Новости что такое каторжные работы

Каторга – это часть пенитенциарной системы, мера наказания по суду за уголовные и политические преступления. Так, по мнению главы СПЧ Валерия Фадеева, будет целесообразным восстановить каторгу как вид уголовного наказания. КАТОРГА (каторжные работы), тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства. Каторжные работы проводились на севере страны, где заключенные вынуждены были заниматься добычей золота, постройкой дорог и лесозаготовкой. По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы.

Жизнь ссыльных и политкаторжан на рубеже XIX-XX веков

КАТОРГА (каторжные работы), тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства. Каторга – это часть пенитенциарной системы, мера наказания по суду за уголовные и политические преступления. Каторжные работы начали применяться в России в середине XIX века после того, как был принят закон «О каторжных работах». Каторжная работа — это особый вид труда, который выполняют люди, осужденные за совершение преступлений.

Что такое каторжные работы и их значение в истории?

Заключенные вынуждены были работать на различных объектах, таких как строительство каналов, дорог, золотых рудников, лесозаготовка и т. Условия жизни в лагерях были экстремальными, с недостатком пищи, плохой медицинской помощью и постоянной угрозой насилия со стороны надзирателей и соучастников. Многие заключенные не выжили в этих условиях, погибли от голода, болезней или были убиты. Сталинские репрессии и каторжные работы продолжались в СССР до середины XX века, когда политический климат начал меняться. Тем не менее, наследие этих событий осталось на всю историю Советского Союза и стало символом нарушения прав человека и политического подавления. Каторжные работы в Современной России Каторжные работы в Современной России представляют собой систему трудовых работ, осуществляемых под присмотром и контролем правоохранительных органов. Система каторжных работ в современной России была восстановлена в 1996 году после ее отмены в 1956 году. В Современной России основным местом проведения каторжных работ являются исправительно-трудовые колонии и колонии-поселения. Данные учреждения предназначены для содержания осужденных лиц, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. Основной целью применения каторжных работ в Современной России является реабилитация осужденных лиц и их социализация через приобретение новых навыков и профессиональных компетенций.

В ходе каторжных работ осужденные выполняют различные виды работ, включая строительство, сельское хозяйство, промышленное производство и др. Задачи и объемы работ зависят от характера преступления и назначенного наказания. Каторжная система в Современной России также призвана обеспечивать экономическую выгоду для государства. Осужденные предоставляют свою рабочую силу в обмен на существование в колонии. Таким образом, каторжные работы способствуют поддержанию экономической активности и улучшению производительности. Однако система каторжных работ в Современной России вызывает обсуждение и критику среди правозащитных организаций и общественности. Основные критики указывают на возможность нарушения прав осужденных лиц, а также на недостаточную эффективность системы реабилитации и социализации. В заключение, каторжные работы в Современной России остаются важным аспектом исполнения наказания и социализации осужденных лиц. Вопросы эффективности и соблюдения прав осужденных требуют дальнейшего обсуждения и совершенствования системы каторжных работ.

Важность каторжных работ в истории Каторжные работы имеют огромное значение в истории различных стран и эпох. Они были широко применяются в разных периодах и культурах. Каторжникам приходилось выполнять тяжелую и унизительную работу в течение длительного времени. Одно из главных значений каторжных работ заключается в их воздействии на экономику и инфраструктуру. Каторжники выполняли различные работы, такие как строительство дорог, каналов, фортов, шахт и других объектов гражданского и военного назначения.

Так их влияние в сибирских каторжных тюрьмах было подорвано, хотя и не уничтожено до конца. Ниже иванов стояли храпы. Им не хватало сил, лидерских качеств или дерзости для того, чтобы занять место иванцов, но они охотно принимали сторону сильнейшего и шли к нему в услужение. Внутри этой группы существовали небольшие подгруппы, например, поддувалы — аналог современных "шестерок". В самом низу каторжной иерархии находилась шпанка — обычные люди, попавшие на каторгу по воле случая и не являющиеся профессиональными преступниками. Шпанку описывали так: Это те крестьяне, которые "пришли" за убийство в пьяном виде во время драки на сельском празднике; это те убийцы, которые совершили преступление от голода или по крайнему невежеству; это жертвы семейных неурядиц, злосчастные мужья, не умевшие внушить к себе пылкую любовь со стороны жен, это те, кого задавило обрушившееся несчастье, кто терпеливо несет свой крест, кому не хватило силы, смелости или наглости завоевать себе положение "в тюрьме". Это люди, которые, отбыв наказание, снова могли бы превратиться в честных, мирных, трудящихся граждан. Иваны и храпы презирали шпанку и смотрели на этих людей свысока, называя их "от сохи взятые на время". Если иваны ощущали себя чем-то вроде элитного криминального ордена и имели своеобразную солидарность, как и храпы, пытавшиеся прибиться к криминальному миру, то шпанки были разобщены, не ощущали единства и не могли противостоять давлению более дерзких, хотя и малочисленных иванцов. Именно шпанки выполняли самые тяжелые каторжные работы, в то время как иваны старались занять самые выгодные места. Вплоть до конца XIX века каторжане часто работали на рудниках и в некоторых сибирских шахтах и заводах. Однако позднее эта практика была прекращена. Запретные слова и действия Вопреки распространенным представлениям о криминальном мире, в дореволюционных каторжных тюрьмах за словами следили не слишком строго. Ругань и матерные перебранки между каторжанами были в порядке вещей и не приводили к серьезным последствиям. Якубович вспоминал: Самая страшная перебранка для них в сущности не что иное, как пустое словопрение, своего рода артистический турнир. За несколько лет моего пребывания в Шелайском руднике не больше 2-3 раз пришлось мне наблюдать потасовки и мордобои, причиной которых были словесные оскорбления. Было лишь несколько оскорблений, которые могли повлечь за собой драку, а то и убийство, поэтому в перебранках и спорах они практически не употреблялись. Якубович перечислял их: Есть только два бранных слова, нередко бывающих причиной убийства: одно из них означает шпиона их обычно называли хамами — прим. Дорошевич утверждал, что такое слово есть, но только одно: Все ругательные слова русского слова на каторге только обычная приправа к разговору. Но есть одно слово, за которое режут. Это грубое, простонародное слово, в переводе на более благовоспитанный язык означающее "кокотку". Это объясняется особыми условиями каторги. Но указать на то, что человек занимается этой профессией, назвать его этим именем — за это хватаются за ножи. В каторжных тюрьмах сформировался особый жаргон, в то время никому не понятный никому за исключением самих каторжан, но в настоящее время ставший неотъемлемой частью современного русского языка: пришить — убить, шишка — начальник, важный человек; стрелять — просить, фартовый — удачливый, везучий; баланда — похлебка. Воровство у сокамерников не считалось табу. Как правило, обворованный должен был сам разбираться со своим обидчиком в меру своих сил. Чаще всего обворовывали представителей шпанки, которые не могли за себя постоять и "арестантского закона" не знали. Коллективному избиению подлежали только не знавшие меры воришки либо покусившиеся на имущество иванов. Абсолютным табу было только "наушничество" — доносы администрации на других каторжан. В лучшем случае если доносчик просто пожаловался на кого-то, его могли сильно избить. В худшем, если донос существенно навредил каторжанину, доносчика могли убить. Иногда в тюрьме был один арестант, оказывавший остальным сексуальные услуги по своему собственному желанию насилие в данном случае абсолютно исключалось. Как правило, эти заключенные и на воле предпочитали лиц своего пола. Гомосексуалистам обычно давали женские имена Манька, Катька, Танька и относились к ним с презрением.

Каторга в правление Екатерины II[ править править код ] Наряду с ссылкой в каторжные работы при Екатерине II вновь стала применяться ссылка на поселение без работ; но точного соотношения между этими видами ссылки установлено не было. К началу XIX века стало выясняться крайне неудовлетворительное состояние ссылки. Немало содействовала этому неустойчивость управления восточной окраиной и быстрые смены лиц, которым оно вверялось. Введение в 1782 и 1783 годах общего губернского учреждения в Сибири не устранило неудобств, и уже в 1806 году была снаряжена ревизия сенатора Селифонтова, указавшая на господствующий в управлении Сибири и, главным образом, в организации ссылки и каторжных работ крайний беспорядок системы, которую Сперанский позже назвал системой «домашнего управления» взамен «публичного и служебного». К введению последнего призван был «законодатель ссылки», Сперанский, назначенный сибирским генерал-губернатором. Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение её с каторжными работами явился изданный в 1822 году Устав о ссыльных. Каторжные работы по этому уставу являются высшей карательной мерой по сравнению со ссылкой на поселение. Каторга делилась на бессрочную и срочную максимум 20 лет. Уложение 1845 года[ править править код ] Каторга делится на бессрочную и срочную, с максимумом в 20 лет. По отбытии каторги ссыльный переходит в разряд поселенцев. Свод Законов 1832 и 1842 г. Только в Уложении 1845 г. Каторжные работы различаются в Уложении по срокам, какие в них должен состоять осуждённый до перехода в разряд поселенцев, и по тяжести самих работ. Что касается бессрочной каторги, то она, хотя и предусмотрена в Уложении, не представляется безусловной, а означает лишь, что прекращение работ должно зависеть от степени исправления осуждённого. По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы. Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась; не всегда рудниковые работы в действительности оказывались более тяжкими, чем даже заводские; в самом Уложении ст. Самые работы не всегда существовали, и осуждённые к данному роду каторжных работ часто за отсутствием его отбывали наказание в сибирских каторжных тюрьмах, разбегаясь целыми массами и наводя ужас на местное население. По замечанию профессора Таганцева, «государство, осуждая на К. Деление работ на категории постепенно исключено из законодательства. В 1864 г. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу ещё в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы , перестал принимать каторжных.

Отдельной трудностью была «заготовка» морской воды: из-за частых штормов её было непросто даже набрать, поэтому черпали вручную вёдрами, обливаясь ледяной влагой. Среди каторжников два — два с половиной века назад почти не было грамотных, так что воспоминаний об их тяжком труде не осталось. Зато сохранились отдельные документы начала XIX века, в которых начальство Охотского завода отмечало тюремную «бухгалтерию»: сколько каторжников за плохое поведение и побеги заковано в ножные кандалы, какому количеству добавлены ручные оковы и сколько из особо «злостных» прикованы к угольной тачке. Сохранились и документы о том, как кормили каторжан в Охотске. С учётом, что цены в Охотске были в разы выше, чем в Москве и Петербурге картина привычная для Крайнего Севера и в наши дни , то этих денег на еду не хватало. Поэтому летом каторжников, свободных от цепей, иногда отправляли на лов рыбы. Однако, как докладывало начальство Охотска, каторжане, «беспрерывно находясь в казённой работе», часто не успевали заготовить достаточное количество пищи, и в результате местные власти регулярно жаловались вышестоящему руководству на «самое жалкое положение находящихся в солеваренном заводе бедных людей…» Доходило до того, что из Охотска отправляли в Якутск и Иркутск ходоков собирать «вспомосуществование» гуманитарную помощь, как бы сказали сегодня для каторжников. Сохранились и факты такой помощи. Например, в 1813 году некий иркутский мещанин Храмков «из человеколюбия» пожертвовал охотским каторжникам 23 фунта масла и 130 швейных иголок. В том году непосредственно на Охотской солеварне работало 68 каторжников под охраной 14 солдат и 5 казаков. Ежегодно этими силами получали около 2 тысяч пудов почти 33 тонны соли, которой снабжали всё побережье Охотского моря, Камчатку и Чукотку. Однако в начале XIX века в Сибири наладили массовую добычу соли, цены на этот продукт упали и существование каторжной солеварни в далёком Охотске стало экономически невыгодным. В 1836 году власти Иркутской губернии куда в то время входило Охотское побережье со всей Камчаткой подсчитали, что пуд соли, добытый в Охотске каторжным трудом, обходится казне в 15 рублей 44 копейки, тогда как сибирская соль, привозимая на морское побережье через Якутск, стоит не дороже 8 рублей за пуд. После такой неутешительной бухгалтерии 19 сентября 1836 года вышел приказ «прекратить совершенно действие Охотского солеваренного завода». Просуществовавшая целое столетие каторга на берегу Охотского моря была ликвидирована. Но российский Дальний Восток недолго оставался без подневольного труда заключённых — спустя всего два десятилетия новая каторга возникла на Сахалине. Каторжный уголь СахалинаОсенью 1851 года недалеко от устья Амура капитан Геннадий Невельской, глава исследовавшей эту дальневосточную реку экспедиции, заметил на одежде местного аборигена-нивха необычные застёжки, сделанные из чёрного блестящего камня. Моряки того времени, плававшие на пароходах, хорошо разбирались в угле — без сомнения застёжки были сделаны из каменного угля, при том очень качественного. Невельской тут же стал расспрашиваться «гиляков», как называли тогда русские нивхов, об этом необычном камне. Вскоре ему принесли увесистый чёрный обломок. Мыс Погиби — самая близкая к материку часть Сахалина. И уже к началу 1852 года люди из экспедиции Невельского достигли острова по льду замерзшего пролива на собачьих упряжках и обнаружили на Сахалине огромные запасы каменного угля, выходящие прямо на поверхность. Находка имела стратегическое значение. Россия в то время активно развивала Тихоокеанский флот, приходилось платить большие деньги за уголь, покупаемый в Китае и Японии. Наиболее качественный по высокой цене закупали даже в Англии. Уголь Сахалина по качеству не уступал английскому, был куда лучше китайского и японского. К тому же иные месторождения каменного топлива на российском Дальнем Востоке тогда были ещё не известны. Уже осенью 1853 года на Сахалине матросы со шхуны «Восток» вручную добыли первые 30 тонн угля. Сначала сахалинский уголь добывался силами военных моряков, но вскоре решено было привлечь для этих целей дальневосточных ссыльных и заключённых. Чехов в книге «Остров Сахалин» пишет: «Существует мнение, что мысль избрать это место для ссыльной колонии пришла впервые самим каторжным: будто бы некий Иван Лапшин, осуждённый за отцеубийство и отбывавший каторгу в г. Николаевске, попросил у местных властей позволения переселиться на Сахалин, и в сентябре 1858 г. В апреле 1859 г. Маленькое село Дуэ и ныне находится на берегу Татарского пролива, здесь некогда работала самая старейшая угольная шахта Сахалина. Первые каторжники, добывавшие там уголь, работали фактически без охраны — бежать в совершенно диких краях было некуда, а казна платила им 2 копейки за каждый добытый пуд угля. Труд заключённых оказался крайне выгоден: добыча одной тонны сахалинского угля в итоге стоила казне 1 рубль 25 копеек, тогда как за тонну японского угля платили свыше 20 рублей, а британский уголь стоит вообще 68 рублей. Неудивительно, что добыча угля каторжанами стала стремительно развиваться. В 1861 году на Сахалин, несмотря на все сложности с транспортировкой, прислали вторую партию — более 80 каторжников. Официально документ назывался «Положение Комитета об устройстве каторжных работ» — предполагалось, что каторжники будут осваивать далёкий остров и добывать уголь для создававшегося Тихоокеанского флота России. Каторга должна была ускорить освоение Сахалина, который считался «ничейной землёй» и на который тогда претендовали одновременно три империи: Китай, Япония и Россия. Правительство Александра II решило использовать английский опыт; к середине XIX столетия успех заселения Австралии ссыльными и осуждёнными стал как раз очевиден. Решено было перевести на Сахалин каторжников из Иркутской губернии и Забайкалья.

Жизнь в "мертвом доме": быт, нравы, запретные слова и иерархия дореволюционной каторги

Доктора тюремного ведомства оставили записки с ежедневными замерами температуры и влажности воздуха в трюмах с каторжниками. Страшная жара и духота — основной мотив всех дошедших до нас воспоминаний о плавучем «этапе» на Сахалин. Бывший студент петербургской Военно-медицинской академии Борис Еллинский, получивший за революционную деятельность 20 лет каторги, плыл на Сахалин в 1894 году и позднее описал быт раскалённого трюма: «Люди пораздевались донага. Пот лил со всех ручьями, как в бане. Грудь сжимало и в глазах мутило. Казалось, что голова сейчас лопнет от боли. У многих все тело покрылось нарывами, из которых сочился гной. Это — так называемая тропическая сыпь. Появились смертные случаи от тепловых ударов… Как только с кем-либо случался обморок, кричали часовому; он давал свисток; являлись два санитара и уносили беднягу на палубу. Большинство не возвращались уже оттуда. После я узнал, что почти все они умерли и их спустили в море зашитыми в холст».

Труд в угольных шахтах по праву считался самым тяжёлым и страшным: никакой механизации не было. Петербургский журналист Влас Дорошевич в 1897 году посетил Сахалин и оставил впечатляющее описание угольных шахт, где работали каторжане. Вода просачивается, капает на вас большими, тяжёлыми, холодными каплями, руки хватаются за мокрое, холодное, скользкое, вы ползёте по чёрной жидкой грязи…» В сопровождении горного инженера Дорошевич рискнул проползти вглубь шахты, чтобы увидеть, как работают каторжане: «Словно какие-то черви, мы ползли в недрах земли по узеньким, кривым, извилистым параллелям… На четвереньках идти можно было только местами, в виде роскоши. По большей же части приходилось ползти на животе. Схватиться правой рукой за какой-нибудь выступ в стенке и притягиваться на мускулах, в левой держа свечу…— А рабочим здесь постоянно приходится лазить. Немудрено, что ходят все в лохмотьях. Работы эти считаются не только самыми трудными изо всех существующих, но и прямо убийственными…"По узким подземным лазам Дорошевич с сопровождающим инженером добрались до забоя, где каторжане добывали уголь: «Мерные удары слышатся всё яснее, громче. Ближе, ближе. Послышался глухой человеческий говор и мы, наконец, друг за дружкой, выползаем в забой. Работа останавливается.

Рабочие снимают шапки…В каменноугольном пласту от угля душно и жарко. Чёрные стены. Пылает, еле освещая забой, несколько керосиновых факелов, — в забое, вместо воздуха, крутится какой-то вихрь керосиновой копоти. Люди одеты в невероятные лохмотья, сквозь которые на каждом вершке видно голое, чёрное тело. Только арестантские шапки остаются целы на рабочих и составляют резкий контраст с остальными лохмотьями. Пока инженер показывал мне устройство старого рудника, настал час арестантского обеда. Рабочие расползлись, как черви, по параллелям, с головокружительной быстротой, слетели на спине по штрекам, зашлёпали чуть не по колено в воде по главной штольне и ушли в тюрьму…" Архивные документы позволяют представить, каков был упомянутый Дорошевичем «арестантский обед». В сутки сахалинскому каторжнику полагалось около килограмма хлеба, 160 грамм мяса или 400 граммов рыбы. К ним добавлялось 300 грамм крупы, картофеля и капусты. В основном каторжников кормили доступной на Сахалине рыбой — согласно тюремной инструкции рыбная «пайка» полагалась 208 дней в году.

По свидетельству очевидцев ведро такой «баланды» стоило 5 копеек. Тюремный врач Николай Лобас, проработавший на Сахалине 7 лет, в начале XX века писал осторожно, но недвусмысленно: «На каждом шагу можно увидеть, что пища сахалинского арестанта не восполняет трат его организма, если ему приходится выполнять тяжёлую работу, и он постепенно идёт к упадку…»За четверть века существования Сахалинской каторги заключённые добыли на острове почти 600 тысяч тонн угля. Подневольный труд здесь мог бы продолжаться и далее, но после русско-японской войны, когда южная половина острова отошла к Японии, Сахалинскую каторгу пришлось закрыть. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых. В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу, что на дальневосточных землях железнодорожное строительство невозможно без использования каторжников. В то время начиналось строительство знаменитого Транссиба — железной магистрали через весь континент от Урала до Владивостока. Но в Приморье и Приамурье с их малочисленным населением просто не хватало рабочих рук для столь масштабных работ, к строительству трассы пришлось привлекать солдат и наёмных рабочих-иностранцев из Китая и Кореи. Дополнительно решено было использовать и силы каторжников. Эта трасса, протяжённостью почти в 1000 вёрст, должна была соединить Владивосток с Хабаровском. Вскоре заключённые составили заметную часть железнодорожных строителей.

Нерчинская каторга перестала существовать в 1917 году. Свидание каторжных с семьями Я долго изучал историю русской каторги, в том числе и Нерчинской, которая была основным местом ссылки на каторжные работы в Российской империи. Но если исторических документов достаточно, то от самих зданий сейчас сохранились лишь стены, фрагменты каких-то построек, а кое-где — только фундаменты. Но ведь это часть прошлого наших предков, а тюрьмы, как артефакты этого прошлого, — ценный исторический памятник, который необходимо оберегать. Мне бы очень хотелось, чтобы когда-то был создан музей каторги, который дал бы возможность детально познакомиться с жизнью в неволе.

Чтобы посетитель мог не только попасть в помещения, где находились каторжане, но и погрузиться в их бытовую жизнь, почувствовать на себе опыт человека в изоляции. Как выглядел главный символ каторжника — кандалы? Насколько они были тяжелые? Каковы были условия жизни на каторге? На чем они спали?

Где работали? Чем питались? Причем одним музеем ограничиваться не обязательно: большое путешествие по Кандальному пути могло бы стать одним из главных туристических маршрутов Забайкалья. Я был в Китае и видел великолепные музеи на базе Порт-Артурской тюрьмы и Маньчжурского арестного дома, кстати, возведенных русскими в 1902 году во время строительства и эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги. Эти музеи не только выглядят прекрасно — они пользуются большой популярностью среди приезжих туристов.

Китайский опыт и убедил в мысли, что, во-первых, исторические тюрьмы можно с полным правом считать объектами нашего культурного наследия, сохранять их, а во-вторых, что в России должны появиться такие же музеи, для начала хотя бы — на Нерчинской каторге. В чем отличие каторги от советских лагерей?

Пост Дуэ. Каторжники на откатке угля. Александра III, который вырыли сахалинские каторжники в конце позапрошлого века. Как правило, заключенного лишали жизни через повешение.

Это было жуткое, душераздирающее зрелище. Смотреть на казнь пригоняли всех заключенных. Смертнику, одетому в чистое белье, очень долго читали приговор. Перед смертью человек от ужаса дрожал крупной дрожью или непроизвольно мочился. А во время самой казни всегда громко бил барабан — это делали для того, чтобы окружающие не слышали плача, криков и проклятий умирающего человека. Всю мероприятие длилось больше часа.

Александровская тюрьма. Александра, служившего в конце XIX века на Сахалине, несколько дней перед казнью висельники практически не могли спать — переживали. Батюшка рассказывал, как его прислали поддержать трех осужденных мужчин, и те фактически круглые сутки не отпускали его от себя, «позволяя» разве что отлучиться домой поесть. Все три дня ему удавалось поддерживать их напутствием и молитвой: он говорил им, что нужно не терять веры, ведь бывали случаи, когда приговор отменяли прямо перед его исполнением. Один из троих, старик, все дни пытался храбриться, но перед самой казнью настолько упал духом, что у него отнялись руки и ноги и к виселице его несли на руках. Тюремная церковь Александровского погоста.

Например, каторжник Клименко, приговоренный к виселице за неоднократную попытку бежать и убийство поймавшего его конвоира, после последнего преступления сам явился к начальнику тюрьмы с повинной. Когда его вывели на эшафот, он произнес речь, полную достоинства и раскаяния: мол, сам во всем виноват и казни заслужил. Когда его вешали, даже не стучал барабан.

Политических лишили книг, теплой одежды, личного белья и права покупать продукты за свой счет. Репрессии коснулись и женского отделения, хотя никто из каторжанок не имел отношения к побегу. В ответ на угрозу применения телесных наказаний политкаторжане объявили голодовку, в которой участвовали более 50 закованных в ручные и ножные кандалы человек. Администрация каторги оказалась не готова к таким действиям и под угрозой массовой гибели заключенных пошла на уступки: на 13-й день комендант согласился вернуть осужденным белье, часть книг и теплую одежду. До этого он получил из Петербурга распоряжение каждый день докладывать о состоянии здоровья голодающих. Вторым и неожиданным ответом политзаключенных на репрессии стало покушение народницы Марии Кутитонской на губернатора Забайкальской области Луку Ильяшевича, которого считали виновным в ограничении прав каторжников. Незадолго до этого Кутитонскую по состоянию здоровья перевели с каторги на поселение, которое она тут же самовольно покинула.

Вооруженная револьвером, революционерка пришла на прием к губернатору и выстрелила в него. Ильяшевич был тяжело ранен, но выжил и ходатайствовал о смягчении приговора стрелявшей в него женщине: Кутитонская была беременна. Впрочем, ребенок родился мертвым, а сама каторжанка, избежав виселицы, вскоре умерла от туберкулеза. Но так или иначе, ситуация на Каре после голодовки постепенно стабилизировалась. В 1884 году были разобраны перегородки внутри камер, на следующий год — восстановлена вольная команда. Коменданты каторги сменяли один другого, надолго на Каре начальство теперь не задерживалось. По воспоминаниям революционера Льва Дейча, поступившего на Карийскую каторгу в декабре 1885 года, вольности тюремной общины к моменту прибытия на Кару была уже полностью восстановлена, камеры по-прежнему не запирались, заключенные увлеченно занимались науками, чтением, пением, разбивали огороды и цветники, развлекались игрой в шахматы и городки, а зимой — катанием с гор. Летом они устраивали чаепитие в тюремном дворе за общим столом, пишет историк Гарнет. Столь же щадящий режим установился и в женском отделении каторги, где отбывали наказание около десяти революционерок. Карийская трагедия Поводом к резкому обострению отношений каторжан с администрацией стал инцидент с осужденной Елизаветой Ковалевской.

В своих воспоминаниях она писала, что в феврале 1888 года заболела сначала цингой, а после и туберкулезом. Боясь заразить своих товарищей, революционерка требовала, чтобы ее перевели в отдельную камеру, но навстречу ей не пошли. Тогда Ковалевская, имевшая за плечами побег и многолетний опыт подпольной борьбы, заявила, что отказывается повиноваться любым представителям власти. В августе 1888 года в женскую тюрьму на Каре приехал генерал-губернатор Приамурья Андрей Корф, бравировавший своими либеральными взглядами. Ковалевская отказалась вставать в его присутствии: «Я сослана сюда за то, что не признаю ваше правительства и перед его представителями не встаю». Как вспоминала революционерка, Корф побагровел и крикнул сопровождавшим его сотрудникам: «Поднимите ее на штыки! В ответ Ковалевская процитировала фразу из речи самого генерал-губернатора: «Сила не в силе, а сила в любви». Корф в ярости удалился. Спустя три дня по его приказу Ковалевскую перевели в другую тюрьму. Сделано это было в крайне грубой форме.

Ее посадили в телегу, переодели насильно при мужчинах в арестантские одежды и вывезли из Кары. Операцией руководил комендант каторги Масюков. Сначала женщины, а потом и мужчины-политкаторжане выступили с требованием отставки Масюкова. Противостояние продолжалось почти год, но несмотря на заверения представителей администрации, приезжавших на каторгу, конфликт так и не нашел разрешения — пока в августе 1889 года Сигида не дала коменданту пощечину, а Корф не распорядился ее высечь, что и стало поводом к массовому самоубийству. О случившемся тогда на Каре узнали не только в России, но и во всем мире. Царское правительство решило, что в сложившейся ситуации выгоднее будет объявить о ликвидации Карийской каторги. Акатуйская каторжная тюрьма пережила Революцию 1905 года, здесь продолжали содержать политических заключенных, в том числе бывших депутатов Госдумы. В 1911 году Акатуйская тюрьма была преобразована в женскую; среди ее заключенных была анархистка Фанни Каплан, позже прославившаяся покушением на Ленина. Окончательно каторги в России ликвидируют в 1917 году, как казалось — навсегда. В 1943 году каторжные работы вернулись — в качестве наказания по статье «Измена Родине».

Как жили каторжане? Клейменный каторжанин Помимо основой, существовала и неформальная иерархия, которая потом перекочевала в тюрьмы СССР. Лидер поселения, которого называли «Иван», держал запасы продуктов «общак» и распределял его между заключенными, нередко ему доверяли и деньги арестантской артели! Но за это он отвечал за порядок и перед руководством охраны. Сместить «Ивана» без согласия всех заключенных, администрация лагеря не могла. Когда на каторгу массово хлынули политические, они также завели своих Иванов, общак, а также написали свод правил жизни каторжан и нормы поведения между своими, которые усвоили все заключенные. Но между политическими и уголовниками были напряженные отношения, часто заканчивающиеся дракой и резней. Женщины на каторге в Сибири В 1879 году была проведена реформа, которая изменила условия каторги. Теперь каторжане получали разряд — с 1-го по 3-й, в зависимости от срока наказания. Самым злостным каторжанам первого разряда было разрешено работать только в подземных рудниках, в ручных и ножных кандалах, им обривали половину головы, чтобы предотвратить успешные побеги.

По мере исправления, каторжанина могли классифицировать как «исправляющегося» и снять ручные или ножные кандалы. Каторжане на строительстве железной дороги В 1899 году, в России существовали 875 мест отбывания наказания каторжанами.

Россия возрождает каторгу?

Археографической комиссией, т. V, стр. Мысль Виниуса лишь впоследствии нашла практическое применение. Подневольный, каторжный труд, однако, недолго сосредоточен был на гребных судах. Уже в 1703 г.

Смотря по потребности в рабочих руках, на работы осуждалось большее или меньшее число преступников. Taк, Петр Великий письмом на имя князя Ромодановского от 23 сентября 1703 г. Очевидно, что при исполнении такого заказа тяжесть вины не могла быть принимаема к точному руководству. Со времени передачи в 1760 г.

В системе наказаний К. Только в указах Елизаветы Петровны об отмене смертной казни 1753 и 1754 вечная ссылка на вечную, непрерывную работу заменяет собою смертную казнь и, таким образом, ставится во главе карательной системы. Срочные каторжные работы отбывались в этот период или в крепостях, или в рабочих домах для женщин — прядильные домы. Некоторую определенность и постепенность в отношении отбывания каторжных работ как наказания вводит лишь указ Павла I от 13 сентября 1797 г.

Наряду с ссылкою в каторжные работы при Екатерине II вновь стала применяться ссылка на поселение без работ. К началу нынешнего века стало выясняться крайне неудовлетворительное состояние ссылки. Немало содействовала этому неустойчивость управления восточною окраиной и быстрые смены лиц, которым оно вверялось. Введение в 1782 и 1783 гг.

К введению последнего призван был "законодатель ссылки", гр. Сперанский, назначенный сибирским ген. Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение ее с катор. Устав о ссыльных.

Каторжные работы по этому уставу являются высшею, сравнительно с ссылкою на поселение, карательною мерою. По отбытии К.

Само по себе это не нарушение закона, но и работать человек должен соответственно.

В нашем примере — одну десятую положенного по ставке времени. Но на деле человек работает как все, то есть полный рабочий день, а зачастую и более. При этом камеры в любом случае могут отключать после 17.

Осужденные рассказывают о случаях, когда к концу дня их выводят из цехов, а когда камеры выключаются, заводят обратно, на дополнительную смену. Третий фактор — низкая себестоимость труда заключенных и возможность его бесконтрольного использования. Пусть квалификация заключенных как работников низка, пусть они выдают много брака, но низкие затраты и возможность использовать неучтенную рабочую силу в отсутствие какого-либо контроля дают возможность обогащаться здесь и сейчас.

Речь идет именно о неучтенных рабочих ресурсах: есть масса свидетельств того, что администрации колоний используют нехитрые уловки — привлекают к «серому» труду фактически нетрудоустроенных даже на частичные ставки осужденных. Для этого от них получают согласие на труд по благоустройству колоний свыше двух часов в неделю. Такая работа до двух часов в неделю — обязанность осужденного, предусмотренная статьей 106 УИК.

Это согласие не дает права работать на производстве, но формально ретуширует использование фактического раба. Проверять и расследовать подобное, казалось бы, несложно, но реальность говорит о другом. О любых проверяющих колониях знает загодя.

Зэков готовят, инструктируют. И оно работает. Сами проверяющие чаще всего со спецификой труда осужденных знакомы мало, да и вдаваться нет ни времени, ни желания.

Непосредственная проверка в колонии, собственно, проверкой не является, членов ОНК, прокуроров или других гостей водят по заранее оговоренным маршрутам и болевых точек не показывают. Но даже то, что на поверхности, остается без внимания. К примеру, мы не встречали случаев, когда проверяющие обратили бы внимание на то, что количество рабочих станций, обустроенных и функционирующих в швейном цехе, в два-три раза превышает количество трудоустроенных на этом производстве людей.

Казалось бы, что проще, задать вопрос «Почему? Но никто не задает. Бывает, что СКР проверяет условия труда осужденных, например, при травмах на производстве.

Но и в этих случаях система отработана. Следователи изучают лишь официальные документы и опрашивают «активистов», которые, разумеется, никаких жалоб не имеют, но подтверждают, что пострадавший был грубо неосторожен, хоть и прошел все инструктажи. Почему люди не жалуются?

Хоть и без особых надежд быть услышанными, но в с твердой уверенностью в неизбежности кары за жалобы. Она рассказала о невыносимых условиях труда на швейном производстве. По ее словам, администрация поставила задачу: за неделю сшить 600 костюмов для работников РЖД, то есть примерно 120 костюмов в день силами 160-170 заключенных.

За невыполнение — снижение месячной зарплаты. Это подтвердила бывшая заключенная ИК-2 Алеся Бондаренко. Она рассказала, что женщин заставляют работать практически до ночи.

В 18 часов выводят из производственных помещений, выключают камеры, а потом заводят обратно. Когда правозащитники подали заявление в СК и история получила огласку в СМИ, в колонию из-за подозрений в помощи Анне перестали пускать священника, а каждая поездка адвоката к ней превращается в бесконечное издевательство. Саму Анну стали наказывать — помещать в штрафной изолятор, доведя до попытки суицида.

Схожие практики существуют в ИК-14 Мордовии. Их не прекратило даже осуждение бывшего начальника — в фонд «Русь сидящая» уже обращались освобождавшиеся женщины с жалобами ровно на те же условия, что были при прошлом начальнике. Классический случай — история Арины Родиной, осужденной за мошенничество в период работы в страховой компании.

Дело крайне неоднозначное, но Арина явилась с повинной, возместила потерпевшим все мыслимые расходы и ущерб, осталась без имущества, при том что у нее трое детей, два из них - малолетние на момент осуждения. Следователь Арину арестовал, хотя потерпевшие в суде просили не лишать ее свободы. Суд вынес приговор с реальным сроком лишения свободы - четыре года.

В законодательстве англоязычных стран каторжные работы обозначаются как «заключение с тяжелым трудом» или «уголовное рабство». На практике во многих странах, где еще формально сохраняются каторжные работы, по мере гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного права наблюдается постепенное стирание разницы между последними и обычным заключением. Тяжелый каторжный труд превращается в обычные тюремные работы, смягчаются условия содержания. Потребление памяти: 2 Мб.

Позднее такое судно стали называть галерой. Остальные ответы Лука Искусственный Интеллект 249135 16 лет назад каторга от позднегреческого katergon — галера , особый вид наказания за уголовные и политические преступления.

Сочетала лишение свободы с особо строгим режимом и привлечением заключённых к тяжёлому физическому труду.

Каторжник в Российской империи

Каторга представляла собой особую форму трудового заключения, при которой осужденные отправлялись на принудительные работы в труднодоступные районы России. Властям этого каторжного острова позволялось обращаться с узниками, как вздумается, поэтому здесь царил полный произвол. Что касается приговорённых к каторжным работам, то для их содержания на территории РСФСР и УССР было создано 11 лагерей особого режима в ведении МВД СССР. Ка́торга, или каторжные работы — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками. Каторга, каторжные работы — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими преступниками.

Каторга: что делали на ней

Каторга представляла собой особую форму трудового заключения, при которой осужденные отправлялись на принудительные работы в труднодоступные районы России. Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины». Каторжная работа — это особый вид труда, который выполняют люди, осужденные за совершение преступлений. По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы. В этой статье мы рассмотрим понятие и особенности каторжной системы в России, условия жизни заключенных, исторический контекст и последствия этой.

История каторжных работ и их значение в современности

  • Каторжанин: кто такой и каким образом попадает в каторжную ссылку?
  • В России собираются возродить каторгу
  • Значение и определение слова Каторга, что такое Каторга?
  • Что такое каторжная работа
  • Ответы : Первоначальное значение слова каторга
  • На каторжных работах

В российское законодательство вернут каторгу

Каторгу и политическую ссылку стали массово применять в России с 17 века. КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудительные работы и, как правило, строгий режим лишения свободы. Каторжная работа имеет свое происхождение в России и достигла наивысшего расцвета в 18-19 веках. Последствия каторжной работы были катастрофическими для тех, кто попадал в это пучище унижений и страданий. Каторжные работы как особый вид наказания заключаются в лишении осужденного свободы с привлечением его к выполнению тяжелых физических работ в сочетании с особо жестким режимом содержания.

Каторжный труд

A Что такое пожизненное заключение и кому оно теперь светит. Объясняем простыми словами Пожизненное заключение пожизненный срок, пожизненное лишение свободы или, как говорят в народе, просто «ПЖ», «пожизненное» — одна из самых строгих мер уголовного наказания, которая подразумевает принудительную изоляцию осуждённого от общества вплоть до его смерти. Пожизненное заключение в России — самое строгое уголовное наказание, назначается только за особо тяжкие преступления. Пожизненное лишение свободы — единственный приговор, при котором суд не указывает точный срок отсидки преступника. Отсюда и название: «пожизненное». Согласно этой формулировке, кажется, что преступник, получивший пожизненный срок, больше никогда не выйдет на свободу. Однако это не совсем так. У него остаётся небольшая лазейка и шанс, чтобы вполне законно выйти на волю подробнее об этом — чуть ниже. По ней пожизненное могут дать только за совершение особо тяжких преступлений : посягающих на жизнь; против здоровья населения и общественной нравственности; против общественной безопасности; против основ конституционного строя и безопасности государства; против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Кроме очевидного, это значит ещё и то, что конечное решение, осуждать ли конкретного преступника на пожизненный срок или же дать ему срок конечный, измеряемый в годах, ложится на плечи суда. Кому не назначают пожизненное заключение В свою очередь, закон запрещает назначать пожизненное лишение свободы нескольким категориям граждан: пожизненный срок не назначается женщинам; лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет; мужчинам, которым к моменту вынесения приговора исполнилось 65 лет. В каждой, даже самой тяжкой уголовной статье, есть разброс возможных наказаний. Пожизненное лишение свободы выступает как самый строгий из возможных вариантов. В каждом конкретном деле суд выбирает наиболее подходящее наказание в зависимости от деяний преступника. Чаще всего пожизненные сроки получают маньяки, серийные убийцы, педофилы-насильники и людоеды. Кроме того, к вечным срокам приговаривают и по статьям о терроризме и наркотиках. А недавно в УК РФ добавилась возможность осуждать на пожизненное лишение свободы ещё и за госизмену.

Пожизненный срок можно получить за: предумышленное убийство с отягчающими обстоятельствами; «педофильские» статьи, связанные с преступлениями против половой неприкосновенности детей; террористические статьи, в том числе о совершении теракта, вербовке, прохождении обучения, приготовлении к преступлению, взятии заложников, угоне самолёта, акте международного терроризма и т. Освобождение от пожизненного заключения Пожизненное заключение в юридическом смысле не является гарантированно вечным. Согласно закону, осуждённый на пожизненное лишение свободы имеет право подать прошение об УДО. Правда, в отличие от других категорий преступников, «пожизненник» может просить об условно-досрочном не раньше чем через 25 лет после начала отбытия своего срока. Вместе с тем, последние три года его отсидки должны пройти максимально тихо, без каких-либо нарушений и дисциплинарных взысканий.

Некоторую определённость и постепенность в отношении отбывания каторжных работ как наказания вводит лишь указ Павла I от 13 сентября 1797 г. Каторга в правление Екатерины II[ править править код ] Наряду с ссылкой в каторжные работы при Екатерине II вновь стала применяться ссылка на поселение без работ; но точного соотношения между этими видами ссылки установлено не было. К началу XIX века стало выясняться крайне неудовлетворительное состояние ссылки. Немало содействовала этому неустойчивость управления восточной окраиной и быстрые смены лиц, которым оно вверялось. Введение в 1782 и 1783 годах общего губернского учреждения в Сибири не устранило неудобств, и уже в 1806 году была снаряжена ревизия сенатора Селифонтова, указавшая на господствующий в управлении Сибири и, главным образом, в организации ссылки и каторжных работ крайний беспорядок системы, которую Сперанский позже назвал системой «домашнего управления» взамен «публичного и служебного». К введению последнего призван был «законодатель ссылки», Сперанский, назначенный сибирским генерал-губернатором. Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение её с каторжными работами явился изданный в 1822 году Устав о ссыльных. Каторжные работы по этому уставу являются высшей карательной мерой по сравнению со ссылкой на поселение. Каторга делилась на бессрочную и срочную максимум 20 лет. Уложение 1845 года[ править править код ] Каторга делится на бессрочную и срочную, с максимумом в 20 лет. По отбытии каторги ссыльный переходит в разряд поселенцев. Свод Законов 1832 и 1842 г. Только в Уложении 1845 г. Каторжные работы различаются в Уложении по срокам, какие в них должен состоять осуждённый до перехода в разряд поселенцев, и по тяжести самих работ. Что касается бессрочной каторги, то она, хотя и предусмотрена в Уложении, не представляется безусловной, а означает лишь, что прекращение работ должно зависеть от степени исправления осуждённого. По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы. Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась; не всегда рудниковые работы в действительности оказывались более тяжкими, чем даже заводские; в самом Уложении ст. Самые работы не всегда существовали, и осуждённые к данному роду каторжных работ часто за отсутствием его отбывали наказание в сибирских каторжных тюрьмах, разбегаясь целыми массами и наводя ужас на местное население. По замечанию профессора Таганцева, «государство, осуждая на К. Деление работ на категории постепенно исключено из законодательства. В 1864 г. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу ещё в 1830 г.

За "ласки" ему платили гривенниками, махоркой, чаем, сахаром, побоями. Днем он кокетничал. Он по-женски расслабленно вихлял бедрами, заворачивал кверху полушубок, складывал "сердечком" губы, "делал глазки", смотрел в зеркальце немного больше медного пятака, слюнявил нечистую ладонь, чтобы пригладить свалявшиеся войлоком волосы. К нему относились с гадливым презрением, но его халатом накрывались многие. Якубович в своих мемуарах посвятил целую главу появлению на каторге гомосексуалиста по фамилии Шустер: Он явно старался в то же время подделаться к тюремным силачам и воротилам, был перед ними, как говорится у арестантов, хвостом, шутил, заигрывал, и иногда ему удавалось достичь своей цели: какой-нибудь Чащин или Быков расхаживал с ним по двору, фамильярно обнявшись и дружелюбно беседуя. Но проходило несколько минут, и тот же Чащин давал своему новому приятелю здоровенный пинок… Шустера презирали, готовы были гнать, бить, и в то же время под сурдинку "добрая половина тюрьмы" не считала зазорным участвовать в его позоре. Практиковавшееся в советских тюрьмах в качестве наказания провинившихся сексуальное насилие не было известно на дореволюционной каторге. Иллюстрация к "Запискам", 1893 Иллюстрация: Николай Каразин Женщины на каторге Иногда на мужской каторге появлялись и женщины. Как правило в составе вольных команд, которые занимались хозяйственным обслуживанием тюрьмы. Такие команды могли набираться из местных жительниц или ссыльных поселенок. Если ни тех, ни других не было, в вольные команды зачислялись каторжанки из женских тюрем. Посещая мужские тюрьмы, эти женщины почти всегда вступали в отношения с каторжанами. Якубович вспоминал: Уголовная каторжанка всегда в большинстве случаев и продажная женщина. Скопление огромного количества мужчин при почти полном отсутствии женщин делало то, что в Шелайской вольной команде эти 5-6 каторжанок были в буквальном смысле коммунальными женами. Разврат достигал ужасающих размеров. Бесстыдство некоторых из этих мегер, всегда почти пьяных и не боявшихся никаких наказаний, доходило до какого-то кретинизма. Дорошевич так описывал этапирование женщин-каторжанок по морю на Сахалин: Женский трюм превращается в плавучий позорный дом… Это обычное явление, и если этого нет, каторжанки даже негодуют. Пароход "Ярославль" перевозил каторжанок из поста Александровского в пост Корсаковский. Старший офицер господин Ш. На пароходе "ничего не было". И вот, когда в Корсаковске каторжанок пересадили на баржу, с баржи посыпалась площадная ругань: - Такие-сякие! В монахи вам! Баб везли — и ничего. Нас из Одессы везли, с нами на пароходе вот что делали! Женщины лишились маленького заработка, на который сильно рассчитывали, и сердились. На Сахалине женщин на каторге почти не было. Каждой каторжанке по прибытии на остров предлагали выбор: стать сожительницей ссыльнопоселенца или отправиться в тюрьму. Подавляющее большинство выбирало первый вариант. В других регионах также практиковалась передача каторжанок в пару к поселенцам, но не повсеместно. Каторжанки в Сибири. Эти женщины отправились на каторгу вслед за своими бывшими мужьями. Им выделяли землю и даже помогали с инвентарем и средствами для обустройства на новом месте в относительной близости от тюрьмы. Мужей могли отпускать к ним на встречи, а в некоторых случаях если они уже отбыли часть наказания досрочно переводить из каторжной тюрьмы на поселение. Порой, для порядка, их могли заставить повторно обвенчаться.

Многие заключенные не выжили в этих условиях, погибли от голода, болезней или были убиты. Сталинские репрессии и каторжные работы продолжались в СССР до середины XX века, когда политический климат начал меняться. Тем не менее, наследие этих событий осталось на всю историю Советского Союза и стало символом нарушения прав человека и политического подавления. Каторжные работы в Современной России Каторжные работы в Современной России представляют собой систему трудовых работ, осуществляемых под присмотром и контролем правоохранительных органов. Система каторжных работ в современной России была восстановлена в 1996 году после ее отмены в 1956 году. В Современной России основным местом проведения каторжных работ являются исправительно-трудовые колонии и колонии-поселения. Данные учреждения предназначены для содержания осужденных лиц, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. Основной целью применения каторжных работ в Современной России является реабилитация осужденных лиц и их социализация через приобретение новых навыков и профессиональных компетенций. В ходе каторжных работ осужденные выполняют различные виды работ, включая строительство, сельское хозяйство, промышленное производство и др. Задачи и объемы работ зависят от характера преступления и назначенного наказания. Каторжная система в Современной России также призвана обеспечивать экономическую выгоду для государства. Осужденные предоставляют свою рабочую силу в обмен на существование в колонии. Таким образом, каторжные работы способствуют поддержанию экономической активности и улучшению производительности. Однако система каторжных работ в Современной России вызывает обсуждение и критику среди правозащитных организаций и общественности. Основные критики указывают на возможность нарушения прав осужденных лиц, а также на недостаточную эффективность системы реабилитации и социализации. В заключение, каторжные работы в Современной России остаются важным аспектом исполнения наказания и социализации осужденных лиц. Вопросы эффективности и соблюдения прав осужденных требуют дальнейшего обсуждения и совершенствования системы каторжных работ. Важность каторжных работ в истории Каторжные работы имеют огромное значение в истории различных стран и эпох. Они были широко применяются в разных периодах и культурах. Каторжникам приходилось выполнять тяжелую и унизительную работу в течение длительного времени. Одно из главных значений каторжных работ заключается в их воздействии на экономику и инфраструктуру. Каторжники выполняли различные работы, такие как строительство дорог, каналов, фортов, шахт и других объектов гражданского и военного назначения. Эти работы важны для развития страны и улучшения ее инфраструктуры. Второе значение каторжных работ связано с эффектом дисциплины и контроля.

По кандальному пути

Правительство старалось сделать ссылку производительною и установляло меры надзора за тем, чтобы всякий ссыльный "у того дела был и в том месте жил, где кому и у какого дела быть велено и бежать бы на сторону не мыслил" грамота верхотурскому воеводе 1697 г. При всем том работа ссыльного остается свободным, личным трудом на себя. Только к самому концу XVII в. Подневольная работа осужденных преступников при Петре Великом быстро развивается и находит себе многообразное применение. Этот подневольный труд и получил название К.

Подневольный карательный труд на пользу казны как мера наказания, соединенная с ссылкой, был известен глубокой древности и уже в Римской империи применялся в довольно широких размерах и оставил неизгладимые следы римские водопроводы. Распространенною формою подневольного труда преступников к концу средних веков почти у всех романских народов была работа на галерах, т. Этот вид подневольной работы перешел при Петре В. Слово К.

В журнале Петра Великого слово К. Воспользоваться рабочею силою преступников для гребного труда предложено было в 1688 г. Андреем Виниусом см. Археографической комиссией, т.

V, стр. Мысль Виниуса лишь впоследствии нашла практическое применение. Подневольный, каторжный труд, однако, недолго сосредоточен был на гребных судах. Уже в 1703 г.

Смотря по потребности в рабочих руках, на работы осуждалось большее или меньшее число преступников. Taк, Петр Великий письмом на имя князя Ромодановского от 23 сентября 1703 г. Очевидно, что при исполнении такого заказа тяжесть вины не могла быть принимаема к точному руководству. Со времени передачи в 1760 г.

В системе наказаний К. Только в указах Елизаветы Петровны об отмене смертной казни 1753 и 1754 вечная ссылка на вечную, непрерывную работу заменяет собою смертную казнь и, таким образом, ставится во главе карательной системы.

Психологическая и физическая жестокость на каторге приводила к высокой смертности среди заключенных. Многие умирали от переутомления, голода, болезней и травм. Ответственные за колонии пользовались низким уровнем прав защиты прав заключенных и часто насильственно применяли физическое наказание. В целом, жизнь заключенных на каторже была полна страданий и ужасных условий. Каторжная система была разрушительной по своей природе и приводила к множеству человеческих потерь. Распространенные преступления, ведущие к каторге Система каторжных работ была введена в Российской империи в XVIII веке и стала одним из самых жестоких вариантов наказания за совершение преступлений.

В качестве основных преступлений, которые могли привести к осуждению на каторгу, можно выделить следующие: 1. Убийство — один из самых серьезных преступлений, которые могли привести к каторжным работам. Если убийство совершалось из корыстной или особо жестокой мотивации, осужденный мог быть отправлен на пожизненное каторжное заключение. Грабеж — преступление, связанное с хищением имущества других лиц. Грабеж на крупные суммы или с применением насилия мог привести к каторге. Разбой — преступление, включающее в себя грабеж с применением насилия или угрозы применением насилия. Осужденные за разбой, особенно если имелися смертельные исходы, могли быть приговорены к каторжным работам. Мошенничество — преступления, связанные с обманом и незаконным получением материальной выгоды.

Мошенники в ряде случаев отправлялись на каторгу, особенно если их мошенничество причинило значительный ущерб. Кража — преступления, связанные с похищением чужого имущества. При совершении кражи в значительном размере или при рецидиве, осужденные могли быть отправлены на каторгу. Политические преступления — в Российской империи каторжные работы были также широко использованы для преследования политических противников. Сюда входили участие в революционных движениях, распространение антиправительственной пропаганды и другие политические деяния. В некоторых случаях, осужденные на каторгу могли быть отправлены на пожизненные или временные каторжные работы в Сибирь, где ежедневно испытывали неимоверные тяготы и унижения. Оцените статью.

Одни посажены хозяевами, другие к ним работниками. Их житье не отличается от поселенческого житья на том же Сахалине. Местами на Сахалине тюремное начальство разрешает каторжникам селиться наруже острога до положенного срока, иногда с первого же года; беглых от этого больше не стало. Наруже острога живут все женщины, а из мужчин — семейные и также те, кто считается хорошим мастером или писарем, или чертежником и прочие такие. Мастеровые, например сапожники, столяры, часто и отбывают свой каторжный срок у себя на квартире, другие же только ночуют на квартирах, а на раскомандировки и работы должны сходиться каждый день со своими острожными товарищами. Жилище каторжанина. По клику откроется в полном размере В Дуэ около пятидесяти каторжников хозяев, но у них только огороды — ни сенокосов, ни пашни нет. Вот описание каторжной квартиры в Дуэ: «Изба чаще всего в одну комнату. В ней вы застаете семью каторжного, с нею солдатскую семью, двух-трех каторжных жильцов или гостей; тут же подростки; две-три колыбели по углам; тут же куры, собаки, а на улице у избы — мусор и лужи от помоев. Вечером с работы возвращается муж каторжный. Он хочет есть и спать, а жена начинает плакать и причитывать: «Погубил ты нас, проклятый! Пропала моя головушка, пропали дети! Но вот все заснули, дети переплакали и тоже угомонились давно. А баба все не спит, думает и слушает, как ревет море. Теперь уж ее мучит тоска, жалко мужа, обидно на себя, что не удержалась и попрекнула. А на другой день опять та же история…» На Сахалин немало идет женщин добровольно за мужьями. Одни идут из любви и жалости, другие — от стыда, от попреков. Самые тяжкие преступники на Сахалине содержатся в острожных карцерах, отдельно от прочих арестантов.

Эти музеи не только выглядят прекрасно — они пользуются большой популярностью среди приезжих туристов. Китайский опыт и убедил в мысли, что, во-первых, исторические тюрьмы можно с полным правом считать объектами нашего культурного наследия, сохранять их, а во-вторых, что в России должны появиться такие же музеи, для начала хотя бы — на Нерчинской каторге. В чем отличие каторги от советских лагерей? Очень часто приходится слышать, как эти две системы пытаются сравнивать, но на самом деле это не совсем корректно. Коренное отличие между ними заключалось в том, что советская лагерная система 30-х годов ХХ века была построена фактически на «утилизации» людей. Если имперской каторгой заменяли смертную казнь совершившим тяжкие преступления, то в годы политических репрессий люди могли попасть на каторгу без всякой вины, и отправляли их туда на верную гибель. Я сам, например, вырос в Магаданской области и видел лагерные пункты, в которых находились заключенные советской эпохи. Их заставляли работать и жить практически под открытым небом — на Колыме тогда добывали золото. Зимовать зэкам приходилось в палатках при 60-градусном морозе. Кто выживет — тот выживет. На новый сезон привозили свежую «партию», и так год за годом. Что это, если не утилизация? Здесь человек не только мог приносить реальную пользу обществу. Ему обеспечивали все необходимое для жизни, давали возможность социализироваться, начать жить иначе. При этом даже отъявленным злодеям, реальным государственным преступникам давали шанс. Вспомним хотя бы того же самого Николая Чернышевского — человека, чьи воззрения носили явно революционный характер. Его не уничтожают, как поступили бы, например, в Советском Союзе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий