Новости переносное жилище некоторых народов севера

Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов.

Старинные традиционные жилища разных народов

Она имеет у основания своего пристройку с выходом наружу сени и место хранения запасов , а на крыше воронкообразную надстройку для защиты крыши и входного в землянку отверстия от снега. Шалаш Можно отметить несколько разновидностей шалаша, в которых можно усмотреть этапы в развитии этого примитивного вида жилища. Конический шалаш, сооруженный из воткнутых в землю по кругу и наклонно поставленных жердей, сходящихся верхними концами, встречается у остяков, алтайцев, тунгусов и др. Такие шалаши у разных народностей отличаются материалом покрышки и размерами. Эволюция шалаша совершается в направлении к расчленению его, то-есть к отделению в нём стен от крыши. Шаг к такому отделению и вместе с тем к выпрямлению стен можно наблюдать у остяков. Применяемые ими березовые жерди остова иногда надламываются на известной высоте и сводятся верхними концами вместе; таким образом намечается отделение крыши. Вполне отделилась крыша от стен в чукотском шалаше. Стены остова, вполне выпрямленные, образованы стоймя поставленными по кругу подпорками, к которым прикреплены сведенные конусом жерди крыши. Крыша покоится на подпорках стен, связанных между собой поперечинами, а в месте схождения верхних концов жердей опирается в вершину большого треножника, который служит основанием для всего сооружения.

Эти три основных шеста, образующие треножник, указывают на связь чукотского шалаша с примитивным, нерасчлененным коническим шалашем. Полное отделение стен от крыши видим в камышевом шалаше, «кэпэ» в Средней Азии. Тут кругом поставлены связки камыша, так что они образуют цилиндрическую стену. На её верхний край накладывают такую же цилиндрическую стену из связок камыша, но связывают вместе их верхние концы; таким образом получается отдельная от цилиндрической стены надетая на неё конусообразная крыша. Развитые типы жилищ Наиболее развитый тип шалаша — это войлочная юрта или кибитка у народов Центральной и Средней Азии. Здесь не только произошло полное отделение стен от крыши, но обе части являются результатом самостоятельного развития. Цилиндрическая стена, как казахской, так и калмыцкой юрты, состоит из ряда связанных между собою решеток, а крыша — из деревянного круга и жердей, соединяющих его с верхним обходом цилиндрической стены жердей. Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид.

Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию.

На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища.

Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди.

Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью.

Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Яранга изнутри делится на 2 помещения - иоронгу, которая отапливается, и кладовую, в которой нет отопления, соответственно. Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения. Как правило, она находится напротив двери у одной из стен, и представляет собой импровизированную комнату, которая отделена от общей площади жилища при помощи прутьев, которые, в свою очередь, обтянуты шкурами животных. Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги - это также и вход в неё.

Освещается данная часть помещения при помощи одного или нескольких специальных осветительных приборов. Балаган — жилище якутов Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. В нем жили якуты в зимний период времени. Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу.

Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа для мужчин и слева для женщин от очага.

Иоронга — тёплая часть яранги у одной из стенок напротив двери. Представляет собой лёгкий переплёт из лёгких строганых драночек, обтянутый колпаком из выделанных оленьих шкур, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа.

Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, расставленных на земле по кругу и связанных вверху. На этот конический каркас натягивали чехол, сшитый из оленьих шкур. Куваксу называют исконным типом саамского жилища, которое существовало до появления у саамов срубных построек.

Яранги и дома коренных народов Камчатки

Но это только зимой, а летом и так тепло. Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом. В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. Яяранга, как и олень, давно стала символом Чукотки.

Лилия Аслапова в яранге на Халактырском пляже. Конечно же, свою ярангу Лиля установила сама. Локалова, 2019 г. Диаметр большой корякской яранги 8-9 метров. Огонь разводился в середине наружной части яранги прямо под дымовым отверстием. К стенам яранги с трех сторон подвешивали спальные пологи 1-2 по информации Л. Аслаповой; 3—4 по книге С. Стебницкого «Очерки этнографии коряков». Их освещали и отапливали светильниками-жирниками; пол устилали ветвями ивы, карликовой берёзы и кедровым стлаником, покрывали оленьими шкурами. Ночью, когда опускалась передняя стенка, полог оказывался плотно закрытым. После того, как в полог забирались члены семьи, в нём быстро становилось тепло даже при очень сильном морозе. Одеялом служили шкуры оленей. Каждое стойбище — это несколько жилищ-яранг. Стойбище оленных коряк.

Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами известняк, лесс, туф. В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери. Жилища народов Украины Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор. Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет. В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались "колыба". Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг. Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка широкая лавка, заполненная глиной. Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная. Жилища народов Кавказа Для народов Кавказа традиционное жилище - сакля. Это однокомнатное каменное сооружение с земляными полами и без окон. Крыша была плоской с отверстием для выхода дыма. Сакли в горной местности образовывали целые террасы, примыкая друг к другу, то есть крыша одного строения была полом для другого. Такой вид строения выполнял оборонительную функцию. Жилища народов Европы Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить. Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной. Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было. Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента. Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни. Это традиционное жилище саамов финно-угорский народ северной части Европы. Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили. Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии.

Традиционно в ярангах проживают народы Чукотки. Покрытием для яранги становятся шкуры оленей, моржей или даже китов. Жилье состоит из двух частей - полога и чоттагина. Первым словом именуют само жилище, вторым - хозяйственную часть. То есть в пологе едят, отдыхают, спят, а в чоттагине всегда холодно, считай, что ты находишься на улице. Кстати, пологов в одном яранге может быть несколько, один на одну семью, но долго молодая семья родителей не смущает, они живут вместе только до тех пор, пока не будет готово новое собственное жилище. Каждая яранга включает верхние и боковые жерди, они необходимы для мяса и рыбы. Добыча висит в дыму, который простирается от очага к центру палатки. Иглу Этот домик изо льда является символом эскимосов, его мы все видим в фильмах, мультиках или даже рекламах. Снежные блоки составляют округлую постройку размером в 3-4 метра, ее высота обычно равняется двум метрам. Приток кислорода и отток углекислого газа обеспечивается с помощью создания входа немного ниже самого жилища. Такой подход также позволяет сохранить в иглу тепло.

Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ

Смогли бы вы жить в чуме оленевода? (ФОТО) Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой.
Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время.
Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу Народы Севера называют традиционное жилище по-разному.
Яранга: basov_chukotka — LiveJournal Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок.

Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ

Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле.

Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу.

Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса.

Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м. Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод.

Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри.

Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока. Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца. С помощью юрты они даже могли определять время!

Когда солнце поднималось на длину повода коня, первый луч освещал внутренний круг дымохода. На высоте аркана он перескакивал к изголовью женской кровати. Далее освещал первую буфетную стойку и к обеду достигал второй.

К 4 ч падал на кадку с айраном, потом перебегал на кадку с кормом для животных у двери и вскоре исчезал из юрты. Это означало, что наступала пора загонять скот и доить коров. Собирали и разбирали юрту за час-два, при этом она была компактна и помещалась на нескольких повозках.

Якутский балаган с коровьим навозом Сибирские народы строили и стационарные деревянные юрты. У хакасов-скотоводов они назывались — агас иб.

Эти юкагиры перешли к оленеводству, скорее всего, под влиянием эвенов или восточных тунгусов , но кочевое жилище заимствовали от других кочевников — чукчей. Вероятно, некоторые группы эвенов, в свою очередь, заимствовали от юкагиров этот тип яранги, и у них возник гибрид яранги с чумом. Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр.

Поэтому более древним на этих широтах выглядит оседлый образ жизни. Он неизбежно связан либо с крупными водоёмами где рядом можно вести промысел дикого оленя , либо с побережьем где люди живут охотой на морского зверя. В Арктике промысел морского зверя и соответствующий образ жизни представлен культурой эскимосов. Это, пожалуй, единственный известный нам народ догосударственной формации, который освоил добычу кита в открытом море благодаря своим внутренним ресурсам и технологиям. С эскимосской культурой тесно связана культура береговых чукчей и коряков, но землянки из китовых костей — валкар «челюстной дом» , в которых люди жили до середины XIX века, у нас в стране пока были обнаружены лишь на Чукотке.

Участник географической экспедиции 1785-1793 гг. Сарычев писал, что свод над этими землянками сделан из китовых рёбер и жердей, покрыт травою, дёрном и засыпан землёю. Такая землянка наполовину углублённая в землю имела каркасную конструкцию и в основании была прямоугольной. Длинные и толстые кости китовых челюстей либо брёвна из плавника служили центральными и боковыми несущими опорами, на которые клали поперечные балки также из челюстей кита для настила потолка из китовых ребер или деревянных брусьев. Основу каркаса составляли восемь столбов по центральной линии.

Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных. Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу. Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м. Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами.

Такие землянки различались устройством входа. У одних был единственный вход — более или менее углублённый в землю коридор, у других — два: верхний наземный не через крышу , нижний — подземный. Верхним пользовались летом, нижним — зимой летом его заливала вода. Стены подземного коридора обкладывали позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания.

Если землянку строили с одним входом, то летом жители покидали её, оставляя для просушивания, а сами располагались во временных шалашах. В жилище с двумя входами были очаг и нары, в доме с одним входом очага не было, пользовались жировыми лампами. По поводу очага Г. Сарычев пишет, что за неимением дров прибрежные жители жгут китовые кости, поливая их время от времени рыбьим жиром. Это означало, что тогда у оленеводов мог возникнуть избыток оленьих шкур и мяса и, соответственно, постоянные связи с побережьем.

Хотя, может быть, тогда случился чисто технологический прорыв, поскольку шатры прибрежных землянок делались чаще из моржовых шкур, но и для покрышки своей летней яранги оленеводы нередко используют моржовые шкуры покупаемые у прибрежных соседей для защиты от дождя кожа морского зверя не пропускает воду.

Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим. Яранга Жилища кочевников Юрта Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае.

Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками.

Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Жилища народов России Землянка Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России.

Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной. Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше.

Землянка не боится ураганов и пожаров. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару. Изба Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены.

Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю. Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя.

Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века — через дымоход. Жилища европейской части нашего континента Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, трулло, рондавель, пальясо.

На это уходило 30—40 кусков. Зимой чумы крыли оленьими шкурами, мехом внутрь и наружу. Мех могли подстригать, чтобы в него не забивался снег. Внутренние шкуры женщины выколачивали ежедневно. При бережном обращении верхнее покрытие служило лет 20, нижнее — 5. На чум средних размеров требовалось порядка 20 шкур. При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью. Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна». После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом такая «пробка» защищала от насекомых. Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали. Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м.

Яранги и дома коренных народов Камчатки

Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.

Летом такая «пробка» защищала от насекомых. Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали. Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы?

Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м. Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод. Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки.

Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри. Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока. Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца. С помощью юрты они даже могли определять время! Когда солнце поднималось на длину повода коня, первый луч освещал внутренний круг дымохода. На высоте аркана он перескакивал к изголовью женской кровати. Далее освещал первую буфетную стойку и к обеду достигал второй.

Чум имеет коническую форму. Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывался шкурами оленя, сшитыми в полотнища. Летом — вываренной берестой. Словом, когда-то чум был распространен по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. По мере перехода кочевых народов к оседлому образу жизни чумы выходят из употребления. И у наших северных народов жилище называется — чум. Чум - жилище кочевых народов, проживающих на Ямале и Югре, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. Ребята, скажите пожалуйста, какой праздник приближается? Правильно, День округа. Вот мы потихоньку и пришли к теме нашего занятия. Наше занятие посвящено этому празднику. Какие кочевые народы нашего округа вы знаете? Ханты, ненцы, коми - зыряне преподаватель показывает фотографии этих народов, иллюстрации книги «Древние традиции и ремесла». Что же объединяет эти кочевые народы? Правильно, чум. По коми-зырянски он называется «чом», по - ненецки - «мя», по-хантыйски «нюки хот». В русский язык слово перешло из коми языка.

Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину. Коренные жители тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы и другие народы — не только охотятся и рыбачат, но также собирают коренья и травы, ягоды, грибы, птичьи яйца, кедровые орехи, дикий лук. Охота считается мужским занятием, однако у селькупов, эвенков, хантов и некоторых других народов в ней также участвовали женщины и дети. Строительство жилья — тоже мужское дело. Уйдя в тайгу на промысел, мужчина может отсутствовать дома месяцами. Сбор растений, дров, коры для хозяйственных нужд, воспитание детей, ведение дома остается на женщинах. Они же занимаются выделкой шкур, пошивом одежды, заготовкой рыбы, мяса и ягод. По типу хозяйствования среди народов тайги особо выделяют эвенков. Это прирожденные кочевники и охотники, их визитная карточка — верховые олени: чукчи называют эвенков «всадниками на оленях». Эвенки — подвижный, неусидчивый народ. У них даже рыбалка напоминает охоту: вместо терпеливого дежурства возле удочки — рыбалка с острогой или охотничьим луком. Настоящая чумработница.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Старинные традиционные жилища разных народов На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера».
Ответы на сканворд 22624 "Одноклассники" традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России!
Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем.
Жизнь, быт и занятия народов Севера | ДетиАрктики.РФ Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель.

Кругом - пустота

  • Читайте также:
  • Шатёр из шкур с видом на северное сияние - ответ из 6 букв
  • Переносное жилище у народов севера — 6 букв сканворд
  • Презентация на тему: "Жилища народов Севера"
  • Рекомендуем
  • Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?

Пока все в чуме

Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера.
Традиционные жилища чукчей — «Путешествия» на DRIVE2 Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.).
Жизнь кочевая: как устроен арктический мобильный дом под названием чум имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга).
Презентация на тему: "Жилища народов Севера" переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь.

Чум — традиционное жилище ненцев

Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. Важным достижением для этих народов стало создание мобильных, лёгких, сборно-разборных жилищ, идеально приспособленных для проживания в тундре, пустыне или степи. переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь.

Переносное жилище некоторых народов Севера.

Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме. Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки?

Значение слова «яранга»

Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши. Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо — стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом — камином из жердей, обмазанных глиной. В таких землянках жили коренные народы Севера, занимающиеся охотой.

В древности вепсы жили в полуземлянках. Со временем их сменили рубленые дома, похожие на дома карел и северных русских — с хозяйственными помещениями и двором. Охота и другие искусства Охоту различают мясную и пушную.

На первую в прежние времена ходили за пропитанием, а пушнину добывали для торговли и обмена. Образ жизни обитателей тайги связан со сменой охотничьих и рыболовных сезонов. Охотятся на снежных баранов, диких северных оленей, медведей, лосей, птицу, кабанов.

Важный источник пропитания а для некоторых народов — например, ительменов, хантов — основной — рыболовство. Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину.

Эти три основных шеста, образующие треножник, указывают на связь чукотского шалаша с примитивным, нерасчлененным коническим шалашем. Полное отделение стен от крыши видим в камышевом шалаше, «кэпэ» в Средней Азии. Тут кругом поставлены связки камыша, так что они образуют цилиндрическую стену. На её верхний край накладывают такую же цилиндрическую стену из связок камыша, но связывают вместе их верхние концы; таким образом получается отдельная от цилиндрической стены надетая на неё конусообразная крыша. Развитые типы жилищ Наиболее развитый тип шалаша — это войлочная юрта или кибитка у народов Центральной и Средней Азии.

Здесь не только произошло полное отделение стен от крыши, но обе части являются результатом самостоятельного развития. Цилиндрическая стена, как казахской, так и калмыцкой юрты, состоит из ряда связанных между собою решеток, а крыша — из деревянного круга и жердей, соединяющих его с верхним обходом цилиндрической стены жердей. Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность.

Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей.

У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства. На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой.

Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей.

Сегодня в 18:00 мы торжественно открываем выставку «Жизнь среди снега и льда», на которой сооружен настоящий чум. Расположение выставки: выставочные залы музея, 2 этаж.

К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами.

Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних. Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди.

Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты.

На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места.

Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах.

Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут.

В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур.

С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента.

Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Яранга изнутри делится на 2 помещения - иоронгу, которая отапливается, и кладовую, в которой нет отопления, соответственно. Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения.

Чукотское жилище

Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий