Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом.

Семья, браки и родство в Древнем Риме

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской.

Римская семья. Агнатское т когнатское родство

Ассоциация победителей олимпиад Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на.

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

В случае, если муж не сделал жене так называемые подарок, то она была не в праве обратиться с претензией на своего мужа. Изначально, дарение совершалось до брака, потому что дарения между супругами запрещались, поэтому носило название предбрачным даром. Но при Юстиниане было разрешено дарение и во время брака, которое обрело своё новое название — donatio propter nuptias. По размеру брачные дары соответствовали приданому. В течение брака оно оставалось в собственности мужа, но при расторжении брака переходило к жене. Также в договоре даже предусматривалось право жены на выдачу данного имущества, если её муж умер.

Глава 3. Patria potestas Для того чтобы начать рассматривать взаимоотношения отца и детей, необходимо обратиться к взаимоотношениям между матерью и детьми. Они различаются в зависимости от того, в каком браке находится мать. Если она состоит в браке cum manu, то для детей она является loco sororis, то есть мать по отношению к детям была на положении сестры и вместе с детьми подчинялась власти своего мужа или его paterfamilias. Но подчиняться его paterfamilias она должна, если только муж является in patria potestate.

Связь детей с матерью становится наиболее тесной после связи paterfamilias со своими подвластными. Если мать состоит в браке sine manu, то она не связана с детьми, это было закреплено ещё в древнейшем праве. Мать являлась агнаткой своей старой семьи, члены которой представляют ей опеку и наследство. Она не могла быть членом семьи отца своих детей. Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов преподавателей и доцентов вузов. Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Подробнее Отношения отца с детьми были построены по другому принципу и во многом отличались от взаимоотношений детей с матерью. Дети находились под властью отца независимо, в каком браке он состоял.

Из Институции Гая известно, что: «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Этому способствовало распад крестьянской семьи, а также развитие ремёсел. В результате этого сыновья стали: вести самостоятельное хозяйство; приобрели положение в государственном аппарате и в постоянной армии. В конце республиканского периода и самом расцвете империи было введены ограничения прав paterfamilias на личность детей. Существовало три способа, при которых дети попадали под отцовскую власть: через рождение в законном браке; через усыновление; через узаконение.

Согласно римским правилам, если ребёнок рождался замужней женой, то он становился ребёнком её мужа. Также отцом ребенка, рожденного в браке, считался муж. Отцовская власть устанавливалась путём узаконения детей только от незамужней женщины низшего сословия, находившейся в сожительстве с холостым мужчиной конкубина. Римское право дает следующее определение термина «узаконение». Узаконение — это признание законным детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Выделяются несколько способов узаконения: представление внебрачного сына на собрание и наделение его имущественным цензом; последующий правильный брак родителей; издание специального императорского указа. Если узаконение давало законное положение детям, родившимся вне брака, то усыновление устанавливало власть отца над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов: arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris лицо своего права и adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris лицо чужой власи. Затем, в более поздние времена, система усыновление изменяется, теперь, после окончательного прекращения созыва народного собрания, данная процедура проводилась путём получения императорского рескрипта. При усыновлении persona alieni iuris процедура производилась более сложным путём.

Первоначально, был обряд манципации, который позже был заменен Юстинианом на простое заявление перед судом. Завершался данный вид усыновления путём занесения в судебный протокол соглашения прежнего отца усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Отец обладал властью, которая предоставляла ему следующие права в отношении детей: право на распоряжение жизнью ребёнка до того, как он достигнет совершеннолетия; право продать сына или дочь в рабство; право, в отношении удерживающих его детей, на виндикационный иск. В течение времени власть отца смягчалась и в конечном итоге свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. Подвластному сыну выделялось имущество, равное имуществу рабы, для самостоятельного управления.

Власть отца над детьми прекращалась только в случае его смерти, было ещё высвобождение из под власти. Оно осуществлялось либо добровольно, что в свою очередь приравнивалось к высвобождению раба на свободу; либо принудительно, это происходило за нарушение обязанности родителя в отношении детей; либо по силе частного права, после этого отец имел право на пользование половиной имущества сына.

При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей.

Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак iustum matrimonium. Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий: 1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование.

Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина. Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Согласием партнера; 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Условия вступления в брак. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат.

Достижение брачного возраста 14 лет для мужчины, 12 - для женщины. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего. Обязательное условие - отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением инцест. Порядок заключения и прекращения брака Заключение брака в римском праве Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение sponsalia. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций п. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо и отведения невесты в дом жениха.

Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Способы установления manus. Древнейшие римское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: а confarreatio б coёmptio в usus. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующихся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может.

Древнейшие 10 курий данной трибы. Только человек.

Степень родства определяется количеством рождений, отделяющих родственников по прямой линии друг от друга, либо количеством рождений, отделяющих боковых родственников от общего предка. Степень родства отражается в таких названиях, как двоюродные, троюродные братья и сестры. В римском праве юридическое значение имело когнатическое родство до шестой степени. Мать ребенка всегда известна. Если женщина состоит в браке, существует презумпция отцовства мужа.

Родство между отцом и ребенком, рожденным вне брака, может устанавливаться путем узаконения legitimatio. В противном случае правовой связи между ребенком, с одной стороны, и его отцом и родственниками отца, с другой стороны, не возникает. Родство играет важную роль в наследственном и брачно-семейном праве. Так, в круг наследников по закону входят, прежде всего, родственники. Браки между родственниками по прямой линии были запрещены совсем, а по боковой — между близкими родственниками, например, дядя не мог жениться на племяннице.

Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.

Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.

Римская семья. Агнатское т когнатское родство

Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.
Римская семья. Виды родства. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень).
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии.
Общая характеристика римского семейного права Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки.

Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома к родителям, друзьям и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным же ной. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману. После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты... Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве.

Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.

В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа.

В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдешь и меня». Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты в манципаци- онной форме. Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака — «сине ману» — то есть «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение.

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое. Особенности этого вида родства. Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.

Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство

§ 43. агнатическое и когнатическое родство. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов.

Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. § 43. агнатическое и когнатическое родство.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии.
Римская семья. Агнатское т когнатское родство Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16.
Контрольная Отношение родства у римлян. Сородичи, агнаты и когнаты В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.
Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий