Новости где майя жили

Где жили майя. Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки. Группа ученых из разных стран обнаружила город цивилизации майя на дне крупнейшего в Гватемале озера Атитлан. Это остатки «монументальных» поселений, где некогда жили земледельческие общины индейцев майя, сообщает Nature. Исчезновение загадочной цивилизации майя до сих пор считается загадкой для учё же произошло с таинственной культурой, которая возвела знаменитые пирам. Современнные майя живут в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе.

Древняя цивилизация майя: новые артефакты рассекречены правительством Мексики

Стало очевидно, что законы развития общества везде одинаковы. Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. Человеческий коллектив развивается в любой точке Земного шара независимо по одним и тем же законам, и это, конечно, потрясающая вещь, которую Кнорозов подарил миру. И, конечно, его открытие — это большое подспорье для историка, помогающее понять, в чем суть исторических процессов. Скажем, у археологов в Старом Свете существуют понятия "камень", "бронза", "железо". По их логике, без этого цивилизация не развивается.

Но Америка не знала никакой бронзы и железа, да, они умели плавить медь и обрабатывать металлы, но это не имело никакого хозяйственного значения. Получается, что даже принципы классификации в истории, которые существовали до тех пор, были неправильными. Оказалось, государственность прекрасно создавалась в Мезоамерике и Андском регионе без железных и бронзовых орудий. Хотя до этого считалось, что это абсолютно необходимые элементы для развития цивилизации. О науке и технологии Общество, для того чтобы выживать, должно развивать науку и технологии.

И кстати, это тоже очень важный вопрос. Часто любят говорить твердолобые физики и математики, что наука появилась только в конце XIX-го века, а до этого вообще непонятно, что было. Можно подумать, что какая-нибудь геометрия Лобачевского без Евклида вообще когда-нибудь бы появилась. Это осмысление людьми законов природы. Для того чтобы выжить, надо знать астрономию, уметь считать, понимать сельское хозяйство, медицину и передать эти знания следующим поколениям.

Вот это и есть общий принцип развития любой цивилизации и любой культуры. Об ошибках цивилизаций По текстам майя мы видим не только их достижения, но и какие ошибки они совершали, как они закостенели в ощущении себя самыми умными. Только люди подумают: "Мы самые умные", — все, перестают развиваться. На каком-то этапе майя показалось, что им все дано и они все теперь знают. На самом деле, эта ошибка подстерегает все великие цивилизации.

Собственно, то, что делают сейчас Соединенные Штаты: не развиваются, а считают, что они уже самые могущественные и умные. Майя достигли своего расцвета в Х-м веке, дальше они не развивали науку, не совершенствовали свою систему управления. У них тогда были отдельные города-государства, которые воевали друг с другом, делали альянсы против друг друга... В результате, как мы знаем, ничего хорошего из этого не вышло. У майя было генетическое устройство власти: то есть правителем мог быть только тот, чей дедушка или прапрадедушка еще через поколение правил.

Власть, хоть и мужская, но передавалась по материнской крови, которая несла в себе душу предков. Майя верили в реинкарнацию души, которая возвращалась через поколение, и вот только эта душа и давала право на правление. Они искренне в это верили, но когда вторглись голодные варвары, всякие там тольтеки и прочая шантрапа с севера, которые вырезали правящую верхушку городов-государств майя. Они были умные, ушлые и понимали, что делают. Когда правящая верхушка майя погибла, права на власть больше не было ни у кого.

Города майя были оставлены. Население, конечно, продолжало существовать, крестьянин сажал свою кукурузу и жил в общине, но государственной системы больше не было.

Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб. Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными.

Это время, когда у майя наблюдался расцвет искусства, наук: астрономии, математики, лечебного дела, появились собственные элементы в архитектуре стиль Петен. Пик этого подъема пришелся на 600—800 годы, когда окончательно сформировались религиозные обряды, празднества и ритуальные жертвоприношения. К этому времени относятся величественные храмы-пирамиды, загадочные иероглифы, барельефы и искусно расписанная керамика. С политической точки зрения, поздний классический период характеризовался появлением многочисленных городов-государств с собственными правящими династиями, которые участвовали между собой в жестких военных конфликтах. В IX—X веке цивилизация майя пришла в упадок.

Один из основных стилей архитектуры майя носит название пуук «холмистая местность» , названный так по одноименному холмогорью, которое находится на юго-западе Юкатана. Именно там археологи обнаружили самые яркие памятники, построенные в этом стиле. Его отличительной особенностью выступает многообразие украшений фасада, например, декорированные фризы с геометрическими узорами, символикой змей, хижин и божеств.

Трудно убедить археологов в том, что Майя погибли из-за недостатка воды. Версию засухи опровергало одно важное обстоятельство - Тикаль находится в зарослях дождевого леса. Например, в Тикале, который окружен густыми лесами, обитают различные птицы и животные. Повсюду буйная растительность, сильные ливни в этих местах считаются обычным явлением, трудно убедить ученых в том, что в этих местах когда-то была свирепая засуха, уничтожившая великую цивилизацию. В это трудно поверить" - Дик Гилл. События, происходящие неподалеку от Тикаля, позволяют предположить, что версия Дика не такая уж фантастическая. Современные мексиканцы, возможно, потомки народа вымершего 1200 лет назад, призывают и сегодня на землю дождь.

Тайные церемонии проводятся в разгар засушливого сезона. Пока женщины готовятся к жертвоприношению, мужчины совершает ритуал, в котором причудливо сплелось язычество и христианство. Так же, как и их предки они просят богов пролить дождь. Археолог отправляется в Тикаль на поиски доказательств того, что Майя боялись засухи. Жители города Тикаль, который стоял далеко от рек и озер, полностью зависели от сезона дождей, которые шли в течение 4-5 месяцев. Исследователь удивился, узнав, что город был построен с тем расчетом, чтобы накапливать воду. На улицах находились каналы, по которым дождевая вода стекала в многочисленные емкости. Рядом с городом были естественные резервуары для воды, которые и наполнялись дождевой водой. Майя строили на улицах специальные каналы. Если не было дождей то люди оказывались в серьезной опасности.

Таким образом, единственным источником воды для Тикаля в период засухи служили эти резервуары. Археологи по-прежнему нуждаются в подтверждении того, что в этих местах происходили сильные засухи. В архиве метеорологических отчетов прошлых лет в Мехико содержалась интересная информация. Оказывается, в прошлом веке здесь была сильная засуха, можно даже сказать страшная засуха. С 1902 по 1904 гг. Просто повезло, что метеосводки тех лет сохранились до наших дней. Теория засухи Данные, найденные в архиве, служат доказательством того, что в этих местах происходили сильные засухи, значит, можно предположить, что аналогичные бедствия могли произойти и в то время, когда исчезли Майя. Но одна губительная засуха за 100 лет еще не подтверждала теорию. Чтобы больше узнать об истории Мексики, приходится обращаться в национальный архив, где собрана уникальная коллекция рукописных книг, часть из которых датирована XVI веком. Через несколько месяцев кропотливых поисков были обнаружены отчеты о страшных засухах, случившихся в провинции Юкатан в районе, который когда-то был плотно заселен народом Майя.

Отчеты, которые хранятся в архивах, были составлены испанскими колонизаторами для начальства в Мехико и Мадриде. Например, в одном из них содержится просьба от властей Юкатана помочь продовольствием. В 1795 году почти весь урожай погиб. У крестьян не было зерна и люди боялись умереть голодной смертью, как уже неоднократно происходило в прошлом. Теперь можно было не сомневаться, что это был правильный путь. Документальные свидетельства засухи прошлых лет найдены, и вряд ли можно отыскать сведения о климате в IX веке. Теперь можно продолжить исследования, но в совершенно другой области в метеорологии. Поэтому я начал собирать данные об изменении климата на нашей планете и пытался узнать, что происходило в мире в то время, когда погиб народ Майя. Первые результаты появились во время изучения климата Европы. В руки попали документы с заголовком "Дендрохронология и флуктуация ледяного фронта на севере Швеции".

Документ содержал важную информацию. Изучая кольца на деревьях, ученые выяснили, что 1200 лет назад как раз в то время, когда исчезли Майя, в Швеции наступил чрезвычайно холодный период. Но можете ли похолодание в Европе вызвать засуху в Центральной Америке, специалисты сомневались. Какая может быть связь между похолоданием и засухой? Оказалось, что этот вопрос недостаточно изучен. Кажется, я был первым из жителей Техаса, кто всерьез задумался об этом.

10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят

Единственное, что приближает к разгадке, так это остатки былого величия в виде руин старинных городов, спрятанных от посторонних глаз за пышной растительностью джунглей, где и находится одно из уникальнейших поселений майя. По мнению профессора антропологии Лизы Лусеро, на территории, где жили майя, царила засуха: важно было иметь запас воды. Потерянный город майя нашли археологи с помощью современных технологий в джунглях Мексики. Об этом 27 июня сообщает ScienceAlert. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Главное сегодня

  • Читайте также
  • 15 впечатляющих руин цивилизации Майя
  • Майя: кем они были?
  • В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя
  • Куда исчезли древние майя? (Сергей Добрый) / Проза.ру
  • Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение -

Народ Майя – кто они такие, как жили и почему вымерли? Загадка цивилизации Майя

Там, где жили майя, был жаркий климат, поэтому они в основном выращивали маис, лишь иногда употребляя в пищу мясо диких животных. Майя — один из самых удивительных, непонятных и в то же время притягательных народов, когда-либо живших на нашей планете. Особенности этой цивилизации манят ученых и обывателей, поскольку она оставила после себя множество вопросов, которые веками ждут. Между 350 и 900 годами нашей эры некоторые царства майя жили комфортно, с устойчивыми сельскохозяйственными системами и отсутствием продемонстрированной продовольственной безопасности. Майя жили в основном на территории Центральной Америки и полуострова Юкатан. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. Майя вступали в брак в раннем возрасте: мальчики в районе восьми лет, девочки в 12-14 лет.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение

И хотя это маловероятно, об этой цивилизации и правда известно совсем немного, что позволяет спекулировать о её истории и особенностях. Сейчас даже нет точного представления о границах государства майя, а некоторые города до сих пор не раскопаны полностью.

В Гватемале обнаружили затерянные города майя Ancient Mesoamerica: в Гватемале обнаружили более тысячи поселений майя Фото: Shutterstock Международная группа ученых из США , Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. Об открытии сообщается в статье, опубликованной в журнале Ancient Mesoamerica. Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова.

Тем самым, город привлекал множество аграрных подданных, которые в обмен на питьевую воду и воду для орошения полей, отдавали часть продукции власть имущим. Однако после засухи, многие правители потеряли свои рычаги власти. Заброшенный город Майя в джунглях Гватемалы Также стоить отметить, что политическая вертикаль власти майя, было тесно связана с божествами.

Ввиду этого плохой правитель, неспособный дать людям воду, считался изгнанным богами или сами боги таких царей были неправильными. Все это приводило к хаосу в общественно-политической жизни древней цивилизации. Однако регион Кочуа на полуострове Юкатан, во время засухи стал процветать, так как имел более влажный климат, в который устремились беженцы из засушливых регионов. В конце 17 века рухнул последний город-государство Майя, завоеванный испанцами. За три столетия культура майя трансформировалась, оставив их носителям только древние мифы и придания.

Плавать в Ик Киле было жутковато.

Дно далеко, небо высоко, а вокруг известняковые стены. К поверхности воды спускались лианы, а стены сенота обросли причудливыми растениями. Он построен в виде пирамиды. Каждый год, в дни осеннего и весеннего равноденствия 22 сентября и 20 марта тысячи людей со всего мира съезжаются посмотреть уникальное явление Кукулькана — Пернатого змея. Именно в эти дни, даже при отсутствии солнца, на ступенях пирамиды появляется изображение гигантского змея из треугольников света и тени. Это волшебное явление доказывает, что у древних майя были очень развиты геодезия и астрономия.

Если бы пирамида была повернута хотя бы на один градус в сторону, удивительная игра света и тени никогда бы не проявилась! Все сооружения в Чичен-Ице построены особым образом, для усиления акустического эффекта. Даже тихие звуки здесь слышны очень четко. Я ощутила на себе особую энергетику Чичен-Ицы. Бескрайние размеры города, точность в построении и астрономии, священная тишина делают это место волшебным.

Древняя цивилизация майя: новые артефакты рассекречены правительством Мексики

Скорее всего это объяснялось не техническим прогрессом, а ростом числа рабочих рук, как и в предыдущем периоде. В те века почти вся территория майя, вероятно, была уже практически занята. Некоторые районы были даже перенаселены. Эксплуатация земель достигла, видимо, своего предела, при этом использовалось подсечно-огневое земледелие и ирригация там, где это было возможно. Возросла интенсивность обработки земель.

В этих условиях майя были вынуждены прибегнуть ко всем пищевым ресурсам, находившимся в их распоряжении, дополняя пищу из маиса и фасоли корнеплодами, овощами и мукой, получаемой из плода рамона. В пищу шли также продукты рыбной ловли и охоты. Эксплуатация природы дополнялась сверхэксплуатацией человека. Этот период характеризуется настоящим расточительством производительных сил: природных ресурсов, человеческой энергии, технических и научных знаний и интеллектуальных и художественных способностей.

Процветание сотен ритуальных центров на Тихоокеанском побережье в Чьяпасе и на Гватемальском нагорье, а также в долине Мотагуа в Петене, в бассейне Усумасинты, на побережье Мексиканского залива и на всем Юкатанском полуострове говорит о необычайном росте численности населения в течение позднего классического периода. Строительство тысяч огромных пирамид, храмов, дворцов, святилищ, комплексов для игры в мяч свидетельствовало о невероятном расточительстве времени и сил. Это напоминало эпохи возведения египетских пирамид, вавилонских зиккуратов или кхмерских храмов. Майя создали искусство, которое во многих аспектах является самым утонченным на всем Американском континенте.

Кризис в центральной зоне Блестящий апогей цивилизации майя в центральной зоне имел трагический и, вероятно, насильственный конец, о причинах которого высказывались многочисленные и противоречивые гипотезы. Выдвигались предположения о воздействии таких природных явлений, как изменения климата и землетрясения. Однако известно, что центральный и северный районы находятся вне зоны сейсмической активности, характерной для Гватемалы и Чьяпаса, а что касается предполагаемых катастрофически обильных дождей в Петене, которые будто бы мешали выжиганию подсеки и последующей обработке земли, то их воздействие не было доказано, как и предполагаемая массовая миграция населения, вызванная всем этим. Другие гипотезы предполагают, что эпидемии желтой лихорадки и малярии так беспокоили майя, что они должны были покинуть низменные лесные районы Юга.

Но существование этих болезней в доиспанские времена не доказано. Многие авторы выдвигали гипотезу истощения почв из-за чрезмерного многовекового применения подсечно-огневой системы земледелия. Однако и эта теория не была доказана. Выдвигалось также предположение об интеллектуальном и художественном упадке, вызванном проникновением "экзотических" идей извне, чуждых майя религиозных верований и концепций, воспринятых правящей элитой, но порицаемых народом, который остался верным прежним божествам и обрядам.

Народное недовольство могло вызвать настоящие бунты против правителей. Но идеологические перемены и духовное несогласие масс не порождают социальных беспорядков, если нет материальных условий, благоприятствующих насильственным переменам. Без сомнения, некоторые районы центральной зоны Петен, Усумасинта, Паленке подвергались вторжению чужеземцев, но обычно оно не было длительным, и последствия его исчезали довольно быстро. Однако очевидно, что нашествие извне и в некоторых случаях приход к власти групп, чуждых в культурном отношении майя, способствовали распаду майянской цивилизации в центральной зоне.

Вероятно, причину трагического финала этой культуры следует искать в противоречии, присущем самому обществу майя, в изначальном антагонизме отношений, существовавших между его членами, одним словом, в свойственном этому обществу способе производства. Возможный маршрут из Калакмуля в Канкуэн. Калакмуль был столицей Канульского царства и главным соперником Тикаля, столицы Мутульского царства. Разорительные войны этих двух царств являются наиболее известным и, возможно, затяжным конфликтом в майянской истории.

Но прошло два столетия, и майя взялись за мозги, стали организовывать государство нового типа, которое объединяло большую территорию, у них появилась столица и подчиненные города. Во избежание проколов прошлого они сделали четырех соправителей, которые могли друг друга подменить. О жертвоприношении Жертвоприношение — это универсальный для всех народов обряд, включая и славян. По сути, обряд представляет собой отправление посланника к божественным предкам.

Никого не убивали ради убийства. В колодец в Чичен-Ице сбрасывали человека, чтобы его душа освободилась, прямиком пошла бы к предкам или богам и донесла важную информацию о проблемах. Эту практику использовали только в крайних случаях. Известна история, как однажды скинули в колодец некоего персонажа под именем Хунак Кеель даже имя сохранилось , и теоретически, согласно представлениям майя, он должен был через три дня вернуться от предков и принести весть.

Понятно, что шансов у него вернуться живым практически не было, его никто и не ждал… Но он был умный мужик, не знаю, как он это сделал заговор был или случайно вышло , но его скинули, а он через три дня вернулся, пришел и сказал: "Здравствуйте, меня предки прислали, и они говорят, что я должен быть правителем". И майя его назначили пятым правителем, потому что сказать, что он проходимец и врет, было невозможно, это бы разрушило всю систему верований. Государственная власть майя стала более мобильной и мощной. Но когда, к сожалению, появились испанцы в XVI веке, майя им оказывали сопротивление, но технологически они отставали, поэтому не смогли противостоять такому количеству испанцев, поэтому их государственность погибла.

О мифологическом сознании Мифологического сознания не существует, этот термин бессмыслен, потому что мифологии вообще нет. Ни один народ, ни один человек не живет в мифологии, если только это не сумасшедший дом. Вот вы можете жить в мифологии? Наверное, нет, вас тут же в психушку затолкают.

Человек должен планировать свою деятельность. А в мифологическом сознании, что человек будет планировать? Есть миф, который мне очень нравится: сказка майя о летучей мыши. Идет мышь к млекопитающим животным и говорит: "Животные, я такой же, как вы, у меня есть все эти мужские причиндалы, я хочу быть с вами".

Они ему: "Иди ты отсюда! Ты с крыльями, летаешь, в пещере живешь, вверх ногами спишь". Прогнали его. Потом мышь пошел к птицам, говорит им: "Птицы, смотрите, у меня есть крылья, я такой же как вы, давайте я останусь с вами".

Но птицы его тоже прогнали. И мышь заплакал и повис на гнилой веревке в этих рыданиях. В чем миф, какой смысл? Между двух стульев не садись или как?

Не поймешь. Это не миф, а абсолютное астрономические знания. У майя существовало понятие, что мироздание делится на две части Млечным путем. Млечный путь — это пернатый змей, который разделяет на две части зодиакальный круг из 13-ти созвездий майя.

Собственно, и у нас 13 созвездий, только их подогнали пересчет к 12-ти, и выкинули одно созвездие — Змееносца.

На пике своего развития население майя могло достигать 2 000 000 или даже 10 000 000 человек. В ходе раскопок на стоянках майя были обнаружены площади, дворцы, храмы и пирамиды, а также площадки для игры в знаменитую игру майя с мячом улама. Города майя были окружены и поддерживались многочисленным населением земледельцев. Хотя майя практиковали примитивный тип подсечно-огневого земледелия, они также демонстрировали свидетельства более продвинутых методов ведения сельского хозяйства, таких как орошение и террасирование. Майя были глубоко религиозны и поклонялись различным богам, связанным с природой, в том числе богам солнца, луны, дождя и зерна.

На вершине общества майя находились короли, или «кухул аджав» святые владыки , которые утверждали, что связаны с богами и следовали наследственной преемственности. Считалось, что они служили посредниками между богами и людьми на земле и выполняли сложные религиозные церемонии и ритуалы, столь важные для культуры майя. Эти сооружения принесли майя репутацию великих художников Мезоамерики. Майя также добились значительных успехов в математике и астрономии, включая разработку сложных календарных систем, таких как Круглый календарь, основанный на 365 днях, а затем Календарь длинного счета. Серьезное исследование памятников классического периода майя началось в 1830-х годах. К началу-середине 20 века небольшая часть их системы иероглифического письма была расшифрована, и стало известно больше об их истории и культуре.

Большая часть того, что историки знают о майя, исходит из того, что осталось от их архитектуры и искусства, включая резьбу по камню и надписи на их зданиях и памятниках. Майя также делали бумагу из коры деревьев и писали в книгах, сделанных из этой бумаги, известных как кодексы; известно, что четыре из этих кодексов сохранились. Им также приписывают некоторые из первых применений шоколада и каучука. Жизнь в тропическом лесу Одной из многих интригующих особенностей майя была их способность построить великую цивилизацию в климате тропических лесов. Традиционно древние народы процветали в более сухом климате, где централизованное управление водными ресурсами с помощью ирригации и других методов составляло основу общества. Однако в низинах южных майя было мало судоходных рек для торговли и транспорта.

К концу 20 века исследователи пришли к выводу, что климат низменностей на самом деле был довольно разнообразным с экологической точки зрения. Хотя иностранные захватчики были разочарованы относительной нехваткой серебра и золота в регионе, майя воспользовались многими природными ресурсами этого района, включая известняк для строительства , вулканический обсидиан для инструментов и оружия и соль. Окружающая среда также содержала другие сокровища майя, в том числе нефрит, перья кетцаля использовавшиеся для украшения изысканных костюмов знати майя и морские раковины, которые использовались в качестве труб на церемониях и в войнах. Таинственный упадок майя С конца восьмого до конца девятого века произошло что-то неизвестное, что потрясло цивилизацию майя до самого основания. Один за другим классические города в южных низинах были заброшены, и к 900 году нашей эры цивилизация майя в этом регионе рухнула. Причина этого таинственного упадка неизвестна, хотя ученые разработали несколько конкурирующих теорий.

Изучив её, исследователи сделали вывод, что в этой местности на 1,6 кв. При столь большой плотности населения, по мнению учёных, необходима развитая инфраструктура, требующая грамотного управления, распределения воды, продуктов питания и других ресурсов. Также по теме В немилости у природы: учёные установили вероятную причину гибели цивилизации майя Древняя цивилизация майя пришла в упадок из-за длительной засухи, накрывшей территорию Центральной Америки около 900 года н. Исследователи также отметили, что в условиях джунглей майя разработали сложные методы ведения сельского хозяйства, кардинально отличающиеся от пахотных земель европейских фермеров: искусственно созданные участки земли, окружённые каналами. Учёным также удалось рассмотреть обширную сеть дорог, общая протяжённость которых составляла 106 км. Они соединяли Тикаль с другими городами. Среди обнаруженных исследователями объектов было несколько оборонительных сооружений. Так, на окраине ближайшего к Тикалю города Эль-Зотц археологи нашли крепость высотой более 7 м. Перед ней — глубокий ров.

Все материалы

  • Конец цивилизации майя: почему покинули свои города, и куда они исчезли
  • В джунглях Мексики обнаружен затерянный город майя
  • С помощью лидара нашли древний церемониальный комплекс Майя — Wylsacom
  • В Гватемале обнаружили затерянные города майя — Федеральная служба новостей
  • Почему исчезла древняя цивилизация Майя?

21 неожиданный факт об индейцах майя, которые могут быть интересны не только историкам

Ученые обнаружили несколько пирамидоподобных сооружений высотой более 15 метров. Фото: National Institute of Anthropology and History Древний город был обнаружен в джунглях Южной Мексики, сообщил на днях Мексиканский институт антропологии. Считается, что тысячи лет назад этот город был важным центром, он включает в себя большие здания, похожие на пирамиды, каменные колонны, три площади с внушительными башнями и другие сооружения, расположенные почти концентрическими кругами. Керамика, обнаруженная на этом месте, по-видимому, указывает на то, что оно было заселено между 600 и 800 годами нашей эры, в период, известный как поздняя классика. Как сообщает Би-би-си, археологи назвали это место Окомтун на языке майя - «каменная колонна».

Современные индейцы майя — это группа близкородственных народов, которые говорят на языках майянской группы, насчитывающей свыше 25 языков. Как ни странно, но среди чистокровных майя очень высок процент владения родным языком, чего нельзя сказать о многих других коренных обитателях американского континента. При этом большинство индейцев является двуязычными, то есть помимо родного языка владеют еще и испанским.

В основном это народы майя киче, кекчи, какчикели и мамы. Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек. Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе. Получается, что примерная численность современных индейцев майя составляет около 6 миллионов человек, проживающих в регионе древней цивилизации майя.

Исчерпав запасы бус, искатели приключений снялись с якоря и продолжили свой путь вдоль Мексиканского залива. Проплывая мимо того места, где сейчас находится крупный порт Веракрус, они увидели, как от берега в их сторону направилась группа каноэ.

К удивлению Грихальвы и компании, в суденышках восседали очень даже не простые пассажиры. Это были местные вожди, украшенные перьями и увешанные сияющими золотыми украшениями. Пришельцев пригласили в гости, угостили индюшатиной, маисовыми лепешками и экзотическими фруктами. Несмотря на то, что в команде Грихальвы не было переводчика, ему все-таки удалось понять, что в той стороне, где садится солнце, находится какая-то огромная империя. Вскоре выяснилось, что гостеприимные ряженые вожди были ацтеками и, более того, являлись ни много ни мало посланниками ацтекского императора Монтесумы. После ужина Грихальву и его компанию проводили до стоявших на рейде каравелл, которые вскоре, подняв якоря и распустив паруса, устремились на север, к берегам безопасной Кубы. К тому моменту она уже успела стать испанской вотчиной и базой для дальнейшей экспансии конкистадоров в Месоамерике.

Рассказы участников этой экспедиции, иногда приукрашенные, еще более распалили будущих завоевателей. Отдохнувшие и зализавшие свои раны после прошлых стычек с туземцами, конкистадоры ждали своего часа. И этот час настал. Мы подошли к переломному моменту для всей истории не только обеих Америк, но и человеческой истории вообще. На небосводе взошла звезда Эрнана Кортеса, в 1519 году отправившегося к берегам Нового Света на 11 кораблях, с пятью сотнями солдат, сотней моряков, с пушками и лошадьми. Первой остановкой в его походе стал уже знакомый нам остров Косумель, и вновь его аборигены разбежались кто куда. Разграбив храмы и разбив множество идолов, испанцы тем не менее попытались установить с местными жителями и, в частности, с их правителем по имени Ах Наум Пат дружеские отношения.

Очевидно, это удалось сделать, поскольку в последующие годы Косумель оставался надежным оплотом для дальнейшей колонизации Центральной и Южной Америки. Именно на этом острове Кортес услышал о двух выживших «бледнолицых», якобы «обретающихся» на большой земле с 1511 года. Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию». Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда! Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей.

Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин. Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя. Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще. На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям.

Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов. Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек. По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей. Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке. До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову. Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция.

В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч. Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками. Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков. На многие годы полуостров превратился в удобный плацдарм, а его береговая линия сделалась причалом для многих сотен испанских кораблей, слетавшихся на «золотой мираж». После падения Теночтитлана в 1521 году новости о фантастической добыче Кортеса привлекли к «Новой Испании» тысячи европейских авантюристов. Не все народы были еще покорены, не все они были ограблены, и не все золото удалось у них отобрать «первопроходцам». Алчные взоры новых и новых конкистадоров устремились на другие народы, в том числе и на майя.

В период с 1524 по 1527 год грубый и жестокий подчиненный Кортеса лейтенант Педро де Альварадо в ходе варварских и кровопролитных кампаний покорил города-государства Киче, Какчикель и несколько маленьких крепостей в высокогорье Гондураса. При поддержке племен, ненавидевших майя, используя тот же принцип, что и Кортес — «разделяй и властвуй», — его способный ученик де Альварадо сначала натравил Какчикель на Киче, а затем спокойно разобрался с самим Какчикелем. После высокогорья пришла очередь равнинных майя. На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года. Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V. Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан.

В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель. Среди них оказался и знаменитый «Дрезденский кодекс» — самая информативная из четырех дошедших до нас книг майя, названная так по месту современного хранения. Доставив королевские сокровища в Испанию, Монтехо затем провел семь лет в ожидании специального разрешения на свои собственные завоевания в Новом Свете, а также соответствующего титула. В конце концов ему присвоили титул аделантадо Юкатана от исп. По сути Монтехо получил лицензию, индульгенцию и даже своеобразный заказ на захват и освоение богатств полуострова. Причем это разрешение на эксплуатацию заморских земель можно было передать по наследству своим отпрыскам. Чем не дворянский титул?

Две страницы из Дрезденского кодекса. Страница справа — колонка с так называемыми венерианскими таблицами эфемеридами Мечта о завоевании «своей» Америки вылилась в 20 лет лишений и разочарований. Монтехо, в отличие от Кортеса и Альварадо, не умел создавать коалиции и временные альянсы и использовать противоречия, возникавшие в стане врага. Некоторые майя сразу же оказали жестокое сопротивление новым захватчикам, другие просто спрятались в густых джунглях. Несмотря на то, что вожди майя сдались испанцам без слов, их «подопечные» выходили из джунглей лишь для нападений на испанские гарнизоны, которые оставил Монтехо. В следующем году он покинул восточное побережье и перебрался на западное, где, на месте прибрежного торгового поста майя Шикаланго, основал Саламанку по названию своего родного города. Это был первый испанский населенный пункт, основанный на Юкатане.

В начете 1530-х годов экспедиция основала вторую базу, на этот раз в Кампече. В течение нескольких лет люди Монтехо строили дороги и укрепления, оживляя монотонный и скучный ландшафт Юкатана, а также налаживали дружеские связи с многочисленными местными царьками. Сын Монтехо, Франсиско-младший, на некоторое время захватил крупный город майя Чичен-Ицу, превратившуюся к тому времени обезлюдевший город-призрак, поглощенный джунглями. Покорение майя в этих местах стало казаться делом малоперспективным, не сулящим никаких особых материальных приобретений. Усердная и не обещавшая мгновенного обогащения работа здесь, на Юкатане, выглядела нелепой, особенно после новостей и слухов, доносившихся откуда-то с далекого юга. В южноамериканских Андах начала свою фантастическую эпопею команда Франсиско Писсаро. Любопытно, что первый контакт с инками произошел так же, как и с майя: люди Писсаро перехватили торговый плотик, дрейфовавший неподалеку от того побережья, где сейчас находится Эквадор.

К изумлению испанцев, плотик был нагружен драгоценными металлами. Стало ясно, что империя инков куда как богаче, чем империя ацтеков, и вскоре люди Монтехо ринулись на поиски Эльдорадо. К 1535 году на Юкатане не осталось ни одного испанца. Сам же шестидесятисемилетний Монтехо, одряхлевший и уставший, отошел от дел и ни о каких авантюрах уже не помышлял. В тех землях нет ни единой речушки, хотя есть озера; холмы там скалистые и безводные. Вся земля покрыта хилым кустарником, и она такая каменистая, что не найти ни одного квадратного фута почвы. Золота открыто не было, и вообще ничего такого, из-за чего можно было бы разбогатеть.

Это были маленькие, самообеспечивающиеся общины, функционировавшие при помощи простой организации семейного характера, в которой все члены вместе были заняты производительным трудом и одинаково разделяли между собой его плоды. Анимистические верования и простые магические обряды, их сопровождавшие, давали людям надежду на завтрашний день. Важную роль в верованиях и обрядах играли грубые глиняные женские фигурки, так как майя непосредственно связывали плодородие земли с плодовитостью женщины.

Средний доклассический период 800-300 гг. В течение среднего доклассического периода, вероятно, еще без значительных технических изменений, достаточно увеличились производительные силы благодаря росту численности населения и развитию земледелия. С одной стороны, выращивание кукурузы урожайность которой увеличивалась благодаря естественному генетическому улучшению её свойств по мере возделывания растения и других культур фасоли, тыквы, стручкового перца стало основным средством пропитания населения, дав ему постоянную и более разнообразную пищу.

С другой стороны, огромная территория майя предоставляла неограниченное пространство для растущего населения. Поэтому данный период характеризуется началом мощной экспансии, охватившей земли от побережья Тихого океана до севера Юкатанского полуострова. В то же время начала трансформироваться социальная структура.

Магические обряды, связанные с народными верованиями, стали осуществляться исключительно одной группой людей, якобы наделенных сверхъестественными силами волшебники, колдуны. Мало-помалу эта группа стала отдаляться от процесса производства пищи и заниматься деятельностью менее обременительной и более выгодной и престижной. В селениях и деревнях в центре группы жилищ стали строить хижину больших, чем другие, размеров, возведенную на более высокой платформе.

В середине этого периода в область майя проникли влияния ольмекской культуры, исходившие с побережья Атлантики. Через перешеек Теуантепек они достигли Тихоокеанского побережья и Гватемальского нагорья. Эти влияния затронули, вероятно, правящую группу; править стали чужие люди, которые принесли новые знания календарь, "Длинный счет", зачаточную письменность, божество-ягуар, гигантские скульптурные головы и использовали их для укрепления своего господства.

Но жизнь народа майя оставалась в целом прежней; майя работали на самих себя и на касту, которая ими управляла, была ли она ольмекской, как в южной зоне Каминальхуйю и Тихоокеанское побережье , или майянской, как в центральной Сейбаль, Вашактун и Тикаль и северной Цибилчальтун зонах. Довольно старая карта с довольно кривыми названиями, но при этом вполне наглядная. В левой части карты — перешеек Теуантепек, территория ольмеков.

Поздний доклассический период 300 г. В поздний доклассический период большая часть территории майя была уже заселена, площади возделываемых земель значительно расширились и производство продуктов увеличилось. Необязательно это произошло благодаря техническому прогрессу; вполне возможно, что все потребности покрывались при помощи того же набора примитивных земледельческих орудий.

Социальная дифференциация, начавшаяся в предшествующий период, еще более возросла. Правящий класс отдаленный потомок "корпорации" колдунов предшествующих веков из обычного посредника между народом и силами природы превратился в господствующее организованное меньшинство, эксплуатировавшее простой народ. Церемониальные центры стали заметно выделяться среди основной массы хижин общины.

Здания, предназначенные для культовых целей, уже не стояли на простой платформе, для них строились пирамиды. Правда, на этих пирамидах все еще стояли храмы-хижины, но они уже были богато орнаментированы. Возводились каменные блоки, стелы и алтари, на которых появлялись не только лики богов, но и скульптурные портреты правителей, а также письмена, включавшие числа и календарные знаки.

В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя. В Петене центральный и южный Юкатан в тот же период сильно выросли такие центры, как Вашактун и Тикаль.

Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале

На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике, пишет ScienceAlert. Это открытие проливает свет на людей, которые жили в шумных городах этого лесистого бассейна более 1000 лет. Майя жили в основном на территории Центральной Америки и полуострова Юкатан. Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий