Новости хованщина мусоргский опера

9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».

Хованщина Мусоргский

М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. началу царствования Петра. Опера «Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год.

Хованщина (опера)

Однако юный Петр, его «потешные» войска и оппозиционно настроенные бояре оказываются сильнее привычного распределения сил власти и уклада жизни Московкой Руси. Совсем скоро страну ждут великие перемены. А пока в «Хованщине» на кострах горят гордые последователи традиционных веры и власти. Впервые на императорской сцене «Хованщина» была поставлена в Петербурге в 1911 году, партию Досифея, главы раскольников, исполнил великий русский бас Федор Шаляпин.

Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб.

Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским.

Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время». Действие второе Опера «Хованщина». Краткое содержание II д. Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи.

Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания.

Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям.

Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев.

Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти. И вся самобытность народной культуры и жизни, так вдохновлявшей композитора на родной Псковской земле. Он долгие годы искал самые совпадающие с декламационной, с речевой стилистикой вокальные линии. Это большая радость такого единения, духовного единения со своей Родиной в сложные для нее исторические моменты», - Роман Бурденко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Шакловитого. Связать духовное и материальное в единый, чистый образ родной страны помогают грандиозные декорации, исторические костюмы, искусный грим и мастерство театрально-концертной труппы, не имеющей равных в мире. Сильные образы, они организм перестраивают.

Настало время мученичества. Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца «Видно, ты не чуял, княже». Хованский не верит ее словам и трубит в рог, созывая стрельцов. Но те шествуют на казнь. На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место. Действие пятое Сосновый бор. Лунная ночь. Досифей молится о братии «Здесь, на этом месте святом». Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры. Раскольники идут в скит. Доносятся звуки войсковых труб. Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его. Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени. Маркези в переводе Е. Мусоргского в 5 д. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г. Сетова, 26 октября 1892 г. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла. Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой. Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия. Его драма находит выражение в хоровых сценах. То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др. По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского. С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей. Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств.

Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии

Опера Мусоргского «Хованщина» Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым.
Опера Мусоргского «Хованщина» Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г., но умер, оставив незавершенными II д. и финал и инструментовав лишь немногие фрагменты.

Шедевры оперы

Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы. А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере. Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично.

И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт.

Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах. Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением. Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу? Как знать… Отпущено ему было мало — и тем не менее он многое сумел сделать. Его идеи в его делах — а дела до сих пор звучат со сцены и потрясают многих; у людей от хора стрельцов и от гадания Марфы наворачиваются слёзы.

И это — урок нам. И этот урок отнюдь не одинок — просто он наиболее показателен, так как исходит от авангардиста того времени. Как раз примерно тогда же русские композиторы стали, будто напоказ, обращаться к музыке прежних времён. Римский-Корсаков, тоже сперва яростный «кучкист», сам, по своей инициативе заново проходит школу обучения написания музыки в стиле прежних лет — а затем… многое что случается в его творчестве, вплоть до насквозь ретроспективной оперы «Моцарт и Сальери» по Пушкину.

В это время коренным образом менялся духовный вектор жизни России, Центральный конфликт оперы, внешне выглядящий как смена старого уклада жизни новым, является конфликтом двух принципиально разных укладов сознания, столкновением идей: Святой Руси и светской Российской империи. Музыка вступления — это не просто прекрасная пейзажная зарисовка, что было бы слишком мелко для такого масштабного и глубокого художника, как Мусоргский.

Это образ уходящего идеала Святой Руси. По высказыванию музыковеда Вячеслава Медушевского, содержание «Рассвета» - «невидимый град Китеж Русской земли, сокровенная красота Божией мысли о России - святой Руси, которая предаётся нами». Вступление — музыка дивного покоя и чистоты, основанная на теме, которая обнаруживает родство в равной мере и со знаменным распевом, и с протяжной лирической песней. Их общие свойства — способность к бесконечному мелодическому длению-«левитированию».

Классика русская. Теперь могу сказать, что я был в опере. Фестиваль Opera First продолжится до 11 сентября. Он завершится ярким гала-концертом с участием именитых музыкантов из России и прикаспийских государств. Подписывайтесь на нас в сервисах «Новости» и «Дзен» , а также в Telegram и в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» чтобы оставаться в курсе новостей региона.

Читайте также.

Это часть фестиваля «Гений места» и одновременно завершение Фестиваля русской музыки, который проходил по нацпроекту «Культура».

Репортаж Валерии Горькой. Зрители ждут начала концерта», - Валерия Горькая. Под аплодисменты на авансцену выходят музыканты Симфонического оркестра.

Первые движения рук маэстро Валерия Гергиева, и начинается настоящее волшебство. Россия XVII века. Красная площадь.

Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор.

«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского

Хованский отказывается идти против Петра, это не имеет смысла. Действие 4 Наемник Шакловитого убивает Хованского. Голицына спешно ссылают, петровское войско стоит перед Кремлем. Стрельцы ждут смерти, но Петр их прощает. Действие 5 Раскольники прячутся в лесу. Тут и Андрей.

Петровцы приближаются. Досифей и его сторонники идут в огонь за старую веру. Марфа ведет в костер Андрея.

Возьмем первую сцену: Красная площадь, утро, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Хованских. В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные. Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит. Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке.

Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный. Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар. Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать. Любому человеку, имеющему дело с властью, надо быть политиком, но все-таки в ней есть что-то еще. В жизни не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей, строго черного и строго белого. Всегда все сложно, многогранно, неоднозначно. В «Хованщине» у Мусоргского мы не можем однозначно сказать — Шакловитый — хороший или плохой, Хованский — хороший или плохой, каждый из них прежде всего человек.

Также понятие «колоратурный» в данном контексте можно расценить как «архаичный». Такой же принцип «старинного» тематиз-ма и фактурного изложения Мусоргский избирает для первого в последнем действии раскольничьего хора, «когда они выходят к гробам, приготовляясь к самосожжению» [3, 130]. Такой «колоратурный напев» для заключительной сцены самосожжения Мусоргский заполучил в декабре 1873 года от Любови Ивановны Кармали-ной — певицы-любительницы и пианистки, ученицы Глинки и Даргомыжского, собирательницы народных песен. Благодаря сохранившимся рукописям композитора, до наших дней дошли четыре раскольничьих напева, записанных Кар-малиной с фольклорных экспедиций по Кавказу: «Удивляшеся Ирод», «Боже, отче всемогущий», «Боже, приидоша время» и сама «Раскольничья молитва, петая Прасковьей Царицей дер. Еленовки, Эриванской губ. Вдохновленный «колоратурой» «Раскольничьей молитвы», Мусоргский в письме к Кар-малиной от 23 июля 1874 года благодарит Любовь Ивановну за предоставленный материал и делится своей задумкой использования этой темы в финале музыкальной драмы: «Столько в ней страды, столько безотговорочной готовности на все невзгодное, что без малейшего страха я дам ее унисоном в конце "Хованщины", в сцене самосожигания. Мелизмы род группеток я вполне понимаю, и в хоре unisono in 8va напев мелизматический повеет стариной и правдой; самый псевдоцерковный текст песни очень кстати» [3, 147]. Последнее упоминание о «Хованщине» и ее финале встречается в письме к Стасову от 5 августа 1880 года. В нем Мусоргский сообщает: «... В следующем послании от 22 августа композитор вновь подтверждает готовность оперы, но при этом просит критика при личной встрече обговорить за- трудненность окончания заключительной сцены, которая «в полнейшей зависимости от сценической техники» [3, 223]. Исходя из обозначенной в письме проблеме завершения оперы, можно сделать следующий вывод: создавая «Хованщину», Мусоргский одновременно выступил не только как композитор и драматург, но и как режиссер, чье окончательное композиторское и драматургическое решение во многом зависело от его режиссерского театрально-сценического мышления. О том, состоялась ли встреча Мусоргского со Стасовым на предмет решения проблемы финала, — никаких документальных подтверждений нет. Окончание сцены самосожжения Мусоргским так и не было написано. Рукопись же финала «Хованщины» представляет собой незавершенный хоровой эскиз, музыкальный материал которого основан на тематизме «Раскольничьей молитвы», подаренной Кармалиной. Однако последний такт второй строфы не имеет заключительной двойной черты, «а потому невольно возникает вопрос, здесь ли конец всей драмы, или Мусоргский предполагал сочинить еще музыку сцены... На незавершенность этого автографа указывает также отсутствие даты работы и каких-либо сценических ремарок, что для Мусоргского-драматурга чрезвычайно важно. В таком виде рукопись после смерти Мусоргского попала в руки Римско-му-Корсакову, затем от него к Дягилеву, и, наконец, к Стравинскому. Публикация же полного авторского клавира «Хованщины», составленного по подлинным рукописям в 1931 году Ламмом, стала основой для Шостаковича новой оркестровой редакции и финала, трансформировавшегося в развернутый эпилог. Ориентируясь на письма Мусоргского — как единственный подлинный источник авторской задумки завершения большой музыкальной драмы, — можно более явно определить принципиальные различия трех существующих версий окончания «Хованщины» с оригинальной концепцией Модеста Петровича. Однако ставшие репертуарными редакции и финалы Римско-го-Корсакова, Стравинского и Шостаковича представляют собой три отличных друг от друга интерпретации грандиозной музыкальной драмы Мусоргского, что особо выделяет ее среди шедевров мировой оперной литературы. Список истоников 1. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. Кунин И. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

И эти два рода, стоя у власти, начали между собой бороться. Это была первая регулярная армия в России, которая довольно быстро превратилась в достаточно плотное воинское сообщество с традициями наследования: если отец был стрельцом, то сын тоже им становился. Стрельцы жили хорошо, но к концу 17 века экономическая обстановка не была благоприятной, заняться стрельцам было нечем, им приходилось выполнять функции городской полиции. Казна пустела, платить им было нечем, и у них росло недовольство, которое началось еще при Федоре Алексеевиче. А Софья Алексеевна решила использовать их как таран, чтобы перевернуть ситуацию в свою сторону. На царство были венчаны одновременно Петр и Иван, а Софья был объявлена регентшей при них из-за малолетства Петра и неспособности Ивана управлять государством. Главой стрельцов был поставлен князь Хованский — человек лихой, удалой, пользовавшийся у стрельцов большим уважением. Он не упустил возможность и прибрал власть в стране к своим рукам на какое-то время, но, как мы знаем, царем потом стал Петр I. Они поняли, что власть слаба, и они тоже могут достигнуть своих целей: вернуть старую веру, которую считали истинной. Старообрядцы после никоновских реформ ушли в скиты, но по возвращении начали вести агитацию среди стрельцов и стали требовать диспута с текущей церковью. Диспут не вышел, все скатилось к взаимным обвинениям, однако старообрядцы объявили, что они победили, но в скором времени князь Хованский был схвачен, а стрельцы стихли. А теперь давайте обратимся, наконец, к музыке и посмотрим, что же в ней осталось от сюжета. Но Мусоргский считал, что оно к лучшему, ведь он хотел писать жизнь народа, а власть — это все же обратная сторона народа. Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление.

Хованщина (опера)

Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. "Хованщина". Фильм-опера по скому (1959). В основе драмы — стрелецкий бунт 1682 года.

Модест Мусоргский

Модест Мусоргский - «Хованщина». В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина».
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский за 2 минуты пересказ сюжета По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы.

Хованщина - Khovanshchina

Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». «Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. В Астрахани прошла грандиозная премьера народная музыкальной драмы пера композитора Модеста Мусоргского − оперы “Хованщина”.

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

Он состоится в стенах Рязанского кремля. Как рассказали организаторы, вход на все события смотра будет бесплатным. В его программе также запланирован концерт с участием солистов Государственного академического Большого театра России ГАБТ , театров «Новая опера» и «Геликон-опера» в сопровождении Рязанского Губернаторского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина и многое другое. Важно и то, что в объявленный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным год Сергея Рахманинова к 150-летию со дня его рождения в программу включены произведения гениального русского композитора», — сказал собеседник агентства.

Использование материалов, опубликованных на сайте mk-pskov. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-pskov. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.

Лучше всего из сочиненного иногда великолепно и громадно талантливо то, что относится к периоду 1872—1875 годов. После того под влиянием слабеющего здоровья и потрясенного организма талант его стал слабеть и, видимо, изменяться. Летом 1880 года, живя на даче у близкой приятельницы своей Д.

Леоновой, талантливой исполнительницы роли хозяйки корчмы в «Борисе» , раскольницы Марфы в «Хованщине» и многих лучших его романсов, он, наконец, кончил «Хованщину». Фрагмент интервью Валерия Гергиева в эфире радиостанции «Орфей»: «Этот спектакль не может утерять ни значения, ни важности, ни ощущения какого-то особого трепетного подхода к каждому исполнению, потому что это одна из величайших русских опер, это историческая постановка.

Также в рамках визита петербургской труппы в театре драмы прозвучит симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк». Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Получить код для блога.

ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина

Опера «Хованщина» в Театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича­-Данченко одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012.
«Хованщина» Мусоргского В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина».
М.П. Мусоргский. Опера "Хованщина" - 26 треков. Слушать онлайн последняя, недописанная опера Мусоргского. При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий