Ход выступление старообрядцев

1676 годов, а также захват. Первый этап выступления отрядов Разина (1667-1669) обычно называют «походом за зипунами». Толпа двинулась в Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович, вступивший в переговоры с восставшими. Но затем были вызваны верные царю стрелецкие полки, подавившие выступление жителей Московского посада. В феврале 1650 года в Пскове горожане избрали собственное народное правительство и организовали оборону города. На протяжении полугода, в ходе восстания, Псков оставался народной республикой. Большой Московский собор отреагировал на послание, на старообрядцев была наложена анафема. Иосиф становится новым настоятелем Соловецкого монастыря, согласно указу царя от 23 июля 1667 года. Старообрядческие согласия. Как религиозное явление старообрядчество не представляет собой внутреннего единства, что обусловлено проблемами, стоявшими перед старообрядцами, и путями их осмысления.

Лидер старообрядцев - фото сборник

В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. 6. Отметьте причину многих выступлений старообрядцев в годы правления Петра I: 1) увеличенные подати для старообрядцев, запрет заниматься определёнными видами деятельности. 2) передача основных государственных должностей богатым. отныне Исус Христос — форма имени, принятая в Древней Руси — становился Иисусом Христом, при этом сторонники реформы оскорбляли старообрядцев, утверждая, что слово «Исус» в переводе означает «равноухий».

Соловецкое сидение (восстание)

Крепость была взята в результате измены в 1676 г. Описание В 1650-х гг. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви. Уже в 1657 г. В 1666 г. Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора.

В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси. Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться. Из-за недостатка сил Волохову в 1668—1672 гг.

Несмотря на то, что это народное волнение не дало результата, оно явилось прелюдией к более масштабному взрыву под руководством Степана Разина. Восстание Степана Разина Этот период вошёл в историю как крестьянская война под руководством Степана Разина. На первом этапе восстание проходило на Волге, в ходе которого, был захвачен город Яик. Тут со стороны царя выходит указ об амнистии Разина с требованием, чтобы он отступил на Дон. В ответ на это восставшие казаки совершили Каспийский поход, по дороге разбив под Астраханью царские войска.

Двигаясь в направлении Персии, казаки занимались массовым грабежом царских кораблей. В планы Разина входило поступление на службу к персидскому шаху. Однако тот ему в этом отказал. Со стороны шаха было направлено войско, которое нанесло Разину под городом Решт поражение. Вернувшись на Дон, восставшие организовали второй поход. Начался он в 1670 году и состоял из событий: 15 мая 1670 года был взят Царицын. Разин, с войском в 10 тысяч человек захватывает Самару и Саратов. После этого крестьянская война набирает массовый характер.

В ней уже принимает участие более 200 тысяч человек. Обеспокоенное царское правительство направляет на борьбу с восставшими Долгорукого и Барятинского. В итоге под Симбирском происходит сражение, в котором восставшие терпят поражение, а Разин получает тяжёлое ранение. Это явилось переломным моментом в восстании, которое постепенно стало затухать. Разин был схвачен своими же казаками и передан царю. Впоследствии он был казнён. Это восстание показало степень народного потенциала. Когда такая сила вырывается из оков, то справиться с ней невозможно.

Единственно ей требуется вождь. Ранение Разина лишило восставших предводителя, а подхватить эту функцию было некому. Соловецкое восстание Поводом восстания церковников соловецкого монастыря стали реформы Никона. Теперь церковные службы должны были проводиться по новым обрядам. Для этого в Соловки приехал новый настоятель Иосиф. Однако он был принят враждебно и отослан обратно. Вместо него эту должность занял местный служитель Никанор. Такое положение дел не устроили царя Алексея, который 3 мая 1668 года для усмирения церковников выслал стрельцов в количестве 112 человек.

Возглавляя их стряпчий Волохов. События развивались следующим образом: Монахи закрыли ворота монастыря, а осаждающих сил было слишком мало, чтобы идти на штурм. Такая ситуация продолжалась 4 года. Церковники были хорошо обеспечены, к тому же им помогало население. Волохова сменяет Иевлев, а количество стрельцов возрастает до 730 человек.

Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов. Подписи гласили: «окаянный», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа»[1].

С сер. XVII в. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию, переросшему в крестьянскую войну. Казацкий атаман Степан Разин после успешных набегов на Волгу совершил в 1668-1669 гг. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина.

Летом 1670 г. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона 1652-1666. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой , прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно.

Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения ушла в раскол.

Ход выступления старообрядцев кратко

Несогласных стали называть «старообрядцами». Основные причины Непосредственных причин для восстания было несколько. Началось все в 1657 году. Именно тогда были напечатаны книги, которые регламентировали новый церковный уклад. Отправлены эти книги были и в Соловецкий монастырь, где встретили сопротивление со стороны местных монахов. Монахи отказались следовать новым правилам и проводить службы. Новые книги были помещены в хранилище и закрыты. Далее события развивались следующим образом: Монахи отправляют челобитные на имя царя, в которых просят оставить привычные правила. Это произошло в 1666-1667 году. При этом монахи уверяют в челобитных, что верны царю и не помышляют о бунте.

Но просьбы остаются без ответа. Большой Московский собор отреагировал на послание, на старообрядцев была наложена анафема. Иосиф становится новым настоятелем Соловецкого монастыря, согласно указу царя от 23 июля 1667 года. Иосиф поддерживал реформы и должен был провести их среди несогласных монахов. Но Иосиф был изгнан из монастыря, а монахи выбрали Никанора в качестве настоятеля. Царь и его приближенные расценили это как открытое восстание. Армия начала готовиться к походу. Хроника событий Прежде чем перейти к описанию самой осады, стоит немного рассказать о том, что из себя представлял Соловецкий монастырь в то время. Это был не только монастырь, но и хорошо укрепленная крепость.

Во времена войны со Швецией монастырь являлся мощным форпостом. Он был обеспечен значительными запасами оружия и боеприпасов, а сами монахи владели воинским искусством. Взять такую крепость было непростым делом, что прекрасно понимали царь и его придворные. Продовольствие же монахи могли получать от поморов, которые сочувствовали им, тем более в холодное время года, когда активная осада становилась практически невозможной из-за погодных условий. Командовал этим отрядом Игнатий Волохов. Высадка на остров произошла 22 июня. По данным современников тех событий, под командованием Волохова было 112 стрельцов. Царь запретил штурмовать монастырь и рассчитывал на то, что удастся договориться с монахами мирным путем. Артиллерию и прочее осадное оборудование применять было категорически запрещено.

В результате летом 1673 года Климентия Иевлева тоже отстранили от командования, а затем отозвали в столицу и арестовали за многочисленные преступления. Осада Соловецкого монастыря же, все больше походившая на Троянскую, продолжалась. Однако теперь власть, уставшая от долгой и бессмысленной осады, на которую уходили деньги и солдаты, в сентябре 1673 года назначила во главе войска воеводу Ивана Мещеринова с приказом «воровство и мятеж искоренить вскоре» любыми средствами. Включая и обстрел стен Соловецкого монастыря из пушек, что прежде было запрещено, так как царь надеялся на мирное окончания восстания и обещал прощение всем бунтовщикам, которые сами явятся с повинной. Для того, чтобы воевода, в отличие от своих предшественников, все-таки взял монастырь, его еще дополнительно «простимулировали» приказом: «Воровство и мятеж искоренить вскоре, на зимовье к Сумскому острогу не ходить, а буде ты, Иван, с Соловецкого острова без нашего, великого государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь». С такой мотивацией Мещеринов просто не мог не активизировать военные действия.

Вместо вялой осады началась реальная война. Особенно осада усилилась после того, как власть узнала, что в монастырь прибыли выжившие соратники недавно разгромленного Стеньки Разина. Но тут в дело вмешалась сама погода. В октябре 1674 года рано ударили холода, и осаждавшие были вынуждены вновь отступить. Они отправились на зимовку в Сумский острог. Восставшие же до конца 1674-го продолжали молиться за здоровье царя.

Однако в ответ на усиление осады они в январе следующего года решили больше не молиться за «ирода». В конце мая 1675 года воевода со стрельцами вернулся на Соловки. Активные боевые действия развернулись летом, и с июня по октябрь потери осаждавшего войска составили 32 убитых и 80 раненых. Пошла совсем другая война. Мещеринов окружил монастырь земляными городками с пушками вокруг его стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе 1675-го к осаждавшим прибыло пополнение из 800 стрельцов, и общая численность войска составила порядка 1500 человек.

В этот раз воевода решил не уходить на зимовку в острог, несмотря на холода, а продолжать осаду до победного. Но защитники Соловков отчаянно отстреливались и наносили его войску большие потери. Им даже удалось сделать вылазку и завалить подкопы осаждавших. В начале января 1676 года Мещеринов предпринял еще один приступ к крепости. Однако и он был отбит, в ходе боя погибли 36 стрельцов. Осада опять затягивалась, но в этот раз совсем не из-за бездействия царских войск.

Наступила зима с суровыми северными холодами, исход войны был неясен, а над воеводой нависла угроза смертной казни за провал. Но судьбу осажденного Соловецкого монастыря решил тот фактор, что за историю человечества сдал врагу немало крепостей — предательство. Но сделать это нужно именно за час до рассвета, так как в это время идет смена караула, и на стене и башне остается всего по одному человеку. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота. Восставшие проснулись и заметили опасность, но было уже поздно. Около 30 из них атаковали стрельцов, но погибли в неравном бою.

Соловецкий монастырь пал. Долгая почти восьмилетняя осада, сравнимая с осадой Трои, наконец закончилась. Официальных документов о том, сколько защитников монастыря погибло за время осады и было казнено после нее, нет. Известно, что к началу осады Соловков в крепости было около 700 монахов и мирян. За следующие 8 лет люди приходили в монастырь, уходили, умирали от болезней и погибали от ран. По некоторым оценкам, к концу осады восставших осталось около 400 человек.

А после штурма пришло время для расправ, после которых выжили лишь 14.

Самого Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где вскоре он был втайне ослеплен и утоплен. Причиной неудачи этого восстания стало отсутствие четкой программы и дисциплины в войске. Многочисленные восстания середины 17 в. Соляной бунт в 1648 г. В Пскове и Новгороде в 1650 г. Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы.

Летом 1662 г. С сер. XVII в. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию, переросшему в крестьянскую войну. Казацкий атаман Степан Разин после успешных набегов на Волгу совершил в 1668 — 1669 гг. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть.

Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона 1652 — 1666. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах.

Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец.

Содержание церковной реформы и причины ее неприятия часть русского населения. Движение старообрядцев. Протопоп Аввакум. Соловецкое восстание. Крушение Никона. Причины, характер и формы народных восстаний XVII в.

Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Его причины, этапы, итоги и значение. Первая часть лекции раскрывает историю раскола Русской православной церкви в результате церковной реформы патриарха Никона. Проанализированы государственный и церковный запрос на реформу, а также желание Никона остановить рост западного влияния на Россию. Из последнего вытекло стремление Никона контролировать царскую власть, что привело его к столкновению с царем Алексеем Михайловичем. А тем временем многие действия, предпринятые Никоном в ходе реформы, были не поняты представителями разных сословий, которые составили движение староверов. Поскольку никониане и староверы расходились лишь в обрядовых вопросах культа, а не в догматах, то правильнее называть последних не староверами, а старообрядцами.

Церковь же именовала их раскольниками, и два церковных собора с участием царя в 1654 и в 1667 подвергли их анафеме. Протест старообрядцев в основном носил пассивные формы бегство на окраины, самосожжение , лишь Соловецкий монастырь решился на восстание, которое длилось с 1668 по 1676 г. Государство и церковь обрушили на раскольников репрессии. Погибли многие вожди старообрядцев, был сожжен их главный вдохновитель протопоп Аввакум. Конфликт с царем привел к заточению и самого патриарха Никона. Самым крупным оказалось восстание Степана Разина.

Народные выступления в 17 веке

Артиллерию и прочее осадное оборудование применять было категорически запрещено. Попытка Волохова вступить в переговоры не увенчалась успехом. Царские войска приступили к осаде. Осложняло положение царских войск то, что непосредственно осаду можно было вести в летнее время. Зимой же войска распускались по домам, либо же отходили в Сумский острог. Такое положение дел продолжалось и после назначения командиром воеводы Иевлева в 1672 году. Была увеличена и численность стрельцов, которая теперь достигала 725 человек. Сидение продолжалось, но активных приступов не было по причине серьезного отпора из пушек со стороны крепостных стен. Активизация осады Ситуация изменилась в 1673 году.

Именно тогда царь принял решение ужесточить осаду. Для этого были приняты следующие решения: Иван Мещеринов назначен командующим осадой; Ему даны широкие возможности для того, чтобы добиться победы. Войскам дано разрешение использовать все осадное оборудование, которое имеется в наличии. Тем монахам, которые решат сдаться, гарантировано помилование. Блокада монастыря начала ужесточаться, несмотря на отсутствие серьезных штурмов и тот факт, что Мещеринов в сентябре 1674 года так же отвел армию в Сумский острог. Но именно в течение данной зимовки численность осаждающих выросла еще больше. Теперь их насчитывалось около 1,5 тысяч бойцов. Численное преимущество царских войск становилось подавляющим.

Инициатива также постепенно переходила к стрельцам. Но защитники не планировали сдаваться. Интересный факт! Даже во время осады монахи Соловецкого монастыря продолжали молиться за царя. Это изменилось 16 сентября 1674 года. Именно тогда осажденными было принято решение завершить молитвы за «царя-ирода». Данное событие стало ключевым в дальнейших событиях. После данного решения царские власти уже не надеялись добиться сдачи монастыря с помощью мирных переговоров.

Май 1675 года ознаменован широкими земляными работами со стороны царских войск. Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы. Это помогло сжать кольцо осады.

В 1640-е годы он входил вместе с будущим патриархом Никоном в московский кружок ревнителей благочестия Кружок ревнителей благочестия — существовавший в конце 1640-х — начале 1650-х круг духовных и светских лиц. Был основан Стефаном Вонифатьевым, духовником царя Алексея Михайловича. В знак протеста Аввакум написал челобитную Челобитная — грамота с прошением или жалобой, подавашаяся на имя царя или местных властей вплоть до XVIII века. В 1653 году он был арестован, брошен в подвал Андроникова монастыря в Москве, потом сослан в Тобольск, а оттуда в Забайкалье.

Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение. В течение следующего года были казнены соратники Аввакума, а он наказан кнутом и сослан в Пустозерск Пустозерск — исчезнувший город в нижнем течении реки Печоры, располагавшийся на территории нынешнего Ненецкого автономного округа. В ссылке он написал большую часть своих сочинений, в том числе и знаменитое «Житие протопопа Аввакума», которое считается первой русской автобиографией. Из ссылки Аввакум активно рассылал грамоты и послания, среди которых было письмо царю Федору Алексеевичу с критикой политики его отца и патриарха Иоакима.

В результате в 1682 году Аввакума и некоторых его соратников сожгли в срубе Сожжение в срубе — вид казни, возникший на Руси в XVI веке и активно применявшийся к старообрядцам после раскола Церкви в середине XVII века.. Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи 4. Старообрядцы и староверы — это одно и то же? Старообрядка на кладбище. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми.

Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов. Религиозное сознание образованного богослова и обычного прихожанина и сегодня могут существенно различаться. Протопоп Аввакум и патриарх Никон были ближе друг к другу, чем к современному им крестьянину, носителю народной религиозности. Но большинство исследователей все же продолжают использовать понятия «староверие» и «старообрядчество» как синонимы, потому что народная религиозность присутствует в любой традиции, в том числе и в официальной Русской православной церкви, и нет смысла выделять ее в особую традицию. Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали? Картина Григория Мясоедова. По разным подсчетам, во второй половине XVII века в самосожжениях погибло свыше 8000 человек..

Одни исследователи объясняют его давлением внешних обстоятельств и отсутствием выбора: старообрядцев насильно обращали в официальное православие. Только в 1971 году Русская православная церковь сняла анафемы Анафема — высшее церковное наказание, отлучение от Церкви. Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками? Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины.

Мятежники не хотели воевать — они хотели увеличить себе жалованье и свергнуть Петра I, который им очень не нравился за попытки модернизировать армию. Вместо молодого царя стрельцы собирались возвести на престол царевну Софью, которая в то время находилась в заточении в Новодевичьем монастыре. Реализацию этого проекта сорвали верные Петру I Преображенский и Семёновский полки. Силы бунтовщиков были наголову разбиты. В ходе начавшегося потом следствия перед кельями царевны Софьи повесили 195 стрельцов.

Всего были казнены более 2000 человек, пятерым из них Пётр I собственноручно отрубил голову. Итоги восстания: Пётр I распорядился расформировать стрелецкое войско. Правда, после «Нарвской конфузии» император понял, что несколько погорячился. Наиболее боеспособные стрелецкие полки вернули в строй. Постепенно они были поглощены регулярной армией. Утро стрелецкой казни. Картина В. В 1704 году в Уфу на собрание башкирских родов прибыли царские чиновники, которые объявили о введении 72 новых налогов. При этом значительную часть податей корыстные прибыльщики выдумали сами.

Так, вводились сборы на каждое колесо в телеге, проруби, хомуты, мечети и даже на глаза: со светлоглазых следовало взимать по шесть копеек, а с черноглазых — по восемь. В довершении ко всему этому чиновники потребовали выставить на нужды армии 5 тысяч лошадей. Степная знать на эти поборы ответила бунтом: прибыльщики были избиты, а царские бумаги брошены в реку. Начавшееся восстание подогревалось слухами о том, что Пётр I собирается насильно крестить местное мусульманское население. Поэтому вполне логичным выглядит то, что за поддержкой башкиры решили обратиться к могущественной Турции. Но единоверцы помочь бунтовщикам либо не захотели, либо не успели. В 1711 году восстание было подавлено. Итоги восстания: Власти снизили в башкирских степях размеры оброчных платежей, освободили от сдачи на оброк некоторые угодья. Астраханское восстание Летом 1705 года жители Астрахани подняли бунт против городского воеводы Тимофея Ржевского, который самовольно повысил налог на соль, а также обложил пошлинами бани, печи и погреба.

Чашу терпения народного, впрочем, переполнили не эти поборы, а то, с каким рвением Ржевский бросился исполнять указ Петра I о запрещении носить русское платье и бороды. По свидетельствам современников, воевода «обрезывал бороды прямо с мясом». Поэтому неудивительно, что свежепобритые бунтовщики первым делом бросились искать именно Ржевского, но найти его долгое время не удавалось. Восставшие начали гадать, где воевода, и даже предположили, что Ржевский мог пойти на сговор с колдуном, который с помощью своих чар помог ему покинуть город неузнанным. На деле, впрочем, всё оказалось куда прозаичнее: с самого начала бунта хитрый управленец скрывался в курятнике. Восставшие ненавистного воеводу тотчас казнили, введённые им налоги отменили и пошли бунтовать дальше. Восставшие двинулись вверх по Волге, но были разбиты под Царицыном. Окончательно разгромить силы бунтовщиков Петру I удалось только весной 1706 года. Предводителей восстания колесовали.

Итоги восстания: Указ о брадобритии и ношении иностранного платья был отменён. Восстание Булавина Огонь астраханского бунта поджёг Дон. В 1707 году группа казаков под руководством Кондратия Булавина уничтожила царский отряд, который прибыл для сыска беглых крестьян. В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское. Впрочем, на новом посту он продержался недолго. Видя бесперспективность дальнейшей борьбы, казаки убили атамана Булавина. Памятник Кондратию Булавину в Луганской области. Фото: wikimapia.

Центром восстания стал остров Кижи. Мятежники требовали улучшения условий труда и снижения налогов. За считанные месяцы армия бунтовщиков выросла до 40 тысяч человек. Мужики, вооружённые «кольём и дубьём», несколько лет эффективно противостояли местным представителям власти. Для того, чтобы промышленность в Карелии полностью не остановилась, Екатерине II пришлось отправить в регион серьёзные силы. На подавление восстания в 1771 году были направлены войска, которые расстреляли бунтовщиков из пушек. Итоги восстания: Власти незначительно улучшили условия труда карельских рабочих и приписанных к заводам крестьян. Мемориальная доска о Кижском восстании 1771 года. Власти предпринимали меры для того, чтобы препятствовать распространению моровой язвы: создавались принудительные карантины, были запрещены массовые мероприятия.

Но этого было недостаточно — эпидемия продолжала выкашивать население в московском регионе болезнь унесла жизни более 200 тысяч человек. Тогда жители города решили, что спасти их от чумы может только икона Боголюбской Богоматери. Десятки тысяч человек потянулись в Китай-город, чтобы приложиться к чудотворному образу. Архиепископ Амвросий, понимая, что такое паломничество способствует распространению заразы, приказал убрать икону. Это решение горожане истолковали по-своему. В толпе начали кричать, что Амвросий прислуживает Антихристу и намерен извести весь православный народ. Под звон колокола Набатной башни люди бросились зачищать Москву от всех тех, кто имел хоть какое-то отношение к введению карантинных мер.

Уже в 1657 г. В 1666 г. Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора.

В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси. Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться. Из-за недостатка сил Волохову в 1668—1672 гг. После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К. Иевлева, который установил блокаду в 1672 г. Затем осадный корпус возглавил воевода И.

Старообрядчество и освободительное движение

Расслоение казачества «домовитые» и «голутвенные». Попытки ограничения казачьей вольности. Церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия. Слайд 15 Восстание под предводительством С. Разина 1670-1671 гг. Познакомьтесь самостоятельно с биографической справкой, рассказывающей о Степане Тимофеевиче Разине в учебнике с.

Таким образом удалось пополнить казну и разорить народ. Ведь цены на соль взлетели сразу в 4 раза. Через год власти непопулярный налог отменили.

Правда, жить от этого людям легче не стало — правительство Морозова объявило о взыскании недоимок за три последних года. Неплательщиков били или же бросали в тюрьмы. Возросшее давление со стороны государственного репрессивного аппарата вылилось в спонтанный бунт. В 1648 году, когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья, путь его кортежу преградила толпа. Сотни людей жаловались царю на притеснения и «неправды» со стороны бояр, которые из корысти увеличивали размеры недоимок. Алексей Михайлович пообещал во всём разобраться и виновных наказать, но разгорячённая толпа решила этого момента не дожидаться. Бунтовщики бросились рубить головы наиболее ненавистных вельмож и грабить их дома, заполыхали пожары. Остановить насилие власти были не в состоянии, так как к масштабному погрому присоединились дворяне и стрельцы.

Восставшие требовали выдать Морозова, но Алексей Михайлович со слезами на глазах просил помиловать своего воспитателя. Боярина отправили в далёкий Кирилло-Белозёрский монастырь, правда, пробыл он в этой ссылке недолго. Уже через пару месяцев влиятельный сановник вернулся в столицу. Итоги: Алексей Михайлович в 1648 году прекратил взимание недоимок и объявил о созыве Земского собора. Его заседания закончились принятием Соборного уложения. Этот свод законов юридически окончательно закрепил крепостное право в России. Соляной бунт на Красной площади в 1648 году. Картина Эрнеста Лисснера.

Фото: репродукция Медный бунт Не успела Москва отстроиться после пожаров Соляного бунта, как в 1662 году город содрогнулся от нового мятежа, Медного. Причина этого восстания также крылась в финансах. Война с Польшей истощила государственную казну, и в 1654 году Алексей Михайлович постановил начать выпускать медные деньги по цене серебряных. Такое решение, впрочем, в итоге ещё больше расстроило финансовую систему. Ведь жалованье платили медью, а налоги продолжали собирать серебром. Медяки к тому же было значительно легче подделать, чем и пользовались фальшивомонетчики. В результате за 8 лет рыночная цена медных денег упала почти в 15 раз. Всё это привело к тому, что в 1662 году население «чёрных» слобод в очередной раз отправилось искать справедливости к Алексею Михайловичу.

Простолюдины жаловались царю на притеснения со стороны бояр, которые якобы чеканили фальшивую монету и даже состояли в тайных сношениях с недружественной Польшей. Холопы, держа Алексея Михайловича за платье, требовали выдать на расправу толпе ряд чиновников. Впрочем, до этого не дошло. Бунтовщиков разогнали стрельцы, во время подавления мятежа погибли около тысячи человек. Ещё больше восставших сослали в необжитые сибирские земли. Итоги восстания: Власти изъяли медные монеты из обращения. Медный бунт. Художник Лисснер Эрнест, 1938.

Фото: Commons. Казаки в 1670 году взбунтовались против расширения крепостничества на южные окраины России. Их возмущало то, что после принятия Соборного уложения дворяне перестали уважать принцип «с Дону выдачи нет». Разин обещал казакам «защитить старинные обычаи», «вывесть изменников бояр» и дать волю «чорным людем». А чтобы придать массовому разграблению поместий некую иллюзию законности, атаман объявил, что действует по воле чудом спасшегося царевича Алексея Алексеевича, который якобы следует вместе с его войском. В случае победы восставших вся Россия должна была превратиться в один большой казачий круг, однако этого не произошло. После ряда поражений от царских войск бунтовщики предали своего атамана. Раненый Разин в 1671 году был выдан властям.

В том же году предводителя восстания четвертовали на Болотной площади в Москве. Итоги восстания: Практика сыска беглых крестьян укрепилась на южных окраинах России. Картина Горелова Г. Фото: репродукция Хованщина В 1682 году умер царь Фёдор Алексеевич. Наследника после себя он не оставил, что спровоцировало внутриполитический кризис. Группировка Милославских выступала за то, чтобы престол занял 15-летний Иван сын первой жены Алексея Михайловича , род Нарышкиных же настаивал на том, что шапку Мономаха должен надеть 10-летний Пётр сын второй жены Алексея Михайловича. Милославские решили в этом споре опереться на стрельцов, которые в нужный момент устроили в Москве масштабные волнения. Бунтовщики требовали увеличения жалованья и расправы над «плохими» боярами.

Под последними понимались Нарышкины, которые якобы задушили царевича Ивана. В результате возникших беспорядков власть в Москве оказалась в руках стрельцов, которые возвели на престол обоих мальчиков, регентшей при них была назначена царевна Софья дочь Алексея Михайловича, род Милославских. Позже, правда, восставшие решили ситуацию переиграть и сделать главой государства начальника стрелецкого приказа князя Ивана Хованского. Но этим планам помешали активные действия Софьи, которая начала собирать лояльное ей дворянское ополчение. Хованский тогда попытался договориться с царевной и решить дело миром, но был убит. Старшего сына главы стрелецкого приказа также умертвили, младшего — сослали.

При помощи приёма «Верные и неверные утверждения» создаём проблемную ситуацию. На стадии «осмысления» обучающиеся получают новую информацию и соотносят её с собственными знаниями, классифицируют данную информацию, они анализируют, сравнивают, делают выводы, обмениваются мнениями. Изучение трёх пунктов плана реализуется в групповой деятельности, здесь формируются умения работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы.

Формирование умения выслушивать других, сплоченность работы класса во время составления общей таблицы приём «толстые и тонкие вопросы». Обучающиеся учатся оценивать работу друг друга, слушать выступления одноклассников. Просмотр исторического фильма использую для расширения кругозора обучающихся, развития зрительной памяти.

Это распоряжение патриарх разослал по всем церквям московским перед Великим постом 1653 года.

Но на этом Никон не остановился. Собор 1654 года начал унификацию московских церковных книг по греческим, которые были напечатаны на Западе в XVI веке. А поместный московский собор 1656 года объявил всех, кто крестился двумя перстами — еретиками, и предал их анафеме. Патриарх действовал вполне в духе Петра I, то есть дерзко, резко, поспешно и не считаясь с иными мнениями, доходя в желании протолкнуть свою волю до избиения несогласных.

Все это в сочетании с укорененным мнением в обществе, что русское благочестие стоит выше греческого, которое появилось после Флорентийской унии греков с католиками и падения Константинополя, вызвало недовольство как значительной части духовенства, так и мирян. Что, в свою очередь, и породило церковный раскол, в ходе которого общество разделилось на сторонников Никона «никониан» и приверженцев старой веры — старообрядцев, одним из лидеров которых стал протопоп Аввакум. Патриарх Московский и всея Руси Никон Однако реформа Никона продолжалась, пока ее поддерживала государственная власть. Но затем амбициозный патриарх посягнул на «святое»: придумал концепцию, согласно которой «священство выше царства», то есть духовная власть стоит выше светской.

Этого даже Тишайший царь который был тихим в основном тогда, когда ему самому это было выгодно не стерпел. И Большой Московский собор, который проводился в 1666-1667 годах, предав анафеме всех противников церковной реформы, одновременно изверг из патриаршества и священства ее главного инициатора — Никона. Он потерял власть и стал простым монахом. Дальнейшая судьба некогда второго человека в Русском царстве была незавидна — ссылка в Ферапонтов Белозерский монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь, а затем смерть на пути в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который Никон сам же и основал в прошлом.

Но от зарвавшегося патриарха вернемся к нашим монахам. Как вы понимаете, братия Соловецкого монастыря согласиться с реформой своего давнего недоброжелателя никак не могла. Народ на севере проживал суровый и своевольный, и указаний сверху особо не терпел, в особенности от таких, как Никон. Поэтому в 1657 году монастырь отказался принять новопечатные богослужебные книги.

Соборный приговор соловецких монахов о неприятии новопечатных книг Между Алексеем Михайловичем и монашеской братией начался интенсивный обмен грамотами, завершившийся ответом последней, достойным современных комментариев: «Не вели, государь, больше к нам учителей присылать напрасно, не будем мы прежней своей православной веры переменять. А вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие! То есть это был не просто отказ, но отказ в грубой форме, да еще и в провокативной форме. Монахи как бы говорили царю: давай, рискни здоровьем, пришли войска!

Мы ничего не боимся, ведь после смерти от руки твоей нас ждет Рай! Алексей Михайлович решил, что, если братия хочет войск — она их получат. И 22 июня 1668 года на Соловецком острове высадились лучшие солдаты русской армии того времени — стрельцы во главе со стряпчим Игнатием Волоховым. Правда, на царский «меч» они никак не походили, ведь в распоряжении стряпчего было всего 100 человек.

Собственно, предполагалось, что небольшого отряда вполне хватит для демонстрации силы и решимости, после которой непокорные признают свою ошибку и подчинятся царской власти. Но Соловецкий монастырь не был обычной монашеской обителью. Представьте себе — укрепленная крепость, 90 пушек, около 700 человек внутри, которые владеют оружием. Полно пороха и припасов лет на 10.

И перед ней стоит всемеро меньший отряд стрельцов, который должен все это богатство как-то взять. При этом в монастырь постоянно пребывают паломники, так как у стрельцов не хватает сил даже на то, чтобы его остановить. А среди этих паломников, кроме обычных верующих, попадаются и крайне серьезные люди. Например, боевые холопы, обученные воины, сбежавшие от хозяев, разбойники, участники Медного бунта 1662 года 4-я часть «бунташного» цикла , казаки, и, наконец, разинцы 5-я часть.

То есть контингент на Соловках собрался отчаянный, из тех, кому от царской власти пощады ждать не приходилось. Во главе восставших встал архимандрит Никанор, избранный ими самими же вместо сторонника реформы отца Иосифа, которого назначили «из центра». Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось. Поэтому на протяжении следующих четырех лет осада шла крайне вяло.

26. Народные выступления 17 века

Выступление старообрядцев. Описание. В 1650-х гг. патриарх Никон начал реформы церковного обряда, что встретило немало противников в среде священнослужителей и мирян. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви. 1676) Участники - монахи, не принявшие церковной реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники Степана Разина. Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Разнообразными были и меры протеста: от самоубийс. Медный бунт. Восстание Степана Разина. Выступление старообрядцев. 4)Религиозные Выступления:Год, ые таты.

Выступление старообрядцев. 1)Причины,2)Участники,3)Требования,4)Методы борьбы,5)Итоги.

События выступления старообрядцев при петре 1 Выступление разных форм, вплоть до актов самосожжения, на протяжении всего Петра 1. Выступления разных форм на протяжении всего периода правления Петра 1: волнения на уральских заводах, побеги.
События выступления старообрядцев при петре 1 Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и городских выступлений. Задание 1. В выступлениях различных категорий населения в XVII в. использовались самые разные формы протеста. Запишите их в таблицу.
Выступления старообрядцев причины участники итоги В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское. Впрочем, на новом посту он продержался недолго.
Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из.

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.

Обозначены основные причины возникновения в Приморье ситуации, спровоцировавшей агитацию и выступление крестьян-старообрядцев против советской власти, неповиновение, бегство в отдалённые районы края, восстание. Сталинцы (как назывались старообрядцы во время империи) начали открыто выступать против Петра 1. В 1706 году в Нижегородской губернии произошел бунт, в котором старообрядцы убили приблизительно 130 представителей царских властей. Выступление старообрядцев таблица 1716. Выступления старообрядцев при Петре.

Ход выступления старообрядцев кратко

Войском командует стряпчий Игнатий Волохов. Считается, что стрельцы смогут привести насельников обители к повиновению. Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем. По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов тех, что были из местных распускали по домам, Лето 1672 года.

Власти присылают нового командующего К. Иевлева и подкрепление. Теперь монастырь осаждали более 700 человек, но без особого результата, В сентябре 1673 года опять сменился командующий. Теперь им стал воевода Иван Мещеринов. Московские власти приказали ему переходить к более активным действиям, и он начал обстреливать монастырь из пушек. До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития.

Участники: посадское население, дворянство. Требование: отдать «на расправу» вельмож-взяточников, упорядочить законы и судебную систему, установить правильное ведение дел в приказах, созвать Земский собор, подготовить новое Соборное уложение.

Итог: царь «выдал головою» Плещеева — главу Земского приказа, главу Пушкарского приказа, отправлен в отставку боярин Б. Морозов — воспитатель Алексея Михайловича. Слайд 7 Соляной бунт 1648 г. Соляной бунт. Художник Э.

Главные причины народных выступлений: Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей. Усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн. Усиление приказной волокиты. Попытки ограничения казачьей вольности. Церковный раскол и отвергнутое старообрядчество. Соляной бунт. Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль. Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л. С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» отдал на расправу толпе не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, дворянство потребовало от царя упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое соборное уложение. Медный бунт. Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык. Других отправляли в ссылки и били кнутом. Тем не менее медные деньги всё же были отменены. Восстание Степана Разина. Самое крупное народное выступление века; восстание казаков и крестьян. Соборное уложение 1649 года вело к тому, что многие люди отселились на окраины страны, прежде всего на Дон. Причиной восстания послужило нищенское существование, которое там вели казаки и крестьяне.

Поэтому в связи с подорожанием соли срок годности множества продуктов питания резко сократился, что вызвало всеобщее возмущение, особенно у и. Выступление приобрело такие масштабы что царь был вынужден отдать на расправу Плещеева и главу Пушкарского Приказа. Был отправлен в отставку и выставлен из Москвы боярин Морозов. Постоянные войны истощили казну, для пополнения было принято решение взыскать долги за прошлые годы и печатать деньги уже не из серебра, а из меди. Стоимость новых денег стала в 12-15 раз меньше. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью. Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками, однако вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, привёл к обесцениванию медных денег. За 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. Несмотря на царский указ, все товары резко подорожали. В июле 1662 года толпы горожан устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенское. В ожидании прибытия войск царь был вынужден вступить в переговоры с восставшими. Он обещал им отметить медные деньги. Поверив Царю, горожане направились обратно в Москву.

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.

Восстания старообрядцев и работников мануфактур — урок. История, 8 класс. Соловецкий монастырь восстал против церковной реформы Никона и против «царя-ирода» 22 июня 1668 года, то есть 350 лет назад. И лишь после почти восьмилетней осады войска правительства смогли взять.
Народные движения презентация, доклад В феврале 1650 года в Пскове горожане избрали собственное народное правительство и организовали оборону города. На протяжении полугода, в ходе восстания, Псков оставался народной республикой.
26. Народные выступления 17 века Народные выступления в первой четверти 18 века Восстание К. Булавина 1707 – 1708 гг. Астраханское восстание 1705-1706 гг Башкирское восстание 1705 – 1711гг. Выступления старообрядцев Выступления работных людей 1720-1722.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий