Новости бурхан халдун

Затем джангарчи поедет в Монголию, планирует добраться до знаменитого Бурхан-халдун – древнего исторически значимого места, откуда в 9 веке пошли наши предки. Гора Богд-Хан-Уул, наряду с двумя другими священными горами — Бурхан-Халдун и Отгон-Тэнгэр — стала кандидатом в список всемирного наследия ЮНЕСКО 6 августа 1996 года по. Гора Бурхан-Халдун. Наибольших успехов добились французские исследователи во главе с археологом Пьером-Анри Жискаром, которые решили исследовать горный массив при помощи. Нравятся лекции Константина Куксина?1)Приходи в Музей кочевой культуры в Москве )Присоединяйся к онлайн лекциям в зуме через лекторий Корн.

300 тугриков за вход на гору Богд-Хан-Уул

Да уразумеют потомки потомков моих! В этой горе великий хан нашел и свое упокоение, хотя до сих пор места его погребения здесь так и не обнаружено. Не удивительно. Приближенные Чингисхана исполнили волю вождя, пожелавшего скрыть от грядущих поколений место своего захоронения. Поисками могилы Чингисхана безуспешно занимались в течение нескольких столетий грабители древних захоронений. Второй век ищут ее и археологи разных стран, хотя многие исторические источники «Сокровенное сказание монголов», «Тайная история монголов», «Книга» Марко Поло, «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина и др. Дело обстояло так.

В 1226 г. Чингисхан вторгся в пределы царства тангутов и осадил их столицу город Чжунсин. На следующий год, в результате скоротечной болезни ранения или падения с лошади великий хан скончался. По дороге они убивали всё живое, что им попадалось, пока не доставили [гроб] в орды… В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек… Чингиз-хан [сам] выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения… будет здесь! Говорят, [что] в том же самом году, в котором его там похоронили, в той степи выросло бесчисленное количество деревьев и травы.

Ныне же лес так густ, что невозможно пробраться через него, а этого первого дерева и места его [Чингиз-хана] погребения [совершенно] не опознают.

Место их погребения, называемое еке хориг «великий заповедник» , охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат урянхайцы. Эти воины, возглавлявшиеся тысячником Удачи и его потомками, не отправлялись в военные походы, неотлучно охраняя «великий заповедник».

Сообщается, что после погребения Чингис-хана его место поросло множеством деревьев и травы, и позже сами охранники не могли найти захоронение.

И самое главное — ты должен быть для этого народа как мать родная, беспокоиться, каждый день, засыпая, думать, не плачет ли где-нибудь ребенок от голода». Мы, калмыки, в России имеем исторически важное значение. Это в прошлом Золотая Орда, потом приход калмыков в разгар Смутного времени в 17 веке, когда мы освободили Москву от крымской дани. Мы не должны умалять своего значения в судьбе, истории России, мы должны с достоинством жить и с уважением, любовью относиться к окружающим. Чингисхан как-то сказал: «Несмотря на великие достижения человека, если у него нет чувства сострадания, его нельзя ставить командиром даже над десятью воинами». Поэтому я пожелал Бату постараться вести себя так же, как на ринге — показать характер, проявить политическую волю и талант. Он ответил, что настроен на работу главой республики решительно, только для этого и пришел сюда».

При неровном почерке а мы помним, что все книги тогда писались от руки эта разница может быть совершенно не заметна. И если в обычных, широко-употребительных словах, потеря или изменение одной буквы не критична, так как это легко можно проверить по словарю. То в словах, которые переводчик переводит как имена собственные, то есть он переводит звучание слова, а не смысл — такие ошибки возможны и вполне допустимы. Об этом неоднократно указывал в своих работах Б. Панкратов и Доржи Банзаров. Зная, что такие ошибки возможны, мы легко можем восстановить исходное, правильное звучание этого слова. Оказывается ошибка всего в одной букве — была «i», а стала — «d». Первоначально это слово звучало не «Халдун», а «Халиун», что и показано на рисунке. А вот «халиун» это очень древнее и неизменяемое могольское понятие, описательное и картинное, обозначающее масть коня — «буланый». А вот и гора Халиун. И как мы видим это самый что ни на есть Бурхан, т. Как говорится: «Совпадение? Не думаю! Расположение горы — 25 км на юго-восток от п. Мангут, в приграничной полосе между Россией и Монголией на стороне Монголии. На всех географических картах гора обозначена как г. Халиун — довольно не типичное название для этой местности, изобилующей горами с приставками в названиях -ундер, -ула, -толгой. Но это как раз еще более подтверждает версию о правильном местоположении горы Бурхан-Халдун. По ходу рассуждения был упущен момент с названием реки Тунгелик, которую видно с горы Бурхан-Халдун.

Чингисхан. Рожденные побеждать

Бацайхан утверждает, что Лин дважды поднимался на гору Бурхан-Халдун без официального разрешения. Подобно рекам Онон и Херлен, Туул берет начало в Хэнтэйских горах недалеко от священной вершины Бурхан-Халдун, «горы Бога». В районе Бурхан-Халдуна, на прежней своей родовой земле, очевидно, до сих пор проживал род Чингисхана или потомки этого рода. Священная гора Бурхан-Халдун и предположительное место погребения Чингисхана и его потомков. Download Бурхан Халдун and enjoy it on your iPhone, iPad and iPod touch. Существует также легенда, по которой Чингисхан был похоронен по своему собственному наказу у горы Бурхан-Халдун.

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

Наиболее правильно была выстроена политика в Золотой орде, где кочевники жили рядом с подчинёнными земледельческими государствами, такими как Русь, Хорезм и другие. Именно поэтому Орда просуществовала дольше. А например, в Китае кочевники были вынуждены переселиться непосредственно на захваченную территорию, где растворились в местном населении. То же самое произошло и с маньчжурами. Есть расхожая легенда, которая восходит к классическим текстам. Что нужно делать китайцу, когда придет монгол? Встать на колени, чтобы монгол наступил тебе на спину и залез на лошадь. Но пройдет сто лет, и они уже не смогут залезать на лошадь без китайской помощи. Теряя пассионарный заряд, они теряют воинственность и растворяются среди земледельческого населения. А что касается политической культуры монголов, то придуманная сказка под названием «Игры престолов» просто отдыхает. Жаль, не нашелся пока человек, который воплотил бы все это на бумаге или в кинематографе.

Многие спорят, кем он был — монголом, китайцем или вообще среднеазиатом, где его до сих пор почитают. Он умер в 1227 году и будто бы оставил после себя завещание — похоронить его так, чтобы никто не нашел это место. А если кто найдет, на того падет проклятие. Это легенда?.. Информация о таком завещании и проклятии поступала и от европейских путешественников, встречается она и в других источниках. Говорят, что он был погребён втайне, а все рабы, участвовавшие в сооружении погребальных конструкций, были убиты. После чего по этому месту несколько раз прогнали табун лошадей, чтобы скрыть все следы. На прародине Чингисхана, в районе горы Бурхан-Халдун, где, считается, его похоронили, действительно существовали запретные территории, куда нельзя было заходить простым смертным. Поиски этой могилы интересны археологам. А вот для самих монголов это совершенно неприемлемо.

Поэтому поискам там всячески препятствуют. Наверное, любому народу было бы неприятно, если бы человека, который является национальной легендой, какие-то исследователи выкопали из земли и изучали под микроскопом его череп... Другое дело, что не только самого Чингисхана, но и его сыновей и внуков очень хорошо спрятали. До сих пор не найдены могилы ни Угедэя, ни Джучи, ни всех последующих ханов. Кстати, похожие истории и с предводителями других империй. Нет могил тюркских каганов, хуннских правителей времен расцвета империи.

Выглядит логичным и предположение, что могила великого хана может быть в районе Каракорума - столицы империи - или в излучине среднего течения реки Керулен, где его провозгласили правителем. По бурятской легенде, на склоне лет Чингисхан возил с собой гроб из цельного дубового кряжа, выложенный внутри золотом. Когда он умер, сыновья уложили его в гроб с рукой, сжимающей рукоять меча, а по бокам - лук со стрелами, нож, огниво и золотую чашу для питья. Завернув гроб в войлок, монголы отправились в Орду, убивая по дороге все живое. В бескрайней степи в вырытую могилу опустили его останки, много ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших работы. По обычаю, через год требовалось справить поминки. Чтобы найти могилу, во время захоронения принесли в жертву маленького верблюжонка. Через год верблюдица привела их на это место. Заколов ее и совершив положенный обряд, потомки навсегда покинули могилу. С тех пор никому неизвестно, где захоронен Чингисхан. По другой легенде, в степи, в глубокой гробнице великий хан сидит на золотом троне. Через место погребения прогнали табуны лошадей, уничтоживших все следы могилы. Французы искали могилу на монголо-бурятской границе. Одну из недавних экспедиций в местечко Биндер, в 400 километрах от Улан-Батора, где какое-то захоронение защищает огромная каменная стена в несколько метров высотой и длиной 4 километра, финансировал чикагский миллионер Мори Кравиц. Японцы искали могилу в степях Монголии с помощью лазера, установленного на самолете. Работавшая на горе Бурхан-Халдун международная экспедиция якобы нашла вход в гробницу, но монгольские власти запретили дальнейшие раскопки и даже не разрешили писать об этом. Древняя мудрость гласит: «Не тревожьте покой мертвых, они мстят живым». Особенно опасно нарушать покой великих воинов. По странному совпадению, после раскопок археологом Л. Були захоронений воинственных царей древнего города Ура в Месопотамии началась Первая мировая война, а после вскрытия советскими учеными гробницы Железного хромца Тимура в Самарканде на рассвете 22 июня 1941 года - Вторая мировая. По легенде, если потревожат могилу «потрясателя Вселенной», начнется третья мировая война. Страшнейшее в мире тысячелетнее проклятие охраняет его могилу.

Место их погребения, называемое их хориг «великий заповедник» , охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат урянхайцы. Эти воины, возглавлявшиеся тысячником Удачи и его потомками, не отправлялись в военные походы, неотлучно охраняя «великий заповедник». Сообщается, что после погребения Чингисхана его место поросло множеством деревьев и травы, и позже сами охранники не могли найти захоронение.

Знать свою родословную считалось очень важным делом, бережно фиксировали, записывали своих предков по отцовской линии. Прославленные, именитые люди родов пользовались особым почётом и уважением. Когда рождался мальчик, родители ходили к улусному писарю родословия с хадаком и подарком и обращались с просьбой записать новорожденного к ветви его родословной. Каждый наизусть знал своих предков до пятого колена, иные до седьмого-восьмого, а некоторые даже до десятого колена. Чтобы род не прервался Человек, исследовавший свою родословную, изучивший исторические записи, семейное древо, ознакомившийся с происхождением своих предков, нашедший интересных родственников, сам является интересной личностью и прекрасным рассказчиком. Люди, встречаясь на праздниках, на свадьбах, здороваясь, в первую очередь интересовались друг у друга его родовым происхождением и тем, к какому колену своей родословной тот относится. И завязывалась интересная беседа. Если человек не знает свою родословную, забыл или не интересуется ею, то род его приходит к концу, и он становится человеком из ниоткуда, человеком без роду и племени. Таким образом, у генеалогического древа жухнет листва, засыхают ветви, оно умирает и падает. Так теряется духовная связь с предками. По старинному обычаю такое также происходит, если в семье не родится мальчик, а будут все девочки. В этом случае развитие родословной как бы прекращается. Но современные учёные считают, что надо фиксировать и женскую ветвь. Поэтому семьи стали учитывать в продолжении рода наряду с мужской отцовской и материнскую линию. Но времена меняются, и сегодня всё зависит от сознания и желания самого человека. Знание и почитание своих предков никому не вредит, а, наоборот, обогащает, возвышает личность, делает её интеллектуально богатым. Человек продолжает жизнь своих предков, и всё, что в нём есть, заложено его изначальным родом, а он сам - составная часть своей родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее. Предки покровительствуют потомкам своих родов, оберегают их от несчастий, поэтому установление духовной связи с ними помогает и в материальной жизни. Откуда мы? Возникла необходимость узнать свою родословную для передачи потомкам. Дело в том, что мои дети выросли, не зная родного языка, значит, и своей родословной, поскольку я постоянно жил и работал в русскоязычной среде. По специальности я инженер-металлург цветных металлов, работал на горно-металлургических комбинатах и заводах на инженерных должностях, а затем был призван на службу. В Улан-Удэ приехал после выхода на военную пенсию. В данной статье не стану придерживаться структуры научных исследований, а буду освещать вопросы, так сказать, пунктирно. Говоря иначе - это начало начал, и интересующиеся люди могут в дальнейшем сами продолжить исследование, внести дополнения и уточнения. Для того, чтобы ответить на вопрос откуда, от кого идёт наш род, надо заглянуть в историю. В этом буду пользоваться в основном трудами доктора исторических наук, профессора Ширапа Бодиевича Чимитдоржиева.

300 тугриков за вход на гору Богд-Хан-Уул

В настоящее время большинство исследователей идентифицируют Бурхан-Халдун с находящимся в аймаке Хэнтий Монголии горным хребтом Хэнтэй с центральной вершиной. Кстати, о названии Бурхан-Халдун: в монгольском языке слово Бурхан есть, а Халдун — нет, но есть и даже распространено слово Халиун. Из средневековых источников нам известно, что Чингисхана похоронили на некой горе Бурхан-Халдун.

300 тугриков за вход на гору Богд-Хан-Уул

Используя опыт документалиста Дзиги Вертова, были оперативно сформированы несколько съемочных групп на местах в Монголии, Европе и США, благодаря чему дистанционно был отснят уникальный материал без каких-либо потерь для качества и содержания фильма. Фильм не потеряет своей актуальности и ценности со временем», — подчеркнула продюсер фильма Анна Чакиртова. У создателей картины большие планы на дистрибуцию. Они уверены, что фильм будет интересен зрителям по всему миру. Сложись история иначе, все было бы по-другому. Вместо нас сейчас жили бы другие люди», — сказал режиссер.

В феврале 2022 года команда проекта планирует организовать премьерные показы документального фильма в Нур-Султане, Алматы и Жезказгане, а также в Украине, Монголии, в городах России и европейских стран. Мы надеемся, что наш фильм обогатит внутренний мир зрителей, потому что все участники с большой любовью относятся к своей работе и к теме проекта. Наша задача — заинтересовать зрителя в изучении истории, разжечь его воображение и разбудить его разум», — заключил Рашид Нугманов. Строительство музея имени Чингисхана в Монголии завершено, заявил руководитель отдела культурного наследия Министерства культуры Б. Даваацерен, 4 декабря сообщает журнал News.

Сейчас строительство музея завершено, осталось только открыть экспонаты и выставить их. Официальные лица отмечают, что музей является крупнейшим объектом такого рода, построенным в Монголии за последние 50 лет. Что касается музейного пространства, он занимает пятое место в Азии. В нем установлена новейшая система безопасности. Всего в музее находится 15 залов.

Сейчас ведутся работы над внутренним оформлением холлов. Объект будет оснащен современными виртуальными и цифровыми техническими средствами. Согласно плану экспозиции музея, всего в 15 залах планируется разместить 6033 экспоната и артефакта. По оценкам, 5 927 или 98,2 процента от общего числа экспонатов будут получены из внутренних источников, а 106 или 1,8 процента — из зарубежных музеев, библиотек и архивов. Более 80 процентов из них будут оригиналами, а остальные 20 процентов — копиями зарубежных памятников.

В музее также разместится Международный институт изучения Чингисхана. Диссертация новосибирского историка Сергея Чернышова посвящена теме присоединения Сибири. В день Сибири «Глагол» публикует отрывок из интервью, где он рассказывает о колонизации края да откуда идут мифы о мирном присоединении Сибири. Были банкеты, речи, публикации в прессе. Как появился День Сибири?

Кто был инициатором этого юбилея? Мы точно не знаем дату начала похода Ермака, 1581 или 1582 год. Поэтому дата 300-летия была выбрана достаточно произвольно. Существует и совсем другая точка зрения на дату, с которой Сибирь стала российской, и она закреплена на памятнике Тысячелетие России в Новгороде в 1862 году. Там «человек-сибиряк», символизирующий начало присоединения Сибири к Русскому государству, располагается за Иваном Третьим.

Это отсылает нас с 1499 году, когда московское войско ходило на Югру и югорцы символически стали данниками Москвы. Тогда же в титулатуру московского правителя было включено «князь Югорский». Это произошло за 180 лет до похода Ермака. Статус присоединения Сибири в российской истории получил в 1839 году. После Отечественной войны 1812 года возникла идея создания системы памятников.

Один был установлен на месте Бородинского сражения, другой на Куликовом поле, еще один в Коломне, откуда призвали Михаила Романова на царство. А в Тобольске стелу поставили в честь похода Ермака. Сначала материалы готовили историографы Императорской академии наук. Ученые еще во времена Ломоносова обсуждали: как интерпретировать вхождение Сибири в состав России. Я читал протоколы заседаний Императорского исторического общества 1740-х годов, где они обсуждали присоединение Сибири как государственное деяние.

Позже это вошло в государственный пантеон праздников. Потом Ключевский, Карамзин написали, что это расширение государства, «Россия шагнула за Урал». И еще важная веха в определении процесса —деятельность областников Николая Ядринцева, Григория Потанина, Серафима Шишкова и других. Ядринцев написал знаменитую книгу «Сибирь как колония», причем в слове «колония» не было негативной коннотации. Там в частности говорилось, что у Сибири, как окраины страны, есть большие проблемы.

Областники ратовали за автономию Сибири, и с тех пор этот праздник стал приобретать негативный подтекст — подтекст сепаратизма: «Если вы праздник День Сибири отмечаете — то вы за отделение ее от России? Тогда три четверти мира были колониями. В 1839-м праздник отметили. В 1881-м, как я уже говорил, 300-летие, условная цифра. Мы точно знаем, что в 1581 году для человека конца 16-го века ничего не произошло.

А также в 1582 и 1585 годах. Произошло в 1598-м, когда царь включил в свою титулатуру приставку «царь Сибирский». Это произошло после того как Кучум, с которым Ермак воевал 18 лет, погиб. И в это время с точки зрения царя Сибирь вошла в состав Российского государства. Не помню, успел ли этот титул поносить сын Грозного Федор, но сменивший его на троне Борис Годунов уже точно был «царь Сибирский».

Ее организаторы приурочили провозглашение независимости к этому Дню Сибири. И с тех пор праздник и флаг стали ассоциироваться с сепаратизмом. Ведь русские первопроходцы, как испанские конкистадоры, были очень немногочисленны, однако занимали огромные территории. На старинном портрете Ермака он даже своим одеянием напоминает конкистадора. Коренные жители Америки для европейцев были чужими с непонятной культурой, которая развивалась «перпендикулярно».

А для жителей Московского царства сибиряки были своими, понятными абсолютно. До Ермака существовали контакты — торговые, политические. Есть и другие факты, говорящие о самых разных контактах. Например, когда русские вышли к Охотскому морю, они нашли там развалины русских деревень. Очевидно, что до похода Ермака русские общались с населением западной и северной Сибири, для них это были совершенно понятные люди, с понятной государственной системой.

Ведь Сибирское ханство и Московское царство — это осколки Золотой Орды. Это очень важно. Кучум — Чингизид, Иван Грозный смотрел на себя, как на продолжателя дела Чингисхана. Думаю, для Грозного завоевание Сибири если и имело значение, то как восстановление территориальной целостности некогда единого государства. Но при этом русские власти в своих коммуникациях с европейскими правителями постоянно подчеркивали, что это то же самое, что колонизация Америки.

То есть они хотели, чтобы для внешнего взгляда это было похоже на завоевание Америки. Но по факту такого не было. Они хотели легитимизировать свое право в их глазах. Сибирское ханство и Московское царство строились на одинаковых основаниях. И для сибиряков по сути ничего не изменилось со сменой власти.

И на основании этого советская историография говорила, что американская колонизация — это срезание скальпов, жестокость, а вот сибирская колонизация — она мирная. Во всяком случае, она действительно была не такая кровавая. Поскольку для русских сибиряки — это соседи, а с соседей не принято сдирать скальпы. Если читать новгородскую летопись с 11-го века, то они пишут: вот сибиряки пришли, нас завоевали, мы им дань заплатили. Через семь лет мы на них пошли — их завоевали.

То есть это череда бесконечных конфликтов, войн, дружбы, торговли. Ермак в этом смысле не был каким-то водоразделом — легенду из него сделали гораздо позже. Насколько это соответствует историческим фактам? С какой стороны смотреть. Если вы хан Кучум, то для вас это в любом случае акт агрессии.

Если вы принадлежите к местным элитам — тоже агрессия. Если вы крестьяне новгородские, которые после этого пришли Сибирь осваивать, — для вас это мирный акт — вы ни с кем не воевали. Очевидно, что Ермак внес смуту в местные элиты. Кто-то на его сторону перешел, кто-то остался верен Кучуму. Фактически в результате похода Ермака ханство сохранилось, но там началось то, что сейчас назвали бы гражданской войной — война всех против всех.

Результатом этого было появление современных сибирских городов. Часть местной элиты обратилась к Борису Годунову: надо основать острог против соседнего племени. И они основывают Томск на берегу Томи. Все со всеми воюют. Потом на эту территорию заходят уже регулярные русские войска и основывают Тюмень, Тобольск, Красноярск, Иркутск и так далее.

Следующие 50 лет до середины 18-го века русские выкачивают оттуда ресурсы, а большая часть населения мигрирует на восток — эти волости пустеют. Это зафиксировано. В селениях остается по двадцать человек, а где-то всего два. Жители мигрирует на восток, на Енисей и дальше. И спустя 70 лет после похода Ермака в Сибири еще вспыхивают бунты и восстания против русских завоевателей.

Русско-чукотские войны происходили еще при Екатерине Второй, и, кстати, чукчи их выиграли. Это 200 лет с похода Ермака. Кто на самом деле завоевал Сибирь? И желание владеть этим ресурсом было настолько сильное, что вот был на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа заполярный порт Мангазея. Государство просто не могло его проконтролировать и решило в 1620-е годы его закрыть.

Вывоз ресурсов был настолько неконтролируемым, что государство просто расписалось в своей беспомощности, все запрещая. Если говорить о мифах, то это миф, который в учебниках фигурирует: «представляете себе, русские казаки начали с конца 16-го века присоединение Сибири, а в 1630-е годы уже к Тихому океану вышли — проделали за 50 лет такой огромный путь». На самом деле еще 150 лет пытались что-то с этой территорией делать. Это объективно. Сохранились записи очевидцев, как на Дальнем Востоке присоединялись территории.

Офицер и исследователь Геннадий Невельской, в частности, оставил дневники. Это конец 19-го века. Колонизируют Сахалин. Он пишет, как происходит принятие присяги русскому царю. Поставили караул.

Я зачитал присягу, подняли флаг. Местному вождю что-то перевели, он кивнул. Никто, очевидно, ничего не понял, — пишет Невельской, — но мы в отчетах написали, что это селение теперь под властью русского императора». Примерно так было и в 16-17 веках. Но можно ли назвать его освободителем сибирских народов от хана Кучума, который был пришлым в Сибири, поскольку он из рода Чингизидов?

Он пришел из Средней Азии. Идея, что он чужой для Сибири, а мы ее освободили, впервые появляется в наказах царским послам в Швецию, Англию еще в 1585 году. Это простая идея, с помощью которой можно объяснить легитимность этой войны. Почему решили с ним воевать? Потому что он узурпатор.

А мы просто восстанавливаем законную власть, тем более что нас об этом попросили. В 1555 году в Москву прибыло посольство князя Едгера, который просит Ивана Грозного взять Сибирь «под свою руку». Очень хороший повод. Принято считать, что была местная династия Тайбугидов, которая была при хане, и к ней относился Едгер. Но в логике 16-го века правителем такого государства, как Сибирское ханство, может быть только Чингизид.

Но это все неточно, есть версия, что Тайбугид — это такой титул, как великий раджа в Индии. В любом случае в понятиях 16-го века Тайбугиды не могли вести международные дела. А они в обход хана попросили помощи русского царя. Эта идея, что Ермак освободил местные народы, появилась почти сразу. Но в головы местных жителей мы заглянуть не можем.

Страдали они или нет под Кучумом? Но мы точно знаем, что экономически для местного населения с приходом русских ничего не изменилось. Местные воеводы получали от царя наказ: когда будете устанавливать местные налоги, не делайте их больше, чем при Кучуме. Поэтому можно сделать вывод, что для жителей ничего не изменилось. Вряд ли сибирские народы чувствовали, что их кто-то освободил.

Концепция краеведческого музея что в большом, что в маленьком сибирском городе такая — Сибирь была дикая, запущенная, тут были шаманы: «Живем в лесу, молимся колесу». И тут приходят русские колонизаторы, несут свет знаний, строят города, вспахивают пашни и играют яркую цивилизаторскую роль. Потом приходит советская власть, индустриализация, электрификация и так далее. Там показывается очевидная цивилизаторская роль русских. А раз так, то цивилизаторы должны быть мирными.

При этом на академическую среду это слабо влияет. Понятно, что есть такие, кто для галочки статьи пишет, но нормальные ученые стараются не рассуждать в терминах «завоевание» и «мирная колонизация», то и другое — это идеологические штампы. Поэтому используют более нейтральные слова — присоединение, освоение. Это праздник взаимопонимания и дружбы всех народов и национальностей, живущих на огромной территории от Урала до Дальнего Востока. Культовый режиссер Рашид Нугманов готовится представить зрителям свой новый проект под названием «Бату.

Исторический детектив». Документальная картина снята по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан при поддержке НАО «Государственный центр поддержки национального кино». Съемки фильма стартовали в августе этого года. Производством картины занимается ТОО «Cinegram». Автор сценария, режиссер и продюсер проекта — Рашид Нугманов.

Оператор-постановщик — Никита Мельниченко. По словам режиссера, идея проекта появилась еще в 2014 году. В создании фильма кроме съемочной группы участвовали еще и 25 спикеров из разных стран мира, которые исследовали жизнь и деяния Бату, великого политического деятеля 13 века, внука Чингисхана и основателя Золотой Орды. Его великой целью было создание большого государства, где не было бы войн», — отмечает Нугманов. Сюжет документального фильма построен вокруг расследования тайны гибели его отца Джучи, на фоне которого происходят глубочайшие геополитические потрясения на всем евразийском континенте: от Монголии и Китая до Великой Степи, Древней Руси и Священной Римской Империи.

Несчастный случай на охоте? Заказное убийство? Была ли размолвка старшего сына с отцом? Действительно ли он законнорожденный сын Чингисхана? Принимал ли Джучи участие в битве на Калке и почему он не подошел к Киеву?

Какую миссию пришлось завершать за него Бату? Казнь 77 чингизидов — месть или правосудие?.. Монголы умели хранить свои тайны. За прошедшие столетия они обросли множеством домыслов, слухов, легенд и небылиц. Сумеем ли мы докопаться до истины?

На время этого путешествия зрители станут детективами, которым предстоит приоткрыть страницы нашей общей истории, интерпретированные в разных источниках по-разному. Фильм детально проанализирует историю в интервью с выдающимися казахстанскими, российскими, украинскими, французскими, монгольскими, европейскими и американскими исследователями эпохи. Дискуссию дополнят исторические документы, а также графическая реконструкция событий. Невозможно понимать и оценивать настоящее, не зная и не оценивая прошлого», — подчеркнул режиссер. Генеральным продюсером проекта выступает Асет Исекешев.

Продюсер — Анна Чакиртова. На данный момент съемки фильма завершаются. Картина находится на стадии пост-продакшна. Ризал Паджонга Индонезия заключили договор о взаимном признании и установлении союзнических отношений. Имя великого завоевателя Чингисхана прочно ассоциируется, прежде всего, с Монголией, где его почитают как отца нации, объединившего разрозненные монгольские племена.

Однако многие ученые утверждают — великий Тэмуджин родился на территории России. Место рождения Чингисхана В «Сокровенном сказании монголов» и других средневековых источниках утверждается, что Темучин Тэмуджин родился от Есугей-багатура и его супруги Оулэн-чжин в местности Делюн-Болдок Делиун-Болдах — что в вольном переводе значит «холм, похожий на селезёнку». Здесь находились родовые угодья древнего рода Борджигин «сероглазых». Топоним Делюн-Болдок встречается в среднем течении реки Онон. Исток Онона сейчас находится в Монголии, а основная часть русла, вплоть до впадения в Шипку — на территории Восточной Сибири.

Места эти не только степные, но и лесистые, здесь добывали пушного зверя. Не случайно один из местных жителей по случаю рождения младенца Темучина подарил его родителям собольи пелёнки. Сам Темучин, которого чаще всего представляют как «степняка», в молодости прятался от врагов в тайге. Рашид ад-Дин передавал следующее высказывание Чингисхана: «Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-Токум, на Ононе и Кэлурэне, будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым от природы, без наставлений и выучки». Локализация в России Российские исследователи считают, что место рождения Чингисхана находится в границах Забайкальского края в настоящее время входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Более точно родина великого завоевателя локализуется, по разным данным, в 8 или 35 километрах к северу от нынешней российско-монгольской границы. Ближе всего это место находится от населённых пунктов Верхний и Нижний Цасучей в Ононском районе. Здесь, между двух рукавов Онона, находится остров Икарал «Мать-остров» , упоминающийся в «Сокровенном сказании», а на нём есть урочище Делюн-Болдок. Сейчас неподалёку от села Цасучей также можно найти стоящий посреди степи огромный кусок гранита характерной формы, который называют «Котлом Чингисхана». По легенде, вода, скопившаяся в камне, исцелила Чингисхана после ранения ядовитой стрелой.

Другого мнения придерживается исследователь Игорь Толмачёв. Исходя из того, что «Делюн-Болдок» с маньчжурского языка переводится как «конская грива с залысиной», он помещает родину «Океан-хана» в окрестности села Чирон в Шипкинском районе Забайкалья. Добавим, что на Ононе же может находиться могила монгольского полководца, которого после смерти доставили в родные места на лодке. Точное ее местонахождение неизвестно. В 2012 году буряты Забайкалья выступили с предложением установить на берегу Онона памятник Чингисхану.

Но эта идея не была реализована. Возможно из-за того, что России сложно признать завоевателя «своим» — слишком много места в традиционной русской историографии занимает память о монголо-татарском иге. Альтернативные точки зрения Монгольские учёные, проведя собственные изыскания, объявили родиной Чингисхана сомон Дадал на территории аймака Хэнтий, примыкающего к российской границе. Речь идет о местности с тремя небольшими озёрами в верховьях Онона. Сейчас здесь сосредоточена туристическая инфраструктура, связанная с именем полководца, проводятся культурные мероприятия.

Монголы имеют право на подобную точку зрения, поскольку наименование Делюн-Болдок распространяется не только на конкретное урочище, но и на целую долину, территория которой поделена между Монголией и Россией. Наконец, третий, хотя и несколько курьёзный, участник спора о родине Чингисхана — Китай. Китайские историографы вообще опровергают свидетельства «Сокровенного сказания», утверждая, что Чингисхан — это бывший китайский чиновник, и родился он на территории Китая, а к северным кочевникам сбежал после того, как совершил должностной проступок. Очень часто можно слышать, что никакого Чингисхана не было. Потому что сами монголы отродясь о нем и знать не знали, но впервые услышали о нем только от русских, причем только после обретения Монголией государственного суверенитета в XX веке.

Почитать, так вообще, Чингисхана придумали русские, дабы повысить у монгольских кочевников-скотоводов национальное самосознание для совершения революции. Так, якобы, в начале XX веке было написано «Сокровенное сказание» хотя первый русский перевод «Сокровенного сказания» вышел в 1866 году. Причем «Сокровенное сказание» было написано русскими, но почему-то на китайском. Однако и помимо «Сокровенного сказания» существует огромная масса других письменных источников, где фигурируют не только монголы, но и сам Чингисхан. Из китайских источников назову «Сведениях о черных татарах» Хэй-да ши-люэ, 1237 и «Полное описание татар» Мэн-да бэй-лу, 1221.

Из европейских очевидцев событий это Марко Поло «Книга о разнообразии мира», 1291 , Джованни дель Плано Карпини «История монгалов, именуемых нами Татарами», 1247 , Гильом де Рубрук «Путешествие в восточные страны», 1293. А еще в Амстердаме в 1705 году вышел «Исторический Атлас или новое введение в историю, хронологию и географию, древнюю и современную» Анри Абрама Шатлана. В книге, помимо прочего, приведено генеалогическое древо императоров Тартарии, родоначальником которой указан не кто иной, а Чингисхан. А почему нет никаких летописей, написанных по-монгольски? Почему же нет?

А это значит, что уже, самое позднее, в 1620 году, когда «Алтан Тобчи» была переписана ордосским ламой Лубсан Данзаном, в Монголии прекрасно знали, кто такой Чингисхан. Однако многие просто отмахиваются от этих источников. Раз нет никаких древних копий, а есть только поздние списки, то веры этим источникам нет никакой. Некоторые доходят даже до того, что заявляют: раз документ обнаружен только в XX веке, нет никаких оснований считать его более древним. Например, про «Алтан Тобчи» говорят, что она написана по мотивам китайских источников, того же «Мэн-да бэй-лу».

Вот что тут сказать? Вот не могу удержаться, чтобы не ткнуть носом в двойные стандарты. Во время Гражданской войны в каком-то разграбленном имении Юрием Миролюбовым была обнаружена «Велесова книга» — деревянные дощечки с нанесенными на них предположительно древнеславянскими письменами. Сами дощечки не сохранились.

Монгольскому завоевателю были предложены дары, но попытка умилостивить хана оказалась провальной и царство было захвачено. Хан умер вскоре после этого события. Чингисхан умер после встречи с тангутами Как и говорилось в начале статьи, Чингисхан мог умереть после падения с лошади или кастрации. А в 2021 году на страницах International Journal of Infectious Diseases была предложена версия о том, что монгольский правитель заразился бубонной чумой. На это как минимум намекают упоминания того, что у хана поднялась температура тела и смерть наступила за восемь дней.

Можно было подумать, что он умер из-за брюшного тифа, но упоминания характерных для этого заболевания боли в животе и рвоты нигде найти не удалось. Читайте также: Где может быть спрятана библиотека Ивана Грозного — может, ее не существует? Как был похоронен Чингисхан Считается, что после смерти тело Чингисхана было возвращено в Монголию. С самого начала никто не хотел, чтобы чужаки знали о местонахождении могилы правителя. Во время похорон была задействована рабская сила — чтобы они не раскрыли тайну, их убили.

Нижний из них связан со временем последних лет жизни великого хана - началом XIII века. В это время была сооружена квадратная платформа со сторонами 17. Археологи предполагают, что на ней стояла юрта Чингиза.

К следующему горизонту относятся остатки дворца великого хана, который был восстановлен после его смерти сыном Угэдэем в 1229 г. К более позднему горизонту относятся следы сооружения, в котором, возможно, хранился алтарь духа Отца монгольского народа. Самым поздним сооружением, воздвигнутым на платформе конец XIII века взамен разрушенного храма, было святилище, посвящённое памяти каанов великих ханов. Для мавзолея было сделано основание из каменной кладки размерами 11 х 11 м. Вокруг платформы были найдены 4 ямы, каждая имеет диаметр 1. Исторические записи сообщают, что после смерти Темуджина в течение 3 лет каждый день проводился ритуал сожжения в ямах конского молока, овец и лошадей, алкоголя, тканного шёлка. Согласно данным радиолокационного сканирования на участке может быть более сотни аналогичных ям. Кроме ям на платформе, найдены отверстия для установки столбов и краеугольные камни.

По мнению археологов в ямы были установлены колонны из дерева, к ним привязывалась храмовая палатка квадратной формы. Кроме того, уже внутри храма находился очаг, окружённый каменной стеной, имевшей высоту 40 см. В очаге найдены следы пепла. Всё найденное свидетельствует о том, что в давние времена здесь выполнялись жертвенные ритуалы. Археологи считают, что это были описанные в исторических текстах поминальные службы по умершему Чингисхану. В пользу этой версии свидетельства материальные - китайские курильницы с символом великого Воина - изображением дракона. По предположению археологов могилы Темуджина, а также его самых близких родственников могут находиться в радиусе до 12 км от этого места. Будучи научены печальным завершением предыдущих экспедиций, японско-монгольские археологи весьма дипломатично отвечают на вопросы прессы о том, будут ли вестись разкопки, если обнаружится могила хана.

По их словам, решение будет принимать монгольская сторона. В июле 2020 г. Самое последнее сообщение об этом объекте было от австралийских археологов в журнале Archaeological Research in Asia , которые подтверждают, что Аврага является местом разположения зимнего базового зимнего лагеря - Орду Чингисхана, или зимнего базового лагеря. Они провели радиоуглеродный и многоэлементный стабильный изотопный анализ костей и зубов скота из Авраги, чтобы оценить его хронологическую связь с Чингисханом и изследовать животноводство и изотопную изменчивость. Результаты радиоуглеродного анализа свидетельствуют о том, что Аврага в основном была заселена при жизни Чингисхана, а возможно, и сразу после него, и что позднее площадь большой платформы имела ритуальную функцию, связанную с Чингисханом. Анализ стабильных изотопов углерода, азота, кислорода и стронция в костях и зубах овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей дает представление об управлении скотом во времена Империи. О результатах изследования можно прочитать также здесь и здесь на русском Следом за японо-монгольской экспедицией стартовал проект Альберта Ю-Мин-Линя "Долина ханов". Альберт возглавляет проект "Долина ханов" - поиски утраченной могилы Чингисхана.

Но Альберт - это не обычный Индиана Джонс.

Коновалов в своей статье откровенно посетовал на недостаток материалов о средневековых погребениях кочевников в научных работах специалистов из этой страны. Сознательно мешают археологам Некоторые ученые считают, что монголы сознательно не проводят исследований в данной области. А отдельные авторы даже полагают, что местные коллеги мешают иностранным археологам в поисках могилы Чингисхана. Например, подобное предположение выдвинул кандидат исторических наук Павел Котов в своей статье «Проказы монгольских археологов», опубликованной в журнале «Вокруг света» в феврале 2009 года. Поддерживая их ошибочные расчеты и разрешая копать в местах, где гробницы заведомо нет, они, вполне возможно, реализуют свои плановые археологические проекты», — написал П. Он считает, что монгольские исследователи мечтают сами найти могилу великого завоевателя, чтобы не делить ни с кем научные лавры. А вот другие авторы уверены: причина помех, которые иностранным археологам негласно чинят ученые и власти страны, кроется в Великом запрете.

И потомки кочевников до сих пор чтят память Чингисхана, стараясь не потревожить его покой. Ведь после похорон правителя обширная территория, расположенная вокруг могилы, была закрыта для посещения под страхом смерти. Место погребения от любопытных путников и случайных зевак оберегала группа элитных воинов. Даже после создания МНР, когда коммунистическая идеология развенчала культ личности Чингисхана, окрестности горы Бурхан-Холдун оставались запретной зоной. На сайте Русской службы Би-Би-Си 24 июля 2017 г. Она отметила, что монголы не хотят, чтобы иностранцы потревожили прах их великого правителя, к памяти которого они относятся с большим уважением. По словам Эрин Крейг, окрестности горы Бурхан-Халдун долгое время были открыты лишь для потомков Чингисхана. И сейчас это особо охраняемая зона — заповедник «Хан-Хэнтий», в котором фактически запрещены любые раскопки.

Так и не нашли Профессор Лейпцигского университета Йоханнес Шуберт в 1961 году проводил раскопки в Монголии. Ему даже удалось найти развалины храма, возведенного в XIII веке, но на этом изыскания немецкого ученого завершились. Как написал П. Котов, причиной прекращения исследований стал запрет правительства МНР, которое в те годы не одобряло научную работу, связанную с Чингисханом. Возможно потому, что эти раскопки противоречили коммунистической идеологии и могли вызвать осложнения в отношениях с «большим братом».

Священная гора Бурхан-Халдун

Легендарная гора монгольских народов Бурхан-Халдун, место расположения которой пока точно не установлено, отождествляется с серповидной горой Хан-Хэнтэй (2362 м) горного хребта. Судан, В мире, Столкновения в Хартуме, Абдель Фаттах аль-Бурхан, Джидда, Саудовская Аравия. Несмотря на запрет на автомобильное движение в восточном направлении, только за минувшие два дня на гору священную гору Бурхан-Халдун в Хэнтий аймаке выехало более 1500 человек. Гора Бурхан-Халдун, название которой переводится с монгольского языка как "Священная ива", издревле считается святыней и занимает центральное место в мифологических. Бурхан-Халдун в настоящее время находится на территории строго охраняемой территории Хан-Хэнтий, региона страны, который монгольское правительство определило как объект. Новости и СМИ. Обучение.

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

Экспедиция поднялась по долине реки Керулен от сомона Багануур мимо сомона Монгонморт через перевал Босгот-Тенгерийн-Даваа до впадения в реку Керулен реки Богд, и далее по долине реки Богд до подножья горы Хэнтэй-Хан. Здесь был поставлен стационарный лагерь, от которого совершено восхождение на гору и обследованы ее окрестности. Первый культовый памятник, связанный с почитанием этой вершины, располагается в 3 км к юго-востоку от сомона Монгонморт Серебряный конь. Это ритуальный ворота перед священной местностью Их-Хориг Запретное место.

Они представляют собой три деревянных столба, расположенные у полевой дороги на Монгонморт. Центральный столб венчает изображение Чингисхана, западный — серебристой лошади и восточный — бурого медведя. Между столбами сделаны растяжки, на которых развешаны голубые и желтые хадаги — ритуальные ленты.

К югу от центрального столба располагается невысокое обо — ритуальная каменная насыпь, заключенная в шестиугольное деревянное основание, в центре которого возвышается деревянный столб, выточенный в форме копья и оплетенный голубыми хадагами. Выше по течению долина реки Керулен сужается между скалистыми холмами. Эта территория имеет традиционное название Ууд-Мод Дверь дерева.

Ритуальное дерево на этой территории находится на левом берегу Керулена — это старая лиственница с двумя параллельными стволами, растущая из самой середины херексура — культового комплекса эпохи ранних кочевников, представляющего собой кольцевую каменную оградку диаметром 15 м с центральной насыпью диаметром 8 м и высотой 0,5 м, на которой вокруг стволов лиственницы возведено невысокое обо. Нижние ветви лиственницы увешаны голубыми хадагами. Севернее, в центре небольшой долины левого берега Керулена на невысоком скалистом холме расположено редко посещаемое обо в полуразрушенном состоянии — невысокая каменная насыпь, над которой сооружен ритуальный шалаш из длинных ветвей и стволов молодых деревьев, высотой около 2 м, на который повязаны синие и желтые хадаги.

Вокруг центрального обо фиксируется несколько небольших полуразрушенных каменных насыпей — периферийные обо. Дорога очень тяжелая, малоезженая, часто идет по заболоченным местам. Незадолго до нас по ней не смог пройти отряд российско-монгольской биологической экспедиции на ГАЗ-66.

Горы Хэнтэя здесь и далее покрыты густой кедрово-лиственничной тайгой. Реки неглубокие, очень чистые и быстрые, вода в них стремительно несется по каменному ложу. Стационарные поселки в горах Хэнтэя отсутствуют, стада не пасутся.

Изредка встречаются рыболовы и охотники. По их свидетельствам, паломники прибывают на Бурхан-Халдун, как правило, один раз в год — в районе 11 июля праздник Надом. В другое время года изредка бывают только иностранные паломники — обыкновенно, буряты.

Перевал Порог Неба очень тяжел для автотранспорта, на его склоне стоит голубой кузов от брошенного микроавтобуса. Здесь расположено крупное обо — каменная насыпь двухметрового диаметра и высотой 0,3 м, на которой возведен деревянный шалаш высотой 2 м, со входом, обращенным на юг. Ветви шалаша украшены голубыми хадагами, на камнях обо лежат многочисленные приношения — деньги, пустые бутылки из-под водки, пачки чая и табака.

Севернее дорога пересекает в брод Керулен и движется на север по долине реки Богд, неоднократно пересекая саму реку. Колея практически не езженная, дорогу приходится проходить на пределе возможностей автотранспорта.

Многие верят, что ящики с уцелевшим золотом упали в Байкал во время транспортировки и до сих пор лежат на дне самого глубокого озера в мире. В 2008—2010 годах проходили поиски сокровищ Колчака на дне Байкала с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Экспедиции удалось найти обломки железнодорожного вагона и ящик с патронами времен Гражданской войны. Оин из участников экспедиции, историк Тиваненко, утверждал, что также были обнаружены четыре золотых слитка по 16 кг каждый, но так как они были зажаты камнями, все попытки захватить их щупом окончились ничем. Другой участник и спонсор экспедиции — мультимиллионер Михаил Слипенчук — позже признался изданию Forbes, что легенду о золоте Колчака в Байкале он реанимировал специально для привлечения внимания к научной экспедиции, а на самом деле часть имперской казны априори невозможно найти в Байкале, так как густой рыхлый осадок, образующийся в озере, поглощает все, что попадает на дно.

Пиратские клады Фото: Shutterstock. Их ищут исследователи и кладоискатели-одиночки везде и всюду, где промышляли известные пираты, не только на суше, но и в воде. Так, несколько лет назад у берегов Мадагаскара археологи нашли 50-килограммовый серебряный слиток с корабля шотландского пирата Уильяма Кидда. Слиток был поднят с фрегата «Приключение», затонувшего более 300 лет назад. Всего у берегов Мадагаскара было найдено 13 затонувших кораблей, и мы наверняка услышим о новых пиратских сокровищах. Поиски зарытых кладов ученые ведут, руководствуясь, как правило, картами, рисунками, дневниками пиратов и их сотоварищей. Вся штука в том, чтобы понять, в каком виде оставлены эти записи или как расшифровать их содержание» — утверждает американский исследователь Ричард Уилборн.

Этому ученому удалось догадаться, где спрятан клад пирата Дрейка — 40 т серебра. Дневник одного из участников команды, старые морские карты Дрейка, хранившиеся в библиотеке Бэнкрофта, и рисунки на одной из них позволили ему расшифровать «код Дрейка» и установить точное место клада: он зарыт на горе Ливермор на острове Ангела Энджел на глубине 6 футов, или 72 дюйма. Правда, проверить эту догадку пока не удалось: чиновники не дают разрешение на работы на острове, который имеет статус заповедника федерального значения и входит в состав Калифорнийского национального парка. Пока вы читаете этот материал, кладоискатели достают из океанов золотые монеты, роют землю в поисках московских трофеев Наполеона и мечтают обнаружить библиотеку Ивана Грозного.

Бурхан Халдун — в мифологических представлениях монгольских народов священная гора. Этимология «Священная ива», буквально «бог-ива»: от монг. Значение В картине мира средневековых монголов Бурхан-Халдун — один из сакральных центров.

У подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингис-хана, на склонах он спасался от преследований меркитов.

А если посмотреть только на последние пять лет — четвертьфинал, четвертьфинал, финал, полуфинал, финал и победа. Так что в наших выступлениях в Лиге чемпионов есть стабильность.

Сейчас мы выглядим очень зрело как клуб, команда и организация". Футбольный бренд номер один "Наш клуб хорошо работает, вся система хорошо работает. Сейчас стоимость этой группы клубов превышает 6 миллиардов долларов.

Мы создали ценности, привлекли инвесторов мирового уровня. У нас есть коммерческая машина, одна из лучших в мире. Наши руководители всегда были целью лучших команд в мире.

Кстати, это наша заслуга. Люди ценят то, что мы выпускаем не только лучших талантов на поле, не только растим лучших талантов в академии, но мы растим одних из лучших руководителей в мире, скаутов. И это свидетельство той большой работы, которую проделывает City Football Group.

Мы футбольный бренд номер один в мире.

Гора Бурхан-Халдун 2450 метров

Маршрут «Эргунэ-кун – Бурхан-халдун» проходит по местам, не имеющим современной инфраструктуры, максимально приближенным к средневековью. Маршрут «Эргунэ-кун – Бурхан-халдун» проходит по местам, не имеющим современной инфраструктуры, максимально приближенным к средневековью. Тэмуджин будет вынужден скрываться от погони на горе Бурхан-Халдун.

Гора Бурхан халдун (64 фото)

Судан, В мире, Столкновения в Хартуме, Абдель Фаттах аль-Бурхан, Джидда, Саудовская Аравия. наиболее вероятное место захоронения Чингисхана. У подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингис-хана, на склонах он спасался от преследований меркитов. Бурхан-Халдун Координаты: Координаты: 48°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я)48.783333, 109.16666748°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я) (T).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий