Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[7].
Кант Иммануил
И, несмотря на то, что на губернаторских балах блистала графиня Шарлотта Кайзерлинг, покровительствовавшая Канту, от которой Н. Корф был без ума, вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента, на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. Какой конфуз, однако! В течение пяти лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами. Несмотря на расхожее мнение, среди них были не только гуляки, но и немало мыслящих людей.
Один из офицерских кружков даже предложил философу читать лекции… по физике и физической географии. Для тех, кому покажется странным подобное предложение, можно дать пояснение. Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками. И что там физика и география, если он преподавал даже фортификацию и пиротехнику… В 1762 году вступивший на престол Петр III вернул Фридриху II завоевания русской армии, и Восточная Пруссия вышла из состава империи.
Заметим вскользь, что для Канта это не обернулось лучшей стороной, но подробности опустим, так как это не относится к теме рассказа. А для его продолжения перелистаем страницы истории вплоть до советского времени. Весьма символично, что булгаковский герой Иван Безродный собирался упечь давно почившего ученого на Соловки после сообщения Воланда о том, что тот «разрушил пять доказательств бытия Бога, а потом, словно в насмешку, создал шестое». Воланд, как и положено мессиру, слегка исказил суть вопроса.
В трудах Канта были систематизированы предшествующие выводы философской мысли, сформулированные в теологическом, онтологическом и космологическом постулатах, и дана их критика. Собственно, поэтому он и впал в немилость церкви.
Благо в его биографии, несмотря на всемирную славу философа, достаточно белых пятен и неясностей. Так что же мы можем знать о Канте? Он вышел родом из народа Сегодня, даже если человек отказывается от социальных сетей и к минимуму сводит свое присутствие в интернете, за ним тянется цифровой след. Плюс ко всему почти каждый попадает в объективы камер наблюдения и смартфонов случайных прохожих. Нами интересуются официальные структуры, соседи, родственники, коллеги, распространители спама. Особенно живой интерес проявляют мошенники. Конечно, если ты родился в благородной или очень богатой семье, то на тебя обращали внимание не только приходской священник, школьный учитель, а как подрастешь — армейский вербовщик и сборщик налогов.
Однако наш герой был из простого народа. Его родители — шорники — люди свободные, набожные, небогатые и мало кому известные за пределами гильдии и религиозной общины. Поэтому и судьба Иммануила Канта мало кого интересовала до тех пор, пока он не стал знаменит. А произошло это совсем не сразу. К тому же философ был не настолько тщеславен, чтобы озаботиться написанием мемуаров или собственной биографии. Поэтому рассказ о его жизни, особенно на ее раннем этапе, до сих пор представляет непростую научную задачу. Решить ее пытаются почти 250 лет. За это время появилась масса литературы, причем как излишне идеализирующей Канта, так и почти клеветнической. Что в имени тебе моем?
Самые достоверные свидетельства жизни Канта — официальные документы: записи о рождении, зачислении в университет или смерти, переписка с инстанциями, завещание. Однако, несмотря на достоверность этих бумаг, их информативность невелика. Более того, они могут вводить в заблуждение.
Свобода понималась им как сознательная детерминация поступка, как приобщение воли к мотивам разума в русле лейбнианско-вольфианской философии. Вообще же, докритический период характеризуется обращением Канта к естественнонаучным вопросам, физико-математической сфере. Предмет его интереса — Земля, ее положение в космосе. После защиты Кант, наконец, получил разрешение читать лекции. Первую лекцию он прочел осенью 1755 в доме профессора Кипке, где тогда жил. В первый год доцентуры читал лекции по логике и метафизике, по физической географии и общему естествознанию, по проблемам теоретической и практической математики и механики, иногда по двадцать восемь часов в неделю. Во время войны Пруссии с Францией, Австрией и Россией Кенигсберг был захвачен русскими войсками и присягнул на верность российской императрице Елизавете Петровне.
Кант читал для российских офицеров фортификацию и пиротехнику. Почти ничего не писал из-за большой нагрузки, кроме ряда небольших, всего по несколько страниц, работ, каждая из которых, однако, интересна и содержит оригинальную точку зрения. К ним относятся: Новая теория движения и покоя, посвященная основам механики, Новые замечания для пояснения теории ветров. Одной из них, Monadologia physica Физическая монадология, в которой защищается новая форма атомистики, он претендовал на экстраординарную без оклада профессуру. Казалось бы, у Канта была возможность получить это назначение, которое избавило бы его от материальной зависимости — умер профессор философии Кипке. Но на освободившееся место претендовало еще пять соискателей. Однако место получил математик Букк, который был старше по возрасту и преподавательскому стажу. В 1759 пишет Опыт некоторых рассуждений об оптимизме, в котором Кант стремился найти решение проблемы наилучшего мира спор между Руссо и Вольтером о лучшем из миров. Жан-Жак Руссо стал для Канта вторым Ньютоном. Работа 1762 — Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного принесла ему славу модного автора.
Этот год стал переломным для философа. Хотя он и продолжал интересоваться естественными и точными науками в 1763 закончил Опыт введения в философию понятия отрицательных величин , но теперь главным для него стали не частные вопросы, а принципы изучения природы в целом. Работа связана с понятием силы — как оно дано у Лейбница и как оно дано у Ньютона. Частный вопрос возможности действия силы на расстоянии переходил в спор о сущности силы. Эта работа послужила предтечей Трактата о методе — первой философско-физической работы Канта, попытки установить метод натурфилософии. В 1763 Берлинская академия наук предложила конкурсную тему, которая привлекла к себе внимание философских кругов Германии: «Способны ли метафизические науки к такой же очевидности, как математические? За решение этой задачи взялись такие мыслители как Ламберт , Тетенс и Мендельсон. Для Канта проблема была особенно интересна. Предварительно, в 1762 им были написаны статьи Единственно возможное обоснование для доказательства бытия Бога и Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали последняя была опубликована только в 1764 , чтобы аргументировать и представить свое отношение к теологии. Доказательство бытия Бога, основанное на целесообразности устройства мира, он находит «наиболее соответствующим как достоинствам, так и слабости человеческого рассудка».
При этом доказательстве Бог — зодчий материи, но сама материя признается отдельной, независимой от Бога сущностью, что влечет изначальный дуализм. Надо исходить не из построения действительного, чтобы открыть в нем свидетельство высшей воли, формировавшей последнее по собственному желанию, — нужно опираться на знание высших истин и, исходя из них, обрести доступ к достоверности абсолютного бытия. Для этого стоит основываться на общих и необходимых связях, нерушимых нормах, как для конечного, так и для бесконечного ума. Кант в данном случае о необходимом и случайном говорит еще на языке Лейбница. Можем ли мы достичь достоверности абсолютного существования? На этот вопрос Кант отвечает утвердительно. Доказательством является тот факт, что если б не было абсолютного бытия, то не могло бы быть и идеальных отношений, соответствия или противоположности между ними. Уже то, что материя существует и упорядочивается примерно одинаковыми понятиями существуют такие построения как прямоугольник и круг является доказательством существования абсолютного бытия. К разработке проблемы, предложенной Берлинской академией, он приступил после завершения Единственно возможного обоснования…, так как увидел непосредственную связь между этим вопросом и своей работой. Теперь он не просто обращается к объекту познания, он требует от себя отчета о своеобразии того познания, посредством которого объект предлагается и сообщается знанию.
В конкурсе Кант не победил, первую премию получил Мозес Мендельсон, но про работу Канта было сказано, что она заслуживает величайшей похвалы. Оба сочинения, Канта и Мендельсона, были опубликованы в Трудах Академии. В 1764 Канту исполнилось 40 лет. Он все еще приват-доцент, следовательно, не получает денег от университета. Ни чтение лекций, ни публикации не давали возможности преодолеть материальную неопределенность. По свидетельству Яхмана, ему приходилось продавать книги из своей библиотеки для того, чтобы удовлетворять самые насущные потребности. Тем не менее, вспоминая об этих годах, Кант называл их временем самого большого удовлетворения в своей жизни. Он проводил много времени в обществе, участвовал в светский жизни. Гаман говорит в 1764, что у Канта в голове множество замыслов мелких и крупных работ, но при той суете развлечений, которой он придается, он, вряд ли их завершит. Преподавание Канта в это время тоже носило оттенок светскости.
Он стремился в своем образовании и преподавании к идеалу широкого практического знания о человеке. Это привело к тому, что Канта продолжали считать «светским философом» даже тогда, когда полностью сменились формы его мышления и образ жизни. Студенты, как пишет Боровский, обращались к нему по всем вопросам жизни: с просьбой прочесть им курс красноречия, с просьбой придать погребению кенигсберского профессора должную торжественность и т. По решению прусского правительства ему предложили в 1764 занять кафедру поэзии в Кенигсберском университете: в его обязанности входила бы цензура всех стихотворений «на случай» и подготовка немецких и латинских carmina — песен для академических празднеств.
Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.
Российский Кёнигсберг Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. Портрет Иммануила Канта В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.
Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии. Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке. Расцвет творчества В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику. Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов.
Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа. Иммануил Кант краткая биография. Иммануил Кант — краткая биография Иммануил Кант - крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий. В 1724 г. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго.
Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум». В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг.
Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. В 1755 г. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет.
До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г. Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия.
К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» 1781 , этики - «Критика практического разума» 1788. В 1790 г.
Кант Иммануил
Иммануил Кант Immanuel Kant. Иммануил Кант – великий немецкий философ, оставивший значительный след в истории всего человечества. Немецкий философ Кант умер подданным Российской империи, объяснили в аппарате калининградского губернатора его слова о «русском трофее». Иммануил Кант 330 лет со дня рождения.
Иммануил Кант — подданный Российской империи
Так, в 1747 году философ был школьным учителем у детей пастора Андерша. Проживал этот выходец из французской Швейцарии в местечке Юдшен. Сегодня это посёлок Веселовка Черняховского района, располагающийся в 100 км восточнее Калининграда между Черняховском и Гусевом. Кстати, с 1938 по 1946 годы Юдшен именовался Кантхаузен. Затем Кант перебрался в имение Гросс-Арнсдорф, принадлежащее майору Хюльзену. Оно находилось между современным Эльблонгом и Острудой где-то в 100 км юго-западнее Калининграда. Кстати, один из сыновей Хюльзена спустя годы, вероятно, под впечатлением идей учителя, чуть ли не первым среди прусских помещиков добровольно освободил своих крепостных крестьян. Последним местом работы Канта семейным учителем стал дом графа Гербхарда Иоганна фон Кайзерлинга.
Графское семейство зимы проводило в Кёнигсберге, а лето — в фамильном замке Раутенбург. Он располагался на территории нынешнего посёлка Большие Бережки Славского района в 75 км на северо-восток от Калининграда. Психотерапевт Кант - Первый серьёзный успех Канта, который принёс ему известность среди соотечественников, был связан с Лиссабонским землетрясением. Это чудовищное бедствие случилось в День всех святых 1 ноября 1755 года. Старый свет не помнил таких катастроф со времён гибели Помпеи. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане. Лиссабон — один из духовных и политических центров католической Европы — лежал в руинах.
Известие об этом событии не только быстро распространилось по миру, но и моментально обрело идеологическую окраску. И в то время пока богословы и политики верещали о конце света и каре небесной, вгоняя население религиозной Европы в страх и уныние, Кант решил выступить в роли коллективного психотерапевта. Эхо землетрясения отозвалось и в Кёнигсберге. Жители были напуганы, представители местной власти — обеспокоены. Поэтому очень кстати пришлись лекции Канта о научно обоснованных естественных, а не мистических, причинах землетрясений, которые он читал студентам в рамках курса физической географии. Философу предложили выступить для более широкой публики в Кафедральном соборе. Его лекция имела настолько мощный терапевтический эффект, что их пришлось повторять — за один раз собор не смог вместить всех желающих послушать Канта.
В начале 1756 года философ опубликовал на тему землетрясений три статьи, которые стали бестселлерами. Рассказывают, что типографы не успевали полностью отпечатывать тираж — обыватели раскупали эти труды постранично. Таким образом, Кант и прославленный португальский премьер-министр маркиз Себастьян ди Помбал стояли у истоков современной сейсмологии. Кант — гражданин России - В разгар Семилетней войны в 1758 году, когда Кёнигсберг был взят русскими войсками, Кант вместе с профессурой Альбертины впрочем, как и представители всех остальных сословий присягнул на верность императрице Елизавете Петровне. Так великий философ стал нашим соотечественником. Этот факт сегодня не вызывает сомнений. Однако до сих пор не утихают споры о том, сохранил ли Кант российское гражданство после возвращение Кёнигсберга прусской короне в 1762 году.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать исторический контекст. Дело в том, что некогда блистательное Прусское герцогство с центром в Кёнигсберге начало угасать после присоединения к нему Бранденбургских земель и образования в 1701 году объединённого Королевства Пруссия со столицей в Берлине. Разрастанию культурной и социальной пропасти между двумя частями нового государства способствовала их географическая оторванность. Восточная часть Пруссии превратилась в эксклав, отрезанный от метрополии польскими землями. К началу Семилетней войны Кёнигсберг уже считался захолустьем. Однако жители города и прилегающих к нему земель хранили память об утраченном величии. Поэтому неудивительно, что часть населения могла желать покровительства могущественных соседей в надежде на возвращение прежнего уровня жизни.
Представители древних германских родов Восточной Пруссии даже начали активно поступать на службу российской короне. Например, когда юный Кант учил сыновей графа Гербхарда Иоганна фон Кайзерлинга, его брат — Герман Карл фон Кайзерлинг — служил посланником Российской Империи при различных европейских дворах. Известен он защитой прав славянских народов и православных христиан, а в начале русской карьеры был вторым по счёту президентом Петербургской академии наук.
Бородай Ю. Воображение и теория познания. Асмус В.
Иммануил Кант. Шинкарук В. Теория познания, логика и диалектика И. Калинников Л. Проблемы философии истории в системе Канта. Абрамян Л.
Кант и проблемы знания. Ереван, 1979; 9. Тевзадзе Г. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979; 10. Гулыга Арс.
Кант, 2-е изд. Вахшомян Н. Теория научного знания Иммануила Канта. Длугач Т. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». Библер В.
Кант — Галилей — Кант. Ойзерман Т. Теория познания Канта. Соловьев Э. Взаимодополнительность морали и права. Cohen H.
Kants Theorie der Erfahrung. Cassirer E. Kants Leben und Lehre. Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. Milmid B.
Kant and current philosophical issues. Martin G. Immanuel Kant. Prauss G. Erscheinung bei Kant. Funke G.
Суждения бывают аналитические и синтетические. С помощью аналитических суждений уже имеющийся опыт упорядочивается. Это анализ уже имеющегося знания, разъясняющий понятия о вещах.
Напротив, благодаря синтетическим суждениям рассудок в состоянии получать знания, недоступные в непосредственном опыте. Такие суждения могут быть сделаны на основе уже имеющегося накопленного опыта — их Кант называет апостериорными, основанными на эмпирических знаниях о мире. Но опытные суждения, привязанные к конкретным условиям опыта, могут обладать только условной или сравнительной всеобщностью.
Априорные суждения — безусловные, независимые от всякого опыта, то есть необходимые. Только синтетические априорные суждения могут быть прочным основанием для науки. Синтетическими являются математические суждения, естествознание заключает в себе априорные синтетические суждения как принципы.
Метафизика тоже должна заключать в себе подобные суждения для того, чтобы быть строгой наукой. Объективные законы характеризуют и определяют понятия опыта в процессе его синтеза. Синтез необходим для того, чтобы представить объект, данный в чувственном опыте.
Например, чтобы помыслить такой объект как дом, мы должны представить себе все его четыре стороны, хотя в непосредственном опыте такое невозможно. Явления могут быть схвачены только через синтез многообразного, а создание синтетического единства возможно благодаря таким конструктам, как пространство и время. Они априорны и являются формами синтеза, поскольку только в рамках пространства и времени возможно помыслить опыт в его непрерывности и полноте.
Способы синтеза Кант рассматривает во втором разделе Критики чистого разума — Трансцендентальной аналитике. Он называет 12 категорий, напоминающих категории Аристотеля , которые являются первоначальными чистыми понятиями синтеза: единство, множественность, целокупность, реальность, отрицание, ограничение, присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение, возможность, существование, необходимость. Следующая часть книги — Трансцендентальная диалектика, в которой Кант стремился устранить ложные объекты познания.
Если в двух предыдущих частях Кант развивал свои взгляды, защищая от юмовского скептицизма возможность познания, то в диалектике подвергается критике претензия на познание разумом того, что находится за пределами опыта. В целях этой критики Кант рассматривал четыре антиномии антиномия — логическая конструкция, в которой с один и тот же тезис может быть как доказан, так и опровергнут : о границах мира, о простом и сложном, о свободе и необходимости и о Боге. Для того, чтобы показать бессмысленность попыток познания этих предметов, он доказывает как их необходимость, так и опровержение их необходимости, тем самым относя их к ноуменам вещам, непознаваемым средствами рассудка.
Рассудку даны лишь феномены — данные, получаемые из опыта и являющиеся отражениями вещей — в-себе, — а не сама способность созерцания. Если мы не можем познать ноумены, нам остается только принять их как постулаты познания. Парадокс теории феноменов и ноуменов заключается в том, что человек сам по себе одновременно является и тем и другим.
Он включен в физический мир и имеет выход за его пределы, то есть является вещью-в-себе. Поскольку книгу ждали давно, ее выход не вызвал сенсации, скорее, она была принята без интереса. Лишь изредка доходили жалобы на непонятность.
Для того, чтобы популяризовать идеи Критики Кант пишет переложение книги, которое называет Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в качестве науки. Книга вышла в свет весной 1783. Этот труд значительно короче Критики, но не более понятен, следовательно, тоже непопулярен.
Популяризация труда была, наконец, осуществлена в 1785 пастором Шульцем, который выпустил книгу Разъясняющее изложение «Критики чистого разума». В 1787 Критика издана повторно. Кант был избран ректором университета и членом Берлинской академии.
В середине восьмидесятых годов Канта начал интересоваться философией истории и права. В ноябре 1784 вышла статья Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане, в которой излагаются основные социально-политические идеи. Позднее он разрабатывал эти идеи в первой части Метафизики нравов, в статье Предполагаемое начало человеческой истории и в трактате К вечному миру 1795.
Кантовский подход опирается на концепцию естественного права. Все люди равны перед законом. Цель законов — всеобщее правовое гражданское общество, главная задача которого — исключать любую возможность несправедливости, гарантировать естественные права человека.
Основное право человека — право на свободу, которая может сосуществовать со свободой всех. Однако государство контролирует не только права граждан, но и их обязанности по отношению к государству. Основная обязанность гражданина — соблюдать законы социума.
Главное лицо государства — монарх. Он воплощает собой закон и справедливость. Однако, Кант, принимая тот факт, что монарх все-таки остается человеком и способен на ошибки, настаивает на необходимости разделения властей.
Правовая теория Канта базируется на его этической концепции. В 1785 он написал Основания метафизики нравственности, а в 1788 — Критику практического разума, содержащую формулировку его этических взглядов. Практический разум — разум, способный быть сам по себе основой для действия, его первопричиной.
Все в мире подчинено физической необходимости, в том числе и человек. Но человек, кроме всего прочего, обладает автономной доброй волей, которая является таковой независимо от обстоятельств. Возможность последовать этой доброй воле делает человека свободным от физической необходимости, дает ему возможность совершить поступок, не включенный в качестве звена в цепь необходимости, но начинающий новую цепь.
Новизна в том, что мера нашей ответственности стремительно возрастает вместе с ростом возможностей. А опасность, — что моральное сознание современного человека не поспевает за научно-техническим развитием. Представьте ребёнка, научившегося ходить и хватать вещи, но ещё слабо понимающего свои действия. Это мы сегодня. Кант говорил о трех постулатах: душе, мире и боге.
Где душа и бог в современности? Там же, где и раньше — внутри. Современность часто определяли через понятие секулярности, говоря, что «бог умер». Сегодня этот тезис уже не выглядит убедительным. А вот введённый современностью принцип, что «вера — это личное дело каждого» остаётся актуальным.
У России, наверное, сейчас подростковый период: старое отрицается, кислород свободы жадно глотается, а о личной ответственности говорится мало. В этом плане философия Канта выглядит, кажется, неактуальной и ненужной. Как её перенести на ту действительность, в которой мы находимся? Я согласен с оценкой периода, в котором мы находимся, но не согласен с оценкой места и роли философии Канта. Его призыв к взрослости, к самостоятельности, к свободе и ответственности, которая свободу необходимо сопровождает, именно для нас очень и очень актуален.
Кантовское определение просвещения как обретения умственного и морального для Канта это одно совершеннолетия как будто обращено специально к нам. Из этого определения прямо следует другая важнейшая для нас идея — идея законности. Разумный человек существует только в рамках права и требует исполнения закона от себя, от других людей и от всех институтов. Мы этому в достаточной мере не научились. Кантовские аргументы понятны и заслуживают самого пристального внимания любого человека, независимо от времени и места его жизни.
С другой стороны, конечно, у философии Канта есть своя специфика, нам мало подходящая. Например, вряд ли мы захотим руководствоваться только чистым абстрактным разумом и отказаться от заповеди любви к конкретным ближним. На мой взгляд, наступление на индивидуальную свободу сейчас идёт по всем фронтам. Где-то под лозунгами политкорректности и эмансипации, где-то, наоборот, именем необсуждаемых традиционных ценностей и слепого уважения к власти.
«Что творится»: после речи Алиханова калининградцы просят не запрещать Канта
Многие считают Иммануила Канта агностиком, другие — атеистом, благодаря его опровержениям классической теории существования божественного. Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны. Во всяком случае события тех далеких лет дали серьезный повод к вековому спору: кто покоится в современной могиле Канта?
Восемь мифов об Иммануиле Канте: человеческий фактор
Кант не только изучал человека, он доказал в своих работах, что человек, несмотря на все его слабости и недостатки, может считаться существом духовным и нравственным. И эти его открытия актуальны до сих пор. На встрече Владимира Путина с преподавателями и студентами Балтийского федерального университета в 2013 году, Президент России высказал мысль, цитирую: Если хотите знать моё мнение, я думаю, что Кант может быть и должен быть не только символом вашего университета, но в известном смысле символом всего региона, всей Калининградской области, даже не только Калининградской области. Источник Это очень интересная мысль. Иммануил Кант достоин безусловно того, чтобы его именем называли города. Но вот достоин ли наш город называться именем Канта? Пока мы не станем жить по нравственным законам, относиться друг к другу, к истории страны с должным уважением, нам рано переименовывать Калининград в город Канта.
Его идеи оказали влияние на науку, культуру, педагогику, стали основой международного права. Последние несколько лет вуз формировал очень важный для России и партнеров международный тренд внимания к философии будущего — к осмыслению его нового образа, своей жизни, жизненно-образовательного маршрута, вклада в развитие страны и мировой цивилизации. Подготовка и проведение юбилейных мероприятий укрепит авторитет российской науки, а также повысит интерес иностранных ученых к работе в России. В 2024 году нас действительно ждет торжество философской мысли», — сказал ректор БФУ Александр Федоров. Заявки на участие в конгрессе с докладом принимаются с 1 октября по 15 декабря 2023 года в личном кабинете на официальном сайте мероприятия. О результатах отбора авторам будет сообщено не позднее 15 января 2024 года.
На протяжении первого периода ученый постепенно отходил от идей вольфовской метафизики. Второй же период стал временем, когда Кант сформулировал вопросы об определении метафизики как науки и о создании им новых ориентиров философии. Среди изысканий докритического периода особый интерес вызывают космогонические наработки философа, которые он изложил в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755 г. В своей теории Иммануил Кант утверждал, что объяснение формирования планет можно произвести, допустив наличие существования материи, наделенной силами отталкивания и притяжения, опираясь при этом на постулаты ньютоновской физики. Много внимания в докритический период ученый уделил также исследованию пространств. В 1756 году в диссертации под названием «Физическая методология» он написал, что пространство, будучи непрерывной динамической средой, создается при взаимодействии простых дискретных субстанций и имеет релятивный характер. Центральное учение Иммануила Канта этого периода было изложено в работе 1763 года, получившей название «Единственное возможное основание для доказательства бытия Бога». Раскритиковав все известные до тех пор доказательства существования Бога, Кант выдвинул личный «онтологический» аргумент, который основывался на признании необходимости какого-либо первосуществования и отождествлении его с божественной силой. Переход к критической философии Переход Канта к критицизму происходил постепенно. Начался этот процесс с того, что ученый пересмотрел свои взгляды на пространство и время. В конце 1760 годов Кант признал пространство и время как независимые от вещей субъективны формы человеческой рецептивности. Вещи же, в том виде, в котором они существуют сами по себе, ученый назвал « ноуменами». Результат этих изысканий Кант закрепил в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» 1770 год. Следующим поворотным моментом стало «пробуждение» ученого от «догматического сна», которое произошло в 1771 году после знакомства Канта с наработками Д. На фоне обдумывания угрозы полной эмпиризации философии, Кант сформулировал основной вопрос нового критического учения. Звучал он следующим образом: «Как возможны априорные синтетические познания? За последующие 5 лет было издано еще три книги Иммануила Канта. Венцом этого периода стали вторая и третья «Критики»: «Критика практического разума» 1788 год и «Критика способности суждения» 1790 год. На достигнутом философ не остановился и в 1800-е издал еще несколько важных работ, дополняющих предыдущие. Система критической философии Критицизм Канта состоит из теоретической и практической составляющих. Связующим звеном между ними служит учение философа об объективной и субъективной целесообразности. Главный вопрос критицизма звучит так: «Что такое человек? Учение о разуме Кант воспринимает «диалектику» как учение, не только помогающее критиковать традиционную метафизику. Оно дает возможность постигать высшую степень познавательной способности человека — разум. По мнению ученого, разум является способностью, позволяющей мыслить безусловное. Он вырастает из рассудка который выступает источником правил и доводит до безусловного его понятия. Те понятия, которым на опыте не может быть дан никакой предмет, ученый нарекает «идеями чистого разума». Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины. Практическая философия В основе практической философии Канта лежит учение о моральном законе, являющемся «фактом чистого разума».
Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признаёт равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права , т. В философии истории Канта придаётся первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса. Кант отвергает убеждение Ж. Руссо , будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы своё существование более достойным, чем существование домашних животных... Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми. Главным направлением культурного прогресса является, по Канту, сближение народов, благодаря которому, вследствие действия того же «механизма природы», будет навсегда покончено с войнами и народы всей планеты объединятся в мирном союзе. Заключительной частью системы Канта является «Критика способности суждения». Кант различает два вида способности суждения: определяющую и рефлектирующую размышляющую. В первом случае речь идёт о том, чтобы подвести особенное под уже известное общее. Во втором случае особенное должно быть подведено под общее, которое не дано, а должно быть найдено. В данном труде он исследует эту вторую, рефлектирующую способность суждения. Её основными формами являются телеологические и эстетические суждения. И те и другие выявляют целесообразность, присущую не только явлениям природы, например живым организмам, но и объектам суждений вкуса. В действительности, как считает Кант, целесообразность не присуща ни предметам природы, ни предметам суждений вкуса; она привносится в природу априорной рефлектирующей способностью суждения, которая не обогащает наших знаний о природе, но способствует их приведению в систему. Необходимость телеологических суждений обусловлена тем, что рассудок оказывается неспособным объяснить естественными причинами наблюдаемые факты целесообразности в природе. Эстетические суждения, в отличие от телеологических, связаны с удовольствием или неудовольствием, вызываемыми представлением о предметах. Эстетическое удовольствие Кант характеризует как незаинтересованное в том смысле, что оно обусловлено исключительно восприятием прекрасного , к которому не примешиваются как-либо не связанные с этим восприятием интересы. Незаинтересованность эстетического суждения придаёт ему объективную значимость, несмотря на его субъективное содержание. Эстетическое суждение не относится к познавательной деятельности и не зависит от нравственного сознания. Идеалом красоты, согласно Канту, может быть только человек. Философия Канта оказала громадное воздействие на всё последующее развитие европейской мысли. Он явился родоначальником немецкой классической философии, представленной системами И.
Иммануил Кант
Когда принималось решение широко отметить 300-летие немецкого философа Иммануила Канта, необходимость интеграции отечественной гуманитарной науки с мировой еще не ставилась под сомнение. Владимиром Лениным. Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. После выступления Антона Алиханова в правительстве региона поспешили заверить, что слова губернатора не повлияют на изучение трудов Иммануила Канта и никак не скажутся на праздновании 300-летия со дня его рождения. Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философи.
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи
Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование. В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику. Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду. Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы. Два периода в деятельности Иммануила Канта Научно-философскую деятельность Канта можно разделить на два временных периода: докритический и критический. Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века. На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог, то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период — это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.
В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы — Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания. Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата.
Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене ныне Весёловка на работу домашним учителем. Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет. Российский Кёнигсберг Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. Портрет Иммануила Канта В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии. Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке. Расцвет творчества В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику. Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа. Критика чистого разума Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы: «Критика чистого разума» 1781 — гносеология эпистемология «Критика практического разума» 1788 — этика «Критика способности суждения» 1790 — эстетика Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы. Личная жизнь Канта Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет. Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой». Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу.
Возможно, вы скажете, что это полная ерунда. Кому вообще есть до этого дело? Но в самих этих фразах — проявление моральной философии. Произнося их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то явления. Стоит ли оно вашего времени и внимания? Оно лучше или хуже других? Такие вопросы относятся к сфере морали. В чём заключается моральная философия Канта Моральная философия определяет наши ценности — что для нас важно, а что неважно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения. Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни. Моральная философия Канта уникальна и на первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен: что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой. Если лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал. Кант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Это правила, по которым нужно жить. Они действуют в любых ситуациях для любого человека. Некоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем. Один из императивов поразил меня больше всего. В любой ситуации он чётко указывает, как нужно действовать и почему. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Ничего не понятно! Но давайте притормозим на минутку. Кант считал, что рациональность священна. Под рациональностью здесь подразумевается не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание. Насколько сейчас известно, мы единственный во Вселенной пример разумной самоорганизации. Единственные существа, которые способны принимать решения , взвешивать варианты и оценивать моральные последствия своих действий. Значит, нам нужно относиться к этому серьёзно. Значит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. Что именно для этого делать? Смотрите правило выше. Как это касается нашей жизни Давайте сформулируем правило более понятным языком. К человеку никогда нельзя относиться только как к средству для достижения какой-то цели. Относитесь к нему как к самостоятельной цели. Чтобы стало ещё понятнее, разберём на примерах. Допустим, я хочу съесть буррито. Я сажусь в машину и еду в любимый ресторанчик мексиканской кухни. В этой ситуации съесть буррито — это моя конечная цель. Именно поэтому я сажусь в машину, заезжаю по пути на заправку и так далее. Всё это средства для достижения цели. Конечная цель — то, что мы хотим, само по себе. Это главный мотивирующий фактор наших решений и поступков. Если я еду за буррито, потому что моя жена его захотела, а я хочу её порадовать, то буррито больше не конечная цель. Конечная цель — сделать приятное жене. Но если я хочу сделать ей приятное, чтобы вечером у меня было больше шансов на секс, радость жены — это тоже не цель, а средство для получения секса. Скорее всего, после последнего примера вы подумали, что я какой-то мерзкий тип. Это именно то, о чём говорил Кант. Отношение к человеку как к средству для достижения своей цели — это основа аморального поведения. Проверим, применимо ли это правило к другим поступкам: Лгать неэтично, потому что вы дезориентируете человека для достижения собственных целей. То есть используете его как средство.
В своих трудах он выдвинул гипотезы о существовании других галактик, образовании Солнечной системы из газового облака, а также доказал замедление суточного вращения Земли. Он имел звание почетного члена Российской академии наук, в том числе за свои лекции по географии. Кант ушел из жизни 12 февраля 1804 года, его похоронили у северной стены Кафедрального собора в Кенигсберге на острове Кнайпхоф. На его жизнь пришлась Семилетняя война 1756—1763 , в результате которой прусские войска сдали Кенигсберг. В самом городе бои не велись, город был возвращен Пруссии в 1762 году по Петербургскому мирному договору, до тех пор Кант читал лекции в том числе российским офицерам.
Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку
Те, кто учился у него, вспоминали его преподавание с любовью, хотя сам Кант скептически относился к себе как к педагогу. Хочешь знать что значит КАНТ? тогда слушай до конца. -а, м. 1. Вшитый цветной шнурок, узкая полоска ткани по краю или шву одежды. КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма. Иммануил Кант родился в Кенигсберге в 1724 году, прожил в городе всю жизнь, не покидая его пределов, и был похоронен у северной стены Собора в профессорском склепе. Дебаты провела вместе со своими студентками Юлия Николаевна Овсянникова, доцент кафедры истории философии и логики НИ ТГУ, замдекана по научной работе, сделав в начале короткий экскурс по основным философским воззрениям Канта. Канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы.
Иммануил Кант — подданный Российской империи
Почему Шольц запретил Путину цитировать Канта. Канцлер ФРГ Шольц обвинил РФ в попытке присвоить труды и наследие философа Канта. Почему Шольц запретил Путину цитировать Канта. Канцлер ФРГ Шольц обвинил РФ в попытке присвоить труды и наследие философа Канта. Краткая биография Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кени. Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма. Многие считают Иммануила Канта агностиком, другие — атеистом, благодаря его опровержениям классической теории существования божественного. Дебаты провела вместе со своими студентками Юлия Николаевна Овсянникова, доцент кафедры истории философии и логики НИ ТГУ, замдекана по научной работе, сделав в начале короткий экскурс по основным философским воззрениям Канта.