Новости транзит газа через украину когда закончится

На будущее транзита нашего газа через Украину также могут повлиять политические и социальные настроения в Европе, которые находятся под серьезным давлением со стороны США. Украина не собирается продлевать контракт с «Газпромом» на транзит российского газа в Европу. Существовал коммерческий контракт на транзит газа между «Газпромом» и «Нафтогазом», а с 2019 года – «Оператором газотранспортной системы Украины». Накануне на информационном портале «Оператора ГТС Украины» появилось сообщение о том, что двадцать седьмого апреля через территорию Украины транзит газа должен составить 42,4 миллиона кубических метров.

Заявка на транзит газа из РФ в Европу через Украину - 42,4 млн куб м/сут

15.04.2024 Последние новости по тегу 'транзит газа через украину'. Частичная остановка транзита российского газа через украинскую ГТС привела к резкому скачку спотовых цен на газ в Европе. Россия не собирается вести переговоры о продлении контракта на транзит газа через Украину, который закончится в 2024 году.

Глеб Простаков: прекращение транзита газа через Украину на руку России

Хотя часть объемов газа может быть перенаправлена на другие маршруты, такие как "Турецкий поток", ясно, что этих мощностей недостаточно для выполнения всех контрактных обязательств. Договоренности с Польшей по разморозке газопровода "Ямал-Европа" и разрешение Германии на использование оставшейся нитки "Северного потока-2" также становятся противоречивыми доводами против использования украинской газотранспортной системы. В то же время, для сторонников развития бизнеса с РФ важно повышение устойчивости газоснабжения Германии, достижение приемлемых цен для потребителей и исполнение части контрактов через "Северный поток". Годовые объемы прокачки газа через Украину уже ниже, чем мощности "Северного потока-2", поэтому замена украинского транзита кажется реалистичной перспективой. Но через год ситуация может измениться, особенно если общественное мнение в ФРГ изменится, власти страны станут более прагматичными и Украина сохранит свою непреклонность в отношении российских поставок. В таком случае, шансы на использование альтернативного маршрута вырастут, и решение о закрытии маршрута через Украину может быть принято в интересах всех сторон. Украина: новые возможности и риски Киев оказывается в сложном положении, когда нужно принять решение о продолжении или прекращении транзита российского газа. Ведь такая транспортировка приносит стране не только деньги, но и влияние на геополитической арене. Украина сталкнется с огромным бюджетным дефицитом в 2024 году, который составляет более 43 млрд долларов. При этом западная помощь становится все более сложной в получении, особенно после провала контрнаступления ВСУ и изменения ситуации на поле боя.

Так что, транзит российского газа может стать дополнительным источником доходов для Украины, позволяя сократить подвластность от партнеров Запада. Важно также учитывать и иные аспекты. Например, транзит газа через Украину даёт ей возможность сохранять свою значимость на международной арене и сохранять контроль над энергетическими путями. Это также позволяет избежать конфликтов с Россией, которые могут возникнуть, если Украина откажется от транзита и РФ найдет другие маршруты доставки газа. Но, существуют и противоположные аргументы. Сохранение экономической помощи от западных стран может быть весомым аргументом против продолжения транзита. Если Украина получает достаточно помощи в виде кредитов, субсидий и грантов для полного покрытия бюджетного дефицита, то она вполне может отказаться от доходов, которые приносит транзит голубого топлива. Тогда, Украина будет стремиться не дать России заработать на продаже своего природного ресурса.

Ранее директор департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский заявил, что при решении вопроса о продолжении транзита газа через Украину Россия будет учитывать наличие спроса у потребителей. Как писал сайт KP. RU, президент России Владимир Путин заявлял, что Украина продолжает получать деньги за транзит российского газа и при этом потребляет его в своих нуждах.

Исполнителями соглашения были названы концерны «Укргазпром» и «Газпром». Пока стороны не ввели национальные валюты, расчёты предполагалось вести в рублях, однако убытки России вследствие проблем транзита или реэкспорта Украина обязалась возмещать в свободно конвертируемой валюте [14]. Межправительственным соглашением особо оговаривалось, что транзитный газ «не подлежит распределению среди населения Украины», в случае недопоставки газа в третьи страны по вине Украины Российской Федерации должны были полностью возмещаться все понесённые в связи с этим убытки, Украина не имела права реэкспортировать полученный из России природный газ [1]. В июне 1993 года были утверждены новые цены на газ и транзит с переходом к расчётам в долларах США [15]. До июня этого года 1000 кубометров стоили 15 600 руб. Транзит 1000 м3 на 100 км до июня 1993 года обходился в 180 руб. В феврале 1994 года было подписано новое межправительственное соглашение на 10 лет [16]. Соглашением определялся объём поставок на Украину 50.. Коммерческие аспекты предполагалось согласовывать ежегодно в рамках контрактов «Укргазпрома» и «Газпрома». Соглашение отдельно оговаривало широкие возможности для бартерных сделок. Оговаривался запрет реэкспорта и связанность расценок транзита и газа. В конце 1997 года правительство Украины на базе «Укргазпрома» и «Укрнефти» создало холдинг « Нафтогаз Украины ». В 2002 году было заключено «Соглашение между правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли» [17]. Задолженность[ править править код ] Однако Украина не имела средств для оплаты поставок, росла задолженность за поставленные энергоресурсы. Эта задолженность оформлялась в виде так называемых технических кредитов — межгосударственных кредитов, предоставляемых для закупки определённых товаров. Они могли погашаться бартером либо оформлялись как госдолг. К концу 1992 года долг достиг 227 млрд рублей [1] [2]. Зимой 1992—1993 годов состоялся ряд межправительственных контактов, в результате которых технические кредиты были преобразованы в госдолг Украины и был разработан план их погашения до 1999 года. Однако проблема неплатёжеспособности Украины не была решена, и к августу 1993 года ситуация обострилась настолько, что поставки газа на Украину были ограничены на несколько дней. Но уже 26 августа РАО «Газпром» вновь заявило о 25-процентном сокращении поставок природного газа на Украину в связи с непрекращающимся ростом украинской задолженности. Сокращение поставок газа, однако, оказалось малоэффективным механизмом обеспечения возврата долгов. В связи с тем, что основная часть транзитного маршрута к европейским потребителям проходила по территории Украины, это позволяло украинской стороне беспрепятственно осуществлять несанкционированный отбор российского экспортного газа на собственные нужды [1]. В октябре 1993 года «Газпром» предложил погасить долги Украины путём долгосрочной аренды ряда объектов украинской газотранспортной системы. Украинская сторона, однако, не желала соглашаться на это предложение, так как это могло поставить страну в крайне сложное положение в случае нового прекращения подачи газа [1]. В феврале 1994 года после длительного обсуждения было подписано ключевое для газовой отрасли соглашение. В качестве основных исполнителей по реализации экспорта газа на Украину и его транзита по украинской территории в нём были названы РАО «Газпром» и производственное объединение «Укргазпром». Особенно подчёркивалось, что объёмы экспортного газа, поступающего на территорию Украины и выходящего с её территории, должны совпадать [1]. Март также начался с заявления РАО «Газпром» об остановке подачи газа на Украину в связи с тем, что задолженность Украины за газ превысила 1 трлн рублей. Украина вновь отвергла возможность оплаты объектами газотранспортной системы [1] [18]. По итогам 1994 года компания так и не добилась возврата долгов за энергоносители, которые к тому моменту приближались к двум миллиардам долларов. Наоборот, по итогам межправительственных переговоров в ноябре 1994 года Украина получила гарантии поставок газа на декабрь и на весь следующий год. Причиной такого поворота событий послужило намерение украинской стороны уступить в споре о зарубежных активах бывшего СССР [1]. В декабре 1994 года между Россией и Украиной после длительных споров было подписано соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР. Украинская сторона согласилась на так называемый «нулевой вариант», при котором Россия брала на себя обязательства по оплате всех долгов бывшего СССР, но при этом оставалась единственным владельцем всей советской заграничной собственности [2]. В начале 1995 года прошла серия прямых переговоров между украинским правительством и РАО «Газпром». Стороны договорились о реструктуризации долга Украины путём выпуска государственных облигаций с рассрочкой платежей на 12 лет и их передачи «Газпрому». Тогда же в Киеве на межправительственном уровне был поднят и вопрос о реструктуризации задолженности Украины по государственным кредитам, выданным Россией в 1993 и 1994 годах [2]. Осенью 1995 года на Украине разгорелся очередной топливно-энергетический кризис, связанный с приближением отопительного сезона. Более чем 50-процентное отсутствие оплаты за энергоресурсы внутренними потребителями автоматически увеличивало внешние долги Украины, в первую очередь, перед Россией. В связи с этим украинское руководство предприняло попытку развести оплату импортируемого из России газа и плату за транзит топлива в Европу. Это, однако, не решило проблемы долгов: контрагенты были также ненадёжны, а взыскивать долги с них было гораздо труднее. К примеру, известность получило дело компании Юлии Тимошенко Единые энергетические системы Украины , задолженность которой в размере более 400 млн долларов так и не была погашена [19] [20]. Бартерные схемы[ править править код ] Огромное значение для российско-украинских отношений имело подписание комплекса соглашений о Черноморском флоте и Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве в мае 1997 года. Согласно достигнутым договорённостям, Россия получила в аренду на 20 лет несколько бухт в Севастополе и Феодосии, причём внесение арендной платы за пользование объектами флотской инфраструктуры было связано с погашением украинской задолженности за энергоносители [2]. К концу 1997 года правительство Украины приняло принципиальное решение об объединении нефтяного и газового секторов путём создания на базе «Укргазпрома» и «Укрнефти» холдинга « Нафтогаз Украины ». Одновременно, несмотря на многочисленные протесты российских чиновников и представителей газовой отрасли, Украина продолжала несанкционированный отбор газа сверх установленных объёмов. Так, по данным РАО «Газпром», только в декабре 1997 года Украина превысила допустимый лимит отбора газа на 660 млн кубометров, что в денежном выражении составило 48 млн долларов [1]. В начале 1998 года Россия и Украина разработали и подписали детальную программу экономического сотрудничества на период с 1998 по 2007 годы, которая предоставляла российским компаниям возможность принять участие в приватизации украинского энергетического комплекса путём приобретения акций формировавшегося «Нафтогаза Украины». Вскоре, однако, в России наступил период «правительственной чехарды», закончившийся приходом на пост главы правительства Владимира Путина. Вследствие этого в 1999 году ОАО «Газпром» оказалось в центре внутриполитических событий, и вопрос о возврате долгов Украины за газ временно отошёл на второй план [1]. В 1999—2001 годах Украина передала России в счёт урегулирования задолженности за природный газ доставшиеся ей в наследство от СССР восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160 , три Ту-95МС , около 600 крылатых ракет, стоявших на вооружении дальней авиации, а также наземное оборудование. Таким образом Украине удалось погасить 285 млн долларов из долга за поставленный российский газ. Разделение оплаты транзита и покупки газа[ править править код ] Средние цены импорта газа в Германии, долл. О справедливости этой фиксированной цены высказывались диаметрально противоположные мнения. Президент России Владимир Путин , например, в середине 2000-х заявлял, что Россия в течение 15 лет ежегодно спонсировала Украину на три-пять миллиардов долларов за счёт дешёвых энергоносителей. Президент Украины Виктор Ющенко , однако, тогда же утверждал, что Россия на протяжении 1990-х поставляла Украине газ по ценам выше среднеевропейских. При этом статистика импорта газа в Германию показывает, что лишь в 1999 году цена импорта газа в Германию опускалась ниже 80 долларов за 1000 м3. Так или иначе, но эта схема оплаты за газ, далёкая от рыночной, устраивала и украинскую промышленность, и «Газпром» [3]. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная доля», — заявил президент Украины Леонид Кучма в интервью журналу «Spiegel» в 2000 году. Это заявление вызвало скандал в России [3]. По этому соглашению Украина получала примерно 30 млрд м3 в год. Летом 2004 года было подписано очередное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», продлевающее эти условия на 5 лет, до 2009 года. Воспользовавшись ростом мирового спроса на продукцию чёрной металлургии, наличием свободных мощностей и поставками дешёвых российских энергоносителей, металлургические предприятия Украины смогли существенно нарастить объёмы выпуска экспортоориентированной продукции, что привело к экономическому оживлению в промышленных регионах Востока [27]. Именно в Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях, разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы.

Так же аргументировал свою позицию глава "Нафтогаза" Алексей Чернышов, когда в мае призывал к сохранению транзита. Он говорил, что Украина нуждается в доходе и хочет быть надежным экономическим партнером для европейских стран, часть из которых все еще зависит от российских энергоресурсов. При этом в августе министр энергетики Украины Герман Галущенко заявил, что Киев не будет вести переговоры с Москвой о продлении контракта и готовит свою энергосистему к прекращению поставок.

«Страна.ua»: «Нафтогаз» отказался продлевать договор о транзите газа из РФ

После завершения контракта, транзит будет остановлен. Он также отметил, что в настоящий момент по украинской территории продолжается транзит российского газа в Европу только для поддержки украинских коллег из Европы. Источник фото: Фото редакции Прежде Владимир Путин пояснил, по какой причине РФ платит Украине за транзит газа на территорию западных государств.

В результате поставки сократились с 92-99 млн куб. Официальных данных по прокачке через Украину за 2022 г. Прекращение транзита российского газа в ЕС через Украину, несмотря на закономерность такого шага со стороны Киева в условиях продолжающейся СВО, окажет существенное влияние как на экспорт трубопроводного газа из РФ, так и на состояние украинской экономики, считает старший аналитик «Альфа-Банка» Никита Блохин. По мнению эксперта, речь идет по меньшей мере о потере экспортных мощностей в объеме до 15 млрд кубометров в год, вследствие чего Украина лишится соответствующих транзитных платежей, осуществляемых «Газпромом» в адрес «Нафтогаза Украины».

Так российская экспортная монополия лишится значимого направления сбыта российского газа в ЕС, а украинский бюджет — одной из ключевых статей дохода, отмечает эксперт. С другой стороны, налицо общая тенденция на отказ европейских потребителей от российского газа, что рано или поздно привело бы к дальнейшему снижению объемов прокачки на данном направлении, рассуждает Блохин.

После подрыва "Северных потоков" и остановки газопровода "Ямал - Европа" оставшиеся потребители российского газа потеряли поддержку крупнейшей экономики ЕС - Германии. В результате их позиции достаточно слабы. Но сбрасывать их со счетов тоже не получается. Он ожидается в 2025 году. По некоторым прогнозам, этот рост даже приведет к небольшому избытку предложения на рынке. Проблема в том, что у таких стран, как Венгрия, Словакия, Австрия, нет выхода к морю. Им придется получать уже регазифицированный СПГ переведенный обратно из жидкого в газообразное состояние из других стран по трубопроводам. С большой долей вероятности он окажется дороже нашего газа.

Как отмечает Гривач, через Украину сейчас идет около 1 млрд кубометров в месяц. Конечно, их можно заместить. С некоторыми техническими сложностями и за дополнительные деньги, можно даже сейчас. Но Европа находится в энергетическом и, как следствие, экономическом кризисе. Если речь идет о восстановлении энергопотребления и экономической активности, то за счет СПГ это не удастся сделать быстро. Остается Россия и ее заинтересованность в продолжении транзита. Сокращение поставок на запад еще сильнее уменьшит наше присутствие в Европе. И по каким бы причинам это ни произошло, означать это будет лишь то, что нас вытеснили с этого рынка. Да, он почти не рос последнее десятилетие, но это был главный и, что самое важное, самый большой по объемам рынок сбыта для нашего трубопроводного газа. Впрочем, по мнению Гривача, мы уже не рассчитываем на рынок Европы как стратегический.

Если есть возможность, газ продается, лишней выручки не бывает. На будущее транзита нашего газа через Украину также могут повлиять политические и социальные настроения в Европе, которые находятся под серьезным давлением со стороны США.

В то время как сохранение транзита может быть выгодно для обеих сторон, с учетом экономических и политических факторов, ЕС также исследует альтернативные варианты доставки газа, дабы гарантировать безопасность и надежность газопоставок в будущем. Пересмотр концепции газотранзита: последствия и возможности в энергетической безопасности Европы Последствия и сценарии развития событий вокруг транзита газа через Украину имеют серьезные последствия для всех сторон, включая «Газпром», Украину и ЕС. Без альтернативных решений, «Газпром» может сократить поставки на рынок Европы, что приведет к невозможности для Украины заработать на транзите газа. ЕС может столкнуться с прекращением закупок газа, вынуждая страны и компании искать альтернативные источники. Существуют несколько возможных сценариев развития ситуации. Первый вариант предполагает полное прекращение транзита газа через Украину со стороны «Газпрома», что может привести к сокращению поставок газа в ЕС, если не будут запущены в эксплуатацию оставшиеся транспортные пути. Второй вариант предусматривает осуществление транзита согласно европейским правилам бронирования. В этом случае «Газпром» будет бронировать необходимые мощности и обеспечивать транзит на нужных участках.

Но для этого необходимо получить разрешение от украинских властей и работать в рамках европроцедур рынка газотранспортных услуг. Третий вариант предполагает заключение нового долгосрочного соглашения о транзите при посредничестве ЕС и ООН. Такое соглашение определит годовые объемы транспортировки газа, тарифы и сроки. В этом случае страны ЕС, зависящие от российских поставок газа, могут связать вопрос транзитных поставок с финансовой помощью Украине. Четвертый вариант предполагает перенос точек передачи газа на российско-украинскую границу. В этом случае все процедуры транзита становятся ответственностью покупателей, то есть европейских компаний. Это может быть оптимальным решением для всех сторон и способствовать возвращению российского газа на европейский рынок. Ситуация требует поиска компромиссных решений и сотрудничества между сторонами. Без альтернативных решений, последствия могут быть негативными для всех участников рынка. Важно, чтобы все стороны проявили гибкость и готовность к компромиссу в интересах общего блага.

Прощаются, но не уходят. Транзит газа в Европу через Украину сохранится

Например, завод "Арктик-СПГ-2", который изначально был заточен на крупнотоннажку, переделать на среднетоннажку - при условии, что "Арктический каскад" мы довели до ума. Для нас это абсолютно важно, это задача не отраслевая, а именно функциональной экономики. Потому что, если Россия будет отрезана от западного рынка газа, значит, нам придется делать ставку, помимо труб Китая, еще и на СПГ. Значит, нужно доработать свои технологии. Это очень символично, что такой принципиальнейший, важный вопрос был поднят именно на Восточном экономическом форуме год назад. Может быть, появится традиция отчитываться, как обстоят дела с этим направлением — раз в год во Владивостоке. При каких условиях возможно возобновление его работы? Но если смотреть в общем в политическом контексте, мы имеем Европу, которая давит Россию санкциями, которая заявляет о том, дословная цитата европейских политиков, что "надо Россию победить, в санкционной борьбе надо российскую экономику уничтожить, в частности энергетику". В этих условиях рассчитывать на то, что Россия будет стараться помочь Европе пройти холодный период - маловероятно.

Если Европа так хочет жить без российского газа — пусть ее желание исполнится. Причем не когда-нибудь черед пару лет, когда Европе будет удобно, а прямо здесь и сейчас, не отходя от кассы. Вы хотели жить без российского газа — вот вы живете без российского газа. Об этом говорится в сообщении, опубликованном 2 сентября в Telegram-канале компании Пока, кстати, не все поставки прерваны, есть еще транзит через Украину, и есть транзит через "Турецкий поток" и его продолжение, которое называется "Балканский поток" - я имею в виду в такие страны как Греция, Сербия, Венгрия. В Болгарию не идет официально, потому что Болгария отказалась платить через схему рублями. Что касается украинского маршрута, то это большая интрига, сохранится он или нет. С точки зрения давления на Украину, по идее, его надо отключать. Но, с другой стороны, через Украину газ попадает в Приднестровье, а это очень важный объект для России, в том числе в военном смысле.

Очевидно, что Украина вместе с Молдавией могут начать наступление на Приднестровье, там очень важный склад боеприпасов. Российские войска пока находятся в отдалении, поэтому это - сложный сюжет в Приднестровье. Возможно, это один из мотивов, почему сохраняется транзит газа — Ред. Также надо учитывать, что основные, самые выгодные контракты у "Газпрома" сейчас реализуются через Украину по поставкам газа. Потому что через "Турецкий поток" газ идет, например, в Сербию и Венгрию. Там контракты, которые предполагают сниженную стоимость, потому что у нас особые отношения с Венгрией и Сербией. Через Украину — это обычный газ, которые подается с привязкой, в том числе, к бирже, там очень высокие цены. Поэтому важно даже сохранение этого небольшого транзита через Украину, он сейчас в три раза меньше, чем тот уровень, который согласован в контракте 2019 года.

Даже эти поставки, всего лишь на треть от загрузки, от того уровня, который согласован в контракте, уже дает возможность неплохо зарабатывать "Газпрому". А "Газпром" платит налоги, зарабатывает российский бюджет. Поэтому для меня это большая интрига, как поступить с украинским транзитом. На самом деле здесь не все так однозначно. Но все-таки, скорее интуитивно - предположу, что рано или поздно все будет сворачиваться, несмотря на фактор денег, и несмотря на фактор Приднестровья. Что касается "Северного потока-1", я лично не вижу в обозримом будущем желания у России его запускать. Для этого есть технические ограничения. И самое главное, зачем это делать, когда Европейский Союз прямо говорит, что - "мы от вашего газа скоро откажемся".

Скоро откажемся, а конкретно сейчас, пожалуйста, нам газ поставляйте… Это несерьезный разговор. Мне кажется, Шольц пока делает бравурные заявления в том плане, что у него все под контролем, но на самом деле, не все под контролем — закрывается огромное количество предприятий в Германии, в других странах Европы.

Россия не собирается вести переговоры о продлении контракта на транзит газа через Украину, который закончится в 2024 году. Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко рассказал Reuters , что «нет даже намека» на возможность переговоров в ближайшее время. По мнению Витренко, отсутствие контракта на транзит позволит России усилить контроль над поставками газа в Европу — ведь «Северных потоков» будет уже два.

В воскресенье, 31 марта, объем прокачки составил 41,95 млн куб.

Транзитная ветка через Украину остается единственным маршрутом поставок российского газа в страны Западной и Центральной Европы. Прокачка по "Северному потоку" полностью остановлена. Поставки российского газа идут через Украину в сокращенном объеме с мая 2022 года, когда ОГТСУ сообщил о прекращении транзита в Европу через станцию "Сохрановка" из-за форс-мажора: компания якобы не может осуществлять контроль за компрессорной станцией "Новопсков" в ЛНР.

Решающую роль в поддержании производств на территории страны будет играть планируемый терминал сжиженного природного газа на северном побережье Германии, сказал Хабек. В Германии российский газ назвали благословением для экономики Результатом этого решения станет увеличение дефицита и рост цен на газ в Европе, считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В эфире НСН он высказал предположения в том, что транзитный российско-украинский договор может быть расторгнут весной, после после отопительного сезона, под давлением Вашингтона на Киев. При этом транзит через Украину — это последний маршрут, по которому наш газ идет в Западную Европу. Не факт, что нынешний контракт доработает до конца. Вполне возможно, что они принудят Украину перекрыть транзитный канал даже раньше конца 2024 года, когда закончится нынешний контракт. Здесь действительно большие сомнения, что какие-то контракты будут подписаны», - сказал Юшков.

ЕС обещает остановить транзит газа из РФ через Украину. Чем это грозит «Газпрому»?

В декабре 2024 года истекает срок действия транзитного соглашения по поставкам газа в Европу через Украину, которое по-прежнему действует, несмотря на проведение СВО. Только недавно закончились переговоры США и Германии по "Северному потоку — 2", а "Газпром" уже не стал бронировать на август дополнительный объём мощностей для транзита газа через Украину. В Евросоюзе заявили, что не будут продлевать соглашение о транзите российского газа через Украину. Но когда транзит газа сокращается, Украина не может брать много топлива по старой схеме со скидками, за счёт взаимозачётов по транзитным тарифам. Транзит российского газа через Украину будет остановлен.

Страшный сон Европы: СВО вынуждает «Газпром» разорвать транзитный контракт с Украиной

Однако, если посмотреть на новости, допустим 2018 или 2019 года, то там транзит газа через Украину исчислялся сотнями миллионов кубометров в стуки. Транзит российского газа через Украину будет остановлен. Пятилетнее соглашение на транзит российского газа, напомним, принесло Украине около 7 млрд долларов, о чем в 2019 году заявлял президент страны Владимир Зеленский.

Эксперт Юшков: отказ Украины от транзита газа не главная проблема «Газпрома»

  • В Евросоюзе планируют исключить сделку по транзиту газа из России через Украину
  • Правила комментирования
  • Российские нефть и газ до сих пор проходят через Украину транзитом. Как это возможно?
  • Прокачка прав
  • Поставки газа в Евросоюз по «Турецкому потоку» снизились до минимума за год
  • Проигрышный транзит. В России объяснили последствия прекрашения поставок газа через Украину

Эксперт Юшков: отказ Киева от транзита газа не главная проблема «Газпрома»

Стоит отметить, что транзит российского газа через Украину продолжает расти с января этого года. Остановка транзита российского газа через Украину, о которой объявили в Киеве, очень сильно навредит Европе, сообщает Business Insider. Транзит российского газа через Украину будет остановлен.

Отключить Украину от газа не получится

Почти через два года после газового кризиса трейдеры по-прежнему находятся в состоянии повышенной готовности к перебоям, ожидая запуска новых проектов по сжиженному природному газу в США и Катаре. Эта тревога очевидна как на фьючерсных, так и на опционных рынках, где экстремальная волатильность цен стала нормой. СПГ может ослабить опасения в таких странах, как Германия, Нидерланды и даже Великобритания, где инвестиции в новые терминалы повышают доступность газа из других регионов. Но для не имеющих выхода к морю Австрии и Словакии, которые по-прежнему получают большую часть своего топлива по традиционному маршруту из России через Украину, энергетический кризис — и связанное с ним инфляционное давление — могут быть еще далеки от завершения.

Он считает, что Европа, скорее всего, будет относительно готова к дальнейшему замедлению поставок, поскольку в прошлом ей уже приходилось приспосабливаться к аналогичным сокращениям за счет снижения спроса и поиска альтернативных источников импорта, а также через замену трубопроводного газа морскими поставками сжиженного СПГ. Так российский дипломат прокомментировал предположение экс-гендиректора австрийской нефтегазовой компании OMV Герхарда Ройса о том, что Украина, скорее всего, не намерена продлевать истекающее в 2024 г. В то же время, по словам Галузина, ни тогда, ни сейчас украинская сторона не уведомляла « Газпром » о намерении не продлевать соглашение. Действующий контракт на транзит российского газа через Украину был подписан в конце 2019 г. По условиям контракта, объем поставок газа за пять лет должен был составить 225 млрд куб. В 2020 г.

Однако Киев не препятствует торговле и даже наживается на этом. На такую двойственную позицию указывал даже президент России Владимир Путин. Две нитки газопровода [идут] через Украину, Украина одну из них закрыла. Не мы же это сделали! С одной стороны, Киев боится потерять доход от выгодной сделки. Во многом его покрывают финансовые транши западных стран. Однако доходы от транзита российских энергоносителей для Украины точно не будут лишними. WP отмечает, что дело не только в деньгах. Остановить транзит нефти и газа Киеву не позволяют отношения с европейскими странами. Оставшиеся западные покупатели сильно зависят от российских поставок, поэтому Украина рискует испортить с ними отношения, если остановит прокачку. Это особенно опасно для Украины в случае с Венгрией, которая входит в ЕС. Будапешт и так часто встает в оппозицию по вопросам давления на Россию, и портить с ним отношения Киеву было бы невыгодно. Такое положение не мешает Украине требовать от Запада усиления санкций. Киев утверждает, что продолжает транзит из России якобы из соображений энергетической безопасности Европы. Одновременно с этим руководство страны требует от других государств вроде Германии не помогать Москве строить трубопроводы. Некоторые западные обозреватели называют это лицемерием. Более того, Украина продолжает повышать тарифы на транзит нефти, хотя это невыгодно западным покупателям. Дело в том, что дополнительные поборы входят в конечную стоимость топлива, потому что поставщикам нужно компенсировать новые затраты.

Сокращение поставок газа, однако, оказалось малоэффективным механизмом обеспечения возврата долгов. В связи с тем, что основная часть транзитного маршрута к европейским потребителям проходила по территории Украины, это позволяло украинской стороне беспрепятственно осуществлять несанкционированный отбор российского экспортного газа на собственные нужды [1]. В октябре 1993 года «Газпром» предложил погасить долги Украины путём долгосрочной аренды ряда объектов украинской газотранспортной системы. Украинская сторона, однако, не желала соглашаться на это предложение, так как это могло поставить страну в крайне сложное положение в случае нового прекращения подачи газа [1]. В феврале 1994 года после длительного обсуждения было подписано ключевое для газовой отрасли соглашение. В качестве основных исполнителей по реализации экспорта газа на Украину и его транзита по украинской территории в нём были названы РАО «Газпром» и производственное объединение «Укргазпром». Особенно подчёркивалось, что объёмы экспортного газа, поступающего на территорию Украины и выходящего с её территории, должны совпадать [1]. Март также начался с заявления РАО «Газпром» об остановке подачи газа на Украину в связи с тем, что задолженность Украины за газ превысила 1 трлн рублей. Украина вновь отвергла возможность оплаты объектами газотранспортной системы [1] [18]. По итогам 1994 года компания так и не добилась возврата долгов за энергоносители, которые к тому моменту приближались к двум миллиардам долларов. Наоборот, по итогам межправительственных переговоров в ноябре 1994 года Украина получила гарантии поставок газа на декабрь и на весь следующий год. Причиной такого поворота событий послужило намерение украинской стороны уступить в споре о зарубежных активах бывшего СССР [1]. В декабре 1994 года между Россией и Украиной после длительных споров было подписано соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР. Украинская сторона согласилась на так называемый «нулевой вариант», при котором Россия брала на себя обязательства по оплате всех долгов бывшего СССР, но при этом оставалась единственным владельцем всей советской заграничной собственности [2]. В начале 1995 года прошла серия прямых переговоров между украинским правительством и РАО «Газпром». Стороны договорились о реструктуризации долга Украины путём выпуска государственных облигаций с рассрочкой платежей на 12 лет и их передачи «Газпрому». Тогда же в Киеве на межправительственном уровне был поднят и вопрос о реструктуризации задолженности Украины по государственным кредитам, выданным Россией в 1993 и 1994 годах [2]. Осенью 1995 года на Украине разгорелся очередной топливно-энергетический кризис, связанный с приближением отопительного сезона. Более чем 50-процентное отсутствие оплаты за энергоресурсы внутренними потребителями автоматически увеличивало внешние долги Украины, в первую очередь, перед Россией. В связи с этим украинское руководство предприняло попытку развести оплату импортируемого из России газа и плату за транзит топлива в Европу. Это, однако, не решило проблемы долгов: контрагенты были также ненадёжны, а взыскивать долги с них было гораздо труднее. К примеру, известность получило дело компании Юлии Тимошенко Единые энергетические системы Украины , задолженность которой в размере более 400 млн долларов так и не была погашена [19] [20]. Бартерные схемы[ править править код ] Огромное значение для российско-украинских отношений имело подписание комплекса соглашений о Черноморском флоте и Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве в мае 1997 года. Согласно достигнутым договорённостям, Россия получила в аренду на 20 лет несколько бухт в Севастополе и Феодосии, причём внесение арендной платы за пользование объектами флотской инфраструктуры было связано с погашением украинской задолженности за энергоносители [2]. К концу 1997 года правительство Украины приняло принципиальное решение об объединении нефтяного и газового секторов путём создания на базе «Укргазпрома» и «Укрнефти» холдинга « Нафтогаз Украины ». Одновременно, несмотря на многочисленные протесты российских чиновников и представителей газовой отрасли, Украина продолжала несанкционированный отбор газа сверх установленных объёмов. Так, по данным РАО «Газпром», только в декабре 1997 года Украина превысила допустимый лимит отбора газа на 660 млн кубометров, что в денежном выражении составило 48 млн долларов [1]. В начале 1998 года Россия и Украина разработали и подписали детальную программу экономического сотрудничества на период с 1998 по 2007 годы, которая предоставляла российским компаниям возможность принять участие в приватизации украинского энергетического комплекса путём приобретения акций формировавшегося «Нафтогаза Украины». Вскоре, однако, в России наступил период «правительственной чехарды», закончившийся приходом на пост главы правительства Владимира Путина. Вследствие этого в 1999 году ОАО «Газпром» оказалось в центре внутриполитических событий, и вопрос о возврате долгов Украины за газ временно отошёл на второй план [1]. В 1999—2001 годах Украина передала России в счёт урегулирования задолженности за природный газ доставшиеся ей в наследство от СССР восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160 , три Ту-95МС , около 600 крылатых ракет, стоявших на вооружении дальней авиации, а также наземное оборудование. Таким образом Украине удалось погасить 285 млн долларов из долга за поставленный российский газ. Разделение оплаты транзита и покупки газа[ править править код ] Средние цены импорта газа в Германии, долл. О справедливости этой фиксированной цены высказывались диаметрально противоположные мнения. Президент России Владимир Путин , например, в середине 2000-х заявлял, что Россия в течение 15 лет ежегодно спонсировала Украину на три-пять миллиардов долларов за счёт дешёвых энергоносителей. Президент Украины Виктор Ющенко , однако, тогда же утверждал, что Россия на протяжении 1990-х поставляла Украине газ по ценам выше среднеевропейских. При этом статистика импорта газа в Германию показывает, что лишь в 1999 году цена импорта газа в Германию опускалась ниже 80 долларов за 1000 м3. Так или иначе, но эта схема оплаты за газ, далёкая от рыночной, устраивала и украинскую промышленность, и «Газпром» [3]. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная доля», — заявил президент Украины Леонид Кучма в интервью журналу «Spiegel» в 2000 году. Это заявление вызвало скандал в России [3]. По этому соглашению Украина получала примерно 30 млрд м3 в год. Летом 2004 года было подписано очередное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», продлевающее эти условия на 5 лет, до 2009 года. Воспользовавшись ростом мирового спроса на продукцию чёрной металлургии, наличием свободных мощностей и поставками дешёвых российских энергоносителей, металлургические предприятия Украины смогли существенно нарастить объёмы выпуска экспортоориентированной продукции, что привело к экономическому оживлению в промышленных регионах Востока [27]. Именно в Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях, разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы. Все социально-экономические прогнозы обещали стране стабильное развитие и высокую динамику экономического роста [28]. В конце 2004 года на Украине состоялись президентские выборы. Россия рассчитывала на победу Виктора Януковича, который шёл на выборы в качестве главы кабинета министров. Исходя из этого, 8 августа 2004 года было подписано дополнительное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», которым на пятилетний срок, до 2009 года, для Украины была установлена фиксированная цена на российский газ — 50 долларов за тысячу кубометров [29] [30]. Однако намерение правительства Виктора Януковича интегрировать Украину в Единое экономическое пространство стало одной из причин начала массовых протестов в Киеве [31] , в результате которых пост президента достался его оппоненту — Виктору Ющенко. Поиск Украиной путей избавления от «российской газовой зависимости»[ править править код ] Ещё в 1994 году соглашение с Россией предусматривало транзит по территории РФ на Украину среднеазиатского газа. Первые поставки туркменского газа были в основном бартерными [32]. Тариф на транзит туркменского газа через РФ был увязан с ценой транзита по Украине. В 2006 году поставки из Средней Азии прекратились в связи с ростом цен на туркменский газ, требованиями перейти на полную оплату газа живыми деньгами и ростом задолженности Украины перед Туркменией [34]. С победой Виктора Ющенко произошёл резкий крен украинской власти в сторону Запада — новый президент провозгласил евро-атлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы. Начался постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией [35]. Стало ясно, что времена «льгот» цена в 50 долларов за тыс. Новое украинское руководство в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных источников топлива. Была выдвинута задача создания открытого и прозрачного рынка купли-продажи и транспортировки углеводородов из Каспийского региона в Европу путём диверсификации маршрутов поставок нефти и газа в обход России. По концепции украинского руководства, это позволило бы освободить Европу и союзников Украины на постсоветском пространстве от доминирования российского энергетического экспорта. Одну из ключевых ролей в решении этой задачи Украина приписывала себе — своему выгодному географическому положению, наличным транзитным мощностям и промышленному потенциалу. С этой целью Украина участвовала в провозглашении Балто-Черноморско-Каспийского энерготранзитного пространства, проведении энергосаммитов в 2006—2008 годах. Украина продвигала строительство газопровода «Белый поток» который поставлял бы газ из Азербайджана через Грузию , подключение таким образом к проекту Евросоюза « Набукко ». Эти проекты неоднократно обсуждались с предполагавшимися источниками энергоресурсов — Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном — и Грузией как государством-транзитёром [37]. Эти планы, однако, так и не превратились из деклараций в практические действия.

Отказ России поставлять газ через Украину в прежнем объёме уже начал давать результаты

В июле Газпром подписал соглашение с Венгрией, по которому страна с 1 сентября получит дополнительные объема газа через Турецкий поток. Поэтому с высокой вероятностью транзит через Украину также скоро прекратится. Поставки газа Газпрома в Европу снизятся до 45 млн куб в стуки по Турецкому потоку или 16 млрд куб в годовом выражении, что в 8 раз меньше уровня прошлого года. Поставляться газ будет в основном политически лояльным правительствам по ценам сильно ниже спотовых.

Через неделю после этих заявлений Илларионов покинул свой пост [29] [30].

Кризис[ править править код ] В связи с тем, что украинская сторона отказалась подписать какие-либо контракты на поставку газа в 2006 году, 1 января 2006 года Газпром перестал поставлять в украинскую ГТС объёмы газа для Украины. Однако Украина не прекратила отбор газа из ГТС и в течение первых дней 2006 года осуществляла несанкционированный отбор газа для удовлетворения собственных потребностей [42]. Внешние видеофайлы Вопрос бывшему министру топлива и энергетики Украины Плачкову Конфликт был формально завершён в ночь с 3 на 4 января подписанием документов, которые, судя по первоначальным официальным заявлениям, удовлетворили обе стороны. Был подписан договор между « Газпромом » и « Нафтогазом » об условиях поставок российского газа на Украину через посредническую компанию « РосУкрЭнерго » и об условиях транзита российского газа в Европу через территорию Украины сроком на пять лет.

Верховная рада Украины , однако, использовала факт подписания этого соглашения для обострения отношений с президентом Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку. Во второй половине января Украина возобновила сверхплановый отбор российского газа из транзитных газопроводов, что отразилось на поставках европейским покупателям. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы воспользовались этой ситуацией для того, чтобы обвинить Россию как ненадёжного энергопоставщика [43]. Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешёвого туркменского газа в трубе для Украины [44].

Туркменский кризис[ править править код ] Российско-украинский договор 4 января 2006 года, однако, не привёл к завершению газового конфликта [45]. Договором было предусмотрено подписание всех необходимых контрактов между «Газпромом», «Нафтогазом Украины», «РосУкрЭнерго» RUE и Туркменистаном до 20 января, однако этого не произошло в связи с тем, что Туркменистан затягивал принятие решения о том, кто — Россия или Украина — будет приоритетным покупателем её газа экспортные возможности Туркменистана были недостаточны для одновременного выполнения её газоэкспортных контрактов с Россией и Украиной. Хотя Туркменистан обещал поставить на Украину 22 млрд кубометров природного газа по прямым договорам помимо поставок через RUE , с начала 2006 года по прямым договорам на Украину не было поставлено ни кубометра туркменского газа, поскольку Туркменистан заявил о намерении повысить цену на газ. При этом Сапармурат Ниязов вновь напомнил Украине о долге за природный газ, поставленный в предыдущие годы, — 159 миллионов долларов [46].

Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов[ править править код ] Основная статья: Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов Одновременно с решением ценовых и транзитных вопросов Россия поставила перед Украиной вопрос о погашении украинского долга за газ. Формально эта проблема была решена на встрече в феврале 2008 года президентов Ющенко и Путина в Москве. Кроме того, была достигнута договорённость о переводе всех отношений по поставкам газа на линию «Газпром» — «Нафтогаз Украины», минуя посредника — RosUkrEnergo [48]. При этом базовая цена российского газа для Украины была снижена до 179 долл.

В начале 2009 года отношения двух стран прошли через новый газовый кризис, затронувший интересы европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. Комментируя это событие, Путин отметил достижение договорённостей «по всему комплексу вопросов, связанных с поставкой природного газа на Украину и с транзитом российского природного газа в Европу», но вместе с тем подчеркнул необходимость строительства альтернативных маршрутов транспортировки российского газа европейским потребителям. Идея газопровода « Северный поток » перешла в стадию практической реализации в апреле 2010 года [49].

Итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников. По условиям подписанного договора «Нафтогаз» был обязан расплачиваться за потребленное топливо в полном объёме не позднее седьмого числа каждого месяца, следующего за месяцем поставки. В случае нарушения этого условия «Газпром» имел право перейти на авансовую систему расчётов с Украиной [51]. Ставка на транзит через украинскую территорию была установлена на уровне 1,7 долл.

При этом была предусмотрена специальная формула роста транзитной ставки, благодаря чему к 2013 году она достигла 3,4 долл. В августе 2009 года газовый конфликт между Россией и Украиной приобрёл новый оборот. В начале августа представители европейских банков подтвердили возможность выделения кредита Украине на закупку газа в размере 1,7 миллиарда долларов [52]. С 2012 года «Нафтогаз» перестал полностью выбирать объём, законтрактованный согласно договорённости от 19 января 2009 года.

В декабре 2013 года на фоне массовых протестов на Украине президент РФ Владимир Путин объявил о снижении для Украины цены на газ на треть с 400 до 286 долл. Одновременно было объявлено о предоставлении Украине кредита в размере 15 млрд долл. В 2014 году на фоне резкого ухудшения украинско-российских отношений, вызванного сменой власти в Киеве и аннексией Крыма Россией , Россия расторгла Харьковские соглашения [55] и Договор о базировании Черноморского флота. С 1 апреля 2014 года « Газпром » отменил все предоставлявшиеся скидки, что привело к повышению стоимости газа для Украины до базовой европейской — на тот момент, 485 долл.

Новые украинские власти не признали отмену скидок и заявили, что «справедливой» является цена первого квартала 2014 года — 268,5 долл. В тот же день «Нафтогаз Украины» обратился в арбитраж с требованиями о ретроактивном изменении цены на природный газ, возмещении всех переплаченных сумм за период с 20 мая 2011 года не менее 6 млрд долларов и отмене положения контракта, запрещающего перепродажу поставляемого по нему природного газа за пределами Украины. С 16 июня в связи с ростом задолженности по оценкам «Газпрома», она превысила 5 млрд долларов Россия перевела поставки газа на Украину в режим предоплаты , что привело к их прекращению [59] ; по газопроводам поставлялся лишь газ, предназначенный для транзита в Европу, в объёме 185 млн кубометров в сутки. Россия также потребовала от Украины выплаты долга до конца года [60].

Украина не соглашалась на применение механизма предоплаты при поставках газа из России и настаивала на том, чтобы оплата производилась по факту его поступления [61]. В связи с неурегулированностью этих вопросов Украина увеличила реверсные поставки газа из Европы через газотранспортные системы Польши, Словакии и Венгрии. По данным «Газпрома», в 2014 году Польша, Венгрия и Словакия экспортировали на Украину 1,7 млрд кубометров газа, а в 2012—2014 годах суммарный объём импорта газа Украины с территорий этих стран составил 3,8 млрд кубометров [62] [63]. Европейские покупатели газа в частности, Словакия обратились к «Газпрому» с просьбой увеличить поставки российского газа в Европу.

В «Газпроме» это обращение расценили как свидетельство намерений организовать перепродажу российского газа Украине и отказались предоставлять дополнительные объёмы, заявив о намерении снизить добычу [64] [65]. В конце августа начались трёхсторонние переговоры России, Украины и Евросоюза, на которых украинская сторона настаивала на закупке российского газа по цене 320 долларов за тыс. Украинские власти заявляли, что Украине удастся найти замену 30 млрд кубометров газа, которые страна получила из России в 2013 году, и пережить осенне-зимний период благодаря реверсным поставкам топлива из Европы, запасам из подземных газовых хранилищ, а также сокращению потребления [67] [68] [69]. Тем временем в октябре 2014 года «Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитраж второй иск против «Газпрома», потребовав выплаты компенсации за снижение объёмов транзита в размере 3,2 млрд долл.

Украина, в свою очередь, обязалась до конца года погасить часть долга в размере 3,1 миллиарда долларов [70]. Кроме того, была достигнута договорённость о том, что во время действия этого соглашения для Украины не будет применяться режим « бери-или-плати » [71]. Заявка на поставку газа в данном случае поступила от «Донбасстрансгаза», контролируемого властями самопровозглашённых республик, однако украинская сторона отказалась признавать эту заявку. В результате Украина не внесла предоплату за поставки газа в марте [75].

В марте «Нафтогаз» обратился к «Газпрому» с просьбой продлить скидку на газ ещё на три месяца по июнь включительно. Эта просьба российской стороной была удовлетворена [76]. Предоплата за июль, однако, не поступила, и с 1 июля 2015 года прямые поставки газа на Украину были прекращены газ на Украину поступал только по схеме реверса из Словакии [78]. С этого периода Украина перестала закупать российский газ напрямую, заменив его реверсным российским газом из Европы [6] [82].

В феврале Антимонопольный комитет Украины оштрафовал «Газпром» на 85,9 млрд гривен около 3,26 млрд долл. В апреле 2017 года министерством юстиции Украины было инициировано исполнительное производство по принудительному взысканию с «Газпрома» штрафа и пени. Слушания завершились 11 октября 2017 года. В октябре 2017 года в российском правительстве заявили, что ввод в строй газопровода « Северный поток — 2 » или второй очереди « Турецкого потока » позволит достигнуть официально объявленной цели — сокращения транзита газа через территорию Украины к концу 2019 года [85].

Еврокомиссия и США, однако, попытаются помешать строительству газопровода «Северный поток — 2» [86] 2018 28 февраля Стокгольмский арбитраж вынес решение по вопросу о транзите через Украину, обязав «Газпром» выплатить Украине 4,673 млрд долл. По итогам зачёта встречных требований «Газпром» обязан заплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долл. В апреле руководитель «Газпрома» А. Президент Путин на пресс-конференции в июле, по итогам российско-американского саммита в Хельсинки , заявил, что Россия готова продолжать транзит газа через Украину и после запуска газопровода « Северный поток — 2 », если условия по транзиту будут экономически приемлемыми [89].

Летом 2018 года «Нафтогаз» начал процесс принудительного взыскания 2,56 млрд долл. Шведский апелляционный суд округа Свеа приостанавливал исполнение решения Стокгольмского арбитража, однако позднее эта мера была отменена. В «Нафтогазе» заявили, что продолжат добиваться ареста активов «Газпрома». Предварительные слушания в апелляционном суде округа Свеа Швеция прошли в ноябре 2018 года, начало основных слушаний назначено на 7 октября 2019 года [7].

Косвенно об этом говорит тот факт, что обвинение ЛНР и ДНР в воровстве транзитного газа было предъявлено только к вечеру 11 мая. Тогда как самое «воровство» якобы произошло 9 мая. Но объяснить причину в Киеве сразу не смогли. Потому что последствия перекрытия транзита будут самые серьезные», — говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. По его мнению, Украина вносит очередной камень в разрушение российско-европейских газовых отношений, которые складывались последние пятьдесят лет. Эксперт считает, что мотивация Украины чисто политическая и действует она не самостоятельно, а по указке западных сил, которые хотят разрушить налаженные десятилетиями поставки газа в Европу. Можно предположить три варианта развития событий. В первом случае, говорит эксперт, Европа не останется в стороне от этого конфликта, вмешается в него, и на трехсторонних переговорах удастся найти компромиссное решение.

Однако Газпром на это ответил, что технологически так сделать невозможно и что это нарушает контрактные обязательства. С последним все понятно: в соглашении прописаны конкретные точки входа российского газа на Украину, и Киев нарушает этот пункт. А какие существуют технологические проблемы? Ведь через ГИС «Суджа» в свое время прокачивали даже 180 млн кубометров газа в сутки. По контракту Газпром должен прокачивать через Украину в сумме 109 млн кубометров в сутки или 40 млрд кубометров в годовом исчислении. То есть одна ГИС «Суджа» может принять весь контрактный объем. Почему же Газпром говорит о технологических сложностях? Однако российская ГТС технологически это не может сделать по щелчку пальца.

Российская ГТС обеспечивает поставки российского газа не только в Европу, но и для европейской части России. Газпром технологически не может решить этот вопрос за несколько дней.

Пересмотр концепции газотранзита: последствия и возможности в энергетической безопасности Европы Последствия и сценарии развития событий вокруг транзита газа через Украину имеют серьезные последствия для всех сторон, включая «Газпром», Украину и ЕС. Без альтернативных решений, «Газпром» может сократить поставки на рынок Европы, что приведет к невозможности для Украины заработать на транзите газа. ЕС может столкнуться с прекращением закупок газа, вынуждая страны и компании искать альтернативные источники. Существуют несколько возможных сценариев развития ситуации. Первый вариант предполагает полное прекращение транзита газа через Украину со стороны «Газпрома», что может привести к сокращению поставок газа в ЕС, если не будут запущены в эксплуатацию оставшиеся транспортные пути. Второй вариант предусматривает осуществление транзита согласно европейским правилам бронирования. В этом случае «Газпром» будет бронировать необходимые мощности и обеспечивать транзит на нужных участках. Но для этого необходимо получить разрешение от украинских властей и работать в рамках европроцедур рынка газотранспортных услуг.

Третий вариант предполагает заключение нового долгосрочного соглашения о транзите при посредничестве ЕС и ООН. Такое соглашение определит годовые объемы транспортировки газа, тарифы и сроки. В этом случае страны ЕС, зависящие от российских поставок газа, могут связать вопрос транзитных поставок с финансовой помощью Украине. Четвертый вариант предполагает перенос точек передачи газа на российско-украинскую границу. В этом случае все процедуры транзита становятся ответственностью покупателей, то есть европейских компаний. Это может быть оптимальным решением для всех сторон и способствовать возвращению российского газа на европейский рынок. Ситуация требует поиска компромиссных решений и сотрудничества между сторонами. Без альтернативных решений, последствия могут быть негативными для всех участников рынка. Важно, чтобы все стороны проявили гибкость и готовность к компромиссу в интересах общего блага. В противном случае, возможны серьезные нарушения поставок газа и ослабление энергетической безопасности на континенте.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий