Новости пуховая шаль

Пуховая шаль вполне может стать экспонатом и на исторической выставке, ведь это неотъемлемая часть жизни и уже давно не просто атрибут одежды. это Фабрика пуховых платков, формально начавшая своё существующая с 1939 года как пуховязальная артель. Рекомендуем посмотреть последнее видео очень интересные 89044126376 пуховые шали, платок вечно молодой онлайн. Кому мешают мои пуховые шали?

«Пошли пятна, чесалось нестерпимо»: Оренбурженка — о реакции на новый пуховый платок

Районный фестиваль пуховой шали «Стэрлебаш бизэктэре» красивым, зрелищным мероприятием «Шэл бэйлэнем кистэр ултырып», превратившимся в настоящий праздник. На выставке «Россия» на ВДНХ представили гигантский пуховый платок площадью 17 млн км², сшитый на фабрике в Оренбурге. Пуховая шаль вполне может стать экспонатом и на исторической выставке, ведь это неотъемлемая часть жизни и уже давно не просто атрибут одежды. Результатом этих исследований стали четыре иллюстрированных альбома об оренбургском пуховом платке, выпущенные в различных издательствах Оренбурга.

Шаль пуховую связала

Использование материалов, размещенных на сайте 1743. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта. Любой автоматический экспорт содержимого сайта запрещен. Для этой цели создан официальный сайт города 1743. Но не только в пределах мегаполиса проходят мероприятия, 2024 год порадует округи, а точнее, Соль-Илецк, Орск и Бузулук. Именно в них пройдут некоторые мероприятия, посетить которые съедется вся область. В онлайн-режиме вы сможете узнать обо всем, что необходимо для комфортной и осведомленной жизни. С нами она станет яркой, ведь вы всегда будете в курсе событий, впечатления и воспоминания от которых останутся на всю жизнь, согревая теплом.

Хоть женщина и не связала судьбу с фабричным производством платков, зато пронесла это умение через года.

Теплые пуховые шали согревали ее и всю ее семью холодными уральскими зимами. А выйдя на пенсию, мастерица решила вязать и для всех остальных. Правда, пришлось почти сразу же выйти за пределы Редутово: спроса нет. Да и спросом платки особо не пользуются: если повезет, продам 2-3 шали в год в деревне, — делится мастерица. Мало-помалу стала вязать на заказ: знакомые знакомых из Германии заказали парочку изделий, о платках узнали в Казахстане и Узбекистане. В средней Азии платки вообще идут на "ура". Дело в том, что восточные девушки не носят шапок, а зимой прохладно даже в Ташкенте.

Лениза говорит, что замерзнуть в ее шалях почти невозможно. Платки из козьего пуха держат тепло и в 30-ти градусные морозы. Кстати, материала на них уходит не так уж и много: 350-400 граммов. А вот труда — порядочно. Бывает, одну-единственную эксклюзивную работу со сложным узором схемы она получила от мамы и воспроизводит их по памяти вяжет около месяца. Отсюда и стоимость: за платок ручной работы Лениза просит около 5000 рублей: 3000 стоят качественные материалы, 2000 рублей женщина берет за работу. Для нее это неплохая прибавка к пенсии. Сейчас пенсионерка из Редутово обучает своему чудесному ремеслу двенадцатилетнюю внучку.

Развитие русской торговли с соседними средне-азиаткими ханствами было частью экономики нашего края. Оренбург был тесно связан торговыми отношениями с Хивой и Бухарой. На то время существовало много попыток использовать для создания подобных изделий пух сайгаков и вигоней, водившиеся в Западной Сибири. Пух оренбургских коз все больше притягивал к себе внимание. Интерес к нему поступал больше всего со стороны Западной Европы и Америки. Были попытки завоза коз из оренбургских степей во Францию, Англию с целью организации собственного производства пуха. Но эти попытки потерпели неудачу. Козы теряли свой уникальный подшерсток, превращались в обыкновенных коз. Морской климат, теплая зима не давали козе необходимой теплой шубы, которая спасала их на родине. Затем были попытки организовать поставку уже не коз, а их пуха. Пух поставлялся иностранным фабрикам через российские ярмарки, так как в самом городе в 19 веке не было местных богатых купцов. Богатые купцы жили в Оренбурге наездами, предпочитая свою родину — город Ростов. Наиболее известными купцами считаются: Пичигин, Веснин и Дюков. Они и были поставщиками местного козьего пуха на европейский рынок. Издатель «Отечественных записок П. Свиньин во время путешествия по Оренбургскому краю в 1824 году обозначил маршрут следования этого товара: Оренбург - Ростов-Бердичев-Париж. Также географ и этнограф П. Небольский пишет: «пух этот в старые годы большими тюками вывозился из Оренбурга в Ростов, там его перекупали оптовые торговцы и отправляли в Лемберг Львов , а из Лемберга товар шел уже во Францию, откуда уже возвращался к нам, В Москву И Санкт-Петербург, в виде превосходных платков и шалей».

Вяжу спицами пуховую шаль. Первый угол

Секрет изготовления оренбургских пуховых платков заключается еще и в том, что оренбургские козы не дают много ценного пуха, обладающего такими характеристиками. С одной козы в год можно получить пуха максимум на три платка, при этом надо знать время его начеса, и места на теле животного, с которых следует аккуратно вычесывать пух специальными приспособлениями. Мифы и легенды об оренбургском пуховом платке Оренбургский пуховый платок проходит через кольцо. Фото: culture. Существует легенда, что оренбургские пуховые платки настолько теплые, что изначально ими пользовались только мужчины.

Скачущие зимой на лошадях, по бескрайним оренбургским просторам, казаки были облачены в легкие одежды, под которыми их защищали от холода оренбургские пуховые платки. В этой легенде есть доля правды, поскольку изначально пуховые платки были плотной вязки, без узоров, поэтому вполне могли использоваться казаками для защиты от холода. Ажурные паутинки, ставшие неизменным атрибутом оренбургского пухового платка появились значительно позже. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как текстильное искусство покорило мир: Работы выдающихся художников и скульпторов Вторая легенда гласит, что качество настоящего оренбургского платка проверяется тем, что он должен свободно проходить через кольцо или помещаться в гусиное яйцо.

Это не совсем верно, поскольку изделия бывают разной плотности и размера. Это могут быть большие шали достаточно плотной вязки, с кисточками и бахромой.

Мы это сделали", - рассказала продавец Альбина Мухамедярова. Вяжут на станках и из иностранного сырья: что известно о фабрике Исключительное право называть только свои пуховые платки "оренбургскими" официально оформила фабрика, где пуховые платки вяжут на станках и из зарубежного сырья. Причем судебные иски против мастериц и тех, кто берет их платки на реализацию, руководство предприятия объясняют заботой о покупателях и борьбой с контрафактом. И есть те, которые не платят налоги, делают продукцию безобразного качества. Вводят в обман и в заблуждение покупателей", - уверяет собственник ЗАО "Фабрика оренбургских пуховых платков" Олег Гремпель. Обвинения в низком качестве и уж тем более в контрафакте у самих мастериц вызывает, мягко говоря, недоумение.

Ведь традиционный платок должен связан только из пуха местных коз и обязательно вручную. Так что у экспертов по качеству как раз к фабрике больше вопросов. Но это в корне неправильно" , - отметила создательница частного музея оренбургского пухового платка Галия Абсалямова. Что теперь можно сделать по закону?

Узнали знаменитую песню? Это не только вязаный платок, это художественный промысел традиционного народного искусства России. Будучи в Оренбурге, нам посчастливилось узнать интересные факты и историю возникновения этого красивого пухового промысла. Это такой же традиционный промысел для России, как и хохлома, гжель, матрешка, вологодские кружева, тульский самовар...

Жена Петра Ивановича Алёна Денисовна собирала в своём доме в селе Спасское Бугульминского уезда местных казачек и учила их вязать из пуха шали. Уже в 1770 году оренбургские платки представили на суд Всероссийского Вольного экономического общества, а Алёна Денисовна получила за них золотую медаль. В 1851 году оренбургский пуховый платок впервые показали европейцам. Произошло это на Всемирной выставке в Лондоне. С тех пор на выставках в Париже, Брюсселе, Чикаго, Лондоне, Москве пуховые платки неизменно завоёвывали высшие награды и моментально раскупались. Обычный платок в конце XIX века стоил от 18 до 35 рублей, а цена хорошей дойной коровы была от 60 рублей. Фото с сайта orenburgshawls.

Жительница Уфы организовала ремесленную артель по производству пуховых платков

Да и спросом платки особо не пользуются: если повезет, продам 2-3 шали в год в деревне, — делится мастерица. Мало-помалу стала вязать на заказ: знакомые знакомых из Германии заказали парочку изделий, о платках узнали в Казахстане и Узбекистане. В средней Азии платки вообще идут на "ура". Дело в том, что восточные девушки не носят шапок, а зимой прохладно даже в Ташкенте. Лениза говорит, что замерзнуть в ее шалях почти невозможно. Платки из козьего пуха держат тепло и в 30-ти градусные морозы. Кстати, материала на них уходит не так уж и много: 350-400 граммов. А вот труда — порядочно.

Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, и далее — в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы. В Англии даже был налажен выпуск пуховых платков-подделок. Изделия пользовались спросом, хотя производители не скрывали, что эти платки — «Имитация под Оренбург». Произошедший развал и появление Советского Союза привело к прекращению крупных поставок оренбургских изделий из пуха. Нет, платки вязать не перестали, но выхода на мировой рынок не стало. На смену козьему пуху из Оренбуржья пришел пух кашмирский, который по своим свойствам несколько уступал российскому. Пуховые платки в Оренбурге вяжут и по сей день. Но пух имеет одну особенность: ему противопоказана машинная вязка, во время которой теряется мягкость и снижается качество.

Николай был так растроган, что подарил купчихе бриллиантовый перстень. В ХХ веке пуховые шали продолжали носить для тепла. Барышни любили дополнить «паутинкой» изящную шляпку. Платок можно встретить в описании женских костюмов у Алексея Толстого и Ивана Бунина. В советский и постсоветский период классическая школа пуховязания сохранилась в деревнях Оренбургского края. Навыки пуховязания передавались из рода в род, тайны ремесла девочки начинали постигать с раннего возраста. В 1958 году появилась песня «Оренбургский пуховый платок», которую создали композитор Григорий Пономаренко и поэт Виктор Боков. Идея песни появилась на местном рынке, где Виктор Боков купил платок и отправил посылкой своей маме. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь ее текст». Первым исполнителем песни был Оренбургский народный хор. Выходят они на сцену, рассаживаются кружочком, накидывают на свои плечи эту паутинку. Поют и плачут.

Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях. После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней. Но на официальном уровне особая ценность козьего пуха, а также необходимость культивирования специальной породы пухоносных коз названной впоследствии оренбургской была признана только в середине XVIII века. Со временем мастерицы-вязальщицы стали объединяться в артели, промысел стал более организованным, получив известность, в том числе и международную. Международная слава русских вязаных шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 года. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах. В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургской казачке Марии Усковой была присуждена медаль за шали из козьего пуха и 125 рублей серебром. В 1860-х годах ежегодно в Оренбургской губернии вручную изготавливали на продажу до 3 тысяч пуховых платков, в 1885 году этим промыслом там занимались около 4 тысяч мастериц. Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И. Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Императорский Двор желал иметь платки, связанные определённой мастерицей. Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8 — 10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ. Стоимость одной такой шали была 200 рублей такую сумму зарабатывал фабричный рабочий за год Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз. Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "под русский Оренбург" В основном вся популярность оренбургского пухового платка обязана оренбургским козам. Качество пухового платка во многом зависит и от пуха. Ни одна порода по качеству не сравнится с губерлинскими козами Оренбуржья, которые дают тончайшее сырье для вязания. А чем тоньше пух, тем он легче, мягче, эластичнее, лучше пушится. Пух оренбургских коз очень ценен. Оренбургская порода коз — единственная в нашей стране, обладающая самым тонким 14-16 мкн эластичным пуховым волокном, не грубеющим с возрастом. Его отличают блеск и шелковистость, относительная крепость и естественная однотонная окраска, малая теплопроводность и уравненность волокна по длине. Пух хорошо отделяется от основной шерсти, что имеет большое значение при его переработке. Но самым важным для вязальщиц является его мягкость и изумительная нежность. Только мягкий пух можно спрясть в нить, подобную паутине. Особенность пуха - в его изумительной нежности. Но справедливо будет заметить, что другие разновидности пуха, не повторяющие всех перечисленных качеств, в настоящее время также используются оренбургскими пуховязальщицами. Пух оренбургских коз является одним из лучших в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз в Европу и Южную Америку, но козы, оказываясь вне морозного уральского климата, сразу теряют все свои лучшие пуховые свойства. Все эти опыты с оренбургскими козами убедительно доказали, что, во-первых, для созревания пуха нужны не только благодатные луга, но и особый климат; во-вторых, высококачественный пух коза приобретает именно в Губерлинских горах. Летом там прекрасные пастбища, продуваемые сухими ветрами. Зимой — яркое солнце, ядреный морозный воздух, студеные метели. Поэтому Оренбургский регион для них единственно возможная среда обитания. Обработка пуха и вязание Вещь, связанная своими руками, передает заботу того человека, который её вязал, и является своего рода оберегом от болезней. Поэтому женщины, вяжущие вещи своим близким, тем самым оберегают их от неприятностей, с вязанием связана и существовала целая система передачи информации еще со времен Языческой Руси. Кроме того, вязание успокаивает и помогает снять стресс. Часто женщины начинают вязать в ожидании появления на свет своего первенца, младенцев на Руси было принято заворачивать не в хлопковые, а в пуховые изделия. Искусству вязания на Руси только по достоверным данным более 12 веков, оренбургского пухового платка более 2х веков, но и сегодня изделия из козьего пуха поражают людей своей нежностью и красотой. Многие вязальщицы научились этому виду рукоделия у своих мам, которые в свою очередь познали секреты мастерства у своих бабушек и прабабушек. В наше время процесс обработки пуха немного изменился, но, как и в старину остается очень трудоемким. Процесс изготовления пуховых изделий состоит из множества этапов: 1. Перебираем пух от сора и жестких остевых волос 2. Расщипываем пух перед стиркой 3. Пух тщательно моется в теплой воде с шампунем, прополаскиваем в трех водах и сушим 4. Сухой пух опять расщипываем и прочесываем на дралках вручную. Перемешиваем это необходимо для получения равномерного цвета пуха. Прочесываем еще два раза 5. Теперь пух готов, и мы начинаем прясть тонкую нить на паутинку, палантин , а для платка прядем нить потолще. На платок , в среднем, уходит 350-450 грамм чистого пуха 6. Пересучить и смотать в клубки 8. Теперь настало время начать вязание Уход за пуховыми изделиями и их хранение Помните! По мере загрязнения пуховые изделия нуждаются в стирке. Стирка пуховых изделий - только ручная, в тёплой 30-40 градусов воде, с шампунем или жидким мылом для "Нежной" стирки. Можно на 20 минут замочите изделие. Затем стираем без сильного механического воздействия немного помешивая руками. После стирки прополоскать в нескольких водах. При последнем полоскании в воду желательно добавить смягчитель или ополаскиватель. Отжать, не выкручивая. Паутинки необходимо отжимать, нежно пропустив сквозь пальцы. При стирке по этой технологии - изделия не садятся.

Ель Оренбургской области украсили нежнейшими узорами пухового платка

О ситуации на Фабрике пуховых платков рассказывает её владелец Олег Гремпель. Новое видео за: Пятница, 26 апреля 2024 вяжу пуховые платки и шали ищ козьего пуха пуховые косынки пуховые носки #дневникказачки #пуховаяшаль #кози. Кстати, самый большой платок 3,6х3,6 м создали в 2013 году на фабрике Оренбурга, на него ушло 13,5 км пуховой пряжи. но без этого никак, только так книга имеет законченный вид.

«Пошли пятна, чесалось нестерпимо»: Оренбурженка — о реакции на новый пуховый платок

В статье расскажем как правильно постирать и высушить пуховый, оренбургский платок, платок паутинку, пуховую шаль а также платок из козьего пуха. В своем необычном арт-проекте оренбурженка Римма Исмагилова «одела» в пуховый платок великих женщин XX столетия. Оренбургский пуховый платок у многих из нас на слуху. Самое любопытное, раньше я думала, что только такие шали и существуют. Оренбургский пуховой платок история и происхождение, старинные традиции изготовления платков и паутинок из шерсти и козьего пуха народные промыслы.

Вяжу спицами пуховую шаль. Первый угол

За последние несколько лет областная фабрика, получившая патент на известный всему миру региональный бренд, выиграла уже несколько судов. У фабрики есть, как оказалось, исключительное право называть только свои пуховые платки оренбургскими, даже несмотря на то, что вяжут там изделия не вручную, а на станках и не всегда из местного пуха. Да, по закону товары, название которых вошло в общее употребление, нельзя регистрировать как товарный знак. Однако можно запатентовать «место происхождения», или, как еще говорят, «географическое название». Это и сделала фабрика. Теоретически зарегистрировать свои изделия может любая пуховязальщица, вот только стоить это будет дорого — около 150 тысяч рублей. Сейчас судебные иски против мастериц и предпринимателей, которые берут товар на реализацию у надомниц, руководство предприятия объясняет заботой о покупателях и борьбой с контрафактом, хотя все прекрасно знают, что многие пуховницы, особенно возрастные, вяжут вручную и из пуха местных коз.

Екатерина Бурятия Посылку получила, довольна, заказывала пальто и шапку, сделали скидку, спасибо, очень переживала, что нарвусь на мошенников, нет не мошенники, кто не верит напишите мне вышлю фотографию вещей vershininakatrina mail. Спасибо за ваше терпение, Татьяна. Буду копить на шаль. Ирина Добрый день! Нижний Новгород, Ирина. Получила Вашу посылку свитер и варежки. Свитер просто как мама нежный и ласковый спасибо! Варежки связаны с ошибками не очень аккуратно видно торопились. Пожелания не начесывайте вещи они и так хороши. Рекомендую вас своим знакомым и друзьям и сама не прощаюсь закажу к следующей зиме что-нибудь еще. Тамара Добрый день Хочу выразить благодарность за быстрое выполнение заказа.

Единственный в своем роде в республике «шэл базары» с полувековой историей. Мастерицы и производители козьего пуха едут сюда со всей округи — Федоровского, Куюргазинского, Кугарчинского, Зианчуринского, Стерлибашевского районов, Кумертау и Салавата. Подобный рынок есть только у южных соседей — в поселке Саракташ Оренбургской области. Мастерицы раскладывают варежки и носки, держат на разведенных руках шали и косынки — знаменитые теплом и уютом, да и по красоте они ничуть не уступают легендарным оренбургским.

Яркая, смелая, легкая, тончайшая работа. Лето, весна — лучший выбор для вашего гардероба. Платья, блузки, джинсы — все сочетаемо с этим необыкновенным изделием ручной работы. Вы — неотразимая модница.

Мамина пуховая шаль

Оренбургские волонтеры отправили врачам Якутии (Республика Саха) знаменитые пуховые платки и палантины. Оренбургский пуховой платок история и происхождение, старинные традиции изготовления платков и паутинок из шерсти и козьего пуха народные промыслы. 650 предложений - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс.

Оренбуржская художница одела великих женщин XX века в пуховую шаль

На выставке «Россия» на ВДНХ представили гигантский пуховый платок площадью 17 млн км², сшитый на фабрике в Оренбурге. Оренбургская область на международной выставке в Москве представила одежду из экокожи, пуховые платки и изделия, вязанные из пуха. Мастерица Миннур Ишмухаметова демонстрирует связанный платок в селе Жёлтое Оренбургской области. мягких, оригинальных и невероятно теплых пуховых платков-паутинок; словно окутывающих теплом и заботой шалей. Добротный простоволосый урюпинский платок похож на звериную шкуру: пуховые пряди ниспадают локонами, иногда кучерявятся мелким кольцом.

«Пошли пятна, чесалось нестерпимо»: Оренбурженка — о реакции на новый пуховый платок

Сегодня пост поддержки для всех, кто нашел ошибку в своем вязании. Я с вами! И тоже ошибаюсь.

Оренбургский пуховый платок с профилем Пушкина подарили музею-заповеднику «Михайловское». Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе учреждения. Фото: Наталья Алексеева, музей-заповедник «Михайловское» Необычный подарок к столетию послереволюционного возрождения заповедника привез директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев.

Нигде в мире еще не изготовили такие изделия, которые смогли бы по своим свойствам сравниться с платками и шалями вязальщиц Оренбурга. Считается, что оренбургский платок — это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха.

Уникален он тем, что очень тонок тоньше в мире нет. Его толщина 16-18 микрон. Для примера — толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон. Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые. Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании. Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух.

Вязы существовали, как основные корневые , их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы подвязки. Были и специальные технические вязы, они облегчали чтение и, как бы, переводили чтеца на новые "регистры" считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка и другие.

Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение. Вязка осуществлялась с помощью родового "Устя". Усть это грубо - палка длиной в локоть и толщиной с руку, полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом.

Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу. Усть мог быть: из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена. У других родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта.

Родовой Усть хранят как святыню, обернув в материю. Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками перстками и знаками, а также в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки, особенно у вершины устя, там они самые большие 4 штуки с фалангу большого пальца Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями. С его помощью не только «вяжут» разговор то есть записывают, наматывают на усть «нить повествования» , но и "завязывают" боли, или душевные муки.

Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи. Кстати можно и беду сотворить такой методой... С помощью Устя и нити можно даже буквально "вымотать" у человека душу.

Связанное на Усте послание затем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат. Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть - "мотал на УС" или "Усть" себе от него. А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»!

Многие старцы тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали. Древние предания гласят, что русская письменность произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи. Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки.

Такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной. Оказалось, что русская шуба на сильном ветру плохо держит тепло, а калмыки и казахи могли сутками находиться в мерзлой степи в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Секрет оказался прост - под нее они надевали телогрейки из мягкого козьего пуха.

Сметливые русские казаки быстро переняли опыт местного населения. Оренбургский край создавался из городов - крепостей Орска, Борска, Бузулука, Татищева и др. В 1743г.

Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока. В 1744 г. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха.

Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины. Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка.

Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности. Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором.

Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве.

Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей. Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре.

Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали.

При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые.

Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа. Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз.

Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси.

Медлительная и утомительная работа. При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна. После этого можно начинать прядение.

Пух спряден, но вязать еще нельзя - пуховую нить сматывают с тонкой нитью, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова! Оренбургский пуховый платок вязали дома.

Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые казачки могли часами перебирать пух, пушить и чесать его. Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко.

Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием!

Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку. Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз.

Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл.

Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий