Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

2. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция. — элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – всего лишь это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства.
Образовательный блог для студентов по теории государства и права доцента ДГУ Бекишиевой С.Р. Как соотносятся норма права и статья нормативного правового акта и почему понятия не тождественны?
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта . Теория государства и права: Учебник Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
Соотношение нормы права 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта ключевые аспекты В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

В тех же целях для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости закона запрещенное порой характеризуется как невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни»; «Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан». Некоторые исторически сложившиеся термины и определения законодательства противоречат их обыденному значению. Отдельные средства транспорта по закону относятся к «недвижимым вещам». Лица, ничего не теряющие, а приобретающие по завещанию дополнительные права, именуются «отказополучателями». Различие между нормами права и статьями законов заключается и в том, что в тексте нормативного акта могут содержаться не только нормативно-правовые предписания, но и индивидуальные распоряжения, а также обоснования нормативного акта, фактические утверждения, программные положения, призывы, декларации, правила общежития, морально-политические нормы и принципы. Так, стремление придать текстам законов непременно политическое звучание приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так, если в законах говорится об обжаловании в суд «незаконных действий» должностных лиц и государственных органов вариант: «действий, нарушающих права и свободы граждан» , то получается так, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых где-то и кем-то уже установлена, а жалобы на законные действия принимать вообще не должен, хотя бы жалобщик и считал свои права нарушенными. Наконец, особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве. Это - своеобразные ориентиры нормотворческой деятельности, оказывающие лишь косвенное влияние на практику реализации права, ибо невозможно осуществить право, о котором сказано, что оно осуществляется в «установленном законом порядке», а этот порядок законом еще не установлен, равно как нельзя наказать нарушителя запрета, если сказано, что правонарушение «карается по закону», но соответствующий закон еще не принят. Правовые предписания, условия и порядок реализации которых в системе права и законодательства не определены, неизбежно остаются неосуществимыми, декларативными, поскольку правовые нормы еще не получили в текстах нормативных актов полного выражения.

Важной задачей правоведения является разработка способов перевода тех положений закона, которые носят самый общий, абстрактный характер, в нормативные предписания, через которые эти законоположения воплощаются в систему правовых норм, регулирующих поведение членов общества. В теоретическом плане эта проблема усложняется тем, что в последние годы в учебной и научной литературе распространилось противопоставление норм права и текстов нормативно-правовых актов, основанное на абстрактном предположении, что право мера свободы всегда хорошо и справедливо, а закон текст нормативно-правового акта нередко бывает несправедливым и плохим. Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеют совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Политические и моральные сентенции уместны не в тексте нормативных актов, а если без них почему-либо трудно обойтись - в преамбулах; законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленностей; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещания принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений - обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало неосуществимых положений.

Норма права — это не что иное, как правило, поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения.

Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом: 1. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения: 1 при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности; 2 при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье статьям этого же нормативного акта. Например, ст. Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Классификация норм права 1. По отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Принятие закона референдумом осуществляется на основе Федерального конституционного закона Российской Федерации «О референдуме Российской Федерации». И не контролируются со стороны какого — либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно — правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно — правовых актов по отношению друг к другу. Для закона определено ведущее место в системе нормативно — правовых актов - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.

Законы подразделяются на: Конституционные На основе конституционных законов строятся, и детализируется вся система нормативно — правовых актов. Подзаконные нормативно — правовые акты - правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Подзаконные акты призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются: Общие подзаконные акты это нормативно — правовые акты общей компетенции действия, которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Общие подзаконные акты следуют за законами.

Статья 109.

Суд исходит из того, что обвинение не может быть принято к рассмотрению судом, если оно не подкреплено доказательствами в порядке, установленном федеральным законом. Суд дает оценку доказательствам по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и своевременном их исследовании в судебном заседании с участием участников судебного процесса и их защитников. Суд не ограничивается доказательствами, представленными сторонами дела, и проверяет достоверность доказательств, иных сведений и фактов, из которых может вытекать истина в деле. Статья 6. Право на производство по уголовным делам судебных, следственных органов, прокуратуры и иных органов предварительного следствия и подсудности установлено федеральным законом.

Соотношение нормы права и статьи нормативно- правового акта

Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – всего лишь это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы.

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения Скриншот методических материалов автора. Скриншот методических материалов автора. Не скупитесь на одобрение, делитесь информацией в социальных сетях, заходите на наш сайт и подписывайтесь на канал.

Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

Судебные акты, принятые в Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статья 109. Суд исходит из того, что обвинение не может быть принято к рассмотрению судом, если оно не подкреплено доказательствами в порядке, установленном федеральным законом. Суд дает оценку доказательствам по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и своевременном их исследовании в судебном заседании с участием участников судебного процесса и их защитников.

Суд не ограничивается доказательствами, представленными сторонами дела, и проверяет достоверность доказательств, иных сведений и фактов, из которых может вытекать истина в деле.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм. Правильное понимание структуры юридической нормы предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта.

Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта.

Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеют совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Политические и моральные сентенции уместны не в тексте нормативных актов, а если без них почему-либо трудно обойтись - в преамбулах; законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленностей; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещания принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений - обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало неосуществимых положений. Серьезные преграды на пути реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, дающие основания логически конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и тому же отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы. Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником права, существует проблема соотношения «буквы» и «духа закона», обусловленная тем, что мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов и тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает, и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят творческий характер: - в процессе изучения текстов нормативных актов логически конструируется правовая норма с ее тремя элементами кто, когда, при каких условиях - к чему обязан, на что имеет право, какие меры государственного принуждения применяются в случае нарушения правовой нормы ; - в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения «порядок обжалования незаконных актов», «молодой специалист», «никто не может быть произвольно лишен жизни» и т.

Так, положение ст. Это неизбежно, например, при издании бланкетных норм; так, административная ответственность за нарушение ветеринарно- санитарных правил определена Кодексом РФ об административных правонарушениях, сами же эти правила устанавливаются местными органами власти и управления. Некоторые части статей нормативных актов особенно «отсылочные» вообще не образуют правовых предписаний например: «те же действия, совершенные повторно, влекут... Основин, оговаривая, однако, что в данной группе норм «следует выделить нормы, основной функцией которых является провозглашение долга граждан по отношению к явлениям, которые невозможно детально подвергнуть правовому регулированию». Ряд авторов, комментирующих названную и последующие Конституции нашей страны, утверждает, что все вообще конституционные нормы, включая программные, идеологические, нравственные положения носят юридический характер. Давид пишет: «Юрист континентальной Европы видит в праве принципы социального порядка. Он оценивает право в свете этих принципов, он говорит о принципах политическ ой свободы, социальных правах, святости собственности и договоров, а практикам оставляет заботу о проведении этих принципов в жизнь. Английский же юрист — своего рода наследник практиков, как правило, с недоверием относится к тому, что считает пустыми словами: что стоит какое-либо правовое положение или принцип, если на практике не существует способов для его осуществления?

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта? Иногда норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они не совпадают. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. 4)норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Нормы права в статьях нормативных актов: способы изложения.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Например, норма об убийстве — общая, норма об убийстве в состоянии аффекта — специальная. Способ изложения не влияет на содержание нормы, а лишь характеризует форму ее выражения Норма может быть записана полностью в одной статье закона, что встречается редко. Она может быть записана в нескольких статьях и даже в нескольких разных законах например, Земельный кодекс предусматривает правила охраны земель, уголовная и административная ответственность за их нарушение предусмотрена в УК и КоАП. Несколько норм может быть записано в одной статье, например, ст. Возможны комбинации упомянутых вариантов. Норма может быть отсылочной, т. Норма — это содержание права, а закон — лишь его форма. Смысл, который он вкладывал в этот термин, едва ли соответствует сегодняшней концепции. А вот термин сохраняется и продолжает порождать дискуссии вновь и вновь о его содержании. Современная теория права традиционно использует такое сочетание терминов: «источник форма права». Однако это своеобразная условность - нетождественное равенство.

То есть, с одной стороны, неравенство понятий очевидно, с другой - формулировка существует, используется. Образно этот двуединый термин B. Нерсесянц назвал «джентльменским соглашением». Смысл и назначение этого соглашения можно понимать следующим образом. Термин «источник права» имеет длительную историю, он традиционен. Однако слово «источник» столь многозначно, что специально-юридический его смысл уточняют дополнительным словом «форма». Рассмотрим эти понятия изолированно.

В общем виде различаются следующие три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта, или три способа изложения юридических норм в статье нормативных актов: 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм, как правило, в каждой части пункте статьи нормативного акта содержится одна юридическая норма.

По Конституции во всех регионах страны устанавливается свободное перемещение товаров. Другими словами, на всей территории действует единое экономическое пространство. Если какой-либо субъект решит взимать налог за ввоз товара, это будет противоречить Конституции. Федеральный закон ФЗ — законодательный акт, который рассматривается членами Госдумы и окончательно принимается Комитетом Совета Федерации. Законы регулируют наиболее важные сферы жизни: социальную, экономическую, культурную, политическую и др. ФЗ заключены в кодексы. Каждый отвечает за определенную сферу жизни. Так выделяют: гражданский,.

Например, ч. Диспозитивные позволяют сторонам самим договорится, действовать по своему усмотрению. Диспозитивная норма действует лишь постольку, поскольку стороны не установили своим соглашением иных условий своего поведения многие нормы гражданского права. Например, статья 472 ГК РФ. Срок годности товара 2. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Например, согласно ст. Поощрительные устанавливают поощрение за правомерное поведение, стимулируют социально полезное поведение нормы о государственных наградах, премиях, почетных званиях и т. Рекомендательные предлагают наиболее предпочтительный, желательный для государства и общества вариант поведения, но не настаивают на нем. По функциям в механизме правового регулирования: 1. Исходные отправные, учредительные, первичные определяют начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления, принципы, методы, закрепляют правовые категории и понятия; имеют наиболее общий характер. Они подразделяются: а нормы-начала — это конституционные положения, закрепляющие основы общественного и государственного строя; б нормы-дефиниции — это предписания, содержащие правовые понятия, категории например, ст. Это программа на будущее. Например, при заключении договора аренды, французский арендодатель и российский арендатор не определили самостоятельно право, которое будет регулировать их отношения, вытекающие из этого договора автономия воли. В случае возникновения спора, суд или иной правоприменительный орган, в условиях отсутствия материального международно-правового регулирования по этим вопросам, будет вынужден обратиться к коллизионным нормам, на основании которых он и определит будет применяться российское или французское право. А уже нормы российского либо французского права будут регулировать отношение по существу. Таким образом, коллизионные нормы сами по себе лишены регулятивного воздействия, их функция состоит в формировании коллизионного механизма регулирования ; е оперативные нормы — это нормы, которые устанавливают даты вступления нормативно-правового акта в силу, прекращения его действия ст. Нормы — правила поведения — это нормы непосредственного регулирования общественных отношений, с помощью закрепления конкретных правил поведения; это те нормы, которые определяют права и обязанности субъектов; условия реализации этих прав и обязанностей. Эти нормы составляют основную массу норм права. В свою очередь нормы-правила поведения по функциям права и роли в системе права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы - это нормы, регулирующие нормальное нужное обществу активное поведение, предоставляющие права и обязанности участникам правовых отношений. Охранительные нормы — это нормы, вступающие в действие в связи с совершением правонарушения и устанавливающие меры юридической ответственности и другие принудительные меры для защиты субъективных прав например, норма уголовного кодекса об ответственности за убийство. По характеру содержащихся в них предписаний нормы права делятся: 1. Управомочивающие — это нормы, предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий например, норма, предоставляющая право распоряжаться своим имуществом, подавать иск в суд. Обязывающие — это нормы, содержащие обязанность совершения определенных положительных действий например, норма, возлагающая обязанность по уплате налогов. За отказ от обязанности устанавливается юридическая ответственность. Запрещающие — это нормы, устанавливающие запрет на совершение определенных действий. В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся: 1. Материальные, регулирующие различные сферы общественной жизни: экономические, политические, социальные, идеологические и др. Процессуальные содержат правила, устанавливающие процедуру применения материальных норм например, нормы гражданского процессуального права, уголовного процессуального права. Они не имеют экономического, политического, идеологического, социального содержания, их содержание сугубо юридическое. По времени действия нормы права делятся: 1. Сроких действия не установлен. Таковы большинство норм права.

Теория государства и права

Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране. Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования. В разных правовых системах способы возведения в закон государственной воли могут быть различными. В романо-германской правовой семье компетентные органы принимают правовые нормы, имеющие общий характер и общеобязательное значение. Правотворчество, как особый вид правовой деятельности, характеризуется рядом отличительных признаков: 1. Правотворчество — это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений. Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции. Правотворчество направлено на создание, изменение и отмену норм права.

Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права. С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество референдум , правотворчество государственных органов и должностных лиц правом принятия законов обладают Государственная дума и представительные органы власти субъектов федерации , санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций, например принятие Устава ООО. Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность. Выделяют следующие принципы правотворчества: - Демократизм правотворчества предполагает участие народа в принятии законов; - Законность правотворчествапредполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах; - Научность и профессионализм правотворчества заключается в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества; - Гласность и системность правотворчества. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1 принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2 непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3 санкционирование государственными органами обычаев; 4 создание судебного прецедента.

Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные законодательные органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти правительство, министерства и т. Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев.

Это могут быть нормы, признанные населением данной местности местные обычаи или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций например, обычаи морского порта. В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются. Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими юридическими предписаниями. Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии. Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно.

Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными специалистами на основании контракта. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По содержанию. Не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания, имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав трудовое, семейное, уголовное законодательство , а также акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство По объёму и характеру действия нормативно — правовые акты подразделяются: на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного чрезвычайного действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт военных действий, стихийных бедствий.

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно — правовые акты можно разделить на акты: Законодательной власти законы ; Исполнительной власти подзаконные акты ; Судебной власти юрисдикционные акты общего характера. Закон главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Таким образом, закон это нормативно — правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Признаки закона: законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума; законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре стадии: Внесение законопроекта в законодательный орган. Обсуждение законопроекта. Принятие закона Опубликование закона. Принятие закона референдумом осуществляется на основе Федерального конституционного закона Российской Федерации «О референдуме Российской Федерации».

По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы — это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся: 1 чрезвычайное положение; 2 принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта; 3 изменение статуса субъекта Российской Федерации; 4 описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации; 5 референдум и др. На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т. Конституция — акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции. Основные стадии законодательного процесса в РФ Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе — совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий. Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива — внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы. Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1 субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные представительные органы субъектов РФ; 2 субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. В соответствии со ст. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы осуществляется в форме: 1 законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; 2 законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; 3 предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение. Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц Действие закона — это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц. Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1 всех граждан; 2 организаций; 3 государственных органов; 4 объединений. Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве.

По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое основание вид правонарушения , особый порядок реализации, специфические меры принуждения. Уголовная ответственность — наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В РФ исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных КоАП. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации. Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедого-ворного вреда, т. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности ст. Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными общим или арбитражным судом или административными органами ст. Истцом в этом случае выступает наряду с государственным органом и лицо, право которого нарушено. Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков.

zavtrasessiya.com

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы. Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Рассматривая вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, студент Р. предположил, что данные понятия тождественны. Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой права и статьей нормативного акта.

63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Применение права: понятие, признаки, необходимость. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Признаки применения норм права 1. Осуществление применения права только определенными компетентными органами должностными лицами Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют.

Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т. Государственно-властный характер велений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм. Такова деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов. Индивидуальный характер -отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права. Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах.

Заключительные положения В конце акта обычно содержатся разделы, в которых указываются сроки, вступление акта в силу, переходные положения и иные дополнительные указания. Это также может включать информацию о лицах или организациях, ответственных за исполнение акта. Важно: Структура нормативного правового акта может отличаться в зависимости от его типа и назначения. Для более точного определения структуры необходимо обращаться к конкретному акту и его требованиям. Правильное оформление структуры нормативного правового акта позволяет обеспечить четкость и согласованность правил поведения в обществе. Значение статьи в нормативном правовом акте Статья содержит правовые нормы, которые регулируют различные сферы общественных отношений. Она определяет права и обязанности субъектов, устанавливает порядок осуществления правовых отношений и предусматривает ответственность за их нарушение. Статьи имеют свою структуру, которая обычно включает введение, основную часть и заключение.

Введение может содержать общие положения, цели и задачи нормативного акта. Основная часть статьи содержит основные нормы и правовые положения. Заключение может содержать окончательные положения, санкции или отсылки к другим нормативным актам. Значение статьи в нормативном правовом акте заключается в возможности конкретизировать и систематизировать правовые нормы, устанавливая регулирование отношений по определенным вопросам.

4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта нередко не бывает соответствия, совпадения. Со-отношение норм права и иных видов социальных норм.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий