Новости великоморавская держава

Великая Моравия (чеш. Velká Morava) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. Российские войска освободили и полностью контролируют укрепрайон украинских националистов «Зверинец» на марьинском направлении. Об этом 21 июня сообщил врио главы Донецкой. Представители западных держав в очередной раз начинают свои козни против России, но возмужавшие гардемарины и их повзрослевшие дети снова встают на защиту Родины. Официальный сайт Православной Церкови Божией Матери Державная. Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии и Австрии, оказала значительное.

Образование славянских государств

После гибели великоморавского князя Святоплука II в 906 году, великоморавская держава начала постепенно терять свою территориальную целостность и власть. Богемское княжество), государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии. Великоморавская держава была сформирована в IX веке в районе современной Чехии, Словакии и Южной Польши. Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии и Австрии, оказала значительное.

ВЕЛИКОМОРА́ВСКАЯ ДЕРЖА́ВА

Здесь вы можете оставить подробное описание блока для посетителей сайта. Обучался живописи в Смоленске у местного иконописца Тита Андроновича. На талант юноши обратил внимание местный помещик Александр Александрович Вонлярлярский. Позже он уговорил отца Микешина отпустить сына учиться в Санкт-Петербург. На свои средства Вонлярлярский организовал в 1852 году поступление Михаила Осиповича в Императорскую Академию художеств. Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника Тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе 1859 и был принят к исполнению. Бронзовый памятник был торжественно открыт в сентябре 1862 года в Новгороде в присутствии императора Александра II. В Суздале художник-скульптор выполнил двери к гробнице князя Д. За этот монумент Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени, а также пожизненным пенсионом 1200 рублей в год.

С момента своего возникновения еще при первом князе Моймире молодая держава стала испытывать давление со стороны германских феодалов, усмотревших в ней серьезное препятствие на путях их южной и восточной завоевательной политики. В ходе длительной борьбы с германцами, одержав ряд побед и преодолев последствия отдельных тяжелых неудач, Великая Моравия достигла большого могущества. В конце IX в. Борьба военная сопровождалась энергичной дипломатической деятельностью. Франкский император Людовик Благочестивый 814 - 840 стремился использовать в своих интересах соперничество первого моравского князя Моймира 830 - 846 с нитранским князем Прибиной. Преемник Моймира Ростислав установил союз с противником Людовика - австрийским маркграфом, а на договор германцев с Болгарией, направ- По материалам сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшейся в Чехословакии 3 - 8 октября 1960 года. История Великой Моравии завершилась в первом десятилетии X в. В дальнейшем главным ядром феодальной государственности в этой части западнославянских земель явилась Пржемысловская Чехия с городом Прагой1. Источники почти ничего не сообщают о событиях внутренней жизни Великой Моравии. Некоторое исключение составляют сведения о деятельности миссии Кирилла и Мефодия и об ожесточенной борьбе между византийской и германской церквами за влияние на территории Моравии, получившие освещение в "Житиях" обоих лиц и в русской летописи. Что касается социально-экономического и внутриполитического устройства Великоморавской державы, то о нем в письменных источниках нет никаких сведений. Упоминания о богатых и бедных, свободных и рабах, имеющиеся в "Житии Мефодия"2 , конечно, не могут рассматриваться в качестве серьезных исторических известий о социальной структуре великоморавского общества. Историки могли оперировать в этой области, по сути дела, лишь общими соображениями и некоторыми весьма ненадежными косвенными данными. В дискуссиях о социально-экономическом строе Великой Моравии столкнулись в основном две точки зрения. По мнению одной группы историков, Великая Моравия являлась дофеодальным образованием - внутренне непрочным союзом племен, возникшим в ходе противодействия германской агрессии, подобно тому, как двумя столетиями раньше, во время борьбы с агрессией Аварского каганата и позднее - франков, возникло "государство" Само. Сторонники этой точки зрения, в частности чехословацкий историк Ф. Граус, отнюдь не отрицали, что у моравских и соседних с ними других западнославянских племен в конце I тысячелетия н. Но, начальную грань феодального строя они относили все же к самому рубежу IX - X вв. Сторонники другой точки зрения относили исходный рубеж феодализма у моравских, словацких и паннонских славян еще к началу IX в. Не отрицая того, что борьба с германской агрессией способствовала процессу политического объединения западных славян, они вместе с тем не соглашались с тезисом о внутренней слабости Моравской державы, указывая на ее зрелую европейскую политику, на большую роль христианства в ее внутренней жизни и т. Среди приверженцев этой точки зрения с самого начала дискуссии видную роль играли чехословацкие археологи, в частности Й. Поулик, Я. Декан и академики Я. Бём и Я. Айзнер хотя их мнения далеко не во всем совпадали 4. Но первоначально они располагали сравнительно небольшим и малоубедительным материалом, 1 J. Slovane na Morave a rise Velkomoravska. Risa Velkomoravska. Slovenske dejiny, II. Pokus o periodisaci dejin Ceskych zemi v obdobi feudalismu, I. Dejiny venkovskeho lidu v cechach v dobe predhusitske. Внимание марксистской историографии к социально-экономическому строю и историческим судьбам Великой Моравии, освещение которых, в частности, позволяет объективно обрисовать некоторые ранние этапы агрессивного германского курса "Drang nach Osten", вызвало отклике буржуазной науке. Исходя из столь же старого, сколь и несостоятельного тезиса о неспособности славян к самостоятельной государственной жизни, немецкий историк Г. Прейдель сделал попытку изобразить Великую Моравию не в качестве славянского государства, а в виде своеобразного наследия, пережитка или порождения Аварского каганата, от которого моравские славяне получили якобы свою знать и политический строй5. Появилась, таким образом, еще одна "теория" военно-миграционистского толка. Как беден и однообразен, однако, арсенал буржуазной науки! Дискуссия чехословацких историков о Великой Моравии по своему содержанию и задачам напоминает нам дискуссию советских историков о характере Киевского государства, происходившую в конце 20-х - начале 30-х годов. В распоряжении советских историков имелся, однако, обширный фактический материал - многочисленные и разнообразные известия русских, восточных, византийских и западных авторов, а также археологические данные по экономике и культуре. Чехословацкая историческая наука таким богатством источников не располагала. Поэтому в качестве первоочередной здесь встала задача получения новых фактических данных о Великоморавской державе, какими могли быть лишь археологические материалы. В связи с этим на территории Чехословакии были проведены в течение последнего десятилетия большие исследования остатков культуры великоморавского времени и смежных столетий. Результатам этих исследований посвящена обширная литература6. Свои последние открытия в данной области чехословацкие археологи продемонстрировали на сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшегося в Чехословакии в октябре 1960 года. Начнем с истории моравских городов. В исторических источниках о них не имеется никаких сведений, за исключением упоминания о княжеской резиденции Велеграде. Оставалось неизвестным, однако, шла ли здесь речь о городе или о замке Велеград, являлось ли это слово собственным именем населенного пункта или на языке того времени оно соответствовало слову "столица". Заслугой чехословацкой археологии является открытие руин великоморавских городов. Оказалось, что в IX в. Исследование всех этих остатков дает богатый материал для характеристики не только экономики и быта, но и социально-политического строя Великоморавской державы. Еще в конце 40-х годов чехословацким археологом В. Грубым были начаты исследования остатков обширного великоморавского города, находившегося на правом берегу Моравы, на месте современного Старого 5 H. Die vor-und fruhgeschichtliche Besiedlung Bohmens und Mahrens. Grafelfing bei Munchen. Stare Mesto - velkomoravske pohrebiste "Na valach". Zaklady kostela na staroslovanskem pohrebisti ve Starem Meste "Na valach".

Рост Именно во время правления Святополка империя достигла своего наибольшего размера, хотя никто не может точно сказать, какую территорию она включала. Кирилл и Мефодий хорошо выполнили свою работу, и сам Папа Римский объявил эту область церковной провинцией, а Мефодия — высшим церковным чиновником. Упадок Святополк I умер в 894 году. Другой его сын, Святополк II, стал князем Нитры. К сожалению, оба они хотели получить полный контроль над всей империей. Великая Моравия уже давно находилась в состоянии войны с Восточной Франкией, и в результате внутренних сражений территории, некогда управлявшиеся империей в том числе и Богемия , теперь смогли освободиться. Кроме того, мадьяры постепенно вторгались на эту территорию и в конце концов захватили все земли, которые сейчас принадлежат Словацкой Республике. Западная часть была включена в состав Франкской империи. Империя просуществовала до 10 века. Богемия, теперь уже не находящаяся под властью Великой Моравии, была готова к появлению собственного правящего дома, им стала династия Пржемысловичей, которая будет править на протяжении многих веков. Нахождение Великой Моравии Никто не может точно сказать, где находилась столица, но большинство историков сходятся во мнении, что это была крошечная деревня Микульчице, которая сейчас находится в Южной Моравии, почти на границе со Словакией.

Общая высота памятника 15,7 м высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м. Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов. Здесь вы можете оставить подробное описание блока для посетителей сайта. Обучался живописи в Смоленске у местного иконописца Тита Андроновича. На талант юноши обратил внимание местный помещик Александр Александрович Вонлярлярский. Позже он уговорил отца Микешина отпустить сына учиться в Санкт-Петербург. На свои средства Вонлярлярский организовал в 1852 году поступление Михаила Осиповича в Императорскую Академию художеств. Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника Тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе 1859 и был принят к исполнению.

Российские силы освободили посёлок Ягодное под Артёмовском

Великоморавская держава Великоморавская держава далее сокращённо ВМД — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с. 4 и 5 июля 907 года мадьярские войска вытеснили баварские войска из этого района; это считается концом Великоморавской империи. Алимов Денис Евгеньевич Генезис и развитие Великоморавской державы. А все началось с того, что православная Великоморавская держава (сейчас это территория Чехии) стала испытывать всяческие притеснения со стороны католической Европы. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы. Возникновение Великоморавской державы Возникновение Великоморавской державы было важным этапом в истории славянского народа.

Образование славянских государств

И действительно, когда в855 г. Людовик еще раз вторгся з Моравию, его поход был неудачен. На 858 г. Вскоре между Ростиславом и Карломаном установились союзнические отношения. Воспользовавшись внутренними затруднениями Людовика, Ростислав поспешил расправиться с Прибиной. В 861 г. Прибина был убит, и Блатенское княжество перешло к его сыну Коцелу, попавшему впоследствии в зависимость от Ростислава. Между тем Людовику Немецкому удалось справиться с усобицей в королевстве — Карломан вынужден был прекратить сопротивление. Началась подготовка к новому выступлению немецких феодалов против Великой Моравии. В стране поспешно возводились укрепления.

Было достигнуто соглашение с чешскими и сербо- лужицкими княжествами, присоединившимися к Великой Моравии. Дипломатическим усилиям Людовика Немецкого, заключившего союз с Болгарией, князь Ростислав противопоставил свою, не менее продуманную политику. Понимая, что болгаро-немецкий союз направлен против Великой Моравии, он заключил соглашение с Византией, бывшей в то время противницей Болгарии. С этой целью в 862 г. Оно имело целью не только установить с Византией союзнические отношения, но и скрепить эти отношения путем переговоров о распространении в Великой Моравии христианства по византийскому образцу. Способствуя распространению в своем государстве христианства, Ростислав укреплял феодальный строй, давал в руки феодалов мощное идеологическое оружие для воздействия на порабощаемое крестьянство, пребывавшее в своей массе в язычестве. Распространение христианства и успех миссии Кирилла и Мефодия являются ярким свидетельством того, что процесс феодализации великоморавского общества к середине IX в. От имени Ростислава посольство заявило в Византии: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке». Византийские дипломаты охотно согласились с предложением князя Ростислава, видя в нем средство расширения своего политического влияния в Центральной Европе.

Особенно заинтересован был в успехе мораво-византийских переговоров константинопольский патриарх. В это время не произошло еще отделение западной католической христианской церкви от восточной православной , но отношения между римскими [54] папами и константинопольскими патриархами были очень напряженными. В Моравию были направлены миссионеры, братья Кирилл Константин и Мефодий, просветительская деятельность которых сыграла большую роль в истории средневековой культуры славянских народов. К IX веку социально-экономическое развитие славянских народов достигло такого уровня, при котором необходимо должна была появиться письменность. По-видимому, дело обстояло так, что письменность самостоятельно возникла в нескольких центрах славянского мира. Возникшая у славянских народов в силу внутренних потребностей классового общества письменность была первоначально многоалфавитной. В наиболее развитых экономически и культурно областях славяне стали применять для записей буквы латинского и греческого алфавитов. С именами Кирилла и Мефодия связаны такие важные факты, как упорядочение славянского алфавита и начало письменности на старославянском языке. Создателем славянского алфавита был Кирилл Константин.

По единодушному признанию ученых, составление этого алфавита является непревзойденным образцом в истории новых европейских алфавитов. Составитель его был, бесспорно, прекрасным и тонким знатоком фонетического строя старославянского языка. Известно, что Кирилл и Мефодий были уроженцами города Солуни, который в то время был по преимуществу славянским городом. Славянская речь безраздельно господствовала в нем. Население города говорило на солунском славянском диалекте. Этот знакомый Кириллу и Мефодию с детства диалект и лег в основу их переводов с греческого некоторых богослужебных текстов. Широкая переводческая деятельность братьев началась еще до Моравской миссии. Братья успешно продолжали ее в Моравии и Паннонии. Язык их переводов — старославянский язык — не был языком местного значения.

Это не был ни болгарский, ни македонский язык. Старославянский язык был литературным языком, общим в то время почти для всех славян. По мере распространения среди славянских народов он быстро обогащался словарным фондом и формами других славянских диалектов, все более отходя от своей солу некой основы. Этот процесс начался еще при Кирилле и Мефодии и их ближайших учениках. Старославянский язык сыграл большую роль не только в культурном развитии Великой Моравии. Громадное значение имел он для развития древне- болгарской, а затем и древнерусской письменности и культуры. Весьма важные результаты мораво-византийские переговоры имели и в области политики. Уже в 863 г. Византия вела войну с болгарским князем Борисом, союзником короля Людовика.

Братья Кирилл и Мефодий прибыли ко двору Ростислава в 863 г. О первом из братьев, Кирилле, известно, что он был выдающимся ученым своего времени и талантливым дипломатом. Вопросы организации церкви лежали, по-видимому, на втором брате — Мефодии, отличавшемся громадной трудоспособностью, силой воли и качествами прекрасного организатора. В стремлении организовать независимую от германского епископата моравскую церковь князь Ростислав, Кирилл и Мефодий сталкивались с упорным сопротивлением немецко-католического духовенства, значительно укрепившего к этому времени свои позиции на территории Великой Моравии.

Он перенес свою деятельность на территорию Блатенского княжества, во главе которого по-прежнему стоял Коцел. Там Мефодий решил создать самостоятельное славянское Паннонское архиепископство. План этот нашел сочувствие в Риме, где предполагали, что ликвидация зависимости Паннонии от немецких епископов может способствовать укреплению политического влияния папской курии в славянской Центральной Европе. Переговоры с папской курией и на этот раз велись непосредственно Мефодием, который вторично побывал в Риме. Оттуда он вернулся в сане паннонского архиепископа. В границы Паннонского архиепископства была заключена не только Паннония с княжеством Коцел а, но и вся Великая Моравия. В период деятельности Мефодия на территории Великой Моравии было воздвигнуто несколько каменных храмов. Одним из древнейших храмов является храм в Старом Месте — на территории древнего Велеграда, остатки которого были исследованы в 1949 г. Несмотря на противодействие Болгарии, большая часть Паннонии оказалась во власти Святополка. Столь же значительны были успехи Святополка на северных и западных границах его княжества. Власть его распространилась на славянские земли по Лабе, Одре и в Карпатах, следовательно, на Чехию и на земли сербов-лужичан. В состав Великой Моравии была включена и Малая Польша. Причина внутренних и внешних успехов раннефеодального Моравского государства при Святополке кроется прежде всего в укреплении экономического строя этого государства, что в свою очередь было следствием развития производительных сил. Археологические исследования на территории земель, входивших некогда в Великоморавское государство, дают основание заключить, что к концу VIII века и особенно первой половине IX века относится заметный прогресс в развитии производительных сил моравского общества. Это нашло свое выражение в более массовом изготовлении и употреблении железных орудий, в более интенсивном развитии системы двухполья и отчасти трехполья в земледелии, в ускорении процесса отделения ремесла от сельского хозяйства, в усовершенствовании гончарного круга. Окончательно складывается система укрепленных «градов» градская система , ставшая серьезной военной опорой княжеской власти. В условиях роста непосредственной угрозы германской феодальной агрессии политика Святополка находила поддержку в широких массах моравского общества. Рост могущества Великоморавского государства не был следствием исключительной роли, которую якобы играл Святополк как утверждала буржуазно-националистическая историография , а имел внутренние социально-экономические причины. Годы успехов Святополка были временем наибольшего территориального расширения Великой Моравии; Она являлась мощным и фактически самостоятельным государством, хотя и признавала вассальную зависимость от Восточно-франкской Германской империи. Как в Паннонии, так, по-видимому, и в Чехии, и в Малой Польше Святополк, стремясь к укреплению политических связей вновь присоединенных областей с основным ядром своего государства, использовал созданную Мефодием великоморавскую церковную организацию. Распространение христианства в присоединенных им славянских землях Святополк использовал для сплочения их в рамках единого западнославянского государства. Святополк, с успехом использовавший церковную организацию Мефодия в своей внешней политике, не поддерживал его, однако, в политике внутренней. Даже после третьей поездки Мефодия в Рим, когда он вновь был утвержден в сане архиепископа, а богослужение на церковнославянском языке было еще раз санкционировано папой, Святополк не изменил своего благоприятного отношения к немецкой церкви. Более того, он назначил нитранским епископом немца Вихинга, бывшего заклятым врагом Мефодия. Можно предполагать, что такое отношение великоморавского князя к Мефодию и немецкой церкви было связано также и с некоторыми моментами в его внешней политике, построенной на использовании противоречий между Восточно-франкской империей и Римом, а также между Римом и Византией. Со смертью Мефодия 885 г начался полный разгром созданной им церковной организации. Архиепископом был назначен немец Вихинг. Церковно-славянский язык как язык культа был запрещен, а многочисленные ученики Мефодия были частично проданы в рабство, а частично насильственно вы- [58] сланы в Болгарию. В их числе находились такие выдающиеся ученые и духовные писатели того времени, как Горазд, Климент, Лаврентий, Наум и др. Отказ Святополка от дела Мефодия стоял в прямой связи с новой внешней политикой Святополка. В 887 г. Поддержка Святополка была куплена им ценой признания полной независимости Великоморавской державы 890 г. Сближение это, впрочем, оказалось недолговечным. Уже в 892 г. Одновременно Арнульф попытался устроить что-то вроде экономической блокады Великой Моравии, добившись прекращения поставки соли в страну из Болгарии. Но ни в 892, ни в 893 гг. Арнульфу не удалось достичь сколько-нибудь заметных успехов. Великоморавская держава, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Отдельные княжеские династии, сохранившиеся на своих землях в обширной державе Святополка, тяготились его властью и теми материальными обязательствами, которые ложились на их плечи. В этих условиях королю Арнульфу было легче справиться с Великой Моравией. Венгры завоевали Паннонию. В 895 г. В 897 г. Несмотря на эти неблагоприятные условия, Великоморавская держава пережила кризис, вызванный междоусобной борьбой и новым усилением германской агрессии, и сохранилась в качестве довольно крупного государства. Князь Моймир II пытался вновь добиться для своего княжества самостоятельной церковной организации, стремился укрепить его положение, противопоставив папский Рим Восточно-франкскому государству. Несмотря на яростное сопротивление баварского епископства, в Моравии было создано церковное управление, непосредственно подчиненное Риму. Однако дальнейшее развитие Великой Моравии было вскоре прервано вторжением кочевников-венгров 906 г. Венгры проникли в Центральную Европу из Приднестровья. Значительная часть Великоморавской державы — земли, населенные племенами паннонских славян, а также Словакия и Моравия были разорены и порабощены венгерской знатью. Вскоре в Паннонии стало складываться ядро Венгерского государства.

Большая часть Великой Моравии вошла в состав Венгерского королевства. На меньшей части чуть позже возникло Чешское княжество.. Значительная часть населения Великой Моравии, как показывают археологические находки, отхлынула на восток, в будущую Русь. Весьма вероятно, что именно моравские эмигранты впервые познакомили восточных славян с христианством и славянской азбукой». Если вы внимательно всмотритесь в карту, то увидите, что первое славянское государство включало и территории нынешней Незалежной. Русины — отдельный славянский этнос, правда, права как у представителей самобытной и древней общности восточных славян у русинов только в Словакии 50 тысяч граждан Словакии считают себя русинами … один из их этнонимов — карпатороссы — связан именно с Карпатами. В наши дни русинами считают себя преимущественно жители земель, оказавшихся по итогам Первой мировой войны за пределами СССР и Польши. Речь идёт в первую очередь о Закарпатье и прилегающих к нему территориях, ставших в 1918 году частью Чехословакии и Румынии. Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов. Эта теория отстаивается теми русинами, которые считают, что они произошли от древнерусской нации. Второй, самой часто оспариваемой, версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировались. В поддержку версии присутствует факт включения части будущей Западной Украины в состав средневекового Венгерского королевства. Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Согласитесь, что вера до недавнего времени значила больше, чем кровь или язык, поэтому я уверен, что эта группа венгров явно происходит от мадьяризированных славян. Главным оспариваемым моментом русофобами всех мастей в истории и древних, и современных русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими. Даже свой родной язык они считают русским. Христианство у русинов появилось ещё во время Великоморавского государства. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов. Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси. Русинская униатская грекокатолическая церковь является самоуправляемой. Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами униатства. Украинские писатели Леся Украинка и Иван Франко, запечатленные в названиях улиц и площадей городов СССР и даже на почтовых марках, не только не скрывали, что они русины, но и гордились этим… Судя по дневниковым записям, Иван Франко обижался, когда его называли украинцем: «Меня сегодня кровно образили оскорбили, — польск. Историк Андрей Марчуков считает, что исчезновение слова «русин» из обихода на Украине объяснимо: «Больше сотни лет воинствующее украинство вело борьбу против русскости и русинства. Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней. С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров. Австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация».

Постепенно в этом соперничестве на первый план вышло племя чехов, которое постепенно подчинило и консолидировало вокруг себя другие племена, и распространило на них своё название. Великоморавская держава Великоморавская держава далее сокращённо ВМД — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с родом Моймировичей. В период наибольшего могущества включало территории современных Чехии, Венгрии, Словакии, а также Малую Польшу, части Украины и Силезии. Великоморавская держава существовала с 833 года до начала X века. Князь Моймир I. Образование Великоморавской державы Когда именно возникло Моравское княжество неизвестно. Столицей был Велеград, однако его местоположение не установлено. Первым исторически достоверным правителем княжества является Моймир I 818—846 годы правления , которого принято считать основателем правящего рода Моймировичей. В 833 году Моймир I подчинил Нитранское княжество, это событие считается датой появления Великоморавской державы. Историческая справка. Князь Прибина, правитель Нитранского княжества, бежал в земли восточных франков. На берегу Прибина построил Блатноград, ставший центром Блатенского княжества. Великоморавская держава при Моймире I Ранее, в 829 году, Моймир I под давлением Людовика II Немецкого согласился принять христианских миссионеров и способствовать распространению христианства. В 831 году епископ Регинар из Пассау крестил Моймира I и «всех мораван». Восточно-Франкское королевство далее сокращённо ВФК — государство восточных франков, существовавшее в 843—962 годах, ставшее предшественником Священной Римской империи и современной Германии. Главный политический и военный противник ВМД. В 845 году 14 князей из Богемии, решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были крещены. Король ВФК обвинил моравов в невыполнении договорённостей по распространению христианства вероятно, лишь предлог , вторгся в ВМД , сверг Моймира I и поставил новым князем его племянника Ростислава. Сведений о дальнейшей судьбе Моймира I нет. Когда Людовик II возвращался из похода на ВМД , славяне Богемии под руководством тех же князей, которые крестились год назад, напали на войско короля и нанесли ему весомое поражение. Крещение князей не имело никакого значения и не привело к основанию христианской церкви в Богемии. Князь Ростислав. Первые четыре года Ростислав проявлял лояльность, пока был занят укреплением своей власти, а также заключением союзов с Болгарским царством и Византийской империей. Однако следующие 20 лет Ростислав будет проводить самостоятельную политику. Начиная с 850 года Ростислав порвал тесные отношения с королём ВФК и стремясь к максимально возможной независимости, изгнал из ВМД баварских священников и отправил послов в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать учителей или священников для обучения собственных церковнослужителей в его государстве. Этим Ростислав хотел ослабить влияние ВФК. Однако Папа даже не принял послов. Тогда в 862 году Ростислав отправил новых послов с аналогичным предложением, на сей раз в Константинополь Византийская империя. Великоморавская держава при Ростиславе Мефодий и Кирилл. Обретение письменности Миссионерская деятельность Мефодия и Кирилла имела основополагающее значение для культурного развития не только ВМД , но и всего славянского мира. Осознавая, что распространение христианства среди местного населения будет напрямую зависеть от понимания языка богослужения, братья решили сделать переводы церковных книг, но столкнулись с отсутствием у славян письменности. Поэтому они создали азбуку алфавит для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48. Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни ныне Салоники и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни.

Великоморавская держава.

Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным. Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру, которая и объединила все славянские народы. Кирилл и Мефодий — граждане Великой Моравии — создали славянскую письменность. С тех пор православные богослужения в славянских странах ведутся на родном языке. В то время это был важный признак самостоятельности и признания. Славяне получили общеевропейское признание. Славяне пришли на территорию современной Чехии в V веке. Городов, как таковых, не было — славяне вели сельскую жизнь: разводили крупный рогатый скот и сеяли злаки.

По сути, Чехия была территорией деревень, по 50-100 человек в каждой. И, как это часто бывает в истории, чтобы собрать в государство разрозненные поселения нужен был общий враг. Купец со звучным именем Само объединил славян против общего врага как часто именно купцы возглавляют сопротивление! Вспомните опыт Минина и Пожарского. Выбив врага, славяне поняли — без укрепленных городов и регулярной армии житья им не будет. Купца Само признали главой, и он за 35 лет своего правления до неузнаваемости изменил страну. В стране стали появляться города, возникла линия обороны из крепостей.

Начали процветать ремесла, началась выплавка стали. Страна расширяла свои границы и в 822 году появилась Великая Моравия. Отсчет идет с этой даты, когда впервые послы этой страны встретились с императором франков Людовиком I. Государство набрало силу и успешно отражало атаки окрестных королей. Когда в страну вторгся Людовик II Немецкий, славяне не только успешно отбили атаку, но и в ответ захватили у короля часть Баварии, расширив границы своей страны. Во второй половине IX века Великая Моравия принимает христианство. Это было необходимым условием интеграции в европейский мир.

Через 100 лет аналогичный выбор ждет Киевскую Русь. Религия в те времена была важным политическим фактором. Пока ты не определился с религией — ты враг всем своим определившимся соседям. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Нужно было выступить в коалицию с одной из основных религий того времени. С западным христианством не сложилось. Во-первых, его до этого слишком агрессивно пытались насадить немцы.

Во-вторых, послы, отправленные славянами в Рим также не достигли успеха в переговорах с Папой. После этого обратились в Византию, которая охотно откликнулась и отправила в Великую Моравию двух просветителей славянского происхождения — Кирилла и Мефодия. Именно они помогли славянам создать письменность и распространить православие по территории страны. Великая Моравия достигла зенита славы при воцарении местного князя Святополка. Он нанес поражения немцам, франкам и болгарам, максимально расширил территории страны. При нем страна присоединила земли современной Хорватии, Польши и часть Венгрии. Страна расширяла границы и копила богатство слишком быстро.

Меньше чем за 100 лет страна вышла за пределы Чехии и поглотила большую часть территории современной Восточной Европы, а также частично захватила Австрию, Германию и Украину. Конец первого государства славян Хорошая пьеса заканчивается сразу после кульминации. Так и в нашей истории. Святополк умер в 894 году. После этого начался обратный отсчет — Великой Моравии оставалось жить всего 13 лет. И между братьями разгорелась междоусобная война за влияние, которая привела к распаду государства. В войне друг против друга братья стали привлекать армии соседних государств.

Увлеченные враждой они упустили вторжение венгров. Венгры — потомки гуннов-кочевников, просто пришли и заселили часть Великой Моравии, как-будто тут всегда и жили. Выбить их с этих земель не получилось. Венгры консолидировали силы и окончательно захватили страну, разбив объединенную армию Великой Моравии. И в 907 году Великая Моравия перестала существовать. Таким образом, первое славянское государство продержалось всего 85 лет.

Об энциклопедическом словаре Большой энциклопедический словарь — это уникальная бесплатная онлайн энциклопедия с полнотекстовым поиском и поддержкой морфологии русских слов. Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.

Религия в те времена была важным политическим фактором. Пока ты не определился с религией — ты враг всем своим определившимся соседям. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Нужно было выступить в коалицию с одной из основных религий того времени. С западным христианством не сложилось. Во-первых, его до этого слишком агрессивно пытались насадить немцы. Во-вторых, послы, отправленные славянами в Рим также не достигли успеха в переговорах с Папой. После этого обратились в Византию, которая охотно откликнулась и отправила в Великую Моравию двух просветителей славянского происхождения — Кирилла и Мефодия. Именно они помогли славянам создать письменность и распространить православие по территории страны. Великая Моравия достигла зенита славы при воцарении местного князя Святополка. Он нанес поражения немцам, франкам и болгарам, максимально расширил территории страны. При нем страна присоединила земли современной Хорватии, Польши и часть Венгрии. Страна расширяла границы и копила богатство слишком быстро. Меньше чем за 100 лет страна вышла за пределы Чехии и поглотила большую часть территории современной Восточной Европы, а также частично захватила Австрию, Германию и Украину. Конец первого государства славян Хорошая пьеса заканчивается сразу после кульминации. Так и в нашей истории. Святополк умер в 894 году. После этого начался обратный отсчет — Великой Моравии оставалось жить всего 13 лет. И между братьями разгорелась междоусобная война за влияние, которая привела к распаду государства.

В действительности их было, вероятно, еще больше. Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с. Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет. Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города. Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й. Поулик полагает, что город у с. Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с. Микульчицы представляет собой первоклассный археологический памятник еще и потому, что, кроме основного великоморавского слоя, там имеется более древний культурный слой, относящийся к VII - VIII векам. В то время город, обладавший меньшими стр. Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения. Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки. В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала. В середине I тысячелетия н. Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе. Таким образом, на основании археологических данных можно считать установленным, что великоморавские города и их культура возникли отнюдь не на пустом месте и не внезапно, а развивались постепенно, в течение не менее одного-двух столетий. Они явились результатом исторического развития местного славянского общества, порывающего с патриархально-родовым строем и вступающего в классовое общество. Следует отметить при этом, что таким характерным элементам материальной культуры, какими являются жилища и украшения одежды как из слоев VII - VIII вв. Это относится, в частности, к украшениям одежды и другим бытовым деталям, принадлежащим великоморавской знати. Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г. Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным. Скорее всего, оно позднего происхождения. Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века. Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование. Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города. Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в. Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров. Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г. Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам. Моравия IX в. Облик великоморавских городов, обрисованных на основании археологических данных, служит, несомненно, веским аргументом в пользу того, что Великая Моравия была государством с довольно развитыми классовыми отношениями. Но ведь главной чертой феодализма являются не города определенного характера, а наличие феодальной земельной собственности и определенные формы зависимости крестьян-земледельцев от собственника-феодала. Большим достижением чехословацкой археологии является то, что она сумела пролить некоторый свет и на эту сторону исследования, обрисовав облик не только великокняжеского города, но и некоторые черты великоморавской деревни. Как известно, наличие княжеской дружины - главной опоры раннефеодальной государственной организации - всегда было связано с формированием ленной системы. Но на основании приведенных выше археологических данных, а именно богатых "дружинных" погребений на великоморавских кладбищах, говорить о ленной системе, конечно, еще нельзя. Имеются, однако, другие, более существенные факты, свидетельствующие о ленной системе и помогающие значительно конкретизировать социальный состав великоморавской знати. Интересные данные об этом получены В. Грубым - исследователем Старого Места. Не ограничившись раскопками в городе, он произвел широкие исследования в его окрестностях. При этом были обнаружены следы нескольких десятков небольших сельских поселений великоморавского времени и, что особенно интересно, два населенных пункта, которые правильнее всего рассматривать в качестве феодальных поместий.

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)

Великоморавская держава Великоморавская держава далее сокращённо ВМД — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с. К этому времени Великоморавская держава была, однако, уже настолько прочной, что уничтожить ее оказалось невозможным. История великоморавской державы Великоморавская держава была создана в середине IX века как попытка объединения славянских племен под властью моравского князя Ростислава. Основателем Моравской державы стал Моймир I. Он был вождем племени мораван. Российские войска освободили и полностью контролируют укрепрайон украинских националистов «Зверинец» на марьинском направлении. Об этом 21 июня сообщил врио главы Донецкой.

Великоморавская держава: распад, обзор и последствия

Великоморавская держава (далее сокращённо ВМД) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с родом Моймировичей. раннефеодальное государство западных славян в 9 - нач. В целом, Великоморавская держава была многонациональным государством, объединяющим различные племенные группы и культуры. ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА — ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское — Богемское княжество) — государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии.

Возникновение славянских государств

Кирилл имел блестящее богословское образование, так как учился вместе с сыном императора. Он был хранителем библиотеки храма святой Софии, был приближенным патриарха и имел доступ ко двору императрицы Феодоры которая восстановила иконопоклонничество в Византии. Мефодий же был военачальником в Славинии, оттого хорошо знал славянский язык. Еще до миссии в Моравии братья разработали славянскую азбуку та азбука ныне называется глаголицей, кириллица появилась немного позднее Это событие стало одним из важнейших в истории славянской культуры и письменности. Их вы знаете Братья пробыли в Моравии три года, в течении которых переводили на славянский язык Евангелие и жития святых, вели миссионерскую деятельность, обучали славян грамоте и покровительствовали строительству церквей, коих было возведено множество.

Миссия братьев имела неоценимый вклад в развитие не только моравской, но и общеславянской культуры. Римское духовенство осудило миссию, так как считало богослужение на славянском языке "варварством". Их вызвали на суд в Рим. В 869 году было создано моравское архиепископство.

Людовик не мог спокойно смотреть на усиление и духовное развитие бывшего вассала. В 864 году начался новый поход, в результате которого Моравии снова был навязан сюзеренитет. Однако через год Ростислав пофиксил это баг и нанес франкам очередное поражение. А потом еще одно.

И еще. Мы смеялись над Людовиком Немецким, который поставил на трон Моравии оказавшегося непокорным Ростислава. А сам князь совершил точно такую же ошибку. В 867 году, когда начался сценарий Crusader Kings, Ростислав подарил Нитранское княжество своему племяннику Святополку.

Как благодарный Святополк отблагодарил своего дядю? Заключением союза с Франкией. Такую подлянку от любимого родственника Ростислав не ожидал. Он несколько раз неудачно пытался убить Святополка, но тайный советник имел недостаточный навык.

Преданный и благодарный Святополк В 870 году Святополк захватил своего дядю в плен и отдал его франкскому королю Карломанну. Тому самому, с которым Ростислав дружил и боролся против Людовика. Карломанн сказал князю: "дружба дружбой, а служба - службой" и Ростислав был заключен в тюрьму, где через несколько месяцев умер. Князем Моравии стал Святополк.

Правление Ростислава заложила прочный фундамент для политического развития и независимости Моравии, на который затем опирался будущий князь Святополк. Было построено множество крепостей, и церквей, от которых, в большинстве своем, остались только руины. Также деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии, приглашенных Ростиславом и покровительство князя миссионерству имела огроиное влияние на дальнейшее развитие славянской культуры. О заслугах Ростислава помнят до сих пор.

В 1994 году православная церковь Чехии и Словакии причислила Ростислава за миссионерскую деятельность к лику святых. Икона с князем Ростиславом Деятельность Святополка напоминала искуснейшую катку в Crusader Kings на айронмене. Сначала он отрекся от собственного брата, потом выжил от его убийц, и в итоге, после смерти Ростислава в баварскому плену, Святополк получил восточную Моравию. Западную часть страны король Франкии отдал западным маркграфам, Вильгельму и Энгельшалку.

Дальше начался такой расколбас, от которого Джордж Р. Мартин ощутил собственное ничтожество. Такого король вытерпеть не смог и бросил моравского князя в темницу к Мефодию. Однако затем на западе Моравии, которой правили немчужные маркграфы, началось восстание, которое возглавил отпрыск Моймировичей Славомир.

Это вопрос стратегической безопасности России. Что дальше? Что будет на пост-Украине? Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи?

Святополк же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили его, а новым князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев. При этом он освободил Святополка I, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии. Святополк I пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако, Славомир признал Святополка I законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк I перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено.

В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии. И, как гласит « Житие Мефодия »: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань. Замирение с немцами позволило Святополку заняться расширением своих владений.

Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу. Смерть Ростислава В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества второго по значению после Моравского. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер. Дата смерти неизвестна. Таким образом на территории ВМД возникла первая славянская архиепархия. Князем стал Святополк I, который подчинился восточно—франкскому политическому влиянию. Несмотря на основание архиепархии, деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинское восточно—франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка. В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно—франкском монастыре Райхенау. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке. В 879 году восточно—франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке. После смерти Мефодия 885 год новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке. Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию. Последствия миссии Мефодия и Кирилла В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному латинскому обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное византийское христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы. Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов. Князь Святополк I. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань. Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей. Он захватил Силезию, Лужицу и Паннонию. Великоморавская держава при Святополке I Святополк I добился, чтобы в состав ВМД вошли славянские племена Богемии, с которыми последние несколько десятков лет ВМД находилась в союзных отношениях возникли на основе общей защиты от восточных франков. Своим ставленником в Богемии Святополк I избрал молодого князя Борживоя I по разным источникам ему было 15—20 лет из рода Пржемысловичей. Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны. Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками. Борживой I — первый достоверно известный князь чехов. По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий