Новости комсомолец подводная лодка гибель

Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». обзоры пользователей. Подводная лодка К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. К памятнику подводной лодке «Л-19» возложили цветы и почтили погибших подводников минутой молчания.

Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»

Тем более, при возможности эффективного функционирования на огромной глубине. Инновационное решение облицовки титановой обшивки слоем резины повысило скрытность лодки для сонаров так называемого вероятного противника. Хотя рабочие глубины этого судна и так были надежным укрытием для любых систем глубоководного обнаружения. С 1985 года и до сих пор не побит рекорд «Комсомольца» среди подводных лодок: субмарина опустилась на глубину 1027 метров. Передовые разработки позволили достигнуть наибольшей прочности путем уменьшения количества отверстий во внешнем корпусе. Так, для того чтобы избавиться от лишних швов в наружной конструкции, вход в лодку, например, стал осуществляться через всплывающую спасательную камеру, установленную в средней части рубки. Такие неожиданные решения появились после того, как стало понятно, что работа с титаном очень сложна: он агрессивен к другим сплавам, и для того, чтобы состыковать разные металлы, приходилось проводить сварку в специально подобранной газовой среде. Зубастая лаборатория «Комсомолец», за три года до аварии. Практически, корабль стал прототипом для созданных позже аппаратов и отдельных узлов конструкций. Разработчики шутили, что по сложности и новизне оборудования «Комсомольцу» уступит даже орбитальная космическая станция. В число задач, поставленных перед этой уникальной лодкой, входило изучение проблем океана.

И кто знает, сколько открытий могли бы совершить на ее борту, если бы не трагедия, произошедшая 7 апреля 1989 года. Тогда из 69 членов экипажа уцелели только 27 человек. Неподъемная правда «Комсомолец» затонул в Норвежском море.

Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта.

Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации". Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ. Однако при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением. Из-за этого резко увеличились площадь и интенсивность пожара.

Огонь перекидывался из помещения в помещение. С притоком огромного количества кислорода система пожаротушения не справлялась. Пожара у нас пока не было. Мы загерметизировали все переборки, подготовили средства тушения и стали ждать команду на дальнейшие действия. Но в этот момент по всем отсекам пошли короткие замыкания. Пропала вся связь, в том числе и аварийная. Средства защиты хранить рядом с реактором нельзя, они набирают радиацию.

А индивидуальные рассчитаны только на десять минут. Самолично покинуть отсек я не имел права. Поэтому я и мичман Валявин укрылись в герметичной аппаратной выгородке над реактором, где не было задымления, и стали дожидаться, когда нам принесут средства защиты из смежных отсеков". Ядовитый дым распространялся по всей лодке. Температура в охваченных пламенем отсеках была настолько высокой, что плавился металл.

Военные моряки почтят память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, пройдет поминальная литургия. На Северном флоте особое внимание уделяется развитию поисково-спасательных сил и совершенствованию методик проведения спасательных операций. Ежегодно проводятся учения, в ходе которых моделируются различные чрезвычайные ситуации на борту подводных кораблей и отрабатываются действия спасателей.

Авария развивалась молниеносно. Матрос не успел ничего доложить на центральный пост, через две минуты он уже не отвечал. Скорее всего истинную причину аварии видел только он. Центральным постом в соседний шестой отсек направили мичмана, который успел доложить, что наблюдает расплав жидкости по левому или правому борту, сейчас уже не помню. После этого связь с мичманом прекратилась. В то время группа, которая находилась в пятом отсеке докладывала о том, что переборка между 5 и 6 отсеками сильно раскалилась и начался пожар. В 11:03 прозвучал сигнал тревоги. В 11:14 командир уже поднимал перископ в надводное положение — это говорит о том, что командир практически сразу же принял решение всплывать. Лодка начала всплывать. Где-то к 14:00 — 15:00 ситуация на подлодке была уже стабильная, экипаж смог погасить пожар в 3, 4, 5 отсеках, а 6 и 7 горели - мы пытались тушить пожар методом герметизации. Казалось бы, обстановка более или менее стабилизировалась, и мы начали выносить раненых. Но, к большому сожалению, в районе 17:00 лодка начала тонуть.

Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя

К тому же были далеки от идеала противопожарная устойчивость корабля и профессиональный потенциал экипажа. Он не может правильно проинформировать центральный пост ПЛ, а тот, не имея достоверной информации, вынужден заниматься не столько ликвидацией очага опасности, сколько совершать общие действия: всплывать, посылать сообщения «берегу», организовывать разведку аварийных отсеков и оценивать ситуацию лишь по косвенным критериям. Именно это и случилось с экипажем «Комсомольца». Поэтому с самого начала появились жертвы в концевом отсеке погиб матрос Бухникашвили, в предпоследнем отсеке — мичман Колотилин , но информации о событиях от них и от приборов поступило слишком мало, чтобы принять адекватные меры.

Попытка повсюду заменить человека средствами автоматики и телевидения оказалась несостоятельной. Интересно, что американцы не спешат избавиться от моряка. У нас же их обдуманному консерватизму противопоставили техническое шапкозакидательство.

Вследствие глубокой автоматизации и централизации управления экипаж нашей лодки «Тайфун» сократился до 150 человек. А американскую ПЛ «Огайо», водоизмещение которой вдвое! И каков же результат?

У американцев погибли в 1963 году — ПЛ «Трешер», в 1968-м — «Скорпион». И все. У нас же «Комсомолец» — третья погибшая ПЛ, и сохраняется, к сожалению, возможность новых катастроф.

Ведь главное командование ВМФ само определяет параметры проекта лодки, контролирует все этапы проектирования и строительства и, наконец, подписывает приемный акт? Что мешает дирижеру заказать нужную ему музыку? Поэтому на начальной его стадии совершенно необходимо широко привлекать боевой опыт Великой Отечественной войны и математическое моделирование вероятных ситуаций.

При проектировании «Комсомольца», насколько я знаю, к этой процедуре не обращались. Но главная причина в ином. Катастрофа стала закономерным следствием ошибок, просчетов и просто волюнтаристских решений послевоенного периода строительства нашего ВМФ.

В середине 50-х годов в советском ВМФ произошли два события, которые в значительной мере определили ход его дальнейшего развития. Было упразднено Министерство ВМФ и произведена смена первого лица флота. Главнокомандующий адмирал Н.

Кузнецов, вынесший всю тяжесть военного времени и сталинского периода, был заменен адмиралом С. Ликвидация министерства означало большее, чем просто очередную перестройку системы управления. Флот стал рядовым видом вооруженных сил.

Между командованием ВМФ и первыми лицами государства возник фильтр — Министерство обороны, которое к тому же тянуло бюджетное одеяло на наземные рода войск. К несчастью для флота, именно в этот момент советские ученые и инженеры создали баллистическое ракетное оружие, способное доставлять ядерный боезапас на далекий американский континент.

Бывшие моряки утверждают: время не лечит. Большинство из них с того страшного дня не ступали на борт корабля. Вновь оказаться на подводной лодке — не просто ностальгия.

Подводники вместе с родственниками побывали на атомоходе "Воронеж". Проходя по отсекам, вспоминают о былых временах, с теплотой и болью обсуждают свои первые походы в море, сравнивают устройство лодки со своей. Проходил, увидел свои системы, которые я обслуживал. Меняется, конечно, но в основном все знакомо", — признался бывший командир группы дистанционного управления ядерной установкой атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Орлов. Позже члены экипажа "Комсомольца" возложили цветы к мемориальной доске и почтили память погибших товарищей, а также посетили музей истории Заозерска.

На отдельном стенде, посвященном аварии, — хронология событий, рядом — фотографии моряков, в госпитале после аварии, имена погибших. В 17 часов митинг у мемориала "Героическому экипажу подводной лодки "Комсомолец".

В 11:00 центральный пост доложил, что во всех отсеках никаких замечаний нет. Через три минуты загорается знак превышения температуры огня выше 70 градусов. Авария развивалась молниеносно. Матрос не успел ничего доложить на центральный пост, через две минуты он уже не отвечал. Скорее всего истинную причину аварии видел только он. Центральным постом в соседний шестой отсек направили мичмана, который успел доложить, что наблюдает расплав жидкости по левому или правому борту, сейчас уже не помню. После этого связь с мичманом прекратилась.

В то время группа, которая находилась в пятом отсеке докладывала о том, что переборка между 5 и 6 отсеками сильно раскалилась и начался пожар. В 11:03 прозвучал сигнал тревоги. В 11:14 командир уже поднимал перископ в надводное положение — это говорит о том, что командир практически сразу же принял решение всплывать. Лодка начала всплывать. Где-то к 14:00 — 15:00 ситуация на подлодке была уже стабильная, экипаж смог погасить пожар в 3, 4, 5 отсеках, а 6 и 7 горели - мы пытались тушить пожар методом герметизации.

После погружения реакторы "Комсомольца" выводили на максимальную мощность, и корабль моментально разгонялся до 60 километров в час, всего за пару минут "проваливаясь" на глубину 600—800 метров.

После рекордного погружения на 1027 метров лодка начала нести боевую службу на Северном флоте и получила от американцев неофициальное прозвище "Булава" — в честь древнего славянского ударного оружия. Последний поход В 1989 году К-278 "Комсомолец" вышел в свою третью "автономку". Поход прошёл по плану, но на базу "Комсомольцу" вернуться было уже не суждено: 7 апреля 1989 года на глубине 380 метров в одном из отсеков "Комсомольца" начался пожар. Попытка потушить его силами экипажа закончилась безрезультатно, и командир корабля приказал всплывать. Быстрое всплытие с максимальной глубины было "визитной карточкой" К-278, и до глубины 150 метров аварийное всплытие шло как на учениях. Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора.

И у подлодки внезапно "пропала тяга". Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа. При попытке продуть главный балласт с его помощью подлодка всплывает на поверхность произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён. Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи.

Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки

Когда экипаж был поднят на борт плавбазы «Хлобыстов», С. Богданов, несмотря на требования врачей, оставался на ногах и приступил к предварительному расследованию обстоятельств и причин трагедии, а позднее, вновь отказавшись от медицинской помощи, присоединился к прибывшей оперативно-следственной группе. В результате из-за сильнейшего физического истощения с борта корабля его выносили на носилках. За мужество и самоотверженность при выполнении служебного долга военно-морской контрразведчик старший лейтенант Сергей Петрович Богданов был награжден орденом Красного Знамени.

Американцы судорожно бросились искать, как разрушить паритет.

Межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и бомбардировщики не обладали достаточной боевой устойчивостью и не могли предотвратить нанесение противником упреждающего удара. Выход был найден в создании нового вида устойчивого средства сдерживания — атомной подлодки с баллистической ракетой. В 1961 году первая такая лодка «Джордж Вашингтон» начала систематическое боевое патрулирование, готовая в любой момент нанести ядерный удар по европейской территории СССР. Так американцы вернули себе инициативу, построили новый подводный флот, организовали глобальную систему базирования и перенесли саму «игру» вооруженных сил на морской театр. Уже четверть века американские и наши подводные лодки с ракетами скрытно плавают в пучинах Мирового океана, а многоцелевые атомные ПЛ охотятся за ними, чтобы не допустить обстрела ракетами своей территории.

Имеет ли отношение к ним рассказанная история? Мы как раз подошли к этому моменту. Выдвижение наших подводных и надводных кораблей во все моря и океаны следовало сопроводить созданием системы базирования, организовать техническое обслуживание, решить большой круг социально-бытовых и кадровых проблем. Сделано это не было. Развитая система базирования была заменена легко уязвимым плавучим тылом.

Конечно, он представлял некоторую угрозу противнику, но только в начальной фазе войны. Давайте рассмотрим в качестве примера нашу Средиземноморскую эскадру. В нее входили корабли Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Корабли осуществляли переход в район несения боевой службы через проливы Гибралтарский, Босфор и Дарданеллы. Через них же эскадра снабжалась, ибо никаких военно-морских сил в Средиземном море наш флот не имел.

Морская авиация базировалась на аэродромах СНГ и, по замыслу московских адмиралов, должна была прибыть в заданный район с началом боевых действий. А что противопоставлял нам вероятный противник? События разворачивались на бассейне, который является практически внутренним морем НАТО. Очевидно, что логически оправданное присутствие советского ВМФ в океанской зоне никак не обеспечивалось флотом в надлежащих пропорциях. Условия, в которые были поставлены наши моряки, настолько не равны, что, начнись военные действия, им оставалось бы только повторить подвиг легендарного «Варяга».

Развернув корабельный состав по всему Мировому океану без должного обеспечения, военно-политическое руководство обрекло его на роль смертника, чего не было и нет ни на одном флоте капиталистических стран. Заложником такой ситуации и стал экипаж «Комсомольца». Несмотря на то, что катастрофа произошла в сравнительной близости от основной зоны базирования Северного флота, спасти лодку оказалось некому. Поиск варианта действий оперативной службой флота, интенсивные переговоры берега с экипажем, лихорадочное выявление обстановки на промысловых и транспортных флотах, находившихся близ района катастрофы, ничего не дали. Такова расплата за некомпетентность и легкомыслие политиков.

Всего через четыре года после гибели «Комсомольца» конструкторское бюро им.

Все ребята прошли тщательное медикаментозное, психотерапевтическое, рефлексотерапевтическое лечение. Лишь у одного из пострадавших был обнаружен лёгкий ожог. Военные медики и моряки, побывавшие в разных переделках и нештатных ситуациях, были потрясены стойкостью команды. Экипаж «Комсомольца» в госпитале Причины аварии до сих пор достоверно не установлены.

Наиболее вероятной причиной возникновения пожара в 7-м отсеке считается самовозгорание заспиртованного хлеба или промасленной ветоши из-за повышенного содержания кислорода в атмосфере отсека. Согласно свидетельским показаниям, накануне прибор газового анализа воздуха, которым измерялся кислород, был сдан НХС для ремонта. В отсеке содержание кислорода не контролировалось по причине неисправности автоматического датчика кислорода со времени испытаний и отсутствия переносного прибора контроля газового состава воздуха по кислороду, сданного на ремонт. Наиболее вероятная причина быстрого затопления подводной лодки считается поступление больших масс воды через бортовые клапана вентиляции кормового кольца, оставленных в промежуточном состоянии. После потери части запаса плавучести, вызванной стравливанием воздуха из кормовых балластных цистерн, осадка ПЛ уменьшилась, действующая ватерлиния достигла приоткрытых вторых запоров бортовых клапанов вентиляции.

Поскольку в тот момент в задымленном отсеке никого не было, своевременно затопление отсека обнаружить и предотвратить не удалось, что и привело к катастрофическим последствиям.

Репортаж Евгения Соловьева. Роза Маркова, мама Сергея Маркова, инженера электротехнической группы подводной лодки «Комсомолец»: «Когда он сказал, что хочет быть подводником, я ему сказала: «Зачем же ты в подводники? Это же такая опасная профессия, а ты у нас один. А если что случится? Вскоре она будет носить имя ее сына — инженера электротехнической группы в составе экипажа легендарного подводного корабля К-278, более известного как «Комсомолец». Евгений Соловьев, корреспондент: «Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной.

Многие из ее достижений недостижимы до сих пор даже для современных поколений атомных подводных лодок. В частности, рекорд глубины». На таких глубинах корабль был на 100 процентов неуязвим для любых видов вооружения вероятного противника, а сам мог вести стрельбу ракето-торпедами с ядерными боеголовками по заданным целям. Но знаменитым корабль стал не из-за своих уникальных технических характеристик. Мир узнал о «Комсомольце» из срочного сообщения ТАСС 7 апреля 1989 года: -«На подводной лодке с ядерной энергоустановкой в одном из отсеков произошел пожар». Что стало причиной возгорания в кормовом отсеке корабля, эксперты спорят уж 30 лет. Но эта тайна сокрыта 1,5-километровой толщей Норвежского моря.

Игорь Калинин, инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Первые потери не зафиксированы, но мы предполагали, что матрос, который находился в кормовом отсеке, очень быстро погиб, второй мичман Колотилин, который находился в 6-м отсеке тоже погиб, потому что они моментально перестали выходить на связь».

Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?

Фото: РИА Новости, Сергей Компанийченко. атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. Причиной гибели подводной лодки «Комсомолец» явился пожар, возникший около 11 часов.

«Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников

В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» Схема гибели атомной подводной лодки K-278 «Комсомолец».
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», 1989 — Тайны Веков Следствие по делу о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в 1998 году в связи с «не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма.
День памяти погибших подводников У острова Медвежий в результате пожара погибла опытная глубоководная атомная подводная лодка «Комсомолец» (командир капитан 1 ранга Б.А. Ванин).
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу.

Чтобы лучше спалось

  • Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец (Юрий Бахарев) / Проза.ру
  • Памяти погибших подводников
  • День памяти погибших подводников
  • Боевой атом
  • Боевой атом

20 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец»

«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» - Аргументы Недели Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685.
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989 МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец".
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец (Юрий Бахарев) / Проза.ру Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы.
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу.

Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец

В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем. Ровно 35 лет назад произошла авария на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец». Пожар на уникальной атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец», приведший к гибели корабля и 42 членов экипажа, стал самой известной аварией в истории советского флота.

7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»

30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. Подводная лодка К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. 30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. В 1989 году на боевую службу в Норвежское море ушла атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец».

В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы

В основу этой памятной даты легла гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», произошедшая 35 лет назад в Норвежском море. Спустя четыре года после гибели в море капитана 1 ранга Ванина вдова командира атомной подводной лодки "Комсомолец" узнала, что тело мужа подняли вместе со спасательной камерой, которая затонула рядом с атомариной. Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". Ровно 35 лет назад произошла авария на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец».

Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки

При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

На производство единственной подводной лодки проекта 685 "Плавник", способной долго скрываться на глубине и действовать неожиданно для врага, всей советской промышленности потребовалось почти 20 лет. Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов Малозаметности субмарины планировали достичь за счёт применения титана — при меньшей относительно стальных сплавов массе он мог выдерживать чудовищные нагрузки в 20—30 раз больше и в теории позволял подлодке погружаться на глубины, недоступные другим кораблям. Расчёты разработчиков подтвердились на практике — в 1985 году после выхода в море и начала испытаний на предельных режимах лодка смогла погрузиться на рекордную даже для современного флота глубину — 1027 метров. Боевой атом Несмотря на то что К-278 заложили на три года позже спуска головного авианосца "Нимиц", после принятия субмарины в состав флота американские авианосцы из грозного оружия начали постепенно превращаться в дорогую мишень с самолётами в ангарах. Вооружили "Комсомолец" по последнему слову техники — десять крылатых ракет "Гранат" и торпеды "Шквал", способные "прошивать" огромные авианосцы почти насквозь.

Возможность применять "Шквал" с глубины и оставаться недосягаемой особенно беспокоила американских военных, поэтому для слежки за К-278 ЦРУ и разведка Пентагона выделили три спутника и два высотных самолёта-разведчика. СМИ: Американская подлодка была готова топить российские корабли у берегов Сирии Применение титана, гребных винтов новой конструкции и мощного реактора с четырьмя парогенераторами позволяло подлодке уходить от любого преследования. После погружения реакторы "Комсомольца" выводили на максимальную мощность, и корабль моментально разгонялся до 60 километров в час, всего за пару минут "проваливаясь" на глубину 600—800 метров. После рекордного погружения на 1027 метров лодка начала нести боевую службу на Северном флоте и получила от американцев неофициальное прозвище "Булава" — в честь древнего славянского ударного оружия. Последний поход В 1989 году К-278 "Комсомолец" вышел в свою третью "автономку". Поход прошёл по плану, но на базу "Комсомольцу" вернуться было уже не суждено: 7 апреля 1989 года на глубине 380 метров в одном из отсеков "Комсомольца" начался пожар.

Лодка не была поднята", - написал "Коммерсант". Мы помним их. И тех, кто навсегда ушёл в свинцовые воды Норвежского моря, и тех, кто умудрился выжить в этой адской купели из огня и воды.

Последнее погружение 29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 проект 671РТМ «Щука» Северного флота произошел взрыв и пожар. Причем во время отработки задач в море экипаж отметил неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. Корабль вернулся на базу. На борт поднялся начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Агрегат попробовали запустить, но произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. Пострадали пять моряков и сам Ляшко. Капитана первого ранга врачам спасти не удалось: он скончался по дороге в госпиталь. Помолитесь за нас» 12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 м атомный подводный ракетоносец К-141 "Курск" Северного флота ВМФ России. Лодка класса 949А "Антей" была атомная, с крылатыми ракетами.

Лодка под командованием капитана первого ранга Геннадия Лячина участвовала в учениях Северного флота. Кроме штатного экипажа, на борту находилась группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты завода «Дагдизель». В 11 часов 28 минут в районе маневров был зафиксирован подводный взрыв, и сразу же за ним - второй. И тишина. Полная неизвестность. После того как лодка несколько часов не выходила на связь, были организованы поисковые мероприятия. Только на следующий день «Курск» обнаружили лежащим на грунте на глубине 108 м. Все попытки спасателей проникнуть внутрь, не увенчались успехом. Вся страна, замерев, следила за новостями, то теряя, то вновь обретая надежду, что людей удастся спасти, хоть кого-нибудь.

Командующий флотом адмирал Вячеслав Попов, начальник штаба флота вице-адмирал Михаил Моцак, командующий флотилией подводных лодок вице-адмирал Олег Бурцев были понижены в должностях и затем ушли в отставку.

Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта.

В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность. Борьба за живучесть Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены. В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов. Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19.

К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами. Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. Вертолёты и гидросамолёты ВМФ не могли добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00.

К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро. Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль. Лодка затонула за несколько минут В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму.

Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака

В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны-подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших». Атомная подводная лодка «Комсомолец» шла в подводном положении в Норвежском море, когда внезапно взревела аварийная тревога. Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». «Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной.

"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"

За использование сверхдорогого титана, а также за длительность проектирования и постройки лодку на флоте прозвали «золотой рыбкой». Но К-278 действительно была уникальным кораблём. Она могла действовать на глубинах, где не обнаруживалась никакими средствами наблюдения противника и была недосягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом. Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами «Гранат». Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой. Несостоявшийся Герой Начиная с 1984 года К-278, включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений. Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения.

При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. Капитан 1-го ранга Юрий Зеленский Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено. Возвращение в базу В конце 1986 — начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку».

Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль». Подводная лодка «Комсомолец», 1 января 1986 года. Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Командир К-278, капитан 1-го ранга Евгений Алексеевич Ванин. Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела.

Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может. Основной версией считается возгорание электрооборудования. Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие.

На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность. Репродукция рисунка «Норвежское море. Атомная лодка». В экипаже много обожжённых и отравившихся.

Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов. Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами. Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. Вертолёты и гидросамолёты ВМФ не могли добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть.

Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00.

Но эта тайна сокрыта 1,5-километровой толщей Норвежского моря. Игорь Калинин, инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Первые потери не зафиксированы, но мы предполагали, что матрос, который находился в кормовом отсеке, очень быстро погиб, второй мичман Колотилин, который находился в 6-м отсеке тоже погиб, потому что они моментально перестали выходить на связь». После начала аварийного всплытия экипаж отчаянно боролся за живучесть корабля. Не за свои жизни. А жизнями расплачиваясь за каждый метр движения вверх.

Лодка вышла на поверхность, уже после того как автоматика заглушила ядерный двигатель и пришлось продувать балласт. Но вышла совсем ненадолго. Едва уцелевшие вынесли раненых на палубу, корабль начал заваливаться на корму и снова тонуть. Люди оказались в ледяной воде. Многие были даже без спасательных жилетов. Из трех аварийных плотов развернуть успели всего один. Игорь Калинин, инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Когда лодка тонула, мы подумали, что будет воронка, и многие рванули не к плотику, а от корабля.

Воронки не было. Она очень медленно, как свечка, вошла в воду, и у всех в глазах запечатлелась эта картинка».

Погибла в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Тактико-техническое задание на проектирование опытной лодки с повышенной глубиной погружения было выдано ЦКБ-18 в 1966 году. Процесс проектирования закончился только в 1974 году. Из-за повышенной глубины погружения материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав 48-Т с пределом текучести около 720 МПа. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок пригодных для серийной постройки. Главный конструктор Н. Климов с 1977 года — Ю.

Кормилицин , главный наблюдающий от ВМФ капитан 2-го ранга А. Томчин затем капитан 2-го ранга Н. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг и ПЛ приступила к ходовым испытаниям. Лодка служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. При этом были успешно произведены торпедные стрельбы. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении РПКСН от подводных лодок вероятного противника. Входила в состав 6-ой дивизии 1-ой флотилии Северного флота. Всего выполнила 3 боевых службы.

В феврале 1989 года лодка получила название «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. На борту подводной лодки в её последнем походе находился 604-й экипаж под командованием капитана 1 ранга Е. Первый экипаж «К-278» остался на берегу. Хронология катастрофы 11:00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ Лодочная Объёмная Химическая система пожаротушения не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии.

Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12:19. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты ИДА , однако в экипаже уже появились первые жертвы. Она была объявлена всем спасательным силам авиации и флота. На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть.

Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку, просьбы командира в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты. Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы. У гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту лодки особой тревоги не вызывала. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут.

С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг, и ПЛ приступила к ходовым испытаниям. Несмотря на подписанный в конце года приёмный акт на корабле оставалось ещё много недоделок и подводная лодка по согласованию с ВМФ и МСП оставлена на год на СМП для ликвидации недоработок.

После прибытия в 6-ю дивизию АПЛ находилась в опытной эксплуатации и служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах, лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении наших ракетных подводных крейсеров от подводных лодок вероятного противника. Началась подготовка к погружению на рекордную глубину В ходе глубоководной подготовки, была испытана по прямому назначению всплывающая спасательная камера ВСК. В камеру был загружен балласт по весу соответствующий весу спасаемого экипажа и соответствующим образом размещенный по ярусам. После тщательной дифферентовки, подводная лодка в акватории залива Лопаткина ушла на заданную глубину. В назначенной точке находящаяся во всплывающей камере испытательная партия отделила камеру от корабля. Камера успешно всплыла. Находившиеся в ней подводники, выполнив проверку работы устройств камеры, вышли из нее и были сняты подошедшим катером. Камера была отбуксирована к плавучему крану, поднята за штатные устройства из воды и установлена на свое место на корабле и закреплена штатными, теперь уже проверенными устройствами. Кораблем командовал капитан 1-го ранга Юрий Зеленский, старшим на борту был контр-адмирал Евгений Чернов, командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок, председатель Государственной приемной комиссии.

В отсеках находились и главный конструктор уникального корабля - Юрий Кормилицын. В этот день с глубиномера в центральном посту была оторвана черная бумажка, закрывавшая на его шкале, секретности ради, цифры предельной глубины. Рабочая глубина погружения 1000 метров, а предельная - 1250!. Это втрое больше, чем может погружаться обычная атомная подлодка Перед погружением были тщательно проверены все системы, имеющие забортное отверстия, понимали, с такой глубины можно и не всплыть. Уходили на глубину постепенно, через каждые сто метров задерживаясь для осмотра отсеков. Погружение на километр заняло несколько томительных часов. Программа испытаний была обширной. Так её описывает адмирал Мормуль: «На 700-метровой рабочей глубине вывели реактор на 100-процентную мощность. Наконец боцман, управлявший горизонтальными рулями, доложил: - Глубина - тысяча метров! Крен - ноль, дифферент - ноль.

Стрелка глубиномера остановилась у четырехзначной цифры - 1000. Есть глубина в один километр! Контр-адмирал Чернов вышел на связь с отсеками по боевой линии и, глядя на глубиномер, дрогнувшим голосом произнес в микрофон внутрилодочной связи бессмертную фразу: «Остановись, мгновенье! Потом поздравил всех, и по отсекам пронесли флаг корабля. Чернов достал бутылку коньяка и разлил на десять стопок, все чокнулись с главными конструкторами. Выпили, обнялись. Всплывать не торопились, тогда они были на вершине победы... Главный строитель корабля Михаил Чувакин тоже кивнул». И они ушли на глубину 1027 метров, туда, где еще никогда не вращались гребные винты подводных лодок При всплытии на глубине 800 метров объявили торпедную стрельбу. Торпеда вышла нормально...

Свидетельствует мичман запаса Вениамин Матвеев: «Проверяли на том погружении все, что можно было проверить. В том числе и систему порохового продувания балластных цистерн. С такой глубины никаким сжатым воздухом не продуешься - только силой пороховых газов. Всплыли, точнее, вознеслись с глубины 800 метров за 30 секунд. Контр-адмирал Чернов поднял перископ и чертыхнулся - все вокруг серое, непроглядное. Поднять зенитный! Подняли зенитный перископ - все то же, кромешная мгла. Отдраили верхний рубочный люк - зачихали. Все в пороховом дыму. Лодка всплыла в облаке дыма.

Но всплыла! С немыслимой до сей поры глубины. С помощью новейшей системы всплытия. Все подтвердилось, все оправдалось». От участвующих в походе офицеров, я слышал детали уникального испытания, когда АПЛ К-278 установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения подводных лодок — 1027 метров. На прочный корпус ПЛ на глубине 1000 метров суммарное забортное давление составляло примерно 2438000 тонн. В районе центрального поста девятиметровый диаметр прочного корпуса на этой глубине уменьшался на 29 мм. Длина прочного корпуса в пределах 7 отсека от главного упорного подшипника до дейдвудного сальника главной линии вала уменьшилась на 69 мм В ходе глубоководных испытаний было выявлено несколько замечаний. Большинство было связано с уменьшением диаметра прочного корпуса из-за сжатия его огромным забортным давлением. Уменьшение диаметра прочного корпуса во всех отсеках, вызывало упругую деформацию конструкций внутреннего набора.

На палубах и переборках было срезано несколько титановых болтов диаметром до 15 мм. Как правило, 15-миллиметровый болт ломается со звуком, подобным орудийному выстрелу, при этом болт летит со свистом в произвольном направлении. Иногда болты отваливались залпом. Покрытая линолеумом стальная палуба вспучивалась, дугой выгибались койки в каютах, заклинило дверь в каюту доктора, совмещенную с его боевым постом. Наблюдались неполадки с дейдвудным сальником и нижней крышкой входного люка. В III отсеке пришлось отсоединить вертикальную штангу подъемно-мачтового устройства, прошедшую нижний ограничитель и упершуюся в фундамент. Сорвался со сварки кожух ограждения тросов перископа. Эти недостатки, однако, не помешали погружению лодки на предельную глубину и проведению испытаний. Корабль прекрасно управлялся по курсу и глубине. Все его механизмы, оборудование, радиоэлектронные средства, были проверены в действии и работали безотказно.

На рабочей глубине 1000 м лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника и являлась неуязвимой для его оружия. Рассказывает полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины»: «Вернувшийся с глубоководных испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам. Наградные листы на членов экипажа были оформлены и переданы командующему флотом. Однако награждение героев-подводников не состоялось. Возразило политуправление флота, которое не увидело заслуги экипажа в покорении боевой подводной лодкой тысячеметровой глубины». Но награду, орден Красной Звезды, и то с большим опозданием, на первом экипаже получил только один командир капитан 1-го ранга Зеленский. Но это было на степень ниже того, на что представляли. Возможную причину озвучил один из участников похода: «Перед погружением адмирал Чернов сказал: либо всех наградят, либо никого.

Рассылка новостей

  • Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
  • Чтобы лучше спалось
  • 100 лет ВКР. Гибель «Комсомольца»
  • К-278 "Комсомольц" рекорд погружения — Сообщество «Это интересно знать...» на DRIVE2
  • Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?
  • Расследование катастрофы

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий