1711 22 февраля

Уже в 1711 г. при Сенате была введена должность обер-фискада. Создание Сената при Петре I. Особенности деятельности и сенаторы первого состава. Влияние Северной войны власть, его ликвидация в статье. 22 февраля 1711 года Петр Первый упразднил Боярскую Думу, поскольку более не нуждался в ее помощи (и отношение к боярам у него было испорчено) и создал новый орган – Сенат. 2 марта 1711 года именным указом Петра Великого учрежден Сенат, как высший орган государственной власти и законодательства.

Новые правительственные учреждения

Такая оценка Сената не соответствует его действительному положению, что справедливо отмечалось в свое время А.Н. Филипповым.[4] Хотя сам Петр I в указе 22 февраля 1711 года. 1711 г., февраля 22 Указ об учереждении Правительствующего Сената о и персональном его составе. рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. 22 февраля Именины Геннадий, Иннокентий, Никифор, день поддержки жертв преступлений 22/02/1711 Указ об учреждении. Учреждение правительствующего сената состоялось 5 марта 1711 года. Отправляясь в Прутский поход, Петр в день объявления манифеста о войне с Турцией 22 февраля 1711 г. подписал указ об организации нового высшего государственного учреждения. В 1711 г. был создан Правительствующий Сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Сенат приобрёл законосовещательные, судебные и контролирующие функции.

Учреждён Правительствующий сенат — высший государственный орган в России

Один из них – Указ Петра I об учреждении Правительствующего Сената и его персональном составе, датируемый 22 февраля 1711 года. Правительствующий Сенат занимает особое место в истории становления российской государственности. Он был создан в 1711 году по указу Петра I как высший орган управления в. ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СЕНАТА Именной указ [Февраля 22 дня 1711 года]. 5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий. Указ об учреждении Правительствующего Сената был подписан 5 марта (по старому стилю – 22 февраля) 1711 года.

Петровские преобразования: реформы государственного управления

Это произошло 22.02.1711 г. Сенат стал высшим органом государственной и законодательной власти, который подчинялся непосредственно российскому императору. Правительствующий Сенат. В организации и деятельности Сената получили дальнейшее развитие принципы. Правительствующий Сенат занимает особое место в истории становления российской государственности. Он был создан в 1711 году по указу Петра I как высший орган управления в. 1711 г., февраля 22 Указ об учереждении Правительствующего Сената о и персональном его составе.

История Сената (1711-1917гг)

Судебная реформа. Судебная реформа, проведенная в 1719г. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи.

Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда. Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства. Военные реформы. Как уточнялось ранее, Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными среди иностранцев. Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавания. Уже в мае 1692 г.

В 1694 г. Военные преобразования ХVШ в. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка, большое значение имели маневры 1689-1694гг. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск. Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны 1700-1721гг. Указ 1699г. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу.

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1715 г. В 1716 г. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства. Церковная реформа. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, не совместимую с развивающимся абсолютизмом. Государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой.

На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат. Наконец, 25 января 1721 г. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Всего в ведении находились чисто церковные дела толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. Синод также имел функции духовного суда. Культура при Петре 1 Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. В петровское время были открыты Медицинская школа, а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. Светское образование потребовало массу новых учебников. Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило развитие издательское дело.

В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве и других городах. В основе развития науки и техники, в Петровскую эпоху, лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа. Внешняя политика. Основным направлением внешней политики России в эпоху Петра 1 стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы правления Петра Северная война со Швецией. В результате дипломатических усилий Петру удалось привлечь к предстоящей войне с северным соседом в качестве союзников Речь Посполитую, а также Саксонию и Данию Северный союз был оформлен в 1699 г.

Для развертывания военных действий против Швеции требовалось добиться мира с Турцией, дабы избежать войны на два фронта.

Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин. В первые годы существования Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом. Через несколько дней после учреждения Сената 5 16 марта 1711 г. Указом императора от 28 марта 1714 г.

В 1718-1722 гг. Была введена должность генерал-прокурора , который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление.

Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала в сфере учёта служилого сословия.

Это было обусловлено первоочередной необходимостью реализации этой функции и наличием предшествующих структур — Разрядного приказа и созданного на его основе в 1711 году разрядного стола. Связь между Сенатом и губерниями осуществляли комиссары они назначались губернаторами , по два от каждой области. По мере развитий коллегий органов центрального управления , они стали выполнять функцию посреднического звена между Сенатом и губерниями.

Одновременно с созданием Сената, была учреждена должность фискалов, которые должны были «над всеми делами тайно надсматривать», бороться с коррупционными явлениями, вроде взяток, расхищения казны, нарушений в сфере сбора налогов и т. О нарушениях докладывалось в Сенат. Если действительно уличали виновного, то половину штрафа получал фискал, другая часть шла в пользу казны.

Также было дано повеление учредить должность обер-фискала позднее генерал-фискал , который был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами, у него было четыре помощника. В губерниях были провинциал-фискалы, по одному для каждой отрасли управления; им подчинялись городские фискалы. С созданием коллегий появилась должность коллежских фискалов, по одному для каждой коллегии.

Чтобы пресечь постоянные распри между сенаторами, Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний, а также функцию соответствия сенатских решений Уложению и указам, генерал-прокурору 12 января 1722 года была учреждена прокуратура. До этого надзор за благочинием сенатских заседаний осуществлял обер-секретарь Анисим Щукин, а затем помесячно менявшиеся штаб-офицеры гвардии. Помощником генерал-прокурора в Сенате стал обер-прокурор.

Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Генерал-прокурор находился в непосредственных отношениях с государем, поэтому сблизил Сенат с высшей властью и одновременно упорядочил производство дел. Тогда же в 1722 году были учреждены сенатские конторы — сенатская, ревизионная и раскольничья.

Он стал надзирать за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия, принимал жалобы-челобитные на волокиту, противозаконные решения коллегий и канцелярий. Учреждение этой должности преследовало две основные цели: освободить императора от разбирательства лично ему подаваемых челобитных и повести решительное наступление на волокиту, противозаконные действия коллегий и канцелярий. Правда, учреждение этой должности не решило поставленных задач.

Традиция была сильной и челобитную старались подать через голову генерал-рекетмейстера лично царю. Пётр сам писал, что «дерзают во многих местах его величеству бить челом и челобитные подавать паки, не давая нигде покою».

Их трудно было эффективно совмещать работу в двух направлениях. Так же это приводило к плохому контролю органов центрального управления. В качестве исключения в составе Сената были президенты коллегии Иностранных дел и Адмиралтейства, Воинской коллегии. Однако кадровый голод не позволил выполнить указ в полном объеме. В мае новый указ отменял предыдущий и вернул прежний состав Сената.

Государь решил проводить модернизацию методом введения новых структурных подразделений и должностей. При Петре Алексеевиче Правительствующий Сенат был высшим управленческим и законодательным органом, занимался контролем подчиненных коллегий. Дополнительно Разрядный приказ заменили «столом разрядных» в Сенате. Сенат стал назначать людей на все государственные и военные должности, контролировал дворян на службе. Позже стол разрядных стал разборной канцелярией при Сенате. Пользуйтесь Поиском по сайту.

История в лицах

1711 года они были возложены на созданное при этом учреждение, получившее имя Правительствующий сенат, созданный по указу Петра 5 (16) марта 1711 [10]. Правительствующий Сенат был учреждён в осени 22 февраля 1711 года Петром Великим. 22 февраля 1711 г. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе. Указ объявить последующей.

Создание Сената при Петре I

Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим коллегиальным органом. Его связь с губерниями осуществлялась через специальных комиссаров. При этом изначально царь планировал создать лишь временный орган власти, не рассчитывая находиться в отъезде постоянно. Петра I очень заботило отсутствие надлежащего контроля за управлением — поэтому в том же 1711 году появилась должность обер-фискала, которому подчинялись фискалы на местах.

Они не получали жалованья. В их обязанности входило доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных деяниях должностных лиц, как то: казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т. Если донос подтверждался, фискал получал половину имущества осужденного, если нет — никакого наказания не нес.

Над самим Сенатом с 1715 года надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, с 1721-го контроль осуществляли помесячно офицеры гвардии. В 1717 году, делая Сенату из-за границы выговор за беспорядки в управлении, Петр призвал сенаторов строго за всем смотреть: "понеже иного дела не имеете, точию одно правление, которое ежели неосмотрительно будете делать, то пред богом, а потом и здешнего суда не избежите". В первые годы своего существования Сенат находился в Москве.

Иногда царь вызывал сенаторов в место своего временного пребывания — например, в Петербург , Нарву или Ревель ныне Таллин. Они приезжали с ведомостями для отчета и вводили Петра в курс дел. Технология отношений царя с правительствующим Сенатом представлена в опубликованном в 1876 году "Описании документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции ".

В 1699 г. Купечество, ремесленники и мелкие торговцы получили право избирать органы городского самоуправления — бурмистерские земские избы. Бурмистры поочередно исполняли должность главы бурмистерской избы — президента.

Бурмистерские избы были подчинены Бурмистерской палате в Москве, образованной в 1699 г. В декабре 1708 г. По указу Петра I территория Российского государства была разделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую с 1710 г.

В 1713 г. Губернии являлись обширными административно-территориальными единицами, не равными ни по величине территории, ни по количеству населения. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные огромными полномочиями: административно-полицейскими, военными, финансовыми и судебными.

Ближайшими помощниками губернатора были вице-губернатор и ландрихтер. Последний под руководством губернатора заведовал судебными делами. Они управлялись генерал-губернаторами, назначавшимися из наиболее доверенных царю лиц.

Сами же губернии делились на уезды. Новое административно-территориальное деление было распространено на большую часть Российского государства. Однако ряд территорий не вошел в состав губерний.

В 1719—1720 гг. Позднее число последних возросло до 50. Провинция превратилась в основную административно-территориальную единицу.

Было также упразднено исторически сложившееся деление на уезды. Низшей административно-территориальной единицей стал дистрикт округ , состоявший из 1500—2000 дворов. Губернии по-прежнему возглавлялись генерал-губернаторами и губернаторами.

Однако их власть теперь не выходила за рамки губернского города с округой. Они перестали быть «царьками» на подведомственной территории. Во главе важнейших провинций также стояли генерал-губернаторы и губернаторы, иногда — вице-губернаторы.

Составной частью второй областной реформы стала попытка создания в губерниях и провинциях местных органов центральных учреждений. Однако из-за постоянных реорганизаций как самих коллегий, так и местных органов система ведомств в XVIII в. В 1723—1724 гг.

В городах вместо бурмистрских изб появились новые коллегиальные органы — городовые магистраты. Они состояли из президента, двух—четырех бурмистров и двух— восьми ратманов советников. В ведении магистратов находились управление городом, административно-полицейские, финансовые и хозяйственные дела.

Магистраты выполняли также судебные функции: в их юрисдикции был суд по гражданским и уголовным кроме государственных преступлений делам. Городовые магистраты находились в подчинении губернаторов и воевод, а общее руководство ими осуществлялось коллегией — Главным магистратом. Из всего комплекса реформ, осуществленных Петром I в государственном аппарате, созданная им система местного управления оказалась наиболее уязвимым звеном государственной системы.

Судебная система. До петровских преобразований в России отсутствовала система специальных судебных учреждений. Правосудие вершили органы государственного управления Боярская дума, Земские соборы, приказы и отдельные должностные лица царь, бояре, воеводы.

Правда, появилась небольшая группа судебных приказов: Московский судный, Владимирский судный, Патриарший разрядный и некоторые другие. Формирование абсолютистского государства потребовало создания общегосударственной судебной системы.

В ходе министерской реформы 1802 С. Вместе с тем указом имп. Александра I от 8 20.

Формой чрезвычайного надзора С. С 1860—70-х гг. В ходе судебной реформы 1864 он преобразован в высшую кассационную судебную инстанцию: в 1866 в С. Апелляционные департаменты упразднялись по мере введения новых судебных учреждений на всём пространстве империи завершено в 1897. В 1872—1917 Особое присутствие Правительствующего Сената рассматривало отд.

В 1898 для рассмотрения жалоб и протестов на решения и приговоры дореформенных судебных учреждений, Римско-католич. Сенаторы назначались монархом, имели чины не ниже первых трёх классов Табели о рангах; их численность нерегламентировалась в 18 в. Первоначально С. Издавал также «Решения... При С.

Для С. Казаков и в С. После Февр. Литература Лит. Административная юстиция в России.

Словарь русских сенаторов. Правительствующiй Cенатъ. Типо-литографiя С. Арсенальная наб. Уже съ 1706 г.

Въ указе 2-го марта 1711 г. Но учрежденiемъ политическимъ или въ чемъ-либо ограничивающимъ власть Петра Сенатъ не былъ. Помощникомъ генералъ-прокурора былъ оберъ-прокуроръ.

Учреждён Правительствующий сенат — высший государственный орган в России Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 19 февраля 2 марта 1711 год как высший орган государственной власти и законодательства. С начала XIX века осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений; с 1864 года — высшая кассационная инстанция. Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный.

Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но 19 февраля 2 марта 1711 года они были возложены на созданное при этом учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат. Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны.

Правительствующий Сенат Российской Империи

Сенаторы в большей мере зависели от верховной власти. Это должно было увеличить служебное рвение сенаторов. В 1718 году в Сенат были включены президенты коллегий. Сенат должен был выносить постановления по запросам коллегий, которые они не могли решить самостоятельно из-за отсутствия прецедентов.

Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: неожиданном нападении вражеских войск, начале эпидемии и т. В конце правления Петра Алексеевича — в 1721-1722 гг. Прежде всего был изменён принцип его комплектования.

Если раньше в него входили все президенты коллегий, то потом Пётр признал, что это было «неосмотрительно». Президенты коллегий не могли хорошо работать сразу во главе коллегий и в Сенате. К тому же Сенат, состоявший из президентов коллегий, не мог хорошо контролировать деятельность органов центрального управления.

По указу от 22 апреля 1722 года Сенату надлежало состоять из тайных действительных и тайных советников. В порядке исключения Пётр позволял назначение в сенаторы президентов только трёх важнейших коллегий — Воинской, Адмиралтейства и Иностранных дел. Правда, этот указ не был толком выполнен из-за кадрового голода.

Уже в мае вышел указ отменявший действие прежнего, президенты коллегий из-за «малолюдства в Сенате» были возвращены в этот орган. В итоге Пётр стал модернизировать Сенат не изменением его состава, а путём учреждения новых должностных лиц и структурных подразделений. До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям.

Кроме того, одновременно с учреждением Сената государь приказал вместо Разрядного приказа учредить «стол разрядный при Сенате. Таким образом, в ведение Сената отошло назначение на все военные и гражданские должности «писание в чины» , заведование всем служилым сословием России, ведение списков, произведение смотров и наблюдение за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы. В 1721—1722 гг.

Инструкция также поручала Герольдмейстерской конторе создавать гербы. Для этих целей был приглашен итальянец граф Франциск Санти, который получил задачу «малевать» императорский герб, гербы всех его царств, провинций, городов и дворянских фамилий. Санти и его помощники при жизни Петра Алексеевича изготовили изображение герба для государственной печати, а также гербы губерний и 97 гербов провинций.

Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала в сфере учёта служилого сословия. Это было обусловлено первоочередной необходимостью реализации этой функции и наличием предшествующих структур — Разрядного приказа и созданного на его основе в 1711 году разрядного стола. Связь между Сенатом и губерниями осуществляли комиссары они назначались губернаторами , по два от каждой области.

По мере развитий коллегий органов центрального управления , они стали выполнять функцию посреднического звена между Сенатом и губерниями. Одновременно с созданием Сената, была учреждена должность фискалов, которые должны были «над всеми делами тайно надсматривать», бороться с коррупционными явлениями, вроде взяток, расхищения казны, нарушений в сфере сбора налогов и т. О нарушениях докладывалось в Сенат.

Если действительно уличали виновного, то половину штрафа получал фискал, другая часть шла в пользу казны. Также было дано повеление учредить должность обер-фискала позднее генерал-фискал , который был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами, у него было четыре помощника. В губерниях были провинциал-фискалы, по одному для каждой отрасли управления; им подчинялись городские фискалы.

С созданием коллегий появилась должность коллежских фискалов, по одному для каждой коллегии. Чтобы пресечь постоянные распри между сенаторами, Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний, а также функцию соответствия сенатских решений Уложению и указам, генерал-прокурору 12 января 1722 года была учреждена прокуратура. До этого надзор за благочинием сенатских заседаний осуществлял обер-секретарь Анисим Щукин, а затем помесячно менявшиеся штаб-офицеры гвардии.

Помощником генерал-прокурора в Сенате стал обер-прокурор. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Генерал-прокурор находился в непосредственных отношениях с государем, поэтому сблизил Сенат с высшей властью и одновременно упорядочил производство дел.

Тогда же в 1722 году были учреждены сенатские конторы — сенатская, ревизионная и раскольничья. Он стал надзирать за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия, принимал жалобы-челобитные на волокиту, противозаконные решения коллегий и канцелярий. Учреждение этой должности преследовало две основные цели: освободить императора от разбирательства лично ему подаваемых челобитных и повести решительное наступление на волокиту, противозаконные действия коллегий и канцелярий.

Правда, учреждение этой должности не решило поставленных задач. Традиция была сильной и челобитную старались подать через голову генерал-рекетмейстера лично царю. Пётр сам писал, что «дерзают во многих местах его величеству бить челом и челобитные подавать паки, не давая нигде покою».

Ещё меньших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в борьбе с волокитой и несправедливыми решениями. Рекетмейстер имел только бюрократические способы борьбы с бюрократией: получив жалобу, он должен был разбираться не в существе принятого решения, а в своевременности прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений. Поэтому, рекетмейстер не мог решить проблему потока жалоб, как справедливых, так и сутяжнических.

После смерти Петра I значение Сената уменьшилось, а его функции стали меняться. Первоначально его власть ограничил Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. Сенат вместо Правительствующего стал называть Высоким.

Императрица Елизавета Петровна, которая в своей политике старалась следовать курсу отца, в 1741 году издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел». Однако это не восстановило реальное значение Сената в делах внутреннего управления России. После того, как в 1802 году в Российской империи были учреждены министерства, Сенат сохранил только функции высшего судебного органа и органа надзора.

Генерал-прокурор, усмотрев дела, не разъясненные законом, предлагал Сенату учинить на них ясные указы. Генерал-прокурору предоставлена была законодательная инициатива. Сенат ККлючевский считал, что были стеснены были и другие полномочия Сената. При нем в одно время с прокуратурой учреждены были еще должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый ведал «правление дел челобитчиковых», принимал и рассматривал жалобы на медленное или неправое решение их дел в коллегиях, понуждал решать дела в указные сроки и сам проведовал о судейском пристрастии, ходатайствуя за обижаемых. Сенат был высшим блюстителем правосудия; но апелляция на коллегии шла мимо Сената, через рекетмейстера прямо к государю и только по его надписи на апелляционной жалобе переходила в Сенат. Герольдмейстер был преемником Разрядного приказа, вошедшего потом в состав сенатской канцелярии как один из ее столов, и заведовал дворянством и его службой; между прочим, должен был представлять дворян к делам, «когда спросят», для замещения должностей и исполнения поручений.

Сенат замещал много должностей, начиная с очень высоких, но только выбирая из двух или трех кандидатов, которых представлял на каждое дворянское место герольдмейстер как достойных. Так учреждения, пристроенные к Сенату как будто со значением вспомогательных его орудий, на деле стесняли его и заслоняли от общества, служили для него валами, оборонявшими эту «фортецию правды», но вместе и мешавшими ее расширению. Введение должности генерал-прокурора Новая должность генерал-прокурора, которая была учреждена в 1722 году, должна была, согласно планам Петра Первого, служить реальной связью между центральными органами управления и окружением царя. При этом, правитель неоднократно испытывал другие способы контроля, набирающего силу Сената. Вначале в 1715 году , за органом наблюдал генерал-ревизор, после чего в 1721 году в Сенате дежурили штаб-офицеры гвардии, которые должны были осуществлять охрану и способствовать ускорению дел. Кроме того, в качестве средств контроля Сената выступали и обязательные протоколы заседаний. В конце таких экспериментов царём наконец была учреждена прокуратура.

В обязанности генерал-прокурора входило сообщение между царём и Сенатом.

Что такое приказы? Какие функции они выполняли?

Ещё одной важной реформой в сфере управления стало введение коллегий. Система приказов, существовавшая в государстве, была слишком сложной в управлении, тяжело поддавалась контролю. Поэтому приказы были заменены новыми органами — коллегиями.

Количество, а также предметная компетенция столов были закреплены в именном указе от 27 марта 1711 г. В нем должны были храниться копии указов царского величества, присланные по каким бы то ни было делам в Сенат, также донесения, отписки и мемори- Теория и история государства и права алы всех губернаторов, посланников и резидентов обо всех важных государственных делах и составляющие государственный интерес. Все эти бумаги после подписания и исполнения по ним должны были вноситься в особенные книги. Этот же стол заведовал «иноземческими» делами, которые должны были оставаться под «опасным хранением», о чем говорится в названном выше указе. Тут же собирались и хранились все подлинные приговоры и указы с выписками и без таковых, исходящие от Правительствующего сената, и с них давались копии с расписками в другие столы для производства по соответствующим делам. Все эти дела должны были систематизироваться в зависимости от их предмета и собираться по числам и помесячно, для того чтобы по окончании года они были готовы к переплетению их в книги. Второй стол назывался приказный, и предмет его занятий составляли различные наряды и вопросы по указам и без указов Правительствующего сената, а также дела из различных приказов. Он же ведал Московской губернией по всем вопросам власти и сношения других губерний о настоящих делах. Этим столом заведовали два подьячих, между которыми были разделены все его дела. Как и подьячие секретного стола, подьячие стола приказного обязаны были вести книги, куда вносили все текущие дела, составлявшие их компетенцию.

Подлинные документы и ведомости они также систематизировали помесячно и ежегодно. В канцелярии Сената находились особые столы для производства дел, относящихся к губернским, каждый состоял в ведении одного подьячего. Киевская, Азовская, Воронежская и Казанская губернии составляли предмет ведения одного стола. Санкт-Петербургская и Архангелогород-ская - другого, Смоленская и Сибирская - третьего. Кроме того, существовал один стол по приходным, расходным и фискальным делам10.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий