При формулировке темы выступления рекомендуется

Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Цель содержит желаемый от выступления результат. Цель выступления нельзя отождествлять с темой. Ваша манера говорить должна указывать на то, будет ли ваше выступление юмористическим, серьезным, стимулирующим или мотивирующим, подготовив, таким образом, слушателей к тому, что произойдет дальше. Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Повторение доклада позволит вам не запинаться и не подглядывать в бумаги при выступлении. Заучивать текст наизусть плохая идея – отклонение от текста будет сбивать вас, а полная импровизация может увести вас далеко от темы. Можно предложить ряд вопросов для анализа выступления в аудитории, в основе которых лежит все тот же риторический канон: 1. Тема выступления, удачность ее формулировки. 2. Цель выступления, степень ее достижения.

4. Какие требования к выбору темы выступления должен соблюдать оратор?

Следовательно, сформулировать цель своего выступления – это значит ясно и четко представить себе конечный результат речевого воздействия. Определение темы публичного выступления Процесс подготовки к выступлению включает и определение темы речи. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Риторика. билеты к зачету по теме: Риторика овка публичного выступления многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий оратор. Цель публичного выступления заключается в том, чтобы определить, какой реакции оратор хочет добиться. Для лучшего запоминания рекомендуется писать текст речи на листе бумаги от руки. Тезисы и другие важные места выделяйте цветными маркерами. Учить полный текст выступления вовсе необязательно, к тому же это не лучшим образом сказывается на естественности речи оратора. Вот несколько этапов подготовки: Сформулируйте тему своего выступления или уточните, что именно вкладывают в формулировку предлагаемой темы организаторы. Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

И тезис, и тема могут выступать в качестве названия вашего выступления. В рабочий также вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Необходимо чётко определить цель выступления – например, убедить слушателя в чём-либо или только проинформировать и проинструктировать. Следует также чётко продумать, какова реакция должна последовать за выступлением. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно чёткими и ясными. По структуре планы бывают простыми и сложными. И тезис, и тема могут выступать в качестве названия вашего выступления. трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение. Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения.

русский язык и культура речи. Культура речи Тема Теоретические основы культуры речи Базовый уровень

Удачная формулировка названия темы выступления настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи. Удачная формулировка названия темы выступления настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи. Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Требования логики к различным этапам работы оратора.

Всем добрый день! Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Василий Кисточкин. Я руководитель такого-то отдела , эксперт в такой-то области уже более 15 лет такой-то опыт и занимаюсь такими-то вопросами в течение такого-то времени. И сегодня я расскажу Вам о… или: сегодня мы с вами поговорим про…, или: и сегодня я предлагаю вам рассмотреть… Мне очень приятно сегодня выступать защищать свой проект перед такими серьёзными людьми, предпринимателями. Ведь предприниматели — это те люди, которые, по сути, трансформируют наш мир и вдохновляют других на изменения… и тд.

Видеопример вступления без представления спикера аудитории. Основная часть Главная цель этого блока — лаконичное изложение основного материала по теме. Задача спикера последовательно привести необходимые аргументы, дополнить их верными примерами и поддержкой Самое главное требование к этой части — логическая последовательность и стройность изложения материала. Пункт Б должен вытекать из пункта А, а В — из пункта Б, и так далее. Ни в коем случае содержанием этого блока не должен быть набор несвязанных между собой тезисов по теме!

Анастасия Галкина Эксперт курса Важные моменты, которые нужно запомнить: 1 Не следует освещать в речи слишком много вопросов. Это утомляет и путает слушателей. Достаточно рассмотреть 4-5 положений, подобрав к ним необходимые аргументы по системе аргументации ТАППТ. Для основной части тоже есть 3 приёма-техники удержания внимания. Их можно использовать совместно — в рамках одного выступления Структурные приемы удержания внимания слушателей для основной части Откройте каждую вкладку Переключение каналов восприятия слушателей Сторителлинг То есть спикер «проводит» слушателей по разным эмоциям, как бы «раскачивая» их.

Например, сначала рассказывает что-то, что вызывает у них смех, затем — страх, потом — интерес, после этого — сопереживание, затем снова смех и тп. Чем «контрастнее» переключение — тем лучше. Ну, скажем, смех, затем — сопереживание или страх. Само собой, чтобы добиться нужного эффекта, соответствующие «места» в речи следует продумать заранее, на этапе подготовки. Во время любого «офлайн» выступления у спикера есть возможность «переключать» каналы восприятия слушателей.

Какие каналы восприятия существуют? Визуальный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный.

Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части. Вопросный план в виде вопросов. Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана. Тезисный план в виде тезисов. Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется одном-двух предложениях тезисах. Можно сказать, что тезис — это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в данном плане.

Цитатный план в виде цитат, то есть предложений, выписанных из теста.

Так и оратор, готовясь к выступлению, должен помнить о примате цели над содержанием и формой речи. Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей.

Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление. Например, в одной из аудиторий была прочитана лекция «О вреде курения». Лектор имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением.

Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили? Оратор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой?

Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы.

И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения. Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы: 1.

Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление. Например, в одной из аудиторий была прочитана лекция «О вреде курения».

Лектор имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением. Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили? Оратор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой?

Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал.

Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения. Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы: 1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня? Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями?

Публичная речь

1) Выбор темы выступления, формулировка названия. Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей. Устное публичное выступление развернутого типа, которое широко раскрывает определенную проблему на конкретную тему. Время таких выступлений может составлять от нескольких минут до нескольких часов. Вот несколько этапов подготовки: Сформулируйте тему своего выступления или уточните, что именно вкладывают в формулировку предлагаемой темы организаторы. Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории. трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение. Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения.

Урок 1. Подготовка речи

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления. Составные элементы композиции После написания плана оратор приступает к оформлению отдельных частей своей речи.

Поэтому начало и конец речи, т. Рассмотрим эти составные элементы композиции. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей, во многом зависит успех выступления.

Неудачное вступление снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива , они обязаны быть на этом мероприятии.

Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и нежелающих слушать. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к аудитории.

В статье «Советы лекторам» А. Знакомство с этими примерами и комментариями представляет интерес для всех, кто учится выступать публично. Надо говорить о Ломоносове, — пишет автор.

Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик... Затем приводит пример, как можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения: В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке».

Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. Роль этой «пивной кружки» — только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать?

Можно привести немало подобных примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов. Свое выступление перед английскими академиками ученый начал так: Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак.

Обратившись к аудитории, он прочитал такие цитаты: Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Наш мир достиг критической стадии.

Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. Эта молодежь растленна до глубины души.

Молодые люди злокозненны и нерадивы. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий.

Например, писатель Ю. Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто наощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно.

Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка.

А до первого вздоха — муки темноты, немоты. В начальных фразах ищу музыкальный строй вещи. Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала.

При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело».

Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Например, в одной из аудиторий была прочитана лекция «О вреде курения». Лектор имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением. Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили? Оратор затруднился ответить на заданный вопрос.

Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой? Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал.

Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения. Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы: 1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня? Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями? Смогу ли я уложиться в отведенное время?

Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

Избегаем противоречия в рассуждении, излагаем материал доказательно и аргументировано. Акцент: в отличие от сочинения в устной речи эффективно пользоваться не плавными переходами через повествовательные предложения, а обращением к слушателю. Это экономит время и удерживает внимание аудитории. Удерживать внимание придется постоянно, поэтому каждую минуту применяем прием, который притягивает внимание. В начале выступления вводим слушателя в тему постановкой проблемы.

Первые фразы выбираем такие, которые захватывают внимание. А в заключении закрепляем мысль, связав начало и конец, подытоживаем сказанное. Этот прием называется «закольцовка». Стремимся к тому, чтобы речь была стройной и пропорциональной, а объем вступления и заключения в сумме не превышали одной трети объема всего выступления. Это правило, сформулированное еще Леонардо да Винчи, эффективно и сегодня. Заметим, что выступление нужно строить с точки зрения восприятия слушателем.

Учесть, что наиболее активно воспринимаются начало и конец речи. Виды вступлений: простое когда после приветствия мы сразу же приступаем к изложению темы ; косвенное когда оригинальное и развернутое начало подготавливает аудиторию к восприятию сложного предмета речи и помогает овладеть ее вниманием, а иногда преодолеть ее нежелание слушать ; внезапное применяется редко, его суть в резко эмоциональном начале. Главная часть речи состоит из: изложения, аргументации, опровержения. В ней оратор реализует свои задачи: сообщает нужную информацию, излагает свою точку зрения и доказывает ее если необходимо — опровергает точку зрения оппонента , убеждает аудиторию, побуждает ее к конкретным действиям. Сначала — сильные аргументы, потом доказательства средней длины, затем один наиболее мощный аргумент. Заключение речи важнее начала, поскольку оно подытоживает сказанное, поэтому оно должно быть очень эмоциональным, чтобы или склонить слушателей к определенному убеждению, или побудить к конкретному действию.

Оно неожиданное, яркое, энергичное и только позитивное! Акцент: для уплотнения текста выбираем слова, наиболее точно выражающие суть описываемого нами явления. Убираем все слова, несущие избыточную информацию. Никаких лишних слов, словосочетаний, предложений, загромождающих текст! Это экономит время выступления и делает его динамичным и эмоциональным. Опора на глагол и существительное.

Сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений избегаем, работаем простыми предложениями. Пример Расплывчатая и несущая 90 процентов избыточной информации мысль: Большое техническое средство передвижения на резиновом ходу, предназначенное для перевозки пассажиров, в соответствии с графиком перевозок совершало поступательное движение по асфальтированной полосе земли, расположенной между домами улицы. Кристализованная мысль: По улице катился рейсовый автобус. Выработать навык уплотнения текста помогает Упражнение «Диктор» Взять любую газету, в которой публикуется официальная информация, и читать ее вслух, как диктор радио. И тогда будут явно видны лишние слова и обороты, мешающие легкому течению речи. Нужно убирать лишние слова, упрощать фразы, сокращать абзацы, переписывать предложения, но добиться того, чтобы ушли все нагромождения мысли и слов, а текст стал ясным и читался легко.

Что происходит? Выполняя это упражнение, мы выработаем навык переработки литературного текста в разговорную речь. И еще придет понимание композиции — газетные тексты имеют хорошую композицию и, работая с ними, можно усвоить композиционные приемы через внутреннее ощущение текста. Особенно это поможет тем, кто только начинает осваивать ораторское мастерство. Теперь о стилях… Публичное выступление относится к устной речи, а она — живое общение оратора и аудитории, и предполагает конкретного собеседника и дает возможность воздействовать на него. И в устной речи допустимо отступление от строгих норм письменной речи.

Это дает возможность сделать выступление более ярким и эмоциональным, значит, более действенным. Письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, а устная более подходит для выражения эмоций, переживания и настроения… Поэтому для устной речи характерно смешение и взаимопроникновение различных стилей речи. И хорошей считается такая речь, в которой активно используются элементы публицистического, художественного и разговорного стилей. Это дает речи эмоциональность и убедительность, а оратору — широкие возможности для выражения своих мыслей. Ему важно только понимать, чем грамотная разговорная речь отличается от малограмотной, и руководствоваться чувством меры при смешивании стилей. Трудности при написании текста 1 Незнание, как начать текст Это типично, с этим сталкиваются многие выступающие и даже самые опытные из них.

Причины две: первая — не хватает энергии мысли для начала; вторая — наоборот, мыслей — избыток, они нагромождаются одна на другую, создают хаос, скрывая начало выступления. Это не проблема! В первом случае пишем текст блоками, выбираем из плана выступления любой пункт, который созрел, и пишем его. Затем еще пункт и так до конца выписываем по абзацу текст и соединяем их, расположив по плану. Что произойдет? Мозг начнет концентрироваться на теме, и в один из моментов просто притянет ту мысль, которая нужна для начала.

Вообще не напрягаемся, не мучаемся в поисках начала, просто пишем, и оно придет. Во втором случае не копаемся в хаосе в поисках начала, а просто убираем нагромождения лишних мыслей. Для этого нужно начать писать хоть что-нибудь по теме. Все, что приходит в голову — даже обрывки мыслей, пишем, и пишем, и пишем. Иногда исписывается три листа, до того момента, когда происходит включение и появляется первая фраза. Когда она появится, не останавливаемся, а пишем текст до конца.

Предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления. После того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, состав ляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены.

Рабочий план даёт возможность судить о содержании выступления, его структуре. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно чёткими и ясными.

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времён считается трёхчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение.

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело».

Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.

Основные правила ораторского искусства

В качестве аргументов выступают только объективные факты. Любой судебной речи присущ оценочно-правовой характер. В отличие от других видов аргументирующей речи она имеет четырёх адресатов: судьи, процессуальный противник оратора, присутствующие в зале и сам подсудимый. К языковым особенностям судебной речи относятся: употребление юридических формул, терминов, сочетание стандартных и эмоциональных средств выражения, например, «Уважаемые судьи, разрешите мне обратиться к присутствующим здесь гражданам…» Говоря о построении аргументирующей речи, необходимо отметить, что в ней принято выделять основные виды аргументов: аргументы рациональные, или аргументы по делу; аргументы иррациональные психологические , или аргументы к человеку, доводы к аудитории. К аргументам рациональным относятся: 2 обращение к авторитетам — один из распространённых видов аргументов. К аргументам иррациональным относятся обращение к чувствам адресата, желаниям, интересам его.

Эти аргументы чаще всего затрагивают чувства собственного достоинства, материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей. Именно благодаря этому виду аргументов в дискуссиях часто переходят от дела на «лица», когда оценивается уже не предмет спора, а оппонент. Оба вида аргументов различаются в риторике по силе и выделяются исчерпывающие, главные и спорные аргументы. Исчерпывающие аргументы чаще всего встречаются одни - это такие аргументы, которые полностью доказывают правоту какого-то мнения, положения. Такие аргументы встречаются редко.

Главные аргументы — это различные факты, убеждающие в правоте кого-либо, реальности событий. Спорные аргументы могут служить за и против доказываемой позиции. Подбирая аргументы, оратор должен помнить требования к ним: истинность, непротиворечивость, доказанность, достаточность. Ошибки этого плана являются весьма досадными и приводят к нелогичности речи: неистинные аргументы — ложь оратора; недостаточность - доказываемое положение не вытекает из приведённых аргументов, образуется порочный круг: «мы хорошо ответили, потому, что много готовились». Важно, насколько точно сформулирован выдвигаемый, защищаемый тезис.

Если тезис сформулирован недостаточно чётко, он в споре может подменяться другим. При этом возникает подмена тезиса, переход к другой проблеме, что нарушает цельность речи и дискуссии. Для оспаривания необходимо точно знать, в чём заключается тезис оппонента и точно выдвинуть свой. Неопределённость формулировки тезиса может привести и к другой ошибке: потеря тезиса, тогда оратор теряет главную нить выступления и начинает говорить «вообще». Разновидностью подмены тезиса является «фигура умолчания», т.

Таким образом, любое доказательство состоит из трёх элементов: тезиса, аргументов, логической связки между тезисом и аргументами. Аргументы необходимо не только подобрать, но и правильно использовать для доказательства выдвигаемого положения. Различают прямое и косвенное доказательство. Прямое доказательство строится так: даны аргументы — из них выводятся истинные суждения — истинное суждение доказывает выдвигаемый оратором тезис. Такое доказательство называется индуктивным доказательством.

Оно продуктивно тогда, когда оратор располагает яркими неопровержимыми фактами. Это доказательство имеет действие на аудиторию, т. Дедуктивный метод используется чаще всего тогда, когда есть известные аудитории общие положения, истинность которых несомненна. Такое доказательство состоит из известного общего положения, связанного с ним суждения, ведущего к его применению, и заключению. Например, ни один нечестный человек не будет избран старостой, Х — нечестный человек, следовательно, Х не будет избран старостой.

Косвенное доказательство заключается в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается или методом доказательства от противного, или методом исключения алиби. Метод доказательства от противного часто используется в науке. Метод исключения часто используется в судебной практике. В этом случае истинность тезиса доказывается путём выявления ложности всех возможных альтернатив.

В связи с этим распространены методы опровержения тезисов. Наиболее простой и надёжный способ — это опровержение ложного тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике аргументы противника, в результате рушится вся система доказательства, в-третьих, обосновывается нелогичность вывода противника из ложного тезиса. Способы доказательства и аргументы подробно рассмотрены в книгах А. Михальской «Основы риторики», Е.

Ножина «Мастерство устного выступления». Процесс подготовки выступления включает несколько стадий: подготовка материала, формулировка темы, составление плана, словесное оформление речи, репетиция, собственно выступление, исправление речи. Каждый из этих этапов связан с предыдущим и последующим. Осуществление того и другого из них выливается в опыт ораторской деятельности и речевое мастерство. Публичное выступление требует большой подготовки.

Вдохновение приходит и уходит, но для того, чтобы речь была эффективной, она, в конечном счёте, должна быть речью выступающего, и только его. С этой целью необходимо выделить достаточное количество времени на подготовку публицистического вступления. То, что годится для одного оратора, не подойдёт для другого. Мы можем отметить наиболее существенные правила подготовки публицистического выступления. Прежде чем что-либо писать, познакомьтесь в общих чертах с тем, что есть на эту тему в специальной литературе.

Затем необходимо собраться с мыслями и изложить всё прочитанное в общих чертах, придерживаясь избранной темы выступления. Эффективного выступления не получится, если оно посвящено чему-нибудь и излагается как-нибудь. Оно должно быть целенаправленным, чтобы до слушателей дошла главная мысль оратора. Можно составить несколько вариантов плана, затем выбрать из них оптимальный вариант и написать в соответствии с ним речь. При редактировании текста речи следует оставить в нём эффект разговорности языка и ритмичности.

Если речь будет подготовлена без текста, тогда следует заучить план и ключевые предложения из каждой части. Следует помнить план выступления, так как при произнесении речи это поможет логично выстроить речь и удержать внимание слушателей. Для достижения максимального воздействия на слушателей сконцентрируйте своё внимание на вступлении и заключении. Произнесение речей по памяти требует большой тренировки. Однако при любом подходе выступление должно быть интересно, прежде всего, самому говорящему, так как нельзя привлечь внимание аудитории к слову, которое не имеет значение для самого оратора.

Необходимо придать значение всему, что произносится. Главный психологический настрой заключается в установке на то, что сообщение ново и интересно для слушателя.

Фразы «Мы понимаем ваш подход к проблеме, поэтому давайте еще раз вместе рассмотрим этот вопрос; Позвольте вернуться к этому вопросу позднее. Согласны ли вы с этим предложением? Фразы «Цвет вашего пиджака серый соответствует вашему умственному уровню; Это не имеет под собой никакой почвы» относятся к речевым формулам … спора.

Во-первых, вы должны хорошо понимать материал и разбираться в нем не поверхностно, а детально.

Тогда возможные вопросы аудитории не застанут вас врасплох. Во-вторых, не нужно «распыляться» по всем направлениям темы — выберите один аспект, донесите одну конкретную мысль. Структурируем и визуализируем Структуру любого публичного выступления можно сравнить с поставкой художественного произведения: экспозиция введение , завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Экспозиция: вступительные предложения о себе и теме доклада. Завязка: актуальность выступления, привлечение внимания аудитории, приведение примеров например, из статистики. Развитие действия: заранее мысленно или физически на листе бумаги или в электронном блокноте сделайте таблицу — левая колонка будет содержать в себе все важные факты и цифры, а правая — подкреплять их аргументами, которые можно проверить.

Привлеките слушателей интересным и сильным началом. Кульминация: используйте самые главные и сильные аргументы. Развязка: подведите итоги, предложите решения актуальной проблемы. Хорошим способом структуризации будущего выступления может стать Mind Map. С ее помощью можно быстро запомнить текст своего выступления, разобраться в сложных моментах, презентовать материал. Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека программиста» Интересно, перейти к каналу Редактируем текст выступления Даже тщательно проработанная структура выступления — это неограненный драгоценный камень.

Прочитайте свой доклад вслух, можете записать свою речь на диктофон и «посмотреть на себя со стороны». Лексика: не используйте профессионализмы, сократите количество сленга и иностранных слов — сделайте доклад понятным и интересным широкой публике. Читаемость: проверьте, чтобы в тексте не было тавтологии, двусмысленных фраз и, возможно, обидных выражений. Образность: можно использовать фразеологизмы и цитаты, которые отлично подходят к теме и позволят запомнить сложные моменты. Можете добавить в текст уместную шутку.

Произнесе-ние Изобретение в латинской терминологии — inventio — важнейший этап в подготовке выступления — обдумывание содержания выступления и сбор материала. Перед оратором стоят три вопроса: Что сказать? Необходимо определить тему выступления, найти ее удачную формулировку, определить цели высказывания и собственное отношение к высказываемому. На этапе изобретения происходит сбор материала как теоретического, так и иллюстративного статистические данные, схемы, цитаты и т.

Расположение в латинской терминологии — dispositio , или искусство композиции, — следующий этап в подготовке выступления. Композиция — это логика развития темы. Речь, лишенная такой логики, воспринимается с трудом. Основная задача оратора — установление четкого членения сообщения и обеспечение связности между его частями. Традиционно в речи выделяются три части: вступление, основная часть и заключение. При разработке композиции необходимо соблюдение основных риторических принципов: последовательности, единства, усиления, экономии. Принцип последовательности или связности подразумевает такое развитие мысли в тексте, когда одна мысль порождает другую. Принцип органического единстваобязывает подчинять все мысли главной. Принцип усиленияпредписывает располагать информацию с возрастающим эффектом воздействия, то есть убедительность аргументов усиливается к концу выступления.

Принцип экономии требует добиваться цели речи самым рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств как со стороны оратора, так и со стороны слушателей. Необходимо помнить, что при восприятии ораторской речи лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения, поэтому работе над вступлением и заключением следует уделять особое внимание. Вступление призвано выполнять несколько задач: - привлечь внимание слушателей так называемые «крючки», «магниты» ; - вызвать расположение к оратору, снять психологические «барьеры»; - мотивировать необходимость слушания; - ввести в тему выступления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий