Принцип дифференциации условий определяющих право на социальное обеспечение в виде страховой пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. Может ли он претендовать на получение досрочной страховой пенсии по старости? Как в данном примере можно применить принцип дифференциации условий, определяющих право на социальное обеспечение в виде страховой пенсии? Эта задача уже решена! 2. Осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования.

Отраслевые принципы Права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения — руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в сфере. Итак, мы выяснили, что принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения. Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания. В науке права социального обеспечения советского периода рассматриваемый принцип определялся более емко, включая в свое содержание как единство, так и дифференциацию правового регулирования в сфере социального обеспечения. Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при наступлении определенных обстоятельств получить установленные социальные выплаты услуги. 1.1. Сущность принципов права социального обеспечения. На сегодняшний день, социальное обеспечение является одним из наиболее основных мест, включающих в себя область исполнения основных требований современного государства.

Статья 39 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)

Понятие и принципы социального обслуживания Виды социального обслуживания Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов Социальное обслуживание детей Принцип всеобщности социального обеспечения Всеобщность социального обеспечения в соответствии с конституционными нормами ч. Всеобщность как отраслевой принцип представляет собой преломленное нормами права социального обеспечения отражение общеправового конституционного принципа равенства всех граждан. Аракчеев отмечает, что в последние годы с очевидностью прослеживается двуединая тенденция: с одной стороны, социальное обеспечение приближается к своему идеалу, когда каждый гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, вправе рассчитывать на помощь государства. С другой стороны, законодательство все больше склоняется к адресности социальной помощи и содержания, ограничивая круг обеспечиваемых действительно нуждающимися гражданами, ориентируясь при этом главным образом на их материальное положение. Он приходит к выводу, что принцип всеобщности начал трансформироваться в принцип адресности1Аракчеев B. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2001. Позиция B. Аракчеева представляется недостаточно обоснованной, поскольку представление социального обеспечения одним, не ограничивает права других.

Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, то есть носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья женщины, несовершеннолетние, инвалиды Удалова, А. Нормы, устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами льготами. Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, превращаться в тормоз для развития системы социального обеспечения в целом.

На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. В частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 16. З Конституции РФ. В соответствии со ст. Лишаются пособия лица, умышленно причинившие вред своему здоровью. В определенных законом случаях, лица признанные безработными лишаются права на пособие по безработице и др. Новая система финансирования социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Социальное обслуживание осуществляется за счет бюджетов различных уровней. С 1 января 2001 года вступает в силу часть II Налогового кодекса, которая предусматривает введение социального налога, который объединяет взносы во все внебюджетные фонды пока кроме Пенсионного фонда. В настоящее время из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации. Они утверждают, что дефицит средств ПФР покрыть невозможно по двум основным причинам. В целях повышения финансовой устойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г. Предусматривается постепенное увеличение к 2009 г.

В настоящее время из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации. Они утверждают, что дефицит средств ПФР покрыть невозможно по двум основным причинам. В целях повышения финансовой устойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г. Предусматривается постепенное увеличение к 2009 г. Для отраслей с вредными условиями труда, особых природно-климатических зон будут установлены повышенные тарифы пенсионных взносов. Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. В 1994 г. Поставленные при введении этих льгот цели практически не достигаются. Страховые взносы, уплачиваемые с сумм, превышающих среднюю заработную плату, практически не учитываются. Все сказанное о дифференциации уровня пенсий с учетом уплаты взносов относится и к другим выплатам по социальному страхованию. Данный перечень служит главным ориентиром при организации национальных систем социального обеспечения. Однако это не означает, что национальные системы охватывают все указанные в Конвенции виды. Так, к началу 1998 г.

Шпаргалка: Основные принципы права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части ВВП через систему социального обеспечения[2]. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция РФ непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий. 1. Адресность предполагает предоставление социального обслуживания персонифицировано конкретному лицу. Будучи институциональным принципом, он является проявлением отраслевого принципа дифференциации условий и норм социального обеспечения. 2.4. дифференциация условий и уровня социального обеспечения. Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. 2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Шпаргалка: Основные принципы права социального обеспечения

При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся: учет специфики видов профессиональной деятельности например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, судей, государственных служащих и др. Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них. Важной положительной чертой российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Например, работающий пенсионер в случае наступления временной нетрудоспособности приобретает право на получение соответствующего пособия. Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая за счет средств федерального бюджета.

Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. Указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению например, от изъятия их государством на другие нужды. Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды. Затрудняют нормальную работу названных фондов длительные задержки выплаты заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам.

Накапливается дефицит средств Пенсионного фонда. К сожалению, современная пенсионная система характеризуется нестабильностью. На протяжении последних 15 лет она неоднократно и существенным образом изменялась. При этом далеко не всегда кардинальные изменения вызывались необходимостью и были убедительно обоснованы. Так, в первоначальной редакции Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" минимальный размер пенсии устанавливался на уровне прожиточного минимума, определявшегося ежегодно. Уже несколько месяцев спустя минимальная пенсия стала устанавливаться на уровне минимального размера оплаты труда, без определения срока его уточнения, а к моменту проведения реформ минимальный размер пенсии определялся не ниже чем в размере, установленном федеральным законом ст.

Аналогичные изменения произошли и применительно к порядку повышения пенсий в связи с ростом стоимости жизни и оплаты труда. Нестабильность законодательства в социальной сфере не может не вызывать тревогу, поскольку делает неопределенным правовое положение огромного количества граждан нынешних и будущих пенсионеров , не позволяет сформироваться единообразной правоприменительной практике, создает трудности в реализации социальных прав. При этом не учитывается объективная необходимость особой устойчивости, неизменности пенсионного законодательства по сравнению с другими отраслями в силу его социальной значимости и специфики предмета его регулирования: пенсионные права формируются на протяжении нескольких десятков лет, момент приобретения права на пенсию значительно удален от начала выполнения условий пенсионирования начала трудовой или предпринимательской деятельности. Вместе с тем такая цель вытекает из социального характера Российского государства и была сформулирована в Постановлении Конституционного Суда от 29 января 2004 г. N 2-П: законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей. Следующей характерной чертой действующего пенсионного законодательства является его пробельность.

Задуманная пенсионная реформа далека от завершения, хотя с момента одобрения ее программы прошло восемь лет. До настоящего времени отсутствуют законы "Об обязательных профессиональных системах" и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных систем" приняты в первом чтении 26 июня 2002 г. Не принят предусмотренный Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ФЗ "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения страхования в Российской Федерации" законопроект прошел первое чтение 25 октября 2001 г. К числу пробелов надо отнести и отсутствие решения проблем, связанных с разделением пенсионной системы на страховую и государственную, в частности проблемы преобразования пенсионных прав военнослужащих в расчетный пенсионный капитал для назначения трудовой пенсии в том случае, когда их профессиональная деятельность состоит из военной службы и работы по трудовому договору или индивидуальной предпринимательской деятельности. Не предусмотрен учет неполного специального стажа для назначения трудовой пенсии досрочно: при наличии неполного специального стажа трудовая пенсия назначается на общих основаниях, хотя было бы только справедливо снижать возраст выхода на пенсию пропорционально времени, отработанному во вредных условиях. Нельзя не отметить отсутствие какой-либо ясности в вопросе о судьбе взносов на накопительную часть пенсии, перечисленных за граждан 1952-1967 гг.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством указанные граждане не приобретают права на накопительную часть трудовой пенсии.

Эмпирическую базу исследованиясоставляют правоприменительные акты, разъясняющие акты высших судебных органов, и судебная практика. Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и список использованной литературы. Общие положения назначения и правовое регулирование социальной пенсии в РФ 1. Правовое регулирование и особенности назначения социальной пенсии в Российской Федерации Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие. Назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались оставившие службу римские легионеры.

В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера его вдове или детям. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии. Вместо оттенка избранности и отличия пенсия постепенно приобретает ярко выраженный социальный характер. С конца 19 века, когда в Германии, а затем и в других европейских странах Англии, Франции, России, Швеции и др. В современной действительности, в условиях сложной социально-экономической и политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. Длительное время в России на социалистическом историческом этапе не устанавливались пенсии тем, кто не работал или не осуществлял иной общественно полезной деятельности. До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие. Условиями назначения указанного пособия являлись отсутствие иных источников средств к существованию и отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи.

Решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой его материального и семейного положения, которую М. Захаров и Э. Тучкова назвали процедурой, унизительной для человека. При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих права на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. В результате наиболее незащищенные слои населения оставались без какой-либо государственной материальной поддержки. Под влиянием международно-правового регулирования социально-обеспечительных отношений, а также в связи с принятием действующей Конституции РФ, провозгласившей наше государство социальным и правовым, была изменена правовая политика в деле пенсионного обеспечения нуждающихся, не выполнявших общественно полезной деятельности. Для этой категории нуждающихся лиц были установлены пенсии, названные в Законе о государственных пенсиях 1990 г. Впервые право на получение социальной пенсии для нетрудоспособных граждан было закреплено в Законе СССР от 15 мая 1990 г.

Так, статья 113 указанного Закона предусматривала, что право на получение социальной пенсии имеют неработающие граждане при отсутствии права на трудовую пенсию: инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие возраста: мужчины 65 лет, женщины 60 лет; дети в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. Сейчас в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения. Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении инвалидности, достижении установленного возраста, потере кормильца и в других социально значимых случаях. Пенсионеров, которым установлены социальные пенсии, насчитывается в нашей стране почти 1,4 млн. В Республике Крым социальную пенсию получает более 30,5 тыс. Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным рассматривать социальную пенсию как реализацию важнейших отраслевых принципов права социального обеспечения. Согласно принципу всеобщности пенсионного обеспечения, любое физическое лицо, проживающее в нашем государстве, включая иностранцев и лиц без гражданства, имеет право на пенсию при наличии соответствующих оснований и условий. Иными словами, в нашем государстве правом на пенсию обладает любой и каждый, кто достиг определенного возраста, стал инвалидом, потерял кормильца или служил государственным интересам.

Однако всеобщее право на пенсию не означает и не должно приводить к абсолютному равенству всех в деле пенсионного обеспечения, поскольку вклад каждого в свое пенсионное будущее различен. Не могут и не должны быть уравнены в пенсионном обеспечении граждане, ставшие инвалидами при защите Родины, и лица, которые стали инвалидами, например, при совершении преступления. Гражданин, работавший во вредных условиях производства, не может получать одинаковую пенсию с тем, кто вообще не принимал участия в общественно полезной деятельности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель дополняет и корректирует принцип всеобщности проявлением отраслевого принципа адресности, который Д. Агашев именует принципом дифференциации оснований, условий и уровня пенсионного обеспечения. Представляется, что для характеристики социальных пенсий не менее важное значение имеет такой принцип пенсионного права как принцип связи права на пенсию и ее размеров с трудом в той или иной форме его организации трудо-правовой, административной, гражданско-правовой. От этой идеи государство не отходило никогда и продолжает следовать ей в настоящее время. С помощью этого принципа: а осуществляется стимулирование трудоспособных граждан и занятых общественно полезной деятельностью; б проводится в жизнь избирательная политика государства, основанная на том, что более достойное обеспечение предоставляется тем, кто отдал больше государству.

Представляется справедливым утверждение Л. Тарасовой, что дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения граждан, если она направлена на выравнивание стартовых возможностей граждан в приобретении пенсионных прав, не нарушает принципа социальной справедливости. Она допускается в целях защиты прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите государства. Принцип всеобщности пенсионного обеспечения закреплен в Конституции Российской Федерации, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить статья 15 Конституции Российской Федерации.

Соответственно, принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение. К основным законодательным актам, регулирующим в настоящее время вопросы назначения и выплаты пенсий, относятся: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В отечественном праве реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения заключается в равной и одинаковой для каждого возможности при наступлении установленных в законодательстве юридических фактов, являющихся одновременно и социально значимыми обстоятельствами, получить те или иные пенсионные выплаты независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других дискриминационных факторов. Принцип всеобщности проявляется в предоставлении иностранным гражданам и апатридам, постоянно проживающим в нашей стране, права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами России при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством статья 3 Закона N 166-ФЗ и статья 4 Закона N 400-ФЗ. К проявлениям названного принципа также можно отнести закрепленную в действующем законодательстве возможность выплаты пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью службой лицам, выезжающим на постоянное жительство за границу.

Примером развития принципа всеобщности в российском пенсионном законодательстве служит вопрос о пенсионном обеспечении осужденных. Статья 124 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2002 г. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности статьи 124 названного Закона в связи с жалобами граждан Г. Ардерихина, Н. Попкова, Г. Бобырева, Н.

Коцюбки положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации и утратило силу с 16 октября 1995 года. В отношении иных видов пенсий статья 124 Закона N 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г. N 1-ФЗ. Статья 98 данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит. С 1 января 2010 г. Социальная пенсия по старости может устанавливаться по достижении соответствующего престарелого возраста гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 лет у мужчин и 50 лет у женщин, другим гражданам по достижении возраста 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Социальные пенсии по инвалидности могут назначаться детям-инвалидам в возрасте до 18 лет или при установлении инвалидности I, II или III группы в период с 1 января 2004 г.

Социальные пенсии по случаю потери кормильца могут быть установлены детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. Необходимо отметить, что условия назначения социальных пенсий отдельным категориям граждан, как правило, поставлены в более жесткие рамки, чем условия назначения трудовых пенсий, а также других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В частности, право на назначение социальных пенсий имеется только у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца, не совпадает с кругом лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Так, социальную пенсию по случаю потери кормильца могут получить только дети, тогда как при назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца или пенсии по случаю потери кормильца семьям погибших умерших военнослужащих, семьям граждан, пострадавших в связи с радиационными или техногенными катастрофами, семьям космонавтов круг таких членов семьи гораздо шире. Социальные пенсии по старости назначаются в более позднем возрасте, чем страховые пенсии по старости. В качестве исключения здесь можно рассматривать социальные пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые могут назначаться даже на 10 лет раньше, чем обычные страховые пенсии по старости, однако это связано с особенностями их среды обитания, образа жизни и хозяйствования, да и размеры таких социальных пенсий невелики. Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах.

Однако от прямого решения этого вопроса авторы концепции отказались. Повышение пенсионного возраста женщин будет стимулироваться косвенно путем установления зависимости размера пенсии от ожидаемой продолжительности жизни. Таким образом, условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, состояния здоровья и других факторов.

Так, право на пенсионное обеспечение рабочих, служащих и членов колхозов по возрасту реализуется в правоотношениях, одним из условий возникновения которых является наличие у них определенной продолжительности общественно-полезной деятельности - трудового стажа. Размер пенсии зависит от прошлого заработка, получаемого перед выходом на пенсию. Этот принцип находит отражение и в обеспечении граждан пенсиями, а также отдельными видами пособий по социальному обеспечению и социальному страхованию. Размеры пенсий и отдельных пособий зависят от трудового вклада работника в общественное производство, его заработка в прошлом. Предоставляя гражданам пенсии, пособия, различные виды социального обслуживания престарелых и инвалидов в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью, государство создает материальную заинтересованность членов общества в трудовой деятельности, поощряет ее. Однако многие виды социального обеспечения гражданам страны предоставляются независимо от общественно-полезной деятельности. К числу таких видов социального обеспечения относятся социальные пенсии. Предоставление социальных пенсий гражданам независимо от общественно-полезной деятельности будет расширяться. Таким образом, государство последовательно проводит в жизнь принцип всеобщности обеспечения при осуществлении гражданами права на соответствующие виды социального обеспечения. Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения. Граждане Республики Беларусь во всех случаях утраты трудоспособности обеспечиваются пенсиями и пособиями. Им предоставляются многочисленные услуги по медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию, содержанию и воспитанию детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях. Нетрудоспособные граждане получают льготы и натуральные материальные блага, пользуются различными формами социального обслуживания. Эти виды социального обеспечения предоставляются за счет средств организаций, колхозов и государства, которые предусмотрены для социального обеспечения. Вместе с тем принцип всесторонности и многообразия видов социального обеспечения хотя и предусматривает равную для всех граждан возможность получать предусмотренные виды обеспечения, но еще не создает фактическую возможность на получение всех без исключения видов обеспечения. Возникновение права на пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и на некоторые другие виды социального обеспечения связано с определенными требованиями к общественно-полезной деятельности, к трудовому стажу, с наличием других фактов, имеющих юридическое значение для их назначения.

Отраслевые принципы Права социального обеспечения.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение. Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. а)принцип всеобщности соцобеспечения, реализация которого предполагает равную для каждого возможность получать (при определённых условиях) соответствующие виды социальной помощи, независимо от расовой, половой, национальной и т.п. принадлежности. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция РФ непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий. С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.). Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости. 1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Учебник для бакалавров под редакцией Заслуженного юриста РФ

Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. указывают основные тенденции ее развития. Базовыми, основополагающими принципами следует признать принцип всеобщности социального обеспечения наряду с принципом дифференциации, ведь всеобщность не предполагает обычного уравнивания. 1. Принципы права социального обеспечения – это основные идеи или руководящие начала, определяющие сущность этой отрасли права и обозначающие перспективы ее развития. 4. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право на социальное обеспечение. 1. Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при наступлении определенных обстоятельств получить установленные социальные выплаты и услуги.

Дифференциация условий социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части ВВП через систему социального обеспечения[2]. 2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. 2. Отношения, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для определения или подтверждения права на отдельные виды социального обеспечения (подсчет и подтверждение стажа, установление (подтверждение) группы инвалидности и др.).

Тема №3. «Принципы права социального обеспечения»

Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т. Данный подход государства к полисистемности уровней правового регулирования социального обеспечения можно оценить как утилитарный, обоснованный объективной ограниченностью и «раздробленностью» распределяемых в целях социального обеспечения ресурсов. Принцип дифференциации условий и норм социального обеспечения в зависимости от характера и продолжительности трудовой деятельности и размера страховых взносов работников. Этот принцип, сформулированный в таком общем виде, непосредственно вытекает из анализа правовых норм, регулирующих социальное обеспечение. В некоторых институтах права социального обеспечения он проявляется более отчетливо, в других — в меньшей степени.

Этот принцип взаимосвязан с принципом всеобщности социального обеспечения. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность. Ни один другой институт права социального обеспечения не содержит подобного законодательного обозначения.

Источники права социального обеспечения составляют комплекс из двух частей, каждая из которых посвящена либо социальному обеспечению, осуществляемому в денежной форме, либо социальному обеспечению, осуществляемому в натуральной форме социальному обслуживанию. Структура правовой базы социального обеспечения предполагает международный, федеральный уровни, уровни субъектов Федерации и местного самоуправления. Так, в 1992 г. Так, ст. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Всеобщая декларация носит рекомендательный характер. Широко известен Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Ассамблеей в 1966 г.

На федеральной уровне ключевым источником права социального обеспечения является Конституция РФ 1993 г. Статьи 38—41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. В них отмечено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Социальное обеспечение осуществляется в двух формах: денежной в виде пенсий, пособий, компенсаций и натуральной в виде предоставляемых бесплатно или со скидкой товаров или услуг. Также действует ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов по вопросам социального обеспечения. Социальное обслуживание представляет собой самостоятельный институт системы социального обеспечения. Правовую основу социального обслуживания составляют Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный Закон от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 года.

Также в этой сфере действуют Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ: «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов», «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятия», «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» и другие. Важной место в правовом фундаменте системы социального обслуживания принадлежит Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. Степень концентрации законодательного материала данного Закона позволяет рассматривать его как нормативный акт кодификационного значения. Указанный Закон содержит гарантии обеспечения возможности получения достаточного для удовлетворения основных жизненных потребностей в социальных услугах, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных социальных услуг ст. Социально-консультативная помощь предусматривает, во-первых, выявление лиц, нуждающихся в ней, во-вторых, профилактику различных социально-психологических отклонений, в-третьих, работу с семьями, в которых живут граждане преклонного возраста и инвалиды, организацию их досуга, в-четвертых, консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов, а также иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии со ст.

Этой же позиции придерживается Конституционный Суд РФ, указавший, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия объективно оправданны и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям2См. Усс, В.

Однако с таким подходом нельзя согласиться. Социальное обеспечение в России предоставляется не только гражданам РФ, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Согласно ст. Здесь речь идет, прежде всего, об ограничениях ряда избирательных и трудовых прав, о запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, военной службе по призыву. Участие иностранных граждан в некоторых земельных и жилищных правоотношениях ограничено федеральными законами. Сфера социального обеспечения для иностранных граждан и апатридов в России является, в основном, открытой. Необходимо отметить, что в праве социального обеспечения особый правовой статус имеют беженцы и вынужденные переселенцы.

Множественность уровней правового регулирования объясняется и тем, что в ПСО возможна и необходима дифференциация условий и норм социального обеспечения, в том числе и в связи с особенностями конкретной территории, отрасли экономики, предприятия. Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т. Данный подход государства к полисистемности уровней правового регулирования социального обеспечения можно оценить как утилитарный, обоснованный объективной ограниченностью и «раздробленностью» распределяемых в целях социального обеспечения ресурсов. Принцип дифференциации условий и норм социального обеспечения в зависимости от характера и продолжительности трудовой деятельности и размера страховых взносов работников. Этот принцип, сформулированный в таком общем виде, непосредственно вытекает из анализа правовых норм, регулирующих социальное обеспечение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий