Но одному благочестивому мужу было откровение, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения. 15февраля–один из12главных праздников Православной Церкви–Сретение тая Богородица принесла Младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить Его Богу.
Сретение Господне: история, традиции и обычаи
Глянув на малыша, старушка так же признала в нем сына Божьего и будущего Спасителя. А вот первое упоминания об этом празднике встречаются еще в произведениях христианских святых III и IV веков, торжественное же празднование Сретения Господня во всей Византийской империи было установлено в царствование императора Юстиниана в 542 году. Этот праздник символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов. В народном быту Сретение издавна воспринимается как встреча зимы с весной.
Традиции Сретения Господнего Существует много традиций, связанных со Сретением. Главный из них - освящение свечей на Сретение. По традиции, во время праздничного богослужения в церкви освящают свечи, а после раздают их прихожанам.
Немного другая версия того же предания доносит нам еще одну историю. Старец засомневался в правдивости слов пророка Исаии и по пути из Египта в Израиль поделился со спутниками своими сомнениями. Когда они проходили мимо реки, старец снял с руки драгоценный перстень и выкинул его в воду со словами: «Если найду его, то смогу поверить изречению пророка по букве». Буквально на следующий день в одном селении он купил рыбу, а когда готовил ее, то нашел в ней тот самый, брошенный им перстень.
Тогда в сердце святого старца не осталось ни капли сомнения по поводу истинности слов пророка. Подобное уже было в Священном Писании: праведный Захария, о чем говорится в самом начале Евангелия от Луки, также смутился словом Божиим и за это лишился голоса до тех пор, пока не родится сын его, Иоанн Предтеча. Когда же эта таинственная печать безмолвия разрешилась, он, исполнившись Духа Святого, прорек: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего Лк. Вот и праведный Симеон, смутившийся словом Божиим, получил свое святое и благое «наказание» — только печать, в данном случае, была наложена не на уста, а на смерть.
Он, как и праведный Захария, увидев доказательство некогда смущавшей его идеи, исполнился Духа Святого; узрев воплотившегося Бога и осязав Его младенческую человеческую природу, произнес известнейший христианский текст, ставший богослужебным гимном, оканчивающим ветхозаветную вечерню и предваряющим новозаветную утреню: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля Лк. Все люди Ветхого Завета, даже самые великие праведники, по смерти попадали в ад. Рай был затворен от зараженного первородным грехом человека, и никакими самостоятельными усилиями ни один человек не мог взойти в вожделенную и благую вечность. Люди жили надеждой.
Самые чистые души понимали и ощущали истинный смысл Писания, Закона и богослужения ветхозаветного мира — ожидание Пришествия Спасителя и подготовка душ человеческих к восприятию его. Однако ни люди, ни даже ангелы не понимали и не могли представить природу великой тайны Боговоплощения. Согласно еще одному преданию, тем же самым местом из пророка Исаии была удивлена и Богородица, после чего узнала от Ангела, что слова эти не просто не являются какой-то ошибкой, но имеют непосредственное отношение к Ней самой: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим Лк. Сретение Господне.
Андрей Рублев. Как и Богородица, святой праведный Симеон не считал ветхозаветную жизнь жизнью в полном смысле этого слова. Однако не только смерти он жаждал — в ней ветхий человек вряд ли мог видеть хоть какой-то свет. Но ожидание смерти в его сердце было неразрывно вплетено в ожидание Мессии, Спасителя мира, который откроет душам нашим лестницу в рай и блаженную, вечную жизнь.
Канон богослужебной книги под названием Минея в нескольких тропарях говорит о праведном Симеоне даже как о некоем Иоанне Предтече для пребывающих в темнице ада: «По обещанию Божьему увидел ты, Симеон, Господа, и воскликнул: отпусти, Спаситель мой, ныне раба Твоего, да проповедаю пребывающим в аду твое божественное воплощение», и «Исполнился ты, Симеон, водами божественными, и сошел в ад, где увидели тебя узники там пребывающие исполненным божественной росы». Наконец, стоит отметить, что в своей молитве к Господу праведный Симеон, в отличие от приведенных выше слов Захарии, подчеркивает, что Спаситель пришел не только лишь для Израиля, но и для всего мира, для всего человечества. Израильский народ в лице Богородицы оказался чревоносителем Христа, Который, родившись, открыл Свои нелицеприятные объятия для всех нас. Интересно, что в древнем христианском документе, которое называется "Протоевангелие Иакова" и входит в Священное Предание Церкви, говорится о том, что после смерти Захарии, отца Иоанна Крестителя, первосвященником избрали Симеона.
Какие два пророчество произнес Симеон? Из Евангелия от Луки мы знаем, что святой праведный Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме произнес два пророчества: одно, касающееся младенца Иисуса, а другое — непосредственно самой Пречистой Девы. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец Лк. Второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы Блаженный Феофилакт Болгарский обращает внимание на несколько важных деталей в 34-м стихе.
Он пишет, что праведный Симеон благословил обоих: младенца Иисуса и Мать Его Марию, но обращается с пророческими словами только к Матери. Рассуждая о первом пророчестве, касающемся самого Христа, блаженный Феофилакт пишет так: "Сей лежит на падение неверующим, а верующим — на восстание. Господь лежит на падение зла, гнездящегося в душах наших, и на восстание добра; падает блуд, восстает целомудрие". Лопухин пишет, что слова "на падение" в пророчестве указывают на суд, который должен совершиться согласно пророку Исаии в результате явления и деятельности Мессии: одни соблазнятся и не признают Христа, а другие, следуя словам Его, восстанут через Него к новой жизни Ис.
Также он пишет о том, что, несмотря на то, что явление Христа было само по себе чудесным и являлось признаком исполнения Божественных обетований о пришествии Мессии, против Него ополчились многие из иудеев, что закончилось распятием Спасителя на Кресте. Преподобный Максим Исповедник считал, что это пророчество можно понимать и в другом смысле: Христос лежит «на падение страстей и лукавых помыслов в каждом из верующих, на восстание же добродетелей и всякого богоугодного помысла». Теперь обратим внимание на текст второго пророчества Симеона, обращенного к Богородице. Праведный муж под словами и Тебе меч пройдет душу подразумевает будущие страдания матери за Своего Сына, которые придется пережить Марии, когда Она будет видеть распинаемым на Кресте Своего Сына и Господа.
Лопухин пишет: «Ощущение, которое Она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом». Это второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы: "Умягчение злых сердец", который еще называется "Симеоново проречение", и "Семистрельная". Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" Эти пророческие слова удивительно толкует преподобный Роман Сладкопевец в одном из кондаков на праздник Сретения: «Тайна же будет настолько пререкаемой, что в Твоем уме возникнет колебание. Ибо, когда увидишь пригвожденным ко Кресту Твоего Сына, Непорочная, вспомнишь слова, сказанные Ангелом, и Божественное зачатие, и чудеса неизреченные — тотчас усомнишься.
Размышление же о страданиях будет для Тебя как меч. Но после того пошлет Твоему сердцу исцеление, Ученикам же Своим — мир непобедимый Единый Человеколюбец» [3]. Взирая на образ Божией Матери, мы видим, сколь много стрел вонзилось в сердце Пречистой Девы. И каждый из нас в своей жизни иногда испытывает тяжелые муки и испытания, которые терзают сердце.
А прибегая в молитве к Богородице перед Ее образом «Умягчение злых сердец», мы можем получить утешение, и тогда наши душевные терзания прекратятся. Об этом красноречиво говорит епископ Кассиан Безобразов : «Тайна богоматерней любви открывается верующему в трепетном опыте личного благочестия. Мы познаем Матерь, утешающую нас в скорбях и направляющую нас по пути спасения» [4]. Далее Симеон продолжает говорить о Христе и высказывает такую мысль: результатом пререканий в народе об Иисусе Христе, которые в свою очередь должны были тяжело отразиться на Божьей Матери, стало то, что многие сокрытые мысли стали явными.
Открылись, то есть люди стали говорить, что думают и сами определяли: быть им со Христом, Мессией, Которого они так ждали, или же отвернуться от Него и продолжать верить в приход другого избранного, который избавит народ Израильский от власти Рима и сделает их властелинами всей земли.
По внушению Духа Божия Симеон пришел в храм как раз тогда, когда родители принесли туда Младенца Христа, чтобы совершить над Ним законный обряд. Старец взял на руки Иисуса, почему и называется Богоприимец, благословил Его и промолвил: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовил перед лицом всех народов, — свет и просвещение язычников и славу народа Твоего Израиля».
В это же время в храме была 84-летняя вдова Анна. Она тоже прославляла Господа и говорила всем, что Младенец Иисус и есть обещанный Спаситель. В Древнем Риме в начале февраля отмечали праздник покаяния, поста и очищения, который был связан с подготовкой к весенним сельскохозяйственным работам.
По поверьям, перед весенними работами необходимо очиститься от грехов и позаботиться о том, чтобы умилостивить тех духов и богов, от которых зависели жизненное благополучие и успехи в хозяйственных делах. В христианском празднике Сретения сохранились некоторые очистительные обряды, направленные против злых духов. Древние славяне в феврале отмечали свой весенний народный праздник, который по времени совпадал со Сретением.
И сегодня в северо-западной России известен праздник под названием Громница, во время которого почитают огонь. Наши предки различали огонь земной и огонь небесный. Небесный огонь, приходящий в виде молнии с неба, считали священным, а его проявления — божественными.
Особенно ценили живой огонь, который ритуально зажигали трением дерева о дерево. От него зажигали огонь домашнего очага. Считалось, что изготовленные на Громницу свечи, обладают скрытой чудодейственной силой, оберегающей дом от молний и грома, а также от всяких неприятностей.
По поверью, громничной свечой с целью защититься от сглаза подпаливали шерсть у животных и волосы у людей. Раньше на Громницу освящали хлеб-соль, которые хранили в доме как надежное средство от пожаров. Если все-таки случался пожар, этот хлеб-соль бросали в огонь или в сторону, куда хотели отвести огонь.
Во время обедни следили за свечами и гадали: у кого первого погаснет, тот и умрет раньше. А у кого после выхода из храма на пути домой огонь не потухнет, а ещё если воск на руку упадет тремя каплями, тот будет счастливым. Потушенную ритуальную свечу разламывали и раскладывали в хлевах, чтобы защитить скотину.
Обычай вносить на Сретение в церковь свечи для освящения в римской церкви получил своё начало при папе римском Сергии. Установлен он был для противодействия языческому празднеству, которое совершалось вначале февраля в честь Прозерпины, Фебра и других языческих богов и сопровождалось возжжением факелов. На Руси ещё был распространен символический обряд продажи ребенка.
На некоторых приходах даже устраивают настоящие балы, где молодые люди знакомятся друг с другом. Традиции Православный христианин в день Сретения Господня обязательно идет в храм на литургию. По возможности исповедается и причащается. Особого поста для этого праздника нет.
Но если 15 февраля выпадает на среду или пятницу, то принято вкушать рыбу, а не мясо. Приметы Считается, что на Сретение зима борется с весной. Если в этот день стоит мороз, то холода продержатся еще долго, а весна будет затяжной и прохладной.
Сретение 2023: приметы на 15 февраля, традиции и обряды
- Также рекомендуем
- Сретение Господне: история, традиции и смысл православного праздника
- Сретение Господне — Википедия
- Сретение Господне - история и значение Праздника | Православиум
- Христианская история праздника Сретенье
- История и смысл праздника Сретение Господне, что означает и когда празднуется
Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
Сретение Господне, даже если праздник выпадает на постную среду или пятницу, можно вкушать рыбу. Сретение 2023: приметы на 15 февраля, традиции и обряды. Сретение Господне – 2023: история праздника. История праздника берет начало задолго до рождения Христа. Примерно за 300 лет до н.э. жил праведник Симеон.
15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл
История Сретения Господнего. Праздник Сретения Господня был установлен в честь встречи младенца Христа с праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной. Познакомимся с праздником Сретение Господне, узнаем его историю кратко. Православные 15 февраля отметят важный церковный праздник, символизирующий встречу человека с Божественным, — Сретение Господне. Сретение Господне, даже если праздник выпадает на постную среду или пятницу, можно вкушать рыбу.
Сретение Господне: коротко о празднике
Среди них находился и праведный Симеон. Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить это пророчество... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу. Когда же родившийся Спаситель после сорока дней Богоблагодатною Мариею принесен был в храм, тогда святой, познав свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исаии, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» Лк.
Чтобы рассказать об этой интересной и непонятной современному человеку традиции, придется обратиться к краткой истории праздника Сретение Господне. Предание Именно иудейская традиция, по которой женщина должна принести жертву Господу за рождение первенца, может шокировать современного человека. В те далекие времена именно так и было. Поскольку ребенок матери дается во грехе, то после появления долгожданного отрока она не должна была посещать православные храмы в течение 40 дней, в случае с сыном и 80 дней — с дочерью.
По истечении этого срока женщине необходимо было пойти к своему духовнику, чтобы подарить в качестве благодарности молодого ягненка и горлицу, а также помолиться и провести обряд посвящения младенца Богу. Также читайте: Православные посты в 2019 году — церковный календарь по месяцам По преданию Мария и Иосиф на 40 день после появления на свет Иисуса принесли его в Иерусалимский храм, следуя установленному закону, где их встретил старец Симеон. На тот момент ему было более 300 лет.
Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний.
Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты. Фото Густаво Зырянова Что же категорически запрещено на Сретение. Также 15 февраля на Руси внимательно наблюдали за погодой. Считалось, что если в этот день идёт снег, то весна будет поздней.
Хорошей приметой в этот период считается тихая и солнечная погода.
Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского: "И старец сказал, повернувшись к Марии: "В лежащем сейчас на раменах Твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око". Пророческие слова старца Симеона к Марии "и Тебе Самой оружие пройдет душу" легли в основу знаменитых икон "Умягчение злых сердец" и "Семистрельная". Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами. Перед иконами молятся о мире, желая смягчить сердца врагов. Старец Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе.
Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем Симеоном. Бродский гениально дорисовывает сцену, описанную евангелистом Лукой, — уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма. Уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную: "Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась". Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи — Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, — о, чудо!
Что такое Сретение и как его празднуют. Простыми словами
История Сретения Господнего. Праздник Сретения Господня был установлен в честь встречи младенца Христа с праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной. Сретение Господне история Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. Праздник Сретения Господня в 2024 году: какого числа отмечают и какие традиции соблюдают православные христиане.