Операция концерт и рельсовая война

В историю эти операции вошли под названием «рельсовая война» против фашистских оккупантов, последняя операция завершилась 26 июня 1944 года. Пущено под откос 5 494 эшелона врага. Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. Примером организации этого движения к середине войны стала операция "Концерт". Историк-исследователь Сергей Валерьевч Ушкалов рассказывает о боевой работе (деятельности) брянских партизан на заключительном этапе Курской битвы и в ходе освобождения Орловской и Смоленской областей (операции "Кутузов" и "Суворов").

Партизанский «Концерт»

Операция «Концерт». Великая Отечественная война. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 г. партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Протяженность участка для проведения операции «Рельсовая война» для калининских партизан была определена в 45 километров. В ходе ее реализации требовалось взорвать как можно больше рельсов, мостов, стрелок, водокачек. Летом 1943 года состоялась одна из самых важнейших битв Великой Отечественной Войны – сражение на Курской Дуге. Дороги Победы. История. Страна россия.

Партизанская операция «Концерт»

Согласно оценкам историков, в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна Германии действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Операция "Концерт" показала свою эффективность в условиях Великой Отечественной войны.

В ночь на 3 августа 1943 года 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». Только за первые часы операции было взорвано как минимум 42 тысячи рельсов. История еще не знала подобных масштабов — диверсии были проведены по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР глубина до 750 км.

О необходимости подобной операции в Ставке Верховного главнокомандования задумались еще в начале лета 1943 года, когда вовсю шла подготовка к Курской битве. Именно тогда проводилась так называемая концентрация сил и средств, и было очень важно лишить гитлеровцев беспрепятственного подвоза живой силы, техники и боеприпасов. Но с другой стороны — широкомасштабная война на железной дороге не могла быть проведена без тщательной подготовки и обеспечения партизанских отрядов всем необходимым для подрыва рельсов и уничтожения эшелонов. Запасы взывчатки собрали огромные… В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы.

Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций. Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения.

Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля. Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает?

Пономаренко Постановление бюро ЦК КП б Белоруссии «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны» от 24 июня 1943 г. Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М.

Фрунзе Вилейской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. Щорса, им. Партизаны бригады им. Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.

В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск - Гомель, Брест - Лунинец - Гомель, Орша - Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии. Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия - писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».

Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее. Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп. Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение.

По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны. Русак, А.

Галинская, Н. В приказе 0042 от 14 июля 1943 г. ЦШПД предписывал: «перебивание рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных, деповских путях, уничтожать запасные рельсы... Подрыв рельсов поэтому казался весьма заманчивым, простым и доступным способом борьбы.

Но у противника был излишек рельсов, немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый схемный мостик и стали по нему пропускать поезда: ведь при взрыве 200-граммовой шашки выбивалось всего 25-40 см рельса. В 1943 г. Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря.

Планируемый «зимний концерт» не состоялся из-за недостатка у партизан взрывчатки. Желаемых результатов все это не дало. Движение на железных дорогах было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа. Более того - переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов, и в конечном счете способствовало увеличению пропускной способности дорог, но в то же время затруднило восстановление железных дорог нашими военными железнодорожниками в ходе наступления.

Вот цифры. В первое операции участвовало около 100 тыс. Подорвано 214 705 рельсов, в том числе не менее 185 тыс. Вторая операция: участвовало 120 тысяч, подорвано 146 149 рельсов, в том числе 89 тыс.

Всего в Минской дирекции перебито 250 тыс. Из этих 250 тысяч, 25 тысяч были подорваны на ненужных, не используемых участках. Это снизило темпы восстановления магистралей при наступлении Красной Армии. Удельный вес сумм перерывов движения от подрыва рельсов на перегонах между промежуточными станциями достигал 24 процентов от суммы всех перерывов движения от всех действий партизан.

Но на участках между узловыми станциями таких перерывов было только 10,1 процента, а на направлениях - менее 3 процентов, тогда как крушения дали около 60 процентов перерывов. На оккупированной территории на 1 января 1943 г. Количество доставленных составов вермахта не только не уменьшалось с увеличением числа подорванных рельсов, но наоборот, даже увеличивалось, так как чем больше рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов. На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатых веществ.

Этого было достаточно для того, чтобы пустить под откос по меньшей мере 1500 поездов. Это поняли самые умные из партизанских командиров, и с сентября они начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений. Что требовалось взамен? Борьба с вражеской армией для партизан может вестись только организацией крушений, подрывом автомашин и бронетехники минами и, при благоприятных условиях, нападениями из засад.

Бои партизан с частями вермахта в его тылу были сопряжены для партизан с большими потерями, чем на фронте. Два украинских и шесть ленинградских партизанских полков, вступив в прямое боевое соприкосновение с оккупантами, несмотря на героизм, были разгромлены. Эксплуатируемая железнодорожная сеть противника на 1 января 1943 г. Партизаны почти без потерь совершали диверсии на участках, где на 100 км приходилось не менее двух тысяч вражеских солдат.

Так охранялись только наиболее важные участки дорог. Если бы партизаны совершали диверсии на всем протяжении, и противник довел плотность охраны до полка на каждые 100 км, то общая численность охраны железных дорог на оккупированных территориях превысила бы 400 тыс. Как было известно из показаний немцев и из разведданных, наиболее критическое положение у противника было с паровозами. При отходе Красной Армии паровозы были эвакуированы или выведены из строя.

Гитлеровское командование было вынуждено собирать локомотивы на дорогах всей Европы, не гнушаясь самыми отсталыми, и гнать их на Восток. Появился так называемый эрзац-паровоз М-50, который стали выпускать паровозостроительные заводы Германии для восточных железных дорог. Паровозный парк катастрофически уменьшался от ударов партизан, авиации, сил Сопротивления на Западе, а также от износа. Наибольший перерыв в движении составов достигался не ошибочной «рельсовой войной», а разрушением мостов и крушениями составов.

Так как мосты сильно охранялись, зимой можно было парализовать движение одновременным выводом из строя водоснабжения в какой-то зоне. Разрушение линии связи - такое эффектное - затрудняло работу транспорта, но не приостанавливало ее на долгий срок. Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях - «Рельсовая война» и «Концерт». Положительные результаты операции «Рельсовая война» дали основание для разработки последующих операций аналогичного типа.

В начале сентября 1943 г. Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение партизан производству подрывных работ.

Отсюда до исходных рубежей предстояло пройти 20—30 километров. В 12 часов дня 30 марта партизаны поотрядно начали выдвижение к местам проведения диверсий. Стояла сырая и пасмурная погода. Снег уже растаял, дороги были труднопроходимыми. Шли пешком. Каждый боец имел при себе комплект патронов, гранат и трехсуточный запас продовольствия.

В хвосте колонны двигались несколько повозок с тротилом и снарядами к 45-мм пушке, которую с трудом тащила по грязи пара лошадей. С наступлением сумерек от общей колонны начали отделяться отряды и бригады, уходя на свои направления. В соответствии с задачей они должны были занять исходные рубежи не позднее 4 часов утра 31 марта 1943 года. В назначенный час в небо взвились одна за другой две зеленые ракеты — сигнал атаки. Предрассветную тишину одновременно нарушили сотни винтовочных выстрелов, автоматные и пулеметные очереди, разрывы мин, снарядов, гранат. Стремительно действовали бойцы ударных отрядов Г. Ахременко и В. Карпенкова, раздвинувшие проволочные ежи на полотне и по насыпи железной дороги устремившиеся к мосту. Немцы открыли по атакующим сильный пулеметный и минометный огонь.

Одновременно завязался сильный бой в деревне Савкино. Когда бойцы преодолели проволочные заграждения, немцы открыли по ним частый, но беспорядочный огонь. Партизаны гранатами уничтожили огневые точки противника и заняли вражеские траншеи. На какое-то время перестрелка стихла. Через полчаса после начала общей атаки гарнизон в Савкине был уничтожен, деревня горела. Солдаты, выбитые из нее, укрылись в дзотах и траншеях, а некоторые смогли переправиться через реку Неведрянка на другой берег. Партизаны, взявшие Савкино, тут же вступили в бой по уничтожению очагов обороны между мостами и деревней. Партизаны 10-й бригады отряды И. Жукова и П.

Позднякова в это время взорвали деревянный мост через реку Ливица на шоссе Пустошка — Идрица, уничтожили проводную связь на участке в 500 метров и заняли удобную позицию в засаде на восточном берегу Ливицы. Удар, нанесенный партизанами, был настолько стремительным, что комендант города Пустошка не успел выслать помощь. После взятия деревни бой на савкинских мостах разгорелся с новой силой. Развитию наступления мешал сильный и меткий пулеметный огонь из дзотов. От трассирующих пуль загорелся сарай с бензином. Сильное пламя осветило атаковавших и облегчило охране ведение прицельного огня. Был убит пулеметной очередью партизан Исаев, собиравшийся метнуть гранату в амбразуру. Спустя несколько минут погибла санитарка Анастасия Ремнева, пытавшаяся вынести убитого Исаева со склона насыпи за проволочное заграждение. Были смертельно ранены командиры взводов Николай Березкин и Алексей Болотов.

Когда командиры взводов Виктор Антропов и Петр Кулешов из 3-й бригады с ручными пулеметами в руках и политрук Максименко перебрались через проволочные заграждения, под ногами у них взорвались мины. Партизаны погибли на месте. Наступающие бойцы, увидев это, залегли. Уполномоченный Калининского штаба партизанского движения майор И. Веселов, понимая, что атака партизан с минуты на минуту захлебнется, встал в залегшей цепи, чтобы поднять бойцов в атаку, взял у пулеметчика Шарапова ручной пулемет и бросился в сторону проволочных заграждений. Партизаны поднялись за ним. Веселов на ходу вел огонь из пулемета по амбразурам дзотов, но был смертельно ранен. Был убит ординарец И. Веселова Ваня Беляев.

Атакующие мост партизаны несли большие потери, но продвигались вперед. Почти одновременно гранатами, брошенными К. Шелеговым и А. Бычковым, были уничтожены две пулеметные точки. В результате этого взвод Г. Ахременко получил возможность рывком продвинуться к мосту. Корягин и Панкратов гранатами уничтожили еще два дзота. Наступающие группы партизан, преодолев реку, зашли в тыл обороняющимся солдатам. Восточный берег реки был полностью очищен от немцев.

На западном берегу огонь по партизанам вел еще один вражеский дзот, но вскоре и он замолчал. Лишь кое-где, на узком пространстве приречья, солдаты продолжали отстреливаться. За цепью наступавших продвигался ползком отряд подрывников лейтенанта М. Панова 3-й бригады. Его бойцы в основной своей массе были молодыми людьми, только что вступившими в партизаны, и в этой операции получали первое боевое крещение. Когда за шоссейной дорогой были оставлены подводы и верховые лошади, уложенную в вещевые мешки по 25—30 килограммов взрывчатку они несли на себе. Через некоторое время они выбились из сил и двигались крайне медленно. Для оказания им помощи был выделен взвод из 3-й бригады. К этому времени основной опорный пункт противника у моста был полностью окружен на участке размером 200 на 200 метров.

В ход пошло оружие ближнего боя. Партизаны, пробираясь через проволочные заграждения, начали забрасывать охрану гранатами. После ее уничтожения подрывники немедленно приступили к закладке под фермы 100 килограммов зарядов тротила. Однако, несмотря на то что охрана мостов была перебита и мосты захвачены, один пулемет с противоположного берега реки из дзота вел непрерывный огонь по насыпи, мешая производить минирование. Потом выяснилось, что стрелял командир роты охраны лейтенант Альфонс. Эта последняя огневая точка была уничтожена гранатой, брошенной Иваном Кутановым из 3-й бригады. Когда минирование одного пролета моста было завершено, по команде все партизаны покинули опасную зону. В 6 часов утра прогремело два мощных взрыва на одном из его пролетов. Тяжелая металлическая ферма, разорванная на две части, одним концом упала в воду, а другим уперлась в гранитную опору.

Многие партизаны решили, что задача выполнена, и начали отходить в сторону деревни Могильно. За ними потянулись и подрывники. Однако оставался не взорванным северный пролет моста. Штрахов приказал заместителю командира 3-й КПБ по разведке А. Кузнецову взять взвод бригадной разведки и взвод прикрытия, силами которых быстро поднести взрывчатку к оставшемуся мосту. Через некоторое время, на рассвете, новый мощный взрыв потряс округу. Многотонная изуродованная ферма упала в воду. Важнейшая магистраль, питавшая немецкие войска на Калининском фронте, была перерезана на 15 дней. Были истреблены гарнизоны в деревнях Савкино, Нащекино, Могильно, уничтожено шесть мостов на шоссе, захвачено много оружия и боеприпасов, 60 кавалерийских лошадей с седлами, продовольствие и пленные.

После доклада связных о подрыве второго пролета моста А. Штраховым был дан приказ на отход. Были подобраны убитые и раненые, которых смогли найти, и уложены на подводы. По дорогам в южном направлении потянулись колонны пеших партизан, повозки с отбитым у врага продовольствием, трофейным оружием и боеприпасами. Группа автоматчиков конвоировала восемь пленных солдат. Партизаны возвращались на свои базы. Когда рассвело, 13-летний мальчишка Том Савельевич Буров из деревни Савкино, дом которого стоял в 300 метрах от взорванного северного пролета моста, вылез из погреба, в котором он всю ночь просидел с матерью и бабушкой, спасаясь от пуль. Мальчик по огороду прошел к насыпи, где за проволокой нашел командира в красноармейской форме. Это был мертвый И.

Подросток позвал взрослых, которые подбирали убитых партизан. В это время к взорванным мостам подошел бронепоезд и открыл сильный огонь по деревне Савкино. Жители разбежались и попрятались по погребам. На вторую ночь после взрыва мостов трое разведчиков по заданию А. Штрахова пробрались в Савкино узнать о судьбе И. Женщины рассказали им, где спрятали тело командира. Партизаны, несмотря на то что у мостов стояли два восстановительных поезда и работали солдаты, пробрались в лощину и вытащили тело майора. На обратном пути в лагерь они попали в засаду и все погибли. Через сутки Михаил Сергеенок из деревни Долгарево Красноармейского сельсовета привел семерых партизан к месту боя их товарищей с засадой.

Ночью тела майора И. Веселова и трех партизан похоронили у деревни Исаково. Оперативная сводка штаба партизанского движения от 3 апреля 1943 года сообщала: «В ночь на 31 марта 1943 года на железнодорожной линии Идрица — Пустошка, в районе Савкино, уничтожено 2 крупных железнодорожных моста через р. Дорога выведена из строя.

Рельсовая война

«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война» Операция "Рельсовая война" была проведена в летнее время 1943 года и явилась прелюдией к операции "Концерт". Положительные результаты "Рельсовой войны" послужили основанием для разработки последующих операций аналогичного типа.
Рельсовая война. Кровавая хроника подрыва поездов в 1943-м Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт».
«Рельсовая война»: как разрушали железные дороги в годы войны? 3 августа 1943 года началась операция «Рельсовая война». Около 100 тыс. советских партизан приступили к уничтожению железнодорожных коммуникаций и подвижного состава на оккупированных нацистами территориях СССР. Переломный момент.

Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”

Наши танки не только быстрые 6 октября 1942 года при перелете через линию фронта огнем немецкой зенитной артиллерии был сбит советский самолет, возвращавшийся в Москву после доставки груза белорусским партизанам. Смерть комбрига в авиакатастрофе навсегда останется трагическим днем в истории партизанского движения на Витебщине. Начатое им дело после гибели Короткина продолжила созданная им партизанская бригада, которая с июня 1943 года стала носить имя героя. Позже в ней были организованы отряды имени В. Чапаева, «Сталинец», «За победу», «Белорусский мститель», имени Ф. Дзержинского, имени С. Бардадына от 14 марта 1943 года из ее отрядов была создана бригада им. В конце войны — 2 июля 1944 года — в составе 6 отрядов общей численностью 660 партизан она соединилась с частями Красной Армии.

Три поколения Короткиных — Никто не знает, где похоронен отец, — вспоминал при жизни сын комбрига подполковник Нинель Семенович Короткин. А мать наша одна после гибели отца подняла троих детей. За вклад, внесенный в победу советского народа, за ее материнский подвиг, совершенный на пределе человеческих возможностей, она награждена медалями в честь 30- и 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Начало партизанской войны Сейчас прекрасно известно, какую роль отыграли партизаны в Великой Отечественной войне. Организовываться партизанские бригады стали еще в первые недели боевых действий, когда Красная Армия отступала с огромными потерями. Группа партизан «Большевик Заполярья» возвращаются с боевой операции Главные цели движения Сопротивления были изложены в документах, датируемых 29 июня первого года войны. В 1941 году была создана специальная мотострелковая бригада, которая сыграла важнейшее значение в развитии партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.

Отдельные диверсионные группы как правило, несколько десятков человек специально забрасывали в тыл врага, чтобы пополнять ряды партизанских группирований. Формирование партизанских отрядов было вызвано жестокими нацистскими порядками, а также вывозом мирного населения с территории оккупированной врагом в Германию для проведения тяжелых работ. Солдат Вермахта пинает тело повешенного Советского партизана В первые месяцы войны партизанских отрядов было крайне мало, так как большая часть народа занимала выжидающую позицию. Изначально никто не снабжал партизанские отряды оружием и боеприпасами, а потому их роль в начале войны была крайне невеликой. В начале осени 1941 года связь с партизанами в глубоком тылу значительно улучшилась — движение партизанских отрядов существенно активизировалось и стало носить более организованный порядок. Вместе с этим улучшилось и взаимодействие партизан с регулярными войсками Советского Союза СССР — они вместе принимали участие в битвах. Зачастую руководителями партизанского движения во время Великой Отечественной войны ставали обычные крестьяне, не имевшие военной подготовки.

Позже Ставка посылала собственных офицеров для командования отрядами. В первые месяцы войны партизаны сбивались в небольшие отряды до нескольких десятков человек. Уже спустя менее чем полгода бойцов в отрядах стало насчитывать сотни бойцов. Когда Красная Армия перешла в наступление отряды превратились в целые бригады с тысячами защитников Советского Союза. Наиболее крупные отряды возникли в районах Украины и Белоруссии, где гнет немцев был особо суровым. Правила посадки пузыреплодника и ухода за ним в открытом грунте Почему наши бмп именно такие? Снабжение отрядов было возложено на дальнюю авиацию.

Ее «разбили» на три этапа. Масштаб проводимых действий был огромен и охватывал около тысячи километров с юга на север и примерно семьсот пятьдесят километров с запада на восток. Более 40000 рельсов было разрушено, и это внесло значительное смятение и хаос в ряды противника. Основной удар был нанесен на группы армий «Север» и «Центр».

Илью Григорьевича крепко хранил для будущего «большого дела» Бог Войны. Он избежал подозрений, но партия оказала ему высокое доверие, позволив доказать преданность делу Ленина-Сталина кровью. От «белофинской» к «рельсовой» войне Капитана Старинова с командной должности отправляют простым командиром диверсионно-заградительной группы в Ленинградский военный округ, на «белофинскую» войну. А в 42-м назначен заместителем начальника штаба партизанского движения, генерала Пономаренко.

Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказался востребованным. Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Тактический просчет В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы. Что-ж тут странного, если война рельсовая?

Но дьявол крылся в мелочах. Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов. Поэтому уничтожение полотна представлялось самым простым и доступным способом войны. Но разведка просчиталась: у противника был излишек рельсов. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый «мостик» и стали пропускать поезда по нему.

Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.

Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан.

Данилов и др. Дополнительная литература. Михаил Пинчук советские партизаны — Мифы и реальность, М. Открытые электронные ресурсы: Партизанское движение в Великой Отечественной войне. Герои советского партизанского движения. Газета «Известия». Дата обращения 18. Теоретический материал для самостоятельного изучения Партизан — это человек, ведущий вооружённую борьбу на территории, оккупированной противником.

Он использует методы партизанской войны. Партизанское движение было частью вооружённой борьбы жителей Советского Союза против фашистских захватчиков. К ноябрю 1942 года ЦШПД установил связь с тысячей восьмьюдесятью тремя партизанскими отрядами, численность которых превышала 90 тысяч человек. Получая помощь с «Большой земли», то есть от руководства ЦШПД, оружием, боеприпасами, медикаментами, партизаны развернули настоящую войну против оккупантов. Участники партизанского движения разрушали железные дороги, прерывали линии связи немецких войск, громили гарнизоны небольших городов, срывали планы хозяйственной эксплуатации оккупированных земель. Большую помощь партизаны оказывали советской разведке, передавая ей данные о перемещениях войск противника, местах концентрации его сил.

Пущено под откос 5 494 эшелона врага. Партизанская «рельсовая война»

Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизаны всеми силами старались помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, и своими методами оказывали сопротивление гитлеровцам. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения.

Гаврилова, полученных в деревне Балбуки от родственника разведчика Ивана Холоденка. Хозяин дома, и особенно его дочь, не раз ходившие через мосты, сообщили очень много важных деталей. Подтвердились данные о том, что охрана периодически без всякой на то необходимости простреливает окружающую местность из пулеметов, но огонь ведется только в западном, юго-западном и южном направлениях. Простреливался широкий сектор вокруг мостов и в сторону деревни Козлы, где берег реки Неведрянка порос мелким кустарником. Обстрелов в сторону гарнизонов деревень Могильно и Нащекино не велось, однако на этом направлении имелись два пулеметных дзота. Все эти данные были учтены при корректировке плана операции. Наступление на мосты решено было начать со стороны гарнизонов Могильно и Нащекино, что спасло многие жизни партизан. Разведкой было установлено, что охрана мостов состоит из 70 человек, на вооружении которых имелось 4 станковых и 11 ручных пулеметов, 4 ротных миномета и около 40 автоматов. Ротой охраны командовал лейтенант Альфонс. Отсюда до исходных рубежей предстояло пройти 20—30 километров. В 12 часов дня 30 марта партизаны поотрядно начали выдвижение к местам проведения диверсий. Стояла сырая и пасмурная погода. Снег уже растаял, дороги были труднопроходимыми. Шли пешком. Каждый боец имел при себе комплект патронов, гранат и трехсуточный запас продовольствия. В хвосте колонны двигались несколько повозок с тротилом и снарядами к 45-мм пушке, которую с трудом тащила по грязи пара лошадей. С наступлением сумерек от общей колонны начали отделяться отряды и бригады, уходя на свои направления. В соответствии с задачей они должны были занять исходные рубежи не позднее 4 часов утра 31 марта 1943 года. В назначенный час в небо взвились одна за другой две зеленые ракеты — сигнал атаки. Предрассветную тишину одновременно нарушили сотни винтовочных выстрелов, автоматные и пулеметные очереди, разрывы мин, снарядов, гранат. Стремительно действовали бойцы ударных отрядов Г. Ахременко и В. Карпенкова, раздвинувшие проволочные ежи на полотне и по насыпи железной дороги устремившиеся к мосту. Немцы открыли по атакующим сильный пулеметный и минометный огонь. Одновременно завязался сильный бой в деревне Савкино. Когда бойцы преодолели проволочные заграждения, немцы открыли по ним частый, но беспорядочный огонь. Партизаны гранатами уничтожили огневые точки противника и заняли вражеские траншеи. На какое-то время перестрелка стихла. Через полчаса после начала общей атаки гарнизон в Савкине был уничтожен, деревня горела. Солдаты, выбитые из нее, укрылись в дзотах и траншеях, а некоторые смогли переправиться через реку Неведрянка на другой берег. Партизаны, взявшие Савкино, тут же вступили в бой по уничтожению очагов обороны между мостами и деревней. Партизаны 10-й бригады отряды И. Жукова и П. Позднякова в это время взорвали деревянный мост через реку Ливица на шоссе Пустошка — Идрица, уничтожили проводную связь на участке в 500 метров и заняли удобную позицию в засаде на восточном берегу Ливицы. Удар, нанесенный партизанами, был настолько стремительным, что комендант города Пустошка не успел выслать помощь. После взятия деревни бой на савкинских мостах разгорелся с новой силой. Развитию наступления мешал сильный и меткий пулеметный огонь из дзотов. От трассирующих пуль загорелся сарай с бензином. Сильное пламя осветило атаковавших и облегчило охране ведение прицельного огня. Был убит пулеметной очередью партизан Исаев, собиравшийся метнуть гранату в амбразуру. Спустя несколько минут погибла санитарка Анастасия Ремнева, пытавшаяся вынести убитого Исаева со склона насыпи за проволочное заграждение. Были смертельно ранены командиры взводов Николай Березкин и Алексей Болотов. Когда командиры взводов Виктор Антропов и Петр Кулешов из 3-й бригады с ручными пулеметами в руках и политрук Максименко перебрались через проволочные заграждения, под ногами у них взорвались мины. Партизаны погибли на месте. Наступающие бойцы, увидев это, залегли. Уполномоченный Калининского штаба партизанского движения майор И. Веселов, понимая, что атака партизан с минуты на минуту захлебнется, встал в залегшей цепи, чтобы поднять бойцов в атаку, взял у пулеметчика Шарапова ручной пулемет и бросился в сторону проволочных заграждений. Партизаны поднялись за ним. Веселов на ходу вел огонь из пулемета по амбразурам дзотов, но был смертельно ранен. Был убит ординарец И. Веселова Ваня Беляев. Атакующие мост партизаны несли большие потери, но продвигались вперед. Почти одновременно гранатами, брошенными К. Шелеговым и А. Бычковым, были уничтожены две пулеметные точки. В результате этого взвод Г. Ахременко получил возможность рывком продвинуться к мосту. Корягин и Панкратов гранатами уничтожили еще два дзота. Наступающие группы партизан, преодолев реку, зашли в тыл обороняющимся солдатам. Восточный берег реки был полностью очищен от немцев. На западном берегу огонь по партизанам вел еще один вражеский дзот, но вскоре и он замолчал. Лишь кое-где, на узком пространстве приречья, солдаты продолжали отстреливаться. За цепью наступавших продвигался ползком отряд подрывников лейтенанта М. Панова 3-й бригады. Его бойцы в основной своей массе были молодыми людьми, только что вступившими в партизаны, и в этой операции получали первое боевое крещение. Когда за шоссейной дорогой были оставлены подводы и верховые лошади, уложенную в вещевые мешки по 25—30 килограммов взрывчатку они несли на себе. Через некоторое время они выбились из сил и двигались крайне медленно. Для оказания им помощи был выделен взвод из 3-й бригады. К этому времени основной опорный пункт противника у моста был полностью окружен на участке размером 200 на 200 метров. В ход пошло оружие ближнего боя. Партизаны, пробираясь через проволочные заграждения, начали забрасывать охрану гранатами. После ее уничтожения подрывники немедленно приступили к закладке под фермы 100 килограммов зарядов тротила. Однако, несмотря на то что охрана мостов была перебита и мосты захвачены, один пулемет с противоположного берега реки из дзота вел непрерывный огонь по насыпи, мешая производить минирование. Потом выяснилось, что стрелял командир роты охраны лейтенант Альфонс. Эта последняя огневая точка была уничтожена гранатой, брошенной Иваном Кутановым из 3-й бригады. Когда минирование одного пролета моста было завершено, по команде все партизаны покинули опасную зону. В 6 часов утра прогремело два мощных взрыва на одном из его пролетов. Тяжелая металлическая ферма, разорванная на две части, одним концом упала в воду, а другим уперлась в гранитную опору. Многие партизаны решили, что задача выполнена, и начали отходить в сторону деревни Могильно. За ними потянулись и подрывники. Однако оставался не взорванным северный пролет моста. Штрахов приказал заместителю командира 3-й КПБ по разведке А. Кузнецову взять взвод бригадной разведки и взвод прикрытия, силами которых быстро поднести взрывчатку к оставшемуся мосту. Через некоторое время, на рассвете, новый мощный взрыв потряс округу. Многотонная изуродованная ферма упала в воду. Важнейшая магистраль, питавшая немецкие войска на Калининском фронте, была перерезана на 15 дней. Были истреблены гарнизоны в деревнях Савкино, Нащекино, Могильно, уничтожено шесть мостов на шоссе, захвачено много оружия и боеприпасов, 60 кавалерийских лошадей с седлами, продовольствие и пленные. После доклада связных о подрыве второго пролета моста А. Штраховым был дан приказ на отход. Были подобраны убитые и раненые, которых смогли найти, и уложены на подводы. По дорогам в южном направлении потянулись колонны пеших партизан, повозки с отбитым у врага продовольствием, трофейным оружием и боеприпасами. Группа автоматчиков конвоировала восемь пленных солдат. Партизаны возвращались на свои базы. Когда рассвело, 13-летний мальчишка Том Савельевич Буров из деревни Савкино, дом которого стоял в 300 метрах от взорванного северного пролета моста, вылез из погреба, в котором он всю ночь просидел с матерью и бабушкой, спасаясь от пуль. Мальчик по огороду прошел к насыпи, где за проволокой нашел командира в красноармейской форме. Это был мертвый И. Подросток позвал взрослых, которые подбирали убитых партизан. В это время к взорванным мостам подошел бронепоезд и открыл сильный огонь по деревне Савкино. Жители разбежались и попрятались по погребам. На вторую ночь после взрыва мостов трое разведчиков по заданию А.

В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября.

Согласно оценкам историков, в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна Германии действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Операция "Концерт" показала свою эффективность в условиях Великой Отечественной войны.

Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» - Дороги Победы

«Рельсовая война» началась 3 августа одновременно с переходом в контрнаступление Воронежского и Степного фронтов. Только в ночь на 4 августа было подорвано более 42 тыс. рельсов, к 15 сентября (день окончания операции) – всего 214 705. Операция «Концерт». Великая Отечественная война. В ходе операции было уничтожено около 150 тысяч рельсов, пущен под откос 1041 эшелон с оружием и продовольствием.

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вторая фаза «рельсовой войны», она продолжится до 1 ноября. Положительные результаты операции «Рельсовая война» дали основание для разработки новых акций аналогичного типа.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации.
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война» По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10.
Что такое операция концерт. «Рельсовая война» Рельсовая война — самая крупная и беспрецедентная организованная тыловая партизанская операция во время Великой Отечественной войны.
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война» «Рельсовая война» началась 3 августа одновременно с переходом в контрнаступление Воронежского и Степного фронтов. Только в ночь на 4 августа было подорвано более 42 тыс. рельсов, к 15 сентября (день окончания операции) – всего 214 705.

«Рельсовая война». Операция «Концерт»

Операция «Концерт». Великая Отечественная война. 19 сентября 1943 года во время Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца – Самые лучшие и интересные новости по теме: Концерт, операции, партизаны на развлекательном портале Между тем первоначально «Рельсовой войной» именовалась конкретная партизанская операция, проведенная с начала августа по середину сентября 1943 года. Практически сразу же после нее началась следующая операция — «Концерт», преследовавшая ту же цель. «Рельсовая война» началась 3 августа одновременно с переходом в контрнаступление Воронежского и Степного фронтов. Только в ночь на 4 августа было подорвано более 42 тыс. рельсов, к 15 сентября (день окончания операции) – всего 214 705. "Рельсовая война" и "Концерт".

Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли

Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан. К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов. Главный советский диверсант Илья Старинов родился в 1900 году в селе Войново Орловской губернии. В 1918-м был призван в РККА, попал в плен, бежал, был ранен.

После выздоровления его перевели в сапёрную роту инженерного батальона, в составе которой он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило дальнейшую судьбу Старинова. В 1921 году молодой красноармеец поступил в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и спустя год стал начальником подрывной команды 4-го Коростенского краснознамённого железнодорожного полка. После обучения в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников Старинова повысили до командира роты. В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов.

В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская. Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне.

В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления. Илья Старинов С началом Великой Отечественной войны Старинов руководил работой по устройству заграждений и минированию сначала на Западном, а затем на Юго-Западном фронте. Благодаря оставленным Стариновым и его подчинёнными «сюрпризам» в Харькове был ликвидирован ряд высокопоставленных немецких офицеров. В ноябре 1941-го Илья Старинов был назначен заместителем начальника штаба инженерных войск Красной армии, а затем, сменив ещё несколько «диверсионных» постов, включая командование бригадой инженерного спецназа, в мае 43-го стал заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения. За годы службы Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки.

Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизаны всеми силами старались помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, и своими методами оказывали сопротивление гитлеровцам. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения.

На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам. Молодежные сайты Кубани Краевая крейсерско-парусная школа Молодежный центр развития личности Управление молодежной политики Краснодарского края Центр молодежных инициатив Полезные ссылки.

Перевозки противника сократились на 35—40 процентов. Оккупанты понесли большие потери как в живой силе, так и в паровозах, вагонах. Вторая операция партизан под названием «Концерт» была проведена с 19 сентября до конца октября 1943 года. Она совпала с осенним наступлением Красной армии и противодействовала организованному отступлению немцев. За этот период было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, разрушено 72 железнодорожных моста, уничтожено 30 тысяч немецких солдат и офицеров. Третий этап «рельсовой войны» приурочили к крупномасштабной наступательной операции советских войск в Белоруссии «Багратион», начавшейся 23 июня 1944 года. В результате были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, парализованы перевозки врага на нескольких дорогах, что способствовало успешному наступлению советских войск. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. Обе эти операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение.

Как наши партизаны устроили немцам «Концерт»

«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война» Между тем первоначально «Рельсовой войной» именовалась конкретная партизанская операция, проведенная с начала августа по середину сентября 1943 года. Практически сразу же после нее началась следующая операция — «Концерт», преследовавшая ту же цель.
19 сентября 1943 г., 77 лет назад, началась партизанская операция «Концерт» Всего в ходе «Рельсовой войны» и операции «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года было подорвано более 360 тысяч рельсов, или 2270 километров одноколейного железнодорожного пути.
Операция Концерт / История / Норм Пост В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий