Новости ночь перед рождеством опера

«Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова вышла из-под пера композитора, который уже увлечен Вагнером и стремится в сторону сказочности. Главная» Новости» Афиша ночь перед рождеством.

Портал правительства Москвы

Опера Ночь перед Рождеством 2024 в Мариинском театре, Санкт-Петербург Билеты на спектакль «Ночь перед Рождеством» продаются онлайн на сайте
И снова “Ночь перед Рождеством” Иванова состоялась премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

В Мариинском театре прошла первая премьера года - опера "Ночь перед Рождеством"

Но судьба распорядилась так, что мы должны были либо совсем отказаться от этой идеи, либо срочно перегруппировать, максимально расширить масштабы этой работы, срочно вводить наших известных, уже знаменитых певцов, чтобы придать этому событию большой масштаб. Буквально перед Новым годом мы включили в состав певцов, которые даже не помышляли, что будут петь. Была проделана совершенно невероятная работа, которая не прекращалась ни 31 декабря, ни 1 января, работали буквально днем и ночью все новогодние дни. Мы планировали дать премьеру в Тихвине, на родине Римского-Корсакова, но Тихвин попал в "красную зону" Очень значительную работу провела вся постановочная бригада, все обменивались мнениями, искали наилучшие варианты, оптимальные для того, чтобы постановку можно было показать и в небольшом Дворце культуры в Тихвине, и в масштабах исторической сцены Мариинского театра. Я очень доволен работой певцов, оркестра и хора, думаю, что мы с постановочной бригадой в ближайшие несколько дней еще продолжим поиск некоторых деталей, исходя из пожеланий самого Римского-Корсакова. Илья Живой, хореограф, режиссер: - Работа была большая, сложная, но мы это сделали. Надеюсь, результат получился достойный уровня Мариинского театра.

О том, как изменился спектакль, — Лидия Алешина. Время царствования Екатерины II, когда и происходили предрождественские чудеса в повести Гоголя. Рядом с кинозалом солисты и артисты хора Музыкального театра Сац гадают и колядуют. Сам Римский-Корсаков жанр оперы "Ночь перед Рождеством" назвал "быль-колядка". Театр становится ближе, театр становится доступнее — девиз проекта "Театр в кино", инициированного телеканалом "Россия — Культура" и компанией КИНО. Когда они объединяются, вероятно, это будет совершено новое слово в искусстве", — считает президент Фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.

По свидетельству биографа композитора, Василия Ястребцева, опера прошла с большим успехом. После первого акта публика шумно вызывала автора. Однако «Ночь перед Рождеством» не удержалась в репертуаре. Последующие спектакли с заменой некоторых артистов оказались неровными. Публика принимала оперу хорошо, но в рецензиях — даже самых доброжелательных — она сравнивалась не в её пользу с другими произведениями Николая Римского-Корсакова. Сам композитор так объяснял причины неуспеха оперы: «Мое увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки».

На переднем плане — кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов. Действие третье [ править править код ] Картина первая В хате Пацюка. Пацюк сидит по-турецки и глотает вареники , которые сами прыгают ему в рот. Входит Вакула и просит помочь ему найти чёрта. Пацюк отвечает: «Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами». Вакула снимает с плеч мешок, появляется чёрт. Под угрозой перекрестить чёрта, кузнец заставляет его обернуться конём и нести его куда прикажет. Пацюк пропадает вместе с хатой. Чёрт оборачивается в коня. Вакула велит нести себя в Петербург к царице. Картина вторая Воздушное пространство. Танцы и игры звёзд. Выезжают злые духи, среди них — Пацюк и Солоха.

Премьера! "Черевички или Ночь перед Рождеством!"

«Ночь перед Рождеством» постановка Санкт-Петербургского театра «Реплика» по мотивам повести и фантастической, комической оперы ского «Черевички». Всё это делает оперу «Ночь перед Рождеством» образцом спектакля для семейного выхода в театр, именно той постановкой, которая будет увлекательна для детей и интересна для взрослых. Оперная труппа Мариинского театра в преддверии Нового года перенесла на историческую сцену спектакль "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова. Поэтому опера «Ночь перед Рождеством» в высшем и лучшем смысле театральная: озорная и насыщенная, она — настоящая при всей своей условности и гротеске.

Оперу Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством" показали в московской библиотеке

Всё это делает оперу «Ночь перед Рождеством» образцом спектакля для семейного выхода в театр, именно той постановкой, которая будет увлекательна для детей и интересна для взрослых. Ночь перед Рождеством. На сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», в разное время было написано множество музыкальных произведений. Постановка «Ночи перед Рождеством» в Мариинском театре и раньше отличалась зрелищностью, а в обновлённой версии заиграла ещё более яркими красками. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября (10 декабря) 1895 года. Напомним, сценическая история оперы «Ночь перед Рождеством» на либретто композитора Римского-Корсакова началась в 1895 году именно с Императорского Мариинского театра, с которым он активно сотрудничал. «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» в новой сценической версии Обновленная постановка оперы Николая Римского-Корсакова на сюжет одноименной повести Гоголя — в серии утренних и вечерних показов для всей семьи 7, 8.

Управа района Академический города Москвы

  • Самое читаемое
  • «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка»: две праздничные оперы Римского-Корсакова
  • Мариинский театр представил премьеру новой трактовки оперы «Ночь перед Рождеством»
  • Опера «Ночь перед Рождеством» впервые поставлена в театре Наталии Сац
  • Опера «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
  • Сказочная опера "Ночь перед Рождеством" – теперь на большом экране

В ожидании праздника: 5 музыкальных спектаклей

Жизнерадостный спектакль Леонида Баратова и Федора Федоровского стал в дни войны праздником. Когда труппа вернулась в Ленинград, постановку возобновили и играли несколько сезонов. В 2021 году режиссёр и хореограф Илья Живой сохранил красочные декорации и костюмы того спектакля, переосмыслив сценическое действие. Он разнообразил его танцами и уделил большое внимание работе с исполнителями.

Режиссером и хореографом новой версии выступил Илья Живой, за дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев. Премьера оперы «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова на его собственное либретто состоялась на сцене Мариинского театра в 1895 году. До обращения к сказочной повести Гоголя композитор, увлеченный древнеславянскими верованиями и обрядами, написал «Майскую ночь», «Снегурочку» и «Младу».

Изучив напевы подлинных обрядовых песен, Римский-Корсаков сделал колядку музыкальным стержнем «Ночи перед Рождеством», а саму оперу назвал «былью-колядкой».

Потом к ней является Черт, недовольный тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь. Черт говорит Солохе, что собирается украсть месяц с неба, они поют дуэтом и улетают. Но похищение месяца — не центральная история. Основная история — любовная: Вакула влюбляется в Оксану, дочку Чуба, и вокруг этой влюбленности разворачивается повествование. Во время колядки Оксана замечает на одной из девушек черевички и жалуется, что никто ей такие не подарит. В ответ Вакула вызывается достать Оксане черевички, да не простые, а как у самой царицы. Конец оперы, конечно же, счастливый: Вакула достает черевички и, так как это опера-сказка про любовь, в конце возвышенные любовные сцены удачно чередуются с бытовыми зарисовками — например, замечательным «Дуэтом двух баб». А заканчивается опера большой хоровой сценой, которая была написана Римским-Корсаковым в память о Гоголе. Но есть еще один балет, полный праздничного настроения, который часто называют четвертым балетом Чайковского.

Речь о «Снегурочке», партитура которой собрана из разных произведений Петра Ильича. Среди них Первая симфония, соната для фортепиано, несколько романсов и музыка к одноименной пьесе Островского. События этой сказочной истории происходят в царстве Берендея: тут народное веселье, танцуют парни и девушки, скоморохи развлекают народ.

Если бы певица, с ее нынешним состоянием голоса, не пела освященные харизмой великих исполнителей партии вроде Амнерис, Эболи или Азучены — возможно, у многих слушателей не было бы стойкого предубеждения против появления ее имени в концертах Капеллы. Самая яркая вокальная удача из ролей второго плана — Чёрт Максима Сажина. Чертовски пронзительный голос беспрепятственно прорезал оркестр, донося до слушателей каждое слово дикция у певца превосходная!

В довершение образ был приправлен перцем зловредных интонаций — более удачного воплощения музыкальной характеристики героя нельзя желать. По воле автора оперы вокальным коллегой чёрта является Дьяк — хоть и служитель церкви, но также характерный тенор. При таком чёрте дьяк вынужден петь более сдержанно, чтобы обеспечить слышимую разницу характеров. Возможно, поэтому специалист Большого театра по характерным эпизодам Леонид Виленский преподнес своего героя несколько более скромно, чем хотелось бы, без гротескной комедийности, на которую провоцирует действие и без которой не искрятся фразы вроде «А это що у вас, великолепная Солоха? Оставаясь в рамках академического пения, артист уже в диалоге с Вакулой из первого действия смог развеселить зал гоголевскими «нет, хата не моя…» и коронным коленцем Чуба «…вишь, какая цаца! Вплоть до финальной сцены Андрей Антонов с его сочным рокочущим басом, богатым на интонационные изюминки, оставался эпицентром гоголевского юмора, помноженного на музыку.

Солист «Геликон-оперы» Сергей Топтыгин, может, и не был столь полнозвучен, но суровый и, одновременно, незадачливый Голова оставил приятное впечатление. Руслан Розыев запомнился, несмотря на небольшую партию — уж очень гармонично его голос темного тембра вписался в мистическую ауру, которой окружен Пацюк. Особенно выразительно получилось зловещее, вплетенное в оркестровый вой ветра, заклинание нечистой силы во второй картине. Хор Капеллы мастерски представил развернутые хоровые номера оперы — жанровые иллюстрации народных обрядов с лейтмотивом «святый вечер! Здесь нет необходимости рассказывать о симфонизме или о музыкальном языке. Просто вместе с первыми звуками увертюры откройте повесть Гоголя, и да услышит имеющий уши музыкальную иллюстрацию к поэтической прозе: «Последний день перед рождеством прошел.

Зимняя, ясная ночь поступила.

Новую версию оперы «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинке

В итоге опера обогатилась яркими номерами, придающим гоголевским героям новые краски и глубину. Чего стоит юркий и то же время очень элегантный «чорт» авторское написание Гоголя , рваные движения и интонации которого подчеркивают его истеричность, нетерпеливость, желание поскорее отомстить проклятому кузнецу Вакуле. По ходу спектакля он неоднократно спускался со сцены к зрителям — жаль, что не далее первого ряда. Завораживает и заглавная тема колядования, сложная и, тем не менее, обладающая способностью надолго застревать в голове.

В общем, музыкальная сказка удалась: «Я, конечно, не профессионал, но, по-моему, получилось не хуже, чем у Чайковского», - заметил после концерта другой зритель. И автор этих строк с ним солидарен. В итоге Елена Анисимова, режиссер Рустем Фаткуллин, солисты оперной студии Казанской консерватории, оркестр Tatarica и Фольклорный ансамбль консерватории были удостоены продолжительных оваций, а после спектакля некоторые зрители признавались, что с этого момента оперный жанр стал им намного ближе.

Но только при помощи своих родных и близких, которые тоже способны на подвиги ради любви. Атмосфера доброты, мягкий юмор, музыка Чайковского делают эту «Ночь перед Рождеством» по-настоящему праздничной, волшебной. Во время действия актёры говорят и поют арии, песни, дуэты из оперы «Черевички».

Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими обрядами. Римский-Корсаков внес в гоголевский сюжет славянско-мифологические поверья, связанные с нарождением солнца после зимнего солнцестояния, усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.

Электронная почта: inform mari. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.

Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК.

Сказ об украденном спектакле Мариинского театра

Новую постановку оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинском театре. Это новая премьера проекта "Театр в кино", инициированного телеканалом "Россия – Культура" и компанией Опера «Ночь перед Рождеством» совсем недавно пережила второе рождение. Мариинка, несмотря на всю свою классичность, пошла на смелый эксперимент, сделав постановку частично интерактивной. 08.03.2016 сходила в Мариинский театр на постановку "Ночь перед Рождеством".

Оперу «Ночь перед рождеством» покажут в кино

Этот спектакль создан для семейного просмотра, а это значит, что и детям, и взрослым будет на нем интересно: взрослые смогут оценить мастерство артистов и музыкантов, исполняющих этот шедевр великого русского композитора XIX века, а дети будут наслаждаться захватывающим сюжетом, яркими образами главных героев и великолепием совершенно сказочных декораций художника Станислава Фесько. Постановка оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова на сюжет гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац — это настоящий подарок для тех, кто любит оперу сам и хочет привить любовь к ней своим детям. На сцене соединяются уважение к классике и современная яркость декораций, прекрасное вокальное исполнение, сочная актерская игра и настоящие театральные чудеса вроде полетов над сценой.

Режиссер постановки Илья Живой сохранил яркие декорации и костюмы предыдущей вариации действия, но разнообразил его танцами и переделками некоторых сцен. В итоге шоу получается более насыщенным и сказочным.

История Пьесу «Ночь перед Рождеством» написал молодой Николай Гоголь в возрасте 22 лет, тогда он только осваивался в Петербурге, приехав туда из Малороссии. Композитор Николай Римский-Корсаков сотворил на основе его произведения одноименную оперу, которую вскоре и поставили в Мариинском театре.

Тогда Чуб не слезет с печи, останется дома, и Вакула не сможет навестить его дочку Оксану. Солоха согласна. Чуб ей милее всех Диканьских казаков — он вдов и богат, она не прочь прибрать к рукам его добро. Чёрт с Солохой, сговорившись, поднимают метель. Из шинка вываливается подгулявший Панас и направляется к хате Чуба. Выходит и сам Чуб и зовёт Панаса с собой на кутью к Дьяку. Ведь там их ждёт на шафране настоянная горилка. И Вакуле не спится, в сомнении бродит он вокруг Чубовой хаты — любит ли его Оксана, первая красавица на селе?

Проплутав в темноте, не найдя хаты Дьяка, Чуб возвращается домой. Но и своей хаты ему не найти. Тогда Чуб решает навестить Солоху. Отбросив все сомнения, Вакула решает объясниться с Оксаной. Метель прекращается, опять становится светло. Прихорашиваясь перед зеркалом, Оксана любуется собой. Незаметно вошедший Вакула восхищён её красотой. Но не так просто завладеть сердцем красавицы. Она говорит Вакуле, будто скучает и ждёт подруг, чтобы поколядовать — «парубки придут, порасскажут славные сказки». А вот и они!

Одна из девушек, Одарка, в новых черевичках. Оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички, Оксана при всех даёт слово — «коль достанет он черевички, что носит сама царица — тогда она выйдет за него замуж». Замёрзнув на холоде, Солоха с Чёртом согреваются в хате, поют и пляшут. Неожиданно раздаётся громкий стук. Солоха едва успевает спрятать Чёрта в мешок, как входит Голова. Он был зван на кутью к Дьяку, но, увидев свет в хате Солохи, решил скоротать вечер с ней. Только он выпил чарку горилки — опять стук.

Наивные декорации в стиле детских спектаклей или фильмов - облака на ниточках, заснеженные домики, катающаяся печь, гигантские вареники - придают бесхитростное обаяние спектаклю. Поскольку Илья Живой - прежде всего хореограф, то и танцев в спектакле получилось много и к месту, причем, танцуют не только балетные танцовщики во вставных номерах, но отлично двигаются и оперные солисты. Все актерские работы получились органичными, и каждый - и в большой, и в малой роли, - явно получал удовольствие, которое передавалось и в зал. Прямая речь Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра: - Судьба сегодняшнего спектакля оказалась фантастической. Мы планировали выступить 7 января в Тихвине, но неожиданно для нас это оказалось опасной затеей, потому что Тихвин попал в красную зону по заболеваемости. Я уже говорил, что когда-то наш первый приезд с оркестром в Тихвин, мое посещение города, отцовского дома Римского-Корсакова, могилы его отца, потрясающего монастыря и самое главное - великой Тихвинской иконы Божией Матери, - произвело на меня колоссальное впечатление. И мне хотелось эту невероятную оперу показать именно 7 января именно в Тихвине.

И снова “Ночь перед Рождеством”

опера "Ночь перед Рождеством". Напомним, сценическая история оперы «Ночь перед Рождеством» на либретто композитора Римского-Корсакова началась в 1895 году именно с Императорского Мариинского театра, с которым он активно сотрудничал. На исторической сцене Мариинского театра состоится показ оперы "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова на Гоголевский сюжет.

Мариинский театр показал "Ночь перед Рождеством"

Удержать летящий через оркестр голос певицы было не под силу даже недружелюбной к вокалистам акустике Светлановского зала. Особые ожидания были связаны с Олегом Долговым, чей голос именно в партиях русского репертуара раскрывается во всей красе, с особенной удалью взмывая к самым сложным взрывным форте, которыми щедро нашпигована и партия Вакулы. Увы, голос певца с самого начала звучал вяловато, теряясь за оркестром. Из значимых потерь не была спета первая же программная си — в финале первой картины «…средь морозной ночи» , форте часто были плохо сфокусированы, а в середине диапазона был слышен дребезг. Поневоле вспомнилось, что в начале месяца Олег Долгов не вышел петь Германа. Возможно, последствия нездоровья настигли его и здесь. Тем не менее, певец достойно в сложившихся обстоятельствах допел сложную партию — будем надеяться, без последствий для голоса Княжича в апрельской серии «Чародейки». Другие персонажи, населяющие сказочный мир оперы получились полнокровными и запоминающимися. Елена Евсеева добротно озвучила традиционно меццосопрановую партию Царицы. Две Бабы, записные сплетницы, в ярко выраженной характерной манере получились у Виктории Смольниковой и Анастасии Привозновой.

Людмила Кузнецова со свойственным ее голосу широченным вибрато и заглубленным звучанием, имеющим плосковато-народный призвук, явила, тем не менее, колоритную характерную Солоху. Яркий пример того, как важен выбор репертуара. Если бы певица, с ее нынешним состоянием голоса, не пела освященные харизмой великих исполнителей партии вроде Амнерис, Эболи или Азучены — возможно, у многих слушателей не было бы стойкого предубеждения против появления ее имени в концертах Капеллы. Самая яркая вокальная удача из ролей второго плана — Чёрт Максима Сажина. Чертовски пронзительный голос беспрепятственно прорезал оркестр, донося до слушателей каждое слово дикция у певца превосходная! В довершение образ был приправлен перцем зловредных интонаций — более удачного воплощения музыкальной характеристики героя нельзя желать.

Он страшно зол на ее сына Вакулу за то, что тот «намедни на смех намалевал в притворе, будто Черта поленьями и прутьями гоняют».

Решив насолить ему, Черт подговаривает Солоху украсть месяц и поднять метель. Тогда настанет темень, Чуб останется на печке дома и Вакула не сможет навестить его дочку, красавицу Оксану. Солоха согласна.

Следующая премьера состоялась в 1943 году, когда театр был в эвакуации в Перми тогдашнем Молотове. Жизнерадостный спектакль Леонида Баратова и Федора Федоровского стал в дни войны праздником; после возвращения труппы в Ленинград его возобновили и давали еще несколько сезонов. Илья Живой сохранил красочные декорации и костюмы того спектакля, но пересмотрел сценическое действие, разнообразил его танцами и уделил большое внимание работе с новыми исполнительскими составами.

Они решают преградить ему путь. Вакула проносится через всю сцену на крылатом коне; в руке у него плетка.

Бесы улюлюкают; Вакула бросается за ними в погоню. И вот сквозь ночную мглу в глубине сцены виднеется столица, освещенная огнями. Картина 7 открывается полонезом с хором. Роскошный, ярко освещенный зал во дворце. Из задних дверей показывается шествие придворных дам в атласных платьях с длинными шлейфами и кавалеров, военных и статских, в шитых золотом кафтанах, с косами на затылках. На переднем плане стоит группа запорожцев в зеленых кафтанах. Среди них кузнец Вакула, одетый подобным же образом. Сзади стоят несколько придворных и лакеев. Под конец шествия показывается царица, окруженная своими приближенными.

Она садится на разукрашенное кресло. Хор славит ее. Царица приветствует запорожцев. На предложение царицы сказать, чего они хотят, кузнец Вакула бросается на колени и смело задает царице вопрос, из чего сделаны ее черевички. Царица просит его встать и приказывает принести ему из своих кладовых самые лучшие черевички. Она одобряет простодушие Вакулы, и вслед за царицей его славит хор придворных дам. Наконец приносят черевички, и царица вручает их Вакуле. Все ликуют и славят царицу. Вакула вновь призывает черта: «Ну, выноси меня отсюда, вражий сын!

Картина 8. Опять воздушное пространство. Густые облака, между которыми внизу виден заходящий месяц. Вместе с облаками плывут и проносятся одни лишь метлы, ухваты, вилы и горшки. Кузнец Вакула проносится в обратную сторону. Облака постепенно рассеиваются и исчезают. На небе зажигается утренняя заря Венера в виде девы, держащей яркий светоч. Коляда в образе молодой девушки в золотом возке, запряженном вороным коньком, а Овсень в образе молодого парня на кабане с золотой щетиной, оба в дорогих шубах и шапках выезжают на сцену в сопровождении светлых духов. Звучит хор, сопровождающий поезд Овсеня и Коляды «Выезжала Коляда, выезжала молода».

Настает розовый рассвет. Красное солнце показывается сквозь морозный туман. Оркестровой картиной, живописующей рассвет, завершается это действие, богатое разнообразной сменой эпизодов. Последнее действие возвращает нас в родное село Вакулы. Внезапное исчезновение кузнеца породило различные толки: одна баба баба с фиолетовым носом говорит, что он повесился, другая баба баба с обыкновенным носом , — что он утонул. Между ними заходит спор, кто говорит правду. Оксана не верит их словам. Бабы уходят. Теперь Оксана уверяет, что вряд ли есть другой такой парубок, чтобы был пригож, как Вакула.

Только теперь она поняла, кого она потеряла. Вдруг у калитки показывается сам кузнец Вакула. На нем зеленый запорожский кафтан, в руках черевички, шапка, цветной пояс и нагайка. Оксана не может скрыть своей радости. Он не верит своим глазам: «Кузнец!.. А говорят, что без вести пропал! А он целехонек». Вакула просит Чуба отдать ему Оксану и дарит Чубу пояс, шапку. Оксане он привез черевички, какие носит сама царица.

Теперь Оксана готова пойти за Вакулу и без черевичек. Звучит их любовный дуэт, проникнутый радостным чувством «Чудная Оксана, нету тебя краше, в целом свете нет». Чуб доволен. Он зазывает к себе парубков и дивчат. С ними приходят голова, дьяк и Панас. Все рады возвращению Вакулы. Молодежь пристает к Вакуле с вопросом: «Где ты был? Вакула обещает рассказать свою историю пасечнику Панько, «чудо рассказчику». Хор радостно поет: «А мы сказку ту подхватим, к сказке голос подберем, музыкантов соберем».

Музыка этого финала напоминает русские величальные песни. Майкапар История создания Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, коль скоро он был уже использован в опере Чайковского «Черевички» «Кузнец Вакула» в первоначальной редакции. Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта. Римский-Корсаков пояснял: «Купала и Ярило справлялись преимущественно около времени летнего солнцеворота, а Коляда и Овсень около зимнего. Обрядовые песни с именами Коляды и Овсеня поются на святках, начиная с рождества. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм».

Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы. Опера была начата весной 1894 года в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица в повести Гоголя Екатерина II , а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 28 ноября 10 декабря 1895 года. Музыка «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании , которые послужили основой для мелодики оперы.

В целом же он сочетал фантастические моменты с тонкой лирикой и сочным изображением быта украинского села. Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы. В первой картине напев колядки выразительно передан в дуэте Солохи с Чертом «Украдем мы месяц с неба», а веселая украинская песня — в дуэте подгулявших кумов Чуба и Панаса «Нет, пойдем мы ко Дьяку на кутью». Светлым лирическим чувством с оттенком грусти проникнуто ариозо Вакулы «Чудесная дивчина». Вторая картина начинается арией Оксаны «Что людям вздумалось расславить, что хороша я? В центре картины протяжная колядка подруг Оксаны «На лугу красна калина стоит». Акт заканчивается веселым хором молодежи, подсмеивающейся над Вакулой. Первая картина второго акта содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи.

Сначала идет задорная ее песня-пляска с Чертом «Ой, коляда, колядица моя». Степенно приветствие Головы «Здравствуй, милая Солоха». Разукрашенная, цветистая речь обличает Дьяка. Напориста, энергична песня Чуба и Солохи «Гей, чумаче, чумаче». В заключение картины звучит песня-жалоба Вакулы «Где ты, сила моя молодецкая? Она открывается широко развитой сценой колядования — это один из лучших хоров оперы. После прощания Вакулы с Оксаной чувство недоумения озадаченной молодежи выражено в хоре «Он повредился, его оставьте». Однако вскоре вновь восстанавливается веселье. Картину завершает большой квинтет с хором.

Третий акт состоит из четырех кратких картин. В музыке первой картины главенствует зарисовка комично-важного облика знахаря Пацюка. Сказочный полет Вакулы служит содержанием второй картины. Вначале возникают феерические балетные сцены игр и плясок звезд; их сменяет хоровая бесовская колядка, характер которой делается все более угрожающим. В третьей картине торжественный полонез с хором призван обрисовать придворный быт. Этот хор образует яркий контраст к фантастическим сценам.

Сказочная опера "Ночь перед Рождеством" – теперь на большом экране

На Исторической сцене Мариинского театра показали новую сценическую версию оперы «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, взяв за основу постановку Ольги Маликовой, раскрыв некоторые купюры и подретушировав ее танцами Ильи Живого. Эту небывалую задачу поставил перед собой Римский-Корсаков, когда обратился к сказочной повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Действительно, музыка «Ночи перед рождеством» создавала огромный простор не только для интерпретации бытовых сцен, но и для представления фантастической феерии. Зрители смогли насладиться легендарной оперой Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»!

Опера «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

07.01.2021 Ночь перед Рождеством в Мариинском театре Но одним из самых любимых произведений композитора была повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева "Ночь перед Рождеством" го-Корсакова (видеофрагменты) Мариинский театр в г Тихвин 18.03.23.
Большой театр • Ночь перед Рождеством В рамках фестиваля «Зимние вечера» в Йошкар-Оле состоялась премьера оперы го-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

В Мариинском театре представили новую версию оперы «Ночь перед Рождеством»

Опера «Ночь перед Рождеством» Хочется похвалить и хор из академиков, с одной стороны, это неожиданно, но с другой, чаще всего это случается именно в русских операх, так что почему бы и нет.
| Премьера оперы "Ночь перед Рождеством" Иванова состоялась премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Римский-Корсаков Опера «Ночь перед Рождеством» Хочется похвалить и хор из академиков, с одной стороны, это неожиданно, но с другой, чаще всего это случается именно в русских операх, так что почему бы и нет.
«Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка»: две праздничные оперы Римского-Корсакова Неделю назад в кинотеатре Октябрь состоялась премьера фильма-оперы го-Корсакова Ночь перед Рождеством в исполнении артистов Музыкального детского театра им.

Курсы валюты:

  • Оперу «Ночь перед Рождеством» дадут в Петербургской филармонии в преддверии Нового года
  • Новую версию оперы «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинке
  • В Мариинском театре представили новую версию оперы «Ночь перед Рождеством»
  • Управа района Академический города Москвы
  • Билеты на оперу Ночь перед Рождеством Мариинского театра - Большой театр, купить онлайн с доставкой
  • 07.01.2021 Ночь перед Рождеством в Мариинском театре: opera_manka — LiveJournal

Газета «Суть времени»

  • Оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» показали в московской библиотеке — Викиновости
  • Последние выпуски
  • ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"
  • Комментарии
  • Опера «Ночь перед Рождеством»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий