Особенности организации военно политической работа в особых условиях

Военное положение есть особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод. Командир формирования ставит задачи по политической работе и отвечает за ее состояние. Непосредственную ответственность за организацию и состояние политико-воспитательной работы в формировании несет заместитель командира по политической части. Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизни и деятельности военнослужащего как равного члена гражданского общества в целях реализации всех его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий.

Тема 17 Политическая работа в боевой обстановке

Учебные задачи: • сформировать общие теоретические знания о сущности правовой работы в боевых условиях; • рассмотреть основные понятия и содержание международного гуманитарного права; • раскрыть цели и особенности деятельности юридических советников. Силами штатных заместителей командиров по военно-политической работе во время таких выездов решается задача по обеспечению военнослужащих, выполняющих специальные задачи в оперативных группировках, положенным денежным довольствием. Требования руководящих документов к военно-политической работе как особому виду деятельности в войсках (силах) ВС РФ. Сущность, цели, основные задачи, эффективность, принципы, уровни военно-политической работы в войсках (силах). По словам генерала, главная задача военно-политических органов – обеспечение боевой подготовки Вооруженных сил. В штабах различного уровня введено более 500 должностей специалистов военно-политической работы. 6. Политическая работа в боевой обстановке это целенаправленная организаторская и идеологическая деятельность командиров. 7. Командир роты (батальона), несет также личную ответственность за политическую работу, воспитание. Военно-политическая работа – это важная составляющая деятельности армии, направленная на формирование и поддержание политической стабильности в военной сфере.

21. Основные виды военно-политической работы.

Наступление: В наступлении есть как положительные факторы, такие как сильная воля, уверенность, решительность, в то же время присутствуют отрицательные факторы: стресс, неуверенность в себе, своих командиров, товарищей. На основании этого, командиры и их заместители по политической части всю политическую работу направляют на выполнение основной задачи мобилизации личного состава и создание у воинов высокого наступательного порыва, боевой активности, смелости и решительности. Это достигается путем непосредственного контакта, использования различных форм политического влияния боевое информирование, лекции, беседы, митинг. Психологически оправданным является также стремление командиров постоянно держать воинов в куре дел, оперативно информировать о героических поступках, использовать любой повод для усиления ненависти к врагу.

Сильное воздействие на воинов оказывает личный пример мужества и отваги командиров всех степеней, сослуживцев. Слово, подкрепленное конкретными боевыми делами эта самая убедительная пропаганда. Особенности оборонительных действий обуславливаются их целями и соотношением сторон: если противнику удалось перейти к активным наступательным действиям, то оборонительные действия могут оцениваться как следствие его превосходства; сильное огневое воздействие со стороны противника может привести к потере связи подразделений, что провоцирует возникновение у отдельных воинов отрицательных реакции; наступление, атака противника могут вызвать у некоторых подавленное настроение, неуверенность, подверженность, воздействию провокационных слухов и т.

Основные усилия политической работы направляются на обеспечение неопределимой стойкости воинов в обороне, мобилизацию их на отражение атаки противника, эффективное ведение огня из всех видов оружия, глубокое понимание личным составом того, что никто не может оставить занимаемые позиции без приказа командира, готовность провести яростную контратаку, опрокинуть противника и перейти в наступление. В оборонительных боях особое значение приобретает постоянство контакта, чувство локтя, индивидуальная работа с подчиненными, тесное общение с ними всех командиров и политработников. Слайд 19 Боевые действия ночью: Для боевых действий ночью характерно значительное ухудшение зрительного окружающего, визуальной ориентацией.

В темноте объект и фон сливаются, контуры теряют четкость, дальность их обнаружения резко уменьшается. Пропадает световая и объемная характеристика неосвещенных предметов. Детали обстановки несущие обстановочную информацию, становятся трудно различимыми.

Ночные условия как бы расчленяют единый боевой коллектив на отдельные группы, что приводит к обострению чувств одиночества. Ночь порой сужает мобилизующее влияние положительного примера командиров, товарищей по подразделению. Но в то же время, ночное время благоприятствует осуществлению скрытности боевых действий, введению противника в заблуждение, достижение внезапности.

Слайд 20 Боевые действия в условиях применения оружия массового поражения: Психологическое влияние будет вызывать сама новизна этого оружия, его необычность, отсутствие опыта действий в условиях применения, осознание его мощи и трудностей защиты от него. Значительное психологическое воздействие на людей будут оказывать и отдельные поражающие факторы этого оружия: ударная волна, световое изучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности. Командир и его заместитель должны при нанесении противником ядерного удара, оценивать его реальные психологические последствия и их влияния на боеспособность.

Затем, учитывая динамику восстановления психологической стабильности, принимают меры для сокращения психологических потерь, быстрого восстановления боеспособности. Важно умело построить политическую работу по ликвидации последствий сразу после нанесения удара. Слайд 21 Организуя политическую работу, заместитель по политической части разрабатывает план политической работы на период подготовки и ведения боя, осуществляет инструктирование боевого актива, своевременно докладывает по команде о проводимой работе и политико-моральном состоянии личного состава.

План политической работы является документом, на основе которого осуществляются все мероприятия по политической работе в роте батальоне.

В воинских частях в целях организации ВПП разрабатываются: календарные учебные планы ВПП для всех категорий личного состава Вооруженных Сил; планы проведения двухдневных учебно-методических сборов с руководителями учебных групп ВПП и отчетные документы к ним. Вопросы организации ВПП и информирования состав учебных групп, их руководители и помощники руководителей; время и места проведения занятий; порядок инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп ВПП, их подготовки к занятиям; порядок участия должностных лиц в проведении и контроле занятий; порядок учета и отчетности по ВПП отражаются в приказах командиров начальников воинских частей об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на учебный год период обучения в соответствии с требованиями наставления по боевой подготовке в Вооруженных Силах. В ходе учений, боевых походов, полевых выходов, при выполнении задач в составе миротворческих сил, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ВПП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю. Степень усвоения личным составом Вооруженных Сил знаний по ВПП оценивается по четырехбалльной системе.

Учет успеваемости по ВПП ведется в журналах учета боевой профессионально-должностной, должностной подготовки. На занятиях по ВПП за устные и письменные ответы по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, выступления с рефератом, выполнение практических заданий военнослужащие Вооруженных Сил получают индивидуальные оценки. Для подготовки к занятиям руководителям учебных групп ВПП предоставляется 4 часа служебного времени в неделю. В воинских частях с руководителями учебных групп ВПП проводятся не менее одного раза в месяц двухчасовые инструктивно-методические занятия, а в соединениях и воинских частях перед началом каждого периода обучения - двухдневные учебно-методические сборы под руководством заместителей командиров начальников воинских частей по военно-политической работе. Командиры начальники воинских частей утверждают планы сборов, а также ставят задачи на очередной учебный период год участникам сбора по повышению роли ВПП в поддержании боевой готовности, боевой подготовке, укреплении правопорядка и воинской дисциплины.

Состояние ВПП в ходе инспекторских, контрольных комплексных проверок проверяется в соответствии с требованиями Порядка проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г.

Алёхин, Е. Федак, Д. Алёхин, В. Осташкин, Д. Авуза, Т.

Герасимова и др. Определение профессионально важных психологических качеств выпускников военно-морских институтов ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» по специальностям высшего образования: Итоговый отчет по НИР в рамках оперативного задания. Сакун, А.

Military-political work, informational and psychological influence, moral and political and psychological state, morale, psychological preparation, military and social work, cultural and leisure time activities. Однако бесспорно, что при прочих равных условиях крупнейшие битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются непреоборимой волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой»1. Маршал Советского Союза Г. Жуков 1896—1974 гг. Следовательно, ведение военных действий операций — это столкновение не только физических, но и духовных сил противоборствующих сторон.

При этом решающей силой в достижении целей операции всегда был и остается человек — военнослужащий с его профессиональными, боевыми, морально-политическими и психологическими качествами, заменить которые не смогут никакое оружие, никакая техника при всем их непреходящем значении. Военно-политическим руководством Российской Федерации ведется работа по выработке и внедрению в практику боевой деятельности войск сил концептуальных подходов к формированию необходимых морально-политических и психологических качеств личного состава в рамках военно-политической работы. При этом военно-политическая работа, являясь отдельным направлением деятельности органов военного управления, должностных лиц соединений и частей, охватывает всю духовную сторону жизни военнослужащих, все уровни психики: как сознательной, так и эмоционально-чувственной, а также и подсознательной инстинктивной , готовит личный состав к успешному выполнению задач. Не умаляя значения всех видов обеспечения при подготовке операций, необходимо отметить, что военно-политическая работа, направленная на формирование и поддержание морально-политического и психологического состояния личного состава на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению в любых условиях обстановки2, играет основную роль в достижении морально-политического и психологического превосходства над противником. При этом показателем такого превосходства будет являться соотношение уровней морально-политического и психологического состояния своих войск и войск противника, определяемых в соответствии с утвержденными методиками. По своей сущности морально-политическое и психологическое состояние представляет собой совокупность личностных идейно-политических установок, морально-нравственных ценностей, поведенческих мотивов и настроений, складывающихся под воздействием системы социально-политических и психологических факторов, влияющих на моральную готовность и психологическую способность личного состава выполнять поставленные задачи. Результаты анализа опыта организации военно-политической работы в ходе подготовки и проведения стратегических командно-штабных и совместных стратегических учений за последние годы показывают, что в работе должностных лиц военно-политических органов отмечается ряд системных недостатков и проблем- ных вопросов, которые не позволяют повысить эффективность военно-политической работы в войсках. К их числу можно отнести: недостаточную личную профессионально-должностную подготовленность руководителей военно-политических органов объединений и оперативного состава пунктов управления военно-политической работой; шаблонные подходы, формализм при организации мероприятий военно-политической работы в войсках по ее основным направлениям рис.

Направления военно-политической работы Все это негативно влияет на качество проводимых мероприятий военно-политической работы в войсках силах и показывает целесообразность уточнения основных задач военно-политических органов при подготовке операций. При этом автор считает, что вопросы психологической работы, особенно психологической подготовки личного состава, должны рассматриваться в комплексе с другими основными направлениями военно-политической работы. В период непосредственной подготовки операции данные задачи детализируются с учетом: объема и условий выполнения задач, решаемых войсками силами в операциях; роли и места органа военного управления, объединения, соединения в решении определенных командующим оперативных задач; сложившейся социально-политической обстановки в зоне ответственности, морально-политического и психологического состояния войск сил сторон и ряда других факторов. Вышеизложенные основные задачи и направления деятельности военно-политических органов указывают на то, что в отличие от воспитания военно-политическая работа, решая задачи подготовки войск сил к операции, преследует прежде всего подготовку сознания и психики военнослужащего к устойчивому, надежному и адекватному функционированию в боевой обстановке. Возрастание актуальности целенаправленного воздействия на сознание и психику личного состава связано с тем, что в современных условиях, когда «рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфлик-тов»3, особую значимость приобретают меры по противодействию угрозам «психологической ментальной войны, цель которой заключается в уничтожении самосознания, изменении ментальной, цивилизованной основы общества противника»4. В связи с этим военно-политические органы призваны осваивать новые формы и способы военно-политической работы по ее основным направлениям. Необходимость совершенствования военно-политической работы при подготовке и ведении операций была наглядно продемонстрирована в ходе проведения СВО, в контексте которой автором рассмотрены основные направления военно-политической работы. Одним из важнейших направлений деятельности военно-политических органов при подготовке операций, по мнению большинства военных теоретиков и практиков военно-политической работы, является организация военно-политической пропаганды и агитации в органах военного управления, войсках силах.

В современных документах, регламентирующих организацию военно-политической работы, военно-политическая пропаганда и агитация рассматриваются как система целенаправленных и согласованных мероприятий. Они осуществляются командующими, штабами, военно-политическими органами, военными средствами массовой информации для военно-политического ориентирования личного состава, а также для своевременного доведения решений военно-политического руководства страны, сведений о военно-политической, стратегической оперативной , социально-политической обстановке и полученных задачах, принимаемых органами государственной власти решениях в целях выполнения этих задач Вооруженными Силами. Военно-политическая работа направлена также на формирование у военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил необходимого уровня морально-политического и психологического состояния на основе общественно значимых убеждений, утверждения в их сознании и поведении идей патриотизма и высоких духовных потребностей5. Ее основными направлениями являются агитационно-пропагандистская работа и защита войск сил от негативного информационно-психологического воздействия. Исторический опыт свидетельствует, что агитационно-пропагандистская работа, при своевременно поставленных задачах и эффективном применении сил и средств, обладает значительным потенциалом духовного воздействия на военнослужащих.

Войти на сайт

В основе организационной культуры военных организаций часто лежат исторически сформированные ценности, соответствующие целям и задачам их деятельности. В свою очередь конкретные профессиональные ценности, признаваемые сотрудниками в качестве собственных идеалов, убеждений и установок, выступают уже в качестве их ценностных ориентаций. Одним из источников формирования у членов воинских коллективов профессионально-ценностных ориентаций, норм и идеалов являются передаваемые из поколения в поколение традиции, ритуалы и символика. Организационная культура играет важную роль, указывая на отличие данной организации от других, делая ее особенной. Кроме того, она заставляет стремиться членов организации к чему-то большему, чем достижение личных целей. Особенно это необходимо для успеха деятельности военных структур, когда для выполнения задач и достижения целей важна не только слаженная работа всего коллектива, но и готовность отдельного человека, члена этого коллектива, поступится своими личными потребностями, пожертвовать здоровьем и даже жизнью. В ныне действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации достижение целей обороны страны как стратегического национального приоритета предполагает решение целого ряда задач, среди которых указана задача поддержания «на высоком уровне морально-политического и психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах» [1].

В военных организациях формированию организационной культуры во многом способствует военно-политическая работа далее — ВПР , которая является государственной формой политического руководства Вооруженными Силами далее — ВС и обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ее целевая функция состоит в достижении высокого уровня морально-политического и психологического состояния войск сил в мирное и военное время. ВПР в ВС РФ — это не только инструмент управления войсками силами , она имеет сложную структуру и представляет собой социальный механизм, способный оказывать духовно-нравственное и психологическое влияние на сознание и поведение военнослужащих. Важнейшей целью ВПР является обеспечение реализации и поддержки личным составом государственной политики в области обороны, решений Президента России — Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации. В интервью газете «Красная звезда» Картаполов А. Они должны быть проводниками политики государства, ведь именно армия выступает в качестве основного государственного института, его станового хребта.

Тот, кто не понимает этого, не любит свою Родину, не готов её защищать, не может и не должен находиться в воинском строю» [2]. Военная доктрина Российской Федерации к основным внутренним военным опасностям относит в т. Советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий считает, что западные страны во главе с США ведут против России «ментальную войну», целью которой является «уничтожение самосознания» россиян. Ментальная война — новый тип войны, цель которого уничтожение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника, людей отучают от критического мышления. Стратегической целью ментальной войны является перезагрузка исторического самосознания, системы образования и воспитания, а значит, базовых смыслов и целей общества.

Статья 35. Прохождение службы в органах внутренних дел в особых условиях Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Федеральный закон от 30. Прохождение службы в органах внутренних дел в особых условиях 1.

Боевое информирование направлено на: 1 Разъяснение личному составу целей и характера войны 2 Решаемых частями и подразделениями боевых задач 3 Сильных и слабых сторон противника 4 Доведения результатов боев 5 Распространение передового боевого опыта 6 Пропаганду подвигов и примеров героизма воинов Военно техническое информирование — направлено на повышение уровня военно технических знаний личного состава, содержит сведения о новых видах вооружения, его тактических и технических характеристиках, способах применения. Особое место отводится информированию воинов о вооружении и боевой технике противника. Правовое информирование — освещения правовых норм воинской деятельности, законодательных и других нормативных актов, касающихся военнослужащих, их прав и обязанностей.

Политическое информирование: 1 первостепенное влияние освещению военно политической обстановки в мире 2 доведение до ЛС сведений о социально политической и психологической ситуации в своей стране, в районе боевых действий, местах дислокации войск, а также на территории противника. Боевое информирование направлено на: 1 Разъяснение личному составу целей и характера войны 2 Решаемых частями и подразделениями боевых задач 3 Сильных и слабых сторон противника 4 Доведения результатов боев 5 Распространение передового боевого опыта 6 Пропаганду подвигов и примеров героизма воинов Военно техническое информирование — направлено на повышение уровня военно технических знаний личного состава, содержит сведения о новых видах вооружения, его тактических и технических характеристиках, способах применения. Особое место отводится информированию воинов о вооружении и боевой технике противника.

Роль военно-политической работы в современной армии: история и современность

В этих условиях личный пример мужества и отваги командиров и политработников, коммунистов и комсомольцев будет способствовать проявлению бойцами смелости и решительности, готовности к самопожертвованию во имя спасения людей. Первостепенное значение приобретает непосредственное общение командиров и политработников с бойцами, оперативная политическая информация о задачах, ходе их выполнения и изменениях в обстановке, широкое использование технических средств пропаганды, в особенности радио и громкоговорящих устройств. В мирное время формирования самостоятельно или совместно с воинскими подразделениями привлекаются для борьбы с массовыми пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Успешное выполнение формированиями своих задач как в мирное, так и в военное время во многом будет определяться высокой выучкой личного состава. Наиболее полно отрабатывается профессиональное мастерство личного состава формирований на комплексных учениях гражданской обороны. Учения сплачивают людей, формируют трудовые коллективы как силу, способную решать задачи в самых сложных условиях. Оси позволяют проверить готовность политработников и актива формирований к действиям в особых условиях, вырабатывают навыки организации политической работы в сложной, быстро изменяющейся обстановке, дают практику работы с различными категориями личного состава по периодам ведения гражданской обороны.

На учениях обстановка, максимально приближенная к боевой, способствует воспитанию у личного состава формирований, рабочих и служащих активности и инициативы, решительности и выносливости, способности переносить длительные физические и моральные нагрузки, убежденности в эффективности проводимых мероприятий гражданской обороны. Для успешного решения задач гражданской обороны, особенно в военное время, личный состав формирований должен обладать высокими морально-политическими качествами, иметь высокую психологическую устойчивость. Этому служат морально-политическая и психологическая подготовка командно-начальствующего состава и бойцов формирований и всего населения. Морально-политическая и психологическая подготовка — это единый, неразрывный процесс воспитания у личного состава формирований политических, нравственных и психологических качеств, обеспечивающих успешное преодоление трудностей при выполнении задач ГО в различных условиях обстановки. Разъясняя вопрос, что означает способность перенести все тяготы войны, проявить высокие моральные качества в борьбе с врагом, В. Ленин писал: «Продержаться в моральном смысле — это значит не дать себя деморализовать, дезорганизовать, сохранить трезвую оценку положения, сохранить бодрость и твердость духа...

Поли, собр. Морально-политическая и психологическая подготовка тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: у них единый, общий объект — человек, в деятельности которого находят проявления не только морально-политические, но и психологические качества, и общая цель — подготовить высокосознательных и стойких защитников Родины, способных успешно выполнять функции в формированиях в различных условиях обстановки. В процессе такой подготовки определяющим фактором является политическая закалка людей. Основой их высокого морального духа были и остаются глубокая идейная убежденность, политическая сознательность, преданность делу коммунизма. Важнейшими задачами морально-политической и психологической подготовки личного состава формирований являются: — формирование морально-политической готовности как совокупности качеств личности — идейной убежденности в правоте идеалов коммунизма, марксистско-ленинского понимания сущности войны, уверенности в победе; — формирование психологической готовности как устойчивой черты личности—умственных и волевых качеств, воспитание бесстрашия, героизма, смелости, решительности, стойкости, упорства, готовности к самопожертвованию, развитие эмоционально-волевой устойчивости; — создание морально-политической и психологической настроенности на активную и добросовестную деятельность, на успешное выполнение функций в формированиях как в мирное, так и в военное время; — сплочение коллективов ГО, подготовка их в моральном и психологическом отношениях для выполнения мероприятий ГО в различных условиях обстановки. Морально-политические и психологические качества формируются в процессе всей жизни человека под воздействием семьи, школы, трудовых коллективов, комсомола, ДОСААФ, других общественных организаций и прежде всего идейно-воспитательной работой партии и ее организаций.

Морально-политическая и психологическая подготовка в гражданской обороне не является чем-то дополнительным к проводимой штабами и службами гражданской обороны повседневной работе. Ее осуществление предполагает организацию и проведение основных мероприятий с учетом требований морально-психологического воспитания личного состава формирований. Высокоэффективное и качественное выполнение мероприятий ГО помимо своего прямого назначения должно способствовать одновременно и повышению морально-психологического состояния людей.

В настоящее же время это направление базируется на теоретическом фундаменте научных разработок, подтвержденных многовековой практикой. Так, например, в «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии» вопросы информационной безопасности занимают второе место после проблемы квалифицированных кадров, опережая такие направления, как «космос», «противоракетная оборона», «присутствие за границей и влияние американской мощи». Правительство Республики Корея в «Концепции по осуществлению государственных реформ по обеспечению национальной безопасности на рубеже XX и XXI веков» одним из направлений обеспечения безопасности страны выделяет задачу подъема морально-психологической устойчивости вооруженных сил путем проведения научно обоснованной кадровой политики, направленной на максимальное использование индивидуальных особенностей военнослужащих.

Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сказать, что подготовленный в морально-психологическом отношении военнослужащий должен: обладать высокой моральной готовностью, психической способностью и физической выносливостью; уметь вести успешные боевые действия против сильного, численно превосходящего противника; быть готовым сражаться в отрыве от главных сил и при этом не терять уверенности в победе; не утрачивать способность действовать осмысленно, хладнокровно и эффективно. Как показывает мировой опыт, эффективность морально-психологического влияния на личный состав достигается: скоординированными усилиями государственно-политических органов страны, военного руководства, органов военного управления всех уровней, воспитательных структур, деятельностью общественных и религиозных объединений; обеспечением непрерывности всех видов, форм и способов морально-психологического воздействия на все категории военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а также наличием специализированных органов в войсках силах , имеющих развитую организационную структуру, необходимую материальную базу и подготовленные в профессиональном отношении кадры. Подводя итог можно сделать вывод, что в современных условиях морально-психологический фактор выступает одним из основных условий, решающих ход и исход боевых действий. Он рассматривается как непосредственное проявление и выражение духовных сил воина, его творческой активности. Сила морально-психологического фактора проявляется в единстве, целостности, взаимосвязи и взаимодействии с другими факторами, решающими судьбу боя. Исторические аспекты укрепления морального духа войск в Русской Армии Война - чрезвычайно сложное и многогранное общественно-политическое явление, связанное со сменой отношений между государствами, народами, социальными группами, переходом к применению средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических и других целей.

Основу содержания войны составляет вооруженная борьба, главным и решающим средством ведения которой являются вооруженные силы и другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной, ведется также дипломатическая, идеологическая, экономическая, психологическая и другие виды борьбы. Война - всестороннее испытание всех материальных и духовных сил и возможностей государства и его вооруженных сил. Ее ход и исход в решающей мере зависит от морального фактора. Как военными, так и гражданскими учеными давно признано, что для победы в войне количественные показатели - численность вооружения и личного состава - имеют далеко не первостепенное значение. Например, постановку вопроса о необходимости учитывать влияние морального фактора на характер вооруженной борьбы мы находим у многих мыслителей древней Греции.

В частности, Ксенофонт - крупный представитель древнегреческой военно-теоретической мысли - охарактеризовал черты морального облика воина в комплексе. К таким чертам он относил: уважение к старшим; выносливость; физическую и моральную устойчивость; единодушие; взаимную поддержку; храбрость; знание военного дела; ограничение своей воли; дисциплину и повиновение. В дисциплине... Роль явлений морального, духовного характера, их влияния на характер и результаты вооруженной борьбы также рассматривали в той или иной мере многие выдающиеся древнегреческие и древнеримские философы: Демокрит, Аристотель, Платон, Плутарх, Эврипид, Фукидид и другие. Исключительно умело использовал психологические факторы Тэмучин-Чингисхан. При подготовке и проведении своих кампаний он применял широко развитую агентурную сеть, посылал впереди войска многочисленных лазутчиков, которые распространяли слухи о неисчислимости, мощи и жестокости монгольских воинов.

Часто распространяемые ими слухи и паника приводили к полной деморализации противника задолго до начала нашествия. Крепости, города и страны лишенные воли к борьбе сдавались без сопротивления. Современники Ганнибала, Цезаря, Александра Македонского, Чингисхана, исследователи их деятельности более позднего времени считали, что их победы являлись, прежде всего, следствием правильного понимания и использования нравственных явлений. Знаменитые сражения при Каннах, Фарсале, Фермопилах и другие, вошедшие в историю великие битвы, тщательно исследовались нашими предшественниками, прежде всего с нравственной стороны и они считали, что умелое использование именно морально-психологического фактора определяло их успешный исход. В этих сражениях малочисленные армии побеждали намного их численно превосходящего противника. Изучение истории Российской армии показывает, что многие государственные деятели и военачальники хорошо понимали роль морального духа войск в достижении победы на полях сражений и в своей деятельности важное внимание уделяли вопросу укрепления морально-психологического состояния личного состава.

Российское воинство всегда было сильно, прежде всего своим моральным духом, патриотизмом, верностью долгу. Так, первый российский император и полководец Петр I, создавая русскую армию, важную роль отводил формированию у воинов моральных качеств защитника Отечества. Он указывал, что все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент. Важную роль для победы в бою он отводил дисциплине, сознательному отношению к военному долгу, безусловному выполнению приказов, повиновению командирам, личному примеру офицера, обеспечению солдатским пайком. Под руководством Петра I была разработана военная присяга и ряд указов. При поддержании морального духа армии Петр I умело использовал патриотические призывы.

Например, перед Полтавской битвой он обратился к офицерам и солдатам со словами: «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия…». Большое влияние на направление воинского воспитания оказал русский полководец П. Исторические документы свидетельствуют о том внимании, которое он уделял нравственно-патриотическому воспитанию солдат и офицеров, привитию у них любви к Родине, чувства воинского долга и чести. Честь офицерская и солдатская понимались Румянцевым как высшее проявление всех добродетелей военного человека.

Он считал, что офицеры только тогда достойны звания Защитника Отечества, когда они "должность и ревность к службе и собственную свою честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат". Взгляды П. Румянцева по вопросам воспитания воинов для выполнения боевых задач во многом совпадали с воззрениями фельдмаршала Г. Потемкина, который сумел максимально связать обучение и воспитание офицеров я солдат с потребностями боевой практики войск. Он требовал "обучать людей с терпением и ясно толковать способы к лучшему исполнению". Потемкин в своей деятельности по обучению и воспитанию войск?

При этом он предлагал использовать разнообразные стимулы, учредить специальную солдатскую медаль для поощрения за храбрость и мужество в бою. Но особый вклад в решение проблем морально-психологической закалки воинов внес великий русский полководец А. Будучи одним из самых образованных государственных и военных деятелей своего времени, он вошел в историю как один из самых творческих представителей военной мысли, как замечательный военный теоретик и практик, сумевший подготовить и воспитать своих непобедимых "чудобогатырей". Его система воспитания базировалась на правильном для своего времени понимании главного фактора войны - человека. Солдат не "простой механизм, артикулом предусмотренный", а человек. С солдатом без головы, говорил полководец, никакой баталии выиграть нельзя.

Инициатива, сообразительность, находчивость, умелые действия в бою, "каждый солдат должен знать свой маневр", дружба, взаимовыручка, "Сам погибай, а товарища выручай", забота о солдате, уважение его человеческого достоинства, - таковы подходы А. Суворова к моральной подготовке воинов, их воинскому воспитанию. Еще, будучи командиром Суздальского полка А. Суворов сделал вывод, что успех в бою, сражении зависит не только и не столько от численности войска, сколько от его морального духа. Важнейшей задачей в воспитании подчиненных он считал формирование у них таких качеств, как смелость, мужество, бодрость и надежность в бою. Исключительное значение он уделял подготовке солдат к действиям в экстремальных ситуациях боя.

Вошедший в историю афоризм Суворова "тяжело в учении, легко в бою", очень емко и точно это доказывает. Знаменитые сквозные атаки, длительные ночные марши и переходы, штурмы макетов крепостей - все это было направленно, в том числе, и на морально-психологическую подготовку солдат к бою. Суворовские заветы нашли продолжателя в лице М. Чудеса мужества, героизма, отваги показал русский солдат в войне 1812 года, главным полководцем которой был фельдмаршал Кутузов. Прошедшие через горнило этой войны офицеры вынесли мысль о решающем значении моральной силы в победе над врагом. По убеждению М.

Кутузова, субординация, дисциплина, бывшие стержнем воинского воспитания в армиях Западной Европы, "сколь ни велики... Важный вклад историю процесса укрепления морально-психологического состояния личного состава внес П. Особенно ценил П. Нахимов силу личного примера как действенного средства воспитания. Во время обороны Севастополя он ежедневно приходил на бастионы, останавливался для отдачи приказаний и распоряжений на самых открытых и опасных местах. Делая это ежедневно в продолжение нескольких месяцев, адмирал вселял убеждение, что жертвовать собою для исполнения долга - дело самое простое, обыденное, и, вместе с тем, в каждом вселялась уверенность в своей собственной неуязвимости.

Знаменитый флотоводец полагал, что из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последний есть вернейший. Выдающийся военный деятель М. Драгомиров внес большой вклад в создание военно-педагогической школы обучения и воспитания, научную разработку и практическую реализацию теории моральной и психологической подготовки войск. Основной задачей воспитания он считал привитие боевого духа "нравственной энергии". Он писал: "Старайтесь прежде всего вкоренить в солдат чувство долга, развейте в его голове идеи чести и честности. Выше всего стоит готовность страдать и умереть, то есть самоотвержение...

В бою только тот бьёт, кто не боится погибнуть". Драгомиров четко очерчивал три стороны воинского воспитания: воспитание ума и воли, нравственное воспитание и физическое. Центром всей воспитательной работы он считал воспитание нравственное, справедливо полагая, что оно является стержневым в моральном факторе. Великие русские полководцы стремились выяснить, найти ту силу, которая выводит воина к героическим подвигам или обращает его в бегство. Эффективно и умело использовал моральный фактор для достижения победы в бою М. Скобелев, полководческий талант и боевые заслуги которого академия Генерального штаба оценила как равные суворовским.

Генерал Скобелев прожил неполных 39 лет, девятнадцать из них провёл в боях и походах. За это время он участвовал в семидесяти сражениях. Его штурмы всегда заканчивались победами. Вот почему в 1882 году от академии Генерального штаба на могилу Скобелева был возложен венок с надписью: "Герою Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, полководцу, Суворову равному". Анализ действий генерала Скобелева показывает, что он прежде всего стремился вызвать боевое доверие к себе, а также любовь и преданность войск. Прибыв к незнакомым войскам, Скобелев принимал целый комплекс мер с тем, чтобы вызвать это доверие.

Скобелев хорошо понимал, что любовь и преданность войск заслужить крайне нелегко. В его поведении не было ни малейших поблажек, заискивания, фамильярности, которые всегда отзываются фальшью и легко распознаются подчиненными. Для Скобелева была характерна постоянная, действительная забота о нуждах и быте подчиненных, которая в сочетании с высокой, нередко жесткой требовательностью и справедливым, достойным вознаграждением за службу вызывали безграничную любовь подчиненных Безупречная же личная храбрость и умение вести войска к победе давали боевое доверие. Сочетая заботу с требовательностью, Скобелев предлагал тем, кто не находит в себе сил для исполнения требовательности, удалиться из доблестных рядов отряда. Высокое воспитательное значение имела такая мера, как отстранение отдельных бойцов и целых частей от участия в бою. Большой и достаточно разнообразной была работа по "восстановлению в памяти воинов куначества", боевых подвигов прошлого, или, как мы говорим сейчас, воспитания на боевых традициях.

Очень высоко ценил Скобелев и значение коллективно вырабатываемого мнения. Нередко перед боем он вызывал к себе командиров частей и выслушивал их предложения. Исключительное значение придавал Скобелев и первому боевому столкновению. Он считал, что пехота, отступившая в первом бою - потерянная пехота. И если первое боевое столкновение для его войск оказывалось невыгодным, то им принимались все меры для нанесения врагу тают потерь, чтобы инициатива снова оказалась в наших руках. Полезными и поучительными являются меры, применяемые Скобелевым для восстановления в войсках боеспособности и дисциплины.

Сам он считал, что меры эти зависят не только от обстановки, но главным образом от личности командира, его характера. Но универсальной мерой, всегда срабатывающей в русской армии и доступной всем командирам, он считал обращение к строгой уставной требовательности. Это средство Михаил Дмитриевич и рекомендует всем офицерам, подчеркивая при этом, что применение его должно быть тем строже, чем ниже моральный дух и дисциплина войск, но во всех случаях оно должно быть применено "на коротках и без продолжительного пиления". Исключительно важным считал Скобелев то, чтобы при любых видах боевых действий его войска не встречали для себя ничего нового, и выполняли боевые задачи, к которым были подготовлены, к которым привыкли, так как новизна отнимает у войск уверенность и спокойствие в их выполнении. Вот почему мы видим в войсках Скобелева систему обучения в лесных, ночных, зимних условиях, форсированным маршам, то есть то, что на современном языке называется действиями в особых условиях. Иными словами, он побеждал противника тем, чего у того не было.

Для укрепления морального духа войск Скобелев, как Суворов, стремился воздействовать на чувство национальной гордости, честное выполнение долга связывал с любовью к Родине. Имея богатый опыт, он видел, что боевая обстановка быстро вытряхивает из людей охотничий инстинкт, жажду приключений, стремление отличиться. Запас нравственных сил расходуется полностью и восполнить их, сплотить бойцов могут только чувства верности родине, отечеству, православной вере. Высокое морально-психологическое состояние личного состава как основа победы в бою История развития военной мысли в начале двадцатого столетия свидетельствует, что передовые представители армии и флота продолжали на практике применять различные формы и методы укрепления морально-психологического состояния личного состава. Драгомиров, - там он не задумывается жертвовать собой для их блага". Крупный военный теоретик А.

Незнамов большое внимание уделял нравственному фактору в подготовке к войне. Дух воинов, способность к самопожертвованию ставились им чрезвычайно велико. Русско-японская война поставила новые проблемы перед военной теорией и практикой, потребовала пересмотра взглядов на вопросы воинского долга, чести, взаимоотношений между солдатами и офицерами. Изучение опыта войны было проникнуто искренним желанием извлечь правильные уроки, найти основные причины поражения русской армии и флота. Вскрывая недостатки в обучении и воспитании войск, передовые офицеры призывали учить армию тому, что необходимо на войне. Изучение опыта гражданской войны позволяет сделать некоторые выводы о сильных и слабых сторонах воспитательной работы в Красной армии и Белой армии.

Сильной стороной в воспитательной работе в Красной Армии являлось, прежде всего, тщательное теоретическое обоснование цели, задач, средств, форм и методов этого процесса, его масштабность. Большевики, впервые придя к власти, смогли использовать для идейного воздействия на массы всю государственно-политическую машину, которая обуславливала наличие взаимосвязанной и хорошо организованной системы органов, учреждений и организаций для проведения идеологической подготовки личного состава в лице политорганов, партийных организаций, комиссаров. Кроме того, существовала благодатная почва для обработки населения и воинов. Все свои надежды на долгожданный мир, получение обещанной земли они связывали с новой властью, победами Красной Армии, состоявшей в основном из представителей народа. Массы верили в правоту идей большевиков, не сомневались в осуществимости цели, задач и обещаний их вождей. Это, наряду с целеустремленностью и непрерывностью воспитательной работы, которая проводилась ежедневно и ежечасно, в условиях боев и в периоды передышек, на фронте и в тылу, приносило действенные результаты.

В то же время необходимо отметить и наличие слабых сторон в системе воспитания красноармейцев. К ним, в частности, можно отнести: веру воспитателей в непогрешимость вождей и в связи с этим догматическое стремление любой ценой выполнить указания центра; стремление подменить содержание и глубину воспитательной работы массовостью; отсутствие единства в формах и методах воспитания хотя это вряд ли было серьезным недостатком, так как шли поиски наиболее эффективных из них ; слабую подготовленность самих воспитателей: существовал большой разрыв в уровнях подготовленности верхних эшелонов руководителей идейно-политического воспитания членов РВС фронтов и армий, начальников политотделов и непосредственных исполнителей директив и других документов, исходящих сверху комиссаров, политработников, коммунистов. Сильные стороны и недостатки в идейно-политическом и морально-боевом воспитании личного состава были также и в Белой армии. Ее сильными сторонами являлись: во-первых, высокое духовное начало этой работы, в чем большая заслуга военного духовенства, которое своим постоянным и целеустремленным трудом создавало особую высоконравственную атмосферу в рядах воинов. Военные священники добивались осознания воинами святости присяги и приказов командиров, насаждали дух чести и достоинства воинов, греховности пьянства, разбоев и грабежей и т. К числу слабых сторон воспитательной работы в армии Белого движения можно отнести: недостаточную теоретическую обоснованность этого процесса, использование дореволюционных военно-педагогических идей, которые разрабатывались с учетом борьбы с внешними врагами, слабый учет особенностей именно гражданской войны, где противниками Белой армии были сограждане; отрицательное влияние на сознание воинов настроения большинства русского народа, которое не поддерживало Белое движение, находясь под влиянием большевистских идей; несоответствие деклараций и обещаний конкретным мероприятиям и делам вождей Белого движения, отсутствие четкой программы по аграрному и Рабочему вопросам, что снижало эффективность воспитания; некоторое отчуждение между воспитателями офицерами и воспитуемыми нижними чинами , культурно-духовное неравенство между ними.

В последующие периоды развития нашего государства многое из опыта великих русских полководцев успешно применялось при подготовке к боевым действиям.

В шести вузах Минобороны организована подготовка офицеров военно-политических органов. При этом выросло дисциплин и учебных часов в программе военно-политической подготовки. Слушателей учат работать с сознанием людей и формировать военно-политическое сознание у военнослужащих. Почти каждый пятый офицер военно-политических органов имеет опыт участия в боевых действиях. В 2020 году прошли специальные учения по военно-политической работе «Сплоченность-2020». Привлечено свыше 5 тыс. Приняты беспрецедентные меры по развитию психологической службы.

В 2020 году сформирован Департамент психологической работы Главного военно-политического управления. Разрабатываются новые методы и технологии интенсивной психологической подготовки, формирования психологической устойчивости и восстановления боевой активности военнослужащих. В ходе учений апробированы мобильные пункты военно-политической работы из состава походных многофункциональных информационных комплексов. Полностью изжиты случаи глумлений и издевательств в воинских коллективах.

Ввод формирований в очаг поражения будет делом не простым, равносильным по тяжести моральных и физических испытаний выполнению боевой задачи. В этих условиях личный пример мужества и отваги командиров и политработников, коммунистов и комсомольцев будет способствовать проявлению бойцами смелости и решительности, готовности к самопожертвованию во имя спасения людей.

Первостепенное значение приобретает непосредственное общение командиров и политработников с бойцами, оперативная политическая информация о задачах, ходе их выполнения и изменениях в обстановке, широкое использование технических средств пропаганды, в особенности радио и громкоговорящих устройств. В мирное время формирования самостоятельно или совместно с воинскими подразделениями привлекаются для борьбы с массовыми пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Успешное выполнение формированиями своих задач как в мирное, так и в военное время во многом будет определяться высокой выучкой личного состава. Наиболее полно отрабатывается профессиональное мастерство личного состава формирований на комплексных учениях гражданской обороны. Учения сплачивают людей, формируют трудовые коллективы как силу, способную решать задачи в самых сложных условиях. Оси позволяют проверить готовность политработников и актива формирований к действиям в особых условиях, вырабатывают навыки организации политической работы в сложной, быстро изменяющейся обстановке, дают практику работы с различными категориями личного состава по периодам ведения гражданской обороны.

На учениях обстановка, максимально приближенная к боевой, способствует воспитанию у личного состава формирований, рабочих и служащих активности и инициативы, решительности и выносливости, способности переносить длительные физические и моральные нагрузки, убежденности в эффективности проводимых мероприятий гражданской обороны. Для успешного решения задач гражданской обороны, особенно в военное время, личный состав формирований должен обладать высокими морально-политическими качествами, иметь высокую психологическую устойчивость. Этому служат морально-политическая и психологическая подготовка командно-начальствующего состава и бойцов формирований и всего населения. Морально-политическая и психологическая подготовка — это единый, неразрывный процесс воспитания у личного состава формирований политических, нравственных и психологических качеств, обеспечивающих успешное преодоление трудностей при выполнении задач ГО в различных условиях обстановки. Разъясняя вопрос, что означает способность перенести все тяготы войны, проявить высокие моральные качества в борьбе с врагом, В. Ленин писал: «Продержаться в моральном смысле — это значит не дать себя деморализовать, дезорганизовать, сохранить трезвую оценку положения, сохранить бодрость и твердость духа...

Поли, собр. Морально-политическая и психологическая подготовка тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: у них единый, общий объект — человек, в деятельности которого находят проявления не только морально-политические, но и психологические качества, и общая цель — подготовить высокосознательных и стойких защитников Родины, способных успешно выполнять функции в формированиях в различных условиях обстановки. В процессе такой подготовки определяющим фактором является политическая закалка людей. Основой их высокого морального духа были и остаются глубокая идейная убежденность, политическая сознательность, преданность делу коммунизма.

§ 3. Деятельность военной организации государства в особых условиях

Так, например, через сутки без сна резко снижается мыслительная деятельность человека, через двое - возможны грубые ошибки в принятии решения, импульсивные действия, через трое суток без сна - человек может потерять сознание. Основные усилия военно-социальной работы в период выполнения боевых действий сосредотачиваются на реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих, особенно тех, кто получил ранения, увечья, контузии и т. Большое внимание уделяется поддержанию и развитию взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями, средствами массовой информации, религиозными учреждениями в местах постоянной дислокации части подразделения. Это взаимодействие предусматривает мобилизацию общественности на оказание шефской помощи убывшим в район боевых действий частям и подразделениям посылка гуманитарной помощи, выезды представителей администрации, творческой интеллигенции, ветеранских организаций и родительской общественности, журналистов, концертных бригад и т.

Защита от информационно-психологического воздействия противника проводится в целях нейтрализации психологической обработки противником своих войск, недопущения деморализации и морально-психологического подавления личного состава, изменения в свою пользу соотношения морально- психологической устойчивости противоборствующих сторон и поддержания ее на уровне, необходимом для ведения боя. Как показал опыт вооруженных конфликтов, для осуществления защиты своих войск от информационно-психологического воздействия противника необходимо проводить мероприятия по перекрытию каналов враждебной информации, сбору и ликвидации подбрасываемых в расположение подразделений провокационных материалов, глушению подрывной радиопропаганды, решительному пресечению распространяемых ложных слухов и попыток проникновения в воинские коллективы лиц, пытающихся склонить военнослужащих к неповиновению, отказу от участия в боевых действиях, самовольному оставлению части, по выявлению и уничтожению сил и средств психологических операций противника. Для осуществления информационно-психологического воздействия на местное население организуется использование всех имеющихся в распоряжении сил и средств залистовывание территории зоны конфликта с применением агитационных боеприпасов, установка звуковещательных станций; налаживание телерадиовещания в районе боевых действий; привлечение прессы и т.

Культурно-досуговая работа в ходе боевых действий организуется и проводится преимущественно в подразделениях, расположенных во вторых эшелонах резерве , не принимающих активного участия в боевых действиях и находящихся в районах восстановления боеспособности. В проведении мероприятий основную часть времени занимает информирование о ходе боя, событиях в стране, на ТВД и в районе ведения боевых действий, прослушивание и просмотр теле- и радиопередач. В основном культурно-досуговая работа ведется традиционными формами и методами тематические вечера, обсуждения произведений художественной и военно-мемуарной литературы, спортивные соревнования и т.

Обеспечение техническими средствами воспитания осуществляется за счет их запасов, созданных в отделениях хранения технических средств вещевых складов объединения соединения. В ходе боя запасы данных средств в подразделениях поддерживаются в пределах установленных норм, обеспечивающих решение поставленных задач и возможность ведения последующих боев боевых действий. Восполнение потерь технических средств воспитания и ЗИП в первую очередь проводится в подразделениях, ведущих боевые действия на главном направлении и выполняющих наиболее важные задачи.

Проведение военно-социальной работы в боевой обстановке. Рассматривая сущность проведения морально-психологического обеспечения в боевой обстановке возьмём за основу военно-социальную работу. Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизни и деятельности военнослужащего как равного члена гражданского общества в целях реализации всех его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий.

Социальная работа осуществляется как в мирное, так и в военное время, изменяясь и уточняясь с учетом военно-политической, оперативно-стратегической и морально-психологической обстановок. Военно- социальная работа в боевой обстановке имеет своеобразный характер.

Опыт, накопленный в ходе мероприятий боевой подготовки, показывает, что наиболее распространенными формами политического и боевого информирования в ходе подготовки наступательного боя и в минуты тактических пауз могут быть информации и митинги, короткие групповые и индивидуальные беседы, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач, сообщение содержания обращений военных советов и информационных бюллетеней, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача важной информации с помощью портативных радиостанций и другие. Например, в ходе боев в Чечне по разоружению незаконных вооруженных формирований ежедневно в отделениях, экипажах и расчетах офицерами проводились 15-20 минутные информации. В перерывах между боями и во время отдыха для информирования использовались групповые и индивидуальные беседы, печать, радио, наглядная агитация, боевые листки, листки-молнии, в работе с местным населением применялись звуковещательные станции и средства массовой информации. Боевые действия представляют собой не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры войск, но, прежде всего, ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих знаниями, навыками и умениями, волей и надеждами людей. И от того, у какой из противоборствующей стороны духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и в большей степени отвечающими потребностям наступательного боя, в определяющей степени зависит победа или поражение. Все это делает актуальной и практически значимой деятельность по формированию у личного состава всесторонней психологической устойчивости, готовности к активным наступательным действиям в любых условиях обстановки.

Основная роль в этом процессе принадлежит такому виду морально-психологического обеспечения как психологическая работа. Особенности психологической работы в различных видах наступательного боя зависят от избранного способа разгрома противника, применяемого оружия и техники, уровня психологической готовности личного состава войск сил к выполнению боевых задач в сложившихся предполагаемых условиях. Например, в 1999 году в ходе боевых действий в Республике Дагестан высокий уровень нервно-психических расстройств был характерен для всех подразделений, непосредственно участвующих в боевых действиях. Так, проведенная после первых дней боев психологическая оценка в подразделениях 7 гв. Особенности психологической работы в ходе наступления заключаются в сосредоточении основных усилий на формировании и поддержании психологической готовности личного состава к активным, решительным, наступательным действиям. Особое внимание уделяется организации психологической работы в войсках, действующих на направлении главного удара и выполняющих задачи по разгрому наиболее сильных группировок противника, прорыву его укрепленных рубежей и позиций, захвату важных районов, форсированию крупных водных преград, овладению городами и промышленными районами, отражению контрударов, окружению и уничтожению противника. Как показывает анализ исторического опыта Советских Вооруженных Сил, армий других государств, войн и военных конфликтов современности, значимость психологической работы носит не умозрительный, а конкретный характер и выражается в определенных результатах. Общее количество освобождаемых от службы в связи с психическими расстройствами превышало количество прибывающего пополнения.

По этой причине только в американской армии были выведены из строя 504 тыс. Учитывая данный опыт, содержание психологической работы должно направляться на: формирование представлений личного состава о характере влияния наступательных действий на психику; поддержание у личного состава, выполнившего задачи обороны, психологических установок на ведение активных боевых действий, проявление инициативы, готовности идти навстречу опасности при недостаточной укомплектованности, недостатке времени на подготовку, отсутствии полной информации о противнике; формирование у военнослужащих инициативы и настойчивости, состояния уверенности в своих силах, способности прорвать оборону противника, сломить его сопротивление, успешно завершить операцию. Основными формами психологической работы в наступлении являются: психологическая помощь и социально-психологическая реабилитация военнослужащих. Психологическая помощь военнослужащим в преодолении психотравмирующих факторов боевой обстановки направляется на: прекращение или снижение интенсивности действия психотравмирующих факторов боевой обстановки, путем вывода пострадавших в центры пункты психологической помощи и реабилитации; ликвидацию или блокирование источников психотравматизации; диагностику и коррекцию психического состояния личного состава, восстановление его боеспособности; психологическую поддержку, создание дополнительных стимулов повышения боевой активности военнослужащих; эвакуацию военнослужащих с тяжелыми боевыми психическими травмами в медицинские учреждения для оказания врачебной и специализированной помощи; локализацию и изоляцию военнослужащих и подразделений, подвергшихся деморализации, с целью исключения массовых негативных психологических воздействий на личный состав.

Логика проведения вступительного испытания имеет целью определить уровень понимания офицерами сущности и содержания военно-политической работы как особого вида деятельности в Вооружённых Силах Российской Федерации, его организацию в мирное и военное время, в период подготовки и ведения боевых действий в международных и внутренних вооруженных конфликтах. В ходе экзамена оцениваются знания поступающими требований государственных нормативно-правовых актов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации по проблемам военно-политической работы в войсках силах , а также содержания и особенностей основных направлений военно-политической работы в различных условиях воинской деятельности. Формирование морально-боевых и психологических качеств у воинов русской армии и флота в дореволюционный период. Отечественный исторический опыт формирования и поддержания морально-боевых и психологических качеств у воинов русской армии и флота в конце ХVII начале XX века. Практическая деятельность военного руководства дореволюционной России по укреплению морального духа воинов. Роль и значение морального духа войск в достижении победы на полях сражений в трудах выдающихся государственных деятелей и полководцев российского государства. Содержание и направленность мероприятий духовно-нравственного воспитания и психологической подготовки войск сил в дореволюционный период. Практика применения отечественного исторического опыта формирования и поддержания морально-боевых и психологических качеств у воинов в современных условиях. Организация партийно-политической работы с личным составом армии и флота в советский период. Содержание, организация, формы и методы партийно-политической работы с военнослужащими на различных этапах развития страны в советский период: в годы революции и гражданской войны, межвоенный период, в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Особенности формирования у личного состава морально-психологической стойкости в условия боевых действий ОКСВ на территории Афганистана. Зарубежный опыт морально-психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям. Научно-практические взгляды руководства вооружённых сил зарубежных стран на морально-психологическую подготовку военнослужащих. Цели, задачи и система морально-психологической подготовки в армиях стран НАТО. Основные направления морально-психологической подготовки военнослужащих западных армий к выполнению боевых и миротворческих задач. Роль духовного воспитания в системе развития морального облика военнослужащих. Сущность и содержание основных мероприятий по формированию морально-боевых качеств военнослужащих в ходе локальных войн, вооружённых конфликтов и операций современности. Военно-политическая работа в войсках силах : содержание и организация. Требования руководящих документов к военно-политической работе как особому виду деятельности в войсках силах ВС РФ. Сущность, цели, основные задачи, эффективность, принципы, уровни военно-политической работы в войсках силах. Основные направления виды военно-политической работы в войсках силах в мирное и военное время. Силы и средства военно-политической работы в войсках силах. Обязанности командиров, штабов, начальников родов войск и служб, должностных лиц военно-политических органов по организации военно-политической работы в войсках силах. Особенности организации военно-политической работы при выполнении боевых и учебно-боевых задач, требования, предъявляемые к ней на современном этапе. Основные проблемы военно-политической работы в войсках силах и пути их решения. Работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Основные обязанности должностных лиц подразделения по подержанию правопорядка и воинской дисциплины. Роль правового обучения личного состава в выполнении им должностных и специальных обязанностей. Порядок планирования и организации работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Проблемы и пути совершенствования работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, профилактики правонарушений. Опыт организации работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в международных и внутренних вооруженных конфликтах современности. Сущность, цели и задачи военно-политической пропаганды и агитации. Основные направления военно-политической пропаганды и агитации: информационно-аналитическая работа, информационно-разъяснительная работа, агитационно-пропагандистская работа, защита войск сил от информационно-психологического воздействия противника. Штатные и нештатные силы и средства военно-политической пропаганды и агитации и особенности их применения в подразделении. Основные формы и методы военно-политической пропаганды и агитации и порядок их применения в различных видах деятельности. Порядок планирования и организации военно-политической пропаганды и агитации в подразделении в мирное и военное время. Практика использования средств массовой информации в интересах военно-политической пропаганды и агитации в мирное и военное время. Порядок подбора, расстановки и руководства работой боевого и информационного актива в подразделении. Проблемы и пути совершенствования военно-политической пропаганды и агитации. Опыт организации военно-политической пропаганды и агитации в международных и внутренних вооруженных конфликтах современности. Психологическая работа. Сущность, цели и задачи психологической работы. Основные направления психологической работы: психологическая диагностика, психологическое сопровождение, психологическая помощь, психологическая реабилитация, психологическая профилактика, психологическое просвещение. Штатные и нештатные силы и средства психологической работы и особенности их применения в подразделении. Основные формы и методы психологической работы и порядок их применения в различных видах деятельности. Порядок планирования и организации основных направлений психологической работы в подразделении в мирное и военное время. Проблемы и пути совершенствования психологической работы. Опыт организации психологической работы в международных и внутренних вооруженных конфликтах современности. Военно-социальная работа. Штатные и нештатные силы и средства военно-социальной работы части соединения и особенности их применения в подразделении. Порядок планирования и организации мероприятий военно-социальной работы. Основные формы и методы военно-социальной работы с военнослужащими подразделения в мирное и военное время. Проблемы и пути совершенствования военно-социальной работы. Опыт организации военно-социальной работы в международных и внутренних вооруженных конфликтах современности. Культурно-досуговая работа. Особенности планирования и организации культурно-досуговой работы, применения её сил и средств в мирное и военное время. Проблемы и пути совершенствования культурно-досуговой работы.

А для этого необходим профессионально подготовленный военно-политический работник, являющийся первым помощником командира в области управления моральным духом солдата и офицера. При этом в реализуемых мерах по созданию военно-политических органов в Вооружённых Силах нет и тени попытки поставить под сомнение единоначалие. Оно было, есть и будет краеугольным принципом военной организации. К сегодняшнему дню работа по формированию военно-политических органов в Вооружённых Силах в целом завершена. Системная военно-политическая работа организуется во всех сферах деятельности Вооружённых Сил и на всех уровнях военного управления. В органах военного управления, в соединениях, воинских частях и подразделениях выстроена структура военно-политических органов, которая включает воинские должности заместителей главнокомандующих, командующих, командиров и начальников по военно-политической работе, подчинённые им военно-политические управления, отделы, отделения и группы, военные учреждения культуры и периодические издания. Всего в военно-политических органах всех уровней работают более 11 тысяч военнослужащих и гражданских специалистов. С нового учебного года в Вооружённых Силах введена военно-политическая подготовка для всех категорий личного состава. Она становится одним из основных предметов оперативной, боевой и профессионально-должностной подготовки и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического и воинского воспитания. Издан приказ министра обороны, определяющий порядок её организации. Опыт выполнения задач в Сирийской Арабской Республике и на манёврах войск сил «Восток-2018» показал, что военно-политическая работа должна проводиться постоянно, со всеми категориями военнослужащих, при выполнении любых задач, в том числе непосредственно в боевых порядках подразделений, в ходе освобождения населённых пунктов невоенными методами, а также в рамках взаимодействия с местными органами власти и населением. Эти требования находят своё отражение в боевых уставах и наставлениях. Важнейшим из них является разъяснение личному составу причин, справедливого характера, законности и военно-политических целей применения Вооружённых Сил, формирование морально-политической и психологической устойчивости своих войск и морального превосходства над войсками противника, уверенности в своей способности успешно выполнить поставленные задачи. Основным содержанием военно-политической работы в Вооружённых Силах в 2019—2020 годах является подготовка к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Её задачи определены в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 года. Уже спланирован и проводится широкий комплекс мероприятий, в том числе совместных с государствами — участниками СНГ и их вооружёнными силами. Центральными событиями 2019 года, уже состоявшимися и планируемыми, являются 75-летие полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Крыма и Севастополя, Белоруссии, Карелии и Прибалтики, других важнейших наступательных операций Советской Армии 1944 года. Темой Победы в Великой Отечественной войне пронизаны все знаковые события в войсках: учения, походы, мероприятия боевой подготовки, спортивные соревнования, турниры, армейские игры. Все мероприятия стремимся проводить в форме военно-историко-патриотических операций, воссозданных по фактическим событиям тех лет с широким привлечением «Юнармии», общественности, ветеранов и всего общества.

Особенности информационного обеспечения частей и подразделений в боевой обстановке.

Дальнейшая подготовка для назначения на должность заместителя командира полка по военно-политической работе будет проводиться в магистратуре университета, как это было раньше по специальностям Управления военно-политической работы в авиации. В целях формирования идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению поставленных задач в любых условиях обстановки, в Вооруженных Силах организуется военно-политическая работа. Обязанности командиров, штабов, начальников родов войск и служб, должностных лиц военно-политических органов по организации и проведению военно-политической работы в войсках (силах). Политическая работа в боевой обстановке. комплекс мероприятий, проводимых командирами, политорганами, партийными и комсомольскими организациями, коммунистами и комсомольцами с целью достижения победы над врагом в любых условиях. Вывод по теме: Политическая работа в боевой обстановке – это комплекс мероприятий, проводимых командирами, заместителями по политической части с целью достижения победы над врагом в любых условиях.

Домашний очаг

  • Замминистра обороны рассказал о военно-политической работе в армии
  • Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)
  • Замполиты снова в строю | На страже Родины | Дзен
  • Военно-политическая работа: состояние и перспективы
  • морально-психологическое обеспечение во

Морально-психологическое обеспечение боевых действий в особых условиях.

организовывать и лично проводить в роте занятия по военно-политической подготовке, военно-политическое информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных Сил. должность инструктора по военно-политической работе из числа контрактников. Начальствующий состав должен активно участвовать в проведении политической работы под руководством военных комиссаров и политических руководителей. 56. Основными обязанностями военных комиссаров в боевой обстановке являются. ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В СОЕДИНЕНИЯХ И ЧАСТЯХ СПН ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ.

Политическая работа в боевой обстановке

Взгляды командования вооружённых сил США и НАТО на организацию и проведение военных операций информационного обеспечения боевых действий психологических операций. Документы, регламентирующие организацию и ведение военных операций информационного обеспечения ПсО. Опыт проведения военных операций информационного обеспечения ПсО в период подготовки и ведения боевых действий в передовых армиях зарубежных государств. Особенности организации военных операций информационного обеспечения ПсО в современных войнах и вооружённых конфликтах. Прогнозирование возможных последствий военных операций информационного обеспечения ПсО , осуществляемых противником. Защита войск сил от информационно-психологического воздействия противника. Защита войск сил от информационно-психологического воздействия противника как направление военно-политической пропаганды и агитации: сущность, цели и задачи.

Основные направления деятельности должностных лиц военно-политических органов по решению задач защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противника. Формы и способы прогнозирования и профилактики операций информационного обеспечения ПсО противника. Порядок организации мероприятий прогнозирования оценки , профилактики предупреждения , срыва и ликвидации последствий операций информационного обеспечения ПсО противника. Организация взаимодействия в интересах защиты войск сил от информационно-психологического воздействия противника. Мероприятия по перекрытию каналов поступления информации от противника. Порядок нейтрализации последствий операций информационного обеспечения боевых действий ПсО противника.

Военно-политическая работа в ходе повседневной деятельности войск сил. Военно-политическая работа в ходе боевого дежурства боевой службы. Деятельность военно-политических органов по организации военно-политической работы при выполнении задач боевого дежурства боевой службы. Методика поэтапной военно-политической работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство боевую службу. Опыт организации военно-политической работы при несении боевого дежурства боевой службы батальоном дивизионом и им равных. Военно-политическая работа в ходе караульной службы.

Требования руководящих документов Министерства обороны РФ к военно-политической работе при подготовке и несении караульной службы. Основные мероприятия военно-политической работы при подготовке и несении караульной службы и этапы их проведения. Порядок изучения морально-политических и психологических качеств состава караула, его подбора и распределения по сменам и постам. Методика трехэтапной подготовки караула, место и роль военно-политической работы в ней. Силы и средства военно-политической работы при подготовке и несении караульной службы подразделением. Деятельность заместителя командира батальона дивизиона и им равных по ВПР по организации военно-политической работы подготовки и выполнения задач караульной службы.

Порядок назначения, инструктажа и всестороннего обеспечения информационного актива караула. Практика организации военно-политической работы при подготовке и несении караульной службы. Военно-политическая работа по обеспечению безопасности военной службы. Обеспечение безопасности военной службы как одно из направлений деятельности заместителя командира батальона дивизиона и им равных по военно-политической работе. Сущность и основные угрозы безопасности военной службы в морально-духовной сфере. Требования руководящих документов, регламентирующих военно-политическую работу по обеспечению безопасности военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Основное содержание и практика работы заместителя командира батальона дивизиона и ему равных в организации военно-политической работы по обеспечению безопасности военной службы. Формы и методы работы должностных лиц военно-политических органов при организации военно-политической работы по безопасности военной службы. Порядок профилактики травматизма личного состава на почве нарушений правопорядка и воинской дисциплины. Управление военно-политической работой в ходе боевых действий. Особенности организации военно-политической работы на марше и во встречном бою. Сущность и содержание военно-политической работы в ходе марша и встречного боя батальона дивизиона.

Основные мероприятия, формы и способы организации военно-политической работы в ходе марша и встречного боя. Разработка документов по военно-политической работе марша и встречного боя батальона дивизиона. Порядок распределения сил и средств военно-политической работы на период совершения марша и ведения встречного боя. Работа должностных лиц батальона дивизиона по организации военно-политической работы на марше и во встречном бою. Организация взаимодействия и связи в интересах военно-политической работы на марше и во встречном бою. Основные мероприятия военно-политической работы, формы и способы их проведения на марше и во встречном бою.

Военно-политическая работа в ходе оборонительного боя. Особенности военно-политической работы в оборонительном бою. Основные задачи военно-политической работы в оборонительном бою и их направленность на непрерывный анализ социально-политической обстановки, формирование у военнослужащих морально устойчивости и психологической готовности к удержанию оборонительных рубежей. Содержание и последовательность работы заместителя командира батальона дивизиона и им равных по военно-политической работе с получением задачи на ведение оборонительного боя. Расчет времени на организацию военно-политической работы при подготовке и ведении обороны. Оценка обстановки с выводами.

Выработка предложений командиру по организации военно-политической работы в оборонительном бою. Планирование и постановка задач подчиненным по ВПР в оборонительном бою. Создание социально-правовых условий жизни и деятельности личного состава батальона дивизиона в обороне. Основные мероприятия военно-политической работы, формы и способы их проведения в обороне. Военно-политическая работа в наступательном бою. Цели, задачи и характерные особенности военно-политической работы в наступательном бою.

Порядок работы заместителя командира батальона дивизиона и им равных по ВПР при организации военно-политической работы в наступательном бою. Распределения боевого и информационного актива батальона дивизиона по элементам боевого порядка.

Существенную роль в системе обучения и воспитания военнослужащих играет военно-политическая подготовка, смысл которой заключается в формировании моральных качеств и боевого духа, готовности к выполнению задач в мирное время и, особенно, в боевой обстановке. Военно-политическая подготовка ВПП является одним из основных предметов подготовки личного состава Вооруженных сил Российской Федерации и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания [1].

Целью военно-политической подготовки является формирование и развитие военно-политического сознания, воинской культуры, патриотических и гражданских качеств личности, ответственного отношения к воинскому долгу. В сочетании с другими предметами, военно-политическая работа включает в себя и такой важный аспект, как формирование психической и эмоциональной устойчивости, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции. Современный офицер должен свободно ориентироваться в вопросах военно-политической обстановки, разбираться в государственных и правовых вопросах, знать отечественную историю, чтить традиции армии и флота, помнить о воинах, самоотверженно отдавших жизнь за свою Родину. Ведущая роль в организации политико-воспитательной работы в подразделении принадлежит командиру-единоначальнику.

Именно он заботится о том, чтобы все мероприятия проходили организованно, на высоком идейном уровне, в тесной связи с задачами подразделения, способствовали формированию у воинов высоких морально-политических и боевых качеств, укреплению воинской дисциплины, повышению бдительности и боевой готовности. Заместитель командира по политической части отвечает за организацию и состояние политической работы в подразделении. Также в воспитательной работе с личным составом активно участвуют командиры взводов и непосредственные командиры сержанты.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам в соответствии со ст. В соответствии со ст. На период чрезвычайного положения могут устанавливаться особые меры, предусмотренные ст. Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ст.

В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач: а поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее; б охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды; в разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; г участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований; д участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Военное положение. В период, когда государство находится в состоянии войны и отражает агрессию либо находится перед лицом реальной агрессии, прежний мирный уклад жизнедеятельности государства и общества не в состоянии обеспечить организацию эффективного отпора агрессору либо предотвратить агрессию, вводится режим военного положения.

С нашей точки зрения, понятие «профессионально важные качества» представляет собой совокупность духовных, психических и физических качеств личности, необходимых и достаточных для того, чтобы стать профессионалом, то есть для успешного овладения определенной профессией, для эффективной работы и карьеры [9]. Перечень ПВК, обоснованный на опыте военно-морской профессиональной деятельности и обусловленный влиянием морской среды, включает качества, характеризующие личностные особенности и психические процессы офицера ВМФ.

К основным ПВК, характеризующим личностные качества офицера ВМФ, относятся: интерес к профессиональной деятельности по специальности; стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и умений, педагогического мастерства и правовой компетентности; склонность к изучению, освоению новых образцов техники и вооружения; любовь к морю и военно-морской службе; способность принимать грамотные решения при недостатке информации или отсутствии времени на ее осмысление; способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших физических и психических нагрузок; технические способности; организаторские способности; выдержанность; внимательность; порядочность; требовательность; честность; дисциплинированность; добросовестность; исполнительность; настойчивость; наблюдательность; ответственность; организованность; трудолюбие; самостоятельность; самоконтроль; собранность [5]. Повседневная практика формирования ПВК офицеров кораблей ВМФ свидетельствует о том, что это сложный и противоречивый процесс, имеющий особенности содержательного, организационного и методического плана. Важное значение в этом процессе, помимо повседневной военнопрофессиональной деятельности офицеров, имеет военно-политическая работа далее ВПР. Список литературы 1.

Алёхин И. Алёхин, А.

Читайте также

  • На поддержку блога
  • Система военно политической работы в вс рф на современном этапе конспект
  • Официальные сетевые ресурсы
  • Замполиты снова в строю
  • Тема 17 Политическая работа в боевой обстановке
  • Роль военно-политической работы в современной армии: история и современность

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий