Новости опера щедрина не только любовь

И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». лирическая опера "Не только любовь"» на канале «Мастерство и Личное Искусство» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 сентября 2023 года в 17:33, длительностью 01:37:01, на видеохостинге RUTUBE. Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия.

Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала

В советские годы люди шли на премьеру и ждали более детально прописанного колхозного быта, но Щедрин этого предусмотрительно избежал. К примеру, видный критик, профессор Московской консерватории Борис Ярустовский сокрушался, что финал якобы перечеркивает смысл произведения. Всерьез или нет — неизвестно, но он писал, что личная трагедия Варвары, которая влюбляется в неожиданно приехавшего из города бывшего односельчанина Володю Гаврилова, не важна. По его мнению, в опере нужно было сделать акцент вовсе не на том, что она, взрослая женщина, борется сама с собой, со своими нерастраченными женскими и материнскими чувствами, не хочет «уводить» чужого жениха, опасаясь при этом не столько разницы в возрасте, сколько осуждения со стороны вверенного ей как председателю колхоза коллектива: «Важно другое: то, что случилось с Варварой, — не катастрофа. Радость возвращения к любимому труду, к своему родному коллективу — выше всего и дороже всего для Варвары Васильевны». К счастью, сегодня мы абсолютно свободны от подобной логики и можем воспринимать эту оперу совершенно иначе. После череды первых неудачных постановок «Не только любовь» постепенно все же обретала внимание публики, которого заслуживает. Сейчас она с успехом идет в Мариинском театре и «Санктъ-Петербургъ опере», а также в целом ряде студенческих театров.

Настала очередь новой московской постановки на Большой Дмитровке. Кстати, вспоминая предыдущую версию Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, критик Владимир Зисман как-то писал: «Честно сказать, я шел на спектакль с некоторой опаской. Помню спектакль 1981 года. И дело совершенно не в том, как это было сделано сделано было хорошо , а в том, что над всем этим висел тяжелый дух плана постановки советской современной оперы. В ней был пафос освобожденного труда и жажда свершений». К счастью, постановка 2024 года подобного пафоса лишена, сделана удачно и в абсолютно новом визуальном решении по инициативе дирижера Феликса Коробова, который пригласил к сотворчеству режиссера Евгения Писарева. Одним из залогов успеха стала работа сценографа Максима Обрезкова.

Надо признать, в последнее время крайне редко приходится констатировать подобное в российском музыкальном театре.

Дженнет Арльт делится впечатлениями о премьере. Первая опера 29-летнего композитора после премьеры в 60-х признания не получила — после пары показов в Большом театре ее сняли с репертуара. Режиссер спектакля Евгений Писарев уверен: тогда сочинение молодого Щедрина опередило свое время.

Мне кажется, в начале шестидесятых еще ни зритель, ни режиссер были не готовы", — поделился режиссер-постановщик Евгений Писарев. Драма в рядовом колхозе разыгрывается, и правда, нешуточная: его председатель, Варвара Васильевна, женщина крепкая и волевая, среди вечных забот и ответственности за вверенное ей хозяйство и людей вдруг влюбляется в "чужого жениха", веселого и легкомысленного Володю Гаврилова. Разрываясь между любовью и чувством вины, не в силах вынести косых взглядов односельчан она, словно пушкинская Татьяна, делает единственный верный для себя выбор.

Написанный по заказу Лорина Маазеля и Чикагского симфонического оркестра к 100-летию коллектива, впервые он прозвучал в 1990-м году. В этой яркой, полной юмора музыке особое оживление и публики, и исполнителей неизменно вызывает фрагмент пения оркестром романса «Очи черные». Также прозвучат блестящие аранжировки Двух танго Альбениса и Parabola concertante «Концертная притча» для виолончели, струнного оркестра и литавр. Сотканное из напряженных «хоровых» фрагментов и трагически раскаленных монологов, сочинение было написано в 2001-м году для Мстислава Ростроповича.

Народные гуляния, танцы, драматические сцены и любовь составляют жизнь героев. Главная идея оперы - нравственность. В образе председателя колхоза Варвары Васильевны воплощается мысль о пути человека к счастью, а портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах. Он ветреный, задиристый парень, напевающий заводные мотивы, у которого в глубине души спрятаны самые нежные чувства. В опере Александрова всё гармонично и очень музыкально. Персонажи живописны и пластически индивидуальны.

Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к

Но это не просто визуальное решение: синий — цвет неба, цвет космоса — подчеркивает, что эта история могла быть разыграна под любыми звездами. Эти звезды — послевоенной эпохи, когда женщины поднимали страну и хозяйство, но, как и во все времена, мечтали о любви и сильном мужском плече. Вневременную связь подчеркивает и подзаголовок оперы — лирические сцены, словно из оперы Чайковского. Композитор эти отсылки и не скрывал: "Пишу колхозного "Евгения Онегина", — говорил Щедрин. Очень много параллелей, которые разгадывать очень интересно, и до последнего момента ты в это погружаешься и находишь какие-то детали", — признался главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов.

И столь же удачным получился результат работы над хореографией, за которую отвечал Сергей Землянский. Состав действующих лиц, к сожалению, идеальным образом не сложился. Как правило, Родион Щедрин зачастую сам утверждает исполнителей главных партий, но на этот раз театр решил взять всю ответственность на себя. Дирижер-постановщик Феликс Коробов отнесся к партитуре с большим уважением и аккуратностью, а также с фантазией: например, в хоровом эпилоге на сцене исполнению частушек аккомпанировал балалаечник Никита Говоров, и это было интересно.

Однако нельзя сказать, что оркестр звучал с должной степенью тонкости и музыкальным разнообразием. Гениальность щедринских тембровых и динамических «изюминок» можно было бы расслышать и воплотить гораздо изящнее, несмотря на то, что жанровая драматургия оперы постепенно меняется от лирико-комической почти до экспрессионистской, что требует ближе к финалу более напористого и мощного звучания — но точно не в каждой сцене. Меццо-сопрано Лариса Андреева в образ Варвары Васильевны через драматическую игру всячески старалась вложить максимум эмоциональных сил, труда. Однако артистка находится не в лучшей вокальной форме, сам тембр не обладает ясностью и выразительностью, техника не дает возможности петь мягкое пиано или красиво озвучивать нижний регистр. Опера есть опера, и даже самая талантливая драматическая интерпретация образа не может компенсировать отсутствие качественного вокала. Кирилл Матвеев в партии Володи Гаврилова также смотрелся убедительно актерски — не переигрывал, излишне не комиковал, хотя сам рисунок роли на это постоянно провоцирует. Щедрин воплощение образа «рубахи-парня» поручил, что называется, мощному тенору — лирический здесь не подойдет, хотя сложность партии как раз в том, что возможности его амплуа тоже иногда нужны. Например, в речитативе перед «Песней про елочку» нужно мягко фальцетом брать высокие ноты и недурно петь в малой октаве: нюансировки на таком уровне премьерный тенор предложить пока не смог. Наташа, невеста Володи, получилась у Марии Макеевой ровно так, как это предполагает сюжет оперы: героиня находится всегда на втором плане и много на себя не берет, примерно соответствующе сказанному прозвучала ее ария, хотя при желании и самой певицы, и режиссера образ можно было бы укрупнить.

Кстати, эту «процедуру» хорошо получилось применить относительно образа разведенки Катерины — Вероника Вяткина пела и играла харизматично. Квартет трактористов во главе с их бригадиром в исполнении Феликса Кудрявцева и Иваном Трофимовым, роль которого играл Станислав Ли, звучал прилично и, главное, без того самого «производственного» пафоса. Комическую линию наравне с хором замечательно воплотили музыканты «духового симфонического эстрадного самодеятельного оркестра» под руководством Кондурушкина, чей образ примерил Максим Осокин.

Свою роль в развитии романа, кажется, сыграл этот самый новенький тогда Концертный зал, акустикой в котором занимался сам «доктор саунд» - Ясухиса Тойота. Родион Щедрин был изумлен элегантностью и акустическим совершенством нового зала, остающегося по этим качествам непревзойденным в России и одним из лучших в мире.

И композитору ничего не оставалось, как доверить надежным дирижерским рукам свою музыку - симфоническую, оперную и балетную. Перфекционист во всем, до того момента связывавший жизнь своих сочинений преимущественно с европейскими ангажементами, Родион Константинович как будто заново родился для российских слушателей благодаря союзу с Валерием Гергиевым. В его лице Гергиев получил «живого классика», продолжающего активно сочинять. Год за годом в Мариинском театре были поставлены почти все оперы и балеты Щедрина. На лейбле «Мариинский» записан ряд его произведений, в том числе видеозаписи «Конька-Горбунка» и «Левши».

До последнего момента композитор приезжал в театр вместе с Майей Михайловной Плисецкой, которая, к счастью, успела побывать на премьерах «Анны Карениной», «Конька-Горбунка», оперы «Левша», написанной к открытию в 2013 году Мариинского-2, приезжала и на концерты мужа. На премьере оперы «Не только любовь», которую Родион Щедрин посвятил в 1961 году своей обожаемой Маюше, как он нежно ее называл, Майе Михайловне уже не суждено было побывать.

Теперь все оперы Родиона Щедрина поставлены на сцене Мариинского театра. Режиссер Слава Даубнерова, работающая на стыке театра и перформанса, подошла к произведению с собственной феминистской концепцией обвинителя главного действующего лица этой истории — Гумберта Гумберта. Что же касается постановки, то ожидающие скандала и эротических впечатлений будут разочарованы. Конечно, сюжет этой оперы особенно требователен к певцам — как к типажам оных, так и к их раскованному артистизму. Трудно будет представить себе Лолиту в исполнении пышной примадонны 45 лет.

Или Гумберта, имеющего внутренние психологические барьеры. Постановка сложна технически.

Опера Не только любовь

Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки 16 февраля , 19:45 To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video «Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Подчеркнуто чувственное произведение Владимира Набокова с момента своего появления разделила на две части тех, кто не видит ничего, кроме скандального сюжета о запретной любви стареющего мужчины к несовершеннолетней девочке. И тех, кто полагает его лишь материалом для блестящей поэтизации автором того, что поэтизировать нельзя. Причем то, что «нельзя» — это позиция писателя!

Само противостояние уже стало фоном для высказывания режиссеров, художников — как на дизайне многочисленных изданий книг, которые мелькают здесь. Отношения между полами возникли вне морали, но моралью регламентируются.

Юрий Александров: «Родион Константинович, когда узнал о планах нашего театра, сказал, что будет с волнением и радостью ждать премьеры постановки, ведь у этой оперы очень сложная сценическая судьба». А сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь».

Хотя казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем.

Так случилось и с советской оперой Щедрина.

Самое раннее из них — сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». Будет исполнен и созданный в те же годы искрящийся концерт для оркестра «Озорные частушки», в восторге от которого в числе многих был Леонард Бернстайн. Написанный по заказу Лорина Маазеля и Чикагского симфонического оркестра к 100-летию коллектива, впервые он прозвучал в 1990-м году. В этой яркой, полной юмора музыке особое оживление и публики, и исполнителей неизменно вызывает фрагмент пения оркестром романса «Очи черные».

А сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь». Хотя казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.

Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»

В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь). Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году.

Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра

Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе На премьере оперы «Не только любовь», которую Родион Щедрин посвятил в 1961 году своей обожаемой Маюше, как он нежно ее называл, Майе Михайловне уже не суждено было побывать.
Опера Р. Щедрина «Левша». Первая премьера на новой сцене Мариинки лирическая опера "Не только любовь"» на канале «Мастерство и Личное Искусство» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 сентября 2023 года в 17:33, длительностью 01:37:01, на видеохостинге RUTUBE.
Не только любовь - Санкт-Петербург Опера В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко представили лирическую оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина.

Поделиться

  • Опера «Не только любовь» : Псковская Лента Новостей / ПЛН
  • Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь"
  • Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
  • Мюзикл «Не только любовь»
  • ​​МАМТ представляет оперу об изломанных душах сильных людей

Тех. поддержка

  • Афиша | Апрель
  • Не только любовь
  • поиск по сайту
  • В МАМТе поставили оперу Родиона Щедрина "Не только любовь" - Российская газета
  • Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера

Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ

Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Выбор оперы Щедрина «Не только любовь» отражает – сознательно или нет – возвращение в культурный обиход сочинений, образов, настроений советского строя. Не случайно сам Щедрин, работая над оперой «Не только любовь», говорил: «Пишу колхозного “Евгения Онегина”». Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. Композитор (автор материала): Щедрин, Родион Константинович. «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова.

Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко

Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова. "Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года.

Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»

первая опера а, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь».

Добро пожаловать!

Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны. Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера.

Щедрина и проза Николая Лескова, которая лежит в основе сценария, актуальны и в проекции на день сегодняшний. Так же бездушна бюрократическая государственная машина, усиленная пресловутой властной вертикалью, отбрасывающей густую тень на наше бытие. Так же беспредельно самодурство начальства, казнокрадство на всех уровнях, унижение человеческого достоинства, всевластие силовиков, особенно спецслужб, разорвана обратная связь между истеблишментом и обществом. Так что ещё долго сочинения Николая Лескова и Михаила Салтыкова-Щедрина будут актуальны для России и читаемы здесь с интересом… Благо цензура до них ещё не добралась, как, например, до фильмов Досталя. Ауфтактом к премьере стало открытие, за 45 минут до её начала, Камерного зала на 120 мест на четвёртом этаже нового здания театра. Зал с прекрасной акустикой представляет собой крутой амфитеатр, практически сразу переходящий в крохотную концертную эстраду, на которой еле помещается кабинетный или максимум салонный рояль. Это придаёт новой концертной площадке особый шарм — пропадает дистанция между слушателями и исполнителями, возникает атмосфера салона.

В небольшом концерте выступили солистки Мариинского театра сопрано Анастасия Калагина и меццо-сопрано Екатерина Семенчук в сопровождении прекрасного концертмейстера Натальи Мордашевой. С началом последнего номера программы — сцены и частушек Варвары из первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в превосходном исполнении Е. Семенчук, в дверях зала появился главный герой премьеры в сопровождении своей супруги Майи Плисецкой и Валерия Гергиева. Так стоя они и слушали. По окончании номера все расселись по местам, и Гергиев сообщил, что новый зал будет носить имя Родиона Щедрина. Первым была литургия «Запечатлённый ангел» 1988 г. Особый интерес Родиона Константиновича к «Левше» проскальзывал в его разговорах уже достаточно давно. Могу ошибаться, но у меня есть ощущение, что идея написания оперы по «Левше» уже витала в воздухе в дни празднования 75-летия композитора в 2007 году.

Гергиев посвятил трансляцию всем поклонникам Московского Пасхального фестиваля. Мы часто туда приезжаем, почти ежегодно, и этот город с великими музыкальными традициями всегда тепло встречает наши выступления. Сегодня мы посвящаем трансляцию исполнения силами Мариинского театра ранней оперы Родиона Константиновича Щедрина "Не только любовь", а также его блестящего Второго фортепианного концерта с великолепным солистом Денисом Мацуевым всем любителям классической музыки, но в первую очередь зрителям Казани, куда мы обязательно еще приедем», — отметил дирижер. Видеозапись концертного исполнения оперы «Не только любовь» проводилась в 2016 году, когда это сочинение впервые прозвучало в Мариинском театре.

Прочту позже Родион Щедрин образца 1961 г. Немолчный шум дождя, поливающего землю вопреки указаниям партии и правительства, производится простейшими средствами: это шуршат при малейшем движении черные дождевики, в которые облачены сельчане. Чуть поодаль угрожающе топорщит острые выгнутые зубья заржавелая борона: вот-вот заграбастает, затащит под кляклую, размокшую землю убогий послевоенный уют, закопает запретную мечту председательши колхоза Варвары Васильевны о простом бабьем счастье. Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева.

В МАМТе поставили оперу Родиона Щедрина "Не только любовь"

Эта первая опера Щедрина, сочиненная им в 1961 году, стала музыкальным отображением «деревенской прозы» – целого явления в советском искусстве. Валерий Гергиев (Фото спектакля из группы театра ВКонтакте) В первый день весны любимый театр представил невероятно лирическую любовную историю. «Не только любовь» — опера Родиона Щедрина в трёх актах с эпилогом, на либретто В. Катаняна, по рассказам Сергея Антонова («Тётя Луша» и другие). Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера). Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей.

Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре

В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса.

Певцы здесь именно поют, а не рвут связки скачками на резкие интервалы, как этого часто требуют современные композиторы, которые не любят ни певцов, ни слушателей. Щедрин любит и тех и других. И потому даже самая неискушенная публика готова ответить ему тем же. Отдельная история — хоровые сцены. Хоры у Щедрина всегда завораживающе прекрасны. Здесь они просто запредельно небесные, ангельские.

Считается, что опера построена на частушках и что партитура имеет некие фольклорные корни. Вряд ли это так. Народность важна для этой оперы, не в этническом аспекте, а скорее, в мифологическом. Знаменитые частушки из второго акта он весь построен на развернутой стилизованной кадрили никакой «фольклорности» в себе не несут. А если она и присутствует, то примерно в той же версии, что у Стравинского. Это, пожалуй, самая модернисткая часть оперы, которая, на самом деле, и вся — ярчайший пример модернизма, а может быть, даже и начала постмодернизма. И удивляться здесь нечему: русская музыка с средины XIX определяла самые авангардные течения в искусстве. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь».

Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей.

Действие происходит в советском колхозе после Великой Отечественной войны и повествует о взаимоотношениях жителей села и трудном сельском быте. Родион Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки, в которой есть что-то глубинное, зарытое в национальном подсознании.

В избранное Спектакль состоится 11 октября. Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей. Действие происходит в советском колхозе после Великой Отечественной войны и повествует о взаимоотношениях жителей села и трудном сельском быте.

Комментарии

  • Поделиться
  • Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина
  • Опера «Не только любовь» | Путеводитель Подмосковья
  • В печатном номере
  • На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий