Новости что такое тиун

Тиуны обязаны были в присутствии поповских старост осматривать ставленые, благословенные и отпускные грамоты священнослужителей и выдавать знамена только тем из них, которые имели такие грамоты.

Значение тиуна и его определение

Существовали различные категории: конюший тиун управлял княжеской или боярской конюшней; ратайный тиун распоряжался сельскохозяйственными работами на господском поле; сельский тиун контролирова. Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун); их жизнь защищала 12-гривенная вира[6]. Тиун (от древнеисламского pjónn — слуга), в 11—13 вв. в Древней Руси термином «Т.» обозначалась группа привилегированных княжеских и боярских слуг, участвовавших в управлении феодальным хозяйством. Замечание 2 Эту категорию в основном составляли зависимые холопы, хотя тиунами могли стать и рядовичи. это также служитель княжеского двора, а ещё нижнее звено администрации в селах.

Слово «Тиун»

За убийство сельского или ратайного — 12 гривен, за убийство прислужника боярского — 40 гривен. За княжеского огнищного установлен самый большой размер — 80 гривен. Холопа-тиуна допускали быть свидетелем в суде, если не было иных, свободных, хотя правило гласило «послушества на холопа складают». При этом суд над ним мог проводить только лично князь. Второстепенных чиновников, которые относились к судебно-административной власти, также называли тиунами. Их назначали князья, волостели или наместники. В 13-14 веках число тиунов наместника определяли при помощи уставных грамот. Если сравнивать суд второстепенных чиновников с таковым наместника, то первый являлся низшей инстанцией. Несмотря на то что вознаграждение тиуна проводилось на равных началах, его доходы наполовину не достигали прибыли наместника. Население восставало против ненавистных ему чиновников можно вспомнить восстание жителей Киева в 1146 году.

В литературных памятниках тиун — это корыстный притеснитель народа к примеру, в Слове Даниила Заточника. Тиунская изба Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а затем и в Тиунской вплоть до 1667 года. Однако положение дел изменилось.

Харизматическая власть — это власть, основанная на преданности лидеру, которому приписываются некие высшие, почти мистические свойства. Холопы — в 10 — начале 18 в. С введением в 1722 г. Царь — официальное звание титул главы государства монарха в России до 1917 г. Титул царя равнозначен титулу короля, является высшим монархическим титулом. Централизованное государство — государство, объединившее вокруг сильной централизованной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический и экономический характер. Цесаревич — официальный титул наследника престола. С 1797 г. Цивилизация— устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок. Части особого назначения — военно-партийные отряды в 1919—1925 гг. Челядь — в 9-12 вв.

Источник: Российская государственность в терминах. IX — начало XX века. Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018 ТИУН от др. Часть из них была несвободной.

Источник: Викисловарь Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Значение слова "Тиун"

Это были тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде, им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский, огнищный, заведовавший княжеским двором — огнищем впоследствии он назывался тиуном дворским и с XII в. Кроме того, различались тиун конюшный, тиун ратайный пашенный.

Русская Правда является наиболее ранним из древнерусских источников, в котором встречается термин «тиун». В ней прежде всего зафиксирована административно-хозяйственная функция княжеского тиуна «тиун огнищный», «тиун конюший», «тиун сельский княж», «тиун ратайный». За убийство княжьего тиуна Русская Правда устанавливала самую высокую, 80-гривенную виру; за убийство боярского тиуна — 40-гривенную.

Тиунами могли называть и служителей княжеского двора огнищный тиун, конюшенный тиун. Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах сельский тиун, ратайный тиун ; их жизнь защищала 12-гривенная вира. Тиуна мог судить только сам князь.

Как правило, тиун был княжеским холопом, или становился им после принятия на службу; Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» то есть, без устанавливающего иное договора как один из источников холопства. Тиуны — были двух родов: тиуны, состоявшие на службе у светских архиерейских чиновников, и тиуны «владычни». Последние состояли при самом архиерее и находились в кафедральном городе.

По постановлению Стоглавого собора, главною обязанностью тиуна была выдача священнослужителям, приезжавшим по каким-либо делам из сел и городов в кафедральный город и нанимавшимся здесь служить литургии, знамен, которые давали им право на это служение. Тиуны обязаны были в присутствии поповских старост осматривать ставленые, благословенные и отпускные грамоты священнослужителей и выдавать знамена только тем из них, которые имели такие грамоты. Тиун не должен был давать знамен лицам, о которых бы он узнал, что они состоят под судом.

Позже тиуны следят за церковным благочинием, за исполнением не только священнослужителями, но и поповскими старостами их обязанностей. Тиуны заседали вместе с поповскими старостами в поповской избе, а впоследствии в тиунской, до 1667 г. Вместе с тем в летописях с конца XI в.

Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь.

В России до 17 в. Название различного рода должностных лиц на Руси в 11—17 вв. В Российском государстве 11 — 17 вв. Большой толковый словарь русского языка Кузнецова С. Слово встречается в сканвордах.

В тиун принято играть две 45-минутные половины с перерывом в 15 минут. Тиун — это динамичный и захватывающий спорт, который требует не только физической подготовки, но и умения работать в команде. В настоящее время этот вид спорта пользуется большой популярностью как среди любителей, так и среди профессиональных спортсменов. Популярность тиуна в интернете Тиуны часто становятся объектами обсуждения и разговоров в интернет-сообществах, что способствует их популяризации. Уникальность и эмоциональная окраска выражения в тиунах привлекает внимание пользователей онлайн-платформ и соцсетей, ведь тиуны действуют как своеобразные хроники актуальных событий и эмоциональных переживаний авторов. В интернете существуют специализированные сайты и паблики, посвященные тиунам, где пользователи могут делиться своими работами, комментировать их, получать отзывы и советы от других участников сообщества. Это способствует активному общению и взаимодействию и помогает сохранять и развивать культуру тиунирования в онлайне.

Популярность тиунов в интернете также объясняется их креативным потенциалом. Возможность творить и выражать свои мысли с помощью тиуна привлекает людей, развивает их творческие способности и позволяет найти новые способы самовыражения и самореализации. Многие пользователи регулярно практикуют тиунирование, создавая новые работы и влияя на популярность данного выражения. Таким образом, популярность тиуна в интернете объясняется как эстетическими и эмоциональными особенностями данного выражения, так и его креативным потенциалом, который привлекает людей и позволяет им находить новые способы самовыражения и взаимодействия в онлайн-сообществах. Влияние тиуна на мировую культуру Одной из основных отраслей, на которую оказывает влияние тиун, является музыка. Тиун-музыка стала популярной во многих странах и стала важной частью мировой музыкальной культуры. Тиун-исполнители выступают на самых престижных концертах и фестивалях, и их песни становятся популярными хитами.

Тиун также оказывает влияние на моду и стиль. Одежда, аксессуары и прически, связанные с тиун-культурой, часто становятся трендами в модной индустрии. Многие мировые бренды сотрудничают с тиун-дизайнерами и создают специальные коллекции, вдохновленные этой культурой. Искусство и кино также не остаются в стороне от влияния тиуна. Многие фильмы и телесериалы используют элементы тиун-культуры в своей истории или визуальном стиле. Это помогает привлечь внимание зрителей и создать уникальную и атмосферную картину.

Что такое Тиун? Значение слова tiun, исторический словарь

Тиунство ср. Тиунить, быть тиуном. Тиуны — что трут, рядовичи — что искры. Источник: Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля 1863-1882г. Тиун — родовое название для некоторых категорий частных слуг князей и бояр и для некоторых государственных административно-судебных должностей Древней Руси. Среди княжеских и боярских слуг упоминаются Т. В большинстве случаев это были княжеские или боярские холопы: по "Русской Правде" принятие должности тиуна само по себе делало человека холопом, если только он не заключал при этом особого условия — "ряда" — о сохранении свободы. Несмотря на принадлежность к холопскому состоянию, общественное положение княжеских Т.

За убийство княжеского сельского или ратайного Т.

Чтобы на будущее время прекратить возможность подобных случаев, стоглавый собор постановил, чтобы тиун у приезжих в Москву священников, являющихся к нему за знаменами, осматривал ставленныя, отпускныя и благословенныя грамоты вместе с старостами поповскими, и давал бы знамена только тем священнослужителям, которые имели у себя упомянутыя грамоты, и при том приехали в Москву по своим частным делам; приехавшим же за поруками или за приставами, хотя бы они имели нужныя грамоты, знамен однолично ему не давать, в противном случае, тиун должен быть лишен тиунства. Таким образом до стоглаваго собора обязанность тиуна митрополичьяго двора состояла в том, чтобы выдавать знамена и получать за это пошлины с священнослужителей, зачем либо приехавших в Москву и нанявшихся здесь служить; Стоглав же вменил еще в обязанность тиуну, кроме выдачи знамен и получения пошлин, осматривать еще различныя грамоты тех священно-служителей, которым он выдавал знамена на право отправлять службы и требы, и притом не единолично, а в присутствии поповских старост. С течением времени обязанности тиунов значительно разширились.

В 1604 году патриарший тиун, сын боярский Иван Чертов, доносил между прочим патриарху Иову: «безместные деи попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и перед божественною литургиею правила не правят, а садятся деи безместные попы и дьяконы у Фроловскаго мосту и безчинства чинят великие, межь себя бранятся и укоризны чинят скаредныя и смехотворныя, а иные межь себя играют и борются и кулачки бьются; а которые наймутся обедню служити и они с своею братьею, с которою бранилися, не простясь божественную литургию служат; а служат деи и местные и безместные попы обедни по церквам не во время, рано, и часов не отдает, а которые приезжие попы наймутся служити и они ему тиуну ставленых своих грамот не кажут, а его деи тиуна те безместные попы не слушают, лают и позорят». Из этого, интереснаго для характеристики тогдашняго безместнаго духовенства, доноса патриаршаго тиуна видно, что он в 1604 году уже не только раздавал знамена служившим в Москве по найму священникам и осматривал у них грамоты, но и на- 157 блюдал за их жизнию и поведением, за правильным выполнением ими их священнических обязанностей и даже считал себя в праве контролировать деятельность самых поповских старост, и в случае нерадения в исполнении ими своих обязанностей доносить о них патриарху. Относительно обязанностей тиуна выдавать безместным попам знамена и количества получаемых им от сего пошлин, патриаршая грамота говорит: «да и того старостам и десяцким поповским беречи на крепко, чтобы безместные попы и диаконы, не явясь патриархову тиуну, служити обеден не наймовалися; а явки им велети давати тиуну от обедни по денге, а больши того им явки давати не велети, чтобы безместным попам продажи от тиуна не было; а будет тиун учнет на попех имати явки больши того, и им старостам про то на тиуна извещати Иову патриарху; а который поп или диакон начнет где служити наймуяся, тиуну не явяся, и тиуну на тех попех имати промыты по две гривны да хоженаго по десяти денег, а больши того на тех попех тиуну промыта неимати» 1. В 1636 году, в памяти тиуну Манойлову и поповскому старосте Никольскому попу Панкратию, п.

Иоасаф, описав различные безпорядки в самом богослужении московских священников, их крайне неприличное и зазорное поведение в церкви, соблазнительное поведение многих молящихся в храме и пр. В заключение памяти патриарх пишет: «и будет тиун и старосты поповские, противу сей памяти, о благочинии церковном радети не учнут и положат то дело себе в оплошку, и тиуну за то быти от великаго господина Иоасафа патриарха московскаго и всеа Русии, в духовном наказании; а старостам поповским быти в запрещении накрепко» 2. Таким образом тиун является здесь не только раздающим знамена безместным попам и получающим с них установленную пошлину, или надзирающим ----------- 1 А. Первоначально, как мы говорили, тиун жил на митрополичем дворе.

В 1594 году, по повелению патр. Иова, была учреждена особая поповская изба около церкви Покрова Богородицы, что на Рву; сюда должны были приходить ежедневно восемь поповских старост, избранных из московских священников, и четыре десятских из дьяконов, чтобы наблюдать за церковным благочинием в Москве, за жизнию и поведением приходских п безместных попов и дьяконов; здесь же стал заседать и патриарший тиун 1. В последствии поповская изба переименована была в тиунскую, с оставлением ея первоначальнаго назначения. До 1667 года тиунская изба находилась постоянно в ведении тиуна из светских патриарших служилых людей; но с этого времени ею стали заведывать один из московских игуменов и протопопов, которые назначались в эту должность самим царем.

В соборных статьях 1667 года об этом сказано: «в тиунской избе быти Знаменскаго монастыря игумену Арсению, да Стретенскаго собора протопопу Андрею, или кому великий государь укажет» 2. Патриарх Иоаким построил особыя палаты близь собора Покрова Пресвятыя Богородицы и Василия Блаженнаго, что на Рву, повелев, вместо тиунской избы, быть приказу церковных дел; тиуны с этого времени стали называться уже приказными. Так тиунская изба переделалась в особый приказ церковных дел, тиуны — в судей; впрочем, перемена коснулась только названия, а не существа дела. В 1701 году приказ церковных дел велено ведать судье духовнаго приказа монаху Иосифу Булгакову «для всякаго его скоро-разсмотрительного в приказном поведении управления и разсуждения», и таким образом приказ церковных дел был соединен с духовным приказом.

После Иосифа Булгакова судьею в этом приказе был крестовый иеромонах. В 1711 году приказ церковных дел снова получил самостоятельное зна- --------------- 1 А. Приказ церковных дел был закрыт окончательно в 1724 году, 20 мая. До 1720 г.

Оклад им был обыкновенный: старым 60 рублей и 30 четвертей хлеба, средней статьи 40 рублей и 20 четвертей хлеба, молодым 15 рублей и 10 четвертей хлеба 2. При закрытии его, состав служащих в нем лиц был следующий: 2 судьи «из духовных, 1 дьяк, 6 канцеляристов, 3 подканцеляриста, 15 копиистов, 14 солдат, два сторожа,— всего 41 человек 3. Приказ церковных дел ведал следующия дела: он наблюдал за церковным благочинием в Москве, занимался нарядами духовенства в крестные ходы; выдавал похоронныя памяти о скоропостижно умерших; выбирал в Москве поповских старост и десятских, наблюдавших, между прочим, чтобы звон в приходских церквах не начинался ранее соборнаго; собирал с поповских старост ведомости о родившихся и умерших, с принтов книги о исповедавшихся и неисповедавшихся, выдавал дьячкам, пономарям, просвирням и сторожам новоявленныя памяти. К обязанностям его, после закрытия патриаршаго разряда 1700 г.

В приказ церковных дел поступали гривенныя деньги, которыя собирались по гривне с церкви, на дачу полковым священникам, посылаемым в завоеванные города при посольствах, с московских церквей брались эти деньги уже с 1695 г. В этот же приказ поступали пошлины, которыя прежде собирал тиун: «кресцовых служб и годовых с попов и диаконов и с церковничьих новоявленных памятей, годовых с попов по 26 алтын, 4 деньги, а с дьяконов в половину, и с новоявленных памятей по томуж». Этот сбор доставлял приказу до 158 рублей, 6 алтын и 4 де- --------- 1 П. Из перечня предметов ведения приказа церковных дел само собою открывается, что этот приказ почти ничем не отличался от прежней тиунской избы, что он имел, как и тиунская изба, исключительно местное значение, существовал только для Москвы, как церковно-полицейское учреждение и для нея одной только имел значение.

После 1700 г. Миниатюра XVII века. Праветчики и Доводчики. Вместе с десятильниками и их тиунами в грамотах обыкновенно упоминаются еще доводчики и праветчики 2.

Доводчиками и праветчиками назывались полицейские чиновники низшаго разряда. Они встречаются еще очень рано; но о праветчиках в грамотах не всегда упоминается. В уставной грамоте Василия Дмитриевича с м. Киприаном говорится: «судити митрополиту Луховца с волостелем или с доводщиком».

Вся обязанность доводчиков состояла в том, чтобы призывать и преводить на суд истцов и ответчиков; праветчиков — приводить в исполнение судебные приговоры по взиманию штрафов, судебных издержек для удовлетворения истцов 3 и проч.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов: Тонирование - — то же, что окрашивание фотографических изображений. Тондракийцы - — тондракиты — участники еретического и антифеодального движения...

Томы - — античный город на западном берегу Черного моря... Томагавк - ручное и метательное оружие у североамериканских индейцев:... Толстовцы - — участники религиозноутопического общественного движения второй половины XIX...

За мной, мои тиуны, опричники мои! Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ключевский, «Русская история» 3. Источник: Викисловарь Делаем Карту слов лучше вместе Привет!

Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси.

В этой статье мы рассмотрим, что такое тиун более детально и как он может помочь вам достичь желаемых результатов. Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а. Тиун — это язык программирования, который был разработан в 2014 году специально для написания мобильных приложений для операционной системы Android и iOS. Тиун Тиун (тиунъ, тивунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по добро. Тиун и ябетник Русской Правды наряду с вирником и метельником образовывали административно-судебный блок служилых чинов дружинного периода Древней Руси.

Тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) 1874

Тиун – это состояние гармонии, спокойствия и присутствия, когда ум находится в состоянии полного сосредоточения и осознанности. ТИУН, -а, м. В России до 17 в.: название нек-рых должностных лиц. Сравнивая второстепенных чиновников с тиуном наместника можно понять, что первый из перечисленных является низшей инстанцией. Тиун и ябетник Русской Правды наряду с вирником и метельником образовывали административно-судебный блок служилых чинов дружинного периода Древней Руси. Что такое Тиун? (original) (raw). Тиун (тивун) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя. древнерусская должность, заключавшаяся в управлении княжеским хозяйством. Тиуны - сборщики дани на Руси. Тысяцкий - должностное лицо в Древней Руси, первоначально был военным руководителем городского ополчения.

Тиун это что такое?

Тиун также управлял складами, где хранились необходимые ресурсы и продукция. Одной из важных обязанностей тиуна было управление работниками. Он нанимал и увольнял сотрудников, контролировал их работу и устанавливал заработную плату. Тиун также обеспечивал условия для комфортного проживания и работы работников. Тиун взаимодействовал с другими служащими, такими как купцы и ремесленники, для закупки необходимых товаров и услуг.

Он устанавливал контакты с другими хозяйствами и организациями, чтобы обмениваться продукцией или получать необходимую информацию. В целом, тиун играл важную роль в управлении хозяйством и обеспечении его успешной деятельности. Он был своего рода менеджером, который отвечал за различные аспекты производства и управления ресурсами. Без его работы хозяйство могло бы испытывать трудности в организации и получении прибыли.

Надеюсь, эта информация помогла вам лучше понять, кем был тиун и какую роль он играл в древней Руси. Тиун своими словами для детей Тиун — это человек, который помогал богатым людям, таким как бояре или князья, управлять их фермами или имениями. Он был своего рода слугой, который делал разные работы, чтобы все было в порядке. Тиуну приходилось заботиться о животных, таких как коровы, овцы и свиньи.

Он кормил их, поил их и ухаживал за ними, чтобы они были здоровыми и счастливыми. Тиун также следил за тем, чтобы у животных были уютные и чистые места для жизни. Еще одной важной задачей тиуна было заботиться о полях и садах. Он сажал семена, поливал растения и собирал урожай, когда они выросли.

Тиун также помогал собирать ягоды и овощи, которые могли быть использованы в пищу. Кроме того, тиун был ответственным за строительство и ремонт зданий на имении.

Тиуны что трут, рядовичи что искры чиновник на Руси в Древней Руси и Московском государстве — княжеский или боярский слуга, позднее должностное лицо — управляющий княжеским или барским хозяйством, судья низшей инстанции привилегированный слуга, управляющий хозяйством князя или боярина в Древней Руси — княжеский завхоз боярский завхоз название княжеского или боярского управляющего, управителя должностное лицо на Руси княжеский завхоз тат. По Русской Правде, т. Впоследствии - должностное лицо с властью судебной и распорядительной.

Дворский т.

В уставной грамоте Василия Дмитриевича с м. Киприаном говорится: «судити митрополиту Луховца с волостелем или с доводщиком». Вся обязанность доводчиков состояла в том, чтобы призывать и преводить на суд истцов и ответчиков; праветчиков — приводить в исполнение судебные приговоры по взиманию штрафов, судебных издержек для удовлетворения истцов 3 и проч. Доходы этих чиновников в государственной администрации были: a они получали в Рождество, Пасху и Петров день установленный корм вещами и деньгами от жителей участка, для котораго они были назначены; b за отправление своей должности они каждый раз получали, за призыв к суду, определенную плату, под названием хоженнаго или езда 4. Доходы доводчика или праветчика при архиерейском десятильнике были теже, что и доходы доводчиков ------------ 1 Опис. Дмитриева стр. Обязанности доводчиков и праветчиков в последствии перенесены были на одно лицо, носившее название пристава или недельщика.

Приставы или Недельщики. Название пристав в древней Руси не всегда употреблялось одинаково. В Новгороде на суде посадника присутствовали восемь человек, по четыре с каждой тяжущейся стороны, два боярина и два именитых гражданина, главной целию которых было мирить противников; они назывались приставы. В суде Одрин каждая из тяжущихся сторон назначала одного посредника, называемаго приставом, который в разбирательстве и решении дел принимал такое же участие, как и прочие члены Одрина 1. В Москве приставами вообще назывались исполнительные чиновники, на которых возлагались какия либо особенныя поручения, например, сопровождение иностранных послов; в этом случае приставами назначались лица важнейших фамилий в государстве. В более же тесном смысле приставами назывались те чиновники по делам судным, которых обязанность состояла в том, чтобы призывать ответчиков и свидетелей на суд и потом производить взыскания по определению суда. Так как в исполнении своих обязанностей они чередовались по неделям, то поэтому их называли еще недельщиками. Приставы или недельщики имели у себя помощников, которых при одном недельщике полагалось не более семи; имена их записывались в книгу дьяками, чтобы недельщики не могли отказаться от них.

Эти помощники недельщиков назывались ездоками 1 2. Приставы или недельщики, в качестве исполнительной полицейской власти у архиереев, появились еще довольно рано 3 и с течением времени соединили в себе обязанности преж- --------------- 1 Куницына: «Ист. Ионы верейскому князю Михаилу Андреевичу 1450 г. Обязанности их были те же, что и обязанности царских приставов. Стоглавый собор определяет их таким образом: «а из которых градов из сел, в митропольи, и в архиепископьях и епископьях, учнут приходити к святителем жалобники о духовных делех, и о всяких обидах, и о управах земских, и по рядным и по духовным грамотам, и по кабалам в займех и поклажеех, и в боех и в грабежех и всяких дел, опричь душегубства и разбоя с поличным; и святители повелевают своим бояром и десятилником давати им в тех делех приставов и они по них ездят с приставными; а в приставной пишут выти, по цареву Судебнику, а срок им по царевым грамотам, как в них писано. А митрополичим недельщиком на Москве и по всем городам в митропольи и от десятилников по десятинам и по селам, ездити с приставными, и на правду и на обыск о всяких делех от жалобников, саму другу, а в долные места саму третью, а давати на поруку попов и дьяконов и все причты церковные пред священники десяцкыми, а без священников десяцкых их на поруки не давать. А по мирских людей, от жалобников, во всяких делех ездити недельщиком с приставными, и на правду и на обыск потомуж, а давати их на поруку перед земскими старостами или перед десяцкыми. А на котораго недельщика придут жалобники, и о том обыскав, да без суда на недельщике доправити втрое, по цареву Судебнику» 1.

Из приведеннаго свидетельства стоглаваго собора видно, что обязанности архиерейских приставов, как и царских, главным образом состояли в том, чтобы призывать на суд тяжущихся и свидетелей. Дело это обыкновенно производилось так: как скоро к архиерею и его боярам подавался какой либо иск, то за обвиняемым и свидетелями посылался чередной пристав — недельщик с приставною памятью 2 , в которой обозначался самый иск, цена иска, имя истца и ответчика, и которая, за подписью дьяка, передавалась приставу для вы- ------------ 1 А. Получив приставную память, пристав сам пли его помощник отправлялся за обвиняемым, при чем предъявлял ему приставную память и назначал срок для явки к суду. Если казалось сомнительным, чтобы обвиняемый явился в назначенный ему срок к суду, то пристав обязан был отдать его па поруки, при чем поручители обязывались заплатить известный штраф, если обвиняемый не явится к суду в назначенный ему приставом срок. В том случае, если за обвиняемаго не было поручителей, или, если он оказал сопротивление и насилие приставу, тот обязан был немедленно его арестовать и держать под арестом до самаго решения суда. По предъявлении приставом ответчику приставной памяти и по сдаче его на поруки, пристав доносил об исполнении своего поручения боярам, а те архиерею. По определению суда пристав производил расправу над виновным и брал с него следующия ему пошлины под именем хоженаго и езда, которыя он получал за позыв на суд ответчика и свидетелей. Различие между хоженым и ездом состояло в том, что если ответчик жил в городе, то пристав ходил за ним и получал плату за свой труд под именем хоженаго; если же ответчик жил вне города, то пристав за ним ездил, за что получал езд.

Количество хоженаго и езда судебник определяет: хоженое недельщику в городе 10 денег, а на правду вдвое,— а езд недельщиком имати, по деньге на версту, а на правду вдвое 2. Выражение «на правду вдвое» означает то обстоятельство, когда пристав во время самаго суда призывал новаго, общаго для обеих тяжущихся сторон свидетеля, за что и получал двойную плату 3. Из запрещения различных грамот и Стоглава брать приставам от порук и поклоннаго можно заключить, что штрафы с поручителей за не явку ---------- 1 О приставных памятях и обязанностях пристава см. X, ст. Татищева, пар. XX, ст. До стоглаваго собора, как это видно из его определений, приставы отдавали на поруки и назначали срок явки к суду единолично, вследствие чего они допускали множество злоупотреблений: назначали большия пени с поручителей, писали сроки или очень короткие, или назначали время для явки к суду самое неудобное для ответчиков и свидетелей. На некоторыя их злоупотребления указывает и Стоглав, когда говорит: «а которые тиуны и недельщики стакався с блудницами и с ябедники, учнут дела составляти и продажу чинити священническому и иночьскому чину и всем православным Христианом, от поруки и поклоннаго денги имати, или что насильством возмут» 2 и пр.

В виду таких злоупотреблений недельщиков стоглавый собор постановил, чтобы они попов и дьяконов отдавали на поруки не иначе как перед десятскими священниками, а мирских людей пред земскими старостами или десятскими.

Тиун также являлся служителем княжеского двора или нижнее управляющее звено администрации в сёлах. Тиуны были самой необходимой опорой, а также помощью для землевладельцев-феодалов в суде и управлении. Большинство из этих людей, однако, были несвободны. Как мы можем увидеть в «Русской правде» - человек, принимающий должность тиуна, сразу же переходил в раздел тех людей, которых называли холопами. Для сохранения при этом своей свободы необходимо было заключить специальный договор.

Кроме того, в «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» то есть, несении тиунской службы без фактического договора как об одном из существующих источников холопства.

Этимологический словарь Фасмера русского языка онлайн

ТИУН, княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Смотреть что такое "Тиун" в других словарях: ТИУН — ТИУН, тивунь ·стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде русс. есть тиун сельской и тиун дворский. Смотреть что такое «Тиуны» в других словарях: ТИУНЫ — ТИУНЫ, княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11 15 вв., а также в Российском государстве 15 17 вв. Что такое Тиун. Сама функция тиуна имеет скандинавские корни и в русские земли была занесена. должностное лицо, боярский (или же княжеский) служащий вотчинного значения.

Тиуны в Древней Руси

Тиун - Наименование некоторых должностных лиц. в Русском государстве XI-XVII вв. управляющий в хозяйстве князя или боярина. княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Руси и русских княжествах 11-15 вв., а также в Российском государстве 15-17 вв. Значение слова «Тиун» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение слова «тиун»

Существовали различные категории : конюший тиун управлял княжеской или боярской конюшней; ратайный тиун распоряжался сельскохозяйственными работами на господском поле ; сельский тиун контролировал работы в княжеском селе земледельцев и холопов. Исторический словарь.

Правительственная деятельность Т. Летописи сообщают о восстаниях населения на ненавистных ему Т. Чеглоков, «Об органах судебной власти в России» в «Юридич.

VII ; Сергеевич, «Русские юридические древности» т.

На суде Т. Вознаграждение Т. Правительственная деятельность Т. Летописи сообщают о восстаниях населения на ненавистных ему Т.

Действительно, Русская Правда говорит о возможности несвободного положения тиуна вообще ст. Действие ст.

Вероятно, княжеский тиун, располагающий административно-судебной властью, также оставался свободным человеком. Обращая внимание на то, что холопом, по всей видимости, был боярский тиун, должность которого непосредственно связана с частновладельческим хозяйством, можно предположить, что в ст. Источники XIII в. Источник Зависимое население Древней Руси: кто такие тиуны? В Киевской Руси словом «тиун» или «тивун» называли княжеского или боярского управляющего, который заведовал теремом. Эту должность русские переняли у варягов, а этимология слова демонстрирует его широкое распространение по всей русской земле. Так, например, со старорусского языка «тиун» переводятся как «управляющий», а вот с украинского — как «надзиратель».

Кем были тиуны на самом деле и чем они занимались? Рассмотрим в этой статье. Какие функции выполняли тиуны? Фактически тиуны были слугами на княжеском дворе или низшими звеньями в административном управлении селом. Однако недооценивать функции тиунов не стоит. Это были действительно незаменимые и важные люди. Чем же они занимались?

В широком смысле, тиуны занимались управлением в поместьях бояр и землевладельцев. А вот в зависимости от своего назначения, делились на: Большинство тиунов были несвободны и относились к холопам. Правда, некоторые из них сохраняли свою независимость: для этого при поступлении на службу заключался специальный договор.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий