Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Русский народ, крестьяне. «С Черкас, июня 8, 1648» Богдан Хмельницкий – русскому царю: «Ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Хмельницкому удалось привлечь на свою сторону и крымского хана Ислама III Гирея. «Богдан Хмельницкий возглавляет восстание казаков против польского правления; 100 000 евреев убиты, сотни еврейских общин уничтожены».

Хмельницкое восстание

В 1648 году в Речи Посполитой разгорелось очередное восстание казаков, руководил им Богдан Хмельницкий. "Переяславскую раду", на которой перед лицом посольства Москвы принёс присягу на верность царю Алексею Михайловичу и подписал соглашение. Для Украины переломной эпохой стала Национально-освободительная война 1648-1657 годов под предводительством Богдана Хмельницкого. Возглавил восстание гетман (атаман) низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий.

Основные события освободительной войны под руководством Хмельницкого.

Богдана Хмельницкого избрали гетманом Войска Запорожского. Победа обеспечила приток участников, война стала освободительной. Хмельницкий разбил короля у Зборова. В то же время восстания шли в Белоруссии, но гораздо слабее. Хмельницкий отправлял на помощь казаков. С начала восстания Хмельницкий неоднократно обращался с просьбой принять в подданство казаков к русскому царю, но тот уклонялся от ответа.

Чудовищная жестокость Еврейский летописец Натан Ганновер свидетельствовал: «С одних казаки сдирали кожу заживо, а тело кидали собакам; другим наносили тяжелые раны, но не добивали, а бросали их на улицу, чтобы медленно умирали; многих же закапывали живьем. Грудных младенцев резали на руках матерей, а многих рубили на куски, как рыбу. Беременным женщинам распарывали животы, вынимали плод и хлестали им по лицу матери, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и обрубали несчастным руки, чтобы они не могли вытащить кошку. Иных детей прокалывали пикой, жарили на огне и подносили матерям, чтобы они отведали их мяса.

Иногда сваливали кучи еврейских детей и делали из них переправы через речки…» Современные историки ставят под сомнение некоторые аспекты хроники Ганновера, как и любой хроники той эпохи; однако реальность указанных событий возражений не вызывает. Согласно Ганноверу, евреи говорили о Богдане Хмельницком: «Хмель-злодей, да сотрется имя его! Общее число еврейского населения в польском королевстве в 1618—1717 годах составляло от 200 000 до 500 000 человек. Значительная часть евреев жила в местах, не затронутых восстанием, и тогдашнее еврейское население собственно Украины оценивается некоторыми исследователями приблизительно в 50-60 тысяч человек.

Из них 30—35 тыс. Еврейские и польские хроники эпохи восстания склонны подчеркивать многочисленность жертв. В исторической литературе конца 20-го века распространены как оценки в 100 000 погибших евреев и более, так и цифры в диапазоне от 40 до 100 тысяч.

Богдан Хмельницкий, поднявший это восстание, теперь не знал, как с ним справиться. Король Владислав IV отличался веротерпимостью и хорошим отношением к казакам, оказавшим значительные услуги лично ему в Московском походе 1616—1618 годов, и в целом Речи Посполитой в битве под Хотином в 1621 году. Именно он поставил свою печать под «Статьями успокоения обывателей Короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию». Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Польши и способствовали тому, что представители казачества и духовенства в своё время голосовали за избрание королём именно Владислава [15] , носившего к тому же титул Великого князя Московского с 1610 года. Смерть Владислава практически лишала казачью верхушку шансов на удовлетворение их требований или на амнистию в случае поражения восстания. Уже 8 июня 1648 года Хмельницкий отправил русскому царю письмо с просьбой о покровительстве.

Однако, в России о желании запорожцев перейти в подданство русского царя было объявлено только на Земском соборе 1651 года. Начался период «междуцарствия», который сыграл свою весомую роль в дальнейших событиях. К концу июля казаки выбили поляков из Левобережья, а в конце августа, укрепившись, освободили три правобережных воеводства: Брацлавское, Киевское и Подольское. Повстанцы также действовали севернее на территории современной Белоруссии. Там они заявили о себе погромами шляхетских имений у Поповой горы, Речици , Брагина. Далее в Мозыре и его окрестностях вспыхивает восстание. После победы казаки заняли Мозырь, а затем — Туров. Далее армия Януша Радзивилла пошла в наступление и потерпела поражения под Речицей и Горволем. После этого казачий полковник Ян Соколовский пошел на Слуцк , однако город не взял из-за скоро прибывшего подкрепления, которое помогло отбить штурм города.

После восставшие захватили Бобруйск , где горожане подняли бунт во время штурма. После князь Григорий Друцкий-Горский контратаковал позиции повстанцев, но затем был вынужден отступить под угрозой окружения. Далее восставшие захватили Брест. Большая часть южной и половина восточной современной Белоруссии оказалась под их контролем. Освободительная миссия повстанцев сопровождалась ужасными крестьянскими погромами: уничтожались панские имения, сжигались земли, истреблялось польское и еврейское население. При этом единства в войске повстанцев не наблюдалось: казацкое «ядро» войска презирало крестьян и нередки были случаи грабежа, насилий и убийств мирного населения казаками. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.

Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жёлтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги.

Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. В мае же Богдан писал королю польскому: Найяснейший милостивый король, п ан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов Н.

Неизвестно когда и почему эта часть Руси названа Подолом. Возможно для отличия горной Руси от её равнинной части.

Эти образцы указывают на максимально возможную полноту охвата толкования Самуила Линде статей его словаря. К национальности это выражение никакого отношения не имеет. Интересно другое, в языке великороссиян в России для отражения этого понятия — житель пограничной страны, пограничник — имелось своё родное слово рубежник, а в языке малороссов слова с таким значением даже существовало. А вот польское прилагательное Ukrainski,-a,- e имело значение пограничный, и в русском языке имелся его полный эквивалент — украинский [9], рубежный. Следует обратить внимание на описание в книге Боплана сильнейших морозов заставших польские войска на реке Мерла Merlo на описываемой им украйне, но уже в Московии зимой 1646 года.

Днепровские земли, отображенные на карте 1648 года, ни у поляков, ни у малороссиян имени не имели, они были безымянными. Это не означает того, что жители берегов Днепра не имели имени для своей родины, для своей отчизны. Такое имя у них имелось — Речь Посполитая. На этот факт вы будете натыкаться в многочисленных документах времен гражданской войны Б.

"Палиивщина". Почему царь не принял казаков в состав России и велел подчиниться Польше

Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648-1654)». Первое прото-украинское – восстание Богдана Хмельницкого (1648 – 1654). Причины восстания Богдана Хмельницкого Большая часть юго-западной Руси в XVII в. находилась под властью Речи Посполитой. Возглавил восстание гетман (атаман) низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий.

Кто и зачем плодит химеры

  • Добровольное «оказачивание» белорусов при Хмельницком
  • Казацко-крестьянская война под руководством Богдана Хмельницкого. Русско-польская война (1654-1667)
  • Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
  • Хронология восстания Богдана Хмельницкого (1648-1654 г.г.) | Железный век
  • Хмельниччина: как начиналось восстание
  • Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI

История казачества в России

В 1648 года началось известное восстание Богдана Хмельницкого. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Таблица по истории восстание богдана хмельницкого годы основные события итоги. Составить таблицу восстание богдана хмельницкого 1648 год тире 1654. Зборовский договор Б. Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром о признании автономии Правобережной Украины в составе Речи Посполитой. Казацкое восстание в Речи Посполитой в 1648–1657 годах Хмельницкое восстаниеЧасть Всемирного потопа. Восстание Богдана Хмельницкого — восстание крестьян и казаков юга-востока Польши (часть территории современной Украины) против польского государства. Один.

Переяславская рада

В том числе он претендовал и на Смоленск. Несмотря на поражение русской армии под Оршей, русские войска сумели удержать Смоленск, который по окончании войны остался под властью Москвы. В период Смутного времени между Речью Посполитой и Русским Царством началась война, и в 1609 году польско-литовские войска взяли в осаду Смоленск. Несмотря на долгую и героическую оборону города, в 1611 году он был взят штурмом войсками короля Польского и великого князя Литовского Сигизмунда III. Русские войска после освобождения Москвы в 1612 году попытались город вернуть, но все попытки оказались безуспешными. Оборона Смоленска в 1609-1611 Но Москва не хотела просто так лишаться стратегически и экономически важного города. Случай представился в начале 30-х годов, когда в Европе уже более 10 лет бушевала Тридцатилетняя война, где сражались два больших лагеря — протестантский и католический.

Католическая Польша была союзником Габсбургов и, хотя в войне не участвовала, но представляла значительную угрозу. Вот тут на сцену и вышла Москва: у русского царя как у союзника шведов и при их поддержке появилась возможность нейтрализовать польское нападение на Швецию и вернуть Смоленск. Не имея достаточных сил, чтобы деблокировать город, польный гетман литовский Христофор Радзивилл в бой не вступал, но всячески мешал осаждающим, совершая рейды по отдельным частям противника. Такая тактика себя оправдала, и армия Шеина сначала была блокирована польско-литовским войском, а затем в феврале 1634 года капитулировала. Неудача в этой кампании заставила русский престол отказаться не только от планов возвращения Смоленска, но и от войны с Речью Посполитой. По крайней мере так тогда казалось.

Русская дипломатия в период 1648-1653 гг. Несмотря на территориальные конфликты, к 40-м годам в отношениях между государствами наметилось потепление. Особенно оно стало ярко выраженным после 1645 года, когда правительство Владислава IV в рамках антитурецкой кампании искало союзников для похода на Крым. И когда в 1648 году началось восстание Хмельницкого и на помощь казакам пришли войска Тугай-бея, царь Алексей Михайлович, выполняя союзные обязательства, подписал указ о военной помощи польским войскам против крымчаков. Около Белгорода начали концентрироваться русские части и царские воеводы отправили послов польскому командованию для координации совместных действий. Но поражение поляков под Желтыми водами и Корсунью, а также Соляной бунт в самой Москве, нарушили эти планы.

Первые победы казаков и явная слабость Польши не изменили негативного отношения царя к восстанию, и он не торопился помогать Хмельницкому. На Сейме, проходившем в Кракове с 19 января по 14 февраля 1649 года, польский Сенат отказался ратифицировать антикрымские договоренности, что очень негативно восприняли в Москве. Новые победы казаков дали повод серьезно думать о слабости польского правительства, и царь начал задумываться об интервенции. В 1650 году, не доверяя татарам, Хмельницкий вновь обратился к царю с просьбой взять Украину под свою царскую руку. В 1651 году Земский собор высказался о включении Сечи в состав Русского государства, но победа поляков под Берестечком, взятие Киева и заключение Белоцерковного мира, остановило от такого решения. Разгром коронной армии под Батогом и явный политический кризис западного соседа, опять заставляют Москву обратить внимание на эту проблему, и в марте 1653 года царь Алексей Михайлович принимает решение взять казаков под свою опеку и начать военный конфликт с Речью Посполитой.

Навеки с Москвой, навеки с русским народом. Кратко рассмотрев причины политического кризиса в Речи Посполитой и начало цикла казацко-крестьянских восстаний, мы подобрались к самому началу Тринадцатилетней войны. В следующей части мы рассмотрим первые успехи русской армии, которые чуть не поставили на грань уничтожения Речь Посполитую. Литература: Голобуцкий В. Запорожское казачество, 1957 Флоря Б. Россия и казацкое восстание 1625 г.

Гуслистый К. Очерк истории борьбы белорусского народа против польских панов, 1940 Bobiatynski, K. W cieniu Beresteczka. Белоруссия и Россия. Смоленский поход и битва при Шепелвичах 1654 года, 2018 Малов А. Русско-Польская война 1654-1667гг.

Речь Посполитая в планах московских политиков накануне Виленских переговоров 1656г. Русско-польская война 1654—1667 гг. Конница Исторические исследования , 2017 Мелешко В. Под властью русского царя. Невядомая вайна: 1654-1667, 1995 Сагановiч Генадзь. Московское восстание 1662 г.

Внешнеполитическая программа А. Ордина-Нащокина и попытки ее осуществления, 2013 А. Серия A, Гуманитарные науки. Мараш Я. Неизвестная война 1654-1667 гг. Научно-просветительский журнал.

Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева.

Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине.

В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г.

В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г.

Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь.

Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников.

Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение.

Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл. На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса. Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя. В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство. В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство.

Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года. Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому. Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией. А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых! Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены. Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия.

Поняв, что Россия может открыто выступать против Речи Посполитой, король вынужден был держать наготове против неё большие военные силы, которые в другом случае мог бы бросить против войска Хмельницкого. Именно поэтому весь 1650 год прошёл без больших сражений и позволил гетману накопить силы. Лишь в феврале 1951 года шляхетское войско смогло начать наступление. Вторгшись на казацкую территорию, оно двинулось в направление Винницы. Король не случайно начал войну зимой. Пешее войско восставших вязло в снегах, боеспособность его снизилась. Погиб верный сподвижник Хмельницкого Данила Нечай. В этот тяжёлый для Украины момент в Москве был созван Земский собор. Собравшимся боярам, дворянам, посадским людям, православному духовенству было оглашено царское письмо.

Более того, король договорился с крымским ханом о нападение на Россию, а также пропустил в Швецию ханского посла, который ехал, чтобы и его подбить к войне с Россией. В конце письма говорилось, что гетман Богдан Хмельницкий просит принять его под высокую государеву руку. Историческое решение было принято, теперь предстояло, преодолевая огромные трудности, претворить его в жизнь. Это удалось не сразу. Решительный шаг России — Земский собор. Москва пристально следила за событиями на Украине, всё больше наращивала помощь восставшим. К осени 1653 года, когда обстановка на Украине стала критической, собрался общероссийский Земский собор. Не было на Руси человека, кто не одобрял бы этого шага, хотя был он труден, обещал тяготы и лишения. Принятое собором решение означало объявление войны могущественной Речи Посполитой.

Кроме того, оно до крайности обостряло отношения с Крымом и могущественной Османской империей, делало очень вероятным столкновение со Швецией. Переяславская рада После решения Земского собора на Украину было послано великое посольство. Его возглавил ближний царский боярин тверской наместник Василий Бутурлин. С ним ехали окольничий, муромский наместник Иван Алферьев и думный дьяк Ларион Лопухин. С посольством следовал большой почётный конвой. У въезда в город были выстроены шпалерами казаки, они приветствовали послов ружейным салютом. Это не был обычный казацкий сбор. Богдан призвал к соединению с единокровным русским народом. Мощный гул одобрения был ему ответом.

Известие о Переяславской Раде быстро облетело всю Украину. Повсюду рождало оно радость и ликование. На присяге русскому царю Войска Запорожского по приблизительным данным было: 11 полковников, 62 военных судьи, 5 обозных, 115 шляхтичей, 1475 сотников, хорунжих есаулов и писарей, а также 60 375 казаков, 625 войтов, бурмистров и атаманов, 37 монахов, 59. По сведениям представителей России, присягу приняли 122 542 человек мужского пола. В течение января и февраля месяца присягнули на верность московскому царю население Киева, Чернигова, Нежина, Белой Церкви, Канева, Прилук, Черкасска, и других городов, а также сёл Войска Запорожского. Население всюду с большой радостью и ликованием встречало русских посланников и торжественно клялись вечно жить в братской дружбе с великим русским народом. Было вынесено решение по всем пунктам, последний из них, 23-й был внесен русским правительством. После исторического акта воссоединения 8 18 января в Переяславе, боярин Василий Васильевич Бутурлин с представителями русского правительства отправились в Киев. В другие города и крупные населенные пункты также выехали уполномоченные лица для принятия присяги.

Когда Василий Бутурлин находился в полутора верстах от Золотых ворот, его встретили митрополит Сильвестр Коссов, Черниговский епископ Зосима, Печерский архимандрит Иосиф и несколько других игуменов. Митрополит Сильвестр приветствовал московских представителей, как посланцев русского народа, которых с братской любовью, радостью и ликованием приветствует весь украинский народ. Затем все пришли в Софийский собор, где эта встреча была завершена торжественным молебном, а 17 января была принята присяга от киевлян. Такого рода торжественный приём московских представителей происходил во всех городах и селениях, где они появлялись. Во всех этих встречах активно участвовало местное духовенство в церковном одеяние с крестами и иконами. Историческое значение воссоединения Украины с Россией. Православная Украинская Церковь совершенно правильно оценивала значение Переяславского акта. Если в союзе с братским русским народом, украинский, после воссоединения получил возможность полного развития всех своих экономических и культурных сил, то значительных успехов достигла и Православная Церковь на Украине, ставшая свободной от иезуитско-шляхетского гнета. В 1946 году на Львовском соборе Брестская уния была полностью ликвидирована.

Украина стала частью складывавшегося всероссийского рынка, купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки. На многочисленных украинских ярмарках русские купцы продавали соль, изделия из железа, меха. Укрепление экономических связей с Россией способствовало значительному росту украинских городов и распространению железоделательного, поташного, мукомольного и других промыслов. Сплоченность трудящихся масс Украины и России укрепилась в совместной борьбе против общих внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией содействовало также культурному общению двух братских народов, укрепление позиции Православной церкви и московского государства во всём мире. Однако этот великий акт имела не только радостное значение. После в истории нашему общему народу предстояло встретиться с вынужденные последствия, ведь пошли войны с Речью Посполитой, Османской империей, Крымским ханством, Швецией, которые унесли не мало русско-украинских жизней. Но это того стоило, потому, что Россия и Украины были являются и будут братьями на века. Три века спустя — наше время Прошло то тяжёлое время смуты на украинской земле и нет больше иноземного феодального гнёта, однако за эти долгие 361 год очень многое в русско-украинских взаимоотношениях поменялось, долго просуществовали два братских народа вместе, не разъединяясь друг с другом.

Сегодня, отношения России и Украины находятся в состоянии холодной войны. Всем хорошо известно, что этому способствовала внешняя политика украинских властей. Стоит отметить, что всё это началось с распада СССР, когда огромное государство под влиянием внутренних и внешних факторов рухнуло, и дружественные некогда республики, находившиеся раньше в одном государстве отстранились друг от друга. При выполнении и анализе своей исследовательской работы, я пришёл к выводу, что Украины в XVII веке по политическому настрою мало отличается от сегодняшней. Как и более трёх столетий назад, правобережная её сторона смотрит в сторону запада, подчиняясь странам НАТО и США, а братскую верность и взаимопомощь сохраняет левобережная часть, и я полностью уверен, что братское единство между Россией и левобережной Украиной сохранится и в будущем. По прежнему наша страна помогает и защищает Донбасс и мирных людей: поставляет конвоями гуманитарную помощь, оружие, не оставляет этот край один на один с неприятелем.

Могла ли Украина остаться в составе Речи Посполитой как «Руськое княжество»? Обо всем этом «Ленте. Украинские казаки и русская Смута В мае 2017 года в интервью украинскому телеканалу «Громадське телебачення» вы назвали Переяславскую раду компромиссом обеих сторон. В чем он заключался? В том, что обе стороны для достижения договоренности сразу пошли на определенные уступки. Сначала украинская сторона потребовала от московского посла Василия Бутурлина, чтобы он принес присягу от имени Алексея Михайловича, обязующую царя соблюдать достигнутые соглашения. Когда Бутурлин категорически отказал в этом Хмельницкому со словами, что такого «николи не бывало и впредь не будет», старшине пришлось уступить и принести присягу в одностороннем порядке. Со стороны Москвы компромисс был в том, что она переступила через негативное отношение к происходившим на Украине событиям и к украинскому казачеству, согласившись принять его «под высокую руку». Алексей Кившенко «Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией» Кажется, в Москве тогда с подозрением относились и к украинскому православию? Да, Московское государство находилось в сложных отношениях с украинским православием, считая его «испорченным». Это было связано как с событиями после Брестской унии 1596 года, давшей начало униатской церкви, так и с реформами Петра Могилы. Поэтому православных выходцев из Великого княжества Литовского, переезжавших жить в Москву, заставляли «перекрещиваться». В 20-е годы XVII века даже был издан специальный документ, предписывающий сжигать изданные на Украине богословские книги. Такая политика продолжалась вплоть до начала патриаршества Никона. В чем выражалось негативное отношение Москвы к происходившим на Украине событиям? Вы говорите о восстании Богдана Хмельницкого? На любые восстания и бунты в Москве всегда реагировали настороженно. Особенно это касалось украинского казачества, к которому в Московском государстве еще со времен Смуты относились крайне негативно. Жители Великого княжества Литовского, и особенно украинские казаки примерно 50-60 тысяч человек , самым активном образом участвовали в русской Смуте начала XVII века. Они составляли костяк вооруженных формирований всех самозванцев и польско-литовской армии во время интервенции в Московское государство. Более того, в 1618 году реестровое казачество под руководством гетмана Петра Сагайдачного осадило Москву и разорило ее окрестности. Но это не помешало Сагайдачному через два года вступить с Москвой в переговоры и за 30 лет до Хмельницкого предложить казакам перейти под покровительство царя. Было не совсем так. В 1620 году Сагайдачный отправил посольство в Москву только для того, чтобы заставить польского короля Сигизмунда III пойти на серьезные уступки украинскому казачеству. Со стороны гетмана это был хитрый дипломатический ход. Но он не обещал московскому царю, что примет подданство, — речь шла только о службе и совместных походах против турок и крымских татар. Взаимное непонимание Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события? Это было воссоединение, присоединение или объединение? На мой взгляд, речь шла о присоединении, а последующий длительный процесс вхождения Украины в Московское государство я называю инкорпорацией. У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады 1654-1658 ». Почтовая марка СССР, 1954 год Фото: Wikipedia В этой книге вы пишете, что «стороны очень мало знали друг о друге, во многих случаях просто не понимали, о чем идет речь подчас в прямом смысле этого слова , и к тому же не слишком серьезно относились к данному объединению». Поясните, пожалуйста, о чем это. К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Материалы по теме: 28 июля 2016 Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам. Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете? Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались.

После заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного[5] перехода Гетманщины в подданство Русского царства, восстание переросло в русско-польскую войну 1654—1667 годов[6]. В качестве даты окончания восстания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора. В современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году. Некоторые историки в частности В. Смолий и В.

Восстание Богдана Хмельницкого

Восстание богдана хмельницкого кратко таблица В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитой, положившее начало Освободительной войне украинского народа.
Восстание Богдана Хмельницкого. Причины, суть, ход событий, итоги, участники. Богдан Хмельницкий. На начальном этапе войны армия Речи Посполитой несколько раз была разбита Хмельницким, который победил врага не только полководческим талантом, но и умением находить себе союзников.
«Выразил настроения народных масс»: как Богдан Хмельницкий перекроил карту Восточной Европы "Богдан Хмельницкий возглавляет казацкое восстание против польского владычества; 100 000 евреев убиты, сотни еврейских общин уничтожены".
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада "Переяславскую раду", на которой перед лицом посольства Москвы принёс присягу на верность царю Алексею Михайловичу и подписал соглашение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий