Новости кто написал оперу хованщина

Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел: после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии.

Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров

Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»?

Надо сказать, что у Тителя люд действительно напоминает конкретного общего человека, одетого в рубаху или в простое светлое платье с платком. Человека провоцирующего, вопрошающего, сомневающегося. Широкий, масштабный, эпичный хор главный хормейстер - Станислав Лыков , практически всегда обращен лицом к залу, застывает в картинах - фотографиях, всматривается в лица сидящих напротив людей из ХХI века. В моменты, когда он, состоящий почти из ста человек, и оркестр сливаются в одну громыхающую лавину, кажется, что они способны уничтожить все на своем пути. Нельзя не вспомнить любовь кучкистов к восточных мотивам, ведь одним из самых интересных моментов спектакля становится сцена с персидскими девушками, которая идет в сопровождении живого армянского квартета, включившего в себя дудук, уд, канон, каманчу. Если персидки гнутся, вытягивают ножки, вьются и кружатся, то Хованский, властным жестом останавливающий струящуюся музыку, вытанцевывает из себя всю грусть - кручину, выделывает кренделя под разухабистый народный ритм, который пышет из оркестровой ямы. Спектакль очень разнопланов в своем портретно - интонационном многообразий разноликой Руси. Хованский Дмитрия Ульянова - уверенный вожак, батя, борец за власть. Он не вызывает отвращения, предстает перед зрителем в первую очередь человеком со своими страстями, а потом уже исторической фигурой. Его уверенные низы, наполненные драматизмом, переплетаются с сохранением выразительности человеческого говора. Федор Шакловитый Антона Зараева звучит бархатисто, убедительно и акустически притягательно. Его Шакловитый при своих поступках не создает впечатление предателя, готового танцевать на костях, не вызывает отвращения, а его самая известная ария "Спит стрелецкое гнездо" становится подлинной молитвой о судьбе России, исповедью, воззванием. Князь Голицын Нажмиддина Мавлянова смел, широк, раскатист, у Досифея Дмитрий Степанович очень точно порой проскакивают интонации и жесты бывшего князя, а Марфа Ксения Дудникова не очень убедительна в низах, но хороша в активных атаках и драматических сценах, вырисовывая музыкальные интонации Мусоргского, использованные для характеристики ее персонажа. Александр Титель и Александр Лазарев создают духовно - мистическое действо, лишенное оценочности, выстраивая его на переломах, контрасте, споре, перекличке: духовые постоянно что - то доказывают струнным, женские хоры спорят с мужскими, при полной внешней уверенности герои внутри сомневаются в праведности своих действий. Возникает картина вечного калечного времени, в котором разлад идет и на историческом уровне, и на уровне власти, и в духовной жизни, и даже в семье, ведь обезумевшие стрелецкие жены по сути требуют казни своих родных людей.

Он не упустил возможность и прибрал власть в стране к своим рукам на какое-то время, но, как мы знаем, царем потом стал Петр I. Они поняли, что власть слаба, и они тоже могут достигнуть своих целей: вернуть старую веру, которую считали истинной. Старообрядцы после никоновских реформ ушли в скиты, но по возвращении начали вести агитацию среди стрельцов и стали требовать диспута с текущей церковью. Диспут не вышел, все скатилось к взаимным обвинениям, однако старообрядцы объявили, что они победили, но в скором времени князь Хованский был схвачен, а стрельцы стихли. А теперь давайте обратимся, наконец, к музыке и посмотрим, что же в ней осталось от сюжета. Но Мусоргский считал, что оно к лучшему, ведь он хотел писать жизнь народа, а власть — это все же обратная сторона народа. Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление. Однако все устроено несколько сложнее, комическое и трагическое переплетены. Возьмем первую сцену: Красная площадь, утро, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Хованских. В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные. Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит.

Самосожжение староверов неминуемо! Чем муки терпеть на царской дыбе, лучше добровольно уйти в райские кущи к Отцу Небесеному. Апогея всеобщая тревога достигает в сцене в вотчине Ивана Хованского! Самое прекрасное место в опере - изумительный хор "Батя, батя, выйди к нам! Впечатляющий Иван Хованский Михаила Петренко заставил зрителей понервничать в первом действии, когда под ним, исполняющим выходную арию, явственно заходила лошадь, пытавшаяся то ли рвануть в оркестровую яму, то ли встать на дыбы, чтобы избавиться от поющего седока и укрыться от громовых раскатов музыки. Финал оперы всегда потрясает - массовое самоубийство раскольников в скиту, огонь, пожирающий небольшое церковное строение вместе с людьми, Досифей Владимир Ванеев как духовная твердыня и верный пастырь своих последователей, по своей воле идущих на смерть. Владимир Ванеев явил нам прекрасного Досифея, достойного памяти великого Шаляпина! Спектакль в честь 150-летнего юбилея прославленного русского баса состоялся и прошел успешно! Грандиозная "Хованщина" в очередной раз покорила зрителей и вызвала бурную овацию.

Написали оперу "Хованщину": как правила Рунета объяснили блогерам

Мусоргский почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене.

Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть.

Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично. Именно высоко.

Sublime, если угодно. Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм?

Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада. Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы.

А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное?

И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере. Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское?

Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось!

Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое.

Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое.

Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического.

Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым. Он получил образование в петербургском Морском кадетском корпусе, стал офицером и участвовал в кругосветном плавании.

Пению лейтенант в отставке начал учиться в консерватории Санкт-Петербурга. Оттуда он, правда, был изгнан, якобы «за отсутствие вокального таланта». С подобным вердиктом будущий солист Большого и Мариинки был не согласен, продолжил учебу в Италии и более чем успешно дебютировал в Неаполе.

После многочисленных европейских ангажементов Фигнер вернулся в Россию. Исполнительский дар певца оценила не только публика.

Немировича-Данченко прошла премьера новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в оркестровке Шостаковича.

Это отличный спектакль. Александр Титель — режиссер заслуженный и плодовитый, но эта Хованщина — безусловно и с большим отрывом лучшая его постановка из всех, что видел ваш автор. Ее стоит посмотреть.

Вообще говоря, Титель любит осовременивание оперы, но здесь от него отказывается в пользу брехтовской условности. И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной после сцены, в которой князь Голицын читает письмо царевны Софьи — «Верить ли клятве женщины властолюбивой и сильной?.. Вам, конечно, верю я охотно, но с вами осторожность надобна, а то — как раз в немилость, а там — голову напрочь!..

Осторожней, гетман-князь». Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К.

Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го.

И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации.

Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1

Предыстория дягилевской «Хованщины» началась в 1907 году, когда в одном из концертов «Русского сезона» впервые в Париже был исполнен V акт оперы в редакции Римского-Корсакова. Хованщиной называют один из наиболее значимых эпизодов стрелецкого бунта 1682 года. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». купить билеты на спектакль в Москве. Постановку покажут в июне 2022 года в Большом театре, Театральная площадь, 1. У нас вы можете узнать программу спектакля, все об актерах и режиссере.

Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО

Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1. Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Вы знаете, как он писал свою бессмертную оперу «Хованщина»?

7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского

Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы.

Опера «Хованщина» в Мариинском театре

Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. Вся соль» NEFER`S JOURNAL» Кто написал оперу "Хованщина"? «Хованщина» — последняя опера Модеста Мусоргского. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий