К какой форме культуры относится концерт эстрадной группы

– время и аудитория концерта. Эстрадный концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.

Глава 29. Теоретические основы создания эстрадного концерта

К эстрадным концертам относятся. Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Стремление человека к эстрадным зрелищам объясняется феноменом эстрады, суть которого заключена в модели поведения, своеобразии художественного образа, эстетических ценностей, подаваемых зрителю и слушателю с эстрадных подмостков.

Эстрадный концерт. Виды и формы.

На страницах авторитетного журнала «Золотое руно» за 1908 год была опубликована статья «Эстрада». Ее автор проницательно увидел антиномию, возникающую перед каждым, кто выходит на эстраду: а эстрада необходима для развития и поддержания способностей, и для формирования личности артиста; б эстрада пагубна и для того, и для другого. Действительно, подобные явления присущи и современной эстраде, поэтому в своей работе мы вводим такое понятие как «эстрадничество», то есть игра «на публику», стремление овладеть вниманием зрителя любой ценой, что при отсутствии у исполнителей истинного таланта, вкуса и чувства меры часто приводит к пагубности, о которой говорил автор вышеупомянутой статьи. Появились и другие статьи, рассматривавшие эстраду как явление новой городской культуры.

Ведь именно в этот период в городе постепенно ослабляется зависимость человека от природных условий прежде всего - от смены сезонов , что приводит к забвению календарно-обрядового фольклора, к смещению сроков проведения праздников, их десемантизации и деритуализации, к переходу их в форму «церемониальную», по выражению П. Богатырева, к решительному преобладанию форм вербальных над невербальными. В эти же годы 1980-1890 в России происходит зарождение массовой культуры, которая, в свою очередь, воспроизводит многие родовые свойства традиционного фольклора, которые характеризуются социально-адаптационным значением произведений, их преимущественной анонимностью, господством стереотипа в их поэтике; вторичностью сюжетных мотивировок в повествовательных текстах и т.

Однако от традиционного фольклора массовая культура резко отличается идеологической «полицентричностью», повышенной способностью к тематической и эстетической интернационализации своей продукции и к ее «поточному» воспроизведению в виде немыслимых для устного творчества идентичных копий. В целом, в России городская эстрада конца 19 - начала 20-го века характеризуется зависимостью от той аудитории, на которую она ориентируется. Соответственно, диапазон эстрадных форм - от «салонных» до наиболее «демократических» - чрезвычайно широк и различался как характером «подмостков», так и тип исполнителей, не говоря уж о репертуаре.

И все же, можно сделать вывод о том, что термин «эстрада» в начале XX века употреблялся еще чисто функционально: как «эстрадный репертуар», или «эстрадное пение» и т. В результате возникшей после Октября необходимости огосударствления «всякого рода эстрад» и маленьких частных антреприз, множества актеров-одиночек, а также небольших, часто семейных коллективов и др. В течение десятилетий в советской России, а затем в СССР будут разрабатываться, и меняться системы управления этим искусством, создаваться различные объединения, сложные многоступенчатые формы самостоятельного подчинения.

В советской эстетике вопрос о самостоятельности искусства эстрады оставался дискуссионным. Различного рода постановления, компании регламентировали эстрадную практику. В Большой Советской энциклопедии за 1934 год опубликована статья, посвященная тому, что эстрада представляет собой область малых форм искусства, но при этом никак не затронут вопрос о жанровом составе эстрады.

Внимание, таким образом, уделялось не сколько эстетическому, сколько морфологическому содержанию данного термина. Эти формулировки не случайны, они отражают картину поисков 30-40-х годов, когда рамки эстрады расширялись почти безгранично. В эти годы, как пишет Е.

Гершуни, «эстрада в полный голос сделала заявку на равноправие с «большим» искусством... Прежде всего это связано с зарождением в Советской России предтечи современного искусства PR- социальной технологии управления массами. По сути дела массовик-затейник обычно местный профсоюзный активист брал под идеологический контроль не только праздники, но и повседневную жизнь.

Конечно, ни один праздник не проходил без эстрадного концерта. Следует отметить, что и сам массовик- затейник, в повседневной жизни, как правило, обладал эстрадным чувством. Ведь ему всегда необходимо быть в центре внимания, развлекать и забавлять публику.

В процессе развития советского искусства содержание термина «эстрада» продолжало изменяться. Появилось понятие эстрадного искусства, которое определялось как «вид искусства, объединяющий т. Русская индустрия звукозаписи начала развиваться с 1901 года.

На самом деле, это была не совсем русская, а скорее французская индустрия в России: фирма "Пате Маркони" открыла в России свой филиал, стала штамповать пластинки. Также как в Европе первым записанным певцом был Энрике Карузо, в России первым стал тоже оперный певец с мировым именем - Федор Шаляпин. И первые российские пластинки, также как и в Европе, были с классической музыкой.

Музыкальная картина предреволюционной России была целостной. Академическая музыка и музыкальная эстрада сосуществовали органично в одном культурном пространстве, где эстрадная музыка развивалась в общем русле романсовой лирики отражая ее многообразие и эволюцию и танцевальной культуры своего времени. Особое место занимала фольклорная часть эстрады - хор Пятницкого, исполнители народных песен - Л.

Долина, былин - Кривополенова и Прозоровская. После разгрома первой революции 1905г. В жанре злободневного куплета и музыкальной пародии выступали артисты в разных амплуа: «фрачники» - для фешенебельной публики, «лапотники» - под крестьян, «артисты рваного жанра» - под городское дно.

Популярные танцевальные ритмы проникали в сознание людей с подачи салонных и городских духовых оркестров, которые специализировались на исполнении танцевальной музыки. В салонах и студиях разучивались танго, фокстроты, шимми, тустепы. Первые выступления А.

Вертинского в жанре музыкально - поэтической новеллы относятся к 1915 году. Расцвет российской эстрады проходил на фоне небывалого роста нового средства "массовой информации", как грампластинок. Между 1900 и 1907 годами было продано 500 тысяч граммофонов, а ежегодный тираж пластинок дошел до 20 миллионов штук.

Наряду с легкой музыкой, на них было много и классики Шаляпин, Карузо. С исполнителями-солистами соперничают популярные хоры Д. Агренева-Славянского, И.

Юхова и др. С русскими хорами конкурировали оркестры балалаечников, рожечников, гусляров. В 10-е годы получают известность первые подлинно фольклорные исполнители, такие, как ансамбль М.

В театрах и кабаре Петербурга и Москвы появляются артисты с "интимной" манерой французских шансонье А. Уже к концу 19 века произошло четкое деление песни на "Филармоническую" классический романс и собственно "Эстрадную" цыганский романс, старинный романс, песни настроений. В начале 20 века получают распространение массовые песни, которые поют на политических сходках, демонстрациях.

Этой песне суждено на ряд десятилетий стать ведущей разновидностью советской песенной эстрады. После 1917 года ситуация стала меняться. Идеологическое государство - феномен, еще не до конца осознанный и не до конца изученный.

Революция духовно базировалась на идее, которая насильственно насаждалась в обществе, лишая людей права выбора, делая этот выбор за них. Но человек так устроен, что его сознание вопреки всему сопротивляется тому, что ему навязывают, даже из самых лучших побуждений. Государство решило, что ему «нужна» классика, «нужна» советская песня, «нужен» фольклор.

И неосознанно даже шедевры классической музыки стали восприниматься как часть государственной идеологической машины, направленной на нейтрализацию личности, растворение отдельного «я» в монолитном «мы». Эстрадная музыка в нашей стране - наименее идеологизированная часть музыкального процесса. Невольно она стала единственной отдушиной советского человека, чем-то вроде глотка свободы.

Эта музыка в сознании простого человека не несла в себе ничего назидательного, апеллируя к естественным чувствам, не подавляя, не морализируя, а просто общаясь с человеком на его языке. Среди набора специфических черт эстрадного искусства наиболее значимыми для зрителя являются простота и доступность, художественная ясность. Частый посетитель эстрадных программ всегда расположен к тому, что исполнитель с первых минут установит с ним прочный и естественный контакт.

Пианист, скрипач или вокалист могут рассчитывать на то, что постепенно, от пассажа к пассажу, по мере исполнения произведений они сумеют расположить к себе аудиторию. Вежливое наблюдение зрителя за тем, что происходит на подмостках, равнозначно провалу» 34. В истории развития эстрадного искусства есть много примеров потери простоты восприятия, приводящей к нарушению открытого и искреннего контакта с аудиторией, которые дорого обошлась целым жанрам.

Это относится прежде всего к такому виду эстрадного искусства, каким является джазовая музыка. В предвоенные десятилетия джаз в нашей стране и не только у нас — сходные процессы можно наблюдать и за рубежом, на его родине в США был очень тесно связан с лёгкой музыкой, с массовой песней. Популярные наши певцы, в том числе и Леонид Утесов, исполняли свои знаменитые песни в сопровождении джазовых ансамблей.

Джазовая инструментальная музыка А. Цфасман, В. Кнушевицкий тоже была построена на доступных слуху рядового слушателя мелодиях и ритмах.

Постепенно джазовая музыка усложнялась, заимствуя в гармонии и в мелодико-ритмических построениях достижения современного симфонизма. Начиная со стиля «би-боп» в послевоенные годы и до современного «фьюжена» джаз развивается фактически в русле «серьёзной» музыки, ориентируясь на подготовленного слушателя, пользуясь пониманием и любовью далеко не каждого, как это было прежде. Сегодня специфическая черта джазового искусства состоит в том, что тесная связь джаза с песней и «лёгкой» музыкой ослабла, если не сказать, нарушилась.

Специфические черты эстрадного искусства — доступность и простота — тесно связаны с другой спецификой — его массовостью 35. Сегодня уже нельзя не считаться с тем, что подавляющее большинство зрителей знакомо с творчеством его лучших мастеров лишь по «заочным» встречам. Для них беспредельным по своим размерам зрительным залом является экран телевизора» 36.

Телевизионное эстрадное искусство — особый, достойный специального внимания предмет исследования. Процесс социального регулирования современной аудитории нельзя понять в полной мере без учёта процессов, происходящих в телевизионном развлекательном вещании 37. Многие авторы, пишущие о проблемах телевизионных развлекательных программ, сетуют на недостаточное количество таких передач.

При этом эстраду требует 91 процент!! И даже те, которым нравятся нынешние эстрадные программы: им просто мало — надо больше» 38. Надо сказать, что оценки телевизионного эстрадного искусства в количественном отношении не совсем верны.

Исследователи учитывают лишь специально эстрадные программы, в то время как во многих других передачах все художественные «вставки» а их немало фактически представляют собой музыкальные эстрадные номера. Сегодня можно отметить две тенденции в эстрадном искусстве: появление специальных развлекательных программ — типа «Последний герой», где наряду с узким кругом эстрадных «звёзд» в программах участвуют и неизвестные исполнители из «Фабрики звёзд». Среди специфических черт эстрадного искусства следует выделить моду.

Мода может быть на тот или иной жанр, на исполнителя, даже на внешние приёмы подачи номера, на облик артиста в эстрадной программе. Установить закономерности развития моды весьма непросто, тем более сложно подготовить «по заказу» произведение, которое обретёт всеобщую популярность и станет «задавать тон». Немалый вред эстетическому воспитанию населения в особенности молодёжи наносит бездумная эксплуатация популярности некоторых эстрадных программ администраторами концертных организаций.

В печати приводились многочисленные факты, как отдельные руководители филармоний «продвигают» шоу-программы в ущерб симфоническим или камерным концертам. В итоге во многих прежде славящихся концертными традициями городах ныне все площадки оказались отданными безраздельно во власть шоу-бизнесса 39. Хотя нетрудно заметить, что круг этот расширен за счёт молодых талантливых музыкантов и певцов, удовлетворяющих самые разнообразные вкусы широкой аудитории.

В качестве примера можно напомнить о творчесте превосходного джазового ансамбля «Арсенал» под управлением А. Козлова: в поисках более прочного контакта с аудиторией эти артисты пошли на смелую и неожиданную театрализацию своих представлений, создав новую, волнующую воображение зрителя-слушателя жанровую структуру в эстрадном искусстве. Начиная эксперимент, музыканты, безусловно, рисковали, что поклонники джазовой импровизации отвергнут их исполнение.

Всё определяли эстетическая категория меры и художественный вкус — такие, казалось бы, эфемерные, трудно поддающиеся измерению понятия. Всё это говорит о том, что эстрадное искусство, несмотря на широчайшее распространение, имеет свои специфические черты. Теоретическое осмысление этого искусства показывает, что в любом творчестве неизбежен разрыв между идеалом и реальностью, желанием и фактом, намерением и осуществлением, и анализ этого обстоятельства имеет фундаментальное значение для понимания перспектив художественного освоения действительности.

Как отмечал И. Шароев, «взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ всё нарастает. Сегодня классификация видов и жанров становится делом чрезвычайно сложным, ибо виды и жанры настолько связаны друг с другом, причудливо переплетены, что обозначение их границ зачастую довольно условно» 40.

Подобный процесс приводит к появлению и утверждению новых жанров в различных видах искусств, особенно он заметен на эстраде, которая всегда очень чутко реагировала на новые веяния. Так утвердились новые жанры и формы, необычайно разнообразные и подвижные: рок-опера, зонг-опера, рок-месса, рок-сюита и другие, где присутствуют элементы оперного и балетного, драматического и эстрадного искусств. Одной из специфических черт анализируемого нами вида искусства является объединение разнообразных жанров, их многоплановость.

Следующая специфическая черта эстрадного искусства состоит в том, что разнообразие жанров и фоном диктуют и временное, и пространственное воплощение идеи, смысла в отдельном номере, который составляет основу эстрадного представления. Он включает отдельные законченные выступления одного или нескольких артистов и длится всего 3-5 минут. Выразительные средства номера подчиняются его идее, и в этом отношении все должно быть в полной гармонии: костюм, грим, декорация, манера держаться на сцене.

Эта широта возможностей делает эстрадное искусство разнообразным, ярким, самобытным, обладающим своими специфическими чертами. Обычно номера в эстрадном концерте объединяет конферансье или же сюжетная основа. Тогда на сцене — эстрадное обозрение, которое разнообразно и по темам, и по структуре.

Ещё одна специфика эстрадного искусства состоит в том, что её артисты почти всегда непосредственно общаются с публикой. Станиславский сформулировал закон сцены, в соответствии с которым актер действует в условиях "публичного одиночества". Актеру следует не подделываться под того, кого он изображает, а сделаться им, жить почти реальной жизнью сценического лица в предлагаемых пьесой и спектаклем обстоятельствах» 42.

Так конферансье, куплетист или певица обращаются непосредственно в зрительный зал. Публика оказывается партнёром артистов, и она живо реагирует на происходящее на сцене, подаёт реплики и передаёт записки исполнителям. Даже во время диалога артисты обращаются не только друг к другу, но и к зрительному залу.

Как отмечал А. В ходе его развития много раз менялись эстрадные стили. Разобраться в стиле — это значит проникнуть в скрытые механизмы технологии.

Ведь не только любой эстрадный жанр, но даже отдельная интонация, случайный жест здесь важны. Это метафоры, увязывающие в сложный узел искусства нити жизни, ткущиеся в повседневности. Разумеется, исторический отрезок в четверть века — срок огромный для любого искусства.

Но ни в литературе, ни даже в театре и кино время не произвело таких разительных перемен, как в эстрадном искусстве. И не в том даже дело, что новые кумиры вытеснили прежних и с подмостков, и из памяти зрителей, а в другом, более важном. Перемены коснулись самой сущности этого вида, внутренний структуры его форм и жанров.

Пугачева, В.

Крупные игроки, в свою очередь, всё плотнее занимают рыночные ниши и не оставляют новичкам никакого шанса. За последнее десятилетие прошлого века в нашей стране сформировалась система музыкального поп-рок-бизнеса с частными студиями звукозаписи, продюсерскими центрами, популярными музыкальными радиостанциями Европа Plus, Радио «Балтика», Love радио, Максимум, Мелодия, Радио-Рокс, Радио «Хит», Рокси, Русское радио, Эльдорадио, Русский шансон и др. В русскоязычном Интернете с каждым годом растёт объём информации о рок-культуре в целом, о зарубежной и отечественной рок-музыке. Большую популярность приобретают музыкальные интернет-клубы, особый интерес для молодёжи представляет наличие в Интернете зарубежных сайтов на русском языке. После проведения антипиратской кампании в 2004 году закрылось и было заблокировано около 60 тыс. В прошедшем году члены ассоциации IFPI стали инициаторами 7 тысяч исков к частным и юридическим лицам, которые осуществляют незаконное распространение музыки в Интернет.

Производство «звёзд» происходит тремя путями. Случается, что талантливые артисты сами повышают своё мастерство, зарабатывая средства клубными концертами, затем на собственные деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант — это поиск продюсерами потенциально популярных исполнителей наугад в частных клубах, в Интернете, в записях, поступающих «самотёком» в звукозаписывающие компании. Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды». В последнее десятилетие на Российском телевидении проводилось и регулярно проводится огромное количество разнообразных проектов, нацеленных на создание новых «звёзд». В основном все они являются «кальками» западных проектов подобной направленности. Среди наиболее популярных можно назвать такие как «Голос», «Народный артист», «Стань звездой», «Фабрика звёзд».

Подобные музыкальные проекты проходят также и в сети Интернет. В октябре 2002 Первый канал запустил реалити-шоу, призванное, по задумке создателей, сделать из обычных молодых людей известных певцов и музыкантов. За шесть лет на канале вышло 7 выпусков «Фабрики звёзд». Проект подготовил и немало сольных исполнителей. Нам это в диковинку точно так же, как два года назад было в диковинку для 56 стран мира. С исторической точки зрения мы ничуть не отстаём в этом смысле. В сутки ребята получают профессиональной «чистой информации» по 15—16 часов.

В реальной жизни этого достичь было бы совершенно невозможно из-за банальной лености любого, даже талантливого человека. А то, что это происходит на глазах у всей страны, в сущности, ничего не меняет. Года через два мы будем иметь принципиально иную картину на эстраде. Далее приведу данные самых успешных продаж синглов в Англии: сингл Элтона Джона памяти принцессы Дианы — 200 тысяч копий. Участники двух других аналогичных телепроектов продали по 4,5 и соответственно 4,2 миллиона синглов внутри Англии. Понимаете, появление телефабрик — это не случайность на обочине шоу-процесса, а самая что ни на есть закономерность. Игры закончились.

Телеконкурсы возобновляют практику выявления звёзд национального масштаба, что в последние десять лет было большой проблемой». Доход приносит также выпуск журнала «Фабрика». По окончании очередного сезона в продажу поступали компакт-диски с записью участников, расходившиеся тиражами до 500 тыс. После шоу участники ездили в турне по стране, пользуясь сиюминутной популярностью и собирая полные залы поклонников проекта. Но от своего прародителя российский проект отличается коренным образом, и не только названием. Организаторов Fame Academy участники шоу интересуют только во время записи программы — после завершения проекта каждый «студент» может распоряжаться полученными знаниями, навыками и популярностью по своему усмотрению, это своего рода «гонорар» за участие в шоу. А «Фабрика звезд» готовит товар для собственного употребления, из которого владельцы производства будут извлекать прибыль и выжимать все соки вплоть до истечения срока годности, получая молодых исполнителей в своеобразное современное «рабство».

По формату проект схож с программой «Стань звездой», но предусматривал выбор лишь одного победителя. Эксперты считают, что первые музыкальные реалити-шоу на втором телеканале создали достаточно сильную конкуренцию «Фабрике звёзд» и оттянули у неё существенную долю зрителей и поклонников. Первому каналу пришлось предпринять ряд контрмер, всё это выглядело наподобие холодной войны. Глава 2. Развитие концертной деятельности в современных условиях 2. Различия также касаются их профессионального исполнительского и авторского уровня, художественной ценности текстов и музыки, коммерческих, творческих и карьерных задач. В настоящее время для концертного дела более чем для какой бы то ни было другой отрасли культуры характерна «дистанция огромного размера», разделяющая высокий исполнительский уровень «элиты» и низкий уровень «рядового эшелона».

Доступ населения к подлинным ценностям искусства ограничен, а низкопробная продукция, напротив, широко распространена. На одном краю шкалы — коллективы, составляющие национальное достояние, заслужившие мировую славу, имеющие славные традиции. На противоположном — худшие образцы массовой культуры, представленные многочисленными музыкальными группами и исполнителями, копирующими зарубежный музыкальный ширпотреб или поющих и играющих собственные творения низкого качества. Этим концам шкалы соответствуют и противоположные по возрастному составу группы потребителей: люди старшего возраста, имеющие качественное высшее образование, являются в большинстве случаев поклонниками творчества исполнительской элиты; молодёжь и подростки потребляют другую по качеству музыку, на основе которой они и формируют свои эстетические вкусы и предпочтения и представления об искусстве [4, 51]. В 1990-е гг. С начала века и до наших дней не только резко выросло количество участников концертной деятельности, но и их организационные формы стали гораздо разнообразнее. Возникло множество муниципальных и коммерческих структур.

Власти всех уровней осознали преимущества создания собственных сетей подведомственных им концертных организаций и коллективов на основе своих бюджетов. Кроме того активный интерес к концертной деятельности как к одной из экономически активных областей рынка, в которой значительные наличные средства обращаются при минимальном финансовом учёте, проявили всевозможные коммерческие фирмы и «теневой импресариат». Для них шоу-бизнес стал важной статьёй дохода, своего рода способом легального и нелегального крупного обогащения. Эта категория участников концертной деятельности, как отмечают руководители концертных организаций, оказывает в настоящее время наибольшую конкуренцию государственным и муниципальным сетям, в частности потому, что уводит часть своих доходов за пределы действующей системы налогообложения [4, 261]. Появление множества негосударственных заказчиков в качестве одного из существенных факторов современной концертной жизни России отмечает и генеральный директор Московской государственной академической филармонии А. Несмотря на ряд положительных моментов, это явление имеет и отрицательные: уровень творческого продукта, как правило, прямо коррелирует с культурным уровнем заказчика, а средства спонсоров часто оседают в художественных проектах недостаточного качества. Принято считать, что государство, в отличие от частных, корпоративных заказчиков, более требовательно относится к культурному продукту как к объекту вложения средств, так как выступает от имени и в интересах всего общества и заботится прежде всего о сохранении традиций и качества художественных проектов [16, 246].

С середины 1990-х гг. Архиповой, Е. Образцовой, В. Спивакова, Н. Петрова, Ю. В 2002 г. К ним относятся и крупные организации филармонии, гастрольно-концертные центры , и самостоятельные коллективы, а также концертные залы и центры, которые являются самостоятельными юридическими лицами.

К примеру, в Иванове функции филармонии взял на себя гастрольно-концертный центр, в Костроме — государственный творческий центр «Кострома—концерт», в Челябинске и Рязани — гастрольно-концертные объединения, в Пензе — Дом искусств и т. Грань между профессиональным концертным исполнительством и любительской музыкальной деятельностью стала очень тонкой и размытой. Новым словом в работе учреждений культуры становится изменение организационно-правовых условий их деятельности: из государственных учреждений они постепенно превращаются в автономные некоммерческие организации АНО. Любители филармонического искусства при этом не почувствовали практически никаких изменений. Зато филармония получила гораздо больше свободы в возможностях зарабатывать средства для собственных нужд при помощи оказания дополнительных профильных услуг населению и муниципальным заказчикам: от организации выставок, премьерных кинопоказов, дискотек до проката сценических костюмов, проведения фото- и видеосъёмки и настройки музыкальных инструментов. Бюджетное финансирование деятельности АНО теперь осуществляется при помощи системы государственного заказа. При этом штат и зарплата зависят от прямой заинтересованности филармонии в сотрудничестве с конкретным специалистом или творческим работником и устанавливаются ей самостоятельно [10, 39].

Аудитория концертов также претерпела существенные изменения. В настоящее время необходимо учитывать тот факт, что простой рост числа концертов не ведёт непременно к увеличению аудитории. Зритель стал более «избалован», поэтому необходимы меры по его привлечению, а они должны включать не только коммерческий интерес, но и более глубокую творческую заинтересованность и учёта психологических и социальных факторов в работе с потенциальной аудиторией. В некоторых случаях, как это происходит, например, в Томской и Свердловской областях, несмотря на увеличение количества концертов наблюдается снижение числа зрителей. И напротив: меньшее число концертов даёт больше зрителей в Бурятии, Краснодарском крае, в системе Москонцерта. Рост аудитории вызывается самыми различными причинами, среди которых важную роль играют принципы работы организации и объёмы её деятельности, а также актуальная перестройка механизмов управления концертными организациями, включающая использование принципов современного менеджмента и маркетинга, применение новых технологий продвижения концертной продукции, использование ярких проектных идей. В большинстве случаев такая ситуация — явный знак падения интереса к работе с детьми.

Это связано в том числе с изменением в структуре и уровне местных налоговых поступлений, что значительно ограничивает возможности муниципальных бюджетов поддерживать просветительско-лекторскую деятельность филармоний. Потому и возникает печально известная концертным организациям растущая практика недоплаты или неоплаты проведённых концертов прежде всего среди детской аудитории в большинстве субъектов Российской Федерации [4, 51]. В период перехода государственной экономике к рыночной модели концертное дело получило свободу не только от цензуры, но и от необходимости прикрепления к какой-либо государственной концертной организации. В настоящее время законодательство России допускает различные формы объединения творческих работников, в том числе и частные, которые часто используются музыкантами-исполнителями. Филармоний при этом окончательно утратили монополию в сфере концертной деятельности. Начало 1990-х гг. Наиболее популярные и востребованные у публики артисты уходили из филармоний, чтобы создавать собственные центры творчества, дирекции, продюсерские и арт-менеджерские организации, а иногда просто работали по частным заказам без какой-либо регистрации.

Составляющие и признаки субкультуры: знание картина мира в узком смысле слова ; ценности; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная отклоняющаяся , выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье.

Ответ: 1 2 К произведениям элитарной высокой культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Ответ: 1 2 К произведениям элитарной высокой культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?

Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Ответ: 1 2 4 Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы Ответ: 2 4 Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы.

Эстрадный концерт. Виды и формы. - внеурочная работа, прочее

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие. Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов. формы произведений эстрадного искусства. - эстрадный номер - основная единица эстрады. - концерт- основная форма эстрадного представления. Серия тематических концертов симфонической музыки, в свою очередь, является музыкальным культурным событием, на котором исполняются композиции для симфонического оркестра. Такие концерты могут быть посвящены определенным композиторам, эпохам или стилям музыки. 33. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Эстрадный концерт. Виды и формы. - внеурочная работа, прочее

Остальные пришли из балагана, театра, со страниц юмористических и сатирических журналов. Речевые жанры, в отличие от других, склонных осваивать зарубежные новации, развивались в русле отечественной традиции, в тесной связи с театром, с юмористической литературой. Развитие речевых жанров связано с уровнем литературы. За спиной актера стоит автор, который "умирает" в исполнителе.

И все же самоценность актерского творчества не умаляет значения автора, во многом определяющего успех номера. Авторами нередко становились сами артисты. Традиции И.

Горбунова были подхвачены эстрадными рассказчиками - сами создавали свой репертуар Смирнов-Сокольский, Афонин, Набатов и др. Актеры, не обладавшие литературным дарованием, обращались за помощью к авторам, которые писали в расчете на устное исполнение, с учетом маски исполнителя. Эти авторы, как правило, оставались "безымянными".

На протяжении многих лет в печати дискутировался вопрос, можно ли считать литературой произведение, написанное для исполнения на эстраде. В начале 80-х годов создаются Всесоюзное, а затем и Всероссийское Объединения эстрадных авторов, которые помогли узаконить этот вид литературной деятельности. Авторская "безымянность" ушла в прошлое, более того, авторы сами вышли на эстраду.

В конце 70-х вышла программа "За кулисами смеха", составленная по типу концерта, но исключительно из выступлений эстрадных авторов. Если в прежние годы с собственными программами выступали лишь отдельные писатели Аверченко, Ардов, Ласкин , то теперь это явление стало массовым. Успеху немало способствовал феномен М.

Начав в 60-е годы как автор Ленинградского театра миниатюр, он, минуя цензуру, стал читать на закрытых вечерах в Домах творческой интеллигенции свои короткие монологи, диалоги, которые, подобно песням Высоцкого, распространялись по всей стране. Для обозначения коллективов используются также термины "джаз-банд", "джаз-ансамбль" иногда с указанием количества исполнителей - джаз-трио, джаз-квартет, "джаз-оркестр", "биг-бенд". На эстраде нередко решается как сценическая "игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен "театр песни" ; большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится "соавтором" композитора.

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др. Есть своя композиторская группа и среди эстрадных музыкантов. Прошлая песня была преимущественно композиторской, нынешняя - "исполнительская".

Сосуществуют множество стилей, манер и направлений - от сентиментального китча и городского романса до панка-рока и рэпа. Таким образом, сегодняшняя песня - это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до прививок афро-американской, европейской и азиатских культур. ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ Это короткий танцевальный номер, сольный или групповой, представленный в сборных эстрадных концертах, в варьете, мюзик-холлах, театрах миниатюр; сопровождает и дополняет программу вокалистов, номера оригинальных и даже речевых жанров.

Складывался на основе народного, бытового бального танца, классического балета, танца модерн, спортивной гиманстики, акробатики, на скрещивании всевозможных зарубежных влияний и национальных традиций.

Виды эстрадного искусства. Существует множество видов эстрадного искусства, и каждый из них имеет свои особенности и характеристики.

Некоторые из наиболее распространенных видов эстрадного искусства включают в себя: - Музыкальные выступления: это может быть как сольный концерт исполнителя, так и группы, включающий различные музыкальные жанры, такие как поп-музыка, рок-музыка, джаз, блюз, регги и т. Эстрадное искусство популярно по нескольким причинам: Развлечение: Эстрадное искусство представляет собой форму развлечения, которая позволяет людям отдохнуть и насладиться музыкой, танцами, комедией, акробатикой и другими видами выступлений. Доступность: Эстрадное искусство доступно для широкой аудитории и может быть представлено в различных форматах, включая концерты, телевизионные шоу, фильмы, мюзиклы и т.

Разнообразие: Эстрадное искусство включает в себя множество жанров и направлений, что позволяет людям выбирать, что им нравится и что они хотят видеть. Социальное значение: Эстрадное искусство может иметь социальное значение, так как оно может передавать важные сообщения, отражать культурные традиции, повышать настроение и даже вызывать сильные эмоции. Влияние знаменитостей: Многие люди увлекаются эстрадными знаменитостями и следят за их жизнью и творчеством, что способствует популяризации эстрадного искусства.

Как все начиналось... История эстрадного искусства насчитывает множество лет, начиная с античности и до сегодняшнего дня. В разных странах и культурах эстрадное искусство имеет свои особенности и традиции, но в целом оно представляет собой развлекательное искусство, предназначенное для широкой аудитории.

Одним из ранних примеров эстрадного искусства являются античные греческие и римские театры, где проводились музыкальные и танцевальные выступления, а также показывались комедии и трагедии.

Соотношение групп в ЭСО приближается к симфоническому оркестру: струнная группа доминирует, что связано с преимущественно мелодическим характером музыки для ЭСО; большую роль играют деревянные духовые инструменты; сам принцип оркестровки весьма близок к принятому в симфоническом оркестре, хотя наличие постоянно пульсирующей ритм-секции и более активная роль медной группы а иногда и саксофонов напоминают порой звучание джаз-оркестра. Важную колористическую роль в ЭСО играют арфа, вибрафон, литавры.

В нашей стране ЭСО очень популярны. Их выступления передаются по радио и телевидению, они чаще всего исполняют киномузыку, участвуют в больших эстрадных концертах и фестивалях. Многие советские композиторы пишут музыку специально для ЭСО.

Это А. Эшпай, И. Якушенко, В.

Людви-ковский, О. Хромушин, Р. Леденев, Ю.

Саульский, М. Кажлаев, В. Тер-лецкий, А.

Мажуков, В. Рубашевский, А. Кальварский и другие.

К жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен: традиционный романс, современная лирическая песня, пес ня в танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением. Главное, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии.

Жанры эстрадного номера Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов Найти решение задачи doc Конспект лекции по дисциплине «Режиссура эстрадного представления. Каждый из этих жанров отражает мощную проекцию отдельных видов искусств кукольный театр, танец, музыка на эстраду. Балетный номер ставит всегда балетмейстер, над музыкальным номером работает дирижер. Глава 3 Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера Индивидуальность артиста - отправная точка в создании драматургии номера В понятии индивидуальности эстрадного артиста есть ряд!

Эстрадный концерт. Виды и формы.

Что такое ЭСТРАДА? (фр. estrade — помост) — вид сценического зрелищного искусства, которое включает в себя элементы драматургии, музыки, хореографии, цирка и т.д. Традиционные эстрадные представления состоят обычно из разнохарактерных элементов. это действенно-динамическое зрелище, это особый образный мир, в котором превалирует развлекательное начало, облеченное в яркую, острую форму, праздничную атмосферу, дающую возможность зрителю легко воспринимать его содержание. Почему деньги не относятся к духовной жизни человека? Составить мораль семьи. Какой можно сделать вывод по формам территориально-государственного устройства (всех. Если вдруг по какой-то причине массовый покупатель начнёт требовать трансляции концертов классической музыки, а не очередного шоу звёзд эстрады, рынок массовой культуры пойдёт ему навстречу. Как и все виды искусства, эстрада представляет собой явление многонациональное. Наряду с интернациональной российской эстрадой, которая особенно популярна в любой части России, в национальных республиках развивается самобытное национальное эстрадное искусство.

Тема : «Духовная сфера» (стр. 2 )

Концерт-спектакль, являясь наиболее современной формой массового представления, одной из самых действенных в общем ряду разновидностей массовых зрелищ, представляет собой более высокую ступень развития жанра, чем массовые площадные действа. Формы и разновидности культуры. Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, то есть культура. Доминирующая культура – это культура большинства населения (господствующие духовные ценности). Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущих определенной социальной группе.

ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО

Современная эстрада представляет собой огромный пласт музыкальной культуры, вобравший достижения прошлых десятилетий и новые веяния. Основные виды и жанры. К основным видам эстрадной музыки относятся. Введение Эстрадное искусство во всех своих формах и жанрах. Рекомендовано к изданию Редакционно-издателъским советом Московского государственного университета культуры и искусств. является одним из популярных в нашей стране. ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО (от франц estrade — помост, возвышение) — собирательное искусство малых форм, соединяющее художественное чтение, музыку, танец, вокал, цирковые выступления, а также различные оригинальные жанры. ЭСТРАДА (франц. слово) – вид искусства. Включает так называемые малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. эстрадный номер - основная единица эстрады. Концерт - основная форма эстрадного представления - массовость и демократизм эстрады.

Концерт в истории культуры

Стремление человека к эстрадным зрелищам объясняется феноменом эстрады, суть которого заключена в модели поведения, своеобразии художественного образа, эстетических ценностей, подаваемых зрителю и слушателю с эстрадных подмостков. Согласно философско-эстетической традиции, мир всегда и трагичен и комичен одновременно. А легкость, ритмичность и жизнерадостность эстрады способствует разрешению драматизма нашей жизни. Но и повседневность жизни человека тоже частенько не радует.

Поэтому он время от времени нуждается в ощущении этого праздника, в восстановлении физических и духовных функций организма. Эстрада как никакое другое искусство предоставляет эту возможность. Эстрада, как собирательный вид искусства, весьма незначительно, но исследовалась в эстетике, искусствознании, философии.

В контексте проблематики нашей статьи мы остановимся на эстрадном вокальном искусстве, хотя, конечно, весь ХХ в. Песня на эстраде получила широкое распространение в концертной практике ушедшего столетия. На эстраде всегда ценились песня и исполнитель, который нередко в эпоху советской действительности был личностью, талантом.

Жанры и формы эстрадной песни ХХ в.

И наконец, на эстраде в присутствии публики артист превращается в тот образ, характер, маску, в которой он будет действовать, и зрители бывают поражены удивительным мастерством перевоплощения например, искусство А. Сродни эстраде театры миниатюр и мюзик-холлы, они, с одной стороны, используют присущие ей приемы, а с другой — прибегают к театральным средствам воздействия. В нашей стране широкое распространение получила как профессиональная, так и самодеятельная эстрада. Эстрадные концерты проводятся в специальных театрах концертных и спортивных залах, в Домах культуры и даже на стадионах. Что касается современной буржуазной эстрады, то она по преимуществу связана с ресторанами, что в большой степени оказывает воздействие на ее репертуар, манеру исполнения, способствует утверждению откровенной эротики, грубых приемов, дурного вкуса.

В театрализованном концерте разговор ведется языком искусства, и идейная, пропагандистская линия проводится не "лозунговыми" приемами, а значительно более сложными и многозначными через различные виды и жанры искусств , поставленными на службу идее, смыслу. От этого пропагандистская сила массового действа не уменьшилась, она стала еще действеннее, динамичнее. Театрализованный концерт, в отличие от массовых спектаклей агиттеатра под открытым небом где в основе были продолжительные игровые эпизоды, длительные поактные построения, идущие от старого театра, громоздкость, пышность, замедленное развитие действия - спектакли агиттеатра продолжались по 5-7 часов! В этом, безусловно, сказалось влияние смежных искусств, развитие которых не могло не оказаться плодотворным для жанра массовых действ - кино, эстрады, цирка.

Во главу угла было поставлено концертное действие, обусловленное номерами различных жанров. Характерным для современного театрализованного концерта является то, что в нем по сравнению с первоначальным этапом рождения агиттеатра, где выразительные средства ограничивались словом, музыкой и пантомимой, значительно расширилась жанровая палитра. На сегодняшнем этапе театрализованный концерт характеризуется обширным разнообразием жанровых форм. Он властно утвердился и в телевидении, приобретая там различные формы - типа "Голубого огонька". Своеобразную форму театрализованный концерт приобрел и в кинематографе. Эта мобильность и "всепроникаемость" концерта-спектакля обусловлена наиболее современной формой его, действенной, динамичной, острой. В построении театрализованного концерта окончательно утвердилась в своих основных положениях концертная драматургия. Придя на смену той форме массового зрелища, которая была развита в 20-30-е годы и где в основе были продолжительные игровые эпизоды и сюжет, театрализованный концерт поставил во главу угла концертное действие, обусловленное номерами различных жанров. В драматургической конструкции концертный номер приобрел в данной разновидности жанра определяющее значение, а все остальные компоненты действия стали сопутствовать ему. Номер превратился в основную ячейку концертной драматургии, характерным качеством которой явилось не построение непрерывного, плавно развивающегося действия, а монтажное соединение номеров.

Именно в соединении, своеобразном сцеплении, монтаже номеров самых различных жанров родилась концертная драматургия. Большую роль играет здесь соподчинение разрозненных частей целому, что определяется авторской позицией и авторским замыслом. Результатом является тот точно выстроенный идейно-художественный комплекс, который по праву называется концертом-спектаклем. В отличие от обычного "сборного" театрализованный концерт бывает всегда тематическим. Главная тема определяет его сценарное и режиссерское решение, своеобразную драматургию, где все компоненты концертно-сценического действия подчинены основной идее, объединены общим сценарно-режиссерским замыслом. Концерт-спектакль, очевидно, наиболее точное жанровое определение этой разновидности массовых зрелищ. В нем, наряду с концертными номерами различных жанров, действуют все слагаемые театрального искусства - слово, мизансцена, музыка, цвет, свет, пространственная композиция, художественное оформление, шумы и т. Обширно разнообразие жанровых форм массового театрализованного концерта, ставшего заметным явлением в общественной и культурной жизни нашего народа. Любой концерт состоит из номеров и, естественно, от их качества прежде всего зависит его успех. Но только ли в этом залог удачи концерта?

Качество концерта зависит от того, выстроена ли в нем логика перехода от номера к номеру, создана праздничная атмосфера, выдержан ритм, как говориться концерт прошел "на одном дыхании". Это и есть дело рук режиссера. Постановка концерта требует универсального знания законов творчества "условий игры" и существа разных жанров: 1. Выясняется, чем вызвана необходимость постановки, повод, событие, по случаю которого должен состояться концерт, и для какой аудитории. Рождается замысел, который определяет: цель и содержание идею и тему концерта, их раскрытие форму , порядок номеров композицию , логику перехода от номера к номеру прием , темпоритм, сценическую атмосферу и сценографию характер оформления. Раскрывается содержание концерта через его название. Определяются имеющиеся в распоряжении режиссера номера, их содержание, жанр, состав исполнителей. Определяются особенности и размер сценической площадки, ее технические возможности, имеющееся световое оборудование, наличие кулис, задника, киноэкрана. Собирается информация о финансовых возможностях, времени и условиях проведения концерта, характере зрительской аудитории. Хочется подчеркнуть, что даже доскональное знание всех законов, условий и правил построения концерта может не привести к желаемому результату, если весь процесс его создания не будет одухотворен вашей творческой фантазией.

Этапы работы над подготовкой и проведением концерта: Первый этап - планирование: -создание организационно-постановочной группы руководитель ансамбля, педагоги, концертмейстер, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, оператор, администратор ; -определение темы, постановка цели и задач, прогнозирование результатов; -определение формы проведения мероприятия, места и времени; -разработка подробного плана подготовки и проведения концерта с четко обозначенными этапами, сроками и ответственными за работу. Второй этап - разработка сценария: -составление и обсуждение программы концерта организационно-постановочной группой метод "мозгового штурма" ; -написание сценария; -корректировка и окончательное утверждение сценария на организационном совете. Третий этап - организационно-репетиционный: -работа с ведущими определение формы ведения, работа с текстом сценария ; -работа с оркестром подбор солистов, проведение репетиций ; -составление сметы расходов; -подготовка сценической площадки и ее оформление; -подбор и изготовление реквизита и костюмов; -работа над звуковым и световым оформлением концерта; -работа над видеорядом использование кино, видео, слайдов ; -подготовка рекламно-информационных материалов. Пятый этап - подведение итогов: -оценка результативности мероприятия проведение бесед с воспитанниками и родителями ; -анализ отзывов о концерте и публикаций в СМИ; -создание юбилейного фильма и фотоотчета о проведенном концерте; -составление методических рекомендаций по подготовке и проведению концерта. Заключение концерт программа сборный театрализованный Согласно концепции ценностно-ориентировочного подхода к целостному активно-деятельному технологическому процессу в учреждениях культуры, драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. К концертной деятельности следует различать предметную деятельность, результатом которой является создание определенных духовных ценностей, выраженных в познавательной деятельности, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве в условиях учреждения культуры. Концертная программа - это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении.

Такие фестивали позволяют показать независимые, авторские, экспериментальные или искусственные фильмы, которые могут не найти широкого распространения в коммерческой кинодистрибуции. Они обычно привлекают ценителей киноискусства, а также предоставляют возможность независимым режиссерам и актерам продемонстрировать свои работы. Серия тематических концертов симфонической музыки, в свою очередь, является музыкальным культурным событием, на котором исполняются композиции для симфонического оркестра. Такие концерты могут быть посвящены определенным композиторам, эпохам или стилям музыки. Они предлагают слушателям возможность насладиться живым исполнением музыкальных произведений и погрузиться в атмосферу классической или современной симфонической музыки. Оба этих события относятся к культурной сфере и служат средством популяризации и распространения искусства и культуры, несмотря на то, что имеют разные формы и акценты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий