Участники выступления старообрядцев 1716

Урок формирует представление о народных движениях первой четверти XVIII века (восстание К. Булавина, Астраханское, Башкирское восстание, выступления старообрядцев и работных людей). 4)Религиозные Выступления: 1716г. Причины и повод для выступления: запрет избираться на общественные должности. Предпосылки народных выступлений 1705–1706 годов. К началу XVIII столетия Астрахань представляла собой центр судоходства на Волге, крупный портовый город, в котором были развиты торговля с Востоком, рыбный промысел.

Выступления старообрядцев причины участники итоги

История выступления старообрядцев. Протесты старообрядцев в 17. Церковный собор 1666-1667 раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667. Земский собор 1666.

Церковный собор 1666 — 1667 г.. Практикум по теме народные движения в 17 веке 7 класс с ответами. Соловецкий монастырь восстание старообрядцев. Соловецкое восстание 1668-1676 картины. Сожжение старообрядцев.

Соловецкое восстание Боярыня Морозова. Раскольники это в истории. Восстание старообрядцев. Раскольники и старообрядцы. Боярыня Морозова церковный раскол.

Появление старообрядцев. Таблица народные Восстания при Петре 1 таблица. Народные Восстания при Петре i. Таблица по восстаниям при Петре 1. Народные Восстания при Петре 1 таблица.

Крестьянские Восстания 17 18 века. Крестьянская война 17 века. Крестьянские войны в России. Крестьянские Восстания 18 века в России. Сожжение протопопа Аввакума картина Мясоедов.

Сожжение протопопа Аввакума, Мясоедов, 1897. Картина сожжение Аввакума Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. Мясоедов сожжение протопопа. Старообрядческое восстание.

Выступление старообрядцев при Петре 1 кратко. Причины выступления старообрядцев при Петре 1. Социальные и национальные движения оппозиция реформам причины. Восстания социальные и национальные движения оппозиция реформам. Причины выступлений социальные и национальные движение.

Старообрядцы раскол церкви 17 века. Преследование старообрядцев при Петре 1. Ход выступления старообрядцев. Участники выступления старообрядцев таблица. Итоги выступления старообрядцев.

Церковный раскол и старообрядчество. Сожжение протопопа Аввакума картина. Суриков Боярыня Морозова. Феодосия Прокопьевна Морозова. Боярыня Морозова картина Сурикова.

Феодосия Прокофьевна Морозова. Раскол церкви на Руси 17 век. Протопоп Аввакум картина Вещилов.

Но о всех своих действиях они обязаны были информировать круг, который утверждал или отклонял их решения. В случае недовольства деятельностью старшин круг мог отставить любого из них и выбрать на его место нового. Городские старшины считались между собой равными. При рассмотрении местных дел городские общины пользовались полной свободой. Астраханская старшина, дорожа их поддержкой, вела себя весьма корректно и осторожно, без просьбы во внутренние дела общин не вмешивалась, а приказы городам формулировала как просьбы.

В то же время городские общины признавали главенствующую роль Астрахани и ее старшин. Это объяснялось и тем, что Астрахань начала и возглавила восстание против ненавистного режима гнета и насилия, и ее положением столицы края. Немалое значение имело также и то, что Астрахань всегда снабжала города своей округи всем необходимым для жизни и военной помощью. Поэтому за астраханской старшиной признавалось право распоряжения делами, касавшимися края в целом. Она командовала соединенными войсками восставших, ведала снабжением городов деньгами, хлебом и боеприпасами. К ней обращались по поводу отмены царских указов, поскольку местные старшины не всегда на это решались. Принцип выборности последовательно распространялся во время восстания и вглубь. Вследствие этого во главе всех сохраненных восставшими сословно-корпоративных групп также оказались выборные лица.

Там, где выборная администрация существовала и раньше, она была сохранена. Наиболее значительные организационные перемены восставшие произвели в войске: сохранив в неприкосновенности его старую структуру и число полков, но, введя выборность офицеров, они коренным образом изменили сам принцип управления полками. Все командные должности в полках стали замещать теперь не путем назначения сверху, а по выбору самих служилых людей, объединенных в полковые круги. Вся инициатива выдвижения и утверждения кандидатов была, таким образом, предоставлена рядовым стрельцам и солдатам. Избранные вместо полковников командиры получили название полковых старшин. В их функции входили не только организационно-хозяйственные дела и военное командование, но и разбор возникавших между служилыми людьми конфликтов. В помощь полковым старшинам избирались есаулы, пятисотники и сотники. Пятидесятники и десятники, если их не передвинули на более высокие посты, остались в основном прежние.

Новая полковая администрация подчинялась общегородской старшине, но одновременно была подотчетна и избиравшим ее полковым кругам, которые периодически собирались для обсуждения полковых дел и оказывали на жизнь полка активное воздействие. Перестройка системы управления полками имела огромный социальный смысл: в результате выборов все дворяне лишились командных должностей. Тем из них, кто хотел продолжать службу, предложили стать рядовыми. Таким образом, их прежние привилегии полностью ликвидировали. Интересно, что отдельные дворяне на это предложение соглашались. Принцип выборности управления не распространился только на национальные общины коренного нерусского населения Астрахани и Терок. Это было связано с позицией местной национальной знати, которая высказалась за поддержку восстания. Причины ее поведения отчасти определялись недовольством местных феодалов хозяйничанием городских воевод и их окружения.

Но главным образом ее действиями, несомненно, руководило сознание собственной слабости и страх за свою судьбу, вызванный размахом восстания. Совещание квалифицировало астраханские события как «опасный бунт» и приняло решение о формировании и отправке в «низовые города» войска. Воеводой был избран князь П. Хованский, занимавший ранее должность астраханского воеводы и хорошо знавший местные особенности и людей. Петр I узнал о восстании 9 или 10 сентября и послал распоряжение фельдмаршалу Б. Шереметеву взять полки из действующей армии и двинуться на подавление восстания. Назначение Б. Шереметева — одного из лучших полководцев русской армии, показывает, что восстание вызвало у Петра серьезную тревогу.

Царицынский воевода А. Турчанинов, который должен был первым принять удар восставших, не надеялся, что сможет быстро получить помощь из Москвы. Это заставило его принять ряд оборонительных мер. Стремясь обеспечить спокойствие в городе, он, как приостановил действие указа о немецком платье и брадобритии, привел население к присяге, перестал пропускать вниз по Волге торговые суда и начал готовиться к осаде. Он попытался произвести разведку, послав сотника Р. Обманщикова с 20 стрельцами в Черный Яр. Когда отряд не вернулся, воевода понял, что Черный Яр в руках восставших. После этого Турчанинов отправил гонцов в донскую станицу Паншин, в Черкасск и Саратов.

Обратился Турчанинов и к хану Аюке. Хан Аюка сразу принял сторону правительства, с которым сравнительно недавно подписал выгодное соглашение и успешно сотрудничал. Считая необходимым удовлетворить просьбу Турчанинова о помощи, Аюка и его тайши не сомневались, что тем самым оказывают большую услугу правительству и могут надеяться на получение наград, льгот и пушек. Под Царицын решено было отправить несколько крупных отрядов. Прибытие первых отрядов калмыков сразу улучшило положение Турчанинова. Он расположил их по обеим берегам Волги и снабдил пушками, а 600 калмыков ввел в город. Сочувствующие восстанию оказались в меньшинстве. В Черкасске войсковой атаман Л.

Максимов, проведя после получения писем от Турчанинова присягу и арестовав астраханских посланцев, тоже начал готовить помощь Царицыну. В отписке от 30 августа в Москву и в сказке казака С. Кочета сообщалось, что в Черкасске решили сформировать 2 отряда. Всего «по смете» в походе должны были участвовать более 10000 человек. В Саратове отписки Турчанинова вызвали большую тревогу. Город был совершенно не готов к сопротивлению и его воевода Ф. Змеев немедленно разослал «посыльщиков» в Петровск, Нижний Ломов и Пензу. Распространилась новость и по городам Среднего Поволжья.

В последующие дни тревога продолжала нарастать. Страх воевод перед выступлением народа подстегивал их лучше, чем любые указы центра. Наиболее четко выразил их отношение к восстанию воевода Нижнего Ломова: «А что они воры положили такую прелесть, будто им рубить немцев, и то они положили для знаку, а мысли их воровские не к тому, но такого же продчего их злу начальника и богоотступника Стеньки Разина». Решение о походе вверх по Волге астраханский круг принял в первый день восстания. Часть восставших, главным образом экспансивная молодежь, о союзниках не заботилась, думая, что они найдутся всюду. Она требовала немедленного взятия Царицына и выступления к Москве, предлагая «всех призывать к себе, а кто б не пристал, и тех было всех побивать до смерти». В Москве они хотели «немцев всех, кто б где попался, мужеска и женска полу, побить до смерти и сыскать государя, и бить челом, чтоб старой вере быть по-прежнему, а немецкого платья бы не носить и бороды и усов не брить». А если он не согласится, то «и его, государя, за то убить до смерти, чая… что он государь подлинно подменной».

Основная масса стрельцов, солдат, посадских и работных людей, которую возглавляли заговорщики, считала, что надо, овладев Царицыном, двигаться к Казани. Далее, «есть ли б к ним пристали, итти до Москвы и спрашивать про государя бояр, и будя бояря на разговор с ними не пошли б, и их побить». Третья группировка восставших считала возможным осуществить поход только при условии совместных операций с донскими казаками, в которых они видели главную силу, гарантирующую успех. В случае отказа казаков они полагали, что следует уйти из России на «вольную» реку Аграхань. Эта группа объединяла людей, работавших за низкую плату или за хлеб и одежду, кабальных должников, холопов и другие категории дворовых людей, а также разного типа беглых, мечтавших слиться с «вольным казачеством» Дона или основать новые казачьи сообщества на свободных землях. Четвертая группа состояла из наиболее нерешительно и осторожно настроенных; их больше привлекала мысль о компромиссе с правительством, чем идея похода против столицы. В эту группировку входили посадская и стрелецкая верхушка, богатое приезжее купечество и частично шедшие за ними средние слои посада. В то же время они не решались идти в разрез с большинством круга.

Мнение этой группировки разделяли умеренное крыло старшины, а также атаман «походного войска» Дериглаз и его ближайшие помощники. Общим для всех группировок положением была уверенность в поддержке донских казаков. Первые дни пути прошли без волнений и помех, но, немного не доехав до города, «против верхнеизголовья Сарпинского острова», отряд внезапно подвергся нападению калмыков. Появившись на Луговой стороне Волги, они хотели «взять людей для языка». Силы калмыков были невелики и, несмотря на неожиданность нападения, астраханцы с ними «управились», часть «побили, а иных ранели». Подойдя к Царицыну, отряд Дериглаза начал высадку на Нагорной стороне в непосредственной близости к городу. Дериглаз остановился, решив ждать донских казаков. Этим немедленно воспользовался Турчанинов и «был бой, и от калмык били по них ис пушек, и из города Царицына по них стрельба была».

Дождавшись ночи, Дериглаз приказал отступить и стать лагерем на расположенном против Царицына Сарпинском острове. Главной задачей в этот момент он считал переговоры с царицынцами и тем фактически обрек свое войско на бездействие. Сначала Дериглаз отправил в Царицын заготовленное еще в Астрахани письмо, содержание которого было идентично другим посланиям астраханцев. Ответа не последовало. Та же участь постигла и два следующих письма, а время шло и удобный момент для приступа к городу был упущен. К Царицыну продолжали подходить калмыки и число их быстро увеличивалось, подоспел и первый казачий отряд во главе с С. После прибытия казаков Турчанинов решил ответить на послания Дериглаза и на Сарпииский остров от него поехали 2 пятидесятника, 3 казака и священник. Атаман рассказал посланцам о причинах восстания, а затем призвал их поддержать борьбу.

Посланцы Царицына ответили, что «у нас де вера по-прежнему, не отнета, и царицынской де воевода их и все жители к ним не пристанут, и мимо Царицына вверх их не пропустят, и чтоб они шли в Астрахань по-прежнему». Донские же казаки «астраханцев бранили… и говорили, вы де в прошлых годех наших отцов и братьев побрали на Аграхане и в Астрахани перевешали…, как вы затеяли, так и ведайтесь». Сообщение об упреках казаков весьма любопытно. Оно показывает, что донская старшина, стремясь настроить рядовое казачество против восстания, старалась разжечь в них вражду к низовым стрельцам и солдатам, вынужденным по долгу службы выступать против отрядов «воровских казаков» с Дона. Стояние на Сарпинском острове и фактическое бездействие отряда вызвали резкую критику поведения Дериглаза. Чтобы исправить положение, круг решил отправить к Дериглазу пополнение в 500 человек с приказом овладеть Царицыном. В период подготовки отряда Дериглазу послали письмо, где сообщалось, что к нему скоро придет подкрепление, а затем гонец привез атаману приказ «брать Царицын боем». Между тем, Дериглаз, стоя на месте, ограничивался тем, что отбивал ежедневные атаки калмыков.

Упорство царицынского воеводы, нападения калмыков, приход в Царицын первой казачьей станицы, неудача переговоров и бездействие атамана не могли не вызвать в «походном войске» сильного брожения. Оно увеличивалось благодаря слухам, что скоро придут на помощь воеводе казаки из Черкасска, а сверху движутся «государевы ратные люди». В письме подчеркивалось, что больше ответов астраханцам не будет ни от горожан, ни от казаков, которые «к вашему приобщению приставать не хотят», а Дериглазу грубо напоминали «наперед сего к вам присылали выборных людей, чтоб вы поехали прочь, а вы стоите по всякой час…» и угрожали, что если он с войском не уйдет, то станут «над ним воинской промысел чинить». Письмо показалось Дериглазу достаточно веским оправданием для астраханского круга. Получив его, он не стал ждать подкреплений и решил отступить. По возвращению в Астрахань отряд был распущен, а Дериглаза предали суду круга. Круг назвал поведение Дериглаза близким к измене, его лишили всех полномочий и звания. С середины августа торговые суда и хлебные насады перестали приходить в Астрахань.

Запасы зерна, муки и круп можно было только двумя способами: захватить Царицын, где выгружались задержанные Турчаниновым суда, или пойти на компромисс и добиться от воеводы снятия блокады, не прибегая к вооруженной силе. Обсуждая это положение, круг решил послать к Царицыну новый отряд. Походным атаманом утвердили А. Хохлача, его отряд составлял 1000 человек. Наказ предписывал отряду Хохлача идти в Черный Яр «для обережи того города» и только, когда он будет избавлен от опасности, двигаться дальше, «до Царицына и до Саратова». Калмыки на отряд не нападали, а когда он подошел к Черному Яру, отступили в степь. Осаде города был положен конец и там восстановилась нормальная жизнь. Между тем обстановка под Астраханью осложнилась.

Узнав об уходе оттуда большого военного отряда, калмыцкие феодалы начали налеты в районах Красного Яра, Гурьева и самой Астрахани. На восставших трудности оказывали разное воздействие. Главным виновником бед большинству рисовались в этот момент калмыки, и население активно объединялось на борьбу с ними, стойко перенося ее последствия. Поддерживая меры старшины, горожане часто непосредственно вступали в стычки с калмыками как собственными «артелями», так и примыкая к служилым людям. Но трудности постепенно обостряли противоречия между городскими низами и верхушкой. Беднейшее население стало чаще и резче выражать недовольство действиями отдельных купцов, которые исподволь спекулировали хлебом и другими товарами, увеличивали ростовщические проценты, снижали цены на продукты местного ремесла и, ссылаясь на трудности, уменьшали плату работникам. В посадских низах упорнее стали разговоры об уходе «на вольную реку Аграхань». Городскую верхушку эти настроения пугали, и ее наиболее деятельные представители лавировали, пытаясь придать восстанию более спокойное течение.

Зажиточные посадские люди и стрельцы, особенно из конных полков, старались теперь отстраниться от участия в собраниях круга, где шумели низы, справиться с которыми становилось все труднее. Если посадские низы строили планы ухода из Астрахани, то основное ядро местной посадской и стрелецкой верхушки, восточное купечество, татарские головы и мурзы обсуждали пути компромисса с правительством. Опасаясь говорить об этом открыто и внешне продолжая проявлять лояльность, внутренне они уже были готовы к капитуляции. Средние слои городского населения и основная масса служилых людей оставались на прежних позициях. Но среди них стало расти число колеблющихся, которые сомневались, что удастся самостоятельно справиться с трудностями. Хохлач вел свой отряд вверх от Черного Яра медленно и осторожно.

Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. Булавина:1707-1708 9 г Причины и повод для выступления:попытки ограничить казачье самоуправление,принудительное использование людей на строительстве флота. Состав участников:казаки и беглые крестьяне Основные события:отряд Булавина уничтожает царский отряд,в апреле 1708г разбивает отряд Максимова и занимает Черкасск.

Результаты:неудача Булавина в заговоре составленном против него знатными казаками которые его убили. Состав участников:башкирская знать и мусульманское духовенство.

Сергей П. Правильный ответ В правление Петра I у России, помимо внешних врагов, то есть Швеции и Османской империи, существовали ещё и внутренние проблемы, с которыми иногда приходилось бороться с помощью армии. Так, например, было подавлено восстание Кондратия Булавина.

Конспект урока: Общество и государство. Тяготы реформ. Преображённая Россия

В итоге на их сторону перешел весь астраханский люд. Был организован совет, который фактически правил городом. В итоге мятежники отменили налоги, конфисковали имение воеводы и его соратников, упразднили кабальную зависимость, выплатили заработанное людям. Был создан новый аппарат управления, собран совет старейшин. Мятежники отменили указы о брадобритии и необходимости носить немецкую одежду. Астраханское восстание перешло и на соседние города. Мятежники пытались дойти до Москвы, но потерпели поражение от царских войск.

Отрядами командовал Шереметьев. Восставшим обещали прощение в случае их капитуляции. Этой мерой удалось мятежников привести к расколу, и в итоге подавить бунт. Именно стрельцы двигали мятеж. После убийства воеводы они разослали послания к казакам из соседних местностей, некоторые из них поддержали восставших. Петр I в это время был занят Северной войной и не сразу воспринял всерьез события в Астрахани.

Лишь в октябре от царя была отправлена грамота всем предводителям, придавшая им уверенности в победе над восставшими. В ноябре один из воевод обманул восставших, после чего Терской городок сдался. Это предрешило неудачную участь восстания. Пресечение бунта Охранять Царицын прибыли верные казаки. Восставшие грозились перейти на Волгу.

До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение, Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог. Но на следующий год численность войска была удвоена. Любопытно, что даже в этот, уже более тяжелый период осады, монахи Соловецкой обители молились о здоровье царя Алексея Михайловича. Они перестали молиться за него только в январе 1675 года, Летом 1675 года военные действия против монастыря возобновились и ужесточились.

Обе стороны несли потери. Мещеринов приказал окружить монастырь земляными городками, и под их прикрытием стрельцы начали делать подкопы под укрепление. В августе прибыло подкрепление, и воевода решил не снимать осаду на зиму, хотя стрельцы несли большие потери, В январе 1676 года воевода предпринял попытку штурма монастыря, но она оказалась неудачной. В феврале 1676 года один из перебежчиков из монастыря рассказал воеводе о том, что в одной из башен есть слабое место — заложенное кирпичами окно, через которое можно проникнуть за час до рассвета, потому что в это время как раз происходит смена караула. Через две недели несколько десятков стрельцов проникли через это окно на территорию монастыря и открыли ворота войску. Почти все защитники обители погибли в бою, из уцелевших многие были казнены на месте или чуть позднее. Всего из 500 насельников монастыря выжило 14 человек, в основном их разослали по другим острогам. Последствия выступлений старообрядцев Старообрядцы не были однородной политической или религиозной силой, между ними постоянно возникали противоречия, и на помощь Соловецкому монастырю никто бы не смог прийти. Тем более, что они не собирались восставать против власти или существующего порядка, их вера в «доброго царя» была практически безграничной. Но зерна сомнения были посеяны, а власти не сделали никаких выводов.

Обстановка в Астрахани накалялась. В начале 1705 г. Ходил слух о том, что воевода хочет снизить и денежное жалованье. Ход восстания 1705 год, 30 июля - астраханские стрельцы подняли восстание. Воеводу казнили.

Власть перешла к выборному "кругу" во главе с богатым ярославским купцом и астраханским рыбопромышленником Яковом Носовым. Астраханское восстание поддержали ближайшие городки Черный Яр и Гурьев. Но расчет мятежников на поддержку Дона и Среднего Поволжья не оправдался.

Обстановка в Астрахани накалялась. В начале 1705 г. Ходил слух о том, что воевода хочет снизить и денежное жалованье.

Ход восстания 1705 год, 30 июля - астраханские стрельцы подняли восстание. Воеводу казнили. Власть перешла к выборному "кругу" во главе с богатым ярославским купцом и астраханским рыбопромышленником Яковом Носовым. Астраханское восстание поддержали ближайшие городки Черный Яр и Гурьев. Но расчет мятежников на поддержку Дона и Среднего Поволжья не оправдался.

Народные восстания в Российской империи в ХVII–начале XX века. Инфографика

Булавина 1707-1708 гг. Башкирское восстание Выступления старообрядцев 1716 г. Выступление работников мануфактур Слайд 4 Характеристика восстаний по основным пункта Причины восстания Социальный состав участники Лидер Ход восстания действия восставших Реакция государства мероприятия Причины поражения. Итог восстания Слайд 10 Причины: 1. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец , их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта».

Составить сравнительную характеристику 3. Научиться анализировать события, выделять причинно-следственные связи и делать выводы Слайд 3 Описание слайда: Социальные движения начала ХVIII века Астраханское восстание 1705 г. Восстание под руководством К. Булавина 1707-1708 гг. Башкирское восстание Выступления старообрядцев 1716 г.

В него вошли следующие активные участники выступления: Я. Носов — лидер крупных промышленников, купцов и других торговых людей; И.

Шелудяк — руководитель стрельцов. А также: О. Твердышев, Г. Гонщиков, И. Монастырский, А. Ермолаев, П. Носов, П.

Почти сразу были проведены следующие мероприятия ход активной фазы и его основные события кратко : захвачен Астраханский Кремль; повышено и выплачено жалование стрельцам и солдатам; введена выборность офицеров; освобождены от кабальной зависимости холопы; отменен указ царя о брадобритии и ношение европейского платья; конфисковано имущество воеводы, откупщиков и дворян; казнены воевода, пытавшийся спрятаться в курятнике, и оставшиеся верные царскому правительству дворяне, солдаты и офицеры. Интересно, что сразу после окончания беспорядков, в городе началась обычная жизнь: действовали все органы местного управления, собирались налоги, работала полицейская служба и суд. Успехи восставших и достигнутые ими результаты в Астрахани заставили присоединиться к ним жителей близлежащих городов: Красного и Черного Яра, Гурьева, Терке территория Нижнего Поволжья. Поход на Царицын В этот момент восставшие начали активно обсуждать вопрос о походе на Москву, но после его детального рассмотрения было принято решение идти на Царицын. Нужно отметить, что единства мнений в среде восставших не было: некоторые считали, что после взятия Царицына необходимо идти на Москву, другие убеждали, что нужно двигаться к Казани, третьи говорили о том, что необходимо добиться поддержки казаков на Дону, а потом планировать какие-либо дальнейшие действия. В результате на Царицын было отправлено два отряда под руководством атамана Дериглаза и стрельца А.

Астрахань, 1873; Макаренко Ю. История Астраханского края с древнейших времён до конца XIX века. Астрахань, 2007; Марков А. Петр I и Астрахань. Астрахань, 1994; Рыбушкин М. Записки об Астрахани. Астрахань, 1912; Соловьёв С. История России с древнейших времён. Карта сайта.

АСТРАХА́НСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1705–06

Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах. Движение старообрядцев объединяло представителей разных социальных слоев. Они по-разному реагировали на церковную реформу патриарха Никона. Следующей попыткой сместить царя стал стрелецкий бунт 1698 г. Его участники хотели вернуть на престол царевну Софью, которую её брат заточил в монастыре. Попытка провалилась, и все участники были жестоко наказаны. Смута в Астрахани 1705-1706гг В начале XVIII века произошло крупнейшее восстание, названное Астраханским. Главными его участниками были сосланные стрельцы, военные, работные люди, недовольные произволом властей, понижением размера жалованья и установлением.

Выступления петра 1

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам одно из крупных выступлений на юге России против притеснения народа, повышения налогов, беспредела администрации. Однако Пётр I жестоко пресекал любые попытки дестабилизировать обстановку, жестоко расправлялся с восставшими.
Народные восстания против реформ Петра I одно из крупных выступлений на юге России против притеснения народа, повышения налогов, беспредела администрации. Однако Пётр I жестоко пресекал любые попытки дестабилизировать обстановку, жестоко расправлялся с восставшими.

Прокомментируйте!

  • Причины Астраханского восстания
  • Таблицa на схожие темы
  • «Миссионерство»
  • состав участников выступления старообрядцев
  • Причины Выступления старообрядцев

состав участников выступления старообрядцев

состав участников выступления старообрядцев Вспыхнув в Астрахани, бунт быстро распространился на соседние города: Черный и Красный Яр, Гурьев, Терки и прилежащие к ним земли. Восстание длилось больше 6-ти месяцев и вызвало серьезную тревогу правительства. Участники.
Выступление старообрядцев дата причины основные события итог Причины и участники астраханского восстания. Воевода Тимофей Ржевский. Он был поставлен управлять городом, и, как сейчас бы сказали, он значительно превысил свои полномочия.

Причины выступления старообрядцев при петре 1 кратко

Начало было следующим: первыми выступили стрельцы под руководством И. Шелудяки и П. Носова. К ним присоединился купец и крупный рыбный промышленник Я. Носов с товарищами. Они выступили перед горожанами, объяснив им мотивы своих действий, и были поддержаны. Притеснения старообрядцев. Тяжелые условия труда, привлечение к строительству городов, каналов и др. объектов. Состав участников. Купцы, посадское население, солдаты, стрельцы. Казаки, крестьяне. Сразу после начала восстания был создан новый аппарат административного управления и проведено народное собрание («казачий круг») на Соборной площади в кремле. Выступление И. Шелудяка, объяснившего народу причины восстания, встретило полную поддержку. 19. 5. ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ При Петре раскольников было. 20. 6. ВЫСТУПЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ МАНУФАКТУР По мере роста. 21. Самыми массовыми и частыми были волнения на.

Религиозные выступления

13 (24) марта 1706 года войска Шереметева штурмом взяли Астрахань и разгромили мятежников. Первоначально участникам восстания и даже их руководителям была обещана амнистия. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте 4. Характеристика восстаний по основным пункта Причины восстания Социальный состав (участники) Лидер. 12. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности.

История России 6класс параграф 13 таблица Е. В.Пчелов

По этому закону за несколько лет были казнены тысячи раскольников. Когда в 1718 году был арестован приехавший на Петровский завод духовный лидер староверов Даниил Викулин , выговская община обратилась за помощью к коменданту Олонецких заводов Георгу Вильгельму де Геннину , который тут же отправил своего денщика с письмом в Москву, где в тот момент находился царский двор как раз начиналось следствие по делу царевича Алексея. Как только это письмо дошло до Петра, государь при первой же возможности отправил на заводы сержанта Преображенского полка с письмом, в котором потребовал "оного пустынника Даниила Викулова из-под караула спустить на свободу в свою пустыню, о том ни о чём не розыскивать". Олег Владимирович Чумак. Петровский завод. Но такое покровительство действовало лишь до тех пор, пока выговские староверы исправно работали на заводах, снабжая их рудой и известью. Как только Пётр I узнал, что кто-то из выговцев собирается бежать в Сибирь, он тут же обратился к Сенату: "Есть ведомость, что раскольники, которые живут близ Повенца, намерились уйти в Сибирь, и некоторые уже поехали… по моему мнению, мочно к ним явный указ послать: ежели так станут делать, то как беглецы будут казнены, понеже им всякая свобода есть... И 11 февраля 1724 года Сенат принял указ, в котором говорилось: "…велеть раскольщикам, которые живут близ Олонца, объявить его императорского величества указ публично, чтоб оные жили в своих местах, и никуда в другие места не сходили и не бегали, и в том их всех обязать друг по друге порукою; а буде они куда побегут в другие места, и за то они казнены будут смертию; буде же кому из них случится куда отъехать для торговых промыслов, и им брать у него, ландрата Муравьева, проезжие письма, а без таких писем отнюдь никуда не ездить: и для того от Сибирской стороны и в прочих местах, ко удержанию от их побегу пристойно, поставить заставы". Когда в 1724 году в Российской империи ввели подушную подать , староверов обязали платить её, а также оброчный сбор в двойном размере.

Но уже в 1725 году выговцы подали челобитную, в которой просили освободить их от двойных сборов. В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок.

Состав участников:стрельцы,солдаты,посадские и работные люди Основные события:бунтовщики удерживали власть несколько месяцев. Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. Булавина:1707-1708 9 г Причины и повод для выступления:попытки ограничить казачье самоуправление,принудительное использование людей на строительстве флота. Состав участников:казаки и беглые крестьяне Основные события:отряд Булавина уничтожает царский отряд,в апреле 1708г разбивает отряд Максимова и занимает Черкасск.

Крупнейшие из последних: Соловецкое восстание 1668-1676г. Движение раскольников во время Московского восстания 1682г.

Выступление на Дону 70е-80е года столетия.

Однако сопротивление продолжалось до марта 1709 года. А крестьянские волнения в 60 уездах не прекращались вплоть до конца 1710 года. Башкирское восстание В 1705—1711 годах разразилось мощное выступление в Башкирии. Непосредственным поводом для него стало прибытие в Уфу царских чиновников для сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения.

Стремясь собрать больше денег, они ввели 72 новые статьи налогов, в том числе даже налог на карие и серые глаза под который попадали практически все местные жители. Издеваясь над башкирами, они оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям. Возглавили восстание башкирская родовая знать и мусульманское духовенство. Недовольство действиями царских властей они направили против всего русского народа. Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер.

Сотни русских деревень были разорены и уничтожены, а их жители захвачены и проданы в рабство на невольничьи рынки Турции. Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства в Османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в подданство. Лишь в 1711 году царским властям удалось подавить это выступление. Религиозные выступления Несмотря на более терпимое, чем раньше, отношение государства к старообрядцам, преследования их при Петре I продолжались. Проводившиеся в стране реформы предполагали еще больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси.

Поэтому царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны. Старообрядческие общины по своему составу в основном были крестьянскими. Проповеди старообрядцев, дававших свою оценку преобразованиям царя-реформатора, зачастую являлись причиной новых крестьянских выступлений.

История России 6класс параграф 13 таблица Е. В.Пчелов

Одержав победу, Булавин начал поиск сторонников. Восстание охватило большую территорию — Дон, Малороссию, Поволжье. В апреле 1708 года Булавин, взявший Черкасск — «столицу» донского казачества — был провозглашён атаманом всего донского казачьего войска. Отряд под командованием Булавина направился к крепости Азов, однако потерпел поражение от правительственного войска.

Булавин был вынужден вернуться в Черкасск. Неудача настроила против атамана зажиточных казаков, которые организовали заговор против Булавина и убили его в июле 1708 года. Гибель предводителя не остановила восстание.

Повстанцами удалось взять Царицын и осадить Саратов. На подавление восстания был направлен князь В. Долгоруков, брат убитого Булавиным в самом начале выступления князя Юрия Васильевича Долгорукова.

Вскоре правительственным войскам удалось овладеть Черкасском. Однако в ряде уездов крестьянские выступления продолжались вплоть до 1710 года. Башкирское восстание В ходе освоения земель в Поволжье, Приуралье и Сибири происходило изъятие части земель у проживавшего в этих регионах населения.

Сама земля передавалась в собственность русским помещикам. Одновременно с этим увеличивались налоги и повинности. Особенное недовольство населения вызвали действия чиновников в Уфе.

В 1704 году ими было введено более 70 новых местных повинностей, в том числе налоги на цвет карих и серых глаз, которые были свойственны местному населению. Насильственными методами воплощались в жизнь и царские указы о бритье бород. Всё это привело к башкирскому восстанию, которое продолжалось с 1705 по 1711 год и частично совпало с восстанием Кондратия Булавина.

Во главе выступления встали представители родовой знати и мусульманского духовенства, а само восстание имело характер регулярных вооружённых столкновений с правительственными отрядами. Недовольство злоупотреблениями царских чиновников зачастую распространялось и на русских поселенцев.

Круг отменил введенные при Ржевском налоги, из конфискованной казны выдал стрельцам жалованье и принял меры к расширению района восстания. Кроме того, активно обсуждался вопрос о походе на Москву , однако всё закончилось организованным вскоре походом на Царицын , не принесшим никаких результатов: стрельцы вернулись в Астрахань , встретив сопротивление правительственных войск. Опасаясь, что восстание распространится на приволжские области, Пётр I приказал фельдмаршалу Б. Шереметеву немедленно подавить восстание, для чего была выделена армия численностью около 3 тысяч человек [3].

На протяжении всего пути правительственного войска к кремлю «по обе стороны улицы, астраханцы все лежали на земле» [2] в знак покорности, а у ворот кремля Шереметеву были переданы ключи от города. Вслед за этим население города было приведено к присяге , а зачинщики арестованы; 365 активных участников бунта были впоследствии казнены или умерли от пыток.

Собрав значительный отряд, К. Булавин захватил Черкасск — столицу Донского Войска. К восстанию присоединилось и домовитое зажиточное казачество. Для Петра I положение стало опасным. Русская армия отступала от Украины под натиском шведских войск, повстанцы оказались у нее в тылу и угрожали Азову. Карательное войско в Запорожье возглавил В. Долгоруков, брат убитого в 1707 году князя. Поняв, что победить не удастся, восставшие решили схватить и выдать К. Атаман отстреливался и в перестрелке был убит. Однако на этом восстание не завершилось. Бывшие соратники К. Окончательно одолеть казачьи отряды правительственным войскам удалось только к осени 1708 года. Вслед за победой над казаками последовала жесткая расправа: повстанцы были повещены, и плоты с виселицами долго плыли вниз по Дону. Башкирское восстание 1705 — 1711 гг. Башкирских восстаний в правление Петра I было несколько, и выступление 1705 — 1711 гг. Причиной для восстания послужил указ 1704 года, согласно которому вводилось 72 новых налога, в том числе налоги на мулл, прихожан в молитвенные дома, на мечети. Одним из требований указа было строительство мечетей по образцу христианских церквей, а муллы могли фиксировать рождение или брак только в присутствии русского священника. Помимо религиозных предписаний, Россия требовала 20 тыс. Восстание охватило не только всю территорию Башкортостана, но и соседние регионы, так что выступление распространилось на территории между реками Тобол и Волга. Условно восстание делят на четыре этапа. Первый длился с 1704 по 1706 гг. Второй этап — период массового выступления во главе с Алдаром Исянгильдиным и Кусюмом Тюлекеевым длился с 1707 по 1708 гг. Подавление восстания было возложено на П. Хованского, который направился на переговоры с восставшими в 1708 г. Башкиры согласились прекратить борьбу взамен на обещание России пересмотреть указ 1704 года, однако Россия нарушила договор.

Таким образом, Тело и Кровь Христовы, величайшие Святыни всего этого мира, при правлении Петра превратились в орудие пыток и казни. Даже был изобретён некий «кляп», с помощью которого Причастие можно было вливать староверу сквозь стиснутые зубы, о чём подробно сообщал старообрядческий историк Иван Филиппов [7, 95]. Таким образом, ритуалы господствующей церкви стали ритуалами государственной инициации, утрачивая своё изначальное мистическое значение. Причины петровского антистарообрядчества арактерно, что Пётр всегда был последователен в продвижении новой для России политики веротерпимости не касающейся староверов. Историк П. Знаменский писал: «В отношениях государства и религии Пётр I проводил принцип свободы вероисповедания, бывший тогда в большой моде на Западе. Мельников тоже отмечал однобокую и субъективную веротерпимость Петра: «Царь Пётр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, протестантское, магометанское, иудейское и языческое. И только старообрядцы не имели свободы в родном отечестве, ими же созданном. В царствование Петра их не сжигали массами, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней были нередки» [7, 115]. Пётр I ввёл двойной размер подати со старообрядцев затем тройной, а с 1716 года — четверной , запретил им носить традиционную русскую или современную европейскую одежду вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов [4, 291] , собираться вместе для молитвы без специального разрешения. Были введены штрафы за нехождение староверов на исповедь и Причастие в храмы господствующей церкви [13, 1—2], специальные взыскания за ношение бород, за право совершения треб и даже обязательные взносы в пользу официального духовенства [7, 115—116]. Было запрещено принимать жалобы и челобитные от них [4, 291]. Но самой распространённой формой дисциплинарного взыскания в те времена была ссылка на казённые мануфактуры. Потому и бытует точка зрения, что «с помощью» многочисленных диссидентов-староверов Пётр хотел пополнить ресурс бесплатной рабочей силы и новых средств для государственной казны. Эту позицию поддерживает и Ф. Мельников: «Старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для духовенства. Они выносили на себе страшные тяготы всего государства» [7, 116]. Потому на первом этапе формирования отношения к старообрядчеству Пётр не выглядел его абсолютным противником, пытаясь привлечь к вращению в государственной машине нарождающиеся староверческие капиталы, верно оценивая их огромное будущее влияние. Возможно, что Пётр I и на самом деле на первом этапе своей экономической преобразовательной деятельности был «очарован» предпринимательством староверов, только позже столкнувшись с их глубинной оппозиционностью правительству и лично самому Петру. Покровский писал: «Раскол был силён среди купечества, и с этим не мог не считаться царь, который даже из-за границы готов был выписывать обанкротившихся купцов» [10, 493]. Когда этот ресурс был истощён и во главе всех важнейших заводов и мануфактур стали лояльные Петру иностранцы исключая прецедент братьев Демидовых , началась «налоговая развёрстка» со старообрядцев. Другой — субъективистский — взгляд на причины негативного отношения к староверам привёл А. Он писал, что ненависть к староверам зародилась у Петра с детства, когда он стал свидетелем Стрелецкого бунта 1682 года, убийства стрельцами двух его дядей, Алексея и Ивана Нарышкиных. Причём Карташёв говорил о том, что восстание стрельцов имело характер старообрядческого движения: «Это событие оставило в Петре — полуребёнке вместе с болезненным тиком лица на всю его жизнь и глубокое духовное отвращение к звериному лику дикого, неестественного древлемосковского фанатизма» [5, 323—324]. На многие годы после Петра укоренилось в народном сознании негативное отношение и к стрельцам, и к старорусской культуре вообще. Пропетровский историк и публицист М. Щербатов писал о стрелецком войске: «…При начале своём имели все пороки янычар турецких, не имев их храбрости. Так как и они были сварливы, безпокойны и неповиновенны начальникам своим, вступая в торги и промыслы, так как и янычары, не имели уже никакого попечения о должности по званию своему; одним словом, неустроенные сии войска не были страшны неприятелям, но опасны были Государям» [16, 109]. С такой субъективистской концепцией согласны и те славянофилы, которые полагали, что насильственное движение России по европейской траектории началось с Петра и несёт в себе все грехи его волюнтаризма, чуждые истинной национальной органике нашей Родины. Философ Г. Федотов писал: «В атмосфере… гражданско-религиозной войны «стрелецких бунтов» воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с её круговой орбиты, чтобы кометой швырнуть в пространство» [Цит. Однако в деятельности Петра, помимо её субъективности, есть и философско-идеологическая закваска. После поездки в Англию, знакомства с королём Генрихом VIII и с деятельность протестантской Англиканской Церкви, в мировоззрении императора произошёл существенный переворот. Он начал закрывать монастыри, ограничивать религиозно-обрядовую и мистическую жизнь русских вообще. Возможно, знакомство с западным протестантским рационализмом и его идеей прогресса как однонаправленности развития, с его культом самоценного труда, с его идеей светского монарха как «отца отечества», стало причиной неприятия Петром духовной жизни российского общества, причиной отрицания традиций, которые, на его взгляд, не давали России стать на европейский путь развития. Естественно, в глазах Петра староверы выглядели именно носителями всего того, что стало для него неприемлемым под влиянием протестантских идей.

Астраханское восстание 1705-1706 гг.

4)Религиозные Выступления: 1716г. Причины и повод для выступления: запрет избираться на общественные должности. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Соловецкое восстание причины участники итоги таблица. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности.

Астраханское восстание 1705-1706 гг.

Народные восстания 17 века в России (Таблица) В ночь на 30.7(10.8).1705 триста стрельцов и солдат, многие из которых были старообрядцами, ворвались в Астраханский кремль, убили Ржевского и ок. 300 приказных, офицеров и иноземцев.
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере.

Главная навигация

  • Религиозные выступления — Студопедия
  • Таблицa на схожие темы
  • Оппозиция реформам Петра I
  • Слайды и текст этой презентации
  • Дата и участники астраханского восстания - фото сборник
  • Связанных вопросов не найдено

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий