Новости что такое таинство соборования в церкви

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм.

О Таинстве Елеосвящения (Соборования)

Во время Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Таинство Соборования (Елеосвящения). Что такое Соборование (Елеосвящение) в Православной Церкви? Данное таинство получило наименование от греческого слова «έλαιον» («елей»), означающего «масло». День Соборования. В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания.

Соборование. Таинство для болящих и не только

Если же человек страдает от тяжелых болезней, то необходимость более частого соборования должна определяться его духовником, исходя из состояния болящего — физического и духовного. Раньше считалось, что на протяжении одной болезни можно собороваться один раз, а многократное приобщение к этому таинству расценивалось как недоверие к Богу. Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь. Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. Соборование — это Таинство, и часто результат его может быть не так очевиден. Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий. Когда причащаться после соборования? Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет.

Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу.

Обряд повторяется в течение 7 дней при необходимости. Долгое время 1-м подробным описанием таинства Е. Однако сейчас его авторство оспаривается, а чин, описанный в Капитулярии, историки относят к кон. X-XI в. В Капитулярии Е. Если позволяет болезнь, болящего моют, облачают в белые одежды и приносят в церковь.

Приносятся также крест и освященная вода, в к-рую вливается освященный елей. С пением антифонов пресвитер окропляет болящего св. Затем на голову и грудь болящего в форме креста полагается освященный пепел, читается 7 покаянных псалмов. Если болящий в состоянии, он преклоняет колени и голову. После литании читается молитва помазания, и при пении антифонов совершается 15 крестообразных помазаний автор памятника отмечает, что нек-рые делают 20 помазаний, апостолы же делали всего 3, но точно так же поступают греки, сохраняющие апостольский чин и возливающие елей крестообразно трижды на болящего - PL. После помазания читаются молитва «Отче наш» и Символ веры, а затем больной причащается. Обряд определенно предназначен для готовящихся к смерти. В XIII в.

Для него характерны значительное упрощение чина в целом и использование просительных молитвенных формул. Церкви до реформ II Ватиканского Собора. Особые формулы благословения елея и помазания больных встречаются в галло-испан. Целый ряд лат. В 48-м прав. Иакова и предание св. При этом предписывается не считать таинство разновидностью медицины. II Ахенский Собор 836 г.

В 26-м прав. I Майнцского Собора 847 говорится о том, что больные в случае смертельной опасности должны прибегать к таинствам Покаяния, Е. В 8-м прав. Синода в Павии 850 предписывается совершать Е. При этом отмечается, что мн. Тем, кто не прошли публичного покаяния и отлучены от Евхаристии, запрещается прибегать к этому таинству. Эгберт , архиеп. Йоркский, писал, что помазание елеем необходимо для исцеления, но если помазанный умрет, то его душа будет так же чиста, как душа ребенка, умершего сразу после Крещения Egbert.

В 71-м прав. Хродеганга , еп. Мецского, и 72-м прав. Вормского Собора 868 приводятся почти дословные цитаты из послания свт. Иннокентия I. В частности, упоминание в Послании ап. Иакова пресвитеров объясняется занятостью епископов. Если же они могут, то должны посещать больных.

Кающиеся в таинстве участвовать не могут. В то же время уже Пасхазий Радберт IX в. De corp. Иона , еп. Орлеанский IX в. Иннокентия, отмечал, что помазание елеем помогает не только телу, но и душе Jonas Aurelianus. De instit. Согласно его толкованию, исцеляет в таинстве молитва, елей же является знаком веры и благодати Христовой и исцеляет тех, кто причащались недостойно Amalar.

Укрепление связи Е. Реймсского нач. VII в. Тридентский чин Е. В основу положен чин посещения больных. Последование начинается с приветствия «Мир дому сему», затем читается 3 молитвы «Introeat... Далее упоминается возможность совершения исповеди. Читаются молитва «Confiteor...

В Ритуале предусмотрено 2 варианта помазания: 5 органов чувств с молитвой «Per istam sanctam unctionem... Чин завершается 3 молитвами «Domine Deus... Этот чин просуществовал в католич. Церкви до 1972 г. После II Ватиканского Собора и реформы чина 1972 г. Церкви совершается в 3 вариантах: в храме вне мессы, во время мессы, в госпитале или др. Вне и во время мессы помазанию предшествуют начальные обряды включающие окропление водой, покаянный обряд и начальную молитву , литургия Слова, чин помазания, Причащение, заключительные обряды благословение и отпуст. Собственно чин помазания состоит из литании, возложения рук, молитвы над елеем, помазания, молитвы после помазания если вне мессы, вместо нее читается «Отче наш».

Помазываются лоб и руки болящего с произнесением формулы: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Св.

Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа» 75. После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах.

Причиной для этого стали два основных фактора. Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви. Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным».

Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают 76 в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея». Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку.

Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения. Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры «на стиховне» 77 содержали в себе моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов. На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего.

Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного. После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд. То же делали и другие 6 священников. Священники возжигали свечи; прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв.

После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники — свою правую руку. Семикратное от каждого священника особо помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш». Затем семь раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес. По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Таин.

Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения одно из которых — накануне вечером , предваряющие совершение самого Таинства. К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: «по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети».

К XV-XVI векам относятся списки различных редакций, содержащих некоторые неизвестные теперь подробности совершения Таинства. В частности, существовала особенная краткая редакция на случай Елеопомазания в смертной опасности, в которой не сохранена даже обычная седмеричность ни в чтениях в молитвах, в Апостолах, в Евангелиях , ни в количестве помазаний. Были списки, в которых полагались особые Апостолы и Евангелия при Елеопомазании женщин об исцелении тещи Петровой См. Взыдут попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки, и обыщут все келии и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем, всегда, ныне…».

Отмеченный в этом списке обычай помазывать елеем двери и стены домов, несомненно, имел свое значение: изображенный елеем крест воспринимался как щит против болезней и искушений, которые приписывались действию злого духа. Можно предположить, что этот обычай является отражением ветхозаветного события: помазания дверей, которые совершали евреи в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от Ангела смерти. В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. Совершители Таинства Елеосвящения Как уже отмечалось, Таинство Елеосвящения должно совершаться собором священников, который составляется из семи человек.

Число семь в данном случае, по мнению блаженного Симеона Солунского , определяется следующими библейскими прообразованиями. Седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии.

Христос исцелял больных и завещал апостолам делать так же. Апостолы передали этот дар епископам и священникам. Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ними молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства соборования в храме.

Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех. Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве соборования. Если в таинстве соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных помимо нашей воли грехов. После того как человек соборовался в храме можно и незадолго до соборования , очень хорошо исповедаться. После же соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин. Как подготовиться к таинству соборования? На соборование надо записаться в день соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу ее зажигают во время чтения Евангелия.

Какие таинства существуют

  • В чем смысл таинства?
  • Что такое соборование в церкви и для чего это нужно, как к нему готовиться
  • Как происходит соборование
  • Над кем и при каких условиях совершается Таинство
  • Соборование

ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ

В день Соборования причащаться не надо, но можно исповедоваться напомним, Литургия у нас в 10:00 начинается, а Соборование — в 14:00. Подготовиться и причаститься нужно будет в ближайшее время следующие после Соборования среду или воскресенье. Если есть возможность, можно принести в жертву на храм и вино красное, сухое или кагор , так как при освящении в елей вливается вино. Но одежда должна быть свободной, чтобы священник мог помазать руки, шею, верхнюю часть груди декольте глубокое не нужно. Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию. Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника.

Интересный факт Елей — древнейший религиозный символ. Им помазывали на служение пророков, царей и священнослужителей. Испокон веков его использовали не только в пищу, но и для лечения. Изначально елеем называли исключительно масло, полученное из маслин высшего качества. Протоиерей Константин Пархоменко поясняет суть таинства так: «С древности, еще в дохристианское время, масло и вино использовались в терапевтических целях. Считалось, что вино обеззараживает раны естественно, не сладкое красное вино, а сухое вино, кислое, убивающее микробы. А масло залечивает раны. Об этом написано еще у Гиппократа, который писал, что если вы видите раненого человека, сначала нужно промыть его рану вином, а потом помазать ее елеем. Так поступали древние греки, евреи и первые христиане. Но первые христиане стали молиться над этим елеем, чтобы благодать Божия вошла в него.

Чтобы через помазание Божие не только терапия физическая достигалась, но и терапия духовная. Чтобы происходило, прежде всего, исцеление души». Слово «соборование» указывает на то, что происходит это действие соборно, то есть совместно: в идеале, семеро служителей должны 7 раз помазать каждого человека. Однако современный Устав дозволяет совершать данное таинство и меньшему количеству служителей. Особенности таинства. Когда и над кем совершается Соборование? Соборование в современной Церкви совершается по примеру апостольскому. Апостол Иаков наставлял последователей Христова Учения: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь.

Если он соделал грехи, простятся ему». Послание Иакова, гл. Протоиерей Сергий Булгаков в «Настольной книге церковного священнослужителя» разъясняет значение этого действия так: «Соборование подает исцеление недужным в тяжком состоянии болезни, когда все человеческие средства излечения оказались слабыми и в будущем не внушали надежды на их действенность. Оно возвращает тяжко больным здравие и силы, а следовательно, делает их способными к труду на благо их самих, их семей и всего общества. Благодать таинства, действуя на болящих, по выздоровлении укрепляет их в вере и благочестии». Таинство Соборования в Православной Церкви Однако участвовать в Соборовании разрешено на только страждущим от недугов, но и тем, кто желает укрепить духовные и телесные силы в ежедневной битве со страстями и искушениями. Исключение составляют только дети до 7 лет и люди, находящиеся в неосознанном состоянии. Однако, иной раз, соборуют и младенцев, если те тяжело болеют. Главным условием таинства является то, что помазуемый должен быть верующим. Потому что как бы хорошо не молились о нем другие, без его личной веры и молитвы таинство не окажет должного действия.

Обычно общие Соборования в храмах проводят в период Великого поста. В чинопоследовании таинства церковнослужители испрашивают у Господа отпущение грехов соборующимся. Имеются ввиду те грехи, которые человек забыл по своей немощи и не принес за них покаяния. Ведь даже самый малый и незначительный грех наносит душе рану, отделяя ее от Бога. Учителя Церкви говорят, что такие грехи словно «греховная пыль покрывают людские души, и когда этот греховный слой становится очень ощутимым, дыхание человеческой жизни затрудняется». Однако ни в коем случае нельзя считать, что соборование может заменить таинство исповеди. Как проходит Соборование? Традиция массового Соборования появилась во второй половине прошедшего столетия. До этого оно проводилось лишь раз в году в Великий Четверг. Это четверг Страстной Седмицы.

Многие думают, что Чистый Четверг называется так потому, что в этот день нужно перед Пасхой убрать дом: вымыть пол, смести паутину, вытереть пыль на иконах. Это, разумеется, не так. Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем. Интересный факт Известно, что в Х столетии в Византии елей освящали в каждую из 7 недель Великого поста.

Не следует пренебрегать таинством. В случае бессознательного состояния умирающего Е. Повторение таинства возможно в той же болезни при опасности смерти. При подготовке II Ватиканского Собора нек-рыми епископами был поднят вопрос о повторном или более частом совершении таинства Е. В результате обсуждения наименование таинства «Помазание больных» было признано более удачным, поскольку «Последнее помазание» не может повторяться. Это решение нашло отражение в соборной конституции «Sacrosanctum concilium» 1963. Однако условием совершения таинства осталось состояние близкой смерти по причине болезни или старости. Собор санкционировал разработку нового чина Помазания больных, отдельного от чина посещения больных и виатика. Согласно новому Катехизису католич. Церкви, в таинстве Е. Таинство восполняет в христианине недостаток Страстей Христовых ср. Оно носит литургический и общинный характер и содействует благу народа Божия. Оно служит подготовкой к последнему переходу. Принимающий таинство должен иметь серьезную болезнь или физическую немощь. Таинство может совершаться перед хирургической операцией и в старости, когда нет сил для совершения дел славы и благодати. Исцеление совершается силой Пасхи Христовой. Таинство сообщает душевную набожность, физическое исцеление является чудом. Разрешается помазывать детей после 7 лет после Конфирмации , если они понимают, что дарует это таинство. Можно помазывать находящихся в бессознательном состоянии, но запрещается помазывать умерших и нераскаявшихся в смертных грехах. Таинство дозволено преподавать не только католикам, но еще и православным и принадлежащим к нехалкидонским Церквам. Также и католики в случае крайней необходимости могут просить у клириков упомянутых Церквей совершения над ними таинства Е. Протестанты допускаются к таинству только при наличии веры в таинство. Елей освящается епископом на мессе в Великий четверг вместе со св. Разрешается использовать только растительное масло, а масло животного или минерального происхождения использовать запрещено. В случае нужды дозволяется благословение елея священником, но остатки елея после совершения таинства должны быть уничтожены. Помазание совершается рукой, если нет риска инфекции. Совершителем таинства является епископ или священник. Могут быть сослужители, как в практике вост. Если миряне совершают помазание освященным елеем, то это считается не таинством, а сакраменталией. Однако в большинстве общин он практически вышел из употребления. К таинствам Е. У яковитов чин Е. Sakramententheologie bei den syrischen Monophysiten. Считается, что помазание не только исцеляет от болезней, но и прощает грехи. По свидетельству Иакова , еп. Эдесского, елей освящается на алтаре во время Евхаристии, а помазание совершается одним священником Ibid. Заболевших женщин в древности помазывали диакониссы Ibid. У коптов и эфиопов чин совершается после исповеди. Для помазания используется не елей, а св. Согласно Коптскому Ритуалу патриарха Александрийского Гавриила V, помазывается не только болящий, но и совершающие таинство. В совр. Однако оно было известно в арм. Церкви уже в V в. В нач. Ованнес III Одзнеци говорит об освящении елея для больных, которое совершается священниками Oratio synodal. Последние упоминания о Е. Сисского Собора 1243 говорит о вопросах со стороны католич. В 1246 г. В 1342 г. Сисский Собор повелел не смешивать таинство Е. У несториан чин освящения елея для больных упоминается в 19-м прав. Синода Мар Йосепа 554. Пример совершения таинства на практике встречается в «Хронике Сеерта» PO. В Номоканоне Григория Бар Эбрея 6. Однако в восточносир. Иакова соответствующие стихи не связываются с Е. О нек-рых церк. Таинство Елеосвящения. К истории правосл. Lyon, 1942; Didier J. Let Them Anoint the Sick. Collegeville Minn. Collegeville, 1987; Cuschieri A.

Перед соборованием в течение поста необходимо произносить утренние молитвы, а также ежедневно читать каноны. Верующий человек может не ходить на таинство, если он того не желает. Любое участие в такого рода мероприятиях должно быть добровольным и осознанным. Правила поведения на соборовании После ознакомления с тем, что такое соборование и для чего оно нужно, необходимо упомянуть также правила, которые соблюдаются при проведении этого таинства. Также читайте: Приметы на Радоницу: что можно и нельзя делать В тот день, на который назначено соборование, в церкви устанавливается стол с крестом и возложенным на него Евангелием. На него ставится несколько сосудов — с пшеном, вином и елеем. На столе зажигается семь свечей, окунаются в сосуды семь специальных палочек для помазания. Когда таинство начинается, все пришедшие в церковь должны стоять лицом к священнослужителю со свечами в руках и слушать молитвы, которые читает батюшка. Лицо, руки и участок, расположенный ниже шеи, должны быть открыты во время совершения помазания.

Таинство Соборования

Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение (так еще называется таинство соборования, от греческих слов «масло» – «элайоа» и «милость» – «элеос») берет начало в евангельской истории. – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. Действительно, таинство Соборования совершается вне зависимости от времени и места; это полноценное таинство, совершенно равнозначное другим шести таинствам Церкви. Во время Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Таинство елеосвящения (соборование). Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы

Таинство Елеосвящения или Соборования (одно из семи Таинств Церкви) в наших храмах чаще всего совершается Великим Постом. Существует благочестивая традиция собороваться во дни многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского. В период Великого поста в православных храмах традиционно совершается Таинство Соборования (Елеосвящения). Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно.

Как возник обряд елеосвящения

  • Кто может собороваться - Храм Архангела Михаила в Летове
  • Что такое соборование?
  • Как происходит соборование
  • О значении Таинства Соборования
  • СОБОРОВАНИЕ. Кому нельзя. Как готовиться

Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство

одно из семи Таинств Православной Церкви, которое чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. масло. Это одно из 7 таинств Церкви Христовой. Соборованием называется потому что изначально для этого дела собирались 7 священников. Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом нашим Иисусом Христом. Есть таинство, в котором мы можем получить очищение от таких грехов,, — это таинство елеосвящения, или таинство соборования. Очевидно, что свое название соборование получает именно оттого, что здесь требуется собор священников, соборная молитва Церкви.

Соборование: какие грехи прощаются?

– Проблема, явным образом проявляющая себя на примере таинства Елеосвящения (Соборования), касается той области богословия, которая в догматической науке называется сакраментологией, или учением о таинствах Православной Церкви. Что такое Соборование? — Соборование (или Елеосвящение) — это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. — Таинство Елеосвящение — одно из семи Таинств Церкви. Таинство соборования традиционно проводят в храме (исключение – немощные верующие, которые не могут прийти из-за болезни). В храме святого Иоанна Русского тоже совершается Елеосвящение – для тех, кто приступает к Таинству впервые, мы составили небольшую памятку с ответами на часто задаваемые вопросы.

Как проходит Соборование?

  • Соборование — значение, правила, особенности
  • Соборование — значение, правила, особенности
  • Таинство Елеосвящения
  • СОБОРОВАНИЕ. Кому нельзя. Как готовиться
  • Кратко о важном. Что такое соборование?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий