Макроэкономическая стабильность

Макроэкономическая стабильность в России – это никем не оспариваемый в мире факт, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Экономическая стабильность, ситуация, при которой в экономике рассматриваемой страны или региона не происходит значительных колебаний макроэкономических переменных.

В Кремле рассказали о создании новой системы экономических связей

Продуманная бюджетная политика в области расходов в совокупности с мерами денежно-кредитного регулирования, включая применение гибкого механизма формирования валютного курса рубля, должна обусловливать низкую инфляцию, что, в свою очередь, должно способствовать переходу России на новый уровень развития, характеризующийся большей устойчивостью к резкому воздействию внешних негативных факторов. В период острой фазы мирового экономического кризиса в целях повышения возможности для оперативного бюджетного маневра было на время прекращено действие так называемого бюджетного правила, исключающего возможность использования доходов, получаемых в результате высокого уровня цен на нефть и газ, для осуществления текущих расходов. Необходимо возвратить действие этого правила, предусмотрев законодательное закрепление порядка использования нефтегазовых доходов, позволяющего в максимально возможной степени стимулировать экономический рост и страховать от резких колебаний на мировом рынке. При планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться на базовой, средней цене на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения 10 лет. Предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта.

В случае если фактическая цена на нефть оказывается выше базовой, дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. Если же цена снижается, то для покрытия дефицита федерального бюджета следует направлять средства Резервного фонда. После достижения нормативно установленного объема Резервного фонда дополнительные нефтегазовые доходы должны направляться в Фонд национального благосостояния. При этом часть этих доходов может использоваться для финансирования инфраструктурных и других приоритетных для Российской Федерации проектов.

Безусловно, до принятия решений о таком использовании средств Фонда национального благосостояния должно быть принято долгосрочное решение по развитию пенсионной системы и необходимому резервированию средств Фонда национального благосостояния для поддержки ее устойчивости. Эти положения следует закрепить в бюджетном законодательстве в 2012 году, с тем чтобы соответствующие нормы были применены при формировании федерального бюджета начиная с 2013 года. Необходимо сформировать эффективную систему управления рисками, позволяющую обеспечивать прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций и быстрое реагирование на них.

Азия остается единственным регионом, демонстрирующим положительную динамику роста.

Падение цен и физических объемов экспорта нефти и газа изменило структуру экспорта и импорта, повысив значение сельского хозяйства. Экономика России в 2020 году, переживая потрясения, все же показала относительно устойчивую динамику, свидетельствующую скорее не о реализации шока от распространения коронавирусной инфекции, а о влиянии карантинных ограничений. Курс национальной валюты же с начала года обновил трехлетний минимум и превысил уровень в 70 рублей за доллар. Во многом этого удалось достичь за счет денежно-кредитной политики Центрального банка России, которую впервые за все кризисные периоды смягчали.

Однако в феврале 2021 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина допустила повышен ие ключевой ставки в текущем году при условии полноценного восстановления экономики без возможности для дальнейшего смягчения. Экономист Павел Медведев отметил, что глава Центробанка РФ проявляет железную адекватность и пристально наблюдает за состоянием экономики перед принятием какого-либо решения.

Транспарентность деятельности Банка России дает возможность участникам рынка учитывать заявленные мегарегулятором планы развития при выработке своих бизнес-стратегий.

Согласованность и преемственность целей, подходов, задач, мер по развитию финансового рынка на разных уровнях по тематическим и секторальным направлениям. При разработке и реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации Банк России учитывает положения документов стратегического планирования Правительства Российской Федерации с поправкой на возможные изменения внутренней и внешней среды, происходящие с момента их утверждения. В частности, при подготовке Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации учитываются положения Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, подготовленной совместно Правительством Российской Федерации и Банком России3.

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации являются среднесрочным документом верхнего уровня, который задает цели и приоритетные направления развития и, таким образом, расставляет ключевые акценты для секторальных и тематических среднесрочных документов Банка России в области развития финансового рынка, где соответствующие направления раскрыты более подробно. Обеспечивается также преемственность с аналогичными документами предыдущих лет, что важно для последовательности проводимой политики. Банк России и Правительство Российской Федерации находятся в постоянном тесном взаимодействии по стратегическим и актуальным вопросам развития финансового рынка, что обеспечивает взаимную согласованность как планируемых, так и реализуемых мер.

Хотя с цифровизацией экономических, в том числе финансовых, отношений все больше задач развития финансового рынка приобретают экстерриториальный характер, на среднесрочном горизонте требуют внимания региональные аспекты развития финансового рынка с учетом разнообразия территориальных и географических особенностей России. Для этого необходимо тесное взаимодействие - прежде всего в области финансовой грамотности, финансовой доступности, конкуренции и в целом по задачам развития финансового рынка на региональном уровне - с региональными органами власти, представителями реального и финансового секторов, экспертного сообщества в регионах, в том числе при активном участии территориальных учреждений Банка России. Отдельного внимания требует обеспечение функционирования финансового сектора в регионах, принятых в состав Российской Федерации в 2022 году.

Выработка регуляторных решений с учетом общих издержек участников рынка, применение пропорционального и риск-ориентированного подходов. При разработке и внедрении регуляторных и надзорных требований Банк России учитывает не только непосредственные цели и ожидаемые эффекты их введения, но и издержки участников рынка на их выполнение. При этом расширяется использование данных и аналитического инструментария при принятии регулятивных и надзорных решений.

Для снижения издержек участников рынка Банк России в том числе активно расширяет применение современных цифровых технологий во взаимодействии с поднадзорными финансовыми организациями технологии SupTech4 и RegTech5. Банк России применяет релизный подход, предполагающий введение в действие новых мер, как правило, не ранее чем через 6 месяцев после публикации соответствующих нормативных документов при отсутствии специальных обстоятельств6, требующих незамедлительной реакции. Такой подход позволяет финансовым организациям заблаговременно подготовиться к изменениям и встроить регуляторные новации в свои бизнес-процессы.

Банк России формирует регуляторные требования пропорционально масштабу и сложности деятельности участников рынка. При этом приоритет отдается выявлению и предупреждению реализации рисков в деятельности финансовых организаций на ранних этапах, что позволяет не допустить накопления проблем, которые могут привести к значимым потерям как потребителей, так и поставщиков финансовых услуг. В условиях существенного изменения ситуации значительное внимание уделялось регуляторным послаблениям, на первом этапе - для адаптации участников рынка к усиливавшейся в 2022 году волатильности финансового рынка и повышенной неопределенности в процессе принятия бизнес-решений, а затем - к своевременному выходу из них.

По мере адаптации к новым реалиям на первый план выходят регулятивные изменения, направленные на учет в регулировании опыта прохождения финансовым рынком 2022 года и создание условий для устойчивого развития финансового сектора7. Обеспечение устойчивости и независимости финансовой инфраструктуры российской экономики с учетом геополитических рисков. Обеспечение независимости российской экономики с точки зрения функционирования финансового рынка касается прежде всего развития необходимой независимой, но не изолированной от внешнего мира инфраструктуры, в том числе в сфере платежей и расчетов, а также критически важных технологий.

При решении стратегических задач развития финансового рынка Банк России и Правительство Российской Федерации также минимизируют риски, связанные с геополитическими факторами, что необходимо для обеспечения экономической безопасности страны. Развитие международных отношений и интеграционных процессов. Российский финансовый рынок продолжает оставаться частью мирового финансового рынка.

Сохраняют актуальность масштабные задачи по переориентации международных экономических связей, их усилению с дружественными странами. Решая стратегические задачи развития финансового рынка, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации проводит активную работу с зарубежными регуляторами и участниками рынка, направленную на преодоление существующих ограничений и создание условий для развития системы международных расчетов, инфраструктуры, инструментов, правовых условий, полноценно отвечающей вызовам и потребностям нового времени. При планировании и практической реализации мер по развитию финансового рынка Банк России также учитывает интеграционные процессы в том числе в рамках Евразийского экономического союза ЕАЭС , Союзного государства России и Беларуси , Содружества Независимых Государств и выполняет международные обязательства, принятые Российской Федерацией.

При этом Банк России считает необходимыми учет и имплементацию лучших международных стандартов в регулировании8, что в том числе способствует выстраиванию взаимоотношений с дружественными странами, для которых такие практики являются понятными и зарекомендовавшими себя подходами. Банк России применяет международные стандарты, адаптируя их с учетом российского опыта и специфики. Механизмы политики по развитию финансового рынка Для развития российского финансового рынка и обеспечения его устойчивости, в том числе его участия в структурной трансформации российской экономики, внедрения инноваций, расширения набора инструментов, продуктов и сервисов, повышения их доступности, защиты прав потребителей и инвесторов, формирования среды доверия, используется широкий набор механизмов, которые применяются в зависимости от специфики решаемых задач.

Выделяются следующие основные механизмы воздействия на финансовый рынок, создания условий и стимулов для его развития: - нормативно-правовое регулирование и надзор; - мягкое регулирование - кодексы, стандарты СРО, рекомендательные письма; - создание и развитие элементов цифровой инфраструктуры финансового рынка, обеспечение равного доступа к ней; - создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования гарантирования накоплений граждан как в банковском секторе, так и на рынке страхования и в негосударственных пенсионных фондах НПФ ; - налоговое стимулирование и субсидирование; - повышение финансовой грамотности и просветительская деятельность; - подготовка кадров для финансовой отрасли; - информационная политика и взаимодействие с участниками рынка; - регулирование потоков капитала. Банк России и Правительство Российской Федерации, как правило, используют комбинацию механизмов, что позволяет повысить эффективность принимаемых мер. Указанные механизмы в целом остаются неизменными, могут уточняться их специфика и подходы к их применению.

Механизмы развития финансового рынка применяются на основе комплексного анализа ожидаемых результатов, учитывающего как выгоды, так и возможные издержки, а также опыт других стран. Банк России взаимодействует с дружественными странами для выработки и применения общих взаимовыгодных механизмов для сотрудничества в сфере финансового рынка и экономических отношений в целом. Банк России вносит вклад в развитие финансового рынка, способствуя формированию предсказуемых макроэкономических условий через обеспечение ценовой и финансовой стабильности.

Денежно-кредитная политика, проводимая в рамках режима таргетирования инфляции, и макропруденциальная политика, нацеленная на поддержание финансовой стабильности, влияют на развитие финансового рынка. В то же время инструменты денежно-кредитной и макропруденциальной политики не предназначены и не используются за пределами этих политик специально для стимулирования развития финансового рынка. Такое использование имело бы значимые негативные эффекты для достижения целей в области ценовой и финансовой стабильности и, как следствие, для устойчивого развития финансового рынка и экономики в целом.

В острую фазу введения масштабных антироссийских санкций в 2022 году ограничения на движение капитала временно использовались как один из механизмов поддержания финансовой стабильности. По мере нормализации ситуации на финансовом рынке и снижения рисков для финансовой стабильности ограничения такого характера в значительной степени были сняты. Сохраняющиеся ограничения на движение капитала имеют в первую очередь контрсанкционный эффект и компенсируют воздействие введенных внешних санкций, направленных на стимулирование вывода капитала зарубежных инвесторов из России и запрет на потенциальный приток капитала в будущем.

Указанные временные механизмы позволили реагировать на изменяющиеся внешние обстоятельства и ограничили негативный эффект санкционных мер. Банк России на постоянной основе проводит предметный анализ действующих специальных экономических мер, направленных на ограничение проведения валютных операций. При необходимости Правительство Российской Федерации и Банк России предпринимают шаги по изменению требований валютного контроля.

Вместе с тем ограничения на движение капитала создают издержки для бизнеса, развития внешнеэкономической деятельности, инвестиционного климата и с учетом этого должны иметь точечный, ограниченный во времени характер. В дальнейшем необходимо двигаться в направлении их отмены по мере адаптации экономики к новым условиям. Банк России и Правительство Российской Федерации во взаимодействии с органами законодательной власти ведут тесную работу по формированию правовой среды для развития финансового рынка, в том числе по созданию правовых основ для новых форм и видов деятельности, форматов взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг, каналов обслуживания в условиях внедрения передовых технологий.

Особое значение имеют инвентаризация и упорядочение накопившихся норм регулирования с устранением избыточных, устаревших и дублирующих друг друга правил. Налоговые стимулы и субсидии являются одним из важных инструментов Правительства Российской Федерации для поддержки и ускорения развития тех или иных видов деятельности, инструментов, механизмов на финансовом рынке, особенно на начальных этапах их становления, когда развитие на рыночных условиях может быть затруднено. Такую роль также выполняют специальные институты развития, работающие именно в тех нишах, где рыночные механизмы не справляются.

При этом важен системный подход, мониторинг эффективности использования и периодическая актуализация таких стимулов для обеспечения фокуса на наиболее востребованных с точки зрения российской экономики механизмах и инструментах долгосрочного финансирования с учетом ограниченности ресурсов. Значимость этих механизмов особенно возрастает в контексте усиления роли финансового рынка в финансировании трансформационных проектов, необходимых для структурных изменений в российской экономике. В части создания цифровой инфраструктуры финансового рынка Банк России и Правительство Российской Федерации реализуют прежде всего те проекты, которые не могут быть исполнены рынком самостоятельно, но при этом являются основой для дальнейшего развития технологических и инфраструктурных решений со стороны участников рынка, а также для повышения конкуренции и развития инноваций на финансовом рынке.

Банк России в целях обеспечения независимости финансовой инфраструктуры России, системной устойчивости и конкурентоспособности национального финансового рынка сохраняет участие в ряде инфраструктурных организаций финансового рынка, в том числе в капитале ПАО Московская Биржа, акционерных обществах "Национальная система платежных карт" НСПК и "Российская национальная перестраховочная компания" РНПК , а также в Российском объединении инкассации РОСИНКАС. Банк России использует, в первую очередь, превентивный подход, направленный на выявление и устранение рисков на ранних стадиях. Для обеспечения финансовой стабильности при необходимости Банк России применяет инструменты финансового оздоровления финансовых организаций.

Все большую актуальность на финансовом рынке приобретает вопрос уровня квалификации кадров и их доступности. Вызовы, которые могут возникнуть в этой области, особенно в сфере высокотехнологичных отраслей, ИТ и информационной безопасности, необходимо учитывать в том числе при рассмотрении вопросов стратегического развития и функционирования финансового рынка в новых реалиях. Большое значение для динамичного развития финансового рынка, включая процессы цифровизации и устойчивого развития, имеет доступ финансовых посредников, а также иных участников финансового рынка к рынку труда, предлагающему специалистов требуемой квалификации.

Дефицит такого предложения не только тормозит развитие, но и порождает отток кадров в сторону крупных компаний, предлагающих конкурентоспособные условия оплаты труда, что ограничивает кадровое обеспечение финансовых организаций, лишая их ключевого персонала. Одновременно с этим скорость разработки и актуализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует объемам потребностей рынка труда, что приводит к увеличению затрат на обучение и развитие специалистов. Банк России уделяет большое внимание повышению уровня квалификации кадров финансового рынка путем разработки и реализации механизмов взаимодействия между участниками финансового рынка, государством и системой образования, запускает и реализует учебно-просветительские программы для специалистов финансового рынка, представителей органов законодательной и исполнительной власти, а также иных лиц, заинтересованных в повышении квалификации по вопросам, относящимся к компетенции Банка России.

Информационная политика и взаимодействие с участниками рынка играют важнейшую роль в создании четкого понимания ими целей, планов и шагов Банка России и Правительства Российской Федерации, а также оценки тенденций и результатов развития финансового рынка. Это создает ориентиры для финансовых организаций при выстраивании их деятельности. Регулярная коммуникация как с потребителями, так и с поставщиками финансовых продуктов и услуг повышает прозрачность проводимой политики, что способствует росту доверия к ней и усиливает действенность принимаемых мер.

Важным элементом коммуникации также является взаимный информационный обмен с участниками рынка, что позволяет Банку России и Правительству Российской Федерации получить обратную связь, выявить потребности, а также дополнительно оценить процессы, происходящие на финансовом рынке, чтобы учитывать их при выработке мер по его развитию. Роль информационной политики существенно возрастает в период значительных колебаний в экономике и роста неопределенности. Постоянная коммуникация с участниками рынка, обществом, разъяснение сути происходящих экономических изменений и принимаемых мер Банка России и Правительства Российской Федерации способствуют снижению неопределенности, вносят вклад в стабилизацию ситуации, влияя на поведение и ожидания граждан, бизнеса и профессиональных участников рынка.

Банк России применяет широкий набор каналов коммуникации, сопровождая все предпринимаемые шаги оперативными разъяснениями и комментариями, поддерживая при этом оперативную связь и взаимодействие с участниками рынка. Раздел 2. Текущее состояние, возможности и вызовы для развития российского финансового рынка Российская экономика и финансовый рынок в 2022 году столкнулись с широким спектром вызовов, обусловленных беспрецедентным санкционным давлением.

Был ограничен доступ к рынкам товаров, услуг, капитала, транспортной, логистической, платежно-расчетной инфраструктуре недружественных государств, которые являлись основными торговыми партнерами нашей страны. В этих условиях на начальном этапе внутренний финансовый рынок испытал стресс и высокую волатильность, но ситуация была быстро стабилизирована, а затем нормализована благодаря оперативной реакции и принятым мерам Банка России и Правительства Российской Федерации, а также их постоянному взаимодействию с участниками рынка. Ключевую роль во многом сыграли выбранные подходы на сохранение рыночных принципов и открытость российской экономики, что обеспечило гибкость и адаптивность системы в меняющихся условиях.

Финансовый сектор сохранил устойчивость и продолжил выполнять свои ключевые функции, в том числе выступая проводником мер государственной поддержки экономики. Важную роль сыграли и принятые в предыдущие годы меры по повышению устойчивости финансовых организаций, накопление буферов капитала у финансовых организаций, вывод с рынка неустойчивых и недобросовестных финансовых посредников, а также создание независимой платежной и расчетной инфраструктуры. В 2023 году происходит не только восстановление финансового рынка, но и развитие его основных сегментов.

И основной фокус мер Банка России и Правительства Российской Федерации уже начиная с осени 2022 года сместился в сторону проектирования необходимых для этого экономических, правовых, регуляторных условий и дальнейшего развития финансовой инфраструктуры. Эффект от реализации этих мер будет проявляться в будущем. Финансовый рынок продемонстрировал позитивную динамику.

Они выросли по отношению к ВВП по сравнению с 2021 годом, что говорит о восстановлении и росте финансового рынка в масштабах экономики. Объемы банковского сектора увеличивались в продолжение динамики, которая наблюдалась и в прошлом году. Банковское кредитование в 2023 году заметно расширилось.

Положительная динамика наблюдалась в сегменте как корпоративного, так и розничного кредитования. Росту кредитования способствовали меры Банка России, направленные на поддержание устойчивости банков в 2022 году. На фоне восстановления потребительского и инвестиционного спроса граждан розничное кредитование демонстрирует признаки перегрева.

Прибыль банков за 9 месяцев 2023 года достигла 2,7 трлн рублей, что обеспечивает пополнение капитала и поддерживает потенциал кредитования. В этих условиях Банк России последовательно с конца 2022 года отменяет введенные для смягчения эффектов санкций регуляторные послабления. При этом Банк России ввел стимулирующее банковское регулирование на основе разработанной Правительством Российской Федерации Таксономии проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики10.

Это позволит банкам снизить нагрузку на капитал и активнее участвовать в финансировании таких проектов. Рынок капитала восстанавливается. Продолжается рост облигационного рынка и наблюдается оживление на рынке акций.

К октябрю 2023 года суммарный объем облигаций в обращении вырос до 42,7 трлн рублей, увеличившись на треть по сравнению с началом 2022 года. Облигации продолжают играть значимую роль в заимствованиях компаний, составляя почти четверть от общего объема. При этом прирост рынка корпоративных и государственных облигаций происходит примерно в равных пропорциях, что говорит об отсутствии тенденции вытеснения частного долга государственным.

Рынок акций восстанавливался после существенного падения в 2022 году. При этом в 2022 году происходили единичные размещения даже в условиях повышенной неопределенности. В 2023 году наблюдается возобновление интереса к IPO как со стороны эмитентов, так и со стороны инвесторов.

Роль участников в структуре торгов на рынке акций существенно изменилась. Это отражается на емкости рынка, его ликвидности и волатильности. В этих условиях крупные компании были ограничены в размещениях своих акций на внутреннем рынке.

При этом продолжается приток частных инвесторов на рынок капитала. За 9 месяцев 2023 года число клиентов брокеров и доверительных управляющих увеличилось еще на 6,3 млн, их общее число составляет уже порядка 36,3 миллиона. Объем средств физических лиц на счетах в доверительном управлении и на брокерском обслуживании к октябрю 2023 года превысил значения конца 2021 года, составив 10,9 трлн рублей.

При этом частные инвесторы предпочитают брокерское обслуживание, что отражает динамика как количества счетов, так и объемов средств на них. В условиях повышения роли розничных инвесторов на финансовом рынке продолжается работа по формированию продуктов долгосрочных сбережений и инвестиций в разных сегментах финансового рынка, созданию стимулов для повышения их привлекательности. Этому в том числе будут способствовать созданная система гарантирования негосударственного пенсионного обеспечения, повышение гарантийного обеспечения в системе негосударственного пенсионного обеспечения НПО в два раза, до 2,8 млн рублей, запуск программы долгосрочных сбережений, которая начнет функционировать с 2024 года, совершенствование регулирования индивидуальных инвестиционных счетов, введение нового страхового продукта - долевого страхования жизни, а также уточнение порядка налогообложения купонных доходов по облигациям.

В целях защиты неквалифицированных инвесторов от неоправданных рисков были ограничены их вложения в иностранные активы недружественных стран. Возобновился рост портфелей институциональных инвесторов. НПФ и страховщики придерживаются консервативной стратегии инвестиций, в основном вкладываясь в долговые инструменты.

Для того чтобы повысить привлекательность вложений небанковских финансовых организаций в ценные бумаги компаний, которые способствуют трансформации и структурной адаптации российской экономики, Банк России реализовал меры стимулирующего регулирования для страховых организаций, ПИФ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, в разработке - для НПФ. При этом, учитывая, что для формирования доверительной среды на рынке принципиальное значение имеет качественная, заслуживающая доверия информация об участниках, эмитентах, инструментах, было принято решение о возвращении к раскрытию эмитентами финансовой отчетности и иной важной для инвесторов информации. В части раскрытия информации исключения сохранены только для чувствительной информации в отношении бенефициаров, собственников, членов органов управления, контрагентов с целью ограничения санкционных рисков.

Для сохранения доверия инвесторов важное значение имеет дальнейшая работа по заблокированным активам. Наряду с ранее принятыми мерами, которые позволили обслуживать обязательства в рублях, осуществить перевод обязательств российских эмитентов в российскую юрисдикцию, установлен порядок выпуска замещающих облигаций и предусмотрена возможность перевода заблокированных активов в специально создаваемые закрытые ПИФ, позволяющие вести обособленный учет таких активов и управлять ими. В целом российский финансовый рынок обладает потенциалом роста в масштабах экономики, в первую очередь за счет рынка капитала, о чем в том числе свидетельствует международный опыт.

По мере развития торговых и финансовых отношений с дружественными странами ускоренными темпами растет роль рубля и национальных валют дружественных стран в международных расчетах. В том числе как отражение этого процесса значительно возросла их доля в обороте на валютном рынке - более половины объема. При этом сохраняется тенденция к девалютизации счетов граждан и бизнеса.

Продолжалось развитие международного взаимодействия с дружественными странами, выстраивание системы платежей и расчетов, сети корреспондентских отношений.

Глава 11 Рынки факторов производства Занятие 10 Спрос и предложение на факторном рынке Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…. Творческая лаборатория Господа, попробуйте свои перья! Занятие 11 Равновесие на рынке факторов производства при различных структурах товарного и факторного рынков Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Занятие 12 Экономическая рента на рынке факторов производства Глава 12 Общее экономическое равновесие и эффективность Занятие 13 Конкурентное равновесие и Парето-эффективность Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: господа, попробуйте свои перья! Занятие 14 Внешние эффекты и затраты Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья! Занятие 15 Общественные блага Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья! Литература, рекомендуемая для написания рефератов Ответы на задачи Глава 13 Введение в макроэкономическую теорию Занятие 1 Предмет и методология макроэкономических исследований Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Занятие 2 Система взаимосвязей между экономическими субъектами в национальной экономике Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья! Глава 14 Реальный и денежный секторы экономики Занятие 3 Макроэкономические результаты функционирования и пропорции реального сектора экономики Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья! Занятие 4 Денежный сектор национальной экономики и его основные пропорции. Номинальные и реальные показатели Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Глава 15 Микроэкономические основы макроэкономики. Поведенческие функции Занятие 5 Потребительские решения домохозяйств Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья! Занятие 6 Инвестиционные решения фирм Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья! Занятие 7 Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения экономических субъектов Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Глава 16 Макроэкономические взаимоотношения экономических субъектов в системе национальных рынков Занятие 8 Рынок товаров и услуг Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: господа, попробуйте свои перья! Занятие 9 Рынок финансовых активов Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья! Занятие 10 Совместное равновесие на рынке благ и финансовых активов кривая IS-LМ Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем… Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

17.5. Макроэкономическая политика

По словам Пескова, сомнений в макроэкономической стабильности России нет. Макроэкономическая нестабильность — это состояние экономики, когда происходят значительные изменения в ее показателях в результате внешних или внутренних факторов. Представляем вашему вниманию перевод рабочего доклада экономического департамента ОЭСР «Влияет ли структурная политика на макроэкономическую стабильность». Макроэкономическая стабильность как основная цель обеспечения экономической безопасности страны.

Экономическая стабильность - Economic stability

Но — с другой — наша экономика лишена стимулов роста. Можно говорить, что, сосредоточившись на защите от внешних угроз, Россия заметно теряет конкурентоспособность», — отмечает он. В Минфине на текущий экономический пейзаж смотрят более оптимистично и ожидают постепенного выхода экономики на трехпроцентный рост. Чиновник напомнил и о приобретенной страной «макроэкономической стабильности». Был накоплен минимально безопасный уровень резервных активов, который позволяет в автоматическом режиме на такие стрессы реагировать», — указал Колычев, напомнив о средствах Фонда национального благосостояния ФНБ. Колычев указывает, что средств ФНБ хватит на то, чтобы компенсировать возможное падение цен на нефть до 25—30 долл. Тем самым замминистра как бы невольно обозначил, что «распечатывать кубышку» власти готовы не просто после «точки отсечения», но и в случае колоссального падения цен на нефть, которого в обозримом будущем вроде как не ожидается.

Напомним, прогноз Минэкономразвития исходит из ожиданий 53—57 долл. Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Но — с другой — наша экономика лишена стимулов роста. Можно говорить, что, сосредоточившись на защите от внешних угроз, Россия заметно теряет конкурентоспособность», — отмечает он. В Минфине на текущий экономический пейзаж смотрят более оптимистично и ожидают постепенного выхода экономики на трехпроцентный рост. Чиновник напомнил и о приобретенной страной «макроэкономической стабильности». Был накоплен минимально безопасный уровень резервных активов, который позволяет в автоматическом режиме на такие стрессы реагировать», — указал Колычев, напомнив о средствах Фонда национального благосостояния ФНБ.

Колычев указывает, что средств ФНБ хватит на то, чтобы компенсировать возможное падение цен на нефть до 25—30 долл. Тем самым замминистра как бы невольно обозначил, что «распечатывать кубышку» власти готовы не просто после «точки отсечения», но и в случае колоссального падения цен на нефть, которого в обозримом будущем вроде как не ожидается. Напомним, прогноз Минэкономразвития исходит из ожиданий 53—57 долл. Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

На 1 января 2008 г. Планируемые значения: на 1 января 2013 года запланирован в размере 6 трлн. В 2010 году Россия вернулась на рынок внешних заимствований после 12-ти летнего перерыва, разместив еврооблигации на 5,5 млрд.

Минфин в августе предложил программу управления заимствованиями. В соответствии с ней, Россию ждет утроение госдолга: с нынешних 4,6 трлн. Это нужно для спасения бюджета, который ждет хронический дефицит. Таким образом, делаем вывод, что тенденция наблюдается к увеличению государственного долга как внутреннего и внешнего. Причины такого роста — демографические проблемы из-за уменьшения численности трудоспособного населения и увеличения числа пенсионеров. Следует указать на важную особенность. Абхазия и Южная Осетия получат финансовую помощь в размере 5,2 млрд.

Приведем данные по Европейским странам. Увеличение государственного долга в течение последних десятилетий являлось способом повышения жизненного уровня населения. Дело в том, что государства, увеличивая свой долг, одновременно увеличивали социальные расходы, реализовывали новые социальные программы. Для Европейского союза они имеют огромное значение. В случае, если размер долга будет уменьшаться или приостановится его рост, это будет означать снижение уровня жизни европейцев. Для сравнения, например государственный долг Германии — один из самых низких в ЕС. Самый крупный среди стран-членов ЕС госдолг у Италии — 1,9 трлн.

Вывод по государственному долгу можно сделать следующий. С одной стороны, Президент РФ прав, что у нас государственный долг низкий и относительно ниже многих стран Евросоюза. Однако по причине наличия огромного комплекса нерешенных проблем налицо тенденции к его увеличению. Этот же факт находит отражение в реализуемых стратегиях по его увеличению на уровне министерства Финансов. Это повысит уязвимость российской экономики. Рассмотрим макроэкономические показатели, которые, на наш взгляд, позволят сделать вывод о состоянии российской экономики. Существует основной источник получения такой информации — Росстат.

Но, как уже не раз указывалось в наших статьях, этот источник не всегда позволяет сделать вывод об объективной ситуации в российской экономике. В данной статье мы будет опираться на исследовании В. Симчеры, бывшего директора НИИ статистики, результаты которых он свел в таблицу «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001-2010 гг. Приводим эти данные как альтернативные. Таким образом, оценивать «силу» и «цельность» российской экономики будем по следующим показателям: приводим результаты исследования с некоторыми сокращениями «Национальное богатство России.

По мнению автора, представленные концепции дают возможность объяснить, почему в практике государственного управления не достижим идеальный вариант, обеспечивающий максимально возможный уровень развития и макроэкономической стабильности. Рассмотрены практики политического влияния в борьбе за изыскания политической ренты между элитами и государством: эндогенное определение экономической политики, лоббирование, логроллинг, экономика бюрократии. Делается вывод о том, каким бы неэффективным ни было государство, его существование предпочтительней, чем отсутствие. Государство обеспечивает безопасность, защищая от внешних агрессоров, и противостоит анархии, поддерживая определенный порядок внутри.

Макроэкономическая политика стабилизации - сущность, основные черты и политика

Макроэкономическая стабильность – это что простыми словами? 14.3. Номинальные и реальные показатели. Макроэкономическая система цен Большинство макроэкономических показателей имеют номинальное и реальное значения. Основным составляющим категории «макроэкономическая стабильность» является термин «стабильность» от лат. В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический. рассмотреть основные макроэкономические показатели; · понять суть кругооборотов благ и доходов; · выяснить, чем характеризуется закрытая и открытая экономика.

Характеристики экономической устойчивости, как это достигается, примеры

Возросшая координация кредиторов МВФ, страны Парижского клуба, Китай, Индия, частные кредиторы и вовлечение заемщиков в процесс реструктуризации госдолга выступают дополнительными стабилизирующими факторами. Кроме МВФ, активную роль в предоставлении экстренного финансирования развивающимся рынкам начинает играть ряд государств, помимо перечисленных выше. Так, Китай, который традиционно финансировал развитие инфраструктуры в рамках своей инициативы «Один пояс — один путь», начал предоставлять экстренное финансирование на поддержку экономик. Индия и страны Персидского залива также обретают большую важность с точки зрения предоставления поддержки развивающимся странам, следовательно, у последних появляются дополнительные источники финансирования, позволяющие снижать макроэкономические риски. Мерами дальнейшего укрепления устойчивости развивающихся экономик к шокам могут стать бюджетная консолидация, экономия повышенных бюджетных доходов, полученных на фоне высокой инфляции, дальнейшее развитие рынков капитала в национальных валютах, а также меры, направленные на рост государственных доходов. Развивающиеся страны столкнулись с новыми вызовами Целый ряд негативных внешних макроэкономических факторов за последние несколько лет ударили по развивающимся рынкам. Для преодоления пандемии COVID-19 развивающиеся страны в 2020 году значительно увеличили государственные расходы.

Доходы при этом падали, в результате чего основным источником покрытия необходимых потребностей в финансировании был госдолг. Введенные пандемийные ограничения нарушили логистические цепочки по всему миру. Наряду с циклом инвестиций в сырье данные факторы привели к значительному росту цен. Рост мировых цен, прежде всего на продовольствие и энергию см. Рисунок 1. Цены на продовольствие и энергию Источник: МВФ, АКРА Для стабилизации цен центральные банки развитых стран начали активно повышать процентные ставки, которые достигли или приблизились к уровням до кризиса 2008—2009 годов см.

Завершился пятнадцатилетний период, который в свое время получил название «новая нормальность», то есть ожидания того, что низкие процентные ставки сохранятся надолго. Рисунок 2. Поэтому стоимость заимствований выросла как в иностранных, так и в национальных валютах. Кроме того, в ряде развивающихся стран курс национальных валют значительно снизился см. Усугубила экономическое положение отдельных стран проводимая ими неортодоксальная экономическая политика. Венгрия, к примеру, заморозила цены на товары базовой необходимости, топливо, услуги ЖКХ, ставки по ипотеке.

Это, в свою очередь, привело к образованию дефицита различных товаров, и страна была вынуждена снять или ослабить контроль над ценами на отдельные товары, в том числе на топливо, что спровоцировало дополнительный рост цен в этих товарных категориях. В качестве другого примера можно привести Шри-Ланку, правительство которой до начала пандемии значительно снизило налоги, а также объявило о запрете использования химических удобрений, что усилило зависимость страны от импорта продовольствия. На фоне противопандемийных мер существенно сократились валютные поступления от туризма — одной из основных отраслей экономики. В результате резервы были истощены, и страна не смогла обслуживать свой долг. Подробнее см. Кредитное качество многих развивающихся стран, как следствие, ухудшилось.

В 2020 году количество стран, рейтинг которых был понижен глобальными рейтинговыми агентствами 1, стало максимальным с 2000 года см. В последующие годы понижение рейтингов продолжилось. Рисунок 3. Однако государства занимают и у официальных кредиторов — международных финансовых организаций. Дефолты по такой задолженности — так называемые скрытые дефолты — в настоящем комментарии не рассматривались из-за ограниченной доступности информации по ним. Наглядным примером скрытых дефолтов является реструктуризация или прощение Китаем задолженности по кредитам, выданным им некоторым странам.

В России отмечены самый высокий уровень инфляции за последние пять лет и самые высокие темпы роста ВВП за последнее десятилетие. На модель восстановления мировой экономики продолжали негативно влиять волны пандемии. Экономические итоги прошедшего года подводит Ярослав Лисоволик, программный директор Валдайского клуба. Мнения участников С учётом событий в конце 2021 года баланс рисков и стимулов в 2022 году, по-видимому, будет склоняться в сторону осторожности, а радикальное разрешение геополитической неопределённости маловероятно в ближайшем будущем.

Тем не менее могут возникнуть несколько факторов, которые в состоянии улучшить инвестиционный ландшафт России в следующем году: Продолжающееся восстановление экономики страны; Снижение ключевой ставки и инфляция во втором полугодии 2022 года; Высокие цены на сырьё, поддерживающие экспорт, бюджетные счета и рубль; Восстановление доверия потребителей после потрясений в период пандемии; Стабилизация геополитических рисков в случае перехода России и Запада в «переговорный режим». Ключевые риски в 2022 году включают: Эскалацию напряжённости между Россией и Украиной; Энергетический кризис и нехватку топлива, усугубляющие геополитическую напряжённость; Новые волны пандемии; Трудности у развивающихся стран на фоне увеличения долгового бремени; Устойчивая высокая инфляцию и агрессивное ужесточение политики ФРС США. Одним из факторов, которые могут усилить системные риски для мировой и российской экономики, является нехватка рабочей силы в таких областях, как кибербезопасность, информационные технологии и здравоохранение.

Поспелова Е.

Неравенство доходов и экономическая сложность в зарубежных странах: есть ли взаимосвязь? Ханова Л. Щербаков М. Fisher S.

Campbell R.

Глобальная милитаризация домашней экономики, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сегменты экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции. Ряд авторов считают, что инфляцию вызывает рост издержек производства: давление растущих цен на энергосырьевые и другие ресурсы, рост транспортных тарифов и пр. При таком подходе первоначальный толчок росту цен дают производственные факторы, а деньги рассматриваются лишь в качестве пассивного инструмента.

Тогда повышение цен требует «подтягивания» денежной массы с учетом скорости ее обращения к возросшему уровню цен. В современной рыночной экономике с ее развитой и гибкой кредитно-денежной системой подобное расширение денежной массы происходит автоматически. В переходной экономике такая система еще не создана, поэтому необходимы меры государственной политики, ведущие к гармонизации между ростом цен и объемом денежных средств.

Макроэкономическая стабильность — основные направления ее достижения

Обоснование макроэкономической политики. Обоснование макроэкономической политики. Песков призвал не сомневаться в макроэкономической стабильности из-за падения рубля, отметив, что текущие экономические показатели России «лучше, чем это могло. Экономическая стабильность, ситуация, при которой в экономике рассматриваемой страны или региона не происходит значительных колебаний макроэкономических переменных. В этой связи авторами проведена работа по разработке и применению методики оценки уровня устойчивости банковской системы в макроэкономическом аспекте и динамике.

Микроэкономика и макроэкономика

Это приводит к снижению экономического роста и снижению уровня жизни. МВФ признает, что в динамичной экономике некоторая нестабильность неизбежна. Задача, с которой сталкиваются правительства во всем мире, состоит в том, чтобы свести к минимуму экономическую нестабильность, не препятствуя способности экономики улучшать жизненный уровень за счет более быстрого роста рабочей силы и производительности.. Цели экономической стабильности Стабильная реальная экономика помогает поддерживать стабильные ожидания. Это может служить стимулом для привлечения прямых иностранных инвестиций. Экономическая стабильность призвана обеспечить основу для повышения производительности на стороне предложения: Низкая и стабильная инфляция Поощряйте большие инвестиции.

Это является определяющим фактором повышения производительности и неценовой конкурентоспособности.. Контроль инфляции В основном это способствует конкурентоспособности цен для экспортеров. Это также помогает отечественным компаниям, которые сталкиваются с конкуренцией со стороны импорта Высокий уровень доверия Стабильность создает более высокий уровень доверия потребителей и компаний. Уверенность ведет к расходам в круговом потоке. Стабильный рост Устойчивый устойчивый рост и стабильные цены помогают поддерживать низкие процентные ставки в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Это важно для снижения стоимости обслуживания долга компаний с кредиторской задолженностью. Это связано с достижением глобализации в 21-м веке. То есть, когда основные экономики переживают периоды рецессии, в которых они не очень стабильны, это затрагивает другие экономики во всем мире. Это было видно в 2009 году, когда мировая экономика вошла в рецессию после начала жилищного пузыря в США.. По сути, экономический рост любой страны определяется процентом годового прироста валового внутреннего продукта..

Страны, уже готовые испытать наибольший экономический рост в ближайшем будущем, не обязательно являются самыми стабильными. Тем не менее, они представляют собой самую большую надежду на будущую экономическую стабильность по сравнению со странами, которые не так сильно растут. Рост ВВП по всему миру Если вам интересно узнать, какие страны будут иметь самые стабильные экономики в следующем десятилетии, обратите внимание на Юго-Восточную Азию. Однако необходимо учитывать, что коммерческое соглашение не гарантирует экономическую стабильность..

Благодаря этим мерам Узбекистан за два года поднялся по сравнению с рейтингом в индексе «Doing Business» за 2012 год на 24 позиции. В августе 2013 года были еще более упрощены правила бухгалтерского учета для малых предприятий. Узбекистан приступил к опытно промышленной эксплуатации месторождения сланцевой нефти. В рамках инвестиционного проекта стоимостью в 600 млн. США началось бурение на месторождении сланцевой нефти Сангрунтау в районе северного Навои. Проект предусматривает доведение добычи до уровня 8 млн. Кроме того, этот пилотный проект имеет особое региональное значение в качестве испытания целесообразности добычи сланцевой нефти в Центральной Азии. Принимаются дополнительные меры по диверсификации маршрутов экспорта газа. Было подписано новое соглашение с Газпромом — крупнейшим производителем природного газа в России — о закупке и транспортировке газа, однако это соглашение охватывает более узкий круг вопросов, чем предшествовавшее ему соглашение о стратегическом сотрудничестве, действовавшее в 2003-2012 годах. Создана рабочая группа по выработке нового соглашения о стратегическом сотрудничестве. В то же время Узбекистан объявил о том, что он планирует в ближайшие годы более чем вдвое увеличить экспорт своего газа в Китай. За последние три года количество компаний, занимающихся разработкой и внедрением программного обеспечения, увеличилось на 15 процентов и достигло 264. Продолжалось реформирование условий для предпринимательской деятельности. После проведенного ранее упрощения процедуры регистрации компаний были приняты меры по оптимизации процедур налогообложения и лицензирования, а также банкротства. В то же время компании по-прежнему испытывают серьезные трудности из-за ограничений на валютные операции. Швейная промышленность Предприятия швейной промышленности размещены по территории страны более равномерно, чем предприятия текстильной промышленности. Они имеются практически в каждом регионе и, преимущественно, обеспечивают внутренние потребности региона. Основным фактором размещения предприятий швейной промышленности... В 2013 году в Республике Каракалпакстан были достигнуты весомые результаты в работе по развитию ведущих отраслей экономики, повышению уровня жизни населения. Объем производства валового регионального продукта вырос на 11,5 процента, производства промышленной продукции — на 11,5, товаров народного потребления — на 13, строительных работ — на 20,7, заготовок сельскохозяйственной продукции — на 7,1, услуг торговли и общественного питания — на 27,6, совокупный объем услуг — на 15,5 процента. Кроме этого, нужно отметить влияние свободной индустриально-экономической зоны «Навои» СИЭЗ «Навои» , которая создавалась в конце 2008 — начале 2009 годов вокруг только что модернизированного международного аэропорта г. Во многих изданиях говорилось в то время, что создание СИЭЗ «Навои» это одна из мер антикризисной политики правительства страны. Отправным правовым пунктом послужил Указ Президента Республики Узбекистан «О создании свободной индустриально-экономической зоны области» сроком на 30 лет с возможностью продления, подписанный 2 декабря 2008 года. Главной целью является привлечение иностранных инвестиций и производство продукции способной конкурировать, в перспективе, на мировом рынке. За 2 года функционирования зоны было открыто 13 современных предприятий в различных сферах легкой промышленности, автомобилестроении, энергетике, строительстве и других важных секторах экономики. В денежном эквиваленте за первые 9 месяцев 2011 г. Несомненно, открытие СИЭЗ «Навои» стало одним из важнейших событий в среднеазиатском регионе за последние годы. И как бы скептически не относились к созданию СИЭЗ «Навои» в начале, время показывает, что подобные проекты имею смысл. На сегодняшний день в более чем 135 странах мира функционирует 3,5 тысячи СЭЗ. УП-4436 была создана Специальная индустриальная зона «Ангрен». Создание уже второй зоны в течение трех лет говорит о серьезном отношении правительства страны к свободным экономическим зонам как инструментам повышения экономического потенциала и конкурентоспособности регионов, а следовательно, и всей национальной экономики. Интеграция Узбекистана в мировое сообщество С развалом СССР соотношение сил на международной арене полностью изменилось. Международное положение стало более нестабильным. Во первых, равновесие сил, которое существовало между двумя политическими системами, нарушилось. Двух полярный мир стал однополярным.

Современная экономика может быть отнесена к рыночной благодаря сильному влиянию рынка на экономическую систему. Рынок не в состоянии легально поддерживать производственно-хозяйственную деятельность, производство общественных благ и минимизацию транзакционных издержек, компенсировать внешние издержки и стабилизировать экономику. Задачи, с которыми рынок не может справиться, берет на себя государство в лице правительства. Принимая законы, регулирующие взаимоотношения экономических субъектов, правительство устанавливает правила их взаимодействия, включая запрет на ограничение конкуренции. Регулируя уровень инфляции и безработицы, правительство поддерживает макроэкономическую стабильность, которая обеспечивает устойчивое экономическое развитие. Экономический рост увеличивает корпоративный доход, позволяя повысить собираемость налогов. Часть налоговых поступлений используется для поддержки уязвимых слоев населения, людей, которые не могут содержать себя. Правительство перераспределяет доходы в рамках социальной политики. Ни в одной стране мира рыночный механизм никак не ограничивает загрязнение окружающей среды, поэтому эту функцию выполняет государство. Одной из важных функций правительства является производство общественных благ. Рынку не всегда выгодно их производить, потому что они не оплачиваются непосредственно потребителем. Для удобства пользователей они финансируются правительством. Источником финансирования общественных благ являются налоги. Сущность и основные черты политики макроэкономической стабилизации Макроэкономическая политика государства - это действия государства, направленные на стабилизацию экономики посредством макроэкономических инструментов с целью поддержания экономического роста, ограничения инфляции и достижения полной занятости.

Дробышевский д. Гайдара Москва С. Синельников-Мурылев д. Острая фаза кризиса 2007—2009 гг. Наряду с выбранными «стратегиями выхода» в развитых странах это привело к новым серьезным проблемам, связанным с невозможностью сбалансировать государственные бюджеты, стабилизировать ситуацию в области государственного долга и запустить механизмы стимулирования экономического роста. Неустойчивый рост развитых экономик, вероятно, может стать причиной замедления темпов экономического роста ведущих развивающихся стран: в 2012 г. К мировому экономическому кризису 2007—2009 гг. Россия подошла с хорошими макроэкономическими показателями: среднегодовые темпы прироста реального ВВП в 2000—2008 гг. В то же время на протяжении всего первого десятилетия XXI в. К числу таких проблем относятся: возрастающая зависимость экономики от цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта. Особо отметим, что она усиливалась не только по каналу поступления валютной выручки от экспорта, но и по каналу влияния на ожидания экономических агентов и потребительские настроения в стране; быстрое укрепление реального курса рубля и повышение издержек производства. ЦБ РФ, проводя политику квазификсированного номинального курса рубля, не смог противостоять тенденции укрепления реального курса. Отсутствие конкуренции на рынке труда привело к еще более быстрому росту заработных плат среднегодовые темпы прироста реальных доходов населения в 2004—2007 гг. Недостаток внутренних частных сбережений вынуждал российские компании и банки привлекать внешние кредиты, в результате величина внешней задолженности частного сектора к осени 2008 г. В ходе кризиса 2008—2009 гг. Однако созданные до кризиса «подушки безопасности» как в бюджетной Резервный фонд, институты развития , так и денежной международные резервы Банка России 2 сфере позволили России проводить достаточно успешную антикризисную политику3, избежав серьезных социальных потрясений, и уже к концу 2011 г. Однако дальнейшие перспективы развития российской экономики представляются крайне неоднозначными. Мировая экономика находится в глубоком системном кризисе, и неясно, когда она сумеет выйти из него. Сопутствующая этому неопределенность повышает волатильность цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта, зависимость от которых остается высокой. В дополнение к отмеченным выше внутренним проблемам развития российской экономики, актуальным и в настоящее время, в ближайшие годы нас ожидают новые негативные тенденции: ухудшение демографической ситуации, выражающееся в сокращении доли трудоспособного населения в общей его численности; усиление в период кризиса позиций в экономике государственных компаний и банков, демонстрирующих невысокую даже по российским меркам эффективность ведения бизнеса; отсутствие широкомасштабного доступа на мировые рынки капитала наравне с другими развивающимися странами ; возрастающее давление принятых в ходе кризиса бюджетных обязательств4; ухудшение условий добычи энергетических ресурсов и других полезных ископаемых. Преодолеть все указанные проблемы в рамках сложившейся в начале 2000-х годов модели экономического роста принципиально невозможно. В разработанной по инициативе правительства РФ экспертным сообществом в 2011 г. Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г. В данной статье мы не обсуждаем новую модель роста в целом, а остановимся только на одном аспекте — формировании макроэкономических условий для ее реализации. Критерии макроэкономической устойчивости: международный опыт и особенности России Говоря о государственной политике, направленной на формирование макроэкономических условий, которые обеспечивают стабильное и устойчивое развитие национальной экономики, можно ограничиться, по существу, двумя областями — бюджетной и денежно-кредитной политикой. В большинстве стран требования макроэкономической стабильности в области бюджетной политики сводятся к введению правила, определяющего принятие бюджетных решений, а в области денежно-кредитной — к установлению целевых индикаторов политики центрального банка. В соответствии с Маастрихтскими критериями в странах — членах зоны евро ограничен как уровень дефицита бюджета, так и предельный объем государственного долга. Последний показатель ограничен на законодательном уровне в США, а с осени 2011 г. В странах — экспортерах сырьевых товаров обычно действуют бюджетные правила, основанные на межвременном перераспределении доходов от экспорта через механизм стабилизационных фондов. В области денежно-кредитной политики набор критериев устойчивости включает, как правило, помимо уровня инфляции, требования к динамике номинального обменного курса национальной валюты и уровню процентных ставок. Наиболее полными и проработанными требованиями макроэкономической стабильности следует признать Маастрихтские критерии, несмотря на ситуацию, которая складывается в настоящее время в еврозоне, и практически повсеместное игнорирование их европейскими странами после вступления в зону евро. С нашей точки зрения, эти критерии в полной мере отражали необходимые требования к экономической политике стран-кандидатов и членов зоны евро, и именно их нарушение в отсутствие действенных инструментов наказания стран-нарушителей привело к глубокому кризису в Европе. В области денежно-кредитной политики они не содержат точных количественных параметров уровня инфляции, процентных ставок. Размер инфляции в стране не должен превышать более чем на 1,5 п. Долгосрочная процентная ставка по государственным облигациям страны сроком на 10 лет не должна превышать более чем на 2 п. При определении аналогичных критериев макроэкономической стабильности для России необходимо принимать во внимание особенность ее экономики — сырьевую направленность экспорта и высокую зависимость экономики, особенно бюджетных доходов, от мировых цен на нефть.

Макроэкономическая стабильность в обход ВВП

Но главный вывод уже очевиден: несмотря на непрекращающееся внешнее давление на ряд стран Содружества, мы сохранили макроэкономическую и финансовую стабильность, четко понимаем, что делать дальше. Залогом успешного развития наших стран является дальнейшее укрепление самодостаточности СНГ, увеличение доли взаимной торговли и инвестиций", - сказал Роман Головченко. По мнению белорусской стороны, критически важно наращивать взаимодействие по таким приоритетным направлениям, как промышленная кооперация, замещение критического импорта, устранение торговых барьеров, обеспечение технологического суверенитета и продовольственной безопасности. А также расширение практики взаиморасчетов в национальных валютах.

Государство ограничивает выплаты, в том числе и заработной платы, что снижает покупательную способность населения, и цены приостанавливают рост. Выплата обесцененной заработной платы приводит к получению государством так называемого инфляционного налога, то есть разницы между номинальной и реальной заработной платой. Следовательно, подавление инфляции осуществляется за счет населения.

Текущая инфляция представляет собой контролируемый процесс, при котором инфляция достигает от двух-пяти процентов в год до пяти процентов в месяц. Такая инфляция контролируется государством и связана с появлением новых товаров на замену устаревающих. Галопирующая инфляция составляет примерно 30 процентов в месяц и требует срочных мер по стабилизации экономики со стороны государства.

В таких условиях экономика уже тяжело реагирует на меры, предпринимаемые государством, и может перейти к более сложной ситуации. Гиперинфляция связана с весьма сложной экономической ситуацией в экономике страны. В результате высокой инфляции экономика становится неуправляемой.

Обесценение денег приводит к отказу их использования. Субъекты рынка переходят к натуральному обмену или к использованию при обмене иностранной валюты. В 50-е ХХ века американским ученым Филлипсом была отмечена зависимость между инфляцией и безработицей.

Согласно его утверждению: рост инфляции сопровождается сокращением безработицы. Эту зависимость можно показать графически. Причиной роста занятости при высоких темпах инфляции является разрыв между номинальной и реальной заработной платой.

Работодатели, повышая заработную плату в период инфляции, сопоставляют ее с предстоящими издержками производства и ценой конечного продукта. Когда, по их расчетам, номинальная заработная плата не превышает уровня реальной заработной платы, они находят выгодным для себя рост номинальной ее величины, вовлекая, таким образом, работников в производство и увеличивая занятость. В свою очередь работники руководствуются в большей степени величиной номинальной заработной платы, полагая, что ее рост приводит к росту реальной ее величины.

Это приводит к росту спроса на рабочие места и увеличению занятости.

Неравенство доходов и экономическая сложность в зарубежных странах: есть ли взаимосвязь? Ханова Л. Щербаков М. Fisher S.

Campbell R. McConnell, Stanley L.

Так что у Китая всё ещё есть большое пространство для роста. Ситуация действительно неоднозначна — с одной стороны, огромный пузырь на рынке недвижимости, с другой стороны, китайская конкурентоспособность растёт, есть несколько перспективных направлений, на которых Китай может сосредоточить свои усилия. Конечно, в первую очередь стоит развивать возобновляемую энергетику.

В ближайшие двадцать-тридцать лет возобновляемые источники энергии ВИЭ могут стать доминирующими на рынке энергоносителей, это потенциально огромные прибыли. Китай развивается стремительными темпами, на развитие нужны ресурсы, поэтому Глобальный Юг в будущем ждёт обращение к ВИЭ. Я вижу в ВИЭ большой потенциал. Кроме того, Китай хорошо себя показывает на автомобильном рынке, особенно на рынке электромобилей. На производство автомобилей сегодня приходится 20 процентов мирового производства.

Китайские компании всего за каких-то два-три года оказались в числе лидеров отрасли, что можно сравнить с успехами японских компаний в 1980-х. Главное сейчас для Китая — решить проблему пузыря на рынке недвижимости. Я верю, что в ближайшие пять-семь лет ежегодный прирост ВВП в 4—5 процентов более чем достижим, и он будет более здоровым и органичным для китайской экономики, которая в предшествующие годы искусственно подпитывалась благодаря раздутому рынку недвижимости. Благодаря растущей конкурентоспособности Китая произойдёт укрепление юаня, поэтому, на мой взгляд, в перспективе китайская экономика может обойти американскую на 7—8 процентов. С одной стороны, это может произойти благодаря упомянутому укреплению валюты, с другой стороны, благодаря росту китайской экономики в целом.

К 2030 году китайская экономика обгонит американскую по рыночным обменным курсам. Пятнадцать лет назад я считал, что уже к 2022-му экономика Китая станет больше американской. Пока не достигли, но всё впереди. Фёдор Лукьянов: Как вы оцениваете результаты санкционной кампании Запада в отношении России? Успешна ли она?

Сэ Гоучжун: Я думаю, что надежд на санкции у Запада было больше. Санкционная кампания отразилась прежде всего на настроениях россиян — с этой точки зрения психологический эффект от ограничений больше, чем экономический. Много лет назад я был в России, и я не понаслышке знаю, как россияне любят западные бренды. Но западные товары могут быть заменены на аналогичные продукты из других стран. Возьмём, к примеру, автомобили.

Автомобили китайского производства сегодня получают самые высокие оценки по результатам европейских краш-тестов и соответствуют всем стандартам безопасности. Но многие люди об этом не знают и продолжают думать, что китайские автомобили не лучшего качества и их не стоит покупать. Прежде всего нужно бороться с психологическими установками. В реальности всё оказывается не так, как принято считать. Вы смотрите на качество, на производительность, но вы можете их проверить.

Немецкие автомобили за тридцать лет совершенно не изменились, технологическая сторона не развивается, а компании опираются на громкое имя своего бренда. Другие, напротив, усердно работают и внедряют инновации. Конечно, у Китая и, например, Индии есть большой потенциал и большие возможности для развития, но без должных стимулов извне этот процесс совершенствования не будет длиться бесконечно. Логично, что лучший товар должен выиграть конкуренцию на рынке, но психологические установки людей и их предвзятое отношение замедляют развитие китайских производителей. Западные санкции создают у россиян ощущение безальтернативности, отсутствия выбора, но я думаю, что в России скоро привыкнут к отсутствию некоторых западных товаров.

Если возвращаться к экономике, стоит отметить, что российско-китайская торговля растёт и составит в этом году 20 процентов российского ВВП. Это серьёзное и глубокое сотрудничество. Многим людям стоит понять и уяснить, что сегодняшняя Восточная Азия — это центр мирового промышленного производства. Наверное, одной из причин неэффективности западных санкций является ещё и спад темпов роста американской и европейской экономик, особенно их промышленного сектора.

Макроэкономическая нестабильность

Выбор вариантов макроэкономической политики (МП) в рассматриваемых «узлах» и сформировал тот ее вариант, который проводится в жизнь сегодня. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Цикличность экономического развития. Инфляция: сущность и причины возникновения. Регулируя темпы инфляции и уровень безработицы, правительство поддерживает макроэкономическую стабильность, которая обеспечивает устойчивое развитие экономики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий