Цель информационного выступления

Подготовка информационного выступления, как и любого другого, начинается с осмысления общей и конкретной целей, с формулировки темы, с анализа характеристик аудитории и т. д. В зависимости от цели выступления можно выделить разные виды речей, имеющие свои.

Классификация публичной речи

  • Информационная речь
  • Информационное выступление
  • Понятие информационного выступления и его виды
  • Информационная речь
  • Причины для написания информативной речи

Подготовка публичных выступлений в разных жанрах

Объяснение может быть и учебным: так, преподаватель или учитель использует объяснение для краткого изложения учебного материала на уроке или занятии. Объявление — это сообщение о том, что предстоит, что произойдет. Особенно важно 172 повторять объявления, в которых сообщается об отмене ранее объявленного мероприятия или о его переносе. Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма. Это делается для того, чтобы покупатель мог сразу узнать, о чем книга или фильм. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях.

После доклада проблема обсуждается, докладчику задают вопросы. Сообщения могут дополнять чей-либо основной доклад.

Выйти на субботник? Сделать взнос в благотворительный фонд?

Изменить свое поведение? Значит к этому и надо вести всю вашу речь. Это отправная точка и к ней мы будем подводить.. Структурируйте речь.

Когда вы сидите перед белым листом или пустым монитором и вам сложно начать, поменяйте подход. Не надо пытаться сразу написать всю речь единым потоком. Это сложно писать и сложно слушать. Поделите ее на части.

Для начала выделите три ключевых куска. Правило трех прекрасно работает в публичных выступлениях. Три блока, каждый посвященный какому-то ключевому тезису. Каждый тезис, должен подводить к ключевому действию, которое мы запланировали с вами в предыдущем пункте..

Но и каждый из этих блоков я рекомендую тоже разбить на три части. Получаем 9 частей. Написать 9 небольших частей и вылизать их до состояния совершенства гораздо легче, чем справиться с аморфным облаком всей речи разом. У вас полтора часа на лекцию?

Это 90 минут, то есть три блока по 30 минут или 9 сегментов по 10 минут. Напишите 9 ключевых тезисов и раскройте каждый в течение 10 минут..

Каковы правила подготовки информационного выступления. Всякое выступление необходимо хорошо подготовить. Как минимум такая подготовка включает следующие этапы: 1 анализ объективных факторов выступления; 2 выбор темы, подбор материала, создание плана выступления; 3 написание текста речи; 4 определение формы выступления; 5 репетиция. Анализ объективных факторов выступления. К объективным факторам публичной речи относятся такие факторы, которые не зависят от выступающего: качественный и количественный состав аудитории, физические пространственно-временные параметры и условия выступления.

Анализ качественного состава аудитории. Подготовку к публичной речи следует начать с составления портрета аудитории. Необходимо выяснить как можно полнее о тех людях, которые являются клиентами выступающего, каковы их запросы и интересы, удовлетворить которые он призван. Надо помнить, что в конечном счете цель выступления не самоактуализация, а удовлетворение интересов заказчиков. Поэтому нужно дать четкий ответ на вопрос, какая информация нужна людям, перед которыми надо выступить, и каковы их интересы. Хороший оратор должен прежде всего сформулировать ту главную идею, которую он должен будет донести до сознания слушателя. В соответствии с этим вся подготовка должна быть подчинена реализации этой задачи.

И эту стержневую идею необходимо как танк продвигать вперед, вновь и вновь возвращаясь на исходную позицию, несмотря ни на какие коммуникативные препятствия, помехи и барьеры. Выбор темы выступления. Главная цель выступления — раскрыть основную идею, которую необходимо довести до слушателей. Поэтому выбор темы должен быть подчинен реализации данной цели.

Такой способ подготовки имеет следующие преимущества: во-первых, вы ничего не забудете, потому что все мысли, которые вы хотите донести до аудитории, записаны в виде логической последовательности; во-вторых, окончательный вариант текста формируется спонтанно, что звучит гораздо убедительнее, чем предварительная речь, которую зачитывают вслух; в-третьих, содержание выступления гораздо легче адаптировать к ситуации например, в зависимости от реакции слушателей вы можете по-другому расставить акценты ; в-четвертых, при необходимости речь можно без проблем сократить. Правила по оформлению плана-конспекта. Предпочтителен список кратких тезисов на листе бумаги размером с почтовую карточку или около того. Бумага должна быть достаточно плотной и не должна давать бликов. На каждой карточке должно быть не более одной-двух главных мыслей.

Писать нужно крупно и разборчиво. Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо. Кроме того, на листе бумаги не должно быть ничего лишнего. Писать следует только на одной стороне листа. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Уже использованные карточки рекомендуется каждый раз класть вниз стопки, так чтобы порядок всегда оставался одним и тем же. Тогда в случае необходимости будет легче вернуться к нужной карточке. Сквозная нумерация, то есть нумеровать карточки следует по порядку.

Если возникнет необходимость присоединить к уже пронумерованным карточкам новые, их можно обозначить буквами «а», «б» и т. Режиссерские указания. Они дают уверенность, что в процессе выступления вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Примеры: 1 «задать вопросы участникам»; 2 «не забыть положить пленку на проектор»; 3 помечать разными цветами важные мысли, которые вы хотели бы выделить во время выступления. Указание времени помогает соблюсти регламент. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью, так как в этом случае опасность оговориться становится гораздо меньше. Первое предложение следует записывать полностью. Так как в начале выступления напряжение всегда особенно велико, то даже знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая. В крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней.

Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается. Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления. Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией.

Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво. Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту.

В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71]. Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания.

Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его.

Что на самом деле означает ЦЕЛЬ публичного выступления

протокольно-этикетное. Выступления данного функционального профиля являются востребованными в условиях стремительной интенсификации информационных потребностей современного общества. 5. Особенности информационных ационная речь делится. Особый тип информационного выступления — а в т о б и о г р а ф и я. Это сообщение человека об основных этапах его жизненного пути.

Цели публичного выступления. Основные примеры.

Информационные выступления предназначены для передачи определенной информации аудитории. Информационная речь-речь, формирующая в слушателях. Особый тип информационного выступления —автобиография. Особый тип информационного выступления – автобиография. По цели публичные выступления можно разделить на следующие виды: – информационные. Цель – донесение до аудитории какую-либо информацию, знания. Главное в любом информационном выступлении – суметь передать свои знания, донести до слушателей информацию.

Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки

Доклады могут быть от 20 минут до часа и более. Автобиография — это письменный жанр. В устном ответе не надо делать вывод. В устном ответе надо делать вывод. Информационное выступление должно обязательно содержать новую для слушателей информацию. Информационное выступление надо постараться сделать для слушателей эмоциональным. Информационное выступление не должно содержать несколько пунктов. Информационное выступление должно дать исчерпывающую информацию по вопросу.

Информационное выступление не предполагает ответов на вопросы слушателей. При информационном выступлении цифры и даты лучше записать на доске. В информационном выступлении цифры и даты надо повторять. Важнейшее требование в информационному выступлению —понятность содержания. Темп речи в информационных выступлениях не должен быть высоким. В кратком информационном выступлении особенно важна мимика и жестикуляция оратора. Прослушайте отрывок из романа В.

Киселева «Девочка и птицелет». Сейчас звонок звучал весело и дружелюбно: у нас химия.

Информационные выступления могут дать вам возможность представить неизвестные факты, проинформировать аудиторию о предмете, о котором она может быть не осведомлена, и развить ваши ораторские способности. Более подробная информация о различных компонентах и этапах написания информативной речи может помочь вам оптимизировать этот уникальный инструмент для достижения ваших личных или профессиональных целей. В этой статье мы обсудим, что такое информативная речь, объясним, почему вы можете захотеть выступить с ней, рассмотрим, как написать информативную речь за 10 шагов, и дадим советы по написанию и представлению вашей речи. Что такое информативная речь? Информативная речь - это тип речи, в котором аудитория получает подробные факты о конкретном предмете. Субъектом может быть человек, место, событие, объект или процесс.

Когда вы выступаете с информативной речью, ваша основная цель - предоставить аудитории информацию, о которой она никогда не знала, в убедительной форме. Хотя в информативной речи может быть высказано мнение выступающего по теме, основная цель речи - предложить фактическую информацию, а не убедить аудиторию выработать определенное мнение. Например, в информативной речи о маркетинге в социальных сетях можно подробно рассмотреть как преимущества, так и потенциальные недостатки этой стратегии, даже если выступающий является сторонником этого вида маркетинга. Причины для написания информативной речи Существует несколько причин для написания информативной речи, в том числе: Предложите новую информацию по теме: Если вы узнали дополнительные подробности о предмете, информационная речь может стать отличным способом представить эту новую информацию в увлекательной форме. Например, вы можете решить представить новое научное исследование в информационном выступлении в университете или исследовательском институте. Информировать определенную аудиторию: Иногда вам может понадобиться предоставить информацию аудитории, которая не имеет возможности узнать о ней другими способами или просто не знакома с темой. Например, санитарные просветители часто посещают и рассказывают о проактивных мерах по охране здоровья в различных сообществах, которые могут не иметь доступа к другим достоверным источникам информации. Расширяйте навыки вашей аудитории: Информационная речь может помочь вашей аудитории приобрести новые или отточить уже имеющиеся навыки.

Это может сделать информационные речи отличным инструментом для академических курсов или внутренних тренингов на рабочем месте. Совершенствуйте свои публичные выступления: Один из лучших способов улучшить свои ораторские способности - выступать с речами. Выступление с речью позволяет отработать навыки публичных выступлений, такие как произношение, уверенность, проецирование и запоминание. Как написать информативную речь Следуйте этим 10 шагам, которые помогут вам написать информативную речь: 1. Выберите тему Выберите тему, которая связана с целями вашего информационного выступления. Например, профессионалы, выступающие с информационными речами перед своими коллегами, могут рассматривать иные темы, чем студенты, выступающие с информационными речами на занятиях по ораторскому искусству. В целом, лучше выбрать тему, которая вам интересна, чтобы вам было интереснее работать над речью и легче донести до аудитории свою увлеченность темой. Также часто полезно выбрать более конкретную тему, которая позволит вам предоставить углубленную информацию.

Изучить особенности и потребности аудитории. Сформировать образ в соответствии с тематикой и типом обращения. Выбрать роль — кто лектор для аудитории — кумир, хозяин или покровитель.

Составить речь, подкрепить тезисы фактами и выдержками из научной литературы проверить грамотность. Непосредственно в день выступления настроиться на речь, забыть о страхах, переживаниях, неуверенности в себе. Основная психологическая особенность выступления — самопрезентация.

Выбрать роль лектор сможет только после детального изучения аудитории. Грамотное обозначение роли — основная часть вещания, неотъемлемая составляющая успеха перед аудиторией. Одно из требований к выступлению — анализировать реакцию слушателей.

Оратор обязан отслеживать реакцию слушателей, при необходимости корректировать некоторые части текста, чтобы удерживать внимание. По окончании доклада необходимо проанализировать поведение аудитории, жесты, мимику, вопросы — в будущем это позволит избежать ошибок, улучшить навыки выступлений на открытых площадках, перед аудиторией, а это путь к успеху. Ораторское искусство — непростая работа, сложная система, чтобы успешно выступать, влиять на аудиторию, необходимо знать и применять технологии и особенности устной коммуникации на публичном выступлении.

Рассмотрим, как с помощью трех основных элементов повествования можно оживить данную историю. Повествование — рассказ или история часто юмористическая , построенная вокруг некой центральной мысли. Повествование должно содержать уточняющие детали. Повествование можно сделать длинным или коротким, в зависимости от количества подробностей, которыми вы снабдите свою историю, для того чтобы усилить производимое ею впечатление. Так, в данной истории вы можете рассказать о том, как Джону пришлось встать в шесть часов утра — на два часа раньше обычного, чтобы успеть написать отчет, и как он вынужден был отказаться от приглашения на обед от человека, встречи с которым он ждал уже три недели, надеясь обсудить с ним важное деловое предложение.

На протяжении всего повествования поддерживается атмосфера ожидания. Эффект повествования усиливается за счет того, что кульминация откладывается до самой последней фразы. Для того чтобы овладеть вниманием аудитории, ее нужно заинтриговать.

1. Информационная речь как вид ораторской речи в зависимости от общей целевой установки

Информационная речь нацелена на передачу информации. Подготовка информационного выступления, как и любого другого, начинается с осмысления общей и конкретной целей, с формулировки темы, с анализа характеристик аудитории и т. д. Цель информационной речи – обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. 1. Виды публичных выступлений. Основные требования к информационной речи.

Лекция-4. 1 информационное

Расширяйте навыки вашей аудитории: Информационная речь может помочь вашей аудитории приобрести новые или отточить уже имеющиеся навыки. Это может сделать информационные речи отличным инструментом для академических курсов или внутренних тренингов на рабочем месте. Совершенствуйте свои публичные выступления: Один из лучших способов улучшить свои ораторские способности - выступать с речами. Выступление с речью позволяет отработать навыки публичных выступлений, такие как произношение, уверенность, проецирование и запоминание. Как написать информативную речь Следуйте этим 10 шагам, которые помогут вам написать информативную речь: 1.

Выберите тему Выберите тему, которая связана с целями вашего информационного выступления. Например, профессионалы, выступающие с информационными речами перед своими коллегами, могут рассматривать иные темы, чем студенты, выступающие с информационными речами на занятиях по ораторскому искусству. В целом, лучше выбрать тему, которая вам интересна, чтобы вам было интереснее работать над речью и легче донести до аудитории свою увлеченность темой. Также часто полезно выбрать более конкретную тему, которая позволит вам предоставить углубленную информацию.

Не забывайте о внешних требованиях к информационному выступлению. Например, если вы выступаете с информативной речью перед классом, у вас может быть строгое ограничение по времени. Размышления о том, сможете ли вы подробно обсудить тему информационного выступления в течение указанного времени, могут помочь вам более эффективно сузить или сфокусироваться на выбранной теме. Другой пример, если вы произносите речь в рамках внутреннего тренинга, вам стоит рассмотреть темы, которые актуальны для сотрудников в различных областях.

Проведите исследование Проведите исследование по вашей теме, чтобы помочь вам подготовиться к составлению плана и написанию речи. Старайтесь использовать достоверные источники, например, статьи, написанные экспертами по данной теме, или информацию, предоставленную более нейтральным источником, например, академическим учреждением. Делайте заметки по мере проведения исследования, записывая, какая информация или цитата взята из какого конкретного источника. Подумайте о своей аудитории Проанализируйте информацию или угол зрения, наиболее актуальные для вашей аудитории, когда вы проводите исследование или составляете план выступления.

Отличная информационная речь не только содержит подробные сведения по выбранной теме, но и преподносит информацию в индивидуальном для аудитории ключе. Например, аудитория, которая уже знает основные факты о языках программирования, может извлечь пользу из более глубокой, информативной речи на эту тему, чем аудитория, не имеющая опыта работы с кодом. Сформируйте свой тезис Разработать тезис, то есть вводное утверждение, состоящее из одного-двух предложений, которое резюмирует всю вашу информативную речь. Четкое формулирование тезисов может помочь вам лучше организовать свои исследования и представить информацию в логическом порядке.

Тезисное изложение также может помочь вам привлечь аудиторию, поскольку оно может объяснить им, почему то, что они собираются узнать, важно.

Речь должна быть короткой, но неоднословной. В ней эффективны примеры из личной жизни рассказчика или присутствующих. В ней часто присутствует ирония, а часто и самоирония. Развлекательная речь обычно содержит преувеличения, в ней много сравнений и метафор. Произносится без конспекта. Основными видами развлекательных выступлений являются: 1. Смешной случай из жизни собственной или жизни других людей.

Веселые случаи из реальной жизни - вашей или ваших знакомых, вашей компании -самые интересные для развлекательного общения: т.

Среди информационных речей выделяются две большие смысловые разновидности. К первой относятся речи имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй-речи в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения. Интересной разновидностью информационной речи этого вида является "провокационная речь"-это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации.

Иными словами, оратор сообщает об определённом своём отношении к предмету, или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата, который тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить. Как видно из этого примера провокационная речь первая реплика имеет вид первичного жанра. Таким образом, предмет информационной речи-всё многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты. Тезис информационной речи-это суждение, преактивная часть которого содержит новую информацию о предмете. Основной принцип построения информационной речи-последовательное и ясное изложение содержания.

Оратор должен стремиться к всестороннему и полному рассмотрению предмета речи. Построение подробного плана-конспекта для информационной речи важно как ни для какой другой. При этом логика изложения должна быть совершенно понятна слушателям, а предлагаемый материал -- новым и небанальным. Для большинства информационных жанров особенно это касается деловой речи именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждение интереса. Анисимова, Е. Гимпельсон Современная деловая риторика. Задача информационной речи не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование -- это движение; описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду.

Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки

В отличие от жанров информационных и эпидейктических, каждый из которых имеет оригинальную структуру и специфические приемы построения, убеждающие и призывающие жанры строятся фактически по одной модели и различаются незначительными оттенками ситуацией, спецификой аудитории, характером собрания и т. Убеждающая речь посвящена, как правило, обсуждению теоретического вопроса и не затрагивает непосредственно поступков аудитории или затрагивает их косвенно. Предметом любой убеждающей речи является спорный вопрос, то, что вызывает разногласия. Чтобы речь оказалась успешной, необходимо для начала ясно представить себе, с чем именно мы будем бороться, о чем спорить.

Поэтому речь должна начинаться с четкой формулировки проблемы. Если речь относится к собственно убеждающим, формулирование проблемы помогает точно уяснить предмет обсуждения. Если речь относится к переубеждению возражение — необходимо сформулировать пункт разногласия.

Из формулировки проблемы вытекает задача речи. Так, если проблема в том, что у нас среди чиновников и депутатов много непрофессионалов, то задача — убедить в том, что выбирать в мэры нужно того, кто умеет руководить, знает эту работу. Главное отличие убеждающей речи состоит в присутствии в ней заботы об интересах, вкусах и потребностях аудитории, стремлении объединиться со слушателями, высказать мысли, которые показались бы им полезными, важными, интересными, приятными.

Особенно важно начинать речь с мыслей, которые аудитория воспримет как абсолютно разумные и правильные. Если начинать с согласия, всегда можно достичь понимания; если же начинать с возражения, прийти к нему практически невозможно: аудитория чувствует себя уязвленной и не воспринимает доводы оратора. Это требование особенно актуально в ситуации переубеждения.

Однако и в последующем изложении необходимо использовать значимые для аудитории символы и понятия; хвалить лиц и мнения, авторитетные для собеседников, и осуждать то, что они осуждают; вспоминать то хорошее, что объединяет говорящего и слушателей, и не вспоминать плохое.

План такого выступления должен подчиняться логическим правилам деления темы на вопросы см. Информационные выступления могут происходить на трех уровнях. Выбор того или иного уровня определяется целесообразностью и характером аудитории. В ряде случаев достаточно простое информирование - описание того, что собой представляет данное явление или предмет ответ на вопросы: что? Более высокий уровень - комментирование - толкование, объяснение явления или ситуации ответ на вопросы: как, каким образом? Наконец, высший уровень - анализ, разбор явления или проблемы ответ на вопросы: почему? Закономерно или случайно? Положительные и негативные стороны? Что из этого следует?

Анализ и последующий синтез позволяют подвести слушателей к практическим выводам. План выступления, содержащего анализ проблемы, в этом случае будет включать: 1 описание самой проблемы или явления; 2 причину возникновения проблемы или явления; 3 связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно; 4 взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления; 5 перспективу развития явления или разрешения проблемы; 6 практический вывод или предложение. Напомним, что в выступлениях, носящих убеждающий характер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов. Только после этого слушатели придут к выводу о пользе или значимости данного явления и смогут принять решение о необходимости действий. На деловых совещаниях нередко приходится выступать с предложением об улучшении работы отрасли или предприятия. Сопер рекомендует следующую схему такого выступления. Существующее положение дел требует определенных перемен. Суть моего предложения по улучшению работы отрасли предприятия состоит в следующем. Мое предложение приведет к таким-то положительным изменениям. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их можно избежать.

Насколько выполнимо мое предложение. Что нужно сделать, чтобы его реализовать. Можно предположить, что изложение по такой схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым языком, вызовет встречный энтузиазм. С подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров. Подобрав литературные источники, не спешите делать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомендуем следующие этапы работы с литературой. Его итог - список литературы.

Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки. Его итог - разметка материала в разных книгах. Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами. Его итог- выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки. Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными.

Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т. Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками. Свободное конспектирование - передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирование - критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополняют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конспектирование - это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную. Владение разными формами работы с источниками необходимо. Ведь все, что говорит оратор, должно быть им "пропущено" через себя. Иначе зачем брать слово?

Как собирать материал. Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т. Поэтому лучше использовать листы небольшого формата - карточки. Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка. Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При необходимости ее будет легко ввести в компьютер. Ведение записей на карточках требует аккуратности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата - еще и автора. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата.

Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным.. Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке 4. Образец листа рассыпного конспекта Как нужно использовать вспомогательный материал. Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль. Как подавать цифры.

Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы. Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на слух.

Протокольно-этикетное выступление строится в своей основе на похвале. Правила подготовки поздравительных и приветственных речей: 1. Скажите, почему вам приятно выступать с поздравлением сегодня: Мне особенно приятно произнести это слово, потому что я... Не используйте стандартных фраз, постарайтесь быть в своем поздравлении оригинальным.

Приветливо улыбайтесь, говорите теплым искренним тоном, смотрите на виновника торжества. Завершите эмоциональными пожеланиями. Цель - развлечь собравшихся, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность улыбнуться, приятно провести время В таком случае перед нами развлекательноевыступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям. Продумывание начала и завершения выступления Возможные ошибки Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки: Демонстрируют отсутствие уверенности докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей. Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя. Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы. Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику для контроля за языком тела анализируют видеозапись выступления и избавляются от ненужных движений.

Не точно подбирают слова и составляют предложения например, частое использование отрицательных частиц приведет к неправильному пониманию текста. Уделяют мало внимания подготовке. Монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт. Не используют паузы для удержания внимания — остановка на 10 секунд пробудит любопытство у всех отвлекшихся.

Лекция-4. 1 информационное

передть информацию. Основные требования к информационной речи. Информационная речь — один из видов устных высказываний, ее коммуникативная цель. Основная цель повествования — преподнести заложенный в нем смысл настолько красочно, чтобы слушатель запомнил его именно благодаря форме изложения.

Виды устных публичных выступлений

Желательный результат информационной речи — возглас слушателей: «Как интересно! Различают три подтипа информационных выступлений — повествование рассказ о движении событий — экспедиция, экскурсия , описание расчленение предмета речи и придание частям наглядности — «Дом римского гражданина» и объяснение рассказ о том, каков предмет и его устройство «Как роятся пчелы», «Смысл буддизма» и др. Выделяют две основные разновидности агитационных выступлений — убеждающие и призывающие к действию выступления. Цель убеждающего выступления — побудить аудиторию принять мнение оратора, разделить его точку зрения или принять его оценку какого-либо события или факта. Особенности убеждающего выступления: краткость — не более трех минут; повышенная эмоциональность; затрагивание сильных эмоций чувств гнева, ненависти, справедливости, несправедливости ; предметом выступления является действительно спорный вопрос, признаваемый таковым общественным мнением; предметом обсуждения в выступлении должен быть вопрос, имеющий разрешение; затрагивается вопрос истины: что правда, что — нет; наиболее эффективно индуктивное построение убеждающего выступления; психологические, доводы оказываются эффективнее логических. Цель призывающего к действию выступления — побу- дить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению действия. Призыв, содержащийся в таком выступлении, может быть прямым или косвенным, а действие может наступить немедленно или через некоторое время.

Из особенности призывающих к действию выступлений можно указать на следующие: такое выступление должно дать слушателям все необходимые данные для принятия решения, у них не должно остаться неясностей и недоговоренностей; выступление должно приводить аудиторию к согласию; выступление должно вызывать интерес; оно должно учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие например, люди не имеют средств купить то, что рекомендуется; призыв к голосованию за кого-либо обращен к аудитории, значительная часть которой еще не имеет права голоса и т. Примерами агитационных выступлений могут служить выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку тех или иных общественных движений, кампаний и т.

Целью убеждающей речи является трансформация аттитюдов аудитории.

Иными словами, воздействие на когнитивную, эмоциональную, поведенческую стороны речи. Такое часто встречается в период выборов президента. Требования: необходимо актуализировать интерес к проблеме; нужно провести связь между темой и мотивами аудитории; необходимо использовать факты для доказательства своей точки зрения; необходимо заранее подготовить контраргументы для опровержения противоположной точки зрения; важно использовать экспрессивные высказывания, чтобы воздействовать на эмоции публики.

Оратор просит аудиторию выразить свое мнение. Четвертая позиция — советчика. Если слушатели хорошо разбираются в теме. Пятая позиция — эмоционального лидера.

Если аудитория хорошо знает оратора и ждет его с интересом. Часто выступление проводится с разных позиций. С одной позиции можно проводить только короткие выступления. Существует также риторическая позиция — коммуникативное самоубийство, то есть грубая ошибка, допущенная в общении это: 1 позиция наставника; Аудитория бывает разная.

Чтобы правильно построить выступление, надо знать типы аудитории.

При этом учитываются возраст, пол, уровень образованности, социальная принадлежность, вероисповедание. Однажды автор выступал с лекцией для руководителей предприятий г. В качестве примера доминантного состояния при ожидании чего-то концентрации внимания я привел пример о щуке, сидящей в заводи и ждущей, когда мимо проплывет карась. Этот пример очень понравился слушателям, поскольку большинство из них, как оказалось, были заядлыми рыбаками.

В результате моя лекция была воспринята очень хорошо. Учет обстановки выступления Оценка того места обстановки , где предстоит выступать, подскажет, как лучше справиться с ожиданиями слушателей и какую выбрать манеру произнесения речи. Такая оценка включает в себя следующие пункты. Насколько велика будет аудитория. Если аудитория небольшая до 50 человек , то можно стоять к слушателям довольно близко, говорить нормальным голосом и чувствовать себя раскованно.

Если же аудитория большая, то, вероятнее всего, потребуется микрофон и передвижения по залу будут нецелесообразны. В какое время суток состоится выступление. Если выступление например, лекция состоится рано утром, то слушатели будут сонными, их нужно будет растормошить яркими примерами, большей эмоциональностью речи. То же может быть и тогда, когда выступать придется сразу после обеденного перерыва: слушатели могут расслабиться, вести себя апатично и даже задремать. Когда по программе предстоит выступать.

Если ваше выступление единственное или основное, то у вас есть очевидное преимущество — внимание будет приковано к вам. Однако когда по программе много выступлений например, на научной дискуссии , ваша очередь может повлиять на то, как вас примут. Невыгодно выступать первым, так как требуется «разогреть» слушателей и они будут отвлекаться на приход опоздавших. Невыгодно выступать и последним, так как слушатели могут уже устать от предыдущих ораторов. Сколько времени вам отведено.

От этого зависит количество информации, которое вы собираетесь сообщить аудитории, и отбор самой важной информации. Чего ждут слушатели. Важно иметь представление, как понимают тему выступления слушатели. От этого зависят их ожидания и отношение к выступлению. К примеру, однажды автору довелось читать лекцию перед большой аудиторией о темпераменте человека.

К моему удивлению, пришло очень много слушателей. Как потом выяснилось при задавании ими вопросов, многие понимали темперамент не как характеристику поведения, а как страстность в сексуальных отношениях. Где предстоит выступать. Нужно обратить внимание на размер помещения, освещенность, наличие трибуны, расстояние между выступающим и первым рядом. Если предстоит выступать в длинном, узком помещении, то придется говорить громче обычного, так чтобы слышали задние ряды.

Какое оборудование потребуется для выступления. Не предупредив заранее организаторов выступления о необходимости доски, проекционного аппарата, указки и других технических средств, выступающий может попасть в затруднительное положение. Вербальная и визуальная адаптация Для успешного выступления необходимо установить контакт и взаимопонимание с аудиторией, т. Адаптация к аудитории включает в себя: достижение взаимопонимания; привлечение и поддержание интереса аудитории; приспособление к уровню понимания аудитории; укрепление или изменение отношения аудитории к вам или к предмету вашей речи; адаптацию к установкам мнениям аудитории. Достижение взаимопонимания.

Это понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие эмоции и имеют общий опыт. Достичь этого можно, используя личные местоимения «вы», «нам», «мы», «наше» , задавая риторические вопросы они стимулируют активность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание , делясь общими переживаниями рассказывая случаи из личного опыта, которые показывают, что вы и ваши слушатели имеете много общего , персонифицируя информацию, то есть относя ее к слушателям, чтобы они поняли, что она имеет отношение и к ним тоже. Привлечение и поддержание интереса аудитории. Эта задача решается путем использования четырех принципов: своевременности, близости, серьезности и живости. Слушателей скорее заинтересует информация, которую они смогут использовать немедленно или, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки

Основные виды информационных выступлений. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях. это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Прежде чем приступить к написанию информационной речи, определите ее цель. Публичная речь: структура выступления. Информационное выступление и его особенности. Цель информационной речи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий