Новости что такое куртуазность

Подонок может быть аристократически утончённым, изысканно любезным, то есть будет казаться на все сто куртуазным, и лишь опытный взгляд увидит в его поведении фальшь за показным рыцарством и напускной куртуазностью.

Куртуазная любовь, или как любили в Средние века

Куртуазная культура – это особый вид культуры, сложившийся во Франции и других странах Западной Европы в эпоху Средневековья и Возрождения. учтивый, рыцарский), система. История возникновения куртуазности Куртуазность — это понятие, которое очень часто ассоциируется с аристократическим образом жизни.

Маньеризм и куртуазность

Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое Куртуазная культура – это особый вид культуры, сложившийся во Франции и других странах Западной Европы в эпоху Средневековья и Возрождения.
Куртуазность в XXI веке Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности.
Curtesy: Что это значит, как это работает, история А знаете ли вы, что такое куртуазная любовь?В истории эта форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной,предполагающая утонченность ухаживания, извест.
Краткий справочник куртуазного этикета от сэра Луи (Каролина Гор) / Проза.ру Куртуазность — это понятие, имеющее ряд толкований и связанных с ним понятий.

Куртуазность и ее роль в общении

  • Что такое куртуазность: определение и основные принципы
  • Куртуазность
  • Куртуазность — Рувики: Интернет-энциклопедия
  • Что такое куртуазность и как ее проявить в общении?
  • Куртуазная любовь, или как любили в Средние века

Куртуазность - это что такое?

Куртуазная любовь Под куртуазной любовью в основном подразумевался роман замужней дамы и холостого юноши. Нередко женщины принадлежали к более высокому сословию, чем их избранники, приветствовались и романы с супругами собственного сеньора. От юноши требовалось изображать любовное томление, выполнять все прихоти дамы, вручить ей свою свободу. Нередко женщина и мужчина не были даже увлечены друг другом, а всего лишь играли в опасную игру. Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвященные избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюбленным соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания. Куртуазная литература Нельзя не упомянуть и куртуазную поэзию, которая была создана трубадурами. Любимой темой странствующих певцов, конечно же, оставалась куртуазная любовь.

Персонажи всегда готовы были на любые жертвы для того, чтобы завоевать свою даму, привлечь к себе ее внимание. Невозможно забыть и о сонетах, которые Франческо Петрарка посвятил прекрасной Лауре, в которую был влюблен на протяжении всей жизни. Наши дни Куртуазность поведения в наши дни нередко вызывает насмешку, становится объектом пародий.

К примеру, похожее значение имеют следующие слова : обходительность, манерность, любезность, деликатность, вежливость.

В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость », «учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам.

Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами - один из признаков куртуазности. Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто - за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам « высокого стиля » поведения. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.

Человек в истории. Отрывок, характеризующий Куртуазность — Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились.

В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова : — Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.

Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами , лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — где мы?

Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет… — Кто? Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова.

Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат. Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз.

И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий. Как-то возникла у меня необходимость эти самые правила найти - хоть тушкой, хоть чучелком. В общем, позарез.

И не нашла. Почему-то было у меня ощущение, что правила куртуазного поведения сформулированы в конкретный свод или кодекс, но если он и существует, его текста у меня нет. Не вдаваясь особо в историю, можно отметить, что куртуазность - это философия западно-европейской аристократии XII-XV веков. Именно оттуда идет ностальгия о "временах рыцарства" и мечты о "принце на белом коне" - ни более ранние, ни более поздние воззрения далеко не куртуазны и придерживаются совершенно иных взглядов как на мужской, так и на женский идеал.

Не углубляясь в причины и подоплеку о них можно почитать в Википедии по запросу "куртуазная литература" , опишу внешнюю сторону куртуазности. Куртуазный мужчина. Список канонических качеств куртуазного мужчины найти удалось: - щедрость, готовность к большим расходам, достойным знатного рыцаря; - изящество обхождения; - честь и храбрость; - веселье и уменье развлекать. Во всем этом осуждаются крайности: некуртуазны мот, манерный мужчинка, паяц и тот, кто забывает обо всем ради подвигов или мести.

Некуртуазны жмот, меланхолик, грубиян и трус. Также неправ тот, кто забывает обо всем ради любви - пренебрегая прочими доблестями, кроме поклонения своей даме, он становится некуртуазен, распространяя эту некуртуазность на даму. На данный момент осталось достаточно правил мужской куртуазности, а также появились правила, выдержанные в этом духе. Подать и помочь надеть пальто, придержать дверь, пропустить вперед, подвинуть стул, нести более-менее тяжелые сумки, подавать руку при выходе из транспорта, целовать ее руку же при знакомстве и встрече, ловить такси и заказывать столик...

Все это по пунктам прописано в соответствующих книгах и называется в зависимости от степени освоения мужчиной либо вежливостью, либо знанием этикета. А по сути является куртуазностью как она есть. Куртуазная женщина. Здесь сложнее.

Проще определить, какая женщина НЕкуртуазна. В первую очередь, конечно, некуртуазна женщина, которая похожа на мужчину. Резкие движения, мужские жесты, мужской лексикон, мужские интонации и занятия, неженственная одежда... Все это куртуазностью порицается, кроме одного исключения.

Женщина может переодеться мальчиком, если имеет для этого веские основания.

Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость», «учтивость» и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания.

Куртуазность включает в себя такие качества, как благородство, уважительность, вежливость, галантность и доброе отношение к другим. Куртуазность была связана с идеалами рыцарства и почитанием высоких ценностей, таких как честь, милосердие и доблесть. Куртуазный рыцарь отличался своим благородством и готовностью защищать слабых, соблюдать правила и этикет, а также проявлять уважение к женщинам и старшим.

Куртуазия: что это значит простыми словами

К-ая литература придворная литература западноевропейского средневековья, воспевающая рыцарскую любовь. Академический словарь.

Однако, куртуазность не всегда легкая задача. Она требует тренировки и сознательного отношения к своему поведению. Некоторым людям это может показаться неестественным, особенно если они не привыкли к общению с другими людьми или имеют проблемы с эмоциональной сферой. Однако, с практикой и желанием улучшить себя, куртуазность может стать привычкой и естественным способом общения. Примеры куртуазного поведения: Вежливое обращение с другими людьми; Грубые высказывания и оскорбления; Игнорирование просьб и проблем других; Уважение к чужому мнению; Использование «пожалуйста», «спасибо» и других вежливых формул; Грубость и невежливость в общении; Влияние куртуазности на межличностные отношения Куртуазность, или умение вести себя по-джентльменски, играет важную роль в межличностных отношениях.

Она влияет на то, как мы воспринимаем других людей и как нас воспринимают. Куртуазный образ жизни способствует созданию положительной атмосферы и помогает установить гармоничные отношения. Проявление куртуазности в отношениях с окружающими людьми создает впечатление доброты, уважения и внимания. Вежливое общение, умение слушать и проявлять интерес к собеседнику способствуют установлению доверия и открытости. Такие качества позволяют лучше понимать друг друга и строить более глубокие и качественные отношения. Куртуазность также способствует снижению конфликтов и разрешению неприятных ситуаций. Умение контролировать свои эмоции и проявлять терпение помогает избежать острых ощущений и эскалации споров.

Благодаря куртуазному поведению, мы можем легче находить компромиссы и находить общий язык с разными людьми. Куртуазность также способствует укреплению связей и поддержанию дружеских отношений. Быть внимательным, чутким и заботливым к другим людям позволяет нам выразить свою поддержку и участие. Это создает у людей ощущение важности и ценности их роли в наших жизнях. Такие отношения помогают укреплять дружбу и делиться радостями и заботой. В целом, куртуазность в межличностных отношениях играет ключевую роль в создании гармонии и установлении взаимопонимания. Она способствует укреплению связей, разрешению конфликтов и установлению доверительных отношений.

Поэтому важно развивать куртуазные навыки и проявлять их в повседневной жизни. Важность куртуазности в профессиональной сфере Куртуазность — это проявление вежливости, уважения, такта, также умение устанавливать дистанцию в профессиональных отношениях. Куртуазные люди легко находят общий язык с окружающими, считаются приятными и доброжелательными коллегами.

Им нужно постоянно остерегаться losengiers, болтливых придворных, которые в любой момент могут рассказать об авантюре мужу избранницы или извлечь из нее выгоду. Понятно также, почему самым осуждаемым и самым презираемым пороком в куртуазной идеологии становится ревность. Истинный «куртуазный» рыцарь не должен быть ревнивцем, поскольку в данном случае эта черта характера считается вульгарной и антисоциальной.

Ревнивый муж жену воспринимает как объект, как личное имущество, приобретенное путем брачного союза, а потому он заслуживает того, чтобы быть обманутым. Понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни. Куртуазность, по мнению некоторых авторов, как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством - Прекрасной Дамой. Это некий свод правил поведения рыцарей. Куртуазная личность - это "человек чести".

Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность.

Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности.

толкование

  • Куртуазная любовь: средневековая литература Лангедока и Прованса
  • Куртуазность — Википедия с видео // WIKI 2
  • Популярный словарь
  • КУРТУАЗНОСТЬ
  • Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра – Telegraph

Определение термина «куртуазность»

  • Что такое куртуазность и как проявляется в общении
  • Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра Средневековья
  • Исторический контекст и происхождение куртуазности
  • Что такое куртуазия?

Куртуазия что это значит простыми

Куртуазная любовь, или как любили в Средние века Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский) — система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен был обладать придворный в Средние века — раннее Новое время.
Куртуазность: понятие, сущность и примеры Значение слова куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время.
Куртуазия что это значит простыми что такое куртуазность.
Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое Куртуазная революционерка – Новости – Школа филологических наук – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Куртуазность в XXI веке учтивый, рыцарский), система.

Куртуазия как особый тип культуры

Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. Родственные слова: куртуазно, куртуазность. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми темами, жанровыми формами, стихотворными размерами, рифмой. Куртуазность – это эстетическая и нравственная концепция, которая возникла в западноевропейском обществе средневековья и получила широкое распространение. куртуазность — вежливость, манерность, политес, учтивость, деликатность, любезность, предупредительность, субтильность, обходительность Словарь русских синонимов. куртуазность см. вежливость Словарь синонимов русского языка. это особая форма вежливого и утонченного поведения, характерная для аристократического общества.

Значение слова «Куртуазный»

Куртуазность – неотъемлемая часть человеческого общения, которая выражается в уважительном, вежливом и тактичном общении с другими людьми. наале 12 вв. в Провансе, северофранцузский – в 12 в. Куртуазность — ж. отвлеч. сущ. по прил. куртуазный Толковый словарь Ефремовой. Куртуазность – это эстетическая и нравственная концепция, которая возникла в западноевропейском обществе средневековья и получила широкое распространение. Слова «куртуазность» и «галантность» прямо заимствованы из французского языка, а слово amour – амур – и вовсе не нуждается в переводе.

Куртуазность — значение и суть этого понятия

В более общем смысле, куртуазность - это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность - это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали. Куртуазность как основа рыцарской культуры Благодаря крестовым походам , в VIII веке начинает возникать новое сословие - рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря. Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы возлюбленной рыцаря.

В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет.

Гильом де Кабестань Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. Как правило, это любовь неженатого мужчины юноши к замужней женщине или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора. Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели.

Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию. Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат достижение благосклонности Дамы , а переживание и ожидание. То есть игра ради игры. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда.

Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице. Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины. Это были роскошные зрелища, на которые собирались толпы народа, в том числе и знатные дамы. Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем. Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы.

Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы например, "Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского. Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре.

Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами. Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры поэты и певцы , в Германии - миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский. Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы. Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку баллады и зачастую исполняли сами.

Наиболее известными произведения куртуазной литературы были "Артурианский цикл", "Роман о Розе" Гильома де Лориса и другие. В Италии в 13-14 вв. Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та "утонченная любовь" с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения. Заключение Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни.

Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов.

На западе Аквитании, где, собственно, все и началось, такие отношения назывались "истинная любовь" vraie amor. В XII веке устоялось название "прекрасная любовь" bonne amor. Не севере же Франции, например, в Орлеане и Терене, был в ходу термин "утончённая любовь" fine amor. А самое неприятное - это то, что под всеми этими терминами подразумевались, в общем-то, не сильно похожие вещи. Поэтому мы с тобой, дорогой друг, чтобы окончательно не запутаться, будем все же использовать термин "куртуазность". В конце концов, если он был хорош для романистов XIX века, то для нас тоже должен подойти. К тому же термин "куртуазность" несмотря на свое позднее появление, отлично описывает сам процесс отношений, в котором главным являлось уважение, вежливость и учтивость. А началось эта история в тот самый момент, когда раннее Средневековье начало превращаться в средневековье классическое. Не то чтобы отношения между мужчиной и женщиной до возникновений куртуазных отношений были особенно грубыми. Вовсе нет. Просто реалии жизни раннего Средневековья вообще не располагали ни к чему большему, кроме банального выживания. Дамы раннего средневековья прекрасны, но щит с копьем, они сильно важнее. В Европе в те стародавние времена было холодно, голодно, полно работы, разбойников и дикого зверья. В таких условиях простые бытовые отношения построить бы и обязанности распределить. Кто пашет, кто корову кормит, кто управляет поместьем, а кто волков и дружины соседских ярлов от забора отгоняет. Не нужно, впрочем, думать, что даже в такие времена не думали о красоте и учтивости. Конечно же, думали, но сильно не в первую очередь. Но шли годы, и жить в Европе стало полегче. Климат снова стал мягким, а урожаи настолько большими, что появились излишки. А значит, возникли люди, что эти излишки аккумулировали. Да-да-да, я говорю о средневековой военной элите, дворянах, феодалах и прочих прекрасных и вооруженных до зубов людях. В общем о знати, как бы её ни называли в разных землях. Эти люди, начав накапливать богатства, внезапно осознали, что жизнь можно сделать чуточку приятнее , если заняться этим с размахом и выдумкой. И куртуазность, возникшая на фоне заметного улучшения уровня жизни европейской аристократии, была в первую очередь именно про это. Про изменение своей жизни в лучшую сторону. Так что же такое "куртуазность"? Изначально это совершенно новая модель отношений между мужчиной и женщиной. Раннесредневековые отношения полов, как, впрочем, и появившиеся новые феодальные, не страдали излишним романтизмом. Брак в первую очередь являлся результатом родового, а позже феодального уклада. Это был чисто хозяйственный договор. И во всей этой истории какие-то отношения, общение, а тем более любовь были совершенно лишними. Вежливость наше все. Особенно с прекрасными дамами. Появившийся же в XI веке совершенно новый формат отношений объяснял молодой феодальной аристократии, что все может быть совсем по-другому. Предлагая вместо привычных отношений, построенных на выгоде, отношения, построенные на красоте и изяществе. И вся эта история благородному дворянству внезапно зашла. Тем более что у них мало-помалу стал появляться досуг и средства, чтобы этот досуг заполнить. Начиная говорить о "куртуазности" необходимо с самого начала отметить, что в разное время и в разных землях под ней понимали зачастую совершенно разные вещи. То, что называлось "vraie amor" на юге, в Аквитании, отличалось от "fine amor" как ее понимали на севере Франции, чуть более чем полностью. Распространившаяся на юге Франции. И собственно, чувственность в ней была вещью далеко не самой важной.

Недаром некоторые короли перед боем запрещали бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, для наглядности строили виселицы для несдержанных вассалов» [ 6 , с. Бой мог быть довольно долгим, ведь он распадался на нескончаемое количество поединков достойных противников. Какое же место в бою занимала пресловутая рыцарская честь? Но рыцарей было мало. Например, во всей Англии в 1270-х годах было 2 750 рыцарей. В боях участвовали обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливали за тысячу» [ 6 , с. Поистине слабой стороной рыцарства была воинская дисциплина. Ибо рыцарь — индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно-острым чувством собственного достоинства. Он в своём деле которому обучался почти с рождения — военном — равен любому своего сословия, вплоть до короля. В бою он зависит только от себя и быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня. Такое самосознание рыцаря прекрасно знали и чувствовали полководцы, государственные деятели — мирские и церковные. И с конца XI века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими их боевые и не только действия. То есть строгость была, но требования были самыми общими: не покидать и не ломать строй, стараться в разумных пределах, обороняться при неудаче, а не сразу бежать, и до победы лагерь противника не грабить. Они должны были и хотели только побеждать. Этому и служило их вооружение и доспехи. Рыцари умирали весьма неохотно. Они предпочитали бежать или сдаваться в плен в случае неудач. В обычных войнах гибло их единицы, и лишь в крупных битвах, решавших судьбы стран, несколько сотен» [ 6 , с. И дело тут не только в доспехах. Рыцари к XIII веку ощутили себя неким всемирным орденом, кастой, для которой не важны никакие территориальные границы, никакое подданство. И убивать собрата, кто бы и откуда он ни был, становилось неприличным. Вот одолеть его — сбить с коня, взять в плен, получить выкуп — это победа. Из труда Й. Договорённость о месте и времени битвы формирует кардинальную черту отношения к битве, как к честному состязанию, одновременно являющемуся правовым разрешением спора. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря. Рыцарские ордена М. Марион в «Истории ордена Тамплиеров» пишет, что после того, как все обозримые земли были переданы в наследное владение, а доходы с них не удовлетворяли все возраставшие потребности людей, не знавших иного ремесла, кроме военного, взоры европейцев обратились к Востоку. Баснословные богатства Востока поражали воображение, возбуждали зависть и ненависть к тем, кто как казалось, несправедливо наслаждался этим богатством. Взяв на себя обязательство освободить всех участников похода на Иерусалим не только от мук ада, но и от вполне земны долгов, Урбан II удивительным образом объединил в понятии людей низкое и высокое, суетные, даже греховные побуждения и искреннюю веру в грядущее спасение, страсть к золоту и чистую любовь к Богу религия тогда уже занимала главенствующее место в жизни и сознании людей , желание получить свою часть добычи и желание справедливой, спокойной, красивой жизни» [ 7 , с. Как видим, с жестокими нравами соседствовали тяга к изящному, стремление к красоте и возвышенные чувства не так уж редко вытесняли жестокость. Часть рыцарей, участвовавших в крестовых походах и, надо думать, что всё-таки, не худшая часть, объединилась под эгидой церкви в различные общины, ордена, устав которых мало чем отличался от монастырского. Рыцари — члены духовных орденов — отрекались от семьи, имущества, собственной воли, отдавая себя во власть римского первосвященника. Почти одновременно в первой четверти XII века в Палестине возникли ордены иоаннитов, или госпитальеров, и тамплиеров-храмовников 1128 г. В конце XII века в Святой земле был основан ещё один могущественный духовно-рыцарский союз, получивший название «Братья немецкого дома», или Тевтонский орден. Полумонашеские рыцарские союзы оказали огромное воздействие на формирование представлений о предназначении благородного воина, о рыцарской чести и совершенствах истинного рыцаря. Эти представления постепенно стали привычными для тех, кто принадлежал к высшему сословию. В эпоху всё развивающейся куртуазности светской культуры сложились представления об идеальном рыцаре, воине. Христианский рыцарь — это прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь — это и верный вассал своего сюзерена. Верность — одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу; рыцарь — защитник слабых и обиженных. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, верности, милосердии, чести см. Однако реальность не всегда совпадала с идеальным образом благородного рыцаря. Проповедываемые церковью нормы морали не могли быть полностью приняты всеми рыцарями с детства привыкавшими к крови и насилию , более того, они распространялись лишь на равных себе по социальному положению. Тем не менее, частичное обуздание их неистовства существовало. В частности, система рыцарского воспитания с X века стремилась привить молодым людям тягу к прекрасному, общественные нормы морали и способность к приятному обхождению. Особенности воспитания и образования юных рыцарей В трудах многих авторов по истории педагогической мысли [ 1 , 14 , 20 , 31 , 41 ] мы находим следующее описание образовательно-воспитательной системы в рыцарской среде. Основу содержания образования сыновей феодалов составляли так называемые «7 рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение мечом и щитом, копьём, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военно-спортивными дисциплинами включаются музыкально-поэтические: стихосложение, пение, игра на лютне как правило , риторика — искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться в ситуации стратегии. Кроме того, с X века юные рыцари обучались этикету, изысканному обхождению, то есть всему тому, что было необходимой составной частью куртуазной культуры. Так, чтение и письмо не были поначалу обязательными для рыцарей, но куртуазность, по счастью, и сюда внесла свои коррективы. Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья занимала церковь. Младший сын феодала мог избрать для себя иной путь, в частности, стать священнослужителем. Церемония посвящения в рыцари До церемонии посвящения в рыцари многие молодые люди уже успевали всласть повоевать, повидать свет, заручиться необходимой поддержкой сильных мира сего. Для отпрысков знатных семей и носителей громких титулов возрастной ценз на право стать рыцарем был снижен с 21 года до 14 лет. Горбачёва Л. Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего. На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку. Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам. Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши. Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с. Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем. При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки. Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни. Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов. Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму. Описанные обряды были ключевыми как в жизни каждого рыцаря, так и в контексте целой эпохи, породив систему идеализированных представлений о благородстве и верности, дошедшей до нас через тысячелетие см. Светская жизнь 2. Нравы и мода Своё превосходство знать демонстрировала в одежде и области питания, и одежде, которая указывала на социальную категорию. Горбачёва в своей книге «Костюм средневекового запада» [ 7 ] весьма подробно описывает привычки и материальную культуру высшего общества в интересующую нас эпоху. Реагируя на малейшие изменения в жизни общества, стал меняться и костюм. Он стал более сложным, вариативным, прихотливым особенно это связано с новшествами, постоянно заимствующимися крестоносцами у жителей Востока. Мужской и женский костюм стали всё более отличаться друг от друга. Символика цвета сменила свою трактовку с церковной на мирскую. Сугубо светским дополнением к костюму были поясные кошельки омоньеры , в которые клали мелкую монету для нищих, а также некоторые необходимые предметы. В омоньере рыцаря и оруженосца можно было найти и клубок ниток, и иголку. Дело в том, что неписаный кодекс рыцарской чести предусматривал различное отношение к человеку в старой одежде, возможно, попорченной ударами оружия, и к человеку в распоровшейся одежде. Считалось, что если потёртости и прорехи являются признаками бедности, то распоровшаяся одежда говорит о том, что её хозяин ленив, небрежен, а значит, порочен. Что касается причёсок, то удлинённые волосы по-прежнему считались атрибутом свободного человека и казались непременным условием создания идеально красивого образа в мирное время, конечно. Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами» [ 7 , с. Примерно с этого времени периодически то церковная, то светская власть выпускала законы, ограничивающие чрезмерную роскошь одежды и вычурность внешнего вида богатого сословия. Важное нововведение следует отметить в военном облачении. Специалисты по истории оружия и истории костюма считают, что только с появлением большого шлема, полностью скрывающего лицо рыцаря, возникла необходимость упорядочить красочные изображения на щитах и прочем обмундировании. Около середины XII века получили своё широкое распространение геральдические знаки символ самоидентификации и самосознания личности , которые выбирали для себя сами рыцари. Знаки были узнаваемы людьми своего времени. Вообще полный рыцарский костюм в эпоху расцвета рыцарства отличался выдающейся сложностью и очень дорого стоил что оправдывало обычай дарения отдельных его частей. Кроме того, нёс информацию о своём владельце.

Форма куртуазной поэзии — это лирика речь о начальной стадии; позднее она освоит и эпический род, итогом чего станет рыцарский роман. Чувство — конечно, любовь, но любовь особого рода, ее признаки — смирение, вежество, измена и собственно культ Любви. Влюбленный всегда жалок. Покорно удовлетворять малейшие прихоти дамы, хотя бы и самые фантастические, молчаливо сносить ее упреки, хотя бы несправедливые, — единственное, на что он может отважиться [Льюис 2015: 22]. Это — литература. Но как она соотносилась с практическими реалиями жизни? Христианство, пришедшее на смену более свободным античным воззрениям, хоть и не полностью отринув их, любовному чувству не помогало, напротив, оно «в очень общем смысле, настойчиво говоря о страдании и святости человеческого тела, стремилось смягчать или осуждать как постыдные наиболее откровенные случаи грубого и фривольного отношения античного мира ко всем областям человеческой жизни, а потому и к области пола» [Льюис 2015: 28]. Несмотря на богословские споры вокруг секса в браке и получаемого от него удовольствия, церковь все же однозначно запрещала любую раскрепощенность, а уж об измене и говорить нечего — это табу. Другое табу — почитание женщины наравне с Девой Марией. Распространено мнение о том, что куртуазная традиция заимствовала такой тип поклонения у христианства, однако для этого в таком поклонении недостаточно эротизма. Так или иначе, Прекрасная дама не может быть всерьез приравнена к Деве Марии; религия и сладострастие — два полюса, которые сойдутся через несколько веков под пером Данте. И однако вдруг на этом строгом аскетическом фоне в Провансе появляется ни на что не похожая, воспевающая доселе невиданное чувство к доселе не стоявшей так высоко женщине куртуазная поэзия. Все так, но с оговоркой: «Наука любви» насквозь иронична. Такое отношение к женщине в пору куртуазности было невозможным. Он — их раб, они — суровы и беспощадны» [Льюис 2015: 26]. И Средневековье приняло эти правила более чем серьезно. Однако почему Льюис полагает, что теория несостоятельна? Веселовскому, хоть он и признает исключительность куртуазности и не ставит себе целью найти ее истоки, удается предположить ее происхождение.

Четверг (новое слово): куртуазный

свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. учтивый, вежливый и обозначает, собственно, то же самое - изысканно вежливый, любезный, учтивый. Куртуазность проявляется во многих ситуациях нашей жизни – в общении с коллегами на работе, с друзьями, семьей, незнакомыми людьми.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий