Новости гетман мазепа биография

Биография Мазепы, его огромное богатство и почти единоличная власть делали его положение и мировоззрение больше похожими на польского магната, чем на русского боярина. Говорят, будто, видя это, шведы содержат Мазепу и его приверженцев под строгим присмотром, и даже в спальне гетмана поставили стражу».[22]. 4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. 385-ю годовщину со дня рождения самого известного (после Богдана Хмельницкого) украинского гетмана Ивана Мазепы-Колодинского 20 марта Украина. После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка.

Ранние годы

  • Из придворных в изгои
  • Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты ::
  • Как "Великий украинец" Ян Мазепа трех монархов предал
  • На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы
  • Мазепа – герой или предатель? • Николай Стариков. Политик, писатель, общественный деятель
  • Мазепа Иван Степанович

Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы

Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами. Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы". По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство. Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять.

Уитворта , что казаки Мазепы «один за другим, возвращаются по домам; на прошлой неделе, например, один полковник возвратился с пятьюстами [человеками] конницы, служившей охраной гвардией гетмана, при котором… остался только один полк из 300 человек, не более, и те только ждут случая убежать. Говорят, будто, видя это, шведы содержат Мазепу и его приверженцев под строгим присмотром, и даже в спальне гетмана поставили стражу». Скоропадский , сменивший Мазепу, с горечью писал Петру I сразу после Полтавской битвы , что измена Мазепы привела к тому, что на всех украинцах , «непоколебимых в верности, лежит досада и порок — нас называют изменниками». В ответ Пётр I в феврале 1710 года издал строгий указ, «дабы никто не дерзал наших верных подданных малороссийского народа людей изменниками называть», за ослушание же следовало «жестокое наказанье». Мирович , происходил из знатного украинского рода, чьи имения были конфискованы за содействие Мазепе в 1709 году.

Предполагалось, что в этом городе шведский король прозимует, тем более что гарнизон в нём был предан Мазепе.

Планам помешал приход войск Меньшикова. Крепость взяли, её население безжалостно вырезали. Касательно того, пострадали ли мирные жители во время захвата Батурина существует разные версии; как правило, российские историки в этом, как минимум, сомневаются, а украинские настаивают, что жертв было много. К сожалению для Мазепы, в этот раз он ошибся с выбором стороны. После поражения под Полтавой у Карла не осталось надежд на успешное завершение русского похода. Вместе с Мазепой он бежит на юг, где их едва не захватывает армия Петра.

Гетман-изменник прибывает в Бендеры, город с символичным названием, который ныне находится в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике, а тогда был в составе Османской империи. Естественно, выдать Мазепу русскому царю султан отказался. Петру пришлось удовлетвориться символическим сожжением чучела предателя. Полтавская битва. Картина Пьера-Дени Мартина Полтавская битва. Ему уже было 70 лет, и 22 сентября 1709 года он скончался.

По распоряжению племянника его пышно похоронили в Галаце ныне румынский город. Без сомнения, позорное поражение шведского короля и полное крушение собственных надежд и амбиций подорвали здоровье бывшего гетмана. Интересно, что незадолго до Полтавской битвы он пытался вступить в переговоры о возвращении в русское подданство, но Пётр, разумеется, не стал его слушать. Пожалуй, это один из самых красноречивых фактов, подтверждающих, что в первую очередь Мазепу заботило собственное благополучие, а вовсе не любовь к Украине и казакам.

Правда, формально украинская автономия просуществовала ещё несколько десятилетий, однако её гетманы окончательно и бесповоротно превратились в послушных слуг русских царей. Личность Мазепы вот уже много десятилетий если не столетий вызывает ожесточённые споры: для одних гетман — вор, трижды клятву преступивший, хитрый лицемер и льстец лукавый; для других, напротив, честный патриот, пожертвовавший личным благополучием ради блага родного края.

Как это нередко бывает, правы в данном случае и те и другие, поскольку, несмотря на многолетнее плодотворное сотрудничество, Пётр и изменивший ему гетман жили в разной системе координат. Пётр I мыслил категориями империи и считал Украину её неотъемлемой частью пусть и с местным колоритом , интересами которой можно и нужно жертвовать ради «общего блага». У Мазепы же интересы гетманщины, безусловно, стояли на первом месте. По мнению исследователей, среди факторов, подтолкнувших гетмана к измене, было решение Петра вернуть Польше Правобережную Украину, к тому времени в ходе Северной войны занятую казаками Мазепы, а также тактика выжженной земли, которую царь использовал против шведов. С точки зрения империи оба этих шага были разумны и необходимы: возвращение Правобережья было нужно для возможного возобновления союза с Польшей, тактика выжженной земли позволила измотать и утомить шведскую армию накануне решающей баталии. Украине, однако, оба этих решения не несли ничего, кроме разорения и национального унижения. Бежав к Карлу, Мазепа, безусловно, нарушил присягу, данную Петру, однако и русский царь тоже далеко не всегда выполнял обязательства, взятые Москвой перед гетманщиной.

Так, в 1707 году, когда впервые возникла угроза шведского вторжения на Украину, Пётр отказался дать Мазепе хотя бы десять русских солдат.

Биография украинского гетмана Ивана Степановича Мазепы

О некоторых крутых виражах в биографии Мазепы и его бесславном конце мы поговорили с историком, участником одного из военно-исторических клубов Олегом Кошкиным. Однако через несколько лет из-за превратностей судьбы Мазепа оказался на службе у другого гетмана, Ивана Самойловича. И здесь Мазепа оказал ему, мягко говоря, медвежью услугу, пригласив его в Малороссию, население которой уж точно не жаждало этого (о чем гетман прекрасно знал). Лит.: Уманец Ф. Гетман Мазепа. Краткая биография Мазепы Ивана Степановича до Северной Войны.

На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы

В прошлых постах повествование было завершено на 1687 году, когда гетманом Левобережья стал Иван Мазепа. В каком то смысле гетману Мазепе л свои дни он не пыточной башне Московского кремля. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. Украинская история заставляет по аналогии вспоминать самое громкое предательство иного периода — печально знаменитого гетмана Мазепы из начала XVII века. Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев.

65-летний гетман влюбился в 16-летнюю крестницу. Чем закончилась история Мазепы и Матрены

Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями. В то же время он совещался со старшинами, примкнувшими к нему, и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через А. Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского, в Горках. Из шведского лагеря гетман написал письмо Скоропадскому, стародубскому полковнику, разъясняя причины своего перехода и приглашая старшину и казаков последовать его примеру. К шведам, кроме отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 1500 человек.

Царь Петр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания» и 11 мая 1709 года Сечь была взята и разрушена. После жестокой свалки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых казаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и казаков казнено, причём несколько человек были повешены на плотах и самые плоты пущены были вниз по Днепру на страх другим. Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу. Там были значительные запасы провианта и артиллерии, имелся хорошо подготовленный и преданный Мазепе гарнизон, которым руководил полковник Дмитрий Чечель. Планам Мазепы и Карла помешали войска под водительством Меншикова, взявшие крепость и все припасы в ней.

Батурин был разорён, а гарнизон сердюков уничтожен. Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. Согласно же контрпропагандистскому универсалу избранного по указанию Петра гетмана Ивана Скоропадского от 8 декабря 1708 года и обнародованного 10 декабря 1708 года, кроме вооружённых защитников крепости, мирное население почти не пострадало. Наступление Карла XII получилось не таким, как задумывалось. Во время перехода под Гадяч, спровоцированного русскими, шведам пришлось выйти из тёплых хат на лютый мороз. Более ста шведских солдат отморозили себе руки и ноги, несколько десятков погибло.

Раздражённый Карл в начале января бросил свои войска на Веприк, который не желал пускать шведов. После ожесточённой обороны, когда порох кончился, город сдался. Шведская армия потеряла около двух тысяч человек и множество офицеров. Захваченных казаков отдали Мазепе, который приказал посадить их в яму. Солдаты же царской армии, как военнопленные, принадлежали Карлу, который обращался с ними лучше. Пленные содержались с января по июнь в специальных лагерях и были освобождены в результате восстания при поддержке русской армии незадолго до Полтавской битвы.

После этого Карл взял Зеньков, Опошню и Лебедин. Города сопротивления не оказывали. В основном они стояли пустые. Карл распорядился их грабить, дома жечь, жителей убивать. В конце января был предпринят поход на Слобожанщину, в результате которого ещё десятки сёл и городов были уничтожены. Такие действия шведов спровоцировали начало партизанской войны, которую вели, прежде всего, крестьяне и которая делала положение Карла ещё более тяжёлым.

В манифестах царь обличал его как предателя украинского народа, стремившегося отдать Украину под власть поляков. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов. Это послужило дополнительным фактором, повлиявшим на настроения населения укр. Во время Полтавской битвы 1709 г. Карл XII оставил М.

После поражения швед. Это подорвало здоровье М. Похоронен в монастыре св. Георгия Юра в г. Галац ныне Румыния , могила не сохранилась.

Награжден орденом Андрея Первозванного 1700; 2-й кавалер ордена, лишен его заочно в 1708: вместо него Петр I распорядился отлить для М. Предательство М. Байрона «Мазепа», 1818 , В. Гюго «Мазепа», 1829 , Ф. Булгарина «Мазепа», ч.

Словацкого «Мазепа», 1839 , Й. Фрича «Иван Мазепа», 1865 и др. Пушкин сделал М. Чайковским была написана опера «Мазепа» 1883. Симфоническую поэму «Мазепа» в 1854 г.

Буланже, Э. Делакруа, Т. Жерико, Т. Шассерио и др. В честь М.

Памятники М. Мазепинцы 1994; скульптор Е. Горбань , Чернигове 2009; скульптор Г. Ершов , Киеве 2009; скульптор Ф. Майслер , Бендерах 2009; скульптор П.

Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена — как бы и не измена вовсе, а просто ошибка. Дело житейское, — канючат «мазепинцы».

Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок? Не судите, и не судимы будете». А мы и не судим — мы размышляем!

Чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо политизировать «историю» Мазепы. Ведь для людей он интересен в первую очередь не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине на щит. Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подает ее таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству.

Правда, обосновывают ее по-разному. Например, сакральными ценностями — любовью к Богу, к стране, к своему многострадальному народу. Согласно этой версии получается: да, измена была.

Но она объясняется огромной любовью к стране. Причем в одном случае можно сразу заявлять по максимуму: больше всего на свете Мазепа любил Украину и Бога, и таким образом переводить стрелки с реального безнравственного поступка на высокие чувства. В этом случае любовь к стране и Богу как бы освящает любую подлость, т.

И пусть кто-нибудь после этого бросит в Мазепу камень… В другом, более ограниченном случае, где речь в первую очередь идет о любви к Украине и ее народу, дается понять, что ради своей страны все средства хороши. Все спишется и будет оправдано, т. Как во фразе дочери Степана Бандеры на суде по делу об убийстве ее отца: «Мой незабвенный отец воспитал нас в любви к Богу и Украине».

Применительно к Мазепе это могло бы звучать так: «А вы думаете, что предать Петра I Мазепе было легко? Знаете, как он всей душой мучился? Аж заболел весь.

Но страна — превыше всего. Платон мне друг, но…» В любом случае эти объяснения в целом связаны со смещением конкретного поступка в сакральную плоскость. И тогда эмоции перекрывают реальную политику.

Слова и чувства, касающиеся исключительно их обладателя, становятся ценнее конкретных действий, напрямую затронувших или сломавших судьбы тысяч и тысяч людей. Второй вариант объяснения измены связан с культом прав и свобод. Хватит пресмыкаться и подстраиваться под крепостнические нравы России.

Петро Дорошенко отправил Мазепу с дипломатической миссией в Крымское ханство, однако по дороге, на реке Ингул, тот попал в плен к запорожцам. Кошевой Иван Сирко сохранил жизнь пленнику, но, под давлением московского правительства выдал его гетману Левобережья Ивану Самойловичу. Довольно быстро за счет своего дипломатического опыта и безупречных манер Мазепа превращается из пленника в доверенное лицо Самойловича, а со временем избирается войсковым осавулом. Получение гетманства Летом 1687 г. Он был реализован в июле, во время похода казацко-московских войск под общим командованием Василия Голицына на Крым. По причине плохой организации снабжения и ряда других просчетов этот поход провалился, и Голицыну нужно было найти козла отпущения. В связи с этим он поддержал старшину, которая составила донос на гетмана, обвинив его в тайных сношениях с Крымом и саботаже похода. Пользуясь этой бумагой, Голицын добивается разрешения из Москвы на смещение Самойловича. Коломак, Самойлович был арестован и отправлен под стражей в Орел, а далее — в Сибирь.

Иван Мазепа был компромиссным кандидатом, устраивающим как старшину, так и Голицына, поэтому 25 июля на казацкой раде он и получил булаву. Новый гетман тут же подписал Коломацкие статьи, по которым ограничивались права Гетманщины на внешнеполитические отношения, а также увеличивалось количество московских гарнизонов в частности, и в гетманской столице — Батурине. Уже в 1689 г. Гетманство Правление Ивана Мазепы, как уже было упомянуто, длилось почти 22 года, что является рекордом за всю историю Гетманщины. В это время Мазепа приложил большие усилия для установления автократической государственной власти современного ему сословного европейского типа с сохранением части традиционного казацкого самоуправления. Во внутренней политике гетман опирался на старшинские роды, мигрировавшие с Правобережья, в частности, на последователей Петра Дорошенка, а также на наемников-компанийцев, которые финансировались из гетманской казны. В частности, он весьма широко раздавал земли своим последователям, в частности, Прокопу Левенцу, Василию Борковскому, Ивану Скоропадскому. В качестве оппозиции к Мазепе выступали приверженцы Самойловича, лишенные должностей и владений, запорожцы, пытавшиеся проводить независимую политику, а также представители южных полков. Впрочем, гетман прочно держав власть в своих руках и их сопротивление не было серьезным: в 1692 г.

Во внешней политике Мазепа отказался до поры до времени от попыток выйти из-под контроля Москвы за счет соседних государств.

Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни

Минкультуры и информационной политики Украины сообщило о том, что в Киево-Печерской лавре будет впервые проведена панихида по гетману Ивану Мазепе, который был предан анафеме за госизмену Русской православной церковью. Тесть помог Мазепе попасть в ближний круг правобережного гетмана Петра Дорошенко, после чего политическая карьера будущего гетмана пошла стремительно вверх. Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин на заседании по теме исторического проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. Мазепа становится доверенным лицом молодого царевича, пользуется его полным доверием и содействием и небезосновательно, поскольку, сосредоточив максимум внимания на юго внешнеполитическом направлении, гетман осуществил то.

На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы

По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство. Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять. Кстати, украинские историки не отрицают того, что гетманщина, когда она стояла при Мазепе под протекторатом России, добилась экономического процветания. Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась. Сам документ не сохранился, но приблизительный пересказ о нем принадлежит придворному летописцу Карла Адлерфельду.

Это было, вероятно, после того, как победы казаков заставили поляков несколько времени уважать малорусскую народность и православную веру и в знак такого уважения допустить в число дворян королевских то есть придворных молодых особ шляхетского происхождения из православных русских. Не очень вкусно было этим особам в польском обществе, при тогдашнем господстве католического фанатизма. Мазепа испытал это.

Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь. Он был молод, красив, ловок и хорошо образован. Рядом с имением его матери жил в своем имении некто пан Фальбовский, человек пожилых лет; у него была молодая жена. Познакомившись в доме этого господина, Мазепа завел связь с его женою. Слуги шепнули об этом старому мужу.

Один раз, выехавши из дома, пан Фальбовский увидел за собою едущего своего служителя, остановил его и узнал, что служитель везет от своей госпожи к Мазепе письмо, в котором Фальбовская извещала Мазепу, что мужа нет дома, и приглашала приехать к ней. Фальбовский велел служителю ехать с этим письмом к Мазепе, отдать письмо по назначению, получить ответ и с этим ответом явиться к нему на дороге. Сам Фальбовский расположился тут же ожидать возвращения слуги. Через несколько времени возвратившийся слуга отдал господину ответ, писанный Мазепою к Фальбовской, которую извещал, что едет к ней тотчас. Фальбовский дождался Мазепы. Когда Мазепа поравнялся с Фальбовским, последний бросился к Мазепе, остановил его верховую лошадь и показал ему ответ к своей жене. Тогда Фальбовский приказал раздеть Мазепу донага и в таком виде привязал на его же лошади лицом к хвосту, потом велел дать лошади несколько ударов кнутом и несколько раз выстрелить у нее над ушами.

Лошадь понеслась во всю прыть домой через кустарники, и ветви сильно хлестали Мазепу по обнаженной спине. Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его матери. После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Мазепа, кроме польского и русского языков, знал по-немецки и по-латыни, проходил прежде где-то в польском училище курс учения и, будучи по своему времени достаточно образован, теперь мог найти себе хорошую карьеру в казачестве. Здесь он женился. При Дорошенке Мазепа дослужился до важного звания генерального писаря и в 1674 году был отправлен на казацкую раду в Переяславль, где пред гетманом левой стороны Украины Самойловичем предлагал от имени Дорошенка мировую и заявлял желание Дорошенка находиться в подданстве у московского государя. Через несколько месяцев по окончании этого поручения, Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву.

Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены. Самойлович поручил Мазепе воспитание детей своих, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского. В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа ездил в Москву еще несколько раз, и, смекнувши, что в правление царевны Софьи вся власть находилась в руках ее любимца Голицына, подделался к временщику и расположил его к себе. И перед ним, как прежде перед Матвеевым, вероятно, помогали Мазепе его воспитание, ловкость и любезность в обращении.

Голицын и Матвеев оба принадлежали к передовым московским людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приемам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось любившему его Голицыну. Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Уже давно в Малороссии происходила социальная борьба между «значными» казаками и чернью; к первым принадлежали зажиточные люди, имевшие притязание на родовитость и отличие от прочей массы народа; чернь составляли простые казаки, но к последним, по общим симпатиям, примыкала вся масса поспольства, т. Все старшины, владея доходами с имений, приписанных в Малороссии к должностям или чинам, были сравнительно богаты и необходимо считались в классе значных; тем более причисляли себя к значным и держались их интересов лица, которые получили польское воспитание и облечены были, по своему рождению или пожалованью, шляхетским достоинством. Гетман, проведший молодость в Польше при дворе польского короля, был именно из таких.

Он естественно должен был принести в казацкое общество, куда поступил, то польско-шляхетское направление, к которому так враждебно относилась малорусская народная масса. Скоро выказал Мазепа свои панские замашки и стал вразрез с народными стремлениями. Это тем более было для него неизбежно, что, действуя в польско-шляхетском духе, он одинаким образом должен был поступать для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве. Через несколько времени в 1696 году , видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли. Мазепа первый ввел в Малороссии панщину барщину или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали. Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков, и этим столько же вооружал против себя малорусскую простонародную массу, сколько угождал видам московского правительства, которое не хотело, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу налогов и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Как только установился Мазепа на гетманстве, тотчас приблизил к себе свою родню.

С ним было двое племянников, сыновей мазепиных сестер: Обидовский и Войнаровский. Мать Мазепы, инокиня Магдалина, сделалась настоятельницею киевского Фроловского монастыря. Московское правительство не только не поставило Мазепе в вину его поступков, но, для большего охранения его личности от народа, послало к нему полк стрельцов. Рассчитывая на могущество Голицына, Мазепа всеми способами старался угождать ему до тех пор, пока Петр в 1689 году не разделался с правлением Софьи и не отправил Голицына в ссылку. Мазепа, во время случившегося в Москве переворота, приехал случайно в столицу, разумеется, с намерением кланяться временщику, но, увидавши, что власть переменилась, постарался скорее разорвать связь с прежним правительством и примкнуть к новому. Это ему удалось. Мазепа стал просить у правительства того, чего именно русское правительство и домогалось в Малороссии, например, прибавки ратных людей, переписи казаков и стеснительных мер против народного буйства.

И к Петру лично сумел подделаться Мазепа. Молодой царь полюбил его, и с тех пор считал его искренне преданным своим слугою. Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства. Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями. В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России. Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше. Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве.

Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента. Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю. Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма. Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане.

Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин. Там его казнили смертью. По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо?

Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. В Малороссии явился после того новый, более деятельный враг Мазепы и всей панской партии. Это был канцелярист Петрик, женатый на племяннице генерального писаря Василия Кочубея, человек предприимчивый, горячий и деятельный, по крайней мере, на первых порах. В 1691 году он убежал в Сечь с важными бумагами, украденными из войсковой канцелярии, и вооружал сечевых казаков разом и против гетмана, и против московской власти. В следующем 1692 году он ушел в Крым и писал оттуда в Запорожье, что намерен, по примеру Хмельницкого, привести крымцев в Украину, поднять весь малорусский народ и истреблять жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей. Весть о таком замысле, проникая в Украину, тотчас нашла себе сочувствие; удальцы пустились к Петрику; кто полем, а кто водою.

Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках. Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом. Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского. Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным. В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей?

Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов.

В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа.

Матрена не знала об этих попытках и думала, что он отказался от нее навсегда. И тогда она перестала отвечать на его письма. Поклон мой передаю Вашей Милости, мое сердечко, а с поклоном посылаю Вашей Милости гостинец, книжечку и колечко брильянтовое, прошу их с благодарностью принять, а меня в любви своей неотменно держать, потом, даст Бог, и лучшее поднесу. С этим целую уста коралловые, ручки беленькие и все тельце твое беленькое, моя нежно любимая! Она больше не ждала ни писем, ни самого Мазепу.

Гетману удалось помириться с Кочубеями, но вскоре оказалось, что это иллюзия. Василий и Любовь по-прежнему считали, что кум обесчестил их дочь, поэтому теперь ее никто не возьмет замуж. Их озлобленность и ненависть никуда не делась. И тогда Кочубей решил отомстить Мазепе, уничтожив его как государственного деятеля. Когда-то давно гетман настолько доверял Василию, что ему первому рассказал о своем намерении разорвать союз с Россией. Вспомнив об этом, Кочубей написал донос царю Петру, в котором обвинял гетмана не только в настоящих, но и выдуманных грехах, а также в измене государю и отечеству. Однако Петр всегда очень хорошо относился к Ивану Мазепе, поэтому не поверил доносу. По его приказу доносчиков вычислили и жестоко пытали. Василий Кочубей и его подельник, полковник Искра, сознались в клевете. Царь приказал отправить обоих в лагерь Мазепы, где в июле 1708 года им отрубили головы.

А вскоре Мазепа действительно совершил предательство, поддержав шведского короля Карла. Но чужеземцев разгромили под Полтавой, а гетман сбежал в Турцию. Мазепа умер в молдавском городе Бендеры 2 октября 1709 года. После предательства Мазепы царь раскаялся в своем решении казнить Кочубея. Он приказал вернуть его вдове и детям конфискованные имения и вдобавок отдал несколько новых деревень.

И я сейчас не об одноименном фильме с Ван Даммом. РИА «Новости» Кто наиболее страшен? Тот, кто переучен. Тот, кто переформатирован. Тот, кто обрубил свои корни. Уничтожая лавру, оскверняя и, по сути, подменяя ее, украинские баламуты и гнусики по указке своих кураторов бьют в истинное православие, чтобы переписать цивилизационный код Украины. Очень просто: вместо крестов — свастики. И, конечно, подобным образом Киев творит политический, идеологический шабаш, имеющий колоссальное символическое значение. Так в свое время украинские площади и улицы утыкивали памятниками Бандере. К чему привело? К трагедии 2 мая в Одессе, например.

По следам легендарной жизни

  • Главные новости
  • Иван Степанович Мазепа - Традиция
  • Новые публикации
  • Курсы валюты:

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

«Мазепа был телом худощавый, невысокий, на голове имел кучери или польские косы, при этом, имея более 60 лет возраста, сохранял присутствие духа и ясный ум», — так говорил о гетмане принц Максимилиан Эммануил. Гетман Мазепа, даже если бы он намеренно действовал на благо России, вряд ли смог сделать для победы Петра больше, чем сделали его предательство и советы шведскому королю! Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. Вплоть до того, что новый корвет для ВМС Украины, достраивающийся сейчас в Турции, получил имя «Гетман Иван Мазепа». 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем.

На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы

Исторические споры в Украине. Кем был гетман Мазепа Кем был гетман Мазепа» на канале «ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2009 года в 23:02, длительностью 00:00:59, на видеохостинге RUTUBE.
На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы Представители Православной церкви Украины впервые провели в Киево-Печерской лавре панихиду по гетману Ивану Мазепе.
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства - Российская газета Иван Мазепа, биография которого и сегодня полна неточностей, прошел долгий путь к вершине своей политической карьеры.
Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни В возрасте семидесяти лет здесь скончался бывший гетман, а ныне преданный анафеме беглец Иван Степанович Мазепа – последний украинский политик, пытавшийся сохранить гетманщину в качестве самостоятельной политической силы.
Как "Великий украинец" Ян Мазепа трех монархов предал 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем.

Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских

Одним из национальных героев Украины является гетман Мазепа, олицетворяющий собой предательство, измену и стяжательство. Служил Мазепа гетману Левобережной Украины Самойловичу, вовремя предав благодетеля и приняв участие в его свержении. гетман Левобережной Украины (1687 — 1708). Из украинской шляхетской семьи. Минкультуры и информационной политики Украины сообщило о том, что в Киево-Печерской лавре будет впервые проведена панихида по гетману Ивану Мазепе, который был предан анафеме за госизмену Русской православной церковью. Споры об исторической оценке Мазепы продолжаются, а его биография вызывает бурный интерес исследователей и историков. 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий