Новости воспоминания участников сталинградской битвы

Все ветераны Сталинградской битвы получили юбилейные медали в честь памятной даты. Николай Иванович Бритвин воевал на четырех фронтах. После завершения Сталинградской битвы взвод, от которого практически ничего не осталось, был направлен на переформирование в Мичуринск, а затем Валентину Шульгину направили на Курско-Орловскую дугу. Воспоминания ветерана обрывочны. 99-летний ветеран Павел Алексеевич Андреев служил артиллеристом и прошёл всю Великую Отечественную войну. Одной из самых тяжёлых для него и для всей Красной армии стала Сталинградская битва. 2 февраля 1943 года завершилась одна из величайших битв Великой Отечественной войны – Сталинградская битва – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, войны на развлекательном портале

ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ Заметки участника Сталинградской битвы

Героями их признали уже после Сталинградской битвы. После войны все суда, проходившие мимо Сталинграда, а потом Волгограда, отдавали дань погибшим капитанам. Сталинградская битва — одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны, завершившееся 2 февраля 1943 года разгромом фашистских войск. Живых участников Сталинградской битвы сегодня осталось очень мало, с одним из них, 97-летним ветераном Алексеем Буфетовым, встретился Sputnik. Шестнадцать гвардейцев показали всем нам, участникам битвы под Сталинградом, что значит презирать смерть ради победы над врагом, что значит быть честным гражданином Советской страны. Ярославский ветеран поделился воспоминаниями о Сталинградской битве. В пятницу, 2 февраля, во всей России отмечают 75-летие победы советских войск над немецко-фашистскими войсками в битве на Волге. Напомним, битва за Сталинград – одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны, которое положило начало масштабному наступлению советских войск. По разным оценкам, в нем участвовали не менее миллиона советских воинов.

«Сопротивлялись как могли»: ветеран Сталинградской битвы рассказал о боях за город

Но я бы хотел посмотреть, что нового сделали в городе. Хотел бы побывать в музее «Сталинградская битва», да и просто пообщаться с волгоградцами. Для офицеров, которые тут воевали, Сталинград — это некий рубеж в жизни. Для нас было до и было после, потому что это событие, которое на всю жизнь сохранилось в душе. Это великое событие, которое не стирается из памяти. Михаилу Николаевичу тяжело дышать, тяжело говорить, тяжело ходить, но в нем всё еще чувствуется несгибаемая воля и дух защитника отечества. Это великое событие для народа, сравнимое с подвигом Александра Невского — Куликовской битвой. Мое отношение к этому городу особое. Волгоград — это святое.

По словам ветерана, забыть события тех дней невозможно Источник: Алексей Волхонский По словам Михаила Пеймера, в Сталинградской битве он потерял множество друзей и сослуживцев.

Убедились, что связь работает. Утром следующего дня нескольким нашим бойцам необходимо было переправиться на противоположный берег, мне же надо было остаться. Отошел от переправы посмотреть, все ли спокойно. Оборачиваюсь — фашисты откуда ни возьмись появились, огонь открыли. Всех наших на плоту расстреляли. А ведь и я там мог оказаться... Но много ли на самом деле среди участников войны было недобросовестных бойцов?

В составе 35-й дивизии, например, ночью после сражения возвращаются человек семь. Идут чуть ли не строем — чистенькие, опрятные, со сверкающими рукоятками ножей. Спрашиваем, где были. А они отвечают, что получили приказ выбить немцев в другом месте. Да, думаю, с такими Сталинград мы точно «не сдадим». В то же время встречались бойцы, которые действительно хотели принести Родине пользу, но по природе своей боялись. Они просили направить их туда, где меньше опасности. Я в таких случаях всегда советовал воевать там, где надо, а не там, где хочется.

Халтура тут неуместна. Пуля-дура не разбирает твоего местонахождения. Командир нашей 35-й стрелковой дивизии Иван Кулагин вызвал нас со старшим лейтенантом Валентином Варенниковым в будущем — Герой Советского Союза к себе. Докладываю, что все работает. Была у Кулагина претензия и к Варенникову. А мы с Валентином рядом стояли. Командир хотел было дать подзатыльник Варенникову, а тот увернулся. В итоге удар я принял на себя смеется — прим.

Но в 1943 году от Сталина поступил приказ перевести тех, кто имеет хоть какое-то отношение к авиации, в дивизии ночных бомбардировщиков. Я вызвался, но мне отказали. Сказали, что связист из меня отличный. Так моя мечта летать и не исполнилась. На Магнушевском плацдарме под Варшавой получил осколочное ранение в голову. Потерял зрение и слух. Помню, что пришел в себя и первым делом схватился за пистолет. Наши бойцы, спасибо им, отобрали у меня оружие.

Постепенно зрение и слух восстановились. Затем было еще одно ранение — в брюшную полость. Очнулся дома. Брат спрашивает, кормил ли я кроликов. Отвечаю, что нет. Потом смотрю, кролик носится по избе. На кровать прыгнул, с нее — на печку. И страшная боль.

Так я приходил в себя. На самом деле я лежал в госпитале город Лодзь, Польша. Медсестра проходила мимо и случайно задела мою раненую руку. Подошел старший лейтенант, рассказал, что по дороге в госпиталь я громко пел, да так хорошо, что все заслушались. А я лежал и недоумевал: как я мог петь, когда мне медведь на ухо наступил? Сам же помню только одно. Что-то белое вокруг. Я протягиваю руку и произношу слово «партбилет».

Все увиденные события девушка излагала ясно и четко, как будто рассказывала невидимому собеседнику о происходящем. Автор другого дневника - Серафима Воронина. Девушка чуть старше Ани Арацкой. Все ее записи пронизаны болью, скорбью, ужасом дней Сталинградской битвы.

Серафима пишет: "Ничего не жалко, совсем ничего, лишь бы остаться живыми". Но судьба к ней не благосклонна. Последняя запись в дневнике сделана 22 октября 1942 года. После завершения битвы за город Сима Воронина долгое время считалась пропавшей без вести.

И лишь спустя годы очевидцы рассказали, что Серафима умерла после смертельного ранения. Ее отец, Федор Ерофеевич, работал в мартеновском цеху завода "Красный Октябрь". По воспоминаниям Татьяны Лопатиной, бабушки Серафимы, девочка очень прилежно училась и перед войной мечтала получить диплом учителя Сталинградского педагогического института. Семья Серафимы не могла уехать из города во время эвакуации - в ногу был ранен ее отец.

Симе пришлось остаться вместе с родителями в пылающем городе. Это самый страшный день бомбежки. Немцы заняли Дар-гору, Красные казармы. За водой идем от Вишневой балки до "Баррикад".

Немцы заняли и метизный завод. Не смогла уйти с ними. Я пишу с того света. Отец все время стонет от боли.

Мы все завшивели, помыться негде. Кругом грязь. Хоть бы он замолчал уже, постоянно стонет. Есть нечего.

Мы ходили искать убитых лошадей, чтобы съесть их мясо". Серафима была верующей девушкой. Она описывает православный праздник Рождества Богородицы, который пришелся на 30-й день бомбежки. Она обращается к высшим силам с просьбой пощадить и оградить от смерти.

В некоторых записях она цитирует сброшенные немецкими самолетами на город листовки: "Сталинградские матрешки, не бойтесь бомбежки! Днем спите спокойно, а ночью будем работать". Каждая запись Серафимы наполнена отчаянием, страхом, желанием выжить в этом кромешном аду. Но у нее хватает мужества верить в победу.

В день последней сильной бомбежки было сброшено 2 тонны бомб.

Нам приходилось останавливаться и определять, где вода двигается и куда она двигается. Перетащили, сдали живым и не замоченным», — отметила ветеран. Со всеми ужасами войны в осажденном городе столкнулось и мирное население. К началу боев из Сталинграда успели эвакуировать лишь 100 тысяч человек, а проживали в нем больше 400 тысяч. Тем более, понимаете, что такое переправа. Нельзя, чтобы она сразу действовала в две стороны. То идет техника — естественно боеприпасы, без них воевать было невозможно. Потом стали эвакуировать. Поэтому со второй половины августа это приобрело массовый характер», — сообщил кандидат исторических наук, и.

Сталинградская битва: воспоминания очевидцев

О воспоминаниях участника этого сражения корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня» рассказала Людмила Чалых – дочь Анатолия Поповича. Сталинград — это ад! Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Мне после войны Сталинград часто снился, не отпускала меня война.

З7 лет назад в Иркутске был зажжён Вечный огонь

  • «Я сам для себя событие»: в Волгоград из Ярославля приехал 99-летний участник Сталинградской битвы
  • Ветераны почтили память героев Сталинградской битвы в Музее Победы
  • Читайте также
  • Сталинград. Воспоминания немцев в письмах
  • Читайте также

Сталинградская битва 70 лет спустя: воспоминания участника

Борис Михайлович Гаврилов был ребёнком, когда началась Сталинградская битва. Героями их признали уже после Сталинградской битвы. После войны все суда, проходившие мимо Сталинграда, а потом Волгограда, отдавали дань погибшим капитанам. 2 февраля 1943 года завершилась одна из величайших битв Великой Отечественной войны – Сталинградская битва. Все ветераны Сталинградской битвы получили юбилейные медали в честь памятной даты. Николай Иванович Бритвин воевал на четырех фронтах. К нам в редакцию попали воспоминания уроженца села Солодники Сталинградской области, участника битвы под Сталинградом полковника КГБ в отставке Александра Говорова. Слева направо: легендарные герои Сталинградской битвы Герой Советского Союза Я.Ф. Павлов, генерал-полковник А.И. Родимцев, маршал Советского Союза В.И. Чуйков и главный скульптор мемориала на Мамаевом кургане Е.В. Вучетич.

«Голод, пожары и мёртвые». Воспоминания детей Сталинграда о ноябре 1942

Три дня девушки ждали морозной погоды, помогая тем временем в госпитале, где им предлагали остаться. Нас ведь ждали обратно, нужно было доложить выполнение задания, - говорит Мария Михайловна. Деревенские нас пожалели, дали нам длинные палки-слеги, показали, как ими пользоваться. И эти слеги нам здорово помогли, так как мы несколько раз срывались с льдины на льдину. В части нас уже не ждали, а мы были рады, вернулись к своим. Нас обеих тогда наградили медалью «За боевые заслуги». На обратном пути — может быть, торопились, может быть, сильнее двигалась Волга — мы потеряли бдительность и проваливались трижды.

С моих ног слетели и утонули валенки, у девочки утонул один. Шли мы в портянках, мокрых, обледенелых у меня с тех пор не мёрзнут ноги. Вернулись, доложили. Командир бригады вытащил две медали из сейфа и вручил нам обеим. Этой медалью я больше всего дорожу». Когда у Рохлиной спрашивают, какая награда для неё самая дорогая, она всегда указывает на эту медаль.

Представьте, как было страшно решиться двум юным девушкам на такой трудный поход. До сих пор Мария Михайловна удивляется, как это им хватило сил тащить раненого по льду. В Сталинграде Мария чуть не погибла при бомбёжке, свалившись с ног от усталости, едва не замёрзла на снегу. Здесь же встретилась с воевавшим на фронте отцом. И если у меня спрашивают, когда буду в Волгограде, я говорю: «Я там не бываю никогда. Я езжу в Сталинград».

Невероятно тяжело было защитникам Сталинграда, но и позже, когда началась Курская битва, ад продолжался. Санвзводы находились в хуторах и по балкам, посадкам. После госпиталя вид у меня был нездоровый, и мне дали повозку с лошадью вывозить раненых из укрытий в санроты и медсанбат. А утром следующего дня началось невообразимое: высота 226,6 ежечасно переходила из рук в руки. Освободили наши южную часть, немцы заняли северную, потом — наоборот. Раненых, убитых была уйма.

Оглушённая всем происходящим, я сдала в медсанбат раненых. Ко мне подошла медсестра Нина Давыдова и что-то говорит, а я не слышу её и не понимаю, чего же она от меня хочет. Тогда она подвела меня к бочке с водой и окунула несколько раз с головой, вытерла своей косынкой и только тогда я немного пришла в себя. Дружили мы с ней всю жизнь до самой её смерти. Всю Прохоровскую битву я возила раненых на повозке и свалилась сама. В полк вернулась я только под Полтавой, где отметила свое 18-летие, и мне разведчики подарили лошадь, которая не раз спасала меня и даже своей гибелью, уже под Кировоградом, спасла мне жизнь, я была тогда сильно контужена — отбиты почки, потеряла зрение, слух, вкус».

До этого была Полтавская битва, и дивизия стала называться Полтавской, там Марию приняли кандидатом в члены Коммунистической партии. Уложили его на плот связанные бревна , вместо весла мне дали доску, оттолкнули от берега, и мы поплыли. Днепр — река бурная. Нас понесло течением, я гребла доской, недалеко от берега «весло» сломалось, нас закрутило и стало относить от берега. Стала грести руками, вода холодная, руки быстро онемели, в полуобморочном состоянии добралась до берега, где нас подхватили наши солдаты». Прошло 40 лет, и накануне Дня Победы она получила письмо из Новосибирска от того самого старшины, по фамилии Шептун, которого она переправляла через Днепр.

Он всю послевоенную жизнь разыскивал её, чтобы поблагодарить. После Кировограда она снова лежала в медсанбате и догнала свой полк только у Днестра, где он занимал позиции в противотанковом рву. После лошади у меня осталась плетка, с которой я не расставалась, так вот этой плёткой, придя в ярость, я начала хлестать пленных. От них меня оттащили наши ребята, но я никогда не забуду то ощущение ненависти к фашистам». Во время большого марша из Молдавии на Висленский плацдарм Мария познакомилась со старшим лейтенантом Рохлиным, который стал оказывать ей знаки внимания. Но службу они проходили в разных подразделениях.

К нам старались подползти и наши, и немцы. Это продолжалось три дня. Когда наши снова пошли в наступление, то первым вошёл в блиндаж старший лейтенант Рохлин. Я по локти в крови, грязная, прокопчённая, потому что в блиндаже были только сигареты, я прикуривала их и давала раненым вместо лекарства. Ещё сгребала лыжной палкой снег, сжимала его в кулаке, выжимала капли на губы раненым вместо воды. Когда снова наши пошли в наступление, в блиндаж вошёл старший лейтенант Иван Рохлин, который потом станет моим мужем.

Узнав, где я, он вдруг понял, как дорога ему, и дал себе слово, что, если я останусь жива, сделает предложение. У нас никогда не было свиданий, поцелуев, объяснений в любви. Потом он мне всю жизнь признавался в любви, до последнего, даже будучи тяжело больным. Замуж вышла 5 февраля 1945 года. Был приказ по полку считать нас мужем и женой». А сначала, признаётся Мария Михайловна, обращалась к мужу другим именем.

Закончилась война, он вдруг спрашивает: «Почему зовёшь меня Сашей? Я Иван». А я никак не могла перейти на Ивана, никак не называла его несколько дней. Он говорит: «Называй Сашей, нравится мне, как ты ко мне обращаешься». Так он на всю жизнь и остался Сашей. Для меня, для моих детей, для моих внуков.

А друзья называли его Саша-Ваня. Писали в адресе на поздравительных открытках: «Рохлину Ивану Васильевичу. Подпольная кличка — Саша». На передовой никто друг друга не называл по фамилии, тем более по имени-отчеству: «товарищ командир», «товарищ рядовой», «товарищ солдат», «товарищ санинструктор». И когда сейчас в фильмах называют друг друга по имени, по отчеству, да ещё и с расстёгнутыми воротниками, я не смотрю фильм. Это совершенная неправда».

Вот там, в блиндаже, мой муж будущий начал целовать мне руки, признался в любви и предложил выйти за него замуж, написал рапорт на имя командира полка, и 5 февраля 1945 года по полку был приказ считать нас мужем и женой. Я была переведена санинструктором в полковую артиллерию. Мария с мужем Иваном Рохлиным. При форсировании реки Нида мне пришлось вытаскивать из горящего танка тяжелораненого танкиста. Он страшно кричал, и никто не решался лезть за ним в танк. Я вытащила его, он был обгоревшим.

Укутав его в свою шинель, отправила в медсанбат. Шли мы на Берлин, но повернули на Прагу.

Он был очевидцем этого страшного сражения в свои, на тот момент, 8 лет. Сейчас ему 88. И Бориса Михайловича Гаврилова зал встречал стоя.

Заметил движение танков противника, спокойно по радио подал команду: «Всем: Колесников вас с тыла обходят танки, Перепичай разверни роту Доценко влево, Дружинин во фланг и тыл открой огонь с места по танкам противника». Команда была принята, это видно было, как наши подразделения стали маневрировать и спокойно действовать.

Немецкие танки стали останавливаться, а из некоторых начинал клубиться черный дым, горели их танки. Бурдов Денис Максимович О боевых действиях 235-й отдельной танковой огнеметной бригады в районе х. Верхне-Кумский Как заявил один командир танка противника, взятый в плен, что немецких танков в селе было всего 12 шт. Гусев Виктор Васильевич Воспоминания помощника начальника штаба по разведке 17 мехбригады На мое счастье в это время вновь появилась луна, полоса была похожа на железнодорожную насыпь. В это же время были замечены перемещающиеся по пояс фигуры в касках.

Вспоминали жуткие кадры, как навстречу бойцам шло население города. Они покидали свои дома, спасаясь от фашистов: дети, женщины, старики. Много было и раненых. А сами бои описывали содрогаясь. На каждом пяточке - смертельное противостояние.

Раненые ушли, уползли кое-как. Отстреливаешься, смотришь, когда где кучка их маленько соберется, здесь и переживание большое, думаешь: «на кого надеяться нам, сдаваться не будем всё равно». Дмитрий Рыжков, участник Сталинградской битвы: «И в первый раз я услыхал выстрелы «Катюш». И нам с горы было хорошо видно, там, где были немцы, всё покрылось таким розовыми пятнами впереди. Немцы от этих выстрелов отступили. Это первый бой пришлось видеть под Сталинградом». Хотя наград за освобождение города на Волге так и не получили. После войны всю жизнь трудились на железной дороге в поселке Карымское. Борис Арсентьевич вспоминал о сильном морозе и глубоком снеге, что сопутствовали боям. Противостояли армии Паулюса, сформированные в том числе в Забайкалье 304-я, 116-я, 321-я, 399-я дивизии.

Борис Леонов, участник Сталинградской битвы: «Бомбежка большая, мы приехали, замкнули окружение, он начал нас тут угощать хорошо. Ну и дальше больше. Наша авиация тут стала действовать, танки наши пошли, артиллерия сильно там у нас играла. Сильная война была». В год 65-летия со дня освобождения Сталинграда они ещё полны сил. Проводят уроки мужества, встречаются со школьниками.

Память об участниках Сталинградской битвы

Воспоминания Ветерана: Я никого не простил Портреты и воспоминания тех, кто пережил крупнейшее сражение ВОВ, — в материале ТАСС.
Сталинградская битва в воспоминаниях участников Фото: © РИА Новости/Аркадий Шайхет. О деталях этого легендарного сражения и воспоминания участников Сталинградской битвы – в материале РЕН ТВ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий