической больницы в Канатчиковой Даче, где продолжил применять свои наработки в организации лечения. За эти два года с окон сняли решетки и перестали приковывать больных к полу или стенам. Вместе с медикаментозным лечением практиковали физио-, трудо- и культтерапию. Больные Канатчиковой Дачи репетировали в духовом оркестре, играли в спектаклях и танцевали на вечеринках. Для выздоравливающих ввели амбулаторное наблюдение и лечение. Фото: ИТАР-ТАСС В первую русскую революцию Кащенко вместе с братом создал летучие медицинские бригады, которые оказывали помощь раненым революционерам во время восстания в Москве в декабре 1905 года, а после помогал скрываться от преследования его участникам. Профессиональный авторитет доктора был так высок, что власти не посмели его тронуть. В Первую мировую войну целитель изучал статистику психической заболеваемости среди русских солдат на фронтах. После свержения монархии и победы большевиков Петр Кащенко работал в Наркомздраве Советской России, фактически став главным психиатром республики.

Петр Петрович Кащенко, известный русский врач-психиатр: биография

Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано. Общество - 9 июня 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Петр Кащенко был основателем советской психиатрии и отцом гуманистического направления в лечении больных. 1881 г. Главархив Москвы Расписка вдовы коллежского секретаря А.А. Горенкиной о разрешении своей дочери Вере Александровне Горенкиной вступить в брак с Петром Петровичем Кащенко. [19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр.

Петр Кащенко

19.2.1920. Пётр Петрович Кащенко. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. В воскресенье, 9 июня, в 11:00 в Евдокиевском храме на площади Героев начнётся отпевание и церемония прощания с Почётным гражданином Липецка Петром Кащенко. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (?—1875[1]), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. Необыкновенным доктором, который отважился на большие перемены, был Пётр Петрович Кащенко.

Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко

Кащенко по нам плачет Петра Петровича Кащенко.
Пётр Петрович Кащенко | Книга памяти Кадры результатов странного ремонта в психоневрологическом диспансере больницы имени Кащенко на Старо-Петергофском проспекте, № 50, литера А, вызвали у петербуржцев недоумение.
Факты из жизни выдающегося психиатра Петра Петровича Кащенко | Кадры результатов странного ремонта в психоневрологическом диспансере больницы имени Кащенко на Старо-Петергофском проспекте, № 50, литера А, вызвали у петербуржцев недоумение.

Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме

На улице Кащенко в Нижнем Новгороде находится областная психиатрическая больница. Пётр Кащенко родился на Кубани в 1859 году. Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 (по старому стилю) 9 января 1859 (по новому стилю), в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко – потомственного казака, выпускника Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. статья из «Большой Медицинской Энциклопедии».

Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко

Не сейчас» в соцсети «ВКонтакте» фото видно, что трубы проложены где угодно, только не там, где они были бы уместны. Идет процесс ремонта, он запланирован до конца года. Идут работы. Но на персонал и на пациентов это никак не влияет.

Это капитальный ремонт. Все идет по плану.

Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть.

Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе. Врача подвело здоровье Кащенко одним из первых стал заниматься изучением статистики психиатрических заболеваний по стране, считая, что она может дать картину того, что происходит в обществе. Во время Первой Мировой войны Кащенко занимался изучением психических заболеваний солдат на фронте и организацией оказания им специализированной помощи. Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с радостью.

Пока другие медики бежали от ужасов большевизма, Петр Петрович, несмотря на трудности периода Гражданской войны, разрабатывал масштабный план организации психиатрической помощи в РСФСР. Авторитет Кащенко был очень высок. В августе 1919 года на 1-м Всероссийском совещании по вопросам психиатрии и неврологии Петр Кащенко выступает с программным докладом, который содержит в себе основные положения и принципы развития психиатрии в Стране Советов. Талантливый медик, доказавший эффективность своих методов работы, намеревался сделать советскую психиатрию лучшей в мире. Но доктора Кащенко подвело здоровье.

Он страдал желудочным заболеванием, которое потребовало оперативного вмешательства. Однако операция вызвала осложнения, от которых Петр Петрович Кащенко скончался 19 апреля 1920 года.

Достаточно было недели в стенах отделения, чтобы к нему вернулась уверенность в своем психическом здоровье. Подобные курсы реабилитации Евлогов получал все 15 лет, пока там работал Кащенко, и даже после отъезда врача, уже будучи стариком, он продолжал регулярно посещать лечебницу. Этот случай далеко не единичен в практике нашего героя. Он успешно находил язык с любыми, самыми страшными и буйными пациентами. Порой это пугало его коллег, особенно представителей младшего персонала, которые были уверены, что доктор Кащенко владеет гипнозом.

В его гипнотические способности верили даже родственники. Возможно, нечто подобное действительно имело место, но больные любили Петра Петровича по другой причине. Его всегда отличало человечное отношение к своим пациентам. Для него было неприемлемо ущемление прав и ухудшение условий жизни целой группы людей только за то, что они тяжело больны. Поэтому, конечно же, заняв пост заведующего, он тут же начал бороться с несправедливостью. Первым шагом стала замена мрачных оконных решеток на рамы с более прочным стеклом. Двери в палаты больше не запирали, в вестибюле повесили шторы и картины. Больничные помещения проветрили и высушили, а после получения ссуды из городской казны заменили постельное и нательное белье.

У каждого больного появились пуховые подушки с двумя одеялами. Некоторые корпуса, по бурашевской традиции, переоборудовали под мастерские, чтобы проводить трудовую терапию. Не забыл новый заведующий и про развлечения больных — для этой цели купили «волшебный фонарь» и стереоскоп. И снова наш герой занялся художественной самодеятельностью в терапевтических целях и, конечно, сам охотно принимал участие в музыкальных посиделках — пел и играл на фортепиано. В больницу закупили струнные музыкальные инструменты, стали устраивать вечера, на которые приглашали родственников больных. На территории разбили сад и огород, стали проводиться прогулки и устраиваться праздники. Кащенко подчеркивал, что свобода — это не вседозволенность, она должна быть ограничена пределами больничного режима.

Пациенты работают в мастерских, в теплицах и огородах на территории больницы. Это сейчас трудотерапия кажется чем-то очевидным, доктор Кащенко же был первопроходцем. Вот что писал он о привлечении больных к труду: "Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается". Петр Петрович уделяет внимание и культурной жизни больных: они читают книги, ставят театральные постановки, в конце концов, доктор вспоминает свое ссылочное прошлое и лично руководит хором и музыкальным ансамблем пациентов. Борясь за социализацию пациентов, доктор Кащенко придумал такую вещь, как "посемейный патронаж" — за денежное вознаграждение пациентов отправляли жить в семьи местных жителей. Разумеется, при этом следили, чтобы пациентов не обижали — их строго запрещалось называть "сумасшедшими". Такое проживание в семьях благотворно сказывалось на психическом состоянии больных. Также следует упомянуть, что доктор оказался очень талантливым в поиске спонсоров — нижегородские купцы охотно занимались благотворительностью и финансировали больницу. Затраченные усилия окупались сторицей, и Нижегородская психиатрическая больница под руководством Петра Петровича стала одной из лучших в стране. В 1904 году в психиатрическую больницу на Канатчиковой даче да-да, та самая, наверняка у вас в голове сейчас запел хриплый голос Высоцкого стали искать нового главного врача. Тогда-то и вспомнили выдающегося психиатра и организатора здравоохранения из Нижнего Новгорода. Петр Петрович принял приглашение и перебрался в Москву. Но наступил 1905 год. Случилась первая русская революция. Петр Петрович не отказывался ни на день от своих политических убеждений, поэтому он горячо поддержал революционеров.

Пётр Петрович Кащенко

В 1898 году Петр Кащенко был командирован Нижегородским губернским земством в Европу, где изучал опыт организации психиатрической помощи в Германии, Бельгии, Франции, Англии и Шотландии. По итогам этой командировки был издан научный отчет в трех томах. В том же году началось строительство психиатрической больницы-колонии в селе Ляхово, и 10 23 февраля 1901 года она была открыта. Система психиатрической помощи, которую Кащенко организовал в Нижегородской губернии, стала образцом для российских врачей, к нему приезжали перенимать опыт врачи из других городов.

Он сам часто приезжал для консультаций по организации психиатрической помощи в другие губернии, выступал с докладами на губернских земских собраниях, земских съездах врачей, Пироговских съездах, Брюссельском международном съезде по призрению душевнобольных. В 1899 году Санкт-Петербургское губернское земство приглашает Петра Кащенко организовать психиатрическую больницу в столичной губернии. Так возникла больница в имении Сиворицы ныне село Никольское Гатчинского района , но строительство ее затянулось из-за войны с Японией.

В начале 1904 года Петр Кащенко принял участие в конкурсе на вакантную должность главного врача Московской психиатрической больницы им. Алексеева на Канатчиковой даче, и его кандидатура была признана лучшей. В 1907 году была наконец открыта Сиворицкая больница под Петербургом, и Петр Кащенко отправился туда.

Сиворицкая больница была в 1911 году представлена на Дрезденской международной гигиенической выставке.

Естественно, ни о какой медицинской практике во время ссылки не было и речи. Единственное занятие, которое полиция сочла безобидным и разрешила Петру Петровичу, было — преподавание музыки и пения в местной женской гимназии, благо красивый баритон и отличный слух позволяли бывшему студенту давать такие уроки. Учитель музыки скоро прославился на весь город. Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов.

Именно в Казанском университете начнется революционный путь Владимира Ульянова-Ленина. Кащенко сделал психиатрию гуманной В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Реформатор психиатрии — Какие-то чудные у вас на селе мужики, — проговорил бородатый крестьянин, показывая своему товарищу на группу людей, идущих с удочками в сторону речки.

Это же из сумасшедшего дома, на рыбалку идут, — ответил тот. Неужто, сбежали? Теперь у них доктор новый! На цепочку к стенам их больше не привязывает. Наоборот, тех, которые тихие, в деревню выпускает.

И даже в дом к себе зовет — на пианине им играет, а они песни с ним хором поют. И ведь не боится! А у самого жена и четверо детей.

Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!

В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов. По инициативе В. Кащенко с 1919 года заработали годичные курсы по обучению работников-дефектологов. По поручению Наркомпроса было создано специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности, первым ректором и профессором которого стал В.

Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во Второй МГУ; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет МГПИ имени А. Одновременно возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А. Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов. В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи. В том же году Дом изучения ребенка, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Популярность Медико-педагогической станции росла. Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича. В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями.

Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии. Весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников — они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции.

Кащенко внезапно освобождается от всех занимаемых должностей ведомственным решением. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Новым директором назначается Лев Выготский оставался на этой должности до 10 октября 1928 года; уволен по собственному желанию. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства, были грубо выброшены на мусорную свалку все его материалы. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н. Семашко и профессором Каннабихом В.

Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В. Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров в 1931 году журнал прекратил свое существование , но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий