Новости нарушение памяти в психологии

Синдром потери кратковременной памяти Кратковременная потеря памяти Памятью называют комплекс высших функций психики, благодаря которым происходят. Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью. Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения.

Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению

Когда начинать бить тревогу? Что способствует ухудшению памяти, чем оно чревато, как предупредить эти проблемы? На эти и другие вопросы отвечает врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии «Клиника Эксперт» Курск Наталья Владимировна Умеренкова.

У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение.

Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга; Недобор тиамина — вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью; Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере; Привычка делать несколько дел сразу. Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность.

На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность. Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии. Профилактика снижения памяти Плохое настроение — что делать и почему это происходит Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память: Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах.

Способствовало этому то, что несчастные пациенты отчаянно нуждались в помощи, а обе стороны ожидали эффективного разрешения проблемы, что порождало фантазмы. Тысячи обычных семей были разрушены ложными и уверенными обвинениями в кровосмесительных связях и даже ужасными сатанинскими ритуалами с насилием. Многие пациенты в результате этих процессов стали еще более несчастны. Ну а кто бы не впал в смятение, внезапно «вспомнив» ужасные истории из детства, имплантированные в мозг и замаскированные под реальные воспоминания? Последующее отчуждение от родителей и семьи только усугубит трудности пациента. Создание ложной памяти — важное и несчастное событие. Имплантация памяти Факт того, что воспоминания могут быть внедрены, а затем искренне но ошибочно вспомниться, может показаться удивительным. Однако это было продемонстрировано в лабораторных экспериментах. Никто не знает об имплантации памяти больше, чем член Национальной академии наук, Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвине. Свои исследования Лофтус начала с проверки податливости воспоминаний об автомобильных столкновениях. Вместе с Дж. Палмер они показывали людям нарезку фильма с автомобильными столкновениями. Потом просили людей вспомнить, сколько автомобилей было «разбито», а сколько просто «ударилось». Неделю спустя опрос был повторен. На вопрос о том, присутствовало ли в клипе разбитое стекло, ответы просто поразили исследователей. Люди, которые видели «разбитые» автомобили более вероятно говорили о разбитом стекле, чем люди, видевшие «удары». Но если верить Лофтус и Палмер, в фильме не было «разбитого стекла в авариях» вообще. Многочисленные эксперименты углубили и расширили понимание этой сферы. В одном из тестов треть очевидцев запомнили «преступника» в очереди, в которой вовсе не было преступника. А когда исследователи обманули опрошенных, сказав, что в очереди был преступник, уровень неправильных воспоминаний вырос до трех с лишним четвертей. Наверное, нужно задаться вопросом, сколько невинных людей сидит в тюрьме из-за этого явления. Война за разум определенно проиграна вчистую. Но глупый кролик — это персонаж Warner Bros. Он точно не живет в Диснейленде. Безобидный детский мультик?

Вы же не можете найти каждый нейрон в этой «стране мозга», который участвовал в данной совместной деятельности, чтобы направленно стереть у него воспоминание. Наверное, можно уничтожить только часть из них. В результате многие нейроны погибнут, пускай 20—30 млн из тех 150. Но остальные-то 120 млн у вас останутся на месте, а они все по-прежнему составляют это воспоминание. Существует, конечно, какое-то пороговое значение, после которого извлечь воспоминание будет нельзя, то есть можно сказать, что мы нарушили или разрушили это воспоминание, нарушив критическую массу связей между 150 млн нейронов. Но остается вопрос: даже в этом случае вы совсем уничтожили памятный след, который состоял из 150 млн нейронов, или нет? А если я начну дергать за эти 120 оставшихся млн и они начнут достраивать потерявшиеся между ними связи, и у вас вернется назад это воспоминание? Пока сложно дать ответ на вопрос, можно ли целиком уничтожать воспоминания и забывать разные вещи. То, что вы забываете их на психологическом или поведенческом уровне, то, что у вас нет доступа и вы не можете вспомнить их, еще не означает, что вы окончательно стерли это воспоминание в мозге. Если можно его вернуть — значит, этот след памяти у вас и не исчезал, а просто находился в другом состоянии. Тут еще предстоят очень увлекательные исследования. Например, известный мнемонист С. Шерешевский, который как писал в книге «Маленькая книжка о большой памяти» наблюдавший его А. Лурия мог с помощью воображения останавливать боль, менять температуру рук, регулировать работу сердца. Такие техники известны нам из практики йоги и буддийской медитации. Видимо, есть несколько способов выйти на подобный контроль своего тела мозгом, и у Шерешевского, насколько мы понимаем, это получалось как некий спонтанный прием в его уникальном мозге. Моя гипотеза но я специально подчеркну, что это лишь предположение состоит в том, что мозг Шерешевского, созревая в эмбриональном периоде, сформировался к рождению не таким, как у всех нас. Многочисленные синестезии Шерешевского также свидетельствуют о том, что его мозг был устроен особым образом. Многие из связей, существующих между структурами мозга в эмбриональном периоде, отмирают у нас к моменту рождения. И за счет такой мутации эти связи не исчезли, как должны были и как происходит у всех нас. Поэтому его мозг был богат очень разными связями, что давало ему в том числе возможность испытывать богатейшие состояния синестезии: то есть ассоциации вкуса с цветом, звука с тактильным восприятием и т. Шерешевский Фото: Powermemory , Википедия Еще один интересный момент. Шерешевский с его феноменальной памятью на протяжении всей жизни очень страдал от того, что не мог забывать увиденные вещи. Это особенно мешало ему, когда она работал в качестве мнемониста на эстраде: все цифры, которые нужно было зачитать по памяти зрителям, он записывал на одной и той же доске, запоминал, а затем, начиная каждый новый сеанс, стирал с доски. В итоге таблицы с цифрами из предыдущего сеанса оставались в его памяти, мешая начать новый номер. Шерешевский перепробовал много разных способов, чтобы научиться забывать: мысленно покрывал доску пленкой, сжигал бумажки, на которых было написано то, что он должен забыть, и т. И вот после множества бесплодных попыток в один момент он просто сказал: «Я не хочу это помнить». И это сработало! Такое состояние, видимо, было некоей интеграцией работы многих связанных структур его мозга, контролирующих память; оно привело к тому, что воспоминание устранилось. Скорее всего, Шерешевский при этом не забыл, а просто подавил это воспоминание, как и многие другие далее. По тому же принципу, вероятно, благодаря подобным интегративным состояниям в мозге образы, которые он вызывал у себя в воображении, могли достигать у него соматических органов, то есть его мозг за счет такой целевой активности мог добираться до сердечной деятельности, которая, естественно, нервно контролируема. Ведь практически все тело находится под нервным контролем. Как показывают практики йоги или буддийской медитации, нечто подобное можно сделать, и не будучи Шерешевским. Понятие «сеть покоя» относится к активности нейронных сетей мозга человека животного , находящегося в состоянии бодрствования, но не вовлеченного в деятельность, требующую направленного внимания. Справка: Rosazza C, Minati L. Resting-state brain networks: literature review and clinical applications. Neurol Sci. Существуют так называемые сети покоя, где у человека могут проигрываться пережитые травматические паттерны, не доходя до уровня сознания. В одной из своих лекций вы рассказывали о том, что медитация, возможно, способна влиять на эти сети покоя. Что известно об этом сегодня?

Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы?

Этими словами закладывается основа будущих расстройств памяти, которые даже в 30 лет у некоторых людей становятся абсолютно очевидными», — указал психотерапевт. При нарушении памяти, амнезии, парамнезии, как правило, выделяются особенные расстройства, связанные с неточными действиями, когда источники разных воспоминаний могут наслаиваться друг на друга и приводить к изменениям в фантомных участках памяти. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает

Возникновение трудностей с планированием деятельности и принятием решений у молодых людей, несомненно, должно насторожить. Улучшить работу мозга поможет выполнение привычных действий с закрытыми глазами или не ведущей рукой, обучение новым языкам, разгадывание кроссвордов, игры в шахматы, освоение новых программ. Чем более сложные задачи выполняются регулярно, тем выше шансы сохранить память и ясное мышление. Важно поддерживать высокий уровень бытовой, социальной и профессиональной активности. Двигайтесь, общайтесь, выезжайте на природу, планируйте свои дни так, чтобы они были разнообразными, — это будет поддерживать вашу мозговую деятельность. Регулярно проводите контроль артериального давления, пульса, следите за содержанием жиров и уровнем сахара в крови. Все это важные шаги к профилактике заболеваний, приводящих к ухудшению памяти, снижению способности ясно мыслить и планировать свою деятельность. В лечении проблем с памятью помогут лекарства для нормализации работы мозга — ноотропные препараты — например, Проспекта, которая помогает улучшать память и внимание, возвращать силы, повышать работоспособность, справляться со слабостью, усталостью, повышенной утомляемостью.

Нарушение памяти Причины нарушения памяти Проблемы с памятью могут возникнуть в любом возрасте и по разным причинам: как физическим, так и психическим. В целом к нарушению памяти могут привести: Естественные процессы старения организма — нарушение памяти, связанное с возрастом. Забывчивость возникает время от времени, например человек не может вспомнить, куда положил ключи от машины, однако при усилии воли может воспроизвести нужную информацию, что указывает на сохранность памяти и умственных способностей [14]. Нарушение работы головного мозга из-за операций, травм, сосудистых патологий, тяжёлой гипоксии, а также хронических болезней, которые нарушают обменные процессы внутри мозга сахарный диабет , заболевания щитовидной железы, болезнь Альцгеймера , патология надпочечников и др. Алкоголизм , употребление наркотиков и длительный приём медикаментов при хронических заболеваниях. Нарушения сна , в том числе апноэ , и другие патологии, например недостаток витамина В12 [4] [11] [12]. При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы нарушения памяти При нарушении памяти у человека появляются: забывчивость в несложных повседневных вопросах; трудности с концентрацией внимания; неуверенность и рассеянность, нарастающие по мере прогрессирования болезни; нарастающая социальная дезадаптация пациент больше не может приспособиться к условиям социальной среды ; проблемы с заучиванием, пересказом и воспроизведением информации; нарушения мыслительных процессов, обстоятельность и двойственность мышления, снижение темпа мышления и остроты ума; трудности с ориентацией в знакомой обстановке [1] [2]. В целом нарушение памяти — это естественный процесс, который возникает с возрастом. Как правило, оно развивается очень медленно и даже в преклонном возрасте может лишь незначительно повлиять на качество жизни. В остальных случаях темп развития проблем с памятью и сопутствующие симптомы будут зависеть от причины нарушения. Например, нарушение памяти при шизофрении может сопровождаться апатией, замкнутостью, ослаблением эмоций, потерей мотивации, а при обострении — галлюцинациями и бредом. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Сами пациенты часто становятся рассеянными. Память на события, которые происходили до инсульта, как правило, нарушается временно.

Поэтому пациенты не всегда узнают своих родственников или не могут вспомнить название чего-то хорошо знакомого. Болезнь Альцгеймера, главным симптомом которой становится забывчивость, также сопровождается проблемами с речью и называнием некоторых предметов, возникают перепады настроения. Люди с этой болезнью перестают понимать смысл сложных предложений и слов, теряют способность самостоятельно одеваться, готовить себе еду и другие бытовые навыки. Патогенез нарушения памяти Память — это особое свойство организма, фиксирующее необходимую информацию. В норме память не только сохраняет её, но и воспроизводит в нужный момент. Таким образом человек учится, набирается опыта и формирует своё представление об окружающем мире. Её характерными чертами являются: объём определяет количество информации, которое способен запомнить человек, чтобы потом использовать её в своей работе; точность воспроизведения отражает способность максимально сохранять информацию во всех деталях; длительность указывает на срок, в течение которого мозг может хранить информацию в полном объёме. Механизм нарушения памяти Поскольку причин нарушения памяти очень много, описать механизм её развития довольно сложно.

Поэтому рассмотрим патогенез на примере одной из частых причин нарушения памяти — болезни Альцгеймера. Этот вредоносный белок образует амилоидные, или сенильные, бляшки во внеклеточном пространстве, что запускает сложные патологические реакции, в результате которых тау-белок переходит в «больную» форму за счёт окисления фосфорилирования и накапливается внутри клеток мозга в виде клубочков. Какие виды памяти нарушаются Существуют разные виды памяти со своими целями и задачами. В зависимости от вида памяти разнятся причины её нарушения. По характеру психической активности существуют: Моторная память — это запоминание, хранение и реализация разных движений, из которых постепенно формируются разнообразные навыки, например ходьба или письмо. Конечно, тело не повторяет движения точь-в-точь, а меняет их в зависимости от обстоятельств. Но без моторной памяти человеку приходилось бы заново учить каждое движение бесчисленное количество раз. Двигательная память возникает в раннем детстве, первые её зачатки можно наблюдать уже на первом месяце жизни, когда у ребёнка появляются условные рефлексы.

Потом он начинает запоминать и воспроизводить движения осознанно, подключая к этим процессам мышление, волю и другие элементы психики. Этот вид памяти нарушается при ДЦП. Она развивается либо позже, либо своеобразно.

Психотерапевт отметил, что некоторые люди сами себя неосознанно программируют на плохую память и отсутствие концентрации.

Они забывают, куда и что положили, плохо усваивают новую информацию. При этом вместо того чтобы поднапрячь мозг и вспомнить, они говорят себе: «Ой, вообще память потерял! Забыл и не вспомню». Тем самым они продолжают настраивать себя на дальнейшую потерю памяти.

Этими словами закладывается основа будущих расстройств памяти, которые даже в 30 лет у некоторых людей становятся абсолютно очевидными», — указал психотерапевт.

Как рассказал врач-невролог, профессор ВМА Андрей Емелин, несмотря на существующие противоречия и дискуссии про механизм развития болезни Альцгеймера, считается, что в основе этого заболевания лежит накопление патологических белков в тканях головного мозга. Этот процесс далее запускает в организме целый каскад сложных и связанных между собой реакций, которые в итоге приводят к деменции. Между тем болезнь Альцгеймера у кого-то из близких родственников не означает, что человек тоже обязательно заболеет. Андрей Емелин, невролог, профессор кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии имени С. И в этом случае не стоит сразу рисовать себе какие-то мрачные картины, — успокаивает Андрей Емелин.

Первые признаки По словам невролога ВМА, при болезни Альцгеймера, как правило, больше всего страдает память на текущие, недавние события. При этом память об отдаленных событиях может оставаться относительно сохранной. Но обычно начинается болезнь с изменений в поведении. Первый симптом — это пропадание интереса пожилого человека к окружающей действительности, утрата интереса к хобби, к каким-то увлечениям.

Виды нарушений памяти

Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Синдром потери кратковременной памяти Кратковременная потеря памяти Памятью называют комплекс высших функций психики, благодаря которым происходят. Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. *В случае тяжелых или прогрессирующих нарушений памяти медикаментозное лечение необходимо. Будучи похороненными в недрах памяти и забытыми на протяжении многих лет, воспоминания вырвались наружу, будучи поддерживаемые и подталкиваемые противоречивой психотерапевтической техникой, известной как «терапия восстановления памяти». Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами.

Нарушение памяти у людей с ПРЛ в контексте взаимодействия с другими.

Существенно возросло количество диагностируемых ментальных заболеваний, а также обращает на себя внимание появление новых форм проблемы. Начиная с 2009-2010 годов врачи и специалисты по нейронаукам заметили резкий рост функциональных нарушений памяти и внимания, в том числе среди молодых и относительно здоровых людей», — сообщил собеседник интернет-издания «Подмосковье сегодня». В попытке объяснить такое положение дел, добавил он, были проведены исследования, которые выявили связь между когнитивными нарушениями и временем взаимодействия с цифровыми устройствами. Таким образом, возникла новая пандемия, которая зовется некоторыми авторами «цифровым слабоумием». Скроллинг лент новостей, постоянное отвлечение внимания, колоссальный объем цифровой информации и многозадачность обрушились на нашу «нейронную крепость», а в результате она оказалась домиком поросенка Ниф-Ниф», — отметил Говорин.

Способы, которые поддержат высокий уровень мозговой активности, опубликовал телеканал «Саратов 24» со ссылкой на врача-токсиколога Михаила Кутушова. Для сохранения деятельности мозга организму нужны регулярные умеренные физические упраженения. Они улучшают кровоснабжение и поднимают настроение. Прогулки, йога, плавание или занятие фитнесом помогут не только поддерживать память, но и фигуру.

Упражнения нужны не только телу, но и мозгу, которому также требуются регулярные интеллектуальные тренировки. Отлично подойдут кроссворды, головоломки, чтение, изучение новых навыков или языков.

Лечение Что такое амнезия Память — это важное нейрофизиологическое свойство нервной системы, благодаря которому мы сохраняем информацию, поступающую извне и имеем возможность многократно ее воспроизводить. Механизм памяти условно делится на 3 процесса: приём новой информации, формирование новых связей в головном мозге и кодирование информации и непосредственно процесс воспроизведения информации. Среди множества различных видов памяти выделяют кратковременную хранение ограниченного объёма информации в течение короткого промежутка времени и долговременную благодаря этому механизму мозга можно хранить практически неограниченный объём информации в течение длительного периода времени.

За кратковременную память в нашем головном мозге отвечает такая структура, как гиппокамп, а за хранение информации на долгосрочный период отвечает кора головного мозга. Амнезия — это вид нарушения памяти, при котором происходит частичная или полная утрата способности головного мозга воспроизводить полученную в прошлом информацию.

Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии. Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга.

При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания. Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией. Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании. Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия — несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается.

Нарушение памяти

Нарушение памяти в психологии и психиатрии считается серьезной проблемой, которая требует медицинской коррекции. Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга. Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга. Причиной расстройства памяти раньше учёные считали гибель нейронов в результате разрушения этанолом, но сегодня доказано, что нарушения памяти у алкоголиков есть последствием влияния стероидов, которые делают невозможными связи нервных клеток. Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя.

Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости

Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6 слов. Оценка памяти подобных больных в терминах «память больного снижена», «память больного не нарушена» не является адекватной. Точно такой же лабильный характер носит воспроизведение какого-нибудь текста. Больные то подробно с детализацией воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать более легкий сюжет. Нередко также нарушения памяти сочетаются с амне-стическими западениями в речи: больные вдруг забывают названия каких-либо предметов, явлений, через короткое время спонтанно их вспоминают. Иными словами, мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга в отдаленном периоде болезни , при некоторых интоксикациях и профвредностях. Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома.

Следует отметить, что одним из показателей нарушений динамики мнестической деятельности является возможность ее улучшения при применении средств опосредования. В повседневной своей жизни больные сами прибегают к такому способу, отмечая: «Я уже стал делать себе отметочки на память», «Я себе примечаю что-нибудь, чтобы мне напомнило». Однако в некоторых случаях выступили парадоксальные факты: операция опосредования например, метод пиктограмм приводила не к улучшению, а к ухудшению процесса воспроизведения. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступить и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям посттравма-тического, инфекционного и другого генеза , может проявиться в забывчивости, в неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала. Точно так же может действовать и аффективная захваченность больного, приводящая к забыванию намерений, недифференцированному восприятию и удержанию материала. Во всех этих случаях измененным оказывается именно динамический компонент памяти. Клиническому психологу следует иметь в виду, что правильная квалификация нарушений динамики мнестической деятельности.

Утрату своей работоспособности больные нередко объясняют снижением памяти, особенно часто такое объяснение применяется при снижении учебной успеваемости. Больные пытаются «тренировать» свою память, заучивать, по много раз повторять материал. Коррекционная работа в подобных случаях должна состоять либо в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости, либо в нахождении путей, которые могут скомпенсировать невозможность удержания цели. Нарушение опосредованной памяти Опосредованное запоминание - это использование промежуточного, или опосредующего, звена узелки, пиктограммы, рисунки и т. Из общей психологии работы А. Леонтьева известно, что акт опосредования своих действий является адекватным свойством психической деятельности зрелого человека, что одним из показателей развивающейся личности является формирование умения опосредовать свое проведение. При этом опосредование, несмотря на то, что оно отвлекает на себя усилия человека, не заслоняет собой содержания мнестической деятельности и не ухудшает памяти. У больных фактор опосредования, улучшающий запоминание в норме, часто становятся помехой.

Этот факт был еще в 1934 г. Исследуя больных разных нозологии с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания. Как известно, метод этот, предложенный А. Лурия, состоит в следующем: испытуемый должен запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания ему нужно придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем помочь воспроизвести предложенные слова. Никаких записей или пометок буквами делать не разрешается. Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается и время выполнения этого задания.

Задание по методу пиктограммы может быть выполнено двумя способами. Первый заключается в том, что изображение представляет собой условное обозначение понятия, заключенного в слове. Например, для запоминания слова «развитие» можно нарисовать любую маленькую и большую фигуру квадрат, круг , для слова «сомнение» - вопросительный знак и т. При втором способе выполнения задания условно изображается, например, понятие, менее общее по сравнению с заданным; первое должно служить как бы условным знаком для второго. Например, «развитие» - «развитие промышленности», «развитие умственное» и т. То же с предметом и т. Посмотрим, в чем состоит психологический механизм опосредованного запоминания. Задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием.

Вполне очевидно, что круг значений слова шире, чем то, что можно обозначить рисунком. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова. Задача будет выполнена только тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия конкретных значений, которые содержат понятие, обозначаемое заданным словом, когда он может оттормозить все частные значения, связанные с ним. Иными словами, выполнение этого задания возможно при определенной уровне обобщений и отвлечения, так как значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то своей части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения. Наблюдение показывает, что у больных разных нозологических групп этот механизм работает по-разному. Приведем некоторые иллюстрации по наблюдениям Б. Пример 1.

У группы больных эпилепсией эксперимент на опосредованное запоминание вызывал значительные трудности. При инструкции найти рисунок для запоминания слова «развитие» больной К. Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите? Не понимаю, что нарисовать? Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: «У нее может быть грипп, и она его на ногах переносит». Тогда испытуемый решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: «Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает». В результате из-за чрезмерной конкретизации больные хуже запоминают слова, когда они пытаются прибегнуть к опосредованию.

Пример 2. Процесс опосредования мало помогал и больным, которые устанавливали чрезмерно формальные связи, например, связи по созвучию. Так, для запоминания слова «сомнение» больной нарисовали рыбу-сом, потому что «у них одинаково звучат первые слоги». Или для слова «дружба» больной нарисовал треугольник и квадрат, поскольку «треугольник это одно, а квадрат - другое».

Специалисты разрабатывают методы профилактического лечения, чтобы пациент не доходил до стадии деменции.

Выделяются три группы додементных нарушений: субъективные, легкие и умеренные. Субъективные когнитивные нарушения — это когда человек жалуется, но врач не находит никаких изменений. На что могут жаловаться пациенты? Легкие когнитивные нарушения выявляются специалистом при нейропсихологическом исследовании, но их невозможно заметить при обычной беседе. Умеренные когнитивные нарушения уже заметны для окружающих, однако профессиональная, социальная и бытовая активность человека еще не ограничены.

Любое ограничение в повседневной деятельности пациента свидетельствует о деменции. Высокий уровень интеллекта не защитит от развития деменции. Просто она может долгое время оставаться незаметной, и тогда переход к тяжелой форме произойдет очень резко. Никто ничего не замечал, только студенты однажды пожаловались, что он третью лекцию подряд одно и то же читает. Оказалось, что у него уже очень грубые нарушения, он путал лето с зимой», — рассказала Элен Мхитарян.

На ранней стадии даже врач может не находить нарушений у такого пациента. Если изначально пациент имел очень высокий когнитивный уровень, а потом чувствует, что его возможности снижаются, он все еще может находиться в рамках возрастной нормы», — пояснила Надежда Коберская. Вы сможете нарисовать часы? Какие методы применяют врачи для диагностики заболеваний, вызывающих деменцию? Это различные анализы и обследования, но главное — МРТ и нейропсихологическое тестирование.

К сожалению, стандартов нейропсихологического тестирования пока не существует. Врач выбирает или составляет протокол по своему усмотрению. Очень ярко проявляются особенности заболевания при проведении теста рисования часов, рассказала Элен Мхитарян.

Когда начинать бить тревогу? Что способствует ухудшению памяти, чем оно чревато, как предупредить эти проблемы? На эти и другие вопросы отвечает врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии «Клиника Эксперт» Курск Наталья Владимировна Умеренкова.

Другими словами, не приукрашивают или наоборот счастливые и печальные фрагменты из собственных воспоминаний. Впрочем, это скорее идет во вред. Помнит все с младенчества Историю австралийки Ребекки Шэррок Rebecca Sharrock , страдающей гипертиместическим синдромом, несколько лет назад рассказывали в BBC , а недавно — в The Guardian. Материал издания озаглавлен так: «Ужасно чувствовать себя медицинским исключением».

Ребекка Шэррок Сейчас Ребекке 31 год. И девушка помнит практически все дни с начала 2000-х, причем буквально. Тогда отчим пошел покупать финальную книгу про Гарри Поттера. Я запомнила, потому что в этот день в школе проходил вокальный мастер-класс, а мама смотрела новости. Сам визит президента для меня ничего не значил, но воспоминание отложилось», — приводят слова Шэррок журналисты. Параллельно они проверили: Буш-младший действительно в тот день посещал Австралию. В видео выше проверяют способности Ребекки, спрашивая про фрагменты из книг о Гарри Поттере. Возможность вспомнить новости за определенный день для пациентов с гипертимезией не проблема. Но, как правило, они связывают те или иные события с личными ощущениями или интересами. Видимо, в памяти такие события в связке с собственными эмоциями закрепляются проще.

Ситуацию усугубляет то, что некоторые воспоминания касаются буквально первых лет жизни.

Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью

Что такое память и ее нарушение Благодаря ей у нас есть опыт, и человек является той личностью, какой его знают окружающие. Потеря памяти или ее нарушения доставляют большой дискомфорт личности. Нарушение памяти в психологии — это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. Такое нарушение лежит в основе многих болезней психического характера. Основные виды расстройств памяти Выделяют два основных вида нарушения памяти человека. Качественные дисфункции подразумевают путаницу в голове пациента, связанную с невозможностью отличить подлинные воспоминания от фантазий. Больной не понимает, какие события являются реальными, а какие плодом его воображения. Количественные дефекты отображаются в усилении или ослаблении следов памяти. Существует огромное количество разновидностей нарушений памяти. Большинство из них характеризуется кратковременностью и обратимостью.

Они могут быть вызваны такими банальными причинами, как переутомлением, частыми стрессовыми ситуациями, злоупотреблением лекарственными препаратами, а также алкогольными напитками. Другие требуют серьезного подхода в лечении. Причины возникновения нарушений в памяти Что же это за причины, способные вызвать нарушение памяти? В психологии выделяют несколько таких. Например, наличие у человека астенического синдрома, который сопровождается быстрой утомляемостью, истощением организма. Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости. У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера. У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением. Особенности памяти у детей таковы, что нарушения проявляются в основном в форме амнезии.

Амнезия — выпадение отдельных воспоминаний.

Лечение в клинике «Эхинацея» Причины нарушения памяти Чаще всего снижение, расстройство или потеря памяти происходит, когда мозг по какой-то причине перестает правильно утилизировать информацию: либо не записывает информацию туда, где она должна храниться, либо записывает, но не может воспроизвести. Четыре самые распространенные в нашей практике группы причин, по которой возможно ухудшение и снижение памяти или другие расстройства памяти и концентрации внимания: Дезорганизация или истощение нервной системы на фоне недосыпания или длительного стресса. В таком случае ухудшение или расстройство памяти происходит из-за того, что нервная система «зависает» и «застревает» в защитных реакциях, то есть в стрессе. А стрессорная реакция предполагает временную активацию механизмов немедленной физической борьбы за выживание, при которой работа памяти на время ослабевает. Если стресс из временной ситуации превратился в постоянную — память может пострадать довольно сильно.

Если еще и нарушен сон — память снижается гарантированно. Такое нарушение памяти обратимо и лечится довольно успешно. Потеря клеток головного мозга вследствие органических нарушений при таких заболеваниях, как дисциркуляторная энцефалопатия ДЭП , болезнь Альцгеймера , токсическая энцефалопатия , посттравматическая энцефалопатия и др. Прогноз восстановления при сильном расстройстве или потере памяти в таком случае зависит от обратимости основного заболевания и требует более активного лечения.

Если объекты слишком маленькие, их можно увеличить и наоборот. В качестве объектов выступает что угодно: мысли, идеи, даты. Главное, чтобы связка была яркой, необычной и динамичной. Затем человек детально воспроизводит в воображении эту комнату или улицу и вспоминает то, что зафиксировано в памяти. Метод Цицерона Метод Айвазовского — пациент несколько секунд смотрит на предмет или пейзаж, а затем закрывает глаза и перебирает в голове детали увиденного: форму предметов, цвет и расположение. Этот метод направлен на развитие фотографической памяти. Существует много других техник для запоминания в зависимости от того, какой компонент памяти поражён более сильно. Важно, чтобы пациент постоянно гулял на свежем воздухе, активно общался с людьми, высыпался, придерживался сбалансированной диеты с низким содержанием жиров, ел много фруктов и овощей. Врачи также рекомендуют ежедневно проводить тренировки памяти и интеллекта [6] [7] [8]. Профилактика Чтобы достичь максимального результата при лечении, необходимо вовремя обратиться к врачу-психиатру или неврологу, провести диагностику и подобрать комплексную терапию, которая также будет направлена на устранение основного заболевания [8] [13]. Профилактика нарушения памяти Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния. Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти. Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь , сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания. В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки. В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции. В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение. Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день. Пожилые люди также должны ежедневно решать математические и логические задачи. Также благотворно влияет на интеллект чтение, настольные игры и социальная активность встречи с друзьями и родственниками, посещение различных мероприятий и путешествия [19]. Наиболее частые причины снижения памяти — это болезни сосудов головного мозга и болезнь Альцгеймера, поэтому профилактикой также является исключение алкоголя и других веществ, ухудшающих кровоснабжение. Доказано, что болезнь Альцгеймера связана с курением: более двух пачек выкуренных сигарет в день кратно увеличивают шансы деменции [17]. Люди, которые живут в семьях и постоянно общаются между собой, реже страдают от нарушений памяти [7] [8] [13]. Список литературы Шевченко Ю. Клиническая психотерапия. Бухановский А. Клиническая патопсихология. Малинина Е. Расстройства памяти, внимания и интеллекта. Захаров В. Яхно Н. Зейгарник Б. Хрестоматия по патопсихологии. Соловьев А. Методические рекомендации по профилактике когнитивных и эмоциональных нарушений.

Из-за быстротечности Из-за быстротечности памяти многие жизненные моменты стираются с течением времени. Особенно если мы не вспоминаем информацию периодически. Со временем мы помним только суть того, что произошло. А менее яркие и памятные события и вовсе быстро забываются. Иногда быстротечность доставляет нам неприятности. Это может подтвердить каждый, кто забывал имя человека сразу после того, как слышал его. Простое решение, чтобы запомнить что-либо конкретное и в неизменном виде, — записать это как можно точнее и скорее. Так мы сможем сделать наши воспоминания менее расплывчатыми. Другой подход — ассоциировать и связывать то, что хочешь запомнить, с чем-то другим знакомым. Из-за блокировки Ты наверняка хоть раз сталкивалась с ситуацией, когда нужные слова вертятся на языке, а вспомнить точно ты их не можешь. Это, пожалуй, самый простой пример блокировки памяти. Во многих случаях блокировка является воспоминанием, очень похожим на то, что тебе нужно. Это воспоминание конкурирует с тем, что ты ищешь, и не позволяет вспомнить нужное. Блокировка чаще появляется с возрастом. Но хорошая новость заключается в том, что рано или поздно мы все-таки вспоминаем то, что нам нужно.

Что-то с памятью моей стало

Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий