Новости где находится тиманский кряж

Географические координаты Тиманского кряжа находятся между 63° и 68° северной широты, а также между 45° и 50° восточной долготы.

Местоположение Тиманского кряжа на карте — где находится и как найти

Каменный город раскинулся в северной части Тиманского кряжа, верхнем и среднем течение реки Белой и её притоков река Кумушка и ручей Белый Кечвож. Тиманский кряж — это невысокий хребет со сглаженными вершинами, он тянется от побережья Баренцева моря Чешская губа до истоков реки Вычегда. Длина кряжа составляет около 950 км. Строительный материал для Каменного города природа начала создавать за 570 млн лет до н.

Песчаник представляет собой универсальный и очень популярный строительный натуральный камень. Из него выстроены старинные замки Англии, Австрии, Дании. Из него делают дорожное покрытие, гончарные изделия, стекло и фарфор, точильные круги.

Природе понадобился не один миллион лет, чтобы ветром и морозом создать великанов Каменного города. Этот город особенный, такого больше нет на нашей планете. Скульптуры образовались путём морозного выветривания — это наиболее яркий фактор рельефообразования в долине реки Белой, когда сильные ветра выдувают из бесформенных булыжников удивительные статуи.

Ненецкая легенда гласит: «Стоят великаны на страже тайны, каждому путнику немой вопрос задают: «Кто ты, зачем пришёл? Тайну хочешь узнать? Смотри, увидишь».

Камень с каждым человеком говорит на его языке». Попав в Каменный город, общая площадь которого 4,8 га, можно часами наслаждаться искромётной игрой света, от которой каменные скульптуры как будто бы начинают оживать. Каждый увидит в этих великанах, средняя высота которых например, высота Тиманского камня в районе бассейна реки Белой составляет от 160 до 180 метров, при максимальной высоте в 220 метров, - что-то своё.

Одна скала похожа на морду кота, другая — на динозавра, а третья — на фигуры людей. Кто-то увидит полуразрушенные здания — настоящий Каменный город. Дополняют образ загадочного мира пещеры и гроты.

Те, кто побывал в этом городе, говорят, что именно там можно познать себя, своё предназначение. В этом районе удивляют не только каменные великаны, но растительность и животный мир. Район Белой и её притоков является уникальным природным комплексом.

Там обитают более двадцати видов рыб, из которых самая популярная рыба — хариус, а также арктический голец, рыбы сиговых пород, сёмга, горбуша. Там же обитают более семидесяти видов птиц: орлан-белохвост, тетерева и другие. А ещё полноправными хозяевами в районе Каменного города себя чувствуют медведи, лоси и краснокнижные дикие северные олени.

Каньон находится в 40 км от посёлка Индига в среднем течении реки Белой. Каньон Большие Ворота - памятник природы, который был утверждён решением исполнительного комитета Ненецкого окружного Совета депутатов 2 марта 1987 года. Ландшафт каньона образуют живописные береговые обрывы базальтов периода верхнего девона, имеющие высоту 80-90 метров.

Ещё одна ненецкая легенда гласит: «Давно это было, за нашими глазами. Старые люди говорят, в те времена рыбы по земле ходили, а звери с людьми на человеческом языке разговаривали. И друг друга понимали они.

Три-четыре километра, и выходим к Тобышу. В верховьях Тобыша — глубокий ручей, берега поросли кустарником, русло извилистое, так что не всегда вписывается байдарка. Иногда кустарник полностью перекрывает ручей.

При малой воде придется пройти так еще километра два, прежде чем Тобыш станет достаточно полноводным. Общая длина волока 12 —14 км. Постепенно берега повышаются, но лес еще далеко.

В зарослях кустарника много сушняка, стоянку подобрать нетрудно. Но вот долина реки сужается, лес спускается к воде, появляются проходимые завалы, все чаще стремнины, затяжные перекаты. Первые избушки по Тобышу встречаются уже на двухсотом километре от устья и идут через каждые 40 — 50 км.

Однако летом встретить рыболовов или охотников можно лишь в самом низовье, в основном это косцы с Цильмы. Река богата рыбой, леса боровой дичью, в верховьях на галечниках много гусей. После впадения в Тобыш правого большого притока — Большого Томана стоит остановиться и познакомиться с историей здешних селений.

Для большей гарантии можно пройти вверх по Кумушке 2 км. Тундра в этом месте уже легко проходима, и вдоль ручья так же есть оленьи тропы. Следует так же отметить, что на этом участке пути, до верховьев Кумушки , а так же в случае продолжения пути по вездеходной колее необходимо запастись водой для питья. На всём протяжении этой дороги, источников воды на ней нет. В районе "каменного города" дорога хоть и подходит близко почти вплотную к Кумушке, но спустится к ней за водой, не представляется возможным. Река течёт в глубоком ущелье с почти отвесными берегами, заросшими всё той же берёзой.

Ещё одна полезная информация: В самом верховье Кумушки, в километре выше впадения Сухой Рассохи, на левом берегу стоит добротный дом с печкой, запасом дров и всем необходимым, которым можно воспользоваться в случае непогоды, если такая застигнет на плато. Это сезонная база оленеводов, которая ими в летнее время не используется. Тот хаос, который мы увидели внутри, никак не располагает, конечно, чтобы там остановится. Но группе, при необходимости, ничего не стоит навести там порядок и создать пригодные для проживания условия в течение часа. Непроходимая для лодок Кумушка представляет собой весьма интересный экскурсионный объект, на посещение которого рекомендуется выделить день. Особенно интересен каньонный участок реки.

Нами был пройден верхний участок Кумушки. Нижний участок обследовать не стали в виду труднопроходимости и недостатка времени, хотя он возможно тоже по своему интересен. Далее даётся последовательность описания местности, согласно нашему пути следования, от избы до каньона. Как уже было сказано, основная вездеходная колея уходит прямо — на юго-запад. Пройдя по ней ещё пару километров от отворота, перед очередным распадком, мы прямиком по тундре дорога проходит стороной вышли к избе. Практически во все стороны отсюда простирается открытая всем ветрам тундра, поросшая стелющейся карликовой берёзой, в которой путаются ноги.

Словом — местность далеко не для пешего хождения, как это утверждает карта, на которой изображена совершенно голая, лишённая растительности тундра. Кумушка протекает недалеко от избы. Здесь она представляет неспешно текущий по тундре, мелководный ручей со спокойным течением и галечным дном, с большим количеством перекатов. Первые скальные обнажения появляются за полкилометра до впадения Сухой Рассохи. Это интересные формы выветривания кварцитов и кварцито-песчаников так называемый — крепкий песчаник фото-115. Отмеченный на карте водопад, в действительности нечто иное, как непроход.

Русло тут полностью перекрыто разбросанными в беспорядке огромными глыбами скальных обломков фото-116. Массивные скальные блоки лежат так же повсюду на берегу фото-117 , и в русле фото-118. Сухая Рассоха представляет собой мелководный ручей фото-119 , где вода едва струится по плитам, выстилающим его дно, и в связи с этим полностью оправдывает свое название. Имеет хорошо выработанное русло в скалистом обрамлении. Его долина — наикратчайший путь и надёжный ориентир для волока на Белую. Далее Кумушка поворачивает на запад и течёт в этом направлении полтора километра.

Для этого участка характерно засоренное камнями русло фото-120 и скопления небольших останцев по берегам фото-124, фото-126. Местами берег представляет собой невысокую скальную стенку фото-122, фото-125. После поворота на северо-запад следует прямой участок, где реку пересекает, уже упоминавшаяся ранее, вездеходная колея. По левому берегу здесь почти на километр тянется болото, и поэтому лучше идти правым. Русло реки представляет собой в этом месте скальное ложе — плиты, лежащие одна поверх другой. В результате образовались цепочки бассейнов ванночек — своеобразная водяная лестница фото-127 , где вода переливается через ступени из одного бассейна в другой.

На следующем повороте, в конце этого участка начинается ущелье фото-130 , где скалы местами отвесные подступают по обоим берегам. Несмотря на это, берега тут вполне проходимы фото-131. Причём, лучше всего идти вдоль кромки воды, потому как тундровая растительность ощутимо препятствует ходьбе. Река по-прежнему имеет каменистое русло, и во многих местах течёт по гладкому каменному ложе. Встретилось даже место, где вода попросту пропилила узкие, гладкие желоба в перегородившем её каменном монолите, словом — прогрызла себе путь. По мере спуска вниз, русло всё более засорено камнями, а скалы по берегам становятся выше фото-132.

Встретилось место давнишней стоянки геологов. И как всегда, атрибуты подобных мест — железные бочки, и прочий мусор. С берега в реку спускается металлическая труба, другой конец которой уходит куда-то в тундру. Видимо здесь была буровая и это забор воды для скважины. На подходе к большому каньону живописные скальные ворота фото-133. Разливаясь в этом месте, река резко меняет направление фото-134.

Фактически это отдельный небольшой каньон фото-136 , протяженностью около 500 метров, где с обоих берегов над рекой встают скальные изваяния самых оригинальных форм фото-135. Это место так же проходимо по низу. После него следует небольшой равнинный участок фото-138 , после которого начинается большой каньон фото-137. Каньон выглядит внушительным провалом на ровной поверхности плато фото-141 , и представляет собой грандиозный разлом фото-146, фото-155 , при глубине до 50 метров и протяженности 2 километра. Стены его сильно разрушены фото-140 и ощетинились скальными останцами на всём протяжении фото-147, фото-149. Обломками этих пород сплошь усеяно дно реки фото-148, фото-150 , среди которых встречаются довольно внушительные фото-154.

Фотография, как всегда, не может передать всего масштаба и красоты этого природного объекта. На дне каньона, в некоторых местах, у самой воды имеются гроты, и над водой нависают огромные скальные монолиты фото-151. Интересно было бы снять всё это снизу, но от такой идеи пришлось отказаться, поскольку спуск в каньон небезопасен, а местами практически невозможен. Осыпные склоны вперемешку с густыми зарослями стелющейся берёзы создают этому серьёзное препятствие. Камни здесь ползут под ногами, а плотные заросли встают непреодолимой преградой. Кроме того, верхний край каньона, и нижний у самой воды , во многих местах представляют собой отвесные уступы фото-144.

Всё это исключает свободный спуск в каньон, как и выход из него. Взгляд на каньон сверху вызывает серьёзные сомнения в проходимости его низом. Поэтому лучше всего осматривать и проходить его по верху. Это весьма удобно, потому как по левому краю каньона, на всём его протяжении имеется отличная тропа, неизвестно откуда взявшаяся на узкой полоске ягельной тундры вдоль верхней его кромки, в то время как вся местность вокруг представляет собой непроходимые заросли фото-152 , которые смотрятся издалека зелёным пушистым ковром фото-145. Так же следует отметить, что ни в коем случае не следует пытаться идти вдоль каньона правым берегом, потому как придётся столкнуться с плотной стеной этих зарослей. Интересный объект в каньоне — непроход, представляющий собой огромный скальный останец, полностью перекрывающий русло фото-139.

Возможно этот кусок скалы, высотой более 10 метров, обрушился некогда с борта каньона, что наиболее вероятно, потому как подобные скальные монолиты нависают над многими его участками фото-153. Ближе к нижнему концу каньона слева, на повороте, впадает небольшой ручей. Вдоль него есть слабозаметная тропа, выводящая на вездеходную колею, которой полезно воспользоваться после осмотра каньона, потому как далее, ниже каньона, из труднопроходимого ущелья Кумушки невозможно будет выбраться, и придётся идти до самого устья. Следует помнить, что можно заблудиться и довольно серьёзно в окружающих зарослях, если невнимательно отслеживать тропу. По этой причине нельзя ни в коем случае пытаться прямиком срезать путь, пользуясь тем, что заросли берёзы в этом месте не совсем сплошные. В этом-то и таится главная опасность!

Попав в этот лабиринт можно не найти обратного выхода, в результате чего придётся довольно долго блуждать, или прорубаться сквозь них, чтобы выйти. При наличии времени можно осмотреть низовье Кумушки, потому как там есть свои прелести, в частности так называемые "исполиновы котлы" - огромные круглые ванны в скальных породах речного ложа о которых упоминает исследователь этих мест, геолог Г. Чернов , и базальтовые потоки. К тому же, глухое, непосещаемое ущелье Кумушки может оказаться хорошей находкой для любителя настоящей глуши, и экзотики такого порядка. Ну, и не стоит забывать об имеющихся там лососевых ямах. Нижняя Волонга Этот участок реки оказался далеко не совсем простым для сплава как ожидалось , и преподнёс ряд сюрпризов.

Пройдя верховья Волонги и достигнув устья Кумушки, мы были уверены, что дальнейший сплав будет проходить по спокойной реке с почти полным отсутствием препятствий. В действительности же, Волонга держала в напряжении, практически почти до самого устья. Достаточно того факта, что все свои сквозные повреждения лодка получила на этом участке. Ниже устья Кумушки река имеет лестничный характер, представляя собой чередование небольших порогов со спокойными участками. Полноценный сплав здесь ещё невозможен, но облегченная лодка с одним гребцом , позволяет проходить эти препятствия на вёслах, маневрируя среди камней, разбросанных в русле. Тем не менее, мест требующих проводки на нижней Волонге достаточно много.

Сосредоточены они практически на всём протяжении реки, до самых низовьев. На участке между Кумушкой и Травянкой это перегораживающие реку каменистые гряды плотины , представляющие собой намывы из скоплений камней высотой около 0. Хватает здесь так же и береговых скальных обнажений. Наиболее красивое из них в километре ниже устья Травянки, где река делает петлю на 180 градусов, с востока на запад. Грандиозные скалы здесь отвесно падают в воду. Это последние скалы из песчаников.

Далее следуют известняки, представляющие собой небольшие скальные выходы на всём протяжении реки. Ближе к низовьям река прорезает последнюю гряду Косминского камня, и по обоим берегам вновь встают отвесные скалы. Место для стоянки найти несложно — вдоль всей Волонги вполне нормальный лес, который тянется почти до самых низовьев, сменяясь в 15 километрах от устья лугами и ивняком. В основном это ель, хотя есть участки, где преобладает берёза. Местами к берегу подступает тундра. Практически на всём протяжении река имеет удобные, сухие берега.

Падение реки составляет 15 метров на 10 километров, поэтому течение достаточно быстрое даже на плёсах, что исключает подъем на вёслах. Однако наличие хорошего бечевника на всём протяжении, позволяет подняться к устью Кумушки почти на любом плавсредстве. Ниже Травянки река становится более пригодной для сплава, но быстрое течение и изобилующее камнями русло преподносит свои сюрпризы. Основной вид препятствий — мелководные, протяжённые шиверы с высоким падением. Характер всех этих препятствий почти одинаков — в заросшем калужницей русле имеется узкий проход с чистой струёй. Течение там стремительное, с видимым уклоном, а на выходе обычно хаос торчащих из воды камней, от которых практически невозможно увернуться — прохода нет, а течение неумолимо тянет на камни.

И подобные сливы практически в конце каждого такого "зелёного коридора". Порой бывает два-три подобных рукава. Выбор по внешнему виду наиболее полноводного из них, не даёт гарантии, что на выходе из него не придётся протаскиваться волоком или влететь с разгону в торчащий на фарватере огромный камень. К тому же в этих с виду чистых струях полно подводных камней, цепляние которых лодкой на большой скорости приводит к повреждению её дна. Протяженность подобных участков составляет сотню и более метров, и чередуются они с завидной регулярностью. Река в большей своей части очень извилиста - много участков, где её русло имеет направление север-юг.

Ещё одна особенность Волонги — на всём протяжении от Травянки до устья у ней нет притоков за исключением мелких ручьев , и следовательно — подпитки. Этим-то и объясняется труднопроходимость её в низовьях. На подступах к последней гряде Косминского камня 20-25 км. Каких либо особенностей эти препятствия не имеют, за исключением довольно высокой протяженности, через которые приходится всё так же тащить лодку волоком по этой траве, как было уже не раз. На этом сложности не кончаются. Ниже, перед последним ущельем река широко разливается.

При ширине русла более 100 метров воды здесь по щиколотки — на самых глубоких местах около 10 сантиметров. Этот разлив тянется около километра. Всё дно реки в этом месте представляет собой плиту, скальный монолит. Технически этот участок не представлял бы сложности, если бы не масса обломков в русле и слои скальных пород, которые местами выходят на поверхность под углом, образуя острые грани. Далее русло вновь сужается до 35 метров, берега повышаются и река входит в ущелье, где по обе стороны встают известняковые скалы. Пласты их во многих местах, в том числе и на дне реки, выходят на поверхность вертикально, и своими острыми гранями представляя серьёзную опасность при сплаве.

Пересекая дно реки, они проходят довольно близко у поверхности воды. Это наиболее живописный участок в нижнем течении Волонги. Особенно красивы "ворота" в средней части ущелья, где отвесные скалы сжимают реку с двух сторон. Постепенно скал становится всё меньше, но берега по прежнему остаются высокими. И это не удивительно, потому как река здесь течёт в глубокой долине, на 15-17 метров ниже окружающей тундры, поросшей густым лесом. По этой причине создаётся впечатление, что река течёт в тайге, хотя в действительности вокруг на многие километры тундра.

Там где она подходит к берегу, образуются высокие обрывы. На 36 километре от устья Кумушки река делает крутую излучину к северо-востоку. Здесь на высоком тундровом берегу находится коммерческая база рыболовного туризма — "Манса". О приближении к ней известят разбои в русле, которые надо проходить по узкой протоке под обрывистым левым берегом, потому как всё основное русло очень мелкое и заросшее. База электрифицирована. Тут есть все блага цивилизации, причём по высшему классу.

Уютные для проживания домики фото-166 , оборудованы электроосвещением. Внутри имеются электронагреватели. Есть столовая фото-167 , баня, душевые кабины. На базе имеется спутниковый телефон, телевизор со спутниковой антенной, и прочие удобства для комфортного проживания. Учитывая отсутствие в этих краях туристов, и прочего бродячего народа, можно вполне рассчитывать на доброжелательное отношение со стороны обслуживающего персонала этой базы что большая редкость в подобных местах. А если повезёт, улететь отсюда попутным вертолётом.

Ниже базы лес по берегам реки редеет, и на смену ему приходит ивняк, но отдельные деревья, как и скальные выходы, встречаются почти до зоны прилива. Отсюда уже на всём протяжении до самого устья, по левому высокому берегу простирается тундра. Последние 5 километров зоны прилива надо проходить когда начнётся отлив. В противном случае придётся бороться со встречным приливным течением. Выводы и рекомендации По маршруту Посещение Северного Тимана возможно по нескольким вариантам, с включением в маршрут как всех трёх рек, так и исключением некоторых из них. Поэтому есть несколько вариантов, с разной степенью сложности и продолжительности.

Пройденный маршрут позволил реально оценить шансы достижения верховьев реки Белой посредством подъема по Суле, с последующим волоком на Волонгу. Они оказались достаточно высокими, и теперь конкретно известно, сколько дней надо закладывать на кольцевой вариант маршрута. Линейный вариант Коткино-Волонга был пройден за 16 ходовых дней, не считая дневки на Щучьей и радиального выхода на Кумушку. При этом были участки, которые можно было пройти быстрее, но мы не торопились. В итоге складывается следующая картина: Сулу от Коткино реально пройти за 6 дней. Каменку за 3 дня.

Волонгу до устья Кумушки 2 дня Волок на Белую 3 дня Итого: 16 дней. Исходя из этого, на кольцевой вариант маршрута надо планировать 30-31 дней. Меньшее количество нерационально, потому как в таком случае не останется время на рыбную ловлю, видео-фотосъемку, и осмотр достопримечательностей. С другой стороны вариант прохождения связки рек Сула-Волонга-Белая оправдан лишь в случае запланированного посещения Сулы, её притоков, или с отсутствием пропуска в погранзону. Использовать его лишь как способ достижения реки Белой — неоправданно. Есть ещё одна при наличии времени безусловно, положительная сторона в пользу этого варианта — низкая стоимость подъезда к начальной точке маршрута, без использования авиации.

Правда, в противовес данному преимуществу, здесь мы получаем высокую техническую сложность самого маршрута. Если же цель маршрута река Белая, то из Коткино её можно достичь без каких либо больших затрат, поднявшись по Сойме и далее по Урдюжской виске в озеро Урдюжское. Из дальнего конца озера по Мининой виске, через озёра Минино и Могутейское, перетаскиваются в реку Индигу, и сплавляются по ней до Белой. Единственное неудобство при этом варианте — прохождение реки Белой вверх, против течения, что не даст расслабиться. Вариант Волонга-Белая-Индига технически гораздо проще, но имеет сложности в финансовом плане — дорогие заброска и выброска, и ещё необходим пропуск в погранзону. При этом следует учесть, что самолетом можно добраться только до Нижней Пеши.

До деревни Волонга — начальной точки маршрута, 70 километров придётся добираться по реке Пеша, и далее по Чешской губе на моторных лодках. Хочется предостеречь от попыток добраться туда самостоятельно своими силами — мощные приливно-отливные течения вдоль берега, и штормовые ветра здесь очень коварны. Укрыться и переждать непогоду на берегу как это может показаться не так просто — на всём протяжении до Волонги берег Чешской губы представляет высокий 8-12 метров обрывистый осыпной склон фото-170 с нависающими торфяными карнизами, на который подчас невозможно взобраться. Заканчивая маршрут в посёлке Индига, нужно помнить, что там можно застрять на неопределённое количество дней, как и во всех других посёлках побережья. Хотя шансов улететь на Архангельск гораздо больше, чем в Нарьян-Мар, куда билеты обычно бывают всегда раскуплены заранее. Рейсы обычно совершаются два раза в неделю.

По снаряжению Отсутствие топлива для костра на волоке требует иметь с собой примус или газовую горелку. При заброске авиацией группа лишается возможности использовать на маршруте газ. В этом случае применим примус, бензин для которого можно купить прямо на месте, в Нижней Пеше или в Коткино. Ещё одно преимущество в пользу газовой горелки: В верховьях рек и на водоразделах, единственным топливом подчас служит ивняк, который после дождя практически невозможно разжечь без хорошей растопки. Наличие шланговой горелки решало проблему очень просто. Стоило лишь положить поверх горелки кучу веток, и щелкнуть пьезо-поджигом, как через минуту можно было выдёргивать горелку из под полыхающего костра.

В стандартных условиях, когда на разжигание костра классическими методами уходило 10-15 минут, а в случае с мокрыми дровами более получаса, здесь хватало всего 2-3 минут. Легко представить, какая экономия времени на маршруте получается в этом случае. Учитывая наличия на маршруте открытых пространств, палатка должна быть ветроустойчивой. Наиболее оптимальны каркасно-дуговые палатки. Палатки типа "домик" не годятся для тундры. По рыбной ловле Большое количество рыбы в реках не требует особых навыков в её ловле от участников похода.

Иной раз достаточно 2-3 заброса спиннинга, чтобы обеспечить группу ужином, а то и завтраком. Поэтому можно идти на облегчённой раскладке. Рыба непуганая и ловится на любые приманки, но чаще всего на вращающиеся блёсны. На Суле это в основном щука, язь и преимущественно хариус. На Белой и Волонге, кроме хариуса ловятся ещё лососевые виды рыб. О выборе лодки Пройденный вариант маршрута предъявляет весьма противоречивые требования к плавсредству.

С одной стороны оно должно быть достаточно быстроходным, с другой — неуязвимым на шкуродёрах. Каркасные байдарки и КНБ конечно же легко пойдут против течения в нижней и средней части Сулы, но создадут серьёзные проблемы в верховьях и на мелководных притоках. Что касается надувных судов, то для многих из них, нижний участок Сулы является непреодолимым препятствием, хотя для верховьев они оптимальны. Туристы-водники, имеющие богатый опыт подъемам всевозможных надувных судов по Уральским рекам, должны знать, что на Суле это не так просто. При достаточно сильном течении, берега здесь представляют собой сплошную стену ивняка, с глубиной у берега почти по пояс. И такие участки тянутся по нескольку километров, делая невозможным подъем на бечеве по такой реке.

На вёслах же, далеко не каждая надувная лодка способна преодолеть это встречное течение. Нами на маршруте была опробована байдарка "Щука", которая показала весьма неплохие результаты. Работая вёслами по 8 часов в день, на ней удавалось проходить против течения 25-30 километров. Из этого, косвенно можно сделать соответствующие выводы — насколько эффективны будут здесь другие надувные суда — "Скаут", "Ватерфлай" и прочие. К сожалению, при всех их удобствах и высоком качестве изготовления, эти лодки не могут обеспечить успешное прохождение данного маршрута, в виду труднопроходимости на них нижнего участка Сулы. Гидродинамика её такова, что позволяет развивать на вёслах вполне приличную скорость, сравнимую с каркасной байдаркой.

Незначительное отставание от класса этих байдарок с лихвой компенсируется её высокой проходимостью и живучестью на каменистых и безводных участках русла. К тому же, малый вес Щуки даёт неоспоримый выигрыш на волоках. При всех перечисленных преимуществах, нельзя не сказать об отрицательных свойствах "Щуки": Несмотря на малую осадку около 3-х сантиметров плоское не надувное дно, проседает под тяжестью груза оказываясь ниже осадки баллонов и скребёт по камням, препятствует нормальной проводке гружённое лодки по мелководью. Проблему удалось решить укладкой груза поверх деки, переместив нагрузку на баллоны, сняв её со дна, чем увеличилась его неуязвимость. Принятые меры значительно улучшают проходимость и повышают шансы избежать повреждений дна, при длительной проводке по сильно обмелевшим верховьям рек. По большому счету следует признать, что при всех своих "недостатках и достоинствах" — "Щука" на подобных маршрутах действительно не убиваемая лодка.

Другой недостаток — малая жёсткость, которая не позволяет переносить гружёную лодку через препятствия, взявшись за нос и корму. При попытке приподнять её таким образом, средина всё равно остаётся внизу и скребёт по камням. Рассматривая особенности "Щуки" в рамках данного маршрута, всеми перечисленными недостатками можно пренебречь, тем более они легко решаемы. Из доступных и проверенных лодок, "Щука" тут лучший выбор. Хотя альтернатива на сегодняшний день ей уже есть. Интересные результаты можно было бы получить, пройдя данный маршрут на "Каньоне" или "Пироге-2" от Карбутова.

Всё сказанное относится именно к пройденному маршруту. Другие варианты значительно отличаются проходимостью и сложностью, и здесь будут совсем иные результаты. В качестве примера: Маршрут Волонга-Индига проходим на любом типе надувных лодок. Несмотря на большую скорость течения реки Волонги, по ней можно вполне успешно поднять не только Скаут или Ватерфлай но и катамаран, потому как берега позволяют это сделать.

Это связано с влиянием Северного Ледовитого океана. Исследователями Тиманского кряжа были обнаружены остатки глубокого ледника, что свидетельствует о значительных изменениях климата в этих местах в прошлом. Карта России: местонахождение Тиманского кряжа в северной части страны На карте России Тиманский кряж расположен в северо-восточной части страны, между берегом Белого моря на севере и Уралом на юге. Он простирается от западных окраин Архангельска до реки Вичегда на востоке. Тиманский кряж представляет собой массив холмистых и гористых ландшафтов, покрытых тундрой и тайгой. Вершины гор достигают высоты до 1000 метров.

Кряж протянулся вдоль линии перелома земной коры, образовавшегося в древние времена из-за поднятия Уральского хребта. Такое географическое положение Тиманского кряжа обусловило наличие в его подземных недрах богатых коренных рудных месторождений, таких как нефть, газ, уголь, железная руда и другие полезные ископаемые. Это делает кряж привлекательным с точки зрения разведки и добычи полезных ископаемых. Тиманский кряж является важным регионом, который влияет на экономику и природные ресурсы России. Он олицетворяет собой уникальный природный комплекс, где живут множество редких видов растений и животных. Благодаря своему положению в северной части страны, Тиманский кряж является важным источником сырья и энергии для страны, а также предоставляет возможности для развития туризма и рекреации.

Тиманский кряж история

Тиманский кряж) - высокогорье на крайнем севере Европейской части России. Через Тиманский кряж Водный маршрут 1 категории сложности проходит по таежным рекам, стекающим с восточного и западного склонов Таманского кряжа. В июне 2023 г. сотрудники Геологического института РАН провели уникальные полевые исследования в наиболее труднодоступных районах Тиманского кряжа и к большому удивлению обнаружили там интересные геологические и палеонтологические объекты. Берёт начало на Тиманском кряже на северо-западе Республики Коми. ↑ Где находится Тиманский кряж. Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины.

Местоположение Тиманского кряжа

  • Северный Тиман. Маршрут по рекам Сула и Волонга (техническое описание)
  • Сайт о путешествиях и спортивном туризме
  • Тиманский кряж - суровые красоты русского севера близ Баренцова моря - По-Сибири
  • Где находится тиманский кряж

Местоположение и географическое положение Тиманского кряжа: особенности и путешествия

Тиманский рудник. Средне Тиманское месторождение бокситов на карте. Тиманский кряж — это где? Тиманский кряж тянется через Архангельскую область и ресублику Коми к Северному Ледовитому океану.

Местоположение Тиманского кряжа на карте — где находится и как найти

Русская равнина на карте. Река Северный Тиман на карте. Река Северный Тиман на карте России. Северный Тиман река Сула на карте. Среднерусская возвышенность низменность на карте России. Общий сырт возвышенность на карте России. Общий сырт равнина на карте России. Восточно-европейская равнина на карте России. Печорская низменность.

Западно-Сибирская низменность на карте России. Печерская низменности на карте. Печорская низменность на контурной карте. Северо-Сосьвинская возвышенность на карте Западной Сибири. Увалы Западно сибирской равнины. Западно Сибирская равнина Сибирские Увалы. Северо-Сосьвинская возвышенность на карте. Саяны на карте России.

Показать на карте горы Саяны. Саяны на физической карте. Саяны на карте Евразии. Кряж Северные Увалы. Киров Вятка разлив рек. Разлив Котельнич. Вятка Лубяны разлив. Народо-Итьинский Кряж.

Урал, народо-Итьинский Кряж. Народо Итьинский Кряж на карте. Тиманский Кряж. Тиманский Кряж каменный город. Горы Тиманский Кряж. Тиманский Кряж в Архангельске. Архангельская Губерния в 18 веке карта. Архангелогородская Губерния карта.

Карта Архангельской губернии 1918. Карта Архангельской области 1900 года. Происхождение Тиманского кряжа. Мыс Канин нос на карте. Мыс Канин нос на карте России. Полуострова Кольский Канин на карте. Полуостров Канин нос на карте. Восточно-европейская равнина Среднерусская возвышенность.

Возвышенности Восточно европейской равнины на карте России.

Десятки километров исхоженных дорог в палящий зной или под холодными порывами ветра, тонны собран... Предприятия в стремлении решить один из самых насущных вопросов активно работают с вузами и ссузами, которые призваны формировать кадровый потенциал отрасли. В компании «Амур Минера...

Это праздник всех тех, кто стоит у истоков месторождений — изучает, разведывает и доказывает их перспективные запасы.

Установка палаточного лагеря и обед. Осмотр природного памятника «Каменный город». Мы пройдем по "центральным улицам" каменного города, где за каждым поворотом открываются новые миры.

Пред взором предстанут замечательные по своей природе и красоте останцы морозного выветривания, образовавшиеся в результате разрушения девонских конгломератов и песчаников. Вы убедитесь, что каменная фантазия безгранична: здесь можно лицезреть египетского сфинкса, развалины замков, каменные термитники, фигуры очень похожие на людей, зверей, птиц… Спуск к точке начала сплава на реке Белой. Это одна из охраняемых природных территорий и именно здесь нас ждет эстетическое наслаждение от великолепных видов "Печорских Альп". Подготовка плав-средств и снаряжения к спуску.

Завтрак, Обед.

Анна Андращук — выпускница 1964 г. Зал буквально гремел аплодисментами. Здесь выступала Зина Разумовская — выпускница 1966 г. Эти стены помнили первое исполнение гимна училища — песню «Мичуринский вальс».

Галина Николаевна Богданова — выпускница 1967 г. Животновод широкого профиля. За показатели по надою молока награждена орденом Трудового Красного Знамени. Елена Ильинична Зимарёва — выпускница 1968 г. В 20 лет награждена медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.

Ленина», орденом Трудового Красного Знамени в 23 года. Её направили по комсомольской путёвке в отстающее хозяйство, где она поднимала молочные показатели. Здесь проживали девушки единственного выпуска трактористов-машинистов, а также — птичницы… Учителя физкультуры и тренеры, среди которых Виктор Иванович Табуев, Юрий Петрович Карпов проживает в п. Сосново и супруги Ткаченко увлекали за собой и вели молодёжь к спортивным победам. Спортивный зал от физкультурников и болельщиков пустовал лишь ночью.

Имён спортсменов со статусом не перечесть. Почему меня зацепила судьба добротного и красивого здания? Мой отец, ныне покойный, был строителем-экономистом, имел опыт военного строителя. Он профессиональные параметры держал в голове.

Тиманский кряж: местоположение на карте

пос. Весляна - г. Емва Сроки: с 25 июня по 20 августа. ТИМАНСКИЙ КРЯЖ, возвышенность в России, в Архангельской обл. и Республике Коми. Расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. Тиманский кряж – это геологическое образование, расположенное на северо-востоке России. Тиманский кряж – это геологическое образование, расположенное на северо-востоке России.

Тиманский кряж карта

Рекомендуется нахлыстовую снасть — быстрая река отлично подходит для этого вида ловли! Также в поездку входит обед на природе у реки с видом на живописные северные места! Для вас приготовят на костре уху, запечённую на решётке рыбу по традиционным деревенским рецептам Выезд утром после завтрака, прибытие на базу вечером к ужину.

Подробная карта Тиманского кряжа и его окрестностей Чтобы получить более подробную информацию о Тиманском кряже, рекомендуется ознакомиться с картами, на которых отмечены его границы, основные реки и озера, горные хребты и другие крупные элементы ландшафта. Ниже представлены координаты и названия некоторых населенных пунктов, расположенных вблизи Тиманского кряжа: Сыктывкар 61. Усинск 65. Инта 66. Воркута 67. Карта Тиманского кряжа и его окрестностей поможет ориентироваться в этом регионе, показав географическое положение горных массивов и главных населенных пунктов. Это отличный инструмент для путешественников, исследователей и любителей природы, желающих побывать в этом удивительном месте и полюбоваться его красотами.

Однако, есть пара вариантов: Для их реализации надо брать ж-д билет до станции Ираёль. Отсюда есть постоянное автомобильное сообщение до пристани Усть-Цильма. В первом случае, едут до паромной переправы через Печору. Здесь производится погрузка автомашин на паром до Нарьян-Мара.

Можно напроситься на баржу или теплоход, или к частнику, на фуру. Всё это за определённую плату конечно. При втором варианте едут до Усть-Цильмы, откуда вниз по Печоре ходит пассажирский теплоход "Хабаровск". Ходит он два раза в неделю — вторник и пятницу.

Надо сказать — никаких нормальных условий на нём нет. Идёт он очень медленно, до Нарьян-Мара почти сутки. При этом все пассажиры сидят в креслах, где всё тело затекает и толком не поспать и тем более не поесть. Этот вариант оправдывает себя лишь в том случае, если попадать в Коткино планируется с низовьев Сулы, от пристани Ёрмица.

Мой вариант маршрута предусматривал именно такой заход на маршрут. При этом на заброску до Гусенцов и подъем по Суле своим ходом до Коткино теряется 3-4 дня. Единственным преимуществом этого варианта является его дешевизна. Поэтому, лучше всё-таки воспользоваться самолетом из Нарьян-Мара — получается существенная экономия времени.

Учитывая, длительность и сложность заброски-выброски, а так же довольно высокую техническую сложность маршрута, и его протяжённость, минимальное количество времени необходимое для прохождения линейного варианта должна быть не менее 18-20 дней, а кольцевого — 30 дней. Учитывая чрезвычайную извилистость Сулы в низовье, подъем на вёслах непосредственно от её устья нерационален. Единственный логически-правильный вариант — заброска наземным транспортом до урочища Гусенцы, через Харьягу. В Ёрмице, как и в Харьяге, реально найти автомашину.

Таким образом, срезаются наиболее извилистые низовья реки. Ёрмицу с Харьягой связывает дорога. Переправа автотранспорта осуществляется на понтоне, который перемещается по натянутому через реку тросу с помощью приспособления, приводимого в действие физической силой. Посёлок Харьяга относительно большой.

Есть котельная, дизельная электростанция, магазины, почта, телефонная связь с внешним миром. В общем, все блага цивилизации, чего не скажешь о Ёрмице, представляющей собой вымирающую деревню. От Харьяги до Гусенцов 18 километров по хорошей грунтовке фото-1 , идущей через красивейший сосновый бор беломошник фото-2. В Гусенцах имеется два дома один из них перевалочный пункт Коткинского рыболовецкого колхоза , но оба они закрыты на замок.

Поэтому на ночлег в них рассчитывать не стоит. Сула здесь широкая около 80 метров река с мутноватой водой и слабым течением. Подъем на вёслах сложностей здесь не представляет. Мест для удобного причаливания достаточно мало — высокие до 5 метров , поросшие травой берега довольно круто спускаются к воде.

Почти на всём протяжении до Коткино, тянется достаточно монотонный и унылый пейзаж - заросли ивняка вперемешку с редким елово-берёзовым лесом. Местами вдоль берега обнажаются намытые рекой песчаные косы фото-5. Имеются так же перекаты. Представляющие собой участки с несколько интенсивным течением и малой глубиной.

Всё это можно пройти на вёслах, не выходя из лодки. Расстояние от Гусенцов до Коткино, составляющее 50 километров, реально пройти за два дня. Можно, если попадёт попутная моторная лодка что весьма вероятно , попросить взять на буксир. Таким образом, можно сэкономить значительное количество сил и времени, которые пригодятся далее на маршруте.

После впадения реки Большая Янгыта местность повышается. Берега становятся более пологими и сухими, пригодными для проводки. Перед Коткино река делает большую петлю, протяжённостью 10 километров, в то время как по суше до посёлка отсюда всего 3 километра. Последние 5 километров этой петли отличаются достаточно интенсивным течением.

Посёлок Коткино, несмотря на удалённость от внешнего мира достаточно обустроен. Здесь так же как и в Харьяге есть дизельная электростанция, котельная, школа, несколько магазинов. В домах многих жителей комфорт и удобства на уровне городских квартир. Имеется междугородняя телефонная связь, и прочие достижения цивилизации.

Честно говоря, как-то непривычно видеть всё это, в такой глуши. И это действительно так, потому как все грузы сюда доставляются лишь весной по реке, и зимой по зимнику. Остальное время посёлок отрезан от внешнего мира, если не считать авиасообщения с Нарьян-Маром и Архангельском. Население здесь неизбалованно туристами и весьма гостеприимно.

Мы были даже несколько удивлены, когда нас совершенно незнакомые люди пригласили в гости и предложили переночевать. Несмотря на то, что почти у каждого жителя имеется лодка с хорошим импортным мотором, найти транспорт для заброски вверх по Суле нереально. Дело в том, что выше впадения Соймы, Сула для моторок летом непроходима. Причина тому — обширные песчаные мели, намытые рекой на всем её протяжении.

Они то и составляют основную сложность при подъеме вверх. Течение в таких местах достаточно интенсивное, и подниматься на вёслах здесь удаётся с трудом. При попытке выйти из лодки в воду для проводки, ноги едва ли не по колено проваливаются в этот зыбучий песок. Тем не мене почти до впадения Большой Пулы можно вполне идти пешком по берегу.

Этот участок характеризуется умеренным равномерным течением, пологими сухими берегами с песчаными косами. В 11 километрах от Коткино на левом берегу большая добротная изба - первая и последняя на Суле. Надо отметить, что выше впадения Соймы вода в Суле весьма чистая. Она хоть и имеет желтоватый оттенок, но уже нет той грязи и примеси глины, что ниже.

Выше впадения Большой Пулы характер реки меняется. Теперь она большую часть течёт в высоких берегах, заросших травой и кустарником фото-6 , где не только невозможно провести лодку, но местами даже выйти на берег, потому как есть участки, где по обоим берегам по нескольку километров тянется свисающая в воду плотная стена ивняка фото-6В. По этой причине, на перекатах и быстринах приходится выходить из лодки прямо в воду, что не всегда возможно, потому как большая глубина и местами вязкое дно препятствуют этому. Единственным выходом остаётся — проходить эти участки на вёслах, за неимением других вариантов.

В реале, здесь приходится бороться не только с течением, но и встречным ветром, что и было в нашей ситуации. Течение неоднородно - есть достаточно протяжённые плёсы с почти стоячей водой, где подъем на вёслах не составляет труда. Однако имеющиеся многочисленные участки быстрого течения, и полное отсутствия бечевника, довольно ощутимо тормозят движение и отнимают силы. Протяжённость их составляет от 200-300 метров до 2-3 километров.

При этом даже движение под берегом не спасает здесь от встречной струи. Тем не менее, участок от Коткино до Щучьей, протяженностью 95 километров, был пройден за 4 дня. Несмотря на то, что Сула течёт в зоне лесотундры, лес в её долине весьма дремучий, представляющий собой полосу пойменного леса, состоящего в основном из ели с примесью берёзы, сильно засорен буреломом и имеет густой подлесок. По этой причине, в поисках мест для стоянок иной раз приходится неоднократно выходить на берег.

Практически на каждой песчаной косе, которых здесь не так много, всегда опечатки лап медведей. Есть и лосинные следы, которых не меньше, чем медвежьих. Вообще, создаётся впечатление, что углубившись в лес можно запросто столкнуться нос к носу с хозяином тайги. Однажды причалив к берегу в поисках места ночлега, мы сразу наткнулись на свежее место лёжки зверя хорошо, что не с ним.

Правда, самих медведей мы видели всего один раз, да и то на приличном расстоянии — более 100 метров. То была медведица с медвежатами, которые сразу же припустила бежать и скрылись в тайге. На подходе к первым отрогам Тимана это 72 километр от Коткино Сула делает большую петлю. Участок реки, где она на протяжении 6 километров течёт с севера на юг — наиболее сложный для преодоления фото-7 , потому как здесь присутствует довольно интенсивное течение, а берега всё ещё неудобны для проводки.

Далее по реке лес отступает от берегов, они становятся пологими и вполне пригодными для проводки фото-8. Отсюда появляются четко выраженные перекаты с галечным дном, и начинает ловиться хариус. Правда, нередко вместо хариуса на блесну попадается солидных размеров щука фото-9 , которая вслед за ним выходит на перекат. Надо отметить — поимка таких экземпляров здесь обычное явление.

За 12 километров до впадения реки Щучьей, появляются первые обнажения в коренных берегах фото-10. Подъем на вёслах отсюда становится невозможным из-за мощных перекатов. Почти всё это расстояние приходится проводить. На этом участке два острова, которые проходятся правыми по движению протоками.

Особенно мощные перекаты в протоке второго большого острова. Они больше напоминают порог, чем перекат. Здесь проходит граница Тиманского кряжа, и река вскрывает первые его пласты, представляющие собой метаморфические песчаники. Края их довольно острые и надо быть осторожным, чтобы не порезать лодку.

Проводка осложняется большой глубиной под берегом и стремительным течением. Сразу за островом широкий разлив — плёс с почти полным отсутствием течения. Щучья впадает в средней его части, в 500 метрах выше острова. Место на редкость живописное.

Пропилив массив древних песчаников, река течёт здесь по скалистому ложу, представляющему собой монолит, и вливается в Сулу фото-11. На стрелке слияния прекрасный берёзовый лес, напоминающий парк фото-13. Оригинально выглядят пласты песчаников в береговых обрывах, похожие внешне на кирпичную кладку фото-12. Такой вид им придаёт слоистая структура.

Своеобразно выглядит так же русло Сулы, которое выше впадения Щучьей, представляет собой скальный жёлоб с отвесными стенами в каменном монолите фото-15. Здесь рекомендуется встать на дневку, и посетить водопад на реке Щучьей, находящийся в двух километрах отсюда. Почти на всём протяжении до водопада, Щучья течёт в скалистых берегах фото-18 , и местами в каньоне фото-19. Водопад представляет довольно интересное зрелище — широкая до 30 метров река собирается в узкий поток и проваливается в щель, чуть более метра шириной, которую легко перепрыгнуть фото-23.

Ниже водопада она пропилила глубокий жёлоб с нависающими карнизом стенами фото-24 фото-25 , образовав глубокий омут в отвесных скалах фото-20, фото-22 , где скапливается рыба, и, как правило, всегда отличная рыбалка. Особенно много крупной щуки, чем река, собственно, оправдывает свое название. В километре выше впадения реки Щучьей, живописное устье Малой Янгыты фото-33. Далее, Сула на протяжении последующих 15 километров течёт в живописном каньоне фото-28 , буквально нашпигованном мощными перекатами и небольшими порогами фото-26, фото-35.

Тем не менее, и здесь есть участки, где можно пройти на вёслах. Правда, их немного. В основном приходится идти на бечеве фото-27. Падение реки относительно большое — приблизительно один метр на километр.

По берегам попеременно отвесные скалы, которые тянутся на всём протяжении каньона фото-29. По этой причине, удобных для стоянок мест весьма много фото-45, Фото-47. Берёзовые леса образуют красивые парковые рощицы фото-36 , и как никогда уютны для стоянки, а отвесные скалы противоположного берега фото-37 защищают от ветра, и придают особенное очарование этой местности. Скалы довольно разнообразные, весьма высокие до 40 метров падают в реку многометровыми отвесами фото-38.

Большая их часть нависает над водой внушительными карнизами фото-39 , до полутора метров и более, под которыми можно укрыться от дождя, как под навесом фото-42. Правда, не следует этого делать — скалы разрушаются, и неизвестно когда произойдёт очередной обвал. Многотонные глыбы, свидетели этого, тут и там лежат в русле реки и у берега фото-52. Всё это представляет на редкость красивое и завораживающее зрелище.

Берег усеян крупными обломками породы, результатом разрушения скал, по которым нелегко идти. Такой же обломочной массой усыпано дно реки фото-31. По этой причине, несмотря на малую осадку "Щуки", для проводки приходится выбирать более глубокие места. Благо, характер реки позволяет это делать без труда, за исключением некоторых сложных участков, где большая глубина с нагромождением крупных глыб у берега не позволяют провести лодку.

В таких местах действительно приходится потрудиться. В некоторых случаях если несильное течение удаётся проскочить такие места на вёслах, с разгону. Структура пластов твёрдых песчаников, которые здесь режет Сула, довольно сложна, и представляет наслоение пород различной твёрдости. В итоге они неоднородно размываются рекой, образуя порой своеобразные полки и ступени фото-30, фото-49.

В донной, обломочной массе множество скелетов и раковин ископаемых моллюсков фото-32. В некоторых местах скальные стены испещрены полостями, стенки которых выложены изнутри кристаллами кварца фото-53. Этот участок Сулы является наиболее красивым на всём её протяжении фото-54 , где огромная скала нависает над рекой массивным карнизом фото-54A, 54B, 54C. В некоторых местах скалы отступают от берега в глубь леса, возвышаясь над ним скалистыми утёсами фото-55.

Каньон заканчивается большой излучиной в северном направлении где уже можно идти на вёслах и далее река выходит на равнину. Здесь течение вновь успокаивается. Берега вполне пригодны для высадки и проводки, поэтому небольшие перекаты проводятся довольно легко. Тем более дно на перекатах в основном галечное.

В целом, этот участок выше каньона, проходим значительно легче, чем нижний. Течение здесь не столь интенсивное, с чередованием протяжённых перекатов, представляющих собой узкие струи в зарослях калужницы. Правда, протяжённость их бывает достаточно большая — более 200 метров. Хоть глубина местами и значительная, но по каменистому дну вполне удобно идти — по краю зарослей, ведя за собой лодку.

Практически везде на перекатах хорошо ловятся хариус и щука. Здесь уже нет того дремучего леса, что был ниже каньона. По берегам редкий лес, состоящий из низкорослой кривой берёзы с островками елей. Во многих местах, к реке периодически подступают обширные тундровые пространства.

Такая местность характерна для участка Сулы, где она на карте делает большую замысловатую петлю, в виде креста. Далее характер реки меняется. Берега местами повышаются и вновь появляются массивы елового леса. Русло здесь приобретает немного лестничный характер, где протяжённые широкие плёсы разделены узкими и стремительными струями, промытыми в речных наносах.

Перетащившись через очередную ступень, можно спокойно идти на вёслах. Соотношение ширины русла на плёсе и перекате настолько разительно, что когда находишься в лодке посредине плёса, не видно продолжения реки. Ощущение тупика, потому как узкую, около 4 метров струю находящуюся под берегом, с воды просто невозможно увидеть. Отсюда уже недалеко до водопада Падун, который находится на 131 километре от Коткино.

Последние полтора километра перед ним — протяженный участок с интенсивным течением, требующим проводки. Река здесь делится на две протоки. Одна из них правая по ходу пересохшая, поэтому надо идти левой. В конце этого участка большой лесистый остров, который проходится правой по ходу протокой.

Течения здесь практически нет, и вскоре взору открывается широкий разлив, заканчивающийся водопадом — своеобразный тупик, конец реки фото-56. Выше водопада река делает крутой поворот и исчезает в узком ущелье. Впечатление ещё то!!! Увиденное трудно передать не только словами, но даже объективом фотоаппарата.

Массивный базальтовый монолит пробит рекой, образовав ворота с чёрными скалами по обоим берегам. За миллионы лет река так и не смогла сравнять русло. В чёрной базальтовой плите, перегораживающей русло, пропилена узкая щель, куда устремляется вся вода, образовав на выходе двухступенчатый водопад фото-57 , общей высотой около 5 метров. Вид водопада просто завораживает.

На него можно смотреть не отрываясь часами... На правом берегу, ниже водопада, поляна с небольшой берёзовой рощицей - хорошее место для дневки. Большое количество плавника на берегу обеспечивает хороший костёр. Под водопадом глубокая яма в которой весьма хорошая рыбалка.

Правда, у нас кроме щуки почти ничего здесь не брало. Зато экземпляры все были довольно экстремальные фото-59. Интересно то, что выше по Суле тоже есть рыба, но видимо это уже другая рыба, которая вниз не спускается. В скальных выходах виднеются довольно симпатичные агатовые жеоды фото-59А , выбить которые, к сожалению невозможно.

Всё, что можно было собрать, отсюда уже унесли сборщики камней, забрасывающиеся сюда на вертолётах. Свежие их следы мы увидели на песке. Тем не менее, если поискать, то можно найти ещё неплохие экземпляры фото-59В. На противоположном берегу, у начала водопада стоит деревянный крест фото-59С — памятный знак в честь первооткрывателей Тиманского севера, и кинооператору М.

Заплатину, который, сплавляясь отсюда на резиновых лодках до Коткино в 1980 году , снял фильм "Сула — река тундры". Водопад обносится по правому берегу. Сразу же за ним следует протяжённый, около 2 километров, Агатовый порог. Это один из самых сложных участков проводки на Суле, где так же имеют место массивные выходы базальтов.

Проходы в базальтовых плитах здесь довольно узкие, и течение ощутимо быстрое. Ситуация осложняется разбросанными в русле огромными обломками скал, и глубокими ямами между ступенями. По воде рядом с берегом не пройти — препятствуют эти самые камни, а отойти подальше мешает большая глубина. Ко всему этому, тут имеется ещё ступень с почти водопадным сливом, высотой около метра, через которую не так просто поднять лодку — струя настолько сильная, что сбивает с ног.

Берега на всём протяжении этого участка довольно высокие и сложены базальтами столбчатой структуры фото-58, фото-60. Сула здесь пересекает гряду Чайцынский камень, основу которого составляют магматические породы, и это нечто иное, как застывшая лава. Сразу после порога река поворачивает направо и следует прямой плёс протяжённостью 2 километра. В конце его, перед очередным поворотом, на высоком правом берегу орографическом стоит домик телефониста.

Это связано с тем, что к реке здесь подходит телефонная линия, Нижняя Пеша — Нарьян-Мар. Линия давно уже недействующая, а домик находится в запустении, и непригодном для ночлега состоянии. Местность здесь довольно унылая и однообразная. Вокруг всё та же заболоченная лесотундра, насквозь продуваемая ветром.

Лишь вдоль реки есть узкая полоса леса, где можно достаточно уютно расположиться. Через 3 километра местность вновь меняется. Последние пять километров Сула течёт в заболоченной низине с большим количеством стариц и зарослями ивняка по берегам. Течение здесь слабое, подъем на вёслах особенностей не имеет.

Перекаты достаточно мелководны и проводятся легко. Вскоре появляется приток Нижняя Каменка, от места впадения которой, до устья Верхней Каменки остаётся всего чуть более километра по спокойному плёсу. Верхняя Каменка впадает прямо на повороте, где Сула меняя направление почти на 180, разливается широким плёсом, напоминающим небольшое озеро. Кристально чистая вода Каменки разительно отличается от Сульской, имеющей желтоватый оттенок, и напоминает воду горных рек.

И это неудивительно, ведь Каменка течёт с Тиманского кряжа. Следует так же отметить — далее вверх река Сула малоинтересна, потому как уходит в болота. Верхняя Каменка После полноводной Сулы, Каменка кажется совсем ручьём. Ширина её в устье составляет всего несколько метров.

По берегам пойменный лес с высоким травостоем. Поначалу течение довольно быстрое, и приходится больше идти пешком по руслу, чем плыть. Однако очень скоро, менее чем через километр, она меняет облик. Начинаются широкие разливы с полным отсутствием течения фото-61 , где ширина реки достигает 30-35 метров.

Всё это перемежается с массивными полями калужницы, перекрывающими полностью русло реки, и тянущимися на сотню и более метров фото-62. В заросшем русле довольно сложно бывает отыскать более-менее глубокое место — приходится просто тащить лодку прямо по зарослям фото-63.

Ветер, лед и вода делали все, чтобы стереть эти горы с лица земли, но они выстояли. Сейчас это четыре горные гряды с максимальной высотой 303 метра над уровнем моря. В субарктической тундре трехсотметровые каменные останцы фантастических форм - грандиозное зрелище, не оставляющее никого равнодушным.

Установка палаточного лагеря и обед. Осмотр природного памятника «Каменный город». Мы пройдем по "центральным улицам" каменного города, где за каждым поворотом открываются новые миры. Пред взором предстанут замечательные по своей природе и красоте останцы морозного выветривания, образовавшиеся в результате разрушения девонских конгломератов и песчаников. Вы убедитесь, что каменная фантазия безгранична: здесь можно лицезреть египетского сфинкса, развалины замков, каменные термитники, фигуры очень похожие на людей, зверей, птиц… Спуск к точке начала сплава на реке Белой.

Тиманский кряж: расположение на карте и особенности

Берёт начало на Тиманском кряже на северо-западе Республики Коми. ТИМАНСКИЙ КРЯЖ, возвышенность в России, в Архангельской обл. и Республике Коми. Расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины.

Тиманский кряж сообщение кратко

Немного дальше от Тиманского кряжа, но всё ещё в пределах региона, находится геологический музей в Сыктывкаре. Месторождение Железный кряж расположено на территории Калганского района Забайкальского края. входят в состав Республики Коми.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий