Январь 1918 декрет об отделении

Совет народных комиссаров РСФСР. ДЕКРЕТ от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук (PDF). 1. Первые декреты новой власти. 2 ноября 1917 г. – была опубликована Декларация прав народов России. В ноябре 1917 г. – был издан «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов». 23 января 1918 г. – издан «Декрет об отделении церкви от государства и школы». Итак, о декрете! Текст публикуем без изменений, в том числе не изменяя его орфографию и словообразование. Совет народных комиссаров РСФСР. Декрет. от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви.

100 лет назад был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви»

8 апреля 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам». Декрет был утверждён 22 апреля 1918 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. В конце 1917 г. Совнаркомом была создана комиссия для подготовки декрета об отделении Церкви от государства. В канун нового 1918 г. в эсеровском «Деле народа» опубликовали разработанные комиссией предложения. 1. Первые декреты новой власти. 2 ноября 1917 г. – была опубликована Декларация прав народов России. В ноябре 1917 г. – был издан «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов». 23 января 1918 г. – издан «Декрет об отделении церкви от государства и школы». (перенаправлено с «Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 Об отделении церкви от государства и школы от церкви»). Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Распубликован в ь 15 "Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 5 февраля (28 января) 1918 г. СУ РСФСР, 1918, М 18, ст.269. Интересно, что вопреки заблуждениям, исполнение декрета 2 февраля не привело к массовым репрессиям против духовенства. Арестовывали и казнили лишь тех, кто открыто выступал на стороне "белых", и это были скорее редкие случаи.

Января 1918 г. был издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от государства

В этот день, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля по нов. ст.) 1918 года Декрет о светском государстве опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства», после чего вступил в силу. (См, XXI Ленинский сборник, стр.109). 25 января 1918 года Поместный Собор Российской Православной Церкви отреагировал на акцию большевиков, огласив «Постановление по поводу декрета Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства». Цель работы состоит в выявлении сущности и юридических особенностей Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 1918 г., его значения для становления советской государственно-правовой системы. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — декрет, изданный Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года.

Первые декреты большевиков | Конспект

Декрет Парижской Коммуны (1871 г.) об отделении церкви от государства Парижская Коммуна, принимая во внимание, что первым принципом Французской республики является свобода; что важнейшей из свобод является свобода совести. ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА, распространённое название декрета СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Принят 20.1(2.2).1918. 23 января 1918 года (ст. ст.) был принят Декрет СНК РСФСР об отделении церкви от государства, что лишило ее прав юридического лица и всего имущества. — реализация Декрета о земле и «Основного закона о социализации земли» (9 февраля 1918 г.) — конфискация помещичьих и крупных частных земельных владений. 23 января 1918 г. — Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 29 октября 1918 г. произошел Всероссийский съезд Союзов рабочей и крестьянской молодежи, который объявил о создании Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ), позже ВЛКСМ.

Первые декреты советской власти

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был основным законодательным актом, определявшим положение церкви в СССР. Все другие законы о культах развивали положения этого документа и получили своё отражение в Конституции СССР. Помощь в написании учебных работ Имя.

Religious Institutions themselves had their social influence retracted, religious teachings in public and private classrooms now banned No. The church is separated from the state. Within the territory of the Republic the passing of any local laws or regulations limiting or interfering with freedom of conscience or granting special rights or privileges to citizens because they belong to a certain faith is forbidden.

Every citizen has a right to adopt any religion or not to adopt any at all. Every legal restriction connected with the profession of certain faiths or with the non-profession of any faith is now abolished. State or other legal public functions are not to be accompanied by religious ceremonies or rituals.

Religious performances may be carried on freely in so far as they do not disturb the public order or encroach upon the rights of citizens of the Russian Republic. Local authorities have the right to take the necessary measures to preserve order and safeguard the rights of citizens. No one can decline to carry out his civic duties on the ground of his religious views.

Religious oaths are abolished.

В интересах трудящихся и самих верующих был решён и вопрос об имуществах церковных и религиозных обществ. Декрет предусматривал предоставление верующим материальных гарантий для удовлетворения их религиозных потребностей.

В статье 13 говорится, что здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответствующим религиозным обществам. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был основным законодательным актом, определявшим положение церкви в СССР.

В ответ на это комиссары заявили, что они обойдутся и без участия епископа Прокопия…» К слову, владыка Прокопий, как и митрополит Вениамин, впоследствии станет священномучеником.

В кровавом 1937-м. За «контрреволюционную монархическую агитацию и организацию нелегальной молельни». Ан нет: антиклерикалы всех мастей продолжают ссылаться именно на этот документ, пытаясь обосновать все, что угодно.

От своего храмоборчества — попыток не допустить строительства новых храмов в густонаселенных районах столицы и других городов — до борьбы против допущения в российские школы курса «Основы православной культуры». И в какие бы идеологические одежды ни рядились нынешние богоборцы, все они служат кровавым заветам «Ленина», того самого большевистского вождя, который в своем секретном письме в Политбюро ЦК РКП б от 19 марта 1922 года дал указание: Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству… Чем большее число представителей… реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…» Тогда, ровно 100 лет назад, в своем декрете большевики только обнажали свои клыки. Впереди — сотни разрушенных храмов и монастырей, тысячи расстрелянных священнослужителей и многие миллионы русских православных людей, по вере которых прошлись комиссарские сапоги.

А уже в январе 1918 года — анафема от Святителя Тихона, забывать о которой мы не имеем права и сегодня, в 2018-м. Конечно, это не значит, что уже можно «воссоединить» Церковь с государством и школу с Церковью, это нельзя делать искусственно, таким же «декретом».

Января 1918 г. был издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от государства

В январе–апреле 1918 г. по России прокатилась волна сопротивления попыткам конфискации церковного имущества. Организовывались массовые крестные ходы и богослужения на площадях и в общественных местах в поддержку Церкви. 1. Под действие Декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви (Собр. узак. 103 года назад, 23 января (5 февраля) 1918 года, был официально опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который затем в течение более 70 лет служил юридическим прикрытием для дискриминации. Вопрос о церквах в этих учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства. Председатель Совета Народных Комиссаров. В. Ульянов (ленин).

Декрет Совета Народных Комиссаров от 01.11.1918 № 847

Однако многие историки считают Декрет о мире призывом к мировой революции, подстрекательством к переходу от империалистической войны к гражданской. Россия прекратила военные действия и вышла из Первой мировой войны, не подписав при этом мирного соглашения с другими державами. Результатом таких неосмотрительных действий стал заключенный позже Брестский мир, по условиям которого страна потеряла значительную часть территорий и оказалась в числе проигравших. Декрет об армейских революционных комитетах Декрет, одобренный 26 октября 1917 года, подразумевал создание в действующей армии временных революционных комитетов, комиссарами в которых назначаются солдаты.

Бывшая армия Временного правительства, ведущая боевые действия, подчинялась царским генералам, имеющим огромный военный опыт. С выходом декрета о революционных комитетах высшие военные чины должны были беспрекословно подчиняться советским комиссарам, постановления армейских штабов должны быть согласованы с армейскими комитетами. Попытка нового советского правительства подмять под себя действующую армию привела к полному ее разложению и хаосу в военных соединениях.

Декрет о земле Документ приняли в ночь с 26 на 27 октября 1917 года. Он исходил из крестьянских наказов, которые были разработаны земельными комитетами в августе 1917 года, а также из аграрной реформы эсеров. Основными пунктами декрета являлись: Собственность помещиков на землю отменяется без возможности выкупа.

Земли крестьян и рядового казачества конфисковываться не будут. Помещичьи, удельные, церковные и монастырские владения вместе со всем имуществом переходят в распоряжение земельных комитетов волостей и уездных советов крестьянских депутатов. Порча имущества, подлежащего конфискации, карается революционным судом.

Земля переходит в достояние советского государства с последующей передачей ее в пользование крестьян. Право частной собственности на землю отменяется. Вводится запрет на использование наемного труда.

Декрет о земле стал основой земельной политики Советского Союза и ряда стран социалистического лагеря. Право на частную собственность вновь законодательно закрепилось лишь в 1993 году с принятием Конституции РФ. Декрет об утверждении Совнаркома 28 октября 1917 года был утвержден Совнарком — орган, обладающий всей полнотой власти и находящийся в подчинении лишь у Всероссийского Съезда Советов.

Декрет о расширении прав городов на самоуправление в продовольственном деле Принятие декрета пошатнуло остатки предпринимательства и создало нестабильную ситуацию в городах. На основании его ключевых пунктов осуществлялось следующее: конфискация всех грузов с продовольствием в распоряжение городского самоуправления; установление трудовой повинности для учащихся старших классов и студентов; контроль любого предприятия городским руководством; право всех горожан получать пищу в равном объеме; право конфискации любого помещения для нужд продовольственного дела. Все грузы, которые были адресованы Красному Кресту, интендантству и другим учреждениям, до сей поры имевшим право на независимое от городских властей снабжение и распределение продовольственных средств, теперь поступали в ведение городского самоуправления, ставились на учет и распределялись по его усмотрению.

Двойное получение продуктов и усиленные пайки воспрещались, если это не было санкционировано властями города. Рестораны и трактиры превращались в общественные столовые. Жителей каждого дома или нескольких домов обязывали создавать общества для совместного получения и справедливого распределения продуктов.

Данная политика проводилась и в отношении предметов первой необходимости, причем перечень их определялся городским самоуправлением. Нарушение постановлений каралось конфискацией всего имущества в пользу города и тюремным сроком до 1 года. По сути декрет давал городским властям полную свободу действий под прикрытием продовольственных дел.

Под декрет попали все населенные пункты с количеством жителей более 10000 человек.

Все граждане имеют как равные права, так и равные обязанности. Все религиозные организации превращены в частные общества верующих, содержащиеся на средства самих верующих, но не государства. Запрещались принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ. Важнейшим положением декрета являлось отделение школы от церкви, запрещавшее вмешательство церкви в воспитание молодёжи, принудительное приобщение учащихся к религии.

Создание общенародного земельного фонда из конфискованных земель. Эти положения были составной частью эсеровской аграрной программы. К лету 1918 г. Крестьяне освобождены лот ежегодных арендных платежей и выплаты задолженностей земельному банку. Весной 1918 г. В мае ВЦИК издает декреты об установлении продовольственной диктатуры: 1. Все излишки зерна сверх необходимого для засева полей и личного потребления сдавались государству по твердым ценам; 2. Наркомату продовольствия предоставлено право применять чрезвычайные меры; 3. Создание продотрядов. Июнь 1918 г. Создание комбедов волостных и сельских комитетов бедноты ; 2.

За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина. К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона. Однако примеры преследования за преподавание религиозных дисциплин наблюдались и ранее. Например, в марте 1921 годе за нарушение декрета и содержание незарегистрированного учреждения ЧК арестовала ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия Грисюка , профессора академии Н. Виноградова и ещё 18 преподавателей, а 5 октября того же года профессора Виноградова приговорили к 1 году заключения в лагерь условно.

Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

Городская управа имеет право конфисковать любые помещения для нужд пищевой промышленности. Что провозгласил Ленин в Декрете о мире? Мирный декрет 1917 г. О СМИ они прямо или косвенно просят сопротивления новому правительству. Какие документы были приняты в октябре 1917 январе 1918 г? Указ о введении восьмичасового рабочего дня; Указ о печати; Указ об отмене классов и гражданских степеней; Законодательство о контроле над рабочими; Указ об образовании Высшего совета народного хозяйства Высшего совета народного хозяйства ; Указ о демократизации армии; Декрет об утверждении Совнаркома 28 октября 1917 г был утвержден Совет Народных Комиссаров — орган, имеющий все полномочия и подчиняющийся только Всероссийскому съезду Советов. Какой период в и Ленин назвал триумфальным шествием советской власти? Триумфальный марш Советской власти Триумфальный марш Советской власти 1917-18 гг. В чем суть первых декретов большевиков?

Декрет о расширении прав городов на самоуправление в продовольственном деле Указ разрушил остатки предпринимательства и создал нестабильную ситуацию в городах. По его ключевым моментам было сделано следующее: конфискация всех партий продуктов питания, имеющихся в распоряжении городских властей; создание службы занятости школьников и старшеклассников; контроль над любым бизнесом со стороны правительства города; право всех граждан на равное питание; право конфисковать любые помещения для нужд пищевой промышленности. Эта политика проводилась в отношении предметов первой необходимости, и их перечень был определен правительством города. Нарушение правил каралось конфискацией всего имущества в пользу города и лишением свободы на срок до 1 года. Указ, по сути, оставил городским властям полную свободу действий под видом торговли продуктами питания. Указ распространяется на все населенные пункты с населением более 10 тысяч человек. Какое название имели первые декреты Советской власти? Первые указы Советской власти Декрет об отмене смертной казни Смертная казнь на фронтах, введенная Керенским, была отменена 28 октября 1917 года.

С принятием указа было запрещено расстреливать солдат на фронте, арестованные в то время сотрудники были освобождены. Декрет о печати После Октябрьской революции в ходе борьбы с недовольными новой властью все средства массовой информации находились под строгим контролем. СМИ, которые так или иначе призывали к сопротивлению большевикам, искажали факты и клеветали на себя, подлежали закрытию. Любое несогласие немедленно подавлялось. Цензура должна была быть временной мерой, пока в стране не установился новый советский порядок. В дальнейшем планировалось восстановить полную свободу прессы, ограниченную только ответственностью перед судом. Этот указ носил чисто социальный характер и определял трудовой кодекс молодой страны. Его ключевыми моментами были: Рабочий день был ограничен 8 часами с 1 выходным в неделю.

Рабочим разрешался перерыв на обед не более 1 часа. Было запрещено нанимать людей младше 14 лет. Рабочий день для граждан до 18 лет составил 6 часов. Официальные праздники считались выходными.

Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений. Школа отделяется от церкви.

Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ. В советское время особо подчеркивалось, что [39] закон именовался не просто правовым декретом, как это предполагалось комиссией, а декретом Совета Народных Комиссаров, поэтому декрет подписали все народные комиссары, весь состав Совнаркома. Реализация декрета Образование «К 1917 г.

Отношение к этому предмету было неоднозначным: «современники единодушно отмечали укрепление в обществе неверия», и всё же «подавляющее большинство населения России выступало за сохранение обязательности преподавания Закона Божия в учебных заведениях» даже после Февральской революции [2]. Заседание Поместного Собора Вскоре после издания Декрета началась активная борьба с духовным образованием. Его положения дополнялись частными ужесточающими инструкциями, распоряжениями и постановлениями [2]. В частности, в феврале 1918 года вышло распоряжение Наркомпроса , упразднившее задним числом, с 1 января того же года, должности законоучителей всех вероисповеданий [40]. Также в феврале 1918 года появилось постановление Государственной комиссии по просвещению «О светской школе», которое установило, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, состоящих в ведении Народного комиссариата по Просвещению, и исполнение каких-либо религиозных обрядов в стенах школы не допускается» [40]. За передачей церковных школ Наркомпросу и запрещением на преподавание Закона Божия в общеобразовательных учебных заведениях «последовали запреты на преподавание Закона Божия вне школы — в храмах, частным образом на квартирах,— на обучение религии детей до 18 лет, запрет на групповые занятия» [2]. Реакция православных верующих была негативной. В адрес Поместного Собора поступали многочисленные «резолюции и протоколы приходских собраний и советов, возмущенные обращения и письма духовенства и мирян» [2]. Попытки родителей в первые советские годы давать религиозное образование своим детям в храмах и на дому вскоре были пресечены [2] : …антирелигиозная кампания стала всеобъемлющей, родителей обязывали воспитывать детей в коммунистическом духе; в противном случае следовало лишение родительских прав, а детей отправляли в детские дома. Эти документы устанавливали, что преподавание вероучения детям, не достигшим 18 лет, разрешалось в группах не более 3-х человек [44].

Помимо того, статья 121 Уголовного кодекса РСФСР от 1 июня 1922 года предусматривала наказание принудительными работами на срок до 1 года за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах». За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина. К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона [2]. Однако примеры преследования за преподавание религиозных дисциплин наблюдались и ранее. Например, в марте 1921 годе за нарушение декрета и содержание незарегистрированного учреждения ЧК арестовала ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия Грисюка , профессора академии Н. Виноградова и ещё 18 преподавателей после национализации зданий академии лекции студентам читались частным образом на квартирах , а 5 октября того же года профессора Виноградова вместе с другими преподавателями приговорили к 1 году заключения в лагерь условно [45]. Церковное имущество Реализация декрета в плане конфискации церковного имущества началась уже в конце января 1918 года. Дижбит реквизировал здание Синода и ночью вывез на автомобиле церковные капиталы более чем на 46 млн рублей по составленному акту [46]. Значительная часть конфискованных средств была в виде банковских расписок, собственно наличных средств изъяли мало 1706,9 руб. Церковь в ответ перестала давать типографии заказы [47].

Служащим ликвидируемых церковных учреждений по крайней мере центральных было выплачено своего рода выходное пособие. Поскольку в Декрете этот вопрос не был никак урегулирован, то власти фактически руководствовались приказом наркома А. Коллонтай , изданным 20 января 1918 года незадолго до публикации декрета. Этим приказом предписывалось «выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершения церковных обрядов прекратить с момента опубликования этого приказа, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта сего года согласно постановлению Комиссариата труда о выдаче четырёхнедельного заработка при закрытии предприятий» [48]. Увольняемые чиновники Синода и Министерства исповеданий получили жалованье по 2 марта [49]. На местах отчуждение церковной собственности шло постепенно. Даже московский епархиальный свечной завод по состоянию на июнь 1918 года не был отчуждён в пользу государства, хотя на нём был введён рабочий контроль и предприятие было под надзором властей [50]. Новый этап изъятия церковной собственности начался после того, как была опубликована выпущенная 24 августа 1918 года Наркомюстом «Инструкция по проведению в жизнь декрета от 23 января 1918 года» [51].

По мнению большинства авторов этих изданий, русский человек «изначально» является православным и религиозные воззрения составляют самую суть его личности. Мнение православного населения отражает многочисленная корреспонденция в СНК с оценкой проводимых советской властью мероприятий в области церковной политики. Население высказывало множество далеко не самых лестных мнений о церковных преобразованиях. Ободренная поддержкой своих прихожан, Церковь предприняла ряд наступательных шагов. Можно выделить следующие формы противодействия антирелигиозной политике советской власти: воззвания Патриарха и Поместного Собора, крестные ходы, организация братств и союзов верующих, жалобы и обращения в Совнарком и другие учреждения. Однако самой серьезной из форм протеста были восстания жителей, недовольных антицерковной политикой. Так, в Брянской губернии произошло восстание в селе Грязевица Трубачевского уезда, где дело было улажено только при содействии «военной силы». Серьезно озадачил власть мятеж в городе Городке Витебской губернии, где восставшие захватили большую часть города, разогнали местный совет. Подобные волнения произошли в городе Балахне Нижегородской губернии, где «дело закончилось побоищем представителей власти, явившихся за метрическими книгами». Описываемые случаи далеко не единичны. Широкое распространение получили и более мирные формы протеста верующих. Можно выделить такие виды общего «несочувственного отношения»: от «обывательского шепота» до «варварски враждебного отношения» как в городе Ельня Смоленской губернии. Практически повсеместно отмечаются властью «словесное недовольство» населения и «пассивный саботаж», то есть игнорирование населением предлагаемых распоряжений. В частности, в отчете из Велижского уезда Смоленской губернии сообщалось, что население в огромной своей массе представляет «мелкобуржуазный, пассивный элемент …пропитанный ядом религии, и мирится с этим актом, поскольку он является государственным». Подобная реакция народа, как и действия Церкви, естественно, раздражали советское правительство. Но большевики не пошли на попятный. Наоборот, государство все больше ужесточало свое отношение к религии. Однако здесь ему предстояло столкнуться с новыми трудностями. Фото РИА Новости Саботаж и его преодоление Провозглашаемая и проводимая на практике политика советской власти значительно расходились. Ситуации, когда центральные органы не могли четко обговорить детали проведения декрета, создавали различные условия, приводившие к значительным разногласиям на местах. Если в одних губерниях власть требовала от инструкторов в первую очередь «громить и разносить все религиозные предрассудки», то в других регионах упор делали на то, чтобы «своим предупредительным отношением к населению привлекать их доброжелательность и симпатию». Это приводило к определенной самостоятельности регионов. Например, в Твери местная власть издала свой собственный декрет, где объявила, что она будет распоряжаться всеми церковными вопросами по своему усмотрению. В других губерниях руководители старались переложить эту миссию на плечи духовенства. Созывались священнослужители, и происходило «разъяснение» сути декрета в необходимом ключе. Так, в Нижнем Новгороде декрет рекомендовали трактовать не как «гонения на Церковь, а совершенно наоборот — как «возвращение ее к первобытному состоянию», то есть до синодального периода, когда она еще не оказалась на положении духовного ведомства. Однако проведение декрета задерживалось не только противодействием верующих и «контрреволюционностью духовенства», случались и многочисленные случаи саботажа и противодействия декрету среди представителей советских органов власти. Подобные сведения можно почерпнуть из переписки 8-го отдела с региональными властями. Согласно выработанной НКЮ «Схеме аппаратов по проведению в жизнь декрета от 23 января 1918 года на местах», в каждом губернском центре должен был быть создан специальный отдел подотдел и введена должность инструктора, занимающегося религиозной проблемой. Предполагалось, что сведения о выполнении декрета в каждой губернии новыми органами будут представлены уже к 30 октября 1918 года. К данному сроку 8-й отдел в полной мере заинтересовался данным вопросом.

Устанавливался принцип светскости при осуществлении государственной власти. Никакой религии не могло отдаваться предпочтение, указание на вероисповедание или отсутствие такового не могло давать привилегий или преимуществ при занятии государственных должностей. Атеизм был приравнен в правах к исповеданию религии. В образовательном процессе преподавание религиозных предметов Закона Божьего в государственных общеобразовательных учебных заведениях не допускалось. Эти формулировки надолго стали основой светской политики СССР и стран социалистического лагеря. Отмена права собственности у церкви и религиозных обществ привела к национализации и секуляризации земель и имуществ, ранее принадлежавших Русской православной церкви. Запись актов гражданского состояния сведения о рождении, смерти, браке стала вестись исключительно государственными органами ЗАГСами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий