Новости что называется партесным пением

Партесное пение возникло на Руси путем «скрещивания» западной музыкальной системы с православными певческими традициями.

Партесный концерт

Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В.В. Протопопова). Партесное пение пришло на смену одноголосному знаменному пению. Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Партесное пение по своим формам наследовало западноевропейскому барокко, однако по функциям было ренессансным. Партесное пение (от позднелат. partes — голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Партесное пение берет свое название от слова "голоса", поскольку оно разделяется на голоса или партию.

Что такое партесное пение

Это понятие объединяет традиционную и популярную музыку, развивающихся в России под влиянием русской национальной и иностранной музыкальных культур. Ирмологии бывают двух видов: первые, которые содержат тексты и ноты; вторые, содержащие одни тексты. Состав Ирмологиев разных изданий различается. В хомовом пении используется так называемое раздельноречие хомония , когда используются произнесение слов с введением между согласными и после заключительной согласной дополнительных гласных. Использовалась в средневековой Европе начиная с эпохи Каролингского Возрождения главным образом для записи церковной монодической музыки — григорианского хорала. Невмы применялись также в Византии см.

Византийская музыка , на Руси см. Знаменное пение , в Армении см. Пение на подобен — универсальный принцип «музыкального оформления» православного богослужения, охватывающий многие жанры формы — кондаки, тропари, стихиры и т. Месса лат. Изначально такие мессы сочинялись композиторами для украшения богослужения.

В Новое время композиторы, как правило, задумывали мессу сразу как законченное концертное сочинение, вне всякой связи с богослужением. Хотя проприальными могут быть песнопения и мессы и оффиция службы часов , на практике термин проприй чаще относят только к мессе лат. Староримский распев , староримское пение фр. Церковная музыка — вокальная и инструментальная музыка христианской церкви католической, протестантской и православной , сопровождающая христианское богослужение.

Талантливыми творцами партесных концертов были такие композиторы, как Федор Редриков, Николай Калашников и др.

Самой же большой популярностью пользовались сочинения «государева певчего дьяка» Василия Поликарповича Титова, в творчестве которого партесный концерт достигает наивысшего развития. Биография Титова известна лишь по отрывочным данным. Впервые его имя упоминается среди певчих дьяков в 1682 г. Через четыре года он уже числится первым певцом , что свидетельствует о необычайной одаренности мастера. Подтверждением сказанному является огромное творческое наследие Титова- им создано более двухсот различных сочинений.

Музыка Титова отличается мелодическим богатством и разнообразием форм. Композитор тяготел к монументальным композициям и праздничным музыкальным образам. В отличии от своих предшественников Титов смело использовал разнообразные приемы полифонического развития, преодолевая статистику чисто аккордового склада. Композитор, следуя заветам Дилецкого, постоянно искал средства музыкальной выразительности, отражающие содержательную сторону текста. Так, в концерте «Радуйтесь Богу, Помощнику нашему» имитация в верхних голосах хора передает восторженные возгласы людей, а в концерте «Днесь Христос на Иордан прииде» волнообразные вокальные фигурации иллюстрируют набегающие речные волны: В.

Титов «Днесь Христос На Иордан прииде» Замечательным образцом музыки Титова является восьмиголосный концерт «Златокованую трубу…», созданный в честь св. Иоанна Златоуста. В основу концерта положен текст стихиры из пяти строф с условным разделением на строки. Каждой строфе соответствует завершенный раздел музыкальной формы, заканчивающийся полной каденцией. Однако в пределах части композитор достаточно свободно обращается с текстом, целиком подчиняя его музыкальному замыслу.

Это свидетельствует о постепенном становлении в русском многоголосии чисто музыкальных закономерностей, не подвластных абсолютному диктату слова: В. Концерт «Златокованую трубу…» 7. Возникновение псальмы. Тенденция обмирщения музыкального искусства сказалось не только в храмовой культуре, но и в развитии внелитургической духовной «книжной» песни. Одновременно с утверждением партесного пения возник новый бытовой жанр- многоголосная песня под названием п с а л ь м а.

Подобно стихам покаянным, псальма была основана на поэзии духовного содержания. Исполнялись псальмы вне храма на три голоса без сопровождения инструментов. Псальма представляла собой строфическую песню с четко определенной ролью каждого голоса. Мелодика этой новой песенной поэзии не была связана со знаменным распевом, поскольку первоначально основой псальмы послужили источники европейской польской, украинской бытовой музыки. Центры развития внелитургической духовной песни становится Воскресенский монастырь Новый Иерусалим под Москвой , где руководящий пост занимал соратник патриарха Никона, монашествующий поэт Герман Воскресенский.

Он профессионально владел певческим искусством и сам сочинял музыку к своим стихам. В его псальмах слились элементы гимнической богослужебной поэзии и русской народной песенности. Развитию внелитургической музыки предшествовало рождение светского силлабического стихосложения, достигшего расцвета в барочной поэзии Симеона Полоцкого. Его вирши пользовались большой популярностью при дворе Алексея Михайловича. Выдающимся памятником культуры конца XVII в.

Поэтический перевод древних библейских текстов, посвященный царю Федору Алексеевичу, был издан в 1680 г.

Применение критериев для поиска этих фигур в партесных концертах дало положительный результат. I Автор ы Федоровская Наталья Александровна Источник Вестник Московского государственного университета культуры и искусств Creative Commons Многохорные партесные концерты в рукописях пермского края XVIII в В статье рассмотрен корпус рукописей Пыскорского монастыря, содержащих около 400 партесных сочинений на 8, 12 и 16 голосов, преимущественно, концертов. Рукописи созданы в царствование Елизаветы Петровны. Они позволяют судить о репертуаре монастырского хора, связях с другими певческими центрами России, а также о композиторском творчестве певчих.

Слово «партезано» происходит от латинского «partire», что означает «разделить». Данное название указывает на то, что вокальная музыка исполнялась не только хором, но и отдельными певцами. Во времена Возрождения, партесное пение стало модным в Европе и использовалось в религиозных церемониях и событиях. Благодаря популярности, развивалась система композиций и инструментирования.

В XV веке группы, исполняющие партезано, стали называться «стриики». В XVI веке, в Италии партезано выросло в многоголосный открытый стиль, известный как мадригал. Этот стиль, в свою очередь, повлиял на музыкальное искусство во всем мире. Партезано также внесло свой вклад в создание барочной оперы, включая использование рецитиратива и арии.

Сегодня, партесное пение продолжает изменяться и развиваться в разных странах по всему миру. Многие группы по-прежнему исполняют классические композиции в стиле партезано, в то время как другие создают современные интерпретации в разных жанрах, таких как поп, джаз и фольклор. Принципы партесного пения Партесное пение — это исполнение музыкальной композиции несколькими исполнителями, где каждый из них исполняет свою партию. Основными принципами партесного пения являются: Равноправие голосов — участники партесного пения должны быть равноправными, никакой голос не должен быть доминирующим.

Каждый голос должен слышаться ясно и четко, не захлестывая другие партии. Концентрация на своей партии — каждый участник должен сконцентрироваться на своей партии и исполнять её максимально точно и чисто. Таким образом, все партии будут гармонично сочетаться в едином звучании. Синхронность исполнения — чтобы партесное пение звучало четко и ясно, необходимо выработать общий ритм и темп, чтобы все партии были исполнены одновременно и в едином стиле.

Виды церковного пения

Что такое партесное пение пение понятие и особенности Партесное пение – это один из основных приемов, используемых в хоровом и камерном исполнительстве, при котором каждому голосу исполнителей отводится своя.
20. Партесное пение Основу многоголосного партесного пения составляло.
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства.
Знаменный распев и Партесное пение Партесное пение пришло на смену одноголосному знаменному пению.

Что такое партесное пение?

Безусловно, концерты эти были исполнены неоднократно, о чем свидетельствуют затертые углы листов рукописей. Жанры хоровой музыки партесного столетия вторая половина 17-первая половина 18в. Жанры: псальмы, канты,партесные концерты, покаянный стих, школьная драма, обиходная церковная музыка. Истоки его лежали в «концертирующем стиле» венецианской школы второй половины XVI века. Русскими мастерами композиции он был воспринят через посредство музыкантов — выходцев с Украины и из Белоруссии. Партесный концерт — жанр хоровой многоголосной музыки на православные литургические и реже свободно сочинённые тексты, получивший распространение в России второй половины XVII в.

Партесный концерт внес существенные изменения в структуру хоров, в их исполнительскую манеру. В основе хорового изложения концерта лежал четырехголосный склад с четко определенной функцией каждого голоса. Вместо существовавшего ранее обозначения голосов, соответствовавшего структуре строчной композиции «вершники», «путники», «нижники» , были установлены четыре хоровые партии — дискант дышкант , альт, тенор и бас. Новой, в отличие от знаменного письма, стала и система нотописи. Партесные композиции записывались на пятилинейном стане нотами квадратной формы, получившими название киевского письма «киевское знамя».

При этом партитур концертов не существовало, а нотный текст каждого голоса выписывался в отдельную тетрадь. Воспринятые композиционные принципы переосмысливались русскими мастерами в соответствии с традициями и особенностями отечественной певческой культуры. Основное требование православного богослужения — пение без сопровождения — диктовало необходимость поиска самобытных средств выражения. Красочность и выразительность темброво-динамических контрастов в русском партесном концерте достигались путем сопоставления хорового tutti с большой плотностью и густотой звучания и эпизодов с прозрачной трехголосной фактурой. Подобный прием заменял, с одной стороны, антифонный принцип католического концерта, а с другой — принятое в нем противопоставление хора и солирующих голосов.

Наряду с главенствующим гармоническим изложением вводилось и полифоническое письмо. Широкое применение различных видов имитаций, канонов, в том числе двойных, тройных и даже четверных, свидетельствовало о творческой зрелости русских мастеров. Одним из распространенных принципов имитационного проведения стало последовательное вступление хоров «похорно» , в результате чего возникал эффектный канон хоров. Но особенно характерньм принципомдля русского партесного концерта, родственным народному многоголосию, была подголосочность. Эпоха «партесного столетия» выдвинула ряд русских мастеров, поражающих необычной творческой плодвитостью и профессионализмом, богатством фантазии и высоко развитой техникой хорового письма.

Среди создателей партесных концертов известны Н. Бавыкин с его двенадцатиголосным концертом «Небеса убо достойно да веселится», Н. Калашников, автор более двадцати концертов, Ф. Редриков, С. Яковлев, М.

Сифов, В. Дьяковский, С. Беляев и другие. Их произведения были широко популярны и удержались в певческой практике вплоть до середины XVIII века. Но особенно уверенным владением техникой многоголосного хорового письма отличался выдающийся мастер русского партесного стиля дьяк В.

Титов ок. Своими сочинениями, остававшимися актуальными до последней четверти XVIII века, Титов как бы устанавливал преемственную связь между концертом партесным и последующим этапом развития жанра хоровой музыки a cappella — концертом духовным. Другой разновидностью партесной музыки, распространившейся в быту с конца XVII века, стали псальмы и канты. Они сыграли важную роль как в процессе жанрового расслоения русской хоровой музыки этого периода, так и в ускорении развития ее светских тенденций. Благодаря содержанию, уже не связанному непосредственно с культом, они служили своеобразным переходом от церковной тематики к светской.

Их источником стала библейская «Книга псалмов», составленная Симеоном Полоцким на русском языке и положенная на музыку В. Сохранился рукописный экземпляр, преподнесенный Титовым царю Федору Алексеевичу и датированный 1680 годом. Одним из источников канта музыковеды считают паралитургические русские песни, так называемые псальмы. Духовный кант как особый музыкально-поэтический жанр сложился на Украине и в Белоруссии. В нем синтезировались мелодические обороты польского, украинского, белорусского, а затем и русского происхождения.

Близость к народному складу, к народным традициям способствовала быстрому распространению канта и прочному внедрению его в быт, о чем свидетельствуют многочисленные рукописные сборники конца XVII — начала XVIII века. Вместе с тем важную особенность стиля духовных кантов составляет сочетание мелодии старинного типа иногда варьирование знаменной попевки с новой организацией формы и мажорно-минорной основой. В ранних рукописях нередко встречаются одно-, двух-, четырехголосные канты, но ближе к XVIII веку окончательно устанавливается трехголосная фактура. При этом голоса не равноправны. Два верхних движутся параллельно, а нижний образует фигурированный гармонический фундамент, иногда встречаются приемы имитации.

В первой четверти XVIII века, рядом с духовными кантами, возникает новый тип светской бытовой лирики — лирический кант. На всем протяжении XVIII века, распространяясь исключительно рукописным путем, этот весьма популярный вид «книжной песни»[10] стал основной формой поэтического творчества. Будучи схожими с духовными по характеру мелодической интонации и сохраняя общие с ними стилистические признаки, лирические канты отличались светской тематикой: любовной «Во печали его великой» , морской «Буря море роздымает» , застольным, иногда сатирическим содержанием. Новая функция особенно полно проявилась в жанрах торжественной музыки, одним из типичных выразителей которой был панегирический кант. Сохранив черты стиля духовного и лирического кантов типичные приемы голосоведения, особенности музыкально-поэтической структуры, трехголосная фактура , панегирический кант приобрел характерные интонации, выражавшиеся в активных маршевых ритмах, в фанфарных сигналах.

Панегирические канты создавались по случаю крупных побед русского оружия и были непременным элементом оформления празднеств. Так возник один из ранних кантов, воспевающих славу русского оружия, — «На взятие Шлиссельбурга» 1702.

Здесь исполнители делятся на различные партии, каждая из которых отвечает за определенные голосовые линии. Такой подход позволяет создавать сложные структуры и гармонии. В европейской классической музыке партесное пение часто используется в хоровых произведениях. Хор разделяется на секции, каждая из которых исполняет свою голосовую линию. Такой подход позволяет создавать мощное и эмоциональное звучание. В наше время партесное пение также популярно в популярной музыке и джазе.

Многие современные артисты используют многоголосие и гармонии, чтобы создать богатый и насыщенный звук. Основные элементы и техника исполнения партесов Особую важность в партесном пении имеет техника исполнения. Певец должен быть хорошо знаком с музыкальной партией, понимать все ее нюансы и владеть техникой пения, чтобы выразить эмоции и передать глубину композиции.

В партесном пении различают исполнение композиций с постоянным и переменным многоголосием. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов.

В борьбе с унией и католичеством православные христиане Юго-Западной Руси стремились разработать тип пения, отличный от католического органного звучания «органного гудения».

Партесный вокал очень напоминал древнее искусство песнопения, что привлекало народ к новому стилю. В партесном пении не было гармонии и баланса. Этот стиль представлял собой свободное сочинение композиций с участием нескольких голосов. Сейчас партесный вокал до сих пор изучают во многих церковных школах более того, этому вопросу уделяется особое внимание. Учащихся знакомят с древними распевами и нотной грамотой.

Вы точно человек?

Во время практики и выступления каждая группа должна внимательно слушать другие партии и взаимодействовать с ними. Это помогает поддерживать баланс и согласованность звукового образа и создавать уникальную атмосферу песни. Преимущества партесного пения 1. Эстетическое разнообразие. Партесное пение позволяет создавать сложные и насыщенные музыкальные аранжировки, в которых каждая голосовая линия играет свою роль и вносит свой вклад в общий звуковой образ композиции. Возможность выделиться. Партесное пение дает каждому участнику группы возможность проявить свои индивидуальные способности и выразить себя как исполнителя. Каждая партитура может быть уникальной и разнообразной, что позволяет подчеркнуть индивидуальность каждого участника. Развитие музыкального слуха. Партесное пение требует от участников умения слушать друг друга и находить свое место в общей звуковой текстуре.

Это способствует развитию музыкального слуха и способности слышать разные партитуры одновременно. Возможность гармонического развития. Партесное пение позволяет участникам группы практиковать гармонию, а также освоить различные техники вокального взаимодействия и взаимодействия с другими голосами.

В партесном пении различают исполнение композиций с постоянным и переменным многоголосием. Постоянное многоголосие обычно представляет 4-х голосные обработки мелодий знаменного и других распевов. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов.

В борьбе с унией и католичеством православные христиане Юго-Западной Руси стремились разработать тип пения, отличный от католического органного звучания «органного гудения». Инициаторами разработки такого пения стали православные братства. Открывая школы при монастырях, они вводили изучение партесного пения в храмах, в храмовых хорах. Покидая Юго-Западную Русь, православные христиане несли партесное пение в Московское государство, где господствовало одноголосное хоровое знаменное пение. Таким образом, партесное пение, пришло на смену знаменному пению. До начала XVII века церковный хор на Руси, какие бы голоса в нем ни участвовали, строился в одноголосье и неизменно вел и оканчивал свои песнопения в унисон, или октавами, или с добавкой еле слышной квинты к основному финальному тону.

Ритм церковных песнопений был несимметричен и всецело подчинялся ритмике распеваемого текста. Начало XVII века на Руси стало рубежом в истории развития церковного пения — эпохи гармонического, или партесного пения. Его родина Юго-Западная Русь, которая в борьбе с унией и католичеством противопоставила католическому «органному гудению» свои православные «многоголосные составления мусикийские» как одно из средств удержания православных от совращения в латинство. Инициаторами и организаторами их были юго-западные братства, открывавшие школы при православных монастырях с обязательным обучением церковному пению и заводившие хоры при церквях. Несмотря на успех новой церковной полифонии, уния теснила православных, и многие южнорусские певцы, «не хотя своея христианския веры порушити», покидали родину и переселялись в Московское государство, принося туда с собой совершенно своеобразное, никогда не слышанное на Руси хоровое партесное пение. Москва к началу XVII века имела свои демественные партитуры строчного безлинейного пения на два, три и четыре голоса.

И хотя маловероятно, чтобы строчное пение было известно за пределами Москвы, оно стало подготовительной ступенью в освоении южнорусского партесного пения и своей естествогласностью выгодно подчеркивало и оттеняло совершенство партесной формы. В православной массе, свыкшейся с многовековой культурой строгого церковного унисона, многоголосное пение насаждалось и прививалось не без борьбы. Со стороны православных по отношению к нововведению на первый план выдвигался вероисповедный критерий: православно или неправославно новое пение? Одного факта, что пение это шло на Русь не с традиционного Востока, а с латинского Запада, было достаточно, чтобы считать его еретическим. Первая пора увлечения Православными новым певческим искусством выразилась сначала в том, что, еще не умея объединить в одну форму свое и чужое, они целиком принимали в свою собственность польские католические «канты» и «псальмы» почти без изменения их напева и текста, а иногда, придавая католическому тексту только более православный вид, переносили их на церковный клирос. Но вскоре стали появляться и самостоятельные опыты в смысле приспособления к новому стилю своих произведений.

Наиболее удобным материалом для них были мелодии тех кратких и позднейших напевов, которые особенно отступали от знаменных, то есть «произвольные» напевы. И хотя многоголосное церковное пение никогда не воспрещалось в Православной Церкви и на Руси, оно было введено в богослужебное употребление с согласия восточных патриархов 1668 , но не имело высокой музыкальной ценности и представляло собой всего отпрыск и сколок итальянского католического хорового стиля. Со второй половины XVIII века польское влияние на наше церковное пение уступило свое место итальянскому влиянию. В 1735 году по приглашению русского двора в Петербург прибыл с большой оперной труппой итальянский композитор Франческо Арайя 1709-ок. После него в должности придворных капельмейстеров служили Галуппи 1706—1785 , Сарти 1729—1802 и другие итальянские маэстро. Все они благодаря своим блестящим дарованиям, учености и прочному придворному положению пользовались авторитетом корифеев музыкально-певческого искусства в России.

Занимаясь преимущественно оперной музыкой, они в то же время писали и духовную.

Русская духовная музыка эпохи классицизма 1765—1825. Каталог произведений. Плотникова Н. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов. Преображенский А. Культовая музыка в России. Протопопов В. Смоленский С. Значение XVII в.

Успенский Н. Преображенским; воспроизведен по дореволюционному изданию Н. Успенским [17, 289—299]. Копирование материала — только с разрешения редакции Ссылка для использования материала -ссылка скопированна- Навигация по записям.

В опере голоса солистов, оркестр и хоры интегрируются вместе, чтобы рассказать историю и выразить эмоции через музыку.

Барбершоп Барбершоп — это стиль партесного пения, развившийся в Америке в начале 20 века. В этом стиле четыре голоса — бас, баритон, тенор и первый тенор — исполняют гармонии в близком аккорде. Это только несколько разновидностей партесного пения, и каждая из них имеет свое особое место и значение в музыкальной культуре. Изучение и исполнение партесного пения в различных стилях может быть увлекательным и творческим опытом для певца. Техника партесного пения Основная идея партесного пения состоит в том, чтобы каждый певец использовал свой уникальный голосовой диапазон и интонацию для создания гармоничного звучания вместе с другими участниками. Каждая партия может быть назначена для выполнения определенного музыкального материала, например, мелодии, подпевок или бэка, что создает сложное и красивое звучание.

Читайте также: Ортофосфорная кислота применение Для достижения высокого качества партесного пения необходимо уметь прекрасно слушать и адаптироваться к другим участникам группы. Каждый певец должен быть в состоянии контролировать свою дыхательную систему и голосовые связки, чтобы достичь правильной интонации и ритма. Это требует регулярных тренировок и практики. Важным аспектом партесного пения является также способность слышать гармонию и тон, чтобы точно соотнести свой голос с другими членами группы. Певцы должны уметь преодолевать сложные музыкальные интервалы и выполнять сложные аккорды с точностью и выразительностью. Кроме того, партесное пение часто включает в себя использование различных вокальных эффектов и техник, таких как флажолет, вибрато и фальцет.

Это добавляет текстурность и эмоциональность к исполнению песни и делает партесное пение более интересным и уникальным. Техника партесного пения является важным элементом обучения вокалу и может быть использована как профессиональными певцами, так и любителями. Благодаря партесному пению исполнители могут создавать сложные гармонии и наслаждаться музыкальным процессом вместе с другими участниками группы. В конечном итоге, партесное пение представляет собой уникальный и творческий способ исполнения музыки, который требует хорошей слуховой и вокальной подготовки. Она позволяет исполнителям проявить свой талант и чувство стиля, а также создает неповторимое звучание, которое останется в памяти слушателей. Преимущества и недостатки партесного пения Партесное пение, как и любой другой вид музыкального исполнения, имеет свои преимущества и недостатки.

Рассмотрим некоторые из них: Преимущества 1. Возможность исполнения сложных музыкальных произведений, которые требуют партийных разноголосий. Ограниченность в выборе репертуара, поскольку партесное пение подразумевает разделение исполнителей на голосовые партии. Улучшение слуха и музыкального восприятия, поскольку исполнителям приходится активно слушать и реагировать на другие партии.

ПАРТЕ́СНОЕ ПЕ́НИЕ

это незаметное принятие антихриста. Парте́сное пе́ние — род русской и украинской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском и в православном богослужении у русских. Что значит партесное пение. муз. церковное хоровое, многоголосное пение, в отличие от обиходного, одноголосного пения Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного пения новое киевское партесное. Принцип партесного пения как особый вид хорового многоголосного пения зародился в странах Запада, развился и окончательно сформировался в западных и юго-западных пределах России и уже в совершенно готовом, завершенном виде появился в Москве в пятидесятых годах XVII в.

3. Партесный концерт и в.П. Титов

Храмовое пение • Arzamas Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп солистов, которое называется «переменным многоголосием» термин В.
3. Партесный концерт и в.П. Титов Распространение партесного пения в московском государстве происходило путем сильного давления со стороны властей.
К. ПОСТЕРНАК. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма (16.41 Kb) – ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Партесное пение – это один из важных элементов музыкальной практики, который активно применяется в хоровом исполнительстве и научной музыкологии.
Развитие русского партесного пения Основу многоголосного партесного пения составляло.

Партесный концерт

муз. церковное хоровое, многоголосное пение, в отличие от обиходного, одноголосного пения Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного пения новое киевское партесное. Партесное пение является одним из самых популярных видов музыкального исполнительства. многокрасочное, открыто эмоциональное хоровое пение на несколько голосов - открыл простор для становления авторской индивидуальности. В истории нашего церковного пения партесное пение составляет целую эпоху. Партесные композиции записывались на пятилинейном стане нотами квадратной формы, получившими название киевского письма («киевское знамя»). Партесное пение (от позднелат. partes — голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв.

Что называется партесным пением

Восходит к древнееврейской псалмодии, используется в музыкехристианской церкви. Большой энциклопедический словарь Строчное Пение — разновидность многоголосного пения в древнерусскойцерковной музыке. Сохранились образцы строчного пения 17 - нач. Большой энциклопедический словарь Хомовое Пение — хомония - раздельноречие, система произнесения ипропевания текста в древнерусском певческом искусстве 15 - сер. Большой энциклопедический словарь Пение Птиц — одна из форм демонстрац. Выражается в регулярном повторении определ. Биологический энциклопедический словарь Кондакарное Пение — - пение, характерное дм богослужения при княжеском дворе в Киевской Руси Репертуар К. Предположительно имеет византийское........

Исторический словарь Пение — -в Новом Завете упоминается только в следующих местах: Мф 26. Исторический словарь Пение Церковное — православная русская церковь допускает в богослужении только вокальную музыку - пение. Русское церковное пение пришло на Русь вместе с христианством. Владимир Святой........ Исторический словарь Строчное Пение — - гетерофонное пение в древнерусской церковной музыке. Вытеснено партесным пением. Исторический словарь Хомовое Пение — — хомония — раздельноречие, система произнесения и пропевания текста в древнерусском певческом искусстве XV—середины XVII вв.

Вот почему понимание русского партесного пения немыслимо вне знания его западных истоков, а также путей его проникновения в Московское государство. Как уже говорилось, формы западного многоголосия обязаны своим возникновением непорядкам и нестроениям в церковной и духовной жизни, что породило, собственно, контрапунктический и гомофонно-гармонический принципы многоголосия. Таким образом, в самих формах западного многоголосия уже таились зерна духовного нестроения и отчуждения от Церкви, развивающиеся вместе с развитием этих форм. В XVI в. Напомним, что именно XVI век есть век развития чисто инструментальной музыки и рождения оперы, век процессов и событий, свидетельствующих о полной и бесповоротной секуляризации западного сознания. Влияние этой школы, распространившееся во многих странах Западной Европы, дошло до Польши, где было подхвачено и активно разработано такими композиторами, как М. Зеленский, М. Мельчевский, Я.

Ружицкий, Г. Горчицкий, а также их окружением, с чьей музыкальной деятельностью и вошло в непосредственное соприкосновение православное население юго-западных областей России. Таким образом, православное сознание столкнулось с польской интерпретацией самых совершенных и модных для своего времени форм западноевропейской музыкальной культуры, а именно с «роскошным стилем» «Stilus Luxurianus» венецианской школы. Яркие колористические эффекты, тяготение к использованию больших звуковых масс, тембровые и фактурные контрасты, столь характерные для «роскошного стиля» венецианцев и венецианского многохорного концерта, сделались со временем неотъемлемой частью партесного пения и партесного концерта. Эта роскошная и соблазнительная хоровая музыка превратилась в мощное оружие католиков, пытающихся насадить унию среди западного православного населения России. Православные Украины и Белоруссии, утесняемые как католиками, так и протестантами, живущие под вечной угрозой навязывания унии и соблазняемые сладкими мусикийскими созвучиями, вынуждены были искать какие-то формы и методы противостояния всей этой инославной экспансии. Высокому уровню богословского образования и церковной музыки католиков и протестантов они должны были противопоставить православное образование и пение столь же высокого уровня. Однако путь к достижению этого уровня лежал через усвоение и заимствование некоторых методов и принципов, свойственных католическо-протестантскому образованию и пению.

По свидетельству современника: «римляне начаша прельщати верных органными гудении в костелах своих, а ревнители православия ничемъ инымъ восспятиша ихъ и паки обратиша к соборней церкви, токмо многоголосными составлении мусикийскими». Другими словами, для ослабления соблазна, исходящего от католической музыки, ревнители православия вынуждены были сделать православное пение столь же роскошным и соблазнительным, как и соблазняющая их католическая музыка. Для этого была проведена «операция», которую можно охарактеризовать как прививку западного музыкального начала к телу православного богослужебного пения, в результате которой на свет появился некий новый плод, некий гибрид музыки и богослужебного пения, ибо партесное пение и есть такой гибрид, возникший от «скрещивания» западной музыкальной системы с православной певческой системой. Острое ощущение невозможности совмещения музыки и богослужебного пения, столь характерное для великорусского православного сознания, было в значительной мере притуплено у носителей православия западных областей, очевидно, из-за их частых и тесных контактов с инославным населением, и именно это послужило причиной вступления на путь духовного компромисса, которым и являлось партесное пение. Становление и развитие партесного пения происходило в хорах, создаваемых при православных братствах и братских школах, организованных во многих городах юго-западной России.

Познай музыку во всем свободную. На русской почве Партесное многоголосие быстро обрело национально окрашенные черты, отличающие его от западноевропейской музыки. Русские партесы имеют много общего с жизнерадостной и декоративной храмовой архитектурой и иконописью конца XVII в. Музыкальная структура партесного пения. Основу партесного пения составил четырехголосный аккордовый склад с четко определенной ролью каждого голоса. Нередко главная мелодия заимствовалась из знаменных распевов и помещалась в теноре. Бас являлся гармонической основой, дискант двигался параллельно тенору в терцию или сексту, альт дополнял гармонию. Данная хоральная структура лишь изредка сменялась элементами имитационной полифонии. Расцвет партесного пения. Наивысшего расцвета Партесное пение достигает в новом жанре - партесном концерте. Концерт был рожден в недрах стиля барокко с его склонностью к пышности, помпезности, динамичности и праздничной орнаментальности. Музыка концертов создавалась в расчете на профессиональное исполнение большим хором до 48 голосов или двумя хорами. Нормой считались композиции на 8-12 голосов. Исполнялись концерты в храме после Литургии отсюда их название «запричастные» без сопровождения каких- либо инструментов. Партесный концерт acapella возник на Руси, минуя общую для европейской музыки стадию развития ренессансного многоголосия. В их концертах откристаллизовался «роскошный стиль» барочной композиции, где важное место занимали колористические эффекты. В дальнейшем хоровой концерт получил широкое развитие у славянских народов, в частности - в творчестве мастеров польской школы. Влияние этой музыки было особенно ощутимо на ранней стадии становления концертного многоголосия в русских храмах. На создателей польских хоровых композиций ссылается в своей «Мусикийской грамматике» Дилецкий при обобщении основных принципов сочинения партесных концертов. Главным среди изложенных правил следует считать требование строгого соотнесения музыки и поэзии. Дилецкий рекомендует композиторам внимательно относиться к тексту, определяющему, по его мнению, музыкальную форму. Он придает большое значение так называемой «диспозиции»- расположение частей произведения в соответствии с содержанием литературной основы. Именно поэтому в партесных концертах редко встречается реприза и лишь в тех случаях, если есть повторы текста. Не менее важным считал Дилецкий концертный принцип организации музыкального материала путем сопоставления полного звучания хора и выделенной ансаблевой группой. В истории культуры имя Дилецкого долгое время оставалось забытым, а его музыка - неизвестной. Лишь сравнительнонедавно рукописи композитора привлекли внимание исследователей. Основная масса сочинений Дилецкого написана для восьмиголосного хора, трактуемого как два хоровых состава по четыре голоса в каждом. Крупнейшим его произведением является Воскресенский канон, где композитор продемонстрировал мастерское владениеразличными приемами партесного многоголосия. Воскресный канон. В отличие от внеличностного содержания знаменных распевов, партесные композиции воплощали разнообразные человеческие переживания. Спектр этих образов был чрезвычайно широк - от выразительной лирики до масштабных народных ликований. Большая часть русских концертов отмечена чертами торжественности и праздности.

Турчанинов по дарованию и композиторской технике ниже Бортнянского, однако его гармонизации, несмотря на западный характер, значительно ближе к древним напевам и более удерживают их дух и стиль. По примеру Бортнянского и Турчанинова большой вклад в дело гармонизации древних распевов внес А. Львов 1798—1870 , но его направление резко отличалось от стиля гармонизации Бортнянского и Турчанинова. Будучи воспитан в культуре немецкой классической музыки, он приложил к нашим древним распевам немецкую гармоническую оправу со всеми ее характерными особенностями хроматизмы, диссонансы, модуляции и пр. Находясь на должности директора Придворной певческой капеллы 1837—1861 , Львов при сотрудничестве композиторов Г. Ломакина 1812—1885 и Л. Воротникова 1804—1876 гармонизовал в немецком духе и издал «Полный круг простого нотного пения Обиход на 4 голоса». Гармонизация и издание Обихода были большим событием, ибо до этого весь цикл осмогласных песнопений исполнялся церковными хорами без нот и изучался по слуху. Нотное издание Обихода быстро распространилось по храмам России как «образцовое придворное пение». Преемник Львова по должности, директор капеллы — Н. Бахметев 1861—1883 переиздал Обиход и еще резче подчеркнул все музыкальные особенности немецкого стиля своего предшественника, доведя их до крайности. Гармонизация Львовым древних церковных распевов и его приемы гармонизации вызвали ожесточенную борьбу со стороны многих композиторов и практиков церковного пения, которая получила широкую огласку в посвященной музыке литературе того периода. Однако решительный удар львовской гармонизации, а вместе с ней и всему существовавшему методу применения европейской гармонии к нашим древним церковным распевам был нанесен М. Глинкой 1804—1857 и князем В. Одоевским 1804—1869. Путем глубокого изучения древних церковных распевов они пришли к убеждению, что гармонизация наших древних распевов, а также оригинальные сочинения, предназначающиеся для церкви, должны основываться не на общеевропейских мажорной и минорной гаммах, а на древних церковных ладах; и что по свойству древних церковных мелодий в них нет места для диссонансов, нет и ни чисто мажорного, ни чисто минорного сочетания звуков; и что всякий диссонанс и хроматизм в нашем церковном пении недопустим, так как искажает особенность и самобытность древних распевов. На заре XX века появляется целая плеяда музыкально одаренных и высокообразованных людей — продолжателей дела, начатого Глинкой. Они с энтузиазмом взялись за изучение и широкое использование мелодий церковных распевов не только в качестве образцов для гармонизаций, но и в качестве высшего критерия стиля, — критерия, определяющего и мелодический материал, и формы его многоголосного исполнения. К ним относятся Н. Потулов 1810—1873 , М. Балакирев 1836—1910 , Е. Азеев р. Аллеманов р. Металлов 1862—1926. Однако самое авторитетное слово в деле гармонизации и художественной обработки наших древних церковных распевов принадлежит А. Кастальскому 1856—1926. Этим, в сущности, и исчерпываются основные вопросы исторического развития русского православного церковного пения. Многое в этом процессе представляется еще неясным или затемненным, так как, к сожалению, о церковном пении у нас не существует еще должного фундаментального исследования ни в историческом, ни в музыкальном отношении.

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ

Развитие русского партесного пения многоголосная песня под названием п с а л ь м а. Подобно стихам покаянным, псальма была основана на поэзии духовного содержания.
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ стиль многоголосного пения, а также общее наименование различных видов и жанров русской и украинской многоголосной.
Храмовое пение • Arzamas Главная» Новости» Что такое партесный концерт.
К. ПОСТЕРНАК. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма (16.41 Kb) В работах Владимира Васильевича Протопопова две основные ветви русского многоголосного пения второй половины XVII — XVIII века названы «постоянным партесным» и «переменным партесным» многоголосием.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий