Какое место занял в жизни рахманинова второй концерт

Место проведения второго концерта Рахманинова. Второй концерт Сергея Рахманинова был впервые исполнен 27 октября 1901 года в Москве на сцене Большого зала Московской консерватории. Вторую революцию Рахманинов не принял категорически.

Откройте свой Мир!

Готовя второй концерт Рахманинова, музыка заставила меня глубоко задуматься нед ее судьбой. вступление в следующий, зрелый период творчества. RusConcert | Классика в Москве. Второй фортепианный концерт Рахманинова: плод блестящей психотерапии. К весне 1901 года он завершил Второй фортепианный концерт.

История создания 2-го концерта Рахманинова

Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова, из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшей депрессии. Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым.

Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. И только Николай Даль, в те времена очень известный врач-гипнотизер и психотерапевт, к тому же музыкант —любитель играл в струнном квартете помог преодолеть Сергею Рахманинову его столь тяжелое душевное состояние.

Известный композитор Сергей Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций. В 1904 году Сергей Рахманинов получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие.

У Второго концерта очень обширная фильмография.

Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным? Как располагаются звуки — далеко друг от друга или рядом? Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.

Какое состояние? Колокола всегда были символом России. Колокольный звон — это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол — весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании. Удары набатного колокола во вступлении — ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности… Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19-20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».

На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.

Синтетическое мышление — это то, что предполагает существование сразу нескольких логик вместо одной, подбор логики, отличной от алгоритма противника. Существование нескольких логик одновременно, нескольких параллельных ответов, из которых должен быть выбран один наиболее парадоксальный, в этом понимании является определением таланта интуиции. Другими словами, способность к фантазии, воображению. Славянский ренессанс, обозначенный Милорадом Павичем, вполне может состояться на просторах нашей Родины. Способность нести обаятельную пургу, через которую тем не менее просвечивает святая и бездонная истина, — мерцает в нас от Гоголя до Курёхина.

Почти дзенский абсурд — русское умение; литература, кажется, только начала его осваивать. Алогичное мышление в частности, фольклорно-поэтическое в определенных условиях может быть лучшим способом познания, изначально полагая электрон и волной и частицей, а слово — и топором и иконой. Массовая кельтомания среди русских неслучайна: священное безумие в поэзии, парадоксальный юмор, сказочная религиозность. Ирландцы создали свою метафизическую литературу, мы еще нет. Мы подошли к порогу и словно на миг застыли. Китайская весть, кельтская весть, латиноамериканская весть.

Где русская? По-моему, на подходе. Преодоление литературы по-русски — одна из самых долгожданных для меня вестей; не знаю, от чего она будет отталкиваться: от протопопа Аввакума, «Слова о полку», Державина, Хлебникова, Гагарина, Калашникова… Поэзия — вещь сверхчеловеческая и, значит, наднациональная. С другой стороны, каждый народ играет свою партию в общем оркестре истории: в силу своего темперамента, менталитета. Именно так развивается любая национальная культура — через заимствования. Соло на этом балу — вещь относительная.

Главное, что каждый занят своим делом и по-своему необходим. Так вот, русские для меня звучат отнюдь не балалаечным или бутылочным звоном, а фортепьянными накатами Рахманинова, Прокофьева и Чайковского — мощным и неповторимым больше нигде звуком и тоном. Если бы наша «национальная поэзия» восприняла сегодня этот простой факт как фон, на котором можно работать, она зазвучала бы иначе. Кротость, смирение — хорошо и похвально, но для полноценной жизни нужен полный диапазон звуков. И он в нас есть. Мы закрылись, сбитые с толку политической неразберихой, увязшие в плену бесплодных самоунижений, в ученических оглядках на давно тупиковые штудии западной «университетской литературы».

Но двадцать лет обморока, полусмерти — это же инициация, начало перехода на новый, более качественный жизненный виток. Теперь можно многое начать сначала. Почти с нуля. Отбросив все призрачное и вымороченное. Не для нас ли В. Топоров восстанавливал индоевропейский протогимн, Вяч.

Иванов выпускал «Мифы народов мира», Д. Лихачев восстанавливал берестяные грамоты и «Слово о полку»? Старшее поколение сделало достаточно много, чтобы мы росли нормальными людьми. Я это к тому, что для восстановления, а еще лучше — для воссоздания, идентичности есть всё. Говорят, мы имперская нация. Такова наша история.

Как и англичанин в Англии, например, или американец в Америке, — русский, лишенный имперского сознания, уже не русский. И сейчас мы говорим не о деспотизме, а об универсальности сознания. О всемирной отзывчивости, империи духа. Это, если хотите, иной, более высокий, модус бытия. В нашем Отечестве эта привычная мысль, в той или иной огласовке, проявлена как догадка о чем-то большем, всемирном, к которому Отечество и предназначено. Третий Рим — трон духовный, здесь же теократия Владимира Соловьева, откровения Достоевского, прозрения Тютчева… сейчас идея также на слуху, причем в самых различных исполнениях.

Применим эти понятия к поэзии; страна, как ни верти, литературоцентрична. И в эту центричность русскими втянуты остальные братские народы нашей державы. Православная цивилизация, о которой говорит Хантингтон, — нечто большее, чем славянство. Имперскость, стремление к расширению на весь мир — являли античная поэзия Гомер и Вергилий , Киплинг, Паунд. Христианство могло осуществиться только в Империи с ее дорогами и всемирностью. Все великие проекты древности обращались к большим пространствам.

Земным или небесным. Запад своей единой и всемирной духовной сущности сегодня по ряду причин лишается: не нужно распространять свою ущербность на весь мир. Я не вижу преимуществ прогресса и демократии в том виде, в котором они оформились у наших соседей. Особенно для литературы. Русские обладают глубинными ресурсами собственного рецепта. Поэзия сверх-человечна и наднациональна?

Миссия России так же сверхчеловечна и наднациональна. Это замечательное совпадение нужно использовать. Говорят, что русских элит, столь необходимых для возрождения идентичности, в России не создано. Так ли это? Не знаю. Меня интересует: плачевна ли эта гипотетическая ситуация для поэзии?

Стихи сочиняют не элиты не интеллигенция , поэзия — удел более древних ментальностей, чудом проявляющихся в настоящем. Другое дело — читатели. Они существуют, и если в настоящий момент от поэзии отвернулись, то не наша ли в этом вина? Напишите что-то интересное, что-то из ряда вон выходящее. Пусть комментаторы правы и русских элит по-прежнему не существует, но предположить, что за времена унизительных испытаний в стране выкристаллизовывается новый, невиданный доселе дух, очень хочется. И мне кажется, я вижу его очертания.

Во многом они до сих пор стоят на материке Серебряного века, кто-то идет дальше, выбирая в учителя Ломоносова и Державина. Главное, что нынешнее положение вещей дает нам свободу выбора и некоторую множественность точек отсчета. Откажись от всего этого — станешь никем. Председателем земного шара мог быть только русский поэт. Имейте это в виду.

Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока: «О, весна без конца и без краю- Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя жизнь! Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны. Повторное слушание 1 части запись В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет! Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку — частичку своей земли. Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.

История создания Второго концерта С. Рахманинова

С волнением ждал первого исполнения. Оно состоялось два года спустя в Петербурге. Композитора постигло горькое разочарование. Был полный провал. Причина - в неудачном исполнении, и в больших недостатках самой симфонии. Во время исполнения Рахманинов, взобравшись за кулисами на пожарную лестницу, часто затыкал себе уши, чтобы не слышать собственного произведения.

Критики написали о ней, что «если бы в аду была консерватория, она привела бы в восторг обитателей ада…». Для композитора это было страшным ударом. В Москву он вернулся расстроенным, подавленным. Целыми днями, молча, лежал, никак не реагируя на уговоры и убеждения родных и близких. Рахманинов потерял веру в себя, в свой талант, он был уничтожен, жить не хотелось.

И здесь в его судьбе появляется человек, который буквально вырвал его из лап смерти, вылечил его израненную душу, вернул к нормальному психическому состоянию. Заставил вновь поверить в себя. Этим человеком был врач, лечивший Рахманинова, сам прекрасно владевший игрой на фортепиано. Звали его — Николай Владимирович Даль — сын известного этнографа. Результатом общения было новое большое сочинение композитора в 1901 году - « II Концерт для фортепиано с оркестром».

Вдохновлённая поэма человеческих чувств, «гениальная поэма о Родине» « Музыка, написанная в эту пору, стола воплощением победы силы воли и духа артиста» - писали современники. На титульном листе было написано, что это произведение автор посвящает Н. Это благодарность за помощь в самые трудные минуты жизни. Рахманинов становится всё более известным музыкантом. Он много выступает и в России и за рубежом.

Наступил 1917 год. Чувство тревоги и настороженности за Россию не покидает композитора. Как ни пытался он разобраться в сущности Великой Октябрьской революции — так и не смог.

Судя по отзывам критиков, оркестр развалился и издавал звуки, мало похожие на музыку. Молодой Рахманинов по-настоящему разбит и решает, что ему больше не стоит сочинять. Возможно, Рахманинов так бы и не поборол апатию, если бы не доктор Николай Даль и его «таинственный» метод лечения. Врач навещал больного и изо дня в день повторял одни и те же фразы: «Вы начнёте писать концерт.

В Театре оперы и балета главным днём празднования юбилея станет «Рахманиана». Александр Литягин добавил, что в Театре оперы и балета также запланированы камерные концерты «Здесь хорошо! Воронежский концертный зал порадует воронежцев выступлениями оперной певицы Ольги Перетятько, хором мальчиков Хорового училища имени Глинки, а в селе Красное Новохопёрского района выступит Государственная академическая хоровая капелла России имени А. Центральным событием, посвящённым юбилейному году, станет грандиозный концерт Воронежского концертного зала в Зелёном театре. Он запланирован на 24 июня.

Юрий Смышников рассказал, что во время подготовки было изучено множество архивных материалов и писем, к проекту подходили очень трепетно.

В 1931 году Рахманиновы купили небольшой участок земли, вернее, скалу на берегу озера в Швейцарии. Здесь они построили виллу, которую по первым буквам имен и фамилии назвали «Сенар»- Сергей и Наталья Рахманиновы. Для композитора это место стало маленьким кусочком родины, потому что он выстроил здесь имение в русском стиле и даже привез и посадил там русские березы. Именно в «Сенаре» им были написаны истинные вершины его творчества - Рапсодия на темы Паганини, Третья симфония. Последним крупным произведением композитора были Симфонические танцы, написанные в 1940 году и посвященные Филадельфийскому симфоническому оркестру.

Осенью 1941 года он выступил с призывом поддержать Россию. Гонорар одного из первых концертов сезона он передал генеральному консулу СССР, его примеру последовали Зилоти и многие другие русские музыканты. Рахманинов, по его словам, хотел принести «посильную помощь русскому народу в его борьбе с врагом». Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 года в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев Советской Армии. Утраченная Родина жила в его сердце, как самая большая, дающая творческие силы, любовь.

Это было самой большой мечтой Рахманинова, которой так и не суждено было осуществиться. В 50-е годы, когда в Москве проходил Первый Международный конкурс пианистов им. Чайковского, один из его лауреатов увозил на Родину, в США, горсть русской земли. Этого молодого музыканта звали Ван Клиберн. Родную землю на могилу Великого Сына этой Земли. Творчество Рахманинова.

Творческий облик Рахманинова очень многогранен. На протяжении всей своей жизни он обращался ко многим музыкальным жанрам, и в каждом из них сказал свое слово. Но есть определенные черты его дарования, которые проявились буквально в каждом его сочинении. Прежде всего, это удивительное ощущение родной земли и тесные связи с родной культурой. Образ России, Родины занял в творчестве композитора исключительно важное место, хотя он никогда не писал произведения на исторические сюжеты, не создавал программных сочинений, связанных с исторической тематикой. И, тем не менее, почти все произведения Рахманинова выражают глубину его патриотических чувств.

Еще одна особенность творческой натуры композитора - ее лирическая природа. Явления жизни преломляются в его произведениях через его душевный мир. Можно вспомнить Чайковского. Кстати, их роднит еще одно: главная роль в их музыке принадлежит широкой, протяжной, песенной мелодии. Сергей Васильевич по этому поводу говорил: «Мелодия- это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление…» Наиболее значительная часть творческого наследия композитора - фортепианная музыка. Это явление уникальное, составившее целую эпоху в истории мирового пианизма.

Влияние на ее развитие современного фортепианного творчества по- прежнему огромно. Нигде гений Рахманинова не выразился с такой силой и цельностью. Это совсем не принижает его симфоническое, оперное, вокальное творчество. Рахманинов- исполнитель как был легендой при жизни, так и остался легендой и поныне. Мы понимаем, что рассказы очевидцев - лишь бледный пересказ того, какое это было чудо искусства. Конечно, это не значит, что музыка Рахманинова не живет в отрыве от автора- исполнителя.

Сегодня сотни пианистов в мире являются замечательными интерпретаторами его музыки интерпретация- истолкование музыкального произведения в процессе исполнения. Это слово произошло от итальянского interpretatio- «разъяснение, истолкование». Для рояля Рахманинов писал сочинения крупных и малых форм. Большинство ранних произведений для фортепиано - небольшие пьесы, связанные с жанрами бытовой музыки. Об этом говорят и их названия: Элегия, Баркарола, Серенада и др. Но уже в них проявились характерные творческие особенности молодого композитора, те образы и настроения, которые станут типичными в его сочинениях.

Прелюдия до — диез минор. Это произведение Рахманинов начал исполнять на сцене с 1892 года. По его словам, «в один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой, и я ее записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от нее отделаться, несмотря на все мои усилия». Необыкновенная популярность этого произведения, в конце концов, даже стала раздражать композитора. Но причина такого успеха проста: в этой небольшой трехчастной пьесе в свернутом, концентрированном виде отражены образные миры всей музыки Рахманинова.

Сквозное развитие получает основной эпический драматический образ колокольного звучания. В средней части бушует лирическая стихия, окрашенная в трагедийные тона. В репризе образ первой части тоже становится более трагичным. Особую роль приобретает кода, утверждающая колокольный образ.

Гений русского духа С. В. Рахманинов

Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве композитора.

Рахманинов Сергей Васильевич 1873—1943 гг. Объединил в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ. Его творчество тесно связано с русской культурой в целом и народной песней в частности.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной. Опыт работы учителем истории и обществознания - 11 лет. Детство и образование Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1 апреля 1873 года в имении Онег по другим данным — в имении Семеново Новгородской губернии в дворянской семье. Будущий композитор с ранних лет увлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно под руководством А.

В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем в классе Н.

В Театре оперы и балета главным днём празднования юбилея станет «Рахманиана». Александр Литягин добавил, что в Театре оперы и балета также запланированы камерные концерты «Здесь хорошо! Воронежский концертный зал порадует воронежцев выступлениями оперной певицы Ольги Перетятько, хором мальчиков Хорового училища имени Глинки, а в селе Красное Новохопёрского района выступит Государственная академическая хоровая капелла России имени А. Центральным событием, посвящённым юбилейному году, станет грандиозный концерт Воронежского концертного зала в Зелёном театре. Он запланирован на 24 июня. Юрий Смышников рассказал, что во время подготовки было изучено множество архивных материалов и писем, к проекту подходили очень трепетно.

Певучая побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом. Adagio sostenuto — музыка редкой красоты, жемчужина русской лирики. Она воплощает бесконечно длящееся состояние покоя, полного растворения в природе, «…подслушанное чуткой душой музыканта» Б. Метрическая структура второй части совершенно уникальна; она характеризуется разными размерами одновременно у солиста и оркестра; в восприятии слушателя музыка постоянно колеблется между трёх- и четырёхчетвертным тактом, создавая фантастическое ощущение зыбкости и даже некоторой нереальности основной темы.

Гений русского духа С. В. Рахманинов

Вторую революцию Рахманинов не принял категорически. Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием и взаимопроникновением которых определяется своеобразие его мелодики. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.

РАХМА́НИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Рахманинов концерт 2 для фортепиано с оркестром доклад Особое место в вокальной лирике С. В. Рахманинова занимает гениальный «Вокализ» (пение, в котором не используются слова), посвященный Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице.
Человек-оркестр Сергей Рахманинов вступление в следующий, зрелый период творчества.

РАХМА́НИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

История Второго фортепианного концерта С. Рахманинова Этот концерт занимает особое место в жизни самого композитора, а также в сердцах многочисленных слушателей по всему миру.
Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Особое место в вокальной лирике С. В. Рахманинова занимает гениальный «Вокализ» (пение, в котором не используются слова), посвященный Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице.

Депрессия. Гипноз. Шедевр. Второй концерт Рахманинова

В эти годы карьера Рахманинова стала стремительно развиваться, и он нашел музыкальный язык, уникально выражавший его индивидуальность и глубину. Второй концерт стал воплощением новых идей и чувств композитора, особое внимание было уделено красоте звучания и эмоциональной напряженности музыки. Второй концерт для фортепиано и оркестра Рахманинова был встречен публикой с восторгом. С первого же исполнения в Санкт-Петербурге, произошедшего 9 ноября 1901 года, он завоевал сердца слушателей.

Музыкальные критики отмечали его сложность и глубину, отмечая, что «второй концерт стал событием в мире музыки и его автора». Это произведение стало настоящей вехой в творчестве композитора и получило мировое признание. Второй концерт Рахманинова остается великим произведением музыкальной классики и неизменно вызывает восторг и восхищение у слушателей всех поколений.

История создания «Второго концерта Рахманинова»: великое произведение музыкальной классики Второй концерт Сергея Рахманинова считается одним из самых известных и влиятельных произведений музыкальной классики.

Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски. Интерес Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А.

При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. Несколько лет провёл Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также А. Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты К. Игумнов, А. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.

Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории, а спустя год под руководством С. Танеева и А. Аренского начал заниматься композицией. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист у А. Зилоти и как композитор с большой золотой медалью.

К тому времени появилась его первая опера - «Алеко» дипломная работа по произведению А. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы. Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист, дирижер. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии , которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. Определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций.

Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни Рахманинова. В течение 1897-1901 годов он не мог сочинять, и лишь с помощью опытного психиатра, доктора Николая Даля смог выйти из кризиса. В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно - вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии 1906 г. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы. Вскоре после октябрьской революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул; приходилась ему двоюродной сестрой по отцу и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген.

До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. В течение жизни за рубежом 1918-1943 гг. Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Рахманинова, связывает с этой привычкой. Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью меланома. Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей».

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико. История создания Второго концерта Как уже было отмечено, провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.

Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. В письме к А. Глазунову от 11 января Рахманинов интересуется, когда Симфония назначена к исполнению. До него дошла информация, что будто она назначена на 18-е января, но автор хотел лично узнать это от Глазунова, а так же попросил сообщить о том, кто будет дирижировать. Затаевичу 1869-1936 - русский и советский музыкант-этнограф, композитор сообщает о своем нездоровье. Причиной был «рассеянный» образ жизни, который вывел его из равновесия на месяц.

Рахманинов рассказывает, что получил новые фортепианные произведения Затаевича, дает ему несколько советов по улучшению произведений и просит прислать ему еще несколько фортепианных пьес для печати. Сообщает, что премьера его Симфонии состоится 14 марта. После провала Симфонии в марте, Рахманинов практически два месяца никому не писал, первое письмо было отправлено А. Затаевичу 6 мая: «Я давно не писал писем, милый друг Александр Викторович. Ни Вам, ни другим. Главная причина этому - моя слабость, которая заставляет меня всё время лежать.

Это ежегодное моё весеннее состояние.

Эта неудача погрузила композитора в глубокий душевный кризис, который позднее был усугублен обстоятельствами личной жизни — Вера Дмитриевна Скалон, возлюбленная композитора, которой посвящена вторая часть Первого фортепианного концерта, по решению родителей вышла замуж за другого перед свадьбой она сожгла все письма Рахманинова. Преодолеть столь тяжелое душевное состояние Сергею Васильевичу помог Николай Владимирович Даль — известный русский врач-гипнотизер и психотерапевт. Это был очень эрудированный человек, к тому же, музыкант-любитель он играл в струнном квартете — не случайно в разные годы к нему обращались за помощью многие люди искусства Федор Иванович Шаляпин, Константин Сергеевич Станиславский, Александр Николаевич Скрябин. Контакт между врачом и пациентом установился легко, доктор Даль помог Рахманинову преодолеть последствия тяжких душевных потрясений и обрести уверенность в дальнейших творческих свершениях.

Сочинение, над которым Сергей Васильевич работал, отразило эти коллизии, переход от тревог и терзаний к вдохновенному гимну, исполненному радости жизни.

Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве исключая подражателей и эпигонов. В современном музыковедении часто используется параллель с Л. Первый ранний период начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского Первый Концерт, ранние пьесы. Однако уже в Трио ре-минор 1893 , написанном в год смерти Чайковского и посвященном его памяти, Рахманинов дает пример смелого творческого синтеза традиций романтизма Чайковский , «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки.

Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистилистики - словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты еще более смело, что и послужило одной из причин ее провала на премьере. Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мертвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приемов.

Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта 1913. Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приемами, произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нем символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний зарубежный период творчества отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного соединения самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского знаменного распева, джаза, «ресторанной» эстрады 1930-х годов, виртуозного стиля XIX века и жесткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключен философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом. Последнее произведение Рахманинова - Симфонические танцы 1941 , ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М.

Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время. Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Он обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонациями древнерусского знаменного распева. Рахманинов наряду со Скрябиным и Метнером вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1 глубокая содержательность исполнения; 2 внимание к интонационному богатству музыки; 3 «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов. Смерть Сергея Рахманинова Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание меланома его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда Сергея Рахманинова, связывает с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своем заболевании.

Последний свой концерт Рахманинов дал всего за шесть недель до смерти. Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив трех дней до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико. Из воспоминаний его вдовы известно, что «гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было бы перевезти в Россию». В 1968 году создан музей, а с 1987 года - Музей-усадьба С.

Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области. С 1982 года в СССР, а затем в России действует Рахманиновское общество, благодаря усилиям которого в Москве установлен памятник Рахманинову на Страстном бульваре 1999 , памятники в Тамбове и Великом Новгороде, проводится Международный конкурс пианистов. В 1999 году на месте бывшей усадьбы Семеново 12 км южнее д. Пинаевы Горки, Залучское сельское поселение, Новгородская область установлен памятный знак о рождении здесь Рахманинова. Рукавишников, архитектор В.

В 2011 году в Казани по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского основан Международный музыкальный фестиваль им. Рахманинова «Белая сирень». Фестиваль проводится ежегодно в мае. Имя Рахманинова носит Ростовская государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, Калининградский областной музыкальный колледж, Кишиневский Русский музыкальный лицей бывшая Средняя специальная музыкальная школа имени Е. В 2013 году в Москве по инициативе русской пианистки, лауреата международных конкурсов, профессора академии APS Виолетты Егоровой учреждена Международная премия имени Сергея Рахманинова.

Официальная церемония вручения Премии проводится ежегодно в Московской Консерватории. После смерти в начале ноября 2012 года Александра Рахманинова 1933-2012 , внука и единственного наследника композитора, родственники планировали выставить имение «Сенар» в Швейцарии на аукцион с последующей распродажей по частям имущества и уникальных предметов культурного наследия Сергея Рахманинова. В этих обстоятельствах российский пианист Денис Мацуев поднял перед президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о выкупе имения в пользу России для устройства мемориала композитора, проведения там музыкальных мастер-классов, фестивалей и конкурсов. Президент Путин согласился предпринять усилия для реализации этой идеи. Рахманиновские общества: Российское Рахманиновское общество; Международное Рахманиновское общество в г.

Дармштадт, Германия; Лондонское международное Рахманиновское общество; Международное Рахманиновское общество г. Майами, Сан-Хосе. Рост Сергея Рахманинова: 198 сантиметров. Личная жизнь Сергея Рахманинова: Жена - Наталья Александровна Сатина 1877-1951 , из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул, его двоюродная сестра. В 1895 году окончила гимназию в Москве.

Пабста и В. Сдавала выпускные экзамены А. Сатина была прекрасной пианисткой, у нее был великолепный голос. Красоту и силу ее голоса отмечала А.

Сергей Рахманинов - биография, новости, личная жизнь

Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром. Концерт входил и входит в репертуар практически всех ведущих пианистов мира. Отгремел Второй фортепианный концерт, он был принят публикой «весьма благосклонно», и 28-летний Сергей Рахманинов снова поверил в свой композиторский талант. Какое место занимает Рахманинов в истории музыки? 2 Рахманинов в жизни. Второй концерт для фортепиано с оркестром (Piano Concerto No. 2 (c-moll), Op.

История создания 2-го концерта Рахманинова

его Второго концерта для фортепиано с оркестром. Сергей Рахманинов: Биография, факты из жизни, личная жизнь артиста. Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Концерт этот занял особое место в творчестве Рахманинова, став едва ли не самым популярным его сочинением не только. Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова по праву входит в мировую сокровищницу музыки как один из лучших русских концертов для фортепиано.

Сергей Рахманинов - биография, новости, личная жизнь

Еще будучи подростком, Рахманинов познакомился с Чайковским , который и помог юному дарованию добиться постановки оперы «Алеко» в Большом театре. За основу оперы Рахманинов взял произведения Александра Пушкина. Сергей Рахманинов в молодости Трудовая биография Сергея началась вскоре после выпуска из консерватории. Его взяли в женский институт, где молодой гений учил барышень музыке. Не отказывался Сергей и от частных уроков, хотя преподавание не считал своим коньком.

Спустя некоторое время его взяли дирижером в московский Большой театр, и в этом качестве он изучил весь русский репертуар этого очага культуры. Для озвучивания иностранных спектаклей в театр приняли еще одного дирижера — итальянца И. Эмиграция После событий октября 1917 года, Рахманинов принял решение уехать из России. Он не был приверженцем революции и новой власти, поэтому не захотел оставаться в бушующей революционными страстями стране и эмигрировал, как только смог.

В то время ему пришло приглашение выступить с концертом в Стокгольме, музыкант быстро им воспользовался, чтобы уже не вернуться. Сергей Рахманинов эмигрирует в США По приезде в Европу, Рахманинов оказался без средств к существованию, потому что при выезде ему не разрешили взять с собой хоть какое-нибудь имущество и деньги. Он принял решение зарабатывать в качестве пианиста. Рахманинов начал давать постоянные концерты, поэтому вскоре раздал все долги и заработал себе невероятную популярность.

В 1918 году Сергей садится на пароход, который доставил его в Нью-Йорк. Америка встретила его как настоящего героя и мировую звезду. В штатах Рахманинов снова гастролирует в качестве пианиста, иногда и дирижера. До последних дней он продолжал концертную деятельность.

Жители Америки готовы были сдувать с него пылинки, ему буквально не давали прохода толпы фотографов и журналистов. Зачастую Рахманинов хитрил, чтобы хоть ненадолго побыть в одиночестве, а не под неусыпным присмотром папарацци. Он арендовал номер в гостинице, а сам предпочитал ночевать в личном вагоне на железной дороге. Таким образом, удавалось хоть ненадолго уйти от назойливых репортеров.

Произведения Первая слава пришла к Рахманинову в студенческие годы. Когда он стал автором Первого фортепианного концерта, тогда о нем всерьез заговорили в Москве. После написания Прелюдии до-диез минор и множества романсов, его имя зазвучало еще громче. Сергею прочили большое будущее.

Однако вскоре удачный старт в карьере был нарушен провалом Первой симфонии. После того, как она прозвучала в концертном зале Санкт-Петербурга, композитора критиковали все, кто только мог.

Его вытащил известный психотерепевт-гипнотизер Даль имя не помню , которому Рахманинов и посвятил свой 2-й концерт.

На этом концерте присутствовал А. Войдя в артистическую, он подошел не к Шаляпину, а к этому молодому аккомпаниатору и сказал: «Я все время смотрел на Вас, молодой человек. У Вас замечательное лицо; Вы будите большим человеком". Этим молодым человеком был русский композитор С.

Слова Чехова сбылись. Рахманинов стал большим человеком, и, действительно, занял подобающее ему место в ряду замечательных композиторов, составляющих гордость русского искусства. Но путь к славе не был усыпан розами и об этом он рассказал в своей музыке, о которой сегодня мы и будем говорить. Послушайте, как бы звуковой эпиграф. Слушание Концерта I части с конца экспозиции фрагмент. Опера, балет, симфония? Где встречались? В жизни?

В литературе? В театре? Робкая душа, открытость миру. Мужание, обретение уверенности и силы характера Человекробкая душа. Слушание 1 части Концерта. Он мужает, его закаляет этот мир; человек находит себя в этой суровой жизни, свое предназначение — служение людям. Нет, через боль, страдания... А если в пластике рассмотреть эту музыку, как думаете, какое движение будет?

Нет, медленно раскрывая руки, как птица, стремящаяся к свободе, как дерево к солнцу, как человек, расправляющий плечи, способный вдохнуть полной грудью, ощущение безграничности, свобода... Великий русский художник Илья Ефимович Репин 1844 1930 сказал об этой музыке так: "Музыка Концерта — это озеро в весеннем разливе, русское половодье, но при этом воображение добавляло образ могучей, плавно и глубоко ритмично, медленно реющей над водной спокойной стихией властной птицы". А другой русский художник выразил это в своем полотне. Аркадий Александрович Рылов 1870 -1930 "В голубом просторе" Дети рассматривают картину.

Дирижировал симфонией Александр Глазунов.

Позже выяснилось, что во время исполнения он был пьян. Сокрушительный провал и жестокие разгромные статьи критиков настолько сильно задавили 20-летнего композитора, что он на целых три года ушел в тень и не написал ни ноты. Из воспоминаний Рахманинова известно, как в это время композитор практически не вставал с кровати, смотрел в потолок, погруженный в глубочайшую депрессию. Он был вынужден пройти психиатрическое лечение. И только после терапии опытного врача Николая Даля композитор смог встать на ноги и выйти из кризиса.

Партитуру Первой симфонии в точности сохранить не удалось, она была утеряна или уничтожена. Но позднее в архивах петербургской консерватории нашли фрагменты и части сочинения, из которых удалось собрать целое произведение. Это сочинение ознаменовало переход композитора в период его творческого расцвета. Стройность формы, лаконичность музыкального содержания и непревзойденный мелодический дар Рахманинова сошлись в безупречном сплаве партитуры второго концерта. Симфоническая лирическая поэма, по своим выразительным качествам не уступающая великим произведениям Чайковского и Бетховена.

После премьеры Рахманинов был приглашен на работу в Большой театр в качестве дирижера, где он руководил всем репертуаром русской музыки на протяжении двух сезонов. Карьера композитора достигла значительного успеха. Уже в это время он покорил Европу и Соединенные Штаты как первоклассный дирижер и пианист-виртуоз. В 1909 году композитор сочинил свой третий фортепианный концерт, который впоследствии вошел в репертуар самых влиятельных пианистов современности. Вплоть до революции 1917 года Рахманинов плодотворно работал в России.

Он занимал главенствующую должность в художественном совете Российского музыкального издательства. Когда начались волнения, связанные с приходом к власти большевиков, семье Рахманиновых было небезопасно находиться в России. Он происходил из знатного дворянского рода, а, как известно, людям с таким статусом в это время грозила ужасная участь. Композитору угрожали расправой и несколько раз запрещали выезд из страны. Однако по счастливой случайности Рахманинову предложили гастроли в Швеции, и ему удалось выехать за рубеж вместе с семьей, получив разрешение у государства.

Так композитор смог эмигрировать и спасти свою жизнь. К большому несчастью для Рахманинова, вернуться в свою любимую страну он больше не смог. Даже при Николае II я чувствовал себя свободнее, чем сейчас, когда слово «свобода» звучит как насмешка!

Тема № 3. Сергей Васильевич Рахманинов.

вступление в следующий, зрелый период творчества. О трех революциях в жизни Рахманинова. Второй концерт стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. Рахманинов стал большим человеком, и, действительно, занял подобающее ему место в ряду замечательных композиторов, составляющих гордость русского искусства. Сергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всем мiре. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве композитора.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий