Новости что написал достоевский

Коллекция приурочена к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, прозаика, публициста и мыслителя. написал Фёдор Достоевский. В Сибири Достоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" (обе — 1859). Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока».

Достоевский Фёдор Михайлович

Библиография Фёдора Михайловича Достоевского Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист.
Федор Михайлович Достоевский книги, краткая биография | Лабиринт В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка.
Неудобный Достоевский Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище.
Третья мировая идея и две страшные силы России: вот о чём писал Фёдор Достоевский в своих дневниках Сегодня на нашем канале документальный фильм к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского.
Новости - Федор Достоевский. Антология жизни и творчества Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью», написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского.

100 малоизвестных фактов о Достоевском и его творчестве — к 200-летию писателя

Стелловского , Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие[ ] Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы».

Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 — роман «Подросток», 1876 — рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни 1879-1880 гг. Это произошло после скандала с сестрой писателя — Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства — имения, доставшегося от тетки А.

Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни.

Так выворачивать душу наизнанку может только Достоевский... Когда при мне оскорбляют Достоевского, или Толстого, или Пушкина, всегда хочется услышать поэзию или прозу оскорбляющего, смог ли он их переплюнуть или стать частичкой мировой... Читать полностью Люблю Достоевского с 13 лет, с прочитанного романа "Униженные и оскорбленные".

Поэтический образ мечтателя вызывает сочувствие и сострадание в конце книги. Атмосфера белых ночей Петербурга настолько манящая и заворачивающая, что многие кинодеятели взялись за экранизацию этой повести. Резкий стоицизм и волнующая красота матушки Земли до сих пор удивляет современного читателя, а ведь эту драму испытал на себе сам Федор Михайлович! Повесть «Записки мертвого дома» 1860 — представляет собой интригующий реальный документ, который открывает читателю быт и нравы преступников, что были засланы в холодный и далекий Сибирь. Характеры людей и поступки главных персонажей говорили о неуловимой действительности и правдивости написанного очерка творцом.

Нельзя вычеркнуть из биографии писателя тот момент, когда он долгие годы провел в ссылке, в заключении, так почему же ему молчать и не излить свою душу на бумаге. Вот так и получилось такое волнительное и бушующее сочинение Достоевского «Записки мертвого дома». Многим современникам описанная проблема в романе близка и знакома. Полное бездействие, отчаяние, рефлекторная паника, жестокость и моральное уродство главного персонажа представляет собой верхушку пролетариата, злободневную и неуправляемую. Спустя два года Достоевский напишет «Преступление и наказание», где раскроет суть морального Раскольникова и его взгляды на действительность. Именно здесь прослеживается натура писателя и характерные черты личности Федора Михайловича. Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью», написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского. Скажем, не часто он прибегал к такому характеру сочинения, что еще больше придает лоску и почтения его творчеству. Сочинение не оставило без внимания кинорежиссеров и уже в 1984 году было снято с этого водевиля экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли.

Это еще раз подчеркивает глубокую силу мысли и высокий писательский талант автора.

Последующие поколения литературных критиков и писателей относят это произведение к величайшим творениям Федора Михайловича. Роман «Игрок» 1866 : написан за 26 дней Главные герои: домашний учитель Алексей Иванович, его возлюбленная Полина Александровна, генерал Загорянский , французские авантюристы — мадемуазель Бланш и ее подельник Де-Грие, богатая барыня Антонида Тарасевичева. Роман «Игрок». Издательство: Эксмо Сюжет: Действие происходит на вымышленном немецком курорте Рулетенбург. Повествование ведется от лица 25-летнего Алексея Ивановича, который служит домашним учителем детей генерала Загорянского и влюблен в его падчерицу Полину Александровну. Вдовый генерал оказался на грани разорения, мечтает жениться на красавице-француженке Бланш и ждет наследства от своей 75-летней тетки Антониды Ивановны Тарасевичевой, которая, по слухам, тяжело больна и вот-вот отдаст Богу душу. Возлюбленная Алексея Ивановича Полина Александровна — гордая и эгоистичная девушка с явными признаками нарциссического расстройства личности еще одна femme fatale в галерее женских образов Достоевского , полностью подчиняет себе учителя, держа его рядом, как «друга», а по сути, раба. Сама же она, кажется, пылает страстью к французу Де-Грие, авантюристу, «работающему» в паре с мадемуазель Бланш. Полина остро нуждается в деньгах и вынуждает Алексея Ивановича сесть за игорный стол, чтобы выиграть для нее необходимую сумму в 50 тысяч франков.

Его первый поход в игорный дом — с неожиданно приехавшей в Рулетенбург Антонидой Ивановной, совсем не собирающейся умирать. Лучшие книги Шарлотты Бронте о сильных женщинах «Литература не может быть женским уделом, и так быть не должно. Чем больше женщина занята своими надлежащими обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени на неё, даже несмотря на образованность и должный отдых», — так ответил английский поэт-романтик Роберт Саути на письмо юной Шарлотты Бронте, которая рискнула выслать ему свои стихи. А она написала мировой бестселлер. Узнать подробности Пожилая дама делает несколько ставок и выигрывает крупную сумму, что производит неизгладимое впечатление на Алексея Ивановича. Ее племянник и авантюристы Бланш и Де-Грие, рассчитывающие на наследство Тарасевичевой Бланш планирует выйти замуж за генерала, Де-Грие — жениться на Полине , пытаются всеми силами отговорить «бабушку» от дальнейшей игры. Но Антонида Ивановна в тот же вечер проигрывает все наличные и часть ценных бумаг, а еще через два дня — все состояние. Между тем Алексей Иванович узнает, зачем именно Полине нужны 50 тысяч, и сам идет в казино, где срывает неслыханный куш — 200 тысяч франков. С этого момента его любовь к угасает, сменяясь страстью к деньгам… Цитата: «Люди и не на рулетке, а и везде только и делают, что друг у друга что-нибудь отбивают или выигрывают». Интересный факт: Роман «Игрок» Достоевский написал в рекордные сроки — за 26 дней.

Стенографировала авторский текст Анна Григорьевна Сниткина, впоследствии ставшая женой писателя. Роман «Бедные люди» 1844 : не хотят экранизировать Главные герои: титулярный советник Макар Девушкин, девушка-сирота Варвара Доброселова. Роман «Бедные люди». Издательство АСТ Сюжет: Первый роман Достоевского представляет собой переписку одинокого пожилого чиновника Макара Алексеевича Девушкина и его дальней родственницы — молоденькой девушки Варвары Алексеевны Доброселовой. Обделяя себя, Макар Алексеевич старается облегчить жизнь девушки: снимает для нее хорошее жилье, радует скромными подарками. Доброселова — дворянка по происхождению. Когда ей было 14 лет, умер ее отец, оставив множество долгов. Чтобы рассчитаться с кредиторами, вдове пришлось распродать имущество. Семья оказалась на улице. Вареньку с матерью приютила дальняя родственница Анна Федоровна.

У нее в доме 15-летняя Варенька встречает свою первую любовь — домашнего учителя, бедного студента Покровского. Но их счастье не было долгим, вскоре студент умер от туберкулеза. А через какое-то время уходит из жизни и мать Вареньки. Жадная и беспринципная Анна Федоровна сводит несчастную сироту со своим приятелем Быковым, который соблазняет девушку и навсегда губит ее репутацию. Варенька сбегает из дома, где ей пришлось пережить столько страданий, на съемную квартиру и начинает зарабатывать на жизнь шитьем. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. Узнать подробности Но старая сводня не оставляет сироту в покое, пытаясь сначала возобновить ее связь с Быковым, а когда девушка отказывается — пристроить ее в содержанки другому богатому негодяю. От всего пережитого Варенька заболевает и не может работать. Верный Макар Алексеевич спасает положение, продав новый вицмундир и беря на службе жалование за несколько месяцев вперед. У романа открытый финал: соблазнитель Вареньки Быков делает ей предложение, которое девушка принимает после долгих колебаний и прощается с Макаром Алексеевичем.

Дальнейшая судьба героев неизвестна, но вряд ли Варенька будет счастлива с таким мужем. Девушкин же, скорее всего, сопьется в одиночестве… Цитата: «Несчастие — заразительная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг от друга , чтоб еще более не заразиться». Интересный факт: «Бедные люди» — единственный роман Достоевского, который ни разу не экранизировался. Роман «Униженные и оскорбленные» 1861 : сюжет Главные герои: начинающий писатель Иван Петрович, дворянин Николай Ихменев, его дочь Наташа, князь Петр Валковский, его сын Алексей, внучка разорившегося фабриканта Нелли Смит. Роман «Униженные и оскорбленные». Издательство: Азбука Сюжет: 24-летний петербургский литератор Иван Петрович встречает на улице нищего старика, который умирает у него на глазах. Молодой человек узнает, где жил несчастный, носивший английскую фамилию Смит и оказавшийся разорившимся фабрикантом. Иван поселяется в бывшей квартире старика под крышей многоэтажного дома. Писатель, осиротевший в детстве, воспитывался в доме помещика Николая Сергеича Ихменева и был влюблен его дочь Наташу.

Та отвечала ему взаимностью, дело шло к свадьбе, но отец невесты предложил подождать год, пока Иван не начнет зарабатывать литературным трудом. Однако за это время брак расстраивается. Наташа отдает свое сердце Алеше, сыну князя Петра Александровича Валковского, у которого Ихменев служил управляющим. Алексей влюбился в Наташу за четыре года до описываемых событий. Его отец отчего-то решил, что ни в чем не повинный Ихменев намеренно пытается свести молодых людей, устроил страшный скандал, обвинил управляющего в воровстве и подал на него в суд. Ихменевы, оставшись без средств, были вынуждены переехать в Петербург, где их позже нашел Алексей Валковский.

Третья мировая идея и две страшные силы России: вот о чём писал Фёдор Достоевский в своих дневниках

И, безусловно, Достоевский, как бы сейчас ни прозвучала моя фраза, во многом приблизил для русского человека Евангелие. Это был список произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица): романы, повести, рассказы и стихотворения писателя. Многое из предсказанного Достоевским в книгах сбылось в действительности, а герои его романов продолжают ходить между нами. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений [в четырёх томах] / Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года.

Достоевский изгоняет бесов. Какие пророчества русского гения сбываются в XXI веке

Достоевский: семья и ранние годы. его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы. Достоевский написал свои самые важные произведения после пребывания в Сибири, в том числе "Преступление и наказание", "Идиот", "Игрок" и "Братья Карамазовы". Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Это был список произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица): романы, повести, рассказы и стихотворения писателя. Говоря про отношение Достоевского к Петербургу, его правнук отметил, что писателю город мог действительно не нравиться: "Ну не строили русские города на болотах!".

Ф. М. Достоевский (1821–1881)

Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены.

Катастрофа наступила в 1868 году, когда очередной проигрыш Достоевского довел беременную жену до выкидыша. Несмотря на клятву больше не играть, Достоевский все равно срывался. Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера проиграл.

Аня, как я буду теперь глядеть на тебя, что скажешь ты про меня теперь! Его обрили, облачили в куртку, заковали в кандалы и заключили в деревянную казарму. Он работал вместе с остальными каторжанами на кирпичном заводе на берегу Иртыша.

Условия жизни Достоевский подробно описывал брату Михаилу в тайной переписке. Достоевский навсегда покинул острог 15 февраля 1854 года, в возрасте 32 лет. В марте того же года он был зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске.

Там он провел еще четыре года, после чего только вновь обрел свободу. В поздние 1870-е годы он дружил с религиозным философом и поэтом Владимиром Соловьевым. Они часто обсуждали самые серьезные "русские вопросы", в том числе каторжный опыт.

Во время одного из этих обсуждений Достоевский разгорячился и вполне в своем духе наговорил Соловьеву: "Я только там [на каторге] и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно.

Ах, если бы вас на каторгу! Л лагерная тюремная проза Врач-психиатр Виктор Франкл часто вспоминал повесть Достоевского "Записки из Мертвого дома" во время заключения в нацистских концентрационных лагерях. Глядя на поведение сокамерников, он особенно часто возвращался к мысли Достоевского, что "человек есть существо ко всему привыкающее".

В "Записках из Мертвого дома" Достоевский отразил впечатления от личного каторжного опыта. Он опубликовал повесть спустя десять лет вынужденного молчания. Эта публикация стала единственным его произведением, к которому благосклонно отнеслась почти вся отечественная критика.

Эта книга дала читающей публике первое детальное и всеохватывающее описание "каторжных нор". Она также положила начало русской лагерной, или тюремной, прозе. Кадры из фильма "Мертвый дом", 1932 год.

С Федором их сближало многое. Они любили одних и тех же писателей, издавали вдвоем литературно-политические журналы, собирали вокруг себя единомышленников и все время, когда были разъединены пространством, писали письма. По их переписке можно узнать истоки духовного становления Достоевского.

Так, еще в 18 лет он признавался старшему брату: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".

Михаил умер в возрасте всего 43 лет. Из писем Достоевского известно, что он взял на себя все долги брата и заботился об овдовевшей невестке и племянниках. Он также посвятил ему две статьи — одну по смерти, а вторую, спустя больше десяти лет, в "Дневнике писателя".

В романе "Преступление и наказание" он отразил их братскую связь в дружбе Раскольникова и Разумихина. А позже, уже в "Братьях Карамазовых", он вновь вернулся к глубоко волновавшей его теме и вложил в уста старца Зосимы знаменитые слова: "Были бы братья, будет и братство". Михаил Михайлович Достоевский н "Нечаевское дело" В сентябре 1869 года к Достоевским в Дрезден приехал молодой родственник жены из Петербурга.

Он рассказал о знакомом студенте Иванове, который был нигилистом, но впоследствии обратился в христианина. Словом, прошел тот же путь, что и Достоевский, только без каторги. Спустя всего два месяца Достоевский узнал из газет, что участники революционного кружка "Народная расправа" убили якобы за предательство своего соратника — того самого студента Иванова.

В 1871 году состоялся первый в России крупный гласный политический процесс, получивший название "Нечаевское дело". Название было дано по имени создателя "Народной расправы", революционера Сергея Нечаева. Его участники послужили прототипами героев его главного политического романа — "Бесов".

Об этом романе философ и богослов Сергей Булгаков оставил в 1914 году знаменитые слова: "Не в политической инстанции обсуждается здесь дело революции и произносится над ней приговор.

Стеклянные «Бесы» — это галерея фотографий-портретов персонажей романа, выполненных в технике амбротипии — одной из ранних фотографических техник середины XIX века. При данной технике фотоотпечатки изготовлялись на стеклянных пластинах и давали неповторимые высококонтрастные изображения.

Уникальность изображения снимок можно было сделать только один требовала от фотографа не только технического мастерства, но и совершенного художественного вкуса. Вглядываясь через объектив старинной фотокамеры в лица своих современников, Павел Титович старался передать глубину созданных Достоевским образов, их вневременную суть. В своем творческом поиске он словно продолжил начатый писателем разговор «о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни».

В записанном для музея видеообращении белгородский фотограф поздравил с открытием выставки, рассказал о некоторых фактах создания фотообразов к роману «Бесы», выразил надежду на успех выставки у сибирского зрителя.

Один из корпусов Миланского университета Бикокка. Я пытался восстановить попранную справедливость, публиковал у себя на страницах опровержение. Но это все равно что капля в море. Её используют в качестве аргумента в пользу нашей изоляции, не только политической и экономической, но и культурной. Когда я писал нескольким людям, что информация эта недостоверна, что так и рождаются фейки, что курс по Достоевскому быстро восстановили, что Италия очень любит Достоевского и даже Папа Франциск советует читать его каждому священнику, ответ был всегда примерно один: «но ведь сначала отменили же».

Мол, вот он, прецедент ненависти ко всему русскому! Иногда добавляли: сейчас идёт борьба не на жизнь, а на смерть, лгут все, и копаться в деталях — сродни малодушию. Не важен Достоевский сам по себе. В обратном случае мои собеседники бы радовались, что Италия возмутилась и поспешила восстановить поруганную честь нашего гения. Но нужен не гений, а только аргумент в «их борьбе». Подходит под этот аргумент Фёдор Михайлович — прекрасно, вот он, наш, русский пророк, ещё ведь в 19-м веке писал про европейское лицемерие!

Не подходит — ну так и не будем вспоминать про такого писателя, в школе ведь читали — и довольно. Достоевский — неудобен. Русская литература — неудобна, сложна, потому что не вписывается в прямолинейную логику «свой-чужой», «консерватор-либерал». Едва ли. Именно поэтому русская литература жива.

Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением. О жанре «Записок» литературоведы спорят до сих пор: с одной стороны, произведение строится на воспоминаниях автора и могло бы считаться мемуарами, с другой — Достоевский ввел в повесть вымышленного героя и не всегда придерживался фактической и хронологической точности. В следующие годы автор написал роман «Униженные и оскорбленные», рассказ «Скверный анекдот», публицистический очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях», повесть «Записки из подполья». В 1860-е годы Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха». Журналы пропагандируют «почвенничество» — специфическую идею славянофильства, попытку найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своем романе «Игрок». В 1860—80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского.

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

Если спросить навскидку молодежь, что написали Тургенев, Достоевский, Чехов, что они ответят? В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Если спросить навскидку молодежь, что написали Тургенев, Достоевский, Чехов, что они ответят?

Достоевский Федор Михайлович

Пока жива Россия, Достоевский будет актуален. То есть он будет актуален всегда. Первое, о чем надо вспомнить, в связи с его актуальностью, — это о его казни. Сто шестьдесят три года назад, в 1849 году, над ним был произведен суд. Его судили, приговорили к расстрелу. Затем — пощадили, оставив 4 года каторги и бессрочную солдатчину. Следующий государь, Александр II, его помиловал и выпустил на волю. Так вот интересно, за что Достоевский получил расстрел? Сегодня это звучит потрясающе актуально.

Он получил расстрел за богохульство. В чем оно заключалось? В публичном чтении среди товарищей кружка Петрашевского письма Белинского к Гоголю, написанного в 1847 году. Людмила Сараскина. Фото Юлии Маковейчук Что ж было в этом письме? В нем Белинский говорил, что Православная Церковь очень далеко ушла от Христа, что она поборница крепостного права, угодница самодержавия, кнут власти, что какой-нибудь Вольтер, который силой своей насмешки прекратил фанатизм в Европе, потушил костры европейских инквизиций, «больше сын Христа, плоть от плоти и кость от костей Его, чем все попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные». Это письмо, которое Достоевский прочитал с глубоким волнением, было ему вменено в вину и это называлось богохулением. Кроме того, при Николае I была 144 статья Свода военных постановлений о том, что человек, который не донес на богохульника, тот, кто не рассказал о каком-то эпизоде, который увидел, разделяет вину с самим богохульником.

Но — не донес ни на кого. И это тоже было виной, по тогдашним правилам. И вот я спрашиваю себя: что будет теперь с письмом Белинского? Сегодня его изучают на филологических факультетах университетов. И филологи его знают. Его, уже, к сожалению, не знают школьники. Не знают всей этой горячей полемики между Белинским и Гоголем, которая определила пути интеллектуального и идейно-социального развития России на сто лет вперед. Каким путем должна идти Россия?

Путем проповеди и молитвы, аскетической покорности судьбе или путем просвещения, гуманности, человеческого достоинства, путем отмены крепостного права? Тогда эти две концепции непримиримо столкнулись. Так, может быть, вновь письмо Белинского попадет под запрет? Не будет ли оно сегодня выглядеть, как крамола? Снова под суд? Не будет ли выглядеть крамолой и поведение самого Достоевского, который не донес на своих товарищей-петрашевцев? Во время суда он всячески их защищал. Хотя глубоко страдал, когда при нем ругали Христа, тот же Белинский, тот же Петрашевский, когда в Страстную Пятницу петрашевцы на стол выставляли кулич и крашенные яйца, то есть демонстрировали свое неуважение к православному празднику.

Не будет ли сегодня поставлено Достоевскому в вину, что он не донес на них? Не будет ли Достоевский судим вторично? Только в прошлом году, в позапрошлом году прошли суды над Львом Николаевичем Толстым — в Ростове-на-Дону, в Таганроге, в Екатеринбурге — «впаяли» 282-ю статью Уголовного Кодекса РФ за экстремизм, за рецидивизм. Как это возможно — судить столетие спустя величайшего писателя России?! В нашем обществе эти факты не получили ни правовой оценки, ни моральной. Мне кажется, если такая тенденция у нас возобладает, рука сегодняшнего правосудия дотянется и до Достоевского. Ему припомнят, например, что в «Братьях Карамазовых», величайшем романе мировой литературы, показаны и разное христианство, и разная церковность. Есть церковность «ферапонтовская», темная, о которой позже напишет Сергей Иосифович Фудель и назовет Ферапонта «темным двойником Церкви».

И есть христианство светлое, идеальное, о котором тосковал Достоевский. Это была его мечта об идеальном христианине — о старце Зосиме. Что делает Ферапонт? Ругается, неистовствует, требует расправы, призывает гнать всех неверных и нечистых. Старец Зосима — хочет миловать, жалеть, желает мира между силами, которые не в состоянии примириться. Он говорит: «Не ненавидьте атеистов, злоучителей и материалистов». Что мы слышим сегодня? И в этом тоже актуальность Достоевского.

У нас сегодня почему-то востребована агрессия, жажда расправы, жажда репрессий. Я очень много читаю публицистических текстов на православную тему, и чувствую, как в них растет это зло, растет агрессия. Почему-то в них — жажда столкнуться с несогласными, с теми, кто думает не так, как они, чувствуют, не так, как они. Это очень грустно… Кровавый клейстер О Достоевском я пишу уже много лет, каждая моя новая книга о нем, каждый новый поворот развития нашего общества вызывает вопрос: а чем сегодня актуален Достоевский? В связи с романом «Бесы», помню, что мы говорили в девяностых годах о бесах революции, бесах бунта, бесах мятежа. О том, что мы, наконец, от этого избавились, преодолели, наконец, эту бациллу. Мы поняли, что «Бесы» — это история о политическом клейстере, которым хотят помазать революционеров, чтобы они были скреплены одной кровью. Чтобы они составили партийную ячейку, которая затем и вырастет в партию на крови.

Том 1. Бедные люди. Повести и рассказы 1846—1847 : Двойник. Петербургская поэма. Роман в девяти письмах. Господин Прохарчин. Повести и рассказы 1848—1859.

Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного. Униженные и оскорбленные. Роман в четырех частях с эпилогом. Повести и рассказы 1862—1866. Роман Из записок молодого человека. Преступление и наказание.

Том 7. Преступление и наказание Рукописные редакции. Том 9.

Россия выблевала вон эту пакость, которою ее окормили, и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского. И заметьте себе, дорогой друг: кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога. Ну, если хотите знать, — вот эта-то и есть тема моего романа». А почему так вышло, кто в этом виноват? В начале 1870 года в эмиграции умер публицист-революционер Александр Герцен, Достоевский был лично знаком с ним еще с 1840-х годов. Смерть Герцена была остро пережита Достоевским, он вновь перечитал в это время многие его сочинения, рассматривая Герцена как крупнейшего представителя русского западничества. Мысль об ответственности идеологов западничества в формировании нигилистических настроений у современной молодежи — одна из важнейших в «Бесах».

Но Достоевский мыслил отношение «отцов» и «детей» сложнее. Представляющий в романе поколение «отцов», идейно и морально ответственных, по замыслу Достоевского, за «беснование» молодого поколения, Степан Трофимович, столкнувшись с разгулом бесовской стихии в городе, не только «с ужасом и первый» «отворачивается», отшатывается от крайних проявлений воинствующего нигилизма, но и бросает на празднике в пользу гувернанток в своей речи вызов духу времени. И с кого писал «портрет чистого и идеального западника» Степана Верховенского? Как историческое лицо историк Тимофей Николаевич Грановский действительно представлял собой яркий тип «чистого и идеального западника» 1840-х годов. Но Степан Трофимович не является его, пусть и карикатурно трансформированным, «портретом». Если и говорить о «портретности» этого персонажа «Бесов» — то он, бесспорно, коллективный портрет деятелей 1840-х. Но и здесь необходима важная оговорка. Излагая на первых страницах романа биографию Степана Верховенского, Хроникер в самом начале сообщает, что тот, действительно, «некоторое время принадлежал к знаменитой плеяде иных прославленных деятелей нашего прошедшего поколения», но тут же оговаривается, что «одно время, — впрочем, всего только одну самую маленькую минуточку, — его имя многими тогдашними торопившимися людьми произносилось чуть не наряду с именами Чаадаева, Белинского, Грановского…». Уже в этой характеристике между Грановским и Верховенским проведена важная черта, обозначена иерархическая дистанция как между личностями разного исторического масштаба: первый представляет эпоху и поколение 1840-х годов, второму в этой эпохе принадлежит «одна самая маленькая минуточка». Достоевский собрал в образе Степана Трофимовича практически все исторические грехи, которые он традиционно инкриминировал западничеству.

Это оторванность от «почвы», незнание народа, отрицание русской национальной самобытности. Космополитизм и еще безбожие — вот два важнейших, взаимосвязанных, по Достоевскому, греха, во власти которых находится значительная часть русского образованного общества. Все другие многочисленные грехи всходят, по убеждению писателя, на поле, разрыхленном первыми двумя. И как с течением времени менялось читательское переосмысление этой книги? Понятно, как он оценил «Бесов». Но и преобладающее массовое восприятие романа Достоевского было неблагоприятным для автора. То, что это художественный шедевр, оценили немногие.

Дневник писателя за 1873 год. Записная тетрадь, 1870—1871 гг. Workbook, 1870—1871.

Ideas for The Possessed. Писательские черновики и наброски не предназначены для публикаций, но именно в них исследователи находят ответы на самые волнующие вопросы о жизни и творчестве автора. А потому значение черновиков и записных книжек Ф. Достоевского невозможно переоценить: самый загадочный писатель XIX века открывается в них с неожиданной стороны. Среди них — рабочие тетради Ф. Достоевского, представленные Российской Федерацией. Рукописи и заметки Ф. Достоевского являются важнейшим источником для исследования его биографии, философских взглядов, процесса литературной деятельности, истории создания его произведений. Его необходимо охранять в исследовательских целях, и оно должно быть доступно как можно большему числу людей. Это фундаментальная часть нашей общей истории».

Архив писателя Хранительницей документального наследия Ф.

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Достоевский на каждый день📖 - YouTube «Достоевский на каждый день» – мультимедийный проект Библиотеки им. Достоевского, студии RECsquare® и проекта «», посвящённый 150-летию романа «Прес.
Достоевский Фёдор Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище.
Произведения Достоевского Ф.М. - романы, повести, дневники, стихи Коллекция приурочена к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, прозаика, публициста и мыслителя.

Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского

Читайте и слушайте книги автора Федора Достоевского: доступно 401 книга, отзывы и цитаты. На Литрес вы можете скачать электронные и аудиокниги в удобном формате или читать онлайн. Шпион Антонелли в своих доносах написал в полицию, в Третье отделение, что Достоевский это Письмо читал и глаза-то у него горели. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. А. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Биография и список книг и произведений (в том числе доступны и электронные книги для онлайн чтения) Федор Михайлович Достоевский на

Федор Михайлович Достоевский

Достоевский проиграл 180, но написал жене: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено!

Во время поисков информации я наткнулся на различные ресурсы, которые полны лжи! Некоторые пишут: «Достоевский был лудоманом всю жизнь». Не верьте!

Достоевский пользовался услугами проституток. Федор Михайлович действительно пользовался услугами легкомысленных девушек, но в молодости. Вот что Фёдор пишет в письме своему брату: «Минушки, Кларушки, Марианны и т.

На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь. Эти господа уж и не сознают, как любить меня, влюблены в меня все до одного. Мои долги на прежней точке.

Если хотите статью о Маркизе де Саде, то обязательно пишите в комментарии. Я бы над этим поработал. Фёдор Михайлович был приговорен к смертной казни.

Но он раскрыл о «Народе-Богоносце» и прочел страстно, по-южному, декламируя. И заключил словами: — Это — Евангелие истории… Евангелие и для всякого народа в унижении. Я не знаю еще таких слов на человеческом языке: это пророк говорил своему народу. Для русских это — Священное Писание». Собеседник Розанова читал ему центральную часть диалога Шатова и Ставрогина из романа «Бесы», включенную и в настоящий сборник. Есть вещи, которые морально трудно сказать о себе или о своем народе и которые требуют санкции «со стороны». Русскому человеку стеснительно заявить то, что произнес армянский поклонник нашего классика, и Розанов неспроста прикрывается «инородцем», чью мысль он, конечно же, полностью разделяет а может, и «досочиняет».

Так или иначе, но мысль эта прекрасно выражена, глубока и верна. Действительно, такие тексты, как упомянутый фрагмент из «Бесов», слово князя Мышкина о «русском Христе», монолог Версилова о «русских европейцах» из «Подростка» или же, наконец, Пушкинская речь самого Федора Михайловича, принадлежат к числу священных текстов отечественной словесности, наряду, скажем, с гоголевской «птицей-тройкой», тютчевскими «бедными селеньями» и целым ворохом сцен и авторских отступлений в «Войне и мире».

Сейчас там располагается Литературно-мемориальный музей Достоевского. Достоевский говорил о себе: «Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных».

У Достоевского был, по выражению Н. Михайловского, «жестокий талант»: его мир — это мир человеческих страданий и психопатологии, трагедия ущемленной и униженной личности. Достоевский показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой — зреет протест и бунт против реальности. Так возникла галерея персонажей-бунтовщиков от «подпольного человека» в «Записках из подполья» до Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых». Признавая свободу личности, Достоевский вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечет за собой антигуманные поступки.

Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. В революционном движении Достоевский видел анархо-индивидуалистическое бунтарство роман «Бесы» : в революционной практике торжествует безнравственная идея «цель оправдывает средства». В «Бесах» поступки персонажей связывает в единый сюжет убийство, в «Братьях Карамазовых» — отцеубийство. Бесам индивидуализма Достоевский противопоставляет богочеловека — Христа, воплощение высшего нравственного идеала. Однако принять этот идеал непросто.

Из трех братьев Карамазовых ему следует только младший, Алеша. Старший из братьев, Дмитрий — человек страстный и увлекающийся, неспособный владеть своими страстями, а потому доходящий порой до безобразных поступков, но в то же время великодушный и благородный в душе. Средний брат, Иван, отказывается признать благость сотворенного Богом мира это мир зла, а не добра и христианскую этику она противоречит человеческому разуму. В легенде о великом инквизиторе, являющейся философской кульминацией романа, Иван рисует картину современного мира, который предался власти дьявола и отверг Христа, утратив веру в него, но прикрываясь при этом Его именем. Персонажам, владеющим силой аналитического всеразрушающего разума, Достоевский противопоставляет «кротких» героев, обладающих добрым сердцем, наделенным тонкой душевной интуицией.

Фактическим убийцей отца семейства Федора Карамазова является его незаконнорожденный сын, лакей Смердяков — вульгарный «двойник» Ивана. Но, как показывает читателю Достоевский, нравственная ответственность за убийство падает и на обоих старших Карамазовых. Оба они хотя и не совершили убийства, но в душе осудили отца и желали его смерти. Иван был непосредственным вдохновителем Смердякова: утверждениями, что «умному человеку» «все позволено», он заронил в голову Смердякова мысль о преступлении и дал молчаливое согласие на убийство. Достоевский создал особую разновидность романной поэтики, которую охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность в искусстве и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного.

Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив». Вместе с тем динамичность композиции, драматическая напряженность в развитии конфликтов, экспрессивность слога, психопаталогические, сновиденческие и фантастические мотивы лишь подчеркивают и оттеняют идеологическое противостояние героев. Бахтин разработал получившую широкое признание концепцию «полифонизма» романов Достоевского: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского» М. Проблемы поэтики Достоевского. Достоевский — создатель идеологического романа, в котором развитие сюжета определяется главным образом борьбой идей, столкновением мировоззрений, воплощенных в характерах персонажей.

Этим и объясняется мощное воздействие Достоевского не только на художественную культуру, но и на философскую и эстетическую мысль XX столетия. Противоречивость творчества Достоевского определила прямо противоположные интерпретации его деятельности как художника и мыслителя. Русские символисты выделяли в его творчестве иррациональные и патологические элементы. Немецкие экспрессионисты учились у Достоевского заостренному драматизму и психологизму. Русские религиозные философы считали его христианским вероучителем В.

Розанов, Д.

По следам героев Достоевского: из Петербурга в Скотопригоньевск Например, Достоевский пишет, что во время Крымской войны «шелудивые русские либералы» радовались успехам врагов и поражениям России. Так и многие современные российские либералы ненавидят Крымскую весну и выбор крымчан, желают поражения народу Донбасса, отметил Аксёнов. И заключил: «С тех пор ничего не изменилось — только кричать стали громче благодаря развитию СМИ и Интернета.

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

Читайте о новостях автора Федор Достоевский на сайте издательства Эксмо Федор Достоевский | Эксмо. Список лучших книг автора Федор Достоевский, биография автора, рейтинг и чтение онлайн книг в электронной библиотеке Особняком стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги. По данным Юнеско Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Многое из предсказанного Достоевским в книгах сбылось в действительности, а герои его романов продолжают ходить между нами. Позже Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий