Новости павел николаевич филонов

Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее. 8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941). Павел Николаевич Филонов (1883-1941) мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства». Павел I — сын Петра III и Екатерины II — императором стал в 42 года. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Павел Николаевич Филонов.

Art Investment

Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, он противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений разработанного художником аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому. Мы видим, как она изменяется, деформируется, как один цвет переходит в другой, — поясняет старший научный сотрудник Русского музея Людмила Вострецова. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Однако его имя не так широко известно публике, потому что главным направлением искусства в 1932 году был объявлен соцреализм, а Филонов и его ученики были названы формалистами и подвергнуты жестокой травле. В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. В экспозицию вошли 18 живописных работ мастера и 41 графическая.

В художественном музее безопасно, поэтому желаю вам посетить выставку с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм и получить настоящее удовольствие от соприкосновения с творчеством Павла Филонова и его последователей. Выставка «Павел Филонов и его ученики» проходит с 9 декабря 2020 года по 21 февраля 2021 года в выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея по адресу ул. Свердлова, 10. Павел Филонов. Грезы о невозможном Среди самых громких имен русского авангарда Павел Филонов занимает особое, фундаментальное место. Он, как каменный утес, возвышается над равниной русской культуры. Филонов — художник, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем, создатель новой фактуры и пластики рисунка, основатель и идеолог аналитического искусства, оказавший огромное влияние на своих современников и на все следующие поколения. Вглядываясь в фигуру мастера, вдумчивый зритель может обнаружить настоящего интеллектуала и самобытного художника-исследователя.

Филонов ставил перед собой глубинные вопросы творчества — он искал первоосновы изображений за многовековыми культурными напластованиями школ и течений. В дерзновенном творческом акте он стремился открыть архаичную свежесть образов. Отец, бесфамильный крестьянин Николай Иванов, родом из Тульской губернии, работал извозчиком в Москве, а мать была прачкой. В 1897 году Павел с отличием закончил церковно-приходскую школу и поступил в рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств, а после нее, с 1903 года, учился живописи в частной школе художника Дмитриева-Кавказского. Одновременно с учебой он работал на живописно-малярных работах — оформлял помещения, склады, вывески, витрины. Это была обычная работа для начинающих художников из бедных семей. В 1905 году, Филонов отправился в путешествие по России и далее до Иерусалима. Путешествие длилось около двух лет и дало художнику массу наблюдений и впечатлений на последующие годы.

Именно тогда в голове мастера начали рождаться идеи о необходимости преображения искусства и придания ему статуса духовного путеводителя. Он хотел продолжить в живописи мощный мессианский пафос литературы XIX века. Так в будущем и вышло — в начале ХХ века русское мессианство проросло в живописи художников-авангардистов. Концепции Казимира Малевича, Владимира Татлина и самого Филонова выросли из понимания искусства как духовной сущности, влияющей на основные постулаты бытия. В паломнической поездке Филонов изучал различные труды по истории живописи, иконографии, философии, этнографии и биологии. Даже в молодом возрасте это был человек широкого кругозора и аналитического мышления.

Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Дмитриева-Кавказского 1849—1916. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г.

К 1910 г. Гуро и М. Матюшина; к зиме 1910 г. Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии. Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г.

Проверить свои знания о стратегических наступательных операциях Великой Отечественной войны -Ленинградско-Новгородской, Белорусской, Крымской участники диктанта должны были за 45 минут в 25 вопросах. Всего на территории города Сочи Диктант Победы написали более 3 тысяч человек. Узнать свои результаты каждый из них сможет на официальном сайте диктантпобеды.

Смутьян холста, очевидец незримого, его интеллектуальные эксперименты были понятны лишь узкому кругу новаторов, а впоследствии оказали мощное влияние на мировую живопись. Какую цену он за это заплатил?

Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее

Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. ФИЛОНОВ Павел Николаевич [27.12.1882 (8.1.1883), Москва – 3.12.1941, Ленинград], рос. живописец и график. Родился в семье извозчика. М., 2008; Мосякин А. Г. Страсти по Филонову: Сокровища, спасенные для России. Павел Николаевич Филонов родился в рабочей семье, как сам говорил, «рязанских мещан».

Навигация по записям

  • Комментарии
  • Арабский халифат и его распад
  • Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина
  • Память дня, Павел Филонов
  • Работы художника П. Филонова
  • ФИЛОНОВ Павел Николаевич

Сайт Владимира Кудрявцева

Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов». Рассказала в эфире "России-24" руководитель регионального штаба Комитета семей воинов Отечества Мария Филонова. Ну у Филонова в этом цикле все работы похожи). Павел Николаевич Филонов умер в Ленинграде, в самом начале блокады.

Память дня, Павел Филонов

Также принять участие можно было и в онлайн-формате. Навигация по новостям.

Это интересно: 230 лет со дня рождения одного из самых известных австрийских художников Ф. Вальдмюллера Павел Филонов — Коровницы, 1914 фрагмент В картинах Филонова предстают мир образов и изобразительная система весьма своеобразного мыслителя и живописца. В картине «Пир королей», в которой Хлебников увидел «пир трупов, пир мести», потрясает беспощадность, физиологизм. В мировоззренческой посылке и приемах экспрессии холст сопоставим лишь со средневековым готическим натурализмом.

Трапеза призраков, жутких в своей пластической иллюзорности, показана как грозная мистерия, непонятная, кощунственная. Пронзительно холодные сине-зеленые тона, усиленные зловещим тлением оранжевого, малиново-красного, создают впечатление пробивающегося сквозь плоть вещей, идущего из глубины света — эффект, знакомый по витражам готических соборов. Как ни сложно искусство начала XX века, мало кто из русских живописцев этой поры с такой силой демонстрирует смятенность, порожденную поступью истории переломного времени, и одновременно стремление найти выход из запутанных противоречий, как Филонов. Его преследует мечта о «мировом расцвете» название большого цикла картин, тема драматической поэмы, опубликованной Филоновым в 1914 году с собственными иллюстрациями. В его творчестве можно найти точки соприкосновения с экспрессионизмом, утвердившимся в европейском, прежде всего в немецком, искусстве в годы первой мировой войны и выразившим страх и беспомощность перед варварством человекоубийства, перед социальным неблагополучием в мире. Творчеству же Филонова отчаяние не свойственно, он убежден, что рождается новый мир, мир Утопии.

Его идеалы путаны, выражены подчас почти косноязычно, но с убежденностью. Демократизм и бунтарство проявляются в обожествлении пролетариата, его грядущего господства «Ввод в мировой расцвет», «Формула петроградского пролетариата». Это интересно: К 190-летию английского художника и общественного деятеля Уильяма Морриса Если экспрессионизм, футуризм, сюрреализм направления, во многом близкие художнику почти истерически прокламировали отказ от искусства прошлого во имя современности, то Филонов, также утверждавший принципиальную новизну своего творчества и в теории, и в практике, утверждал одновременно необходимость претворения живых традиций.

Создание произведений должно быть уподоблено органическому росту форм в природе — путём наращивания целого из некой начальной формы «точки» в системе «аналитического искусства» и дальнейшего изменения соединения форм, точек в конечном общем, цветовом, «выводе». В ряде работ «Живая голова».

У него были последователи, подражатели, копиисты, но силы филоновской «сделанности» достигнуть трудно. Идеи Филонова вызывали интерес у учащихся АХ, во время каникул Филонов занимался с группой студентов в стенах АХ июнь—октябрь 1925. К 1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. Школа Филонова» 1927—1930, формально до 1932 , о чём свидетельствует заказ на оформление зала Дома печати и спектакля по комедии Н. Гоголя «Ревизор» в постановке И.

На представлении в Доме печати мог состояться один из последних контактов Филонова с Маяковским, присутствовавшим на спектакле. По количеству участников и объёму выполненных работ проект МАИ для Дома печати — самый масштабный ансамбль русского авангарда. Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим от графика, но формально не участвовал в проекте, и его имени нет среди участников выставки в Доме печати; в составе МАИ он не экспонировался и на других выставках 1928—1929, 1930. Во время конфликта между членами МАИ май 1930 произошёл раскол, и Филонов вышел с группой единомышленников из состава коллектива. Примерно с этого времени начался отсчёт самых ожесточённых публичных дискуссий о личности и творчестве художника, подробности которых стали известны благодаря сохранившейся части его дневника 1930—1939.

В 1927 произведения Филонова были включены в экспозицию новейших течений Русского музея, подготовленную Пуниным. Решение ГРМ провести персональную выставку Филонова не было осуществлено в полной мере: экспозиция из более двухсот произведений провисела в залах в период с осени 1929 до декабря 1930, но так и не была открыта для публики. Состоялось несколько общественных просмотров и обсуждений неоткрытой выставки. Хотя каталог и был выпущен, но в нём была заменена статья В. Аникеевой, согласованная с Филоновым.

Открывать выставку было официально запрещено, в художественной жизни СССР это стало первым случаем идеологического вмешательства. Негативный эффект от всей истории был несколько сглажен руководством музея предоставлением на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» 16 июня 1932 — февраль 1933 в Ленинграде отдельного зала для восьмидесяти произведений Филонова, и для тридцати произведений — в Москве. Полученный заказ издательства «Academia» на оформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей за собой название «Школа Филонова». В 1931—1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги и в память о коллективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» с абстрагированными портретами своих учеников 1933. За успехом книги последовало приглашение участвовать в выставках: «Выставка портрета» март 1933.

Ленинградский областной дом художника ; «Выставка художников-туристов» май—июнь 1933. Ленинградский дом учёных. Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция на общих собраниях Горкома художников 1934—1935 способствовала его дальнейшей изоляции, и он был вынужден даже прервать визиты учеников к себе домой. При полном безденежье в 1930—1938 художник получал редкие заказы по искусству. Оформив работу на имя своего пасынка П.

Серебрякова, Филонов вместе с ним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды находился в Исаакиевском соборе , в реалистической манере писал портреты, в том числе вождей. Продолжал работать по методу «аналитического искусства» «Первая симфония Шостаковича»; «Лики». Когда в 1938 были репрессированы оба пасынка художника, сослан его друг большевик Н. Глебов-Путиловский, парализована жена, основное время художника было отдано заботам о ней. Он продолжал работать и после большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны в экспозиции «Выставка живописи и скульптуры ленинградского Горкома художников» 16 марта — 16 апреля 1941.

Дом искусств им. Выражением высочайшего морального авторитета Филонова в художественных кругах довоенного Ленинграда может служить косвенное свидетельство его почитания. После его смерти в первые месяцы блокады Ленинграда, по ходатайству сестёр и при помощи учеников и Горкома художников, он был погребён в гробу в отдельной могиле на Серафимовском кладбище, слева от входа в храм Св. Серафима Саровского. Литература: Павел Николаевич Филонов.

Praha, 1966; Павел Николаевич Филонов. Из истории русского авангарда П. Мислер, Д. Аналитическое искусство.

После смерти отца семья бедствовала, и занятия танцами на сценах театров Корша и М. Лентовского приносили Павлу заработок с четырех лет. С 6 до 11 лет был танцором кордебалета московских театров, так же для заработка вышивал. Танцевальная выучка приучила Филонова с раннего возраста к самоограничению, требовательности к себе и высокой работоспособности, от природы он был наделен редкой остротой зрения и развитой интуицией. В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские, получив свидетельство на звание моляра-уборщика.

По окончании обучения Филонов до 20 лет работал маляром-декоратором интерьеров в составе бригады Н. Рубцова, находящейся во введении конторы двора принцев Ольденбургских, членов Императорской семьи. Пребывание на росписях дома в имении Рамонь под Воронежем, в образцово устроенном поместье, благотворно повлияло на мировосприятие будущего художника, приоткрыло ему общинный уклад жизни крестьянства, приблизило к пониманию органической основы жизни. Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши, и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Ремесленный характер исполнительских работ не мог долго утолять проснувшуюся потребность Филонова в творчестве. В 1903—1908 он занимался в частной студии академика-гравера Л. Дмитриева-Кавказского для подготовки к экзаменам в Академию художеств. За годы обучения он совершил путешествия на лодке по рекам Шексне и Волге, и проявил при этом сильный характер и недюжинную физическую силу, пройдя на веслах в одиночку часть пути от Рыбинска до Казани. Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку».

В 1907-1909 дважды совершил паломническую поездку в Палестину с заездом на Афон, изучал христианские древности, писал копии икон; побывал на Кавказе и посетил православный монастырь в Новом Афоне, делал этнографические этюды. В 1908—1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Ционглинского, его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело — и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна, оказали определяющее значение в становлении Филонова. С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги.

Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»

Одержимость, значит, помогает таланту? Ничего в ней нет плохого? Да и что, спрашивается, нам за дело до того, какой ценой досталась Филонову эта красота, когда мы сегодня любуемся его картинами. Так что же, чем плоха такая одержимость, если она помогает художнику? Ведь то же самое может быть и с учёным... Важны результаты, важно открытие, добытая истина... Вроде бы всё так, но, почему-то уже без всяких доводов, мне по-прежнему несимпатична, неприятна одержимость. Иногда, перебирая рисунки Филонова, я мысленно благодарю его - и возмущаюсь, вспоминаю его жизнь и отвергаю её всей душой, и не могу понять, прав он или неправ и имел ли вообще человеческое право на это?..

Ковтун Е. Начиная с 1925 года, вокруг П. Филонова сложилась группа из нескольких десятков учеников и последователей, которых он называл «Мастера аналитического искусства» МАИ.

Добиваться того, чтобы в рисунке цветка зритель видел «как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в анатомическую структуру ствола и ветвей, в зеленые листья, в белые с красным цветы». Авангард часто раздражает обывателя своей «повторимостью» - «Эка фигня, так и я нарисую». Ударники, 1935 Про полотна Филонова такого не скажет самый самовлюбленный человек.

Даже самые огромные свои картины он вырисовывал тонкой кисточкой, тщательно выписывая каждую деталюшечку. Сложность его картин потрясает даже полного профана, в каждом полотне — штук десять параллельных сюжетов, спрятанных один в другом. Каждый — со своими героями и тончайшей проработкой деталей. Все эти полотна с человечески глядящими собаками и грустящими лошадьми самобытны до инопланетности и этим заставляют вспомнить другого мастера, так же революцией рожденного, выкормленного и брошенного — Андрея Платонова. По большому счету, Филонов — это Платонов в живописи. Лица, 1940.

Непохожий не на кого, не становящийся ни в один ряд. Потерявший звездолет и обрусевший пришелец, пугающий и завораживающий. Как Платонов, Филонов пел космос революции всем своим существом, и этим оказался ей не нужным. После запрета филоновской выставки в Русском музее в 1930 году художник выпал отовсюду. Реально голодал от безденежья, но не брал заказов и отказывался продавать работы.

Гуревич, П. Кондратьев, А. Порет, М. Цибасов, А.

Сашин, Н. Лозовой, Е. Кибрик и другие. В 1927 вместе с учениками создал костюмы и декорации к постановке «Ревизора» Н. Гоголя в Доме печати в Ленинграде. В 1929 руководил оформлением агитпьесы «Царь Гайкин I» в Васильевском клубе рабочих-металлистов. В 1929—1931 в Государственном Русском музее была подготовлена персональная выставка Филонова не открылась. В 1931—1933 руководил работой МАИ по иллюстрированию финского эпоса «Калевала» для издательства Academia. Пушкина прошли ретроспективные выставки «Павел Филонов.

Очевидец незримого».

Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Именно импрессионисты показали, что в природе и, значит, в искусстве «привязанного» к предмету цвета нет, нет и несомненного предмета: они предполагаются, но изображаться должны так, как живут в сознании, зрении зрителя в зависимости от дистанции между ним и предметом. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета.

Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Интересно, что посткрестьянская природа Филонова, купеческая природа другого великого аналитика живого слова Алексея Ремизова, крестьянское происхождение Сергея Есенина, приведшего живую русскую крестьянскую речь в поэзию, равно выросли в «отходнической» Москве, где сделали фактами высокой общенациональной культуры своё рязанско-тульское прошлое. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской.

Отзывы, вопросы и статьи

  • Владимир Кудрявцев
  • Очевидец незримого
  • Павел Филонов — непризнанный критиками гений-художник: биография и лучшие картины
  • Художник Филонов Павел Николаевич
  • 140 лет со дня рождения художника Павла Филонова

Очевидец незримого

Такая концепция не подходила канонам нового советского общества, поэтому в начале 1930-х годов Филонов вместе с другими концептуальными художниками начал испытывать давление со стороны власти. В связи со сложившейся ситуацией Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились "Портрет И. Сталина" и "Тракторный цех". Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием "Лица", созданном перед началом Великой Отечественной войны. Триптих продемонстрировал несогласие с режимом и готовность отстаивать собственные творческие идеалы. Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова.

Теоретик "аналитического искусства" был женат, но не имел собственных детей. В 1921 году он заключил брак с разведенной женщиной Екатериной Александровной Серебряковой, которая была на 20 лет старше художника и воспитывала двоих сыновей. Павел Николаевич писал, что он и Рина жили в разных комнатах и вели раздельное хозяйство, но отношения складывались хорошо. Супруга поддерживала мастера и в последние годы буквально спасала его от голодной смерти. Большую роль в жизни художника сыграла его младшая сестра - Глебова Евдокия Николаевна, которая всегда поддерживала иь помогала ему, в том числе и финансово.

В 1977 году всё наследие Филонова, за исключением немногих работ, Е. Глебова подарила Русскому музею.

Какое-то время Павел Филонов писал реалистические портреты, но в сознании его уже формировалась теория «аналитического искусства».

В этом смысле "творчество" есть организованная систематическая работа человека над материалом» — писал он в манифесте «Идеология аналитического искусства» 1914-1915. Павел Филонов утверждал, что белое поле холста или бумаги — это невидимая часть природы, на которой художник должен взрастить, прорисовать линией, цветом и формой видимую и невидимую духовную сущность окружающего нас мира. Зритель, рассматривающий картину, должен видеть, как создается художественный образ, подобно тому, как растет дерево «движение организма против механизма».

Понятия «Видящий глаз» и «Глаз знающий», предложенные Филоновым, определяют направленность нового искусства к области психологии творчества и научного познания. Художником изображение создается по принципу — от частного к общему.

Хотя вот что насчет посвященности в это дело "товарища Новожиловой" поведала мне Евгения Николаевна Петрова, которая в 1985 году, будучи секретарем парторганизации музея, создала партийную комиссию с целью сличить рисунки Филонова из незаинвентаризованного фонда ГРМ с рисунками, опубликованными в журнале Cahiers. По ее словам, во время процесса выявления двойников директор музея вела себя очень странно. При обнаружении первого филоновского двойника на ее лице не дрогнул ни один мускул. А когда всплыл второй двойник, Новожилова отошла от стола и стала отстраненно смотреть в окно. Из этого можно заключить, что появление филоновских двойников не явилось для нее сюрпризом.

Примечателен такой факт. Увольнение и внезапная смерть замдиректора по науке ГРМ совпали по времени с появлением в 1983 году в журнале Cahiers восьми рисунков Филонова, "чудесным" образом перекочевавших с берегов Невы на берега Сены. Вряд ли это совпадение случайно. Похоже, что Новожилова уже тогда узнала об этом ЧП, потому и уволила своего зама, коему дотоле всячески потворствовала. А через два года, снова увидев на партийной комиссии эти рисунки во французском журнале, она уже ничему не удивилась. Впрочем, что знала и чего не знала эта женщина и какова была ее роль в этой криминальной истории, для нас останется тайной. Это могло бы установить следствие, но его не было.

Зато очевидно, что во время директорства Ларисы Ивановны с хранившимся в Русском музее творческим наследием Филонова и не только могло случиться все что угодно. И если бы весной 1985 года Евгений Фёдорович Ковтун не прочел присланную ему Жаном Клодом Маркаде статью о новых поступлениях в Музей современного искусства Центра Помпиду, Русский музей мог лишиться многих графических и живописных работ не только Филонова. Слава богу, этого не произошло, и почти все наследие Павла Филонова хранится там, куда его передала на вечное хранение Евдокия Николаевна Глебова. При жизни Филонова не признавали ни официозные советские художники — апологеты социалистического реализма, ни собратья по авангардным течениям в изобразительном искусстве, которые до начала 1930-х годов существовали в СССР. Филонова считали троцкистом в искусстве. Поэтому намеченная в 1929 году персональная выставка художника в Русском музее так и не открылась, несмотря на поддержку Филонова питерскими пролетариями и Исааком Бродским — придворным портретистом сталинской эпохи, создавшим парадные портреты Сталина, Ворошилова и других советских вождей. В 1932—1933 годах Филонов участвует несколькими работами в выставках "Художники РСФСР за 15 лет", но его художническая карьера тогда фактически завершилась.

До самой смерти в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года он больше не выставлялся, хотя о выставке своих работ мечтал. Потом была четверть века молчания, которое пробила вышедшая в 1966 году в Праге монография чешского искусствоведа Яна Кржиша, через Евдокию Николаевну Глебову изучившего работы Филонова. Она открыла миру большого художника. А состоявшаяся через год выставка Филонова в новосибирском Академгородке стала фактом его признания советской научной и культурной элитой. Широкой публике масштаб творчества Филонова открыла состоявшаяся в 1988 году в Русском музее первая полнокровная персональная выставка художника, которую организовал Евгений Фёдорович Ковтун, составивший ее каталог[56]. А последовавшие затем выставки "Москва — Париж" 1981 год и персональная выставка в Музее современного искусства Центра Помпиду весной 1990-го принесли художнику мировое признание[57]. После них Филонов вошел в плеяду классиков изобразительного искусства XX века.

Хотя с этим связан и криминальный сюжет с филоновскими двойниками. При организации выставок "Париж — Москва" и "Москва — Париж" в 1979—1981 годах, впервые с 1920-30-х годов, когда большевики за бесценок распродавали культурное достояние России, через советские границы перемещалась огромная масса произведений искусства, контролировать которую было сложно. В таких условиях вывезти за рубеж украденные из Русского музея рисунки Филонова, подменив их копиями, не составляло большого труда. Хорошо, что похищенные "близнецы" нашлись. Участь других рисунков и картин Филонова, контрабандой вывезенных за рубеж, неясна поныне. Прежде всего это относится к работам, проходившим по гуткинскому делу. Их было восемь: "Натурщица", "Переселенцы", "Октябрь", "Мужики верхом", "Волис-полком", "Люди и звери" и два абстрактных рисунка.

Известно только, что картину "Переселенцы" подельник Гуткиной А. Якобы купленная Гуткиной у племянницы Филонова "Натурщица" бесследно исчезла. А последние шесть работ, как сказано в обвинительном заключении по делу Гуткиной, "вместе с партией икон, малахита и антиквариата были переданы в Москве Л. Шмальцу и М. Мбонджи и в Вене вручены Гринбергу-младшему. По имеющейся информации, картина "Карл Маркс" портрет Маркса "с нимбом" , о которой говорил на следствии Поташинский, в конце 1970-х была вывезена из СССР и оказалась у Ю. Вейцмана — родственника министра обороны в правительстве Менахема Бегина и будущего седьмого президента Израиля Эзера Вейцмана.

Возможно, она и сейчас там. А вот судьба украденной Поташинским картины "Две женщины и царь" неизвестна совсем — он кому-то ее продал, и всё. Несколько работ Павла Филонова хранится в коллекциях деятелей культуры, с которыми общалась Е. У питерского писателя находится четыре работы художника: "Нарвские ворота". Со временем они могут оказаться как в Русском музее, так и на черном рынке. Иногда на выставках всплывают неизвестные работы Филонова. В марте 1998 года в голландском городе Маастрихте открылась регулярная ярмарка искусств, в рамках которой проходит художественный аукцион, где на продажу выставляются высококачественные произведения.

И в зале русского авангарда на одном из самых почетных мест тогда были выставлены пять работ Павла Филонова. Эти по мнению экспертов, подлинные работы художника, очевидно, когда-то находились у Глебовой, но в Русский музей не попали. Кому они принадлежали и как оказались на ярмарке в Маастрихте, остается загадкой. Хотя незаконно вывезенные работы Филонова, которые музейным работникам и компетентным органам удается найти, возвращаются законным владельцам. Вернутся ли другие, бог весть. Гуляют по миру и филоновские фальшивки. Ведь с конца 1970-х годов Филонов стал популярен на мировом художественном рынке, а значит, и среди контрабандистов.

Его работы пытались любым путем раздобыть или сделать с них копии на продажу.

Варвара, Владислав, как Вы стали кураторами этой выставки? Как-то раз мы стояли на улице, и я рассказал об идее организовать выставку, а Варе моя задумка понравилась.

Владислав Какая картина на выставке вам нравится больше всего? Я хотела бы продолжить кураторскую деятельность, мне это занятие очень импонирует, оно меня вдохновляет. Скажу лучше так: у меня к кураторству лежит душа!

Варвара Я же хочу достичь такого уровня, чтобы было о чем рассказать на выставке. Стать более разносторонним, качественно делать свои проекты. Владислав Какие маэстро прошлого Вас вдохновляют?

Наверное, работы Льва Повзнера. Я не могу сказать, что они меня так уж вдохновляют, но мне они действительно нравятся. Рад, что они у нас сегодня представлены в рамках выставки.

Очевидец незримого

Ольга Любимова: «Москва не видела Павла Филонова 20 лет. Павел Николаевич Филонов родился 8 (21) января 1883 года в Москве в семье мещанина, то есть в семье, формально по сословной принадлежности выше, чем. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» к 140-летию художника Павла Филонова (1883–1941) открылась выставка его работ. 8 января исполнилось 133 года со дня рождения Павла Николаевича Филонова, художника-исследователя (как он сам себя называл). Павел Филонов: реальность и мифу Символы времени, ISSN 1990-6102. выдающийся русский художник-авангардист в энциклопедии создателей предметов старины ARTLOT24.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий