Новости лезгины кто такие

достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком. НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд.

Будущее лезгинского народа в Российской Федерации

Лезгины, как мы знаем, этническая группа, которая разделена между Россией (южный Дагестан) и Азербайджаном. В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины. Так что, то, что лезгины трусливые, придумали просто те, кто их не долюбливает!

В Азербайджане угнетают лезгин

Паспорта старого образца, в которых записи сделаны на русском языке, заменяются на азербайджанские. Причем, фамилию, имя и отчество пишут по-своему, национальная принадлежность записывается как азербайджанская. Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком. В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ. Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен.

Это очередная дипломатическая победа Азербайджана. Я так понимаю это решение. После распада Советского Союза жители этих сел постоянно писали во все инстанции, начиная с районных, которым они подчиняются, вплоть до депутатов Государственной думы, до президента России. В течение дня им приходилось пересекать две государственные границы — России и Азербайджана. Представьте, что чиновник, который является главой администрации этих селений, чтобы попасть на мероприятия, которые проводятся в районном центре, должен был по несколько раз пересекать границу. И на каждом шагу подвергаться унижению. Власти Азербайджана прекрасно знали, что представители этих двух сел обращались в высокие инстанции, о том, что они хотят жить в России. Но даже посол России в Азербайджане ничего не смог или не захотел сделать. Лезгинский вопрос полностью относится к сфере национальных интересов России.

Потому что лезгинский народ проживает на пограничной территории, где проходят интересы России. И если отдали Азербайджану два лезгинских села, значит, этих интересов нет. Власти Азербайджана обвиняют нас в сепаратизме, в том, что мы вынашиваем идею «Великого Лезгистана». Но ведь лезгины как жили, так и живут на своих территориях! На протяжении всей своей истории они не завоевывали и не отбирали чужие территории. Мы просто хотим жить на своих исторических землях как хозяева этих земель. А не как послушные рабы, которым можно по шапке дать в случае чего. Мы хотим, чтобы с нами считались так же, как с другими народами и нациями. Сегодня же лезгины достаточно разобщены.

В этом наша трагедия.

Гурийцы исповедуют православие и являются паствой грузинской православной церкви. На сегодня в Грузии живут 300 000 гурийцев.

Андо-цезские народы или андо-дидойские народы — группа народностей нахско-дагестанской языковой семьи в России, в основном на юго-западе Дагестана. Входят в аваро-андо-цезскую группу и подразделяются на две подгруппы: цезскую и аваро-андийскую, в том числе собственно аварцы и андийская большая подгруппа.

Макаревич зам. Попов, П. Пучков зам.

С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Второй день — день обряда бракосочетания В доме родителей жениха собирались гости и родственники, которые приносили подарки для молодых. Друзья жениха, свидетели, кадий и мулла заходили в помещение, где их ждали новобрачные, отец и дядя невесты. Спрашивали у жениха и невесты, согласны ли они связать себя узами брака, читали молитву, совершали брачный обряд.

После этого юношу и девушку называли мужем и женой. На третий день девушка покидала родительский кров и переходила в дом мужа. Здесь ее встречала свекровь с маленьким мальчиком на руках по преданию, взявшая малыша на руки девушка должна была первым родить сына. Чтобы жизнь была сладкой и счастливой, а свекровь и невестка не спорили и не ссорились, мать жениха угощала невестку медом. Девушка должна была съесть ложку меда из рук свекрови. Отказать она не имела права.

Молодые лезгины и лезгинки веселились на свадьбах отдельно. Современная молодежь празднует в одном зале ресторана, и девушки с парнями танцуют в одном кругу, но раньше было строго запрещено женщинам находиться в одной комнате с мужчинами даже во время праздника. Традиционный танец — lezginka. Его танцуют парни и старшие мужчины, демонстрируя во время танца свою ловкость. Если в танце принимает участие невеста, то родственники жениха должны оценить плавность движений, умение подчеркнуть достоинства партнера, оставаясь в тени мужчины. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана.

Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами.

С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях.

Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты.

Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока.

В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году.

Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий. Лезгинские праздники Цуькверин сувар — Арбе, или Праздник цветов , отмечали в конце мая — начале июня, как только горы покрывались зеленью. Тамадой, или шахом, праздника каждый год избирали наиболее предприимчивого и весёлого мужчину в поселении. В назначенный день празднующие отправлялись в поход за цветами. Они надевали свою самую красивую одежду, заготавливали запас еды. Зурнач и барабанщик зазывали людей весёлыми песнями.

В полночь участники празднества уходили из селения и отправлялись в горы, где танцевали, пели, состязались, собирали цветы для украшений и крапиву, щавель, черемшу для пирогов. К вечеру первого дня возвращались домой. Молодых людей встречали старики, которым отдавали собранные цветы. ПIинийрин сувар — Кiару, или Праздник черешни, Читайте также: Где назначить встречу с Гименеем: официальная свадьба за границей — список стран — традиционный день земледельцев и скотоводов. Праздновали в садах в конце июня, и готовились к нему все лезгины и лезгинки в селении. Джигиты объезжали коней, надевалась нарядная одежда, проводили скачки, пели песни и народные сказания.

Плясались народные танцы. Девушки пели хором и по одиночке лирические или специальные обрядные песни. Яран сувар, иными словами, Новый год , лезгины отмечали весной. К празднику готовили различные угощения и сладости, подарки для родственников и друзей. Отмечали масштабно, всем селом. С самого утра по домам ходили молодые люди, надевшие овечьи шкуры наизнанку, и дети с сумками чанта, в которые складывали подаренные лакомства.

Днём угощали гостей. Вечером по всему селу разжигались костры, вокруг которых танцевали и через которые, чтобы очиститься от грехов и защититься от болезней, прыгали. Существовал обычай «кражи огня». Человек, которому удавалось «украсть» чужой костёр, считался ловким и мужественным, хозяин дома, упустивший огонь, напротив, позорил себя. Ночью 22 марта по всему аулу палили в ружья и спускали с близлежащих склонов гор огромные подожженные колёса.

Традиции лезгинского народа

Если вода помогает больному, то его сильно лихорадит но, несмотря на невыносимый холод, он должен сидеть в воде. Если больной сравнительно легко переносит ледяную ванну, считалось, что он трудно поддается лечению. Пробыв в воде сколько хватает выдержки, больной выходит из нее, закутывается в овчинную шубу пропотеть что и происходит под горячими лучами солнца. Ревматизм после такой ванны исчезает бесследно. Бывали случаи, когда привозили людей на санях скрюченных, обездвиженных, а после погружения в Купул уьр они уходили самостоятельно. Использовали и целебные свойства чистого горного воздуха. Так, при болезни легких больному советовали чаще бывать на воздухе, желательно вдали от селения. Больной поднимался в горы, когда они покрывались душистым ковром цветов. Оригинально лечили ребенка от экземы болезнь кожи.

Его обмазывали густой простоквашей и давали облизывать щенку. Несколько облизываний — и тельце ребенка становилось чистым. Видимо, лечение таким способом не лишено смысла — ведь известно, что слюна собаки содержит вещества, благотворно влияющие на лечение ран. Бережное отношение наших предков к природе и к себе как части природы позволило жить им в давние суровые времена без таблеток и других нынешних достижений науки. Только поддерживая друг друга, заботясь друг о друге, род выживал. Хочу обратить ваше внимание и на такой факт, что среди горцев всегда было много долгожителей. Это благодаря активному образу жизни, чистому горному воздуху, умеренному питанию, соблюдению религиозных предписаний. Наши предки считали, что труд очищает человека, как огонь золото.

Наше время благоприятнее для человека. Но и теперь, как и тогда, человеку, чтобы быть здоровым, нужно быть спокойным, доброжелательным, незлобивым, терпимым к мнению других людей. Фольклор устное народное творчество Фольклор — своеобразная устная летопись, в которой народ рассказывает свою историю. Достойное место в лезгинском фольклоре занимает образ Шарвили — героя, воина-богатыря, защитника Отечества, выразителя народного духа. Шарвили — сын горца-чабана Даглара. Храбрый, бесстрашный воин, ловко владеющий своим волшебным мечом, находчивый и смелый в бою. Он любит и уважает простых тружеников, покровительствует им. Благодаря своей силе, отваге, смекалке он всегда угадывает и предупреждает уловки неприятелей и побеждает их.

Шарвили предан народу и ради него готов пожертвовать собственной жизнью. По преданию богатырь появился на свет после того, как его родители съели по половинке большого краснощекого яблока, подаренного им сказителем, волшебником, лекарем и воином Кас-Бубой. Это — добрый, умный, любящий честных людей наставник Шарвили, не раз помогавший ему в трудные минуты. Шарвили всегда прислушивался к его советам. Шарвили с рождения лишен чувства страха. Он — дитя богов и хорошо чувствует себя в окружающем мире. Например, он не испугался напавшего на него огромного разъяренного быка, тут же схватил его за рога и свернул шею. Юный герой, защищая отару отца, на бегу догоняет волка и хватает его за уши, отчего тот умер от разрыва сердца.

Собирая разбежавшихся коров и овец, он вместе с ними пригоняет в село диких животных — медведей, барсов, лисиц, оленей и кабанов. Рассердившись на разлившуюся весной реку Самур, перекрывает русло, откалывая от скал огромные куски руками, чтобы спасти равнинные селения от наводнения. Однако перекрытая река затапливает села, расположенные выше его плотины, и народ заставляет снести опасную преграду. Шарвили — мужественный защитник народа, военный предводитель и непобедимый витязь. Он сражается с реальными врагами: Шарвили со своим войском откликается на призыв о помощи со стороны гонцов из Хаястана Армении , в другом сказе он вступает в битву с войском далекого Рима. Эпический герой вступает в схватки и с мифическими существами, обитающими в подземном и подводном мирах, и побеждает их благодаря своему чудесному рождению и качествам, не присущим обыкновенным людям. Например, Шарвили обладает исполинской силой, у него есть волшебный меч, его необыкновенный конь способен летать по воздуху, а сам герой неуязвим, пока твердо стоит на ногах, поскольку силу ему дает родная земля.

Указанное название характеризует тот факт, что все языки этой семьи можно разделить на две группы, образовавшие два потока их распространения. Одна группа -хаттская — включала в себя племена, двигавшиеся через север Малой Азии по побережью Черного моря. Другая группа — хурритская — двигалась по югу Малой Азии и через Армянское нагорье проникла в Куро-Аракскую долину, заняла территорию современного Азербайджана, а затем вышла на Север-ный Кавказ в районе современного Дагестана и Чечни. Исходя из того, что все остальные племена, известные на территории Малой Азии, являются пришлыми, можно предположить, что хатто-хурритская группа языков зародилась именно здесь и начало ее распространению положила группа племен чатал-хуюкской культуры. Выдвигая свою версию о происхождении слов «этруски» и «пеласги» акад. При переселении этих племен на Балканский полуостров их названия перетерпели изменения: «lazg» «las-k» в абхазо-адыгейской форме «ре-lasg» «pelazg» или в сванской форме «le-leg». Малоазийские племена и кавказские албанцы. Археологи утверждают, что население Кавказской Албании IV в. Считается, что албанцы являются не отдельным племенем, а общим названием всего населения Албании, а албанский язык — это государственный язык Албании. В «Алупанской книге» приводятся следующие названия албанских племен: кирк, гарг, мик, уди, лег, хьел, лезг, цах, гав, них, кас, куьр, гили, бил, ран, муш, шек, чекь, алак, шарв, арц, барз, мух, лекь, кел, сул, чур, хеб, цегь, хеч, сек. Область проживания касов в Албании называлась «Каспианой» и находилась на юго-западном побережье Каспийского моря, и море получило свое имя именно от этих касов. Полагаем, что кавказско-албанские «касы» «каспи» , малоазийские «каски» и месопотамские «касситы» — одной и той же этимологической и этнической основы. Родство касков с хаттами было указано Э. Форрером , П. Ушаковым, Г. Меликишвили и Г. О языке касков судят только по некоторому количеству названий местностей, населенных пунктов и имен лиц. Касситы — одна из групп горных племен Загроса. Коренным местом обитания кассит-ских племен были горные местности Западного Ирана. По имеющимся данным касситы не были ни индоевропейцами, ни семитами. Около 1742 г. С 1595 г. Племя «кас» каспи, каски, каш, куш, кушиты, касситы , являющееся одним из лезгиноязычных народов, согласно с Б. Грозным, когда-то в глубокой древности занимало обширную территорию — Центральной Анатолии, южнее Черного моря, западные и южные земли Каспийского моря, возможно, Афганистан и Северную Индию. Очевидно, не вызывает сомнения родство этого народа не только с хаттами и через них с пелазгами, но и с арцави в Малой Азии племя «арц» Кавказской Албании , кутии племя «ути» Кавказской Албании , легами, лезгами, мушками и т. С III тыс. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство. Предполагается, что язык кутийцев относится к северо-восточно-кавказской языковой группе. К этой группе принадлежали и албаны, населявшие Северный Азербайджан в I тыс. Ученые идентифицируют кутиев с одним из Кавказско-Албанских племен -утиями или же современными удинами, живущими сейчас в двух селениях на границе Азербайджана и Грузии. В «Алупанской книге», как одно из племен Кавказской Албании Алупана , отмечается племя «мушк», которое было расположено у устья реки Кьулан-вац1 букв. Серединная река; современный Самур. Малоазийские мушки, по мнению Г. Меликишвили, — грузинские племена, а по мнению И. Дьяконова, «мушками» назывались Фригия и фригийцы. Думаем, что Г. Меликишвили ошибается, иначе совершенно непонятно, откуда появилось племя «мушки» в Кавказской Албании, причем их территория при нижнем течении реки Самур, где испокон веков живут лезгины. Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригь Хивского района Южный Дагестан тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение «фригийцев» с «фригъцами» не является случайным. Из всех вышеуказанных доказательств родства этносов ведущее место, несомненно, занимает язык. Язык — своеобразный паспорт народа и без языка не может идти никакой речи об истории. Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков.

Кухня лезгин Традиционная основа пищи лезгин — мясо-молочная и растительная бобы, зерно , хлеб из кислого и пресного теста, выпеченный в традиционных печах — хьаре. В городах Дагестана пользуется популярностью лезгинский тонкий хлеб. Кроме хлеба, популярностью пользуются различные пироги с начинкой из мяса, съедобных трав, творога. Популярны хинкал, шурпа суп с мясом , шашлык, голубцы. Мясо используется как в свежем, так и сушеном виде; в рационе значительное место занимали молочные продукты. Лезгинский костюм Традиционная одежда сходна с одеждой народов Дагестана: у мужчин — шаровары, рубаха, бешмет, папаха, черкеска, в холодную погоду — овчинная шуба и башлык. Женщины носили цветные шаровары, рубаху-платье, чухту, бешмет, головные платки. Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты.

Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную общую комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать. Поселения Поселения представлены тремя основными видами: 1 селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум ; 2 хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3 отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями малодворные. Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце юг-запад , имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения. В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки. Жилище Традиционное жилище — каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики. Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода. Одежда Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин — рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки. Из украшений — мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. На ногах мужчины и женщины носили башмаки — сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом.

В Азербайджане угнетают лезгин

Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур.

Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти.

Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны.

Солнца Огня и I. К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство.

Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей.

На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру.

Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего.

Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов.

В середине V века н. Однако ,это восстание было жестоко подавлено. Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи.

Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен.

В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов. Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной.

Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий.

Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению. В 630 году Виро умер во время эпидемии.

После его смерти положение Албании еще более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок.

Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н.

Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим.

Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании. Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман.

Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав. Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского. Гирдмана был князь Джаваншир.

К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе. В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана. Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур.

Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века. Во время правления халифа Омара 634—644 г.

Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана. В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница.

Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа.

Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал. Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой.

Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа.

Арабы захватили Арцах и осадили город Партав. В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне. Через два года в Арабском халифате началась борьба за власть.

Халифом стал Али. Воспользовавшись удобным моментом, Джаваншир собрал большое войско из всех областей Албании. Но этому делу помешали хазары, опять хлынувшие в Албанию с севера.

Джаванширу пришлось сразиться с ними. И он заставил их повернуть обратно. Когда после Али халифом стал правитель Сирии Муавия, Джаваншир дважды ездил в его резиденцию — город Дамаск — вел с ним очень сложные переговоры и добился, чтобы его утвердили правителем всей Албании.

По во звращении на родину его предательски убили проарабски настроенные михранидские аристократы. Его сменил племянник Вараз-Традат. Последний михранид — правитель Гирдмана — Шаруя был увезен в Дамаск и там тайно казнен.

Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи.

Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья.

Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.

Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли.

Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты. Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против.

Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться. Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты.

Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись.

Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены. Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Важное место в жизни народа занимает воспитание детей.

Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу. В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других.

Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол. Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни. Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы.

Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней. Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд.

Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь.

Я считаю, что Карабах реализовал свое право на самоопределение, о котором мечтают многие народы, живущие в Азербайджане. И никто не имеет права осуждать выбор, который сделал народ Карабаха. Карабах показал всему миру, какая острая проблема в межнациональных отношениях существует в регионе. И Карабах в его самостоятельном решении оказался первопроходцем. Естественно, лезгинский вопрос — это больше, масштабнее, чем Карабах. Во-первых, по охвату территории, стратегическому значению, расселению лезгинского народа. Все жизненно важные артерии Азербайджана, которые связывают его с Россией и Европой, проходят через лезгинские территории. И не зря вся государственная мощь Азербайджана направлена на подавление любого проявления национал-патриотических настроений со стороны лезгин. Они хотят, чтобы у лезгин даже в мыслях не возникало желания жить самостоятельно, не было национального самосознания, чувства национальной идентичности. Чтобы у лезгин не было лица. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины — это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. А раз у них нет прошлого, у них нет и настоящего. Это очень опасно. Сейчас там идут процессы, которые нас очень настораживают. Допустим, ситуация с новой программой по смене паспортов в Азербайджане. Паспорта старого образца, в которых записи сделаны на русском языке, заменяются на азербайджанские. Причем, фамилию, имя и отчество пишут по-своему, национальная принадлежность записывается как азербайджанская. Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком. В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ. Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен. Это очередная дипломатическая победа Азербайджана. Я так понимаю это решение. После распада Советского Союза жители этих сел постоянно писали во все инстанции, начиная с районных, которым они подчиняются, вплоть до депутатов Государственной думы, до президента России. В течение дня им приходилось пересекать две государственные границы — России и Азербайджана.

Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний — жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры. Известно творчество поэтов-ашугов XIX века. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен. В XV веке распространяется дагестанский вариант арабского алфавита «аджаме». В 1928 создана письменность на латинской, в 1938 — на русской графической основе. Развивается профессиональное искусство. Традиционная одежда у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин — рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней.

Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу

ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин? Экскурс в Историю восточного Кавказа. Лезгины: история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешнего вида мужчин и женщин, быта и повседневной жизни, праздников и обрядов. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.

Значение слова «лезгины»

Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгияр новости. Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам.

Лезги из Тагирджала

Лезгины - как живут «создатели лезгинки»? Лезгины — это народ, проживающий на территории Дагестана и южной части Азербайджана.
Лезгины: история, культура и образ жизни народа Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.
«ЛезгиЯр» 2024 | ВКонтакте Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана.

Лица России. Кумыки и лезгины

народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины. Лола Мусаева на : лезгины сохранили самобытные обычаи и традиции предков. Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент".

В Азербайджане угнетают лезгин

С декабря 1917 года — в рядах Красной Гвардии: боец Социалистической бригады при Советском департаменте города Мерв ныне — областной центр Республики Туркменистан город Мары. На военной службе в Красной Армии с весны 1918 года — в качестве добровольца. Активный участник Гражданской войны в Средней Азии и, в частности, в августе 1918-феврале 1920 гг. Имел боевые ранения. В 1920 году был произведён в краскомы с назначением на должность командира взвода Отдельного кавалерийского дивизиона 1-й Туркестанской стрелковой дивизии. В 1921-1924 гг. Кроме того, трижды представлялся к награждению орденом боевого Красного Знамени, но данные представления по каким-то причинам не получили реализации в вышестоящих штабах.

Приблизительно со второй половины 1920-х и по 1933 год — военнослужащий 2-го Туркменского кавалерийского полка 4-й Туркменской отдельной кавалерийской бригады с 27 сентября 1932 года — 4-я Туркменская горнокавалерийская дивизия Среднеазиатского военного округа: - по состоянию на 1927 год — командир 2-го сабельного эскадрона; - в 1929-1932 гг. В 1933-1936 гг. Фрунзе, которую закончил с дипломом 1-й степени. В этот же период в порядке переаттестации комначсостава на персональные воинские звания произведён в капитаны. В 1936-октябре 1938 гг. Одновременно назначался Врид командира 25-го горнокавалерийского полка; - в декабре 1937-октябре 1938 гг.

В октябре 1938-апреле 1939 гг. Произведён в полковники. В мае 1940-июне 1941 гг. В должности комдива-21 состоял по 1 января 1942 года. Впервые в составе действующей армии — с 22 июля 1941 года как комдив-21. Боевое крещение принял 2 августа 1941 года у станции Понятовка Шумячского района Смоленской области.

На тот момент 21-я горнокавалерийская дивизия де-юре входила в состав Оперативной группы войск 28-й армии 1-го формирования Западного фронта, но с 4 августа 1941 года — 13-й армии последовательно Центрального 1-го формирования и с 16 августа 1941 года — Брянского 1-го формирования фронтов. Умело руководил возглавляемым соединением в ходе боевых операций 13-й армии Центрального фронта 1-го формирования первой половины августа 1941 года, в том числе 10-12 августа 1941 года главные силы 21-й горнокавалерийской дивизии под его руководством вели упорные бои на территории Климовичского района Могилёвской области Белорусской ССР ныне — Республика Беларусь , находясь в плотном кольце вражеского окружения. Кибальникова, пробирался по тылам врага к линии фронта. Кулиев и старший лейтенант госбезопасности А. Кибальников переоделись в штатское. Из окружения вышел в паре со старшим лейтенантом госбезопасности А.

Кибальниковым в ночь с 25 на 26 августа 1941 года на участке обороны 55-й кавалерийской дивизии 1-го формирования Брянского фронта 1-го формирования. Факт выхода комдива-21 полковника Я. Данное сводное объединение вошло в историю Великой Отечественной войны как «Кавалерийская группа Брянского фронта I ф под командованием полковника Я. В Москве был удостоен ордена Красного Знамени. В советский период считался первым по счёту генералом среди этнических турмен. С 13 августа 1942 года на основании изданного в этот день приказа командующего войсками САВО — заместитель командира 4-го кавалерийского корпуса по строевой части Среднеазиатского военного округа.

С 11 октября 1942 года — вновь на фронтах Великой Отечественной войны: в рядах однополчан по 4-му кавалерийскому корпусу, прибывшего из САВО в состав войск 51-й армии Сталинградского фронта. Около 10. После оказания первой неотложной медицинской помощи был незамедлительно отправлен в военный госпиталь, дислоцировавшейся в селе Абганерово Светлоярского района на тот момент бывшей Сталинградской, а ныне современной Волгоградской области, однако скончался ещё по дороге. Формулировка: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Сам же наградной лист но первоначально генерал-майор Я. Кулиев представлялся к награждению посмертно орденом Красного Знамени был подписан 16 декабря 1942 года командиром 4-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенантом Т.

Шапкиным и, в частности, гласил: «Генерал-майор Кулиев находился на важных и опасных участках, проявляя при этом личную храбрость и мужество, чем воодушевлял командиров и бойцов на подвиги. Кулиев находился в цепи с бойцами и вел их в бой для занятия Курган-Соляного, этого требовала обстановка и Курган-Соляной был взят. Генерал-майор Кулиев вёл 222 кавалерийский полк в конную атаку на врага. В танковых боях находился на огневых позициях артиллерии, способствовал успеху артиллеристов. Генерал-майор Кулиев вполне достоин награждения орденом Красного Знамени за выполнение персонального задания командования Сталинградским фронтом в борьбе с немецкими оккупантами и за проявленные при этом личное мужество и храбрость на поле боя». Государственные награды генерал-майора Я.

Ратный боевой путь генерал-майора Я. Кулиева подробно отражён на страницах специально посвящённых ему двух книг: сборника воспоминаний «Генерал Якуб Кулиев» Ашхабад, 1970 год и военных мемуаров ветерана органов военной контрразведки подполковника в отставке А. Кибальникова «Огненные рубежи» Ашхабад, 1979 год. Кроме того, его имя озвучено на страницах военных мемуаров целого ряда советских военачальников и, в том числе: Маршала Советского Союза С. Учился в авиационном техникуме. Окончил Таганрогский аэроклуб.

С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В составе 36-го истребительного авиаполка сражался на Северо - Кавказском фронте. К Сентябрю 1942 года командир 926-го истребительного авиационного полка 219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт Капитан В.

Им не давали развивать свою культуру и язык, на котором перестали вести делопроизводство. Многим тогда лезгинам в паспорте насильно поменяли национальность и написали в пятой графе «азербайджанец». Недовольство лезгин в 90-годы — уже в независимом Азербайджане - вызывала мобилизация на войну против армян в Нагорном Карабахе. Они справедливо считали: к этому межэтническому конфликту их народ не имеет никакого отношения. В ответ в Северный Азербайджан, чтобы увеличить процент тюркского элемента, власти стали специально переселять беженцев из зоны боевых действий, а также турков-месхетинцев из Средней Азии. Власти южнокавказской республики решили уничтожить и лезгинское движение. В 1994 году в Баку произошел теракт в метро, в результате которого погибло 14 человек.

В этом преступлении обвинили лезгин. Мол, это они сделали по заданию армянских спецслужб. С того момента начались репрессии, были арестованы лезгинские активисты. Многие люди вынуждены были бежать через границу в Россию по политическим мотивам. Там они стали просить Москву стать защитницей их интересов на Южном Кавказе.

Кроме того, ковроткачество в последние годы получило дальнейшее развитие, не прекращалось вязание узорных шерстяных носков, тапочек, телогреек. Остается только сожалеть о том, что вместо использования распространенных в прошлом растительных красок сегодня для крашения пряжи ковровщицы используют анилиновые красители. Новым в ковроткачестве является изготовление ковровых дорожек, ковриков для кресел и стульев. В целом лезгинские ковровщицы сохраняют традиционный орнамент и особенность лезгинских ковров. В советское время в экономике и культуре произошли коренные изменения, создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические табак , овощные помидоры, капуста культуры, проведены крупные ирригационные работы.

Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция. Материальная культура Основной тип поселения у лезгин — селения «хуьр». Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум. Другой тип поселения — отселки казмаляры и оба. Это хозяйственные постройки с жилыми функциями, разросшиеся в хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями. Поселения в плане кучевые, террасообразные и скученные в горах и разбросанные, с широкими улицами и относительно правильной планировкой на низменности. Поселения в горах были максимально приспособлены к рельефу, недоступны, ориентированы на солнце, имели четырехугольные и круглые каменные сторожевые и оборонительные башни с бойницами. Преобладали поселения уличной планировки. Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким, где собирались жители мужская его часть на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села.

В больших селениях были и квартальные кимы, квартальные пятничные мечети. Характерная особенность современных домов — их многокамерность и многофункциональность гостиная, спальня, детская, кухня и т. Планировка жилища подчиняется структуре семьи, ее культурно-бытовым запросам. Особенность современных домов — наличие застекленной веранды, больших дверей и окон, балконов. Земляной пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей. В убранстве присутствует современная мебель. В интерьере отражается процесс взаимовлияния культур других дагестанских народов. Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца.

На ногах мужчины и женщины носили башмаки и шерстяные носки с цветным орнаментом. Специальной ритуальной одежды лезгины не имели. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была ее уменьшенной копией. Традиционный лезгинский костюм сегодня вышел из употребления. Современная одежда у подавляющего большинства мало отличается от общепринятого европейского стандарта. Но в одежде представителей старшего поколения особенно в горной части сохранились некоторые элементы национального костюма папаха, овчинная шуба, платки, шерстяные узорчатые носки. Сохранились и традиционные украшения. Пища лезгин отличалась в прошлом и отличается сегодня большим разнообразием блюд. Основа традиционной пищи — растительная зерно, бобы и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хъаре, тондыре, садже.

Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги афарар с начинкой из съедобных трав, мяса, творога. Популярны хинкал, суп с мясом шурпа , голубцы, шашлык. Излюбленными блюдами являлись откидной плов с мясом или кишмишем, дюшбере мясные пельмени с бульоном , пельмени, каши из пшеничной крупы с курятиной. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки , исида халва из пшеничной муки , хашил мучная каша. Современная кухня лезгин сохранила почти все традиционные блюда. В то же время она обогатилась блюдами русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана, России. Процесс взаимовлияния культур происходит не только в культуре питания, но и в целом в материальной культуре.

Семейный и общественный быт В XIX в. Но полунатуральное земледельческо-скотоводческое хозяйство, сочетающееся с домашними промыслами, требовавшее усилий большого числа рабочих рук, способствовало частичному сохранению до начала XX в. Большие неразделенные семьи в свою очередь входили в более широкие семейно-родственные группы — тухумы, которые объединяли всех родственников, происходящих от одного предка. Тухумные связи в жизни лезгин и сегодня играют значительную роль. Обязанности членов тухума по отношению друг к другу заключаются в нравственной и моральной поддержке, в помощи обедневшим или попавшим в беду членам тухума. Семья складывалась на основе брака. Традиционные формы заключения брака были разнообразны брак по сватовству — самая распространенная форма; обменные браки; левиратный и сороратный браки; брак похищением увод без согласия девушки ; уход с обоюдного согласия; колыбельное обручение и т. Следует отметить, что при выборе брачного партнера лезгины в пределах селения не придерживались строгой эндогамии, т. Редко учитывался и социальный статус вступающих в брак. Это скорее было связано с тем, что лезгины в подавляющем большинстве были социально однородны.

Не допускались браки с представителями иной конфессии. Калыма в его классической форме у лезгин не существовало, но за невесту давали определенную плату, известную под названием иоль-пули дорожные деньги. У лезгин Самурского округа эта плата как и у всех мусульман называлась кебин гьакъ и выражалась в закреплении за женщиной части имущества, а также кебинных денег. Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т. В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность. Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы имущественные, преступления, связанные с воровством и др. По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования. Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто.

По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин. В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований. На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с. Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т.

Высокий уровень грамотности на лезгинском языке был засвидетельствован только в Кусарском районе, где язык преподается в школах все одиннадцать классов. После окончания школы взрослые продолжают читать районную газету на азербайджанском и лезгинском, некоторые кусарские жители отметили, что читают лезгинскую поэзию. В Кубинском и Хачмазском районах навыки чтения и письма на лезгинском оказались очень низкими. Причиной тому — отсутствие до последнего времени одиннадцатилетнего обучения на лезгинском, а также материалов для чтения вне школы.

Потребности в литературе, по мнению многих респондентов, в состоянии выполнить азербайджанский язык. Во всех деревнях респонденты отметили трудности понимания литературного лезгинского, основанного на диалекте, распространенном в Дагестане, а также сложность лезгинского алфавита. Устное владение азербайджанским языком было хорошим или удовлетворительным в Набране, во всех других населенных пунктах его уровень оказался высоким почти для всех возрастных групп. Владение азербайджанским письмом слегка ниже, чем владение устным азербайджанским.

Преподаватели школ и детских садов Кусарского района указали, что дети дошкольного возраста еще не говорят и не понимают азербайджанского языка, поскольку редко непосредственно соприкасаются с этим языком, несмотря на телевидение и радио. Высокий уровень владения русским языком отмечен только в Набране. В других районах он ниже среднего, причем у женщин он оказывается еще ниже, что увязывается со службой мужчин в свое время в Советской армии. Особенно низкий уровень владения русским языком показали женщины старшего возраста и молодое поколение, что вызвано азербайджано-язычным обучением в школах.

У молодежи знание письменного русского обычно выше знания устного. В Баку фиксируется высокий уровень владения русским языком. Некоторые молодые люди указывали, что русский — это язык, которым они владеют наиболее хорошо. Кроме того, авторы исследования подчеркивают разнообразие социолингвистических ситуаций среди лезгиноговорящих языковых коллективов Азербайджана.

В Азербайджане на сегодняшний день действует целый ряд лезгинских культурных институтов. Работает Государственный кусарский лезгинский драматический театр. Ахундова «Скупой». Кубинский филиал Азербайджанского государственного университета искусств имени М.

Алиева, Кусарский филиал педагогического училища имени М. Сабира готовят педагогические кадры для дагестанских тюрков азербайджанцев , местного населения и малочисленных народов. Действует также лезгинский национальный центр «Самур». В политическом отношении он лоялен государственной власти.

В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса». И уважая решение президента Гейдара Алиева, мы отдадим свои голоса за его сына», — сказал М.

Лезгистан – миф или реальность?

Их разными делала история. Ставит вопрос о причастности нации к конкретной религии нельзя. Это - не главное в характеристике. На рисунках: надгробный камень с кладбища и мечеть с крестами в лезгинском селении Архит. Алпан АлпановскийУченик 145 1 год назад Огнепоклонников нету и да мы не сыновья шарвили мы сыновья пророка Адама Алейхи Салям а принадлежим мы Всевышнему Аллаху Miru Mir Ученик 132 6 лет назад Лезгины-это одна и дагестанских коренных национальностей и соответственно проживают в Дагестане и еще на северо-востоке Азербайджана.

С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин. Он характеризуется появлением светских учебных заведений. К 1 января 1892 г. Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти. В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы.

В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население. С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа. К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор.

Своеобразен лезгинский вариант лезгинки. Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в. Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского. Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди.

Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с. В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди. Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с. Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г. Алкадарский, М.

Гасанов и др. Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в. Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М. Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Исмаилов, А.

Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И. Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины. Это Рза Шихсаидов — первый нарком здравоохранения Дагестана, который окончил в 1916 г. Военно-медицинскую академию в Петрограде. Первым наркомом земледелия республики также был лезгин — М. Ахундов из с. Далеко за рубежами нашей страны известны имена Г.

Гасанова — Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, внука известного ученого Гасана Алкадари, М. Лезгинцева — первого начальника финансовой службы Красной Армии, его сыновей — Г. Лезгинцева крупного ученого и известного писателя, доктора технических наук, адмирала и М. Лезгинцева контр-адмирала, командовавшего подводной лодкой , А. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку, — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины с гордостью произносят имена профессоров братьев Аливердиевых, А.

Агаева, Х. Рамазанова, У. Мейлановой, Б. Талибова, А. Гюльмагомедова, К. Акимова, Г. Искендерова, С. Алкадарского, А. Ганиевой, Ф.

Ганиевой, Г. Гашарова, Ф. Вагабовой, Р. Кельбеханова, А. Бабаева, Э. Эмирбекова, Ф. Аликберовой, Д.

Выдающиеся лезгины При своей богатой истории, насчитывающей не одну тысячу лет, среди лезгин выросло немало величайших исторических личностей, деятелей науки и искусства, спортсменов.

Не мало среди них и тех, которые внесли вклад не только в развитие лезгинского народа, но и всего Кавказа. Один из величайших лезгин за всю историю лезгинского народа. Крупный исторический государственный деятель в истории Азербайджана. Именно он стал её главным организатором и руководителем. Объединил восточные азербайджанские ханства. Официально был ханом Ширвана и Кубы в 1723 г. Лезгинцев - автор более 70 изобретений, пять из которых были запатентованы за рубежом - в Англии, США, Канаде, Японии и в других странах Генрих Гасанов , контр -адмирал, главный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей, 1942-государственная премия, 1958-ленинская премия. Эфендиев Нажмудин Панахович Самурский.

Родился в селении Куруш Докузпаринского района. Выдающийся революционер, государственный и общественно-политический деятель, политик, историк, религиовед, политолог, публицист, первый Председатель Дагестанского Центрального Исполнительного Комитета 1921-1928 гг. Его активное социальное и духовное творчество, талант государственного и общественного деятеля, талант ученого и публициста прочно вошли в историю народов Дагестана. Абилов Махмуд Абдулрза оглу. Проделал путь от рядового бойца до боевого генерала. В годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Абилов в возрасте 47 лет был удостоен звания генерал-майор. Он - единственный боевой генерал в Дагестане.

Калинин и президент США Г. В память о большом соотечественнике центральная площадь города Кусары и одна из центральных улиц города, а также одна из улиц Баку носят почетное имя Махмуда Абилова. Также на центральной площади Кусаров на высоком постаменте возведен бюст Махмуда Абилова. Родился 25 января 1900 года в городе Шуша бывших Елисаветпольской губернии Закавказского края Российской Империи, а ныне Нагорно-Карабахской республики Республики Азербайджан, но в шестимесячном возрасте был вывезен в Туркмению, где и вырос. Лезгин по национальности, но в Туркмении необоснованно считается этническим туркменом, а в Азербайджане - этническим азербайджанцем по имени Кулиев Ягуб Аллахгулу оглу. Член ВКП б с 1919 года. С декабря 1917 года — в рядах Красной Гвардии: боец Социалистической бригады при Советском департаменте города Мерв ныне — областной центр Республики Туркменистан город Мары. На военной службе в Красной Армии с весны 1918 года — в качестве добровольца.

Активный участник Гражданской войны в Средней Азии и, в частности, в августе 1918-феврале 1920 гг. Имел боевые ранения. В 1920 году был произведён в краскомы с назначением на должность командира взвода Отдельного кавалерийского дивизиона 1-й Туркестанской стрелковой дивизии. В 1921-1924 гг. Кроме того, трижды представлялся к награждению орденом боевого Красного Знамени, но данные представления по каким-то причинам не получили реализации в вышестоящих штабах. Приблизительно со второй половины 1920-х и по 1933 год — военнослужащий 2-го Туркменского кавалерийского полка 4-й Туркменской отдельной кавалерийской бригады с 27 сентября 1932 года — 4-я Туркменская горнокавалерийская дивизия Среднеазиатского военного округа: - по состоянию на 1927 год — командир 2-го сабельного эскадрона; - в 1929-1932 гг. В 1933-1936 гг. Фрунзе, которую закончил с дипломом 1-й степени.

В этот же период в порядке переаттестации комначсостава на персональные воинские звания произведён в капитаны. В 1936-октябре 1938 гг. Одновременно назначался Врид командира 25-го горнокавалерийского полка; - в декабре 1937-октябре 1938 гг. В октябре 1938-апреле 1939 гг. Произведён в полковники. В мае 1940-июне 1941 гг. В должности комдива-21 состоял по 1 января 1942 года. Впервые в составе действующей армии — с 22 июля 1941 года как комдив-21.

Боевое крещение принял 2 августа 1941 года у станции Понятовка Шумячского района Смоленской области. На тот момент 21-я горнокавалерийская дивизия де-юре входила в состав Оперативной группы войск 28-й армии 1-го формирования Западного фронта, но с 4 августа 1941 года — 13-й армии последовательно Центрального 1-го формирования и с 16 августа 1941 года — Брянского 1-го формирования фронтов. Умело руководил возглавляемым соединением в ходе боевых операций 13-й армии Центрального фронта 1-го формирования первой половины августа 1941 года, в том числе 10-12 августа 1941 года главные силы 21-й горнокавалерийской дивизии под его руководством вели упорные бои на территории Климовичского района Могилёвской области Белорусской ССР ныне — Республика Беларусь , находясь в плотном кольце вражеского окружения. Кибальникова, пробирался по тылам врага к линии фронта. Кулиев и старший лейтенант госбезопасности А. Кибальников переоделись в штатское. Из окружения вышел в паре со старшим лейтенантом госбезопасности А. Кибальниковым в ночь с 25 на 26 августа 1941 года на участке обороны 55-й кавалерийской дивизии 1-го формирования Брянского фронта 1-го формирования.

Факт выхода комдива-21 полковника Я. Данное сводное объединение вошло в историю Великой Отечественной войны как «Кавалерийская группа Брянского фронта I ф под командованием полковника Я. В Москве был удостоен ордена Красного Знамени. В советский период считался первым по счёту генералом среди этнических турмен. С 13 августа 1942 года на основании изданного в этот день приказа командующего войсками САВО — заместитель командира 4-го кавалерийского корпуса по строевой части Среднеазиатского военного округа. С 11 октября 1942 года — вновь на фронтах Великой Отечественной войны: в рядах однополчан по 4-му кавалерийскому корпусу, прибывшего из САВО в состав войск 51-й армии Сталинградского фронта.

За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение.

Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин?

Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе "Большая вода".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий