Новости отец достоевского

Достоевский смог вернуться в Петербург в конце 1859 года, хотя еще в течение 15 лет оставался под негласным надзором полиции.

Достоевский вновь в Кузнецке!

Дети редко бывали дома, но получали отменное образование. Именно в стенах этого пансиона у Федора случился первый в его жизни приступ эпилепсии. Юноша мечтал стать писателем — он грезил этим с раннего детства. Но его отец, несмотря на всю свою любовь к книгам, настаивал, что труд писателя не сможет его прокормить. Михаил Андреевич желал, чтобы его сыновья поступали в Главное инженерное училище.

Михаила туда учиться в результате не взяли, но Федор прошел отбор. Он занимался нехотя, без огонька. Зато много читал и даже организовал литературный кружок. Несмотря на нелюбовь к инженерному делу, Достоевский доучился, получил диплом и устроился на работу по специальности — в память об отце, который умер в 1839 году.

Но немного погодя службу бросил и решил отдаться литературе целиком и полностью. Дальше были первые успехи, известность, кружок петрашевцев, расстрел, замененный ссылкой, годы на каторге и первая большая любовь. Первый брак После освобождения из острога бывшие каторжники не могли сразу вернуться в родные места без полного помилования. Достоевский, как и многие до него и после него, стал ссыльным.

Сначала он жил в Омске, затем был отправлен рядовым в Седьмой Сибирский линейный батальон в Семипалатинске. Это был 1854 год — Федору Михайловичу было 33 года. Самый расцвет! У писателя завязался роман.

Его избранницей стала замужняя женщина с ребенком — Мария Дмитриевна Исаева. Мария Исаева Констант. Источник Супруг Марии Дмитриевны был алкоголиком, и большую часть времени проводил в измененном состоянии сознания. Иногда у него случались приступы «белой горячки» и агрессивного поведения.

Он когда-то слыл большим интеллектуалом, но любовь к спиртному перечеркнула его достоинства. Достоевский познакомился с супругами и со всем пылом влюбился в 28-летнюю женщину. Он очень терзался муками совести, но не оставлял ухаживаний — часто ходил к Исаевым в гости, общался с Марией и считал ее настоящим совершенством. Мария Дмитриевна скорее жалела молодого ссыльного, чем любила его, но благосклонно принимала ухаживания.

В 1855 году Исаевы переехали в Кузнецк. Достоевский страдал и был сам не свой. Он писал своей возлюбленной длинные восхищенные письма, на которые та прилежно отвечала. Примерно через полгода Мария Дмитриевна написала, что ее муж умер.

Федор Михайлович поспешил сделать предложение руки и сердца, но молодая вдова колебалась — она была увлечена учителем рисования, который занимался с ее сыном Павлом. Отверженные родиной: три истории любви и разлуки в переписках Мандельштама, Пастернака и Набокова с семьями В конце концов она приняла решение в пользу Федора Михайловича. Во время недолгой остановки в Барнауле у писателя случился приступ эпилепсии — тогда же врачи поставили ему точный диагноз до этого Федору Михайловичу говорили, что это нервное. Мария Дмитриевна была потрясена случившимся.

Вскоре, в том же 1857 году, писателя полностью помиловали, вернули ему дворянский титул и разрешили переехать обратно в центральную Россию. Семья поселилась в Петербурге, где Достоевский продолжил писать и издавать свои книги. Первый брак Достоевского был недолгим и несчастливым. Биографы склонны возлагать вину за это то на Марию Дмитриевну, то на обстоятельства.

Современники описывали Марию Дмитриевну как красивую экзальтированную блондинку с живым характером и очень образованную. Некоторые знакомые говорили о ее уме, обаянии и доброте. Но при этом женщина была склонна к вспышкам гнева и мнительности. Кроме того, как было сказано выше, она не испытывала к Достоевскому большой любви.

Окружающим это было заметно. Ее пугали приступы эпилепсии у мужа. Павел — сын Марии Дмитриевны — прохладно относился к отчиму. В общем, совместно молодая семья прожила совсем недолго.

Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».

В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества.

Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости.

Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.

Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию.

До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот». После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание.

Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.

Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен.

В июле он выехал в Висбаден , откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести.

Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского.

Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.

Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя».

Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал.

В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь...

Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию.

Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события.

В результате этих многочисленных пертурбаций даже про деда Федора Михайловича толком ничего не известно. С его отцом ситуация уже обстоит иначе. Согласно документам, он родился на территории сегодняшней Винницкой области деревня Войтовцы , учился в духовной семинарии и оттуда перебрался в Императорскую медико-хирургическую академию. Будучи студентом во время Отечественной войны 1812 года, он был командирован «для пользования больных и раненых», а позже боролся с эпидемией тифа. После того, как Наполеон был побежден, Михаил Достоевский продолжил военную службу и уволился только в 1820-м в связи с рождением первого ребенка в браке с Марией Нечаевой. Тогда же отец писателя устроился работать в Мариинскую больницу для бедных.

Всего у Михаила Достоевского и его жены было семь детей. О детстве классика ходят противоречивые слухи. У самого Федора Михайловича о нем сохранились приятные впечатления: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…» — вспоминал он в сознательном возрасте. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — писал Федор Михайлович в том числе. В первую очередь, это касалось его отношений с алкоголем.

Есть версия, что вследствие этого отец классика был невероятно жесток с принадлежавшими ему крестьянами. Правда, полноценных доказательств этого факта не существует. Как и уверенности по поводу того, как именно умер Достоевский-старший.

Его и еще четырнадцать человек приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. В последнюю минуту, когда первую тройку людей уже привязали к столбам, было объявлено, что Николай I заменил казнь на четырехлетнюю каторгу и последующую службу рядовым «солдатчина», как тогда говорили. Один из тех, кто стоял в первой тройке, вскоре сошел с ума. Достоевский же, напротив, преобразился.

Вечером того же дня он писал брату Михаилу, что «жизнь — это дар, жизнь — счастье»: «Брат! Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою». Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни. Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма.

Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам. Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль. Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий. За это ему доставалось от консерваторов. В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского. Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности".

Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии. Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных". Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха". В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома".

Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам. После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести. Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец". Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций".

Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может".

Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены.

Катастрофа наступила в 1868 году, когда очередной проигрыш Достоевского довел беременную жену до выкидыша.

О чем знал Ф. М. Достоевский по поводу смерти своего отца и о чем он знать не мог

Достоевский - дворянин только во втором поколении. Достоевский ничего и никогда не говорил о своих предках, никогда не прибегал к генеалогическим аргументам. РГ: Пушкин в одном стихотворении не без гордости назвал себя "мещанином". Как вы определите социальный статус предков Достоевского? Сараскина: Ближайшие предки, как со стороны отца, так и со стороны матери, были людьми "среднего, темного круга": бурсаки, семинаристы, сидельцы в лавках, приказчики, купцы, лекари, интеллигенты-разночинцы. Их социальный статус - городские мещане, скромные, небогатые обыватели. Сараскина: Человечество узнало о семействе штаб-лекаря из больницы для бедных исключительно благодаря его второму сыну - остальные шестеро детей, не имей они родственных отношений со своим гениальным братом, не остались бы, наверное, в памяти истории.

Как затерялся бы в истории и сам штаб-лекарь, и все его предки. Феномен рода Достоевского, 500 лет которого мы отмечаем в эти дни, это явление исключительного прорыва, исключительной гениальности одного человека, который вытащил на поверхность истории и обессмертил весь свой род, своих предков и потомков. Достоевский сделал так много для русской и мировой литературы и философской мысли, что обрел право на бессмертие, а его род - право на историческую память и общественный интерес. РГ: Есть расхожее мнение, что Достоевский был не русских, а польских кровей.

На сундуки клали доски, затем пледы, одеяла. В передней царил полумрак — свет еле доходил из единственного окошка. Больше всего Федор любил вечера в доме. Отец выписывал рецепты в гостиной, мать шила.

А дети собирались в зале и слушали при свечах сказки кормилицы. Чтобы не мешать отцу, говорили шепотом. Тишина царила такая, что слышен был скрип гусиного пера из гостиной... Мариинская больница была заведением для бедных. Каждый день Федор наблюдал из окна нищих, бездомных, умалишенных. Они собирались во дворе больницы в ожидании помощи. Сидели, лежали прямо на земле... В больничном дворе проходили и детские игры Фёдора.

Нередко будущий писатель общался с беднотой, хотя отец это запрещал. Одно знакомство Федор запомнил на всю жизнь.

Поэтому в 1831 году он приобретает имение в Тульской губернии.

Посмотреть на обложку дела о внесении в родословную книгу Московской губернии дворян Достоевских можно в Главархиве столицы. Все сведения о рождения детей Достоевского можно также найти в архивных материалах. В Главархиве хранится и уникальная запись о рождении самого писателя Федора Достоевского от 11 ноября 30 октября по старому стилю 1821 года.

Крещение мальчика прошло 16 ноября или 4 ноября по старому стилю того же года. Данная запись сохранилась в метрической книге церкви Святых апостолов Петра и Павла, которая существовала при Мариинской больнице. В одном из флигелей этой больницы родился и сам будущий классик.

В Больнице для бедных Михаил Достоевский служил еще долго — до июля 1837 года.

Стонову в 1924-м и ученым В. Нечаевой и М. Волоцкому в 1925-м, какой плохой, злой и жестокий был барин, владевший их дедушками и бабушками: «Зверь был человек.

Душа у него была темная... Строгий, неладный господин... Крестьян порол ни за что» 25. Что в этих показаниях — истина, а что — клевета на того, кого уже некому защитить?

По версии даровских крестьян, убивали мужики черемошинские, по сговору четверых, не выехавших на работу и сказавшихся больными, чтобы заманить во двор барина, который наверняка захочет «вылечить» их палкой. Так будто бы и случилось. Потом вывезли, свалив в поле, на дороге из Черемошни в Даровое. А кучер Давид был подговорен.

Оставил барина да в Моногарово за попом, а в Даровое не заезжал. Поп приехал, барин дышал, но уже не в памяти. Поп глухую исповедь принял, знал он, да скрыл. Крестьян не выдал.

Следователи потом из Каширы приезжали, спрашивали всех, допытывались, ничего не узнали. Будто от припадка умер, у него припадки бывали» 28. В этой версии, как уже было сказано, потерян доктор Шенрок, изменено место преступления потерпевшего нашли не там, где убили , уменьшилось число преступников не 15, а всего четверо и, самое главное, отсутствует факт взятки. Из чего следует, что «стая коршунов» написала донесение губернатору о ненасильственной смерти безвозмездно!

Как видим, версии «свидетелей по слухам» радикально противоречат одна другой. Спустя неделю после смерти М. Достоевского в Даровое приехала неродная «бабинька» О. Нечаева с полномочиями от Куманиных, в доме которых она жила, забрать в Москву сирот Колю и Сашу.

Это означало, что Куманиным уже все было известно, и скорее всего от соседей. Те же соседи могли написать и Федору — один из Хотяинцевых в марте 1839 года уже справлялся, по поручению М. Неизвестно, кто первым и что именно сообщил Федору о трагедии. Михаил же узнал о ней из письма Федора, посланного в середине июня 29.

Слышал только, что Вы взяли детей к себе, и пролил слезы благодарности!.. Чем он заслужил себе конец такой! Пусть же сыновнии слезы утешат его в той жизни! Меж тем «бабинька», побывав на погосте и поклонившись могиле, была звана как известно из воспоминаний Андрея Михайловича к владельцу села Моногарово П.

Хотяинцеву, который открыл гостье глаза, назвав истинную причину смерти — убийство. Вряд ли, однако, Хотяинцев указал источник шокирующих сведений. Но если он был ему известен, то от кого? От попа Духосошественской моногаровской церкви, который был в сговоре с крестьянами, не выдал их следствию, но почему-то выдал барину?

Скорее всего, сосед-помещик пользовался слухами, которые ползли по деревне но почему-то не доползли до следствия , или сам стал их сочинителем. Так или иначе, Хотяинцев по версии, слышанной А. Но зачем? Но кто дал деньги?

Всё те же вопросы, на которые нет ответов. Как показывает Федоров, именно «бабинька» привезла в дом Куманиных навязанную ей в Моногарове постыдную тайну и пустила ее в круг родных и детей покойного. Оттуда же будет инициирован новый виток следствия. Лейбрехт заявит в каширском суде и даст показания на бумаге , что Хотяинцевы выражали «сомнение в смерти соседа и подозрение на крестьян»: дворовая девка Достоевских слышала якобы крик барина, а его крепостные были так озлоблены против него, что били умершего по пяткам и не хотели вносить тело в церковь.

Представитель дома на очной ставке отречется от ранее сказанного, но Лейбрехт неожиданно обнажит интригу: этот Хотяинцев сам просил его, Лейбрехта, передать исправнику Елагину, что моногаровский хозяин ждет Елагина к себе, чтобы возбудить дело. Именно от него идет версия об убийстве — и в Каширский суд, и к московской родне, и к детям» 30. Версия о естественной смерти М. Достоевского и невиновности крестьян вызвала в конце 1970-х новый виток споров.

Оппоненты Федорова среди них первое слово принадлежало Нечаевой указывали, что данных о злодейских намерениях П. Хотяинцева нет и мотивов, по которым он мог распускать заведомо ложные слухи, подсылать в суд доносчика, длить судебное дело оно затянется на 16 месяцев , у него не было. Напротив, утверждали оппоненты, есть множество свидетельств о дружеском общении соседей, невзирая на тяжбу, а Мария Федоровна так вообще часто бывала в Моногарове «я, друг мой, — писала она мужу в 1835-м, — запировалась у Хотяинцевых в Духов день, от обедни затащили меня с детьми обедать». Кажется, это все же слабое возражение.

Помимо рациональных мотивов П. Хотяинцевым могли владеть иные вихри. Тут кстати вспомнить недоверие Михаила Андреевича, остерегавшего жену: «Радуюсь, что ты пировала два дня сряду у Хотяинцевых, дай Бог вам мир и согласие, но я сомневаюсь, причина та, что сегодня приезжаю и дети подают мне бумагу, говорят, квартальный принес, посмотрел, дан указ тебе из Каширского земского суда... Да ведь и отношения его с супругами наверняка имели разные оттенки, тем более что в 1839-м Марии Федоровны уже два года как не было в живых, а отставного доктора пировать он к себе не зазывал...

Возобновившись по доносу, следствие «о скоропостижно умершем г. Достоевском» перешло в уголовное русло и протянулось вплоть до октября 1840 года. Но если влиятельные Куманины способствовали закрытию дела, как предполагала Нечаева 31 , зачем в феврале 1840 года Тульское губернское правление потребовало немедленно собрать сведения «о подозрениях» и у них самих, и у дочери покойника Варвары, и у няньки Алены Фроловны? Зачем «виновному» следствию нужно было так рисковать?

Ведь семнадцатилетняя девица и старая нянька, видевшая труп барина, могли что-то сказать невпопад. Зачем понадобилось в том же феврале вызывать в уездный суд и допрашивать подозреваемых крестьян и даже их детей, устраивать очные ставки как о том сообщает протокол заседания от 13 февраля 1839 года? Но, утверждал Федоров, как раз тщательное расследование, а не глухое молчание спасло крестьян от клеветы и каторги. Необходимо сказать еще об одном аргументе адептов насильственной версии.

Достоевского, так и современников и потомков черемошинских крестьян? В случае с Михаилом Андреевичем осталось слишком много: смерть, трактуемая как убийство, подыскала нужные качества характера убитого, создала репутацию и сформировала память о нем. Достоевский в биографии своего великого сына» 33 , — писал Федоров, выражая надежду, что этот сын все же узнал и о долгом следствии, и о доносе, и об истинном источнике слухов, и о суде, признавшем невиновность крестьян и снявшем пятно бесчестия с отца. Не принимая доводов Федорова и оставаясь при своем мнении, Нечаева сделала шаг навстречу «мирной» версии, признав, что, помимо убийства, могло иметь место «покушение на убийство, сопровожденное апоплексическим ударом» 34 : ведь насилие, по рассказам внуков покушавшихся, было таким, что не оставило следов.

То есть бескровное рукоприкладство будто деревенские мужики обучались специальным приемам убийства, не заметного глазу медэксперта «вызвало у склонного к апоплексическим ударам последний удар» 35. Так, может, барин и его крестьяне выразили неудовольствие друг другом в словах, на сильной жаре, когда солнце стояло уже высоко? После чего огорченный М. Перепалка не оставляет следов на теле, а этюд в багровых тонах меняет свои краски и очертания...

После смерти М. Достоевского опекуном его детей и временным распорядителем имения уездная дворянская опека назначила, с согласия Куманиных, исправника Елагина. Михаил подозревал, что он был не слишком щепетилен по отношению к опекаемому имуществу. Формой взятки за утаенное убийство?

Но обкрадывать имение покойного главе полицейского уездного ведомства, подчиненного губернатору и связанного с коллегиальным составом земского суда, в условиях, когда тульская палата уголовного суда проводит одну за другой ревизии материалов доследования, — значит прямо указывать на себя как на фальсификатора следствия. Брать мзду за утаенное убийство столь открытым образом, на виду у всей губернии, было бы безрассудно. Так что если исправник, имевший репутацию заядлого картежника, и в самом деле запускал руки в хозяйство умершего, старших сыновей которого уже два года, как не было в имении Михаил приедет в Даровое только через два года, в октябре 1841-го, чтобы забрать отцовы вещи , он, Елагин, действовал «по обыкновению», и только. Меня убивает мысль, что они на чужих руках будут воспитаны».

Но заботу о младших Достоевских взяли на себя дядя и тетя Куманины, и уже в апреле 1840-го семнадцатилетняя Варя была выдана замуж, с щедрым приданым, за чиновника П. Карепина , сорокалетнего вдовца с маленькой дочерью, о котором А.

Первые произведения Достоевского

  • - Жизнь Достоевского. Был ли отец Достоевского извергом? – Журнал «Родная Кубань»
  • Федор Достоевский рос при больнице для бедных в Марьиной Роще...
  • Отняли все, кроме генов. Как живут прямые потомки Достоевского в Петербурге
  • Как сложилась судьба детей и внуков Фёдора Достоевского и живы ли сейчас его потомки
  • Отняли все, кроме генов. Как живут прямые потомки Достоевского в Петербурге
  • ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

Достоевский, Федор Михайлович

Я же считался тогда малолетним». Возможно, именно поэтому одним из главных мотивов и идей «Братьев Карамазовых» является мотив отцеубийства. Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти. А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович. В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис.

Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник. Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам. Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы.

Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми. Наконец Достоевского вынесли из квартиры в дубовом гробу, обвитом гирляндами-цепями из еловых ветвей. Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед! На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы». Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества. Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла. В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день.

Старая Русса, ул. Крестецкая, д. Достоевского В начале февраля 1881 года Петербург стал свидетелем необычайного похоронного шествия. Более чем десятитысячная толпа собралась для того чтобы проводить в последний путь одного человека. Учебные заведения прерывали занятия, жители высыпали на улицы и часами пробивались к месту прощания — весь Невский проспект был заполнен людьми, которые в слезах шли за гробом. Роковая болезнь Последние 9 лет своей жизни Достоевский страдал заболеванием дыхательных путей. Один из наборщиков петербургских типографий, где издавались произведения автора «Преступления и наказания», вспоминал, как виделся с писателем незадолго до его смерти. Обсуждали издание «Дневника писателя», но его автор принял наборщика лежа в постели. На вопрос посетителя «Что же с вами случилось, Фёдор Михайлович? Смертельный исход болезни случился от разрыва лёгочной артерии. В ночь с 6-го на 7-е февраля у писателя снова пошла кровь, однако он посчитал, что на такое происшествие не стоит обращать внимания. На следующий день он чувствовал себя сравнительно хорошо и хлопотал о том, чтобы его «Дневник писателя» вышел в свет 12 февраля, а также просил свою жену Анну Григорьевну озвучить корректуры и исправить текст там, где это требуется. Литературный критик и один из сотрудников журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» Николай Страхов вспоминал слова жены Фёдора Михайловича о том, что в самые напряжённые и непростые минуты своей жизни её супруг нередко раскрывал наудачу Евангелие, которое читал ещё будучи на каторге. Так он сделал и в этот раз. Анна Григорьевна зачитала ему строки из Евангелия от Матфея: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду». Это предчувствие совсем скоро оправдалось. Днём его состояние ухудшилось, и в тот же день Достоевсикй смиренно, постепенно слабея от потери крови, скончался, так и не увидев свой «Дневник», которым так дорожил, напечатанным. Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её» Достоевский успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими. Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе.

Реставрация церкви и кладбища с захоронением отца Достоевского завершилась в Подмосковье Читать 360 в В деревне Моногарово в Зарайске завершилась реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Духосошественская церковь, связанная с семьей Достоевских, и кладбище, где похоронен отец писателя». Представители Главного управления культурного наследия Московской области приняли выполненные работы. Обновление объекта проводились в период с 2019 по 2022 годы за счет средств бюджета РФ. В 1,5 километрах от Моногарова находится село Даровое.

ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика

Старая Русса, ул. Крестецкая, д. Достоевского В начале февраля 1881 года Петербург стал свидетелем необычайного похоронного шествия. Более чем десятитысячная толпа собралась для того чтобы проводить в последний путь одного человека.

Учебные заведения прерывали занятия, жители высыпали на улицы и часами пробивались к месту прощания — весь Невский проспект был заполнен людьми, которые в слезах шли за гробом. Роковая болезнь Последние 9 лет своей жизни Достоевский страдал заболеванием дыхательных путей. Один из наборщиков петербургских типографий, где издавались произведения автора «Преступления и наказания», вспоминал, как виделся с писателем незадолго до его смерти.

Обсуждали издание «Дневника писателя», но его автор принял наборщика лежа в постели. На вопрос посетителя «Что же с вами случилось, Фёдор Михайлович? Смертельный исход болезни случился от разрыва лёгочной артерии.

В ночь с 6-го на 7-е февраля у писателя снова пошла кровь, однако он посчитал, что на такое происшествие не стоит обращать внимания. На следующий день он чувствовал себя сравнительно хорошо и хлопотал о том, чтобы его «Дневник писателя» вышел в свет 12 февраля, а также просил свою жену Анну Григорьевну озвучить корректуры и исправить текст там, где это требуется. Литературный критик и один из сотрудников журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» Николай Страхов вспоминал слова жены Фёдора Михайловича о том, что в самые напряжённые и непростые минуты своей жизни её супруг нередко раскрывал наудачу Евангелие, которое читал ещё будучи на каторге.

Так он сделал и в этот раз. Анна Григорьевна зачитала ему строки из Евангелия от Матфея: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».

Это предчувствие совсем скоро оправдалось. Днём его состояние ухудшилось, и в тот же день Достоевсикй смиренно, постепенно слабея от потери крови, скончался, так и не увидев свой «Дневник», которым так дорожил, напечатанным. Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её» Достоевский успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими.

Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе.

С того же года является внештатным сотрудником Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами — заведующим сектором пограничной службы. Будучи в Старой Руссе, после посещения Музея романа «Братья Карамазовы», отец Иоанн подарил сотрудникам книгу своих родителей — протоиерея Глеба Каледы и его супруги матушки Лидии — «Домашняя церковь». Это издание — руководство в построении православной семьи в современных условиях. Протоиерей Иоанн Каледа, покидая Старую Руссу, поделился замыслом вскоре вернуться в этот понравившийся ему город, но уже со своим приходом. Фото автора.

Горько до слез, что нечем его утешить. Папенька совершенно не знает света: прожил в нем 50 лет и остался при своем мненье о людях, какое он имел 30 лет назад. Счастливое неведенье. Но он очень разочарован в нем. Это, кажется, общий удел наш».

Известие о смерти отца потрясло 17-летнего Достоевского. Возможно, известие об этом трагическом событии стало причиной у него первого эпилептического припадка. Он очень часто повторял, что он человек бедный, что дети его, в особенности мальчики, должны готовиться пробивать себе сами дорогу, что со смертью его они останутся нищими и т.

В 2001 году с сестрами Марфо-Мариинской обители сопровождал партию гуманитарного груза в Итум-Калинский погранотряд в Аргунском ущелье. С того же года является внештатным сотрудником Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами — заведующим сектором пограничной службы. Будучи в Старой Руссе, после посещения Музея романа «Братья Карамазовы», отец Иоанн подарил сотрудникам книгу своих родителей — протоиерея Глеба Каледы и его супруги матушки Лидии — «Домашняя церковь». Это издание — руководство в построении православной семьи в современных условиях. Протоиерей Иоанн Каледа, покидая Старую Руссу, поделился замыслом вскоре вернуться в этот понравившийся ему город, но уже со своим приходом. Фото автора.

«Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного». Достоевский и его включенное отцовство

О чем знал Ф. М. Достоевский по поводу смерти своего отца и о чем он знать не мог Отец Амвросий, так же, как Зосима, был немощен и при этом духовно поддерживал тысячи людей.
«Писатель, потрясающий душу» Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей.

Отняли все, кроме генов. Как живут прямые потомки Достоевского в Петербурге

В 1830-х годах оно принадлежало отцу Федора Достоевского. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым. Отец Достоевского, Михаил Андреевич, штаб-лекарь больницы для бедных на Божедомке в Москве, был сыном униатского священника, то есть принадлежал к духовному сословию. Я лично считаю, что Достоевский есть отец-основатель современного русского фашизма, и этой постановкой я хочу это доказать. Тема моральной распущенности старика Достоевского (отношение его к крестьянским девушкам) с полной отчетливостью выступает из этих материалов о его кончине. Главные новости о персоне Федор Достоевский на Будьте в курсе последних новостей: Сознание людей в России и на Западе выстроено немного по-разному.

Разработка ученых ЮФУ поможет найти отца Достоевского и клонировать мамонта

С точки зрения психоанализа Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, представляет собою типичный случай анально-эротического характера. Отец мальчика принадлежал к роду шляхтичей Достоевских, местом его работы была Мариинская больница для неимущих, где и родился будущий классик русской литературы. Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. Поводом для приезда Алексея Дмитриевича стали две памятные даты – 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского и 165-летие его венчания с М. Д. Исаевой в Кузнецке. Знаменательны слова Михаила Достоевского, брата Федора, написанные в мае 1838 года отцу: «Папинька! Издательство «Бослен» подготовило к этому дню книгу воспоминаний его дочери, «Мой отец Федор Достоевский».

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Папа Римский процитировал Достоевского: Общество: Мир: В полдень 10 июня Святейший Отец принял на частной аудиенции в Ватикане общину Папской региональной семинарии имени Пия XI из итальянской области.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском Отец Достоевского был человеком жёстким и требовательным, благодаря чему и смог добиться потомственного дворянства.
Дни Ф.М. Достоевского, отец Андрей Ткачев. Когда Достоевскому было 15 лет, умерла его мать, когда ему было 17, умер отец.
Реставрация церкви и кладбища с захоронением отца Достоевского завершилась в Подмосковье В статье анализируются процессуальные аспекты, связанные с расследованием смерти Михаила Андреевича Достоевского, отца писателя.

Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии

Telegram: Contact @gorky_media Отец Достоевского был человеком жёстким и требовательным, благодаря чему и смог добиться потомственного дворянства.
Краеведы нашли возможное место расположения могилы отца Достоевского - МК Правда ли, что отец Достоевского был жестоко убит крепостными крестьянами, как писатель в разные годы жизни относился к «крестьянскому вопросу» и почему каторга.

Глава вторая. Смерть отца и выбор судьбы

– Я, потомок «архискверного Достоевского», как называл писателя Ульянов-Ленин, родился в день его рождения – 22 апреля. 200 лет назад родился писатель-пророк — отец Андрей Ткачёв. Роман Достоевского обсуждали критики едва ли не всех изданий (включая даже церковную прессу, не очень-то интересовавшуюся светскими литературными новостями), отзывы о его. По линии отца Достоевский имел дворянское происхождение, но о своей родословной ничего не знал.

На могиле отца Достоевского в Подмосковье установят крест

В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске.

В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата.

Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы.

Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске.

В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю.

Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк.

Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык".

Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года.

Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один.

Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть".

Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены.

Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи.

А потом, узнав, что его прадед всю жизнь занимался лошадьми, Алексей сказал: «Ну, тогда все понятно». Даже такие хобби могут передаваться по наследству. Кто-то когда-то шляпки шил, а потом тяга к этому вдруг обнаруживается через два-три поколения. Поэтому я советую молодежи расспрашивать своих родных, чтобы лучше себя понимать. О реализованной мечте Шукшина — В этом году Первый канал показал документальный фильм о вас с Алексеем. И сразу тогда сообщили, что художественный совет принял этот документальный фильм о Достоевских.

Не знаю, почему 3 года мурыжили его. Снят он у нас на даче, которую за 3 года мы перестроили. И соседи не те, прежние дом снесли. То есть очень многое за это время изменилось. Антураж другой, но мы не очень-то постарели. Еще покойный Василий Шукшин мечтал снять десятую главу «Братьев Карамазовых», посвященную детской теме, которая, по сути дела, является сквозной в творчестве Достоевского, начиная от «Бедных людей» и кончая «Братьями Карамазовыми». Но Шукшину отказали, и он умер, так и не сняв этот фильм.

Его сокурсники — режиссеры Юрий и Ренита Григорьевы, муж и жена, решив выполнить его завещание, сняли очень хороший фильм на киностудии им. Ренита недавно умерла. Царство ей Небесное. Мы познакомились с режиссерами в Старой Руссе, где Достоевский писал роман «Братья Карамазовы» и где чета Григорьевых попыталась снимать по нему фильм «Мальчики». В 1989-м году они пригласили меня на съемки в качестве консультанта, и я сыграл эпизодическую роль учителя гимназии. К сожалению, в Старой Руссе очень мало что сохранилось со времен Федора Михайловича, поэтому фильм снимали в Ельце. Со мной был сын, и режиссеры спросили: «А Алеша не хотел бы сняться в нашем фильме?

Они пригласили праправнука Федора Михайловича на роль Коли Красоткина. Они пригласили праправнука Федора Михайловича на роль Коли Красоткина Фильм прошел с большим успехом и у нас, и в Японии, куда Горбачев взял лишь два фильма, в том числе картину «Мальчики». Алеша был в восторге, когда слушал себя на японском языке. Леша, конечно, не сам говорил по-японски, его дублировали. Слыша отзывы зрителей, что сын хорошо сыграл роль Коли Красоткина, я не удивлялся, потому что, возможно, это тоже в генах заложено, ведь еще одним увлечением Федора Михайловича была игра в любительском театре. Многие его современники писали, что это у него очень неплохо получалось. В Старой Руссе в семье Достоевских ставили небольшие спектакли с участием детей.

Например, разыгрывали басню Крылова «Стрекоза и муравей», другие басни. Я же их всех очень люблю. Многие мне помогли в тяжелое время, многим я помог, чем мог. Мы за эти годы сроднились. Но теперь я надеюсь, что мой отпрыск заменит меня и в Старой Руссе, и в других местах будет достойно представлять род Достоевских, как я пытался представлять Федора Михайловича на чтениях в Старой Руссе. Я всегда с удовольствием вспоминаю эти чтения и всегда молюсь о тех, кто мне дорог. Раньше я по традиции писал обращения к детям — участникам детских Старорусских чтений.

В этом году я очень переживаю, что не смог не только приехать весной в Старую Руссу, но и написать обращение к детям. Прошу у них прощения и надеюсь на то, что, может быть, все восстановится, когда мы придем в нормальное состояние. Федор Михайлович всегда выделял детей в своих романах, подчеркивая их особую роль, как, например, в десятой главе «Братьев Карамазовых». Старая Русса. Церковь Георгия Победоносца. Фото: sobory. Федор Михайлович был прихожанином этого храма, одного из самых древних в городе.

Стоя у чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, я вдруг залился слезами. И через день осознал, что здоров и полон сил — Для меня это особый храм. Я страдал от язвы желудка, и в Старой Руссе у меня всегда начинались страшные боли, потому что местная вода очень отличается от ленинградской. Однажды меня против моей воли понесло в храм, хотя я должен был быть в другом месте. В Георгиевской церкви уже никого не было, служба закончилась. Старушки мыли пол, и я понимал, что пришел сюда не вовремя. Стоя у чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, я испытал катарсис — взрослый мужик, я вдруг залился слезами.

Ушел, не понимая, что со мной произошло. И вдруг через день осознал, что никакой боли нет, что я совершенно здоров и полон сил. Обычно я уезжал раньше всех, пропуская много интересных докладов, торжественное закрытие чтений и банкет с участием представителей администрации Старой Руссы. В тот день все были в недоумении: «Дмитрий Андреевич, мы наконец видим вас на прощальном банкете! Георгия Победоносца г. Фото: russablago. Если кому-то из читателей случится быть в Старой Руссе, советую зайти в храм и помолиться у этой иконы.

Во время моровой язвы 1655 года жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда принесут чудотворную Старорусскую икону, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу.

Да, сколько я себя помню, отец общается с исследователями творчества своего прадеда — думаю, в какой-то момент и ко мне эта миссия перейдет. Но вот в этом году, например, он приболел, я работал, и на ежегодную конференцию достоеведов в Дом-музей писателя в Старой Руссе мы отправили нашу среднюю дочь Веру — и даже с концертом.

Но должен сказать, что у мужской части нашей семьи есть черты характера, ведущие напрямую к Федору Михайловичу, которые вычленяешь, изучая его биографию. Но Дмитрий Андреевич давно стал своим в кругу достоеведов и является консультантом Литературно-мемориального музея писателя. Скажите, оказывает ли влияние на вашу жизнь и жизнь ваших близких авторитет великого предка?

Или вы стараетесь, чтобы груз ответственности не давил на младших членов семьи? У меня было счастливое детство, как у всех, пока родители не сказали, что я правнук великого писателя. Но даже после этого ничего особенного не происходило, я строил свои планы на жизнь.

Прадед оставался в стороне, ведь в школе его тогда не проходили. Пришло время самому прочитать «Преступление и наказание», тут я понял, что мой предок — гений. И что последующие поколения, несущие гены Федора Михайловича, должны быть его достойны.

Моя жизнь разделилась на мою собственную и другую, посвященную ему. Что касается моего сына и внуков, то это следующее поколение, и для них Достоевский может оказаться другим, ведь они не прошли вновь открытие писателя в советской действительности от замалчивания до признания, как я. Я понял, что мой предок — гений Достоевский и Толстой — две очевидные вершины русской мысли, русского слова.

В чем лично для вас заключается сходство и различие между ними? Их сходство в мировой популярности того и другого. Ведь Достоевский «открыл» и напутствовал Толстого, хотя они так и не встретились ни разу.

Еще в Сибири, когда Достоевскому была разрешена переписка после каторги, он написал старшему брату Михаилу, чтобы тот прислал литературные журналы, попросил и список новых писателей, а потом выделил именно Льва Николаевича, только дебютировавшего с «Севастопольскими рассказами». В письме к брату фраза: «Напиши подробнее, кто такой граф Толстой, далеко пойдет…». В дальнейшем следил за растущей популярностью Толстого.

Отец и мать

200 лет назад родился писатель-пророк — отец Андрей Ткачёв. К идее отыскать могилу отца великого писателя Федора Достоевского вернулись краеведы из подмосковного Зарайска. Согласно ей, Михаил Достоевский скончался по дороге из Дарового в Черемошну при сорокаградусной жаре.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий