Новости праздник навруз что такое

"Наурыз, Навруз, Науруз, Невруз, Нуруз, Новруз – этот праздник прихода весны богат не только своими традициями, но и своими названиями. Навруз считается праздником весеннего равноденствия, точкой начала нового сельскохозяйственного года у башкир и татар, а также народов Казахстана, Средней и Малой Азии. Как отмечать праздник Навруз: пророщенная пшеница, зеленые яйца и 7 продуктов хафт син. 21 марта, в день весеннего равноденствия, башкиры, татары, тюркоязычные народы Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана отмечают Новый год по восточному календарю — Навруз.

Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника

“Праздник Навруз” | Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации Как национальный праздник Навруз отмечают в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Иракском Курдистане, некоторых регионах Индии, а также России — в Дагестане, Татарстане и Башкортостане.
Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз — написание и произношение слова может варьироваться в зависимости от страны, переводится с персидского языка как "новый день") — это праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов.

“Праздник Навруз”

Newroz, макед. Новруз, узб. Nowruz, каз. Наурыз, кит. Наурыз, уйг. Нооруз, тат. Nevruz, крымскотат. Наврез, ног. Навруз, башк.

Науруз, чуваш. В других языках встречаются и другие названия, в том числе местные. Ашуги на празднике Новруз в Баку В настоящее время Навруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Среди народов, отмечающих Навруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкортостан и других. Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. Традиции праздника Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс.

Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [13]. Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе.

Навруз имеет древнейшую историю. В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14].

В Москве Навруз в общегородском формате празднуется ежегодно с 2006 года. Участниками праздника Навруз становятся москвичи, жители других регионов России, а также иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, временно находящиеся в Москве. Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации. Программа Навруза включает праздничный концерт с выступлением профессиональных и самодеятельных коллективов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран, демонстрация национальных костюмов, выставки-ярмарки изделий мастеров народного творчества, угощения блюдами национальной кухни.

Праздник является неотъемлемой частью национальной культуры многих восточных народов Праздник Навруз инициировали закрепить в календаре ООН правительства нескольких стран. Генеральная ассамблея приняла инициативу, так появился международный праздник — День Навруз, который отмечают ежегодно 21 марта. Слово Навруз Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны, пишет " Календарь событий". История праздника Навруз Слово "навруз" с персидского означает "новый день". По своей сути, Навруз — это Новый год. Впервые слово "навруз" появляется в персидских источниках второго века нашей эры, но в устной традиции он был известен намного раньше.

Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня.

Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз

Когда Джамшид построил себе трон из чистого золота по легенде, это был первый трон в истории человека и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца, золото заблестело под солнечными лучами и стало светить, словно солнце. Этот день назвали Наврузом и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится: «Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел его в обычай как праздник. Цари и другие люди последовали ему». В поэме «Шахнаме» начало празднования Навруза также связывается с началом царствования Джамшида: «… словно Солнце небесных высот, Сходился народ на его торжество, Дивился величью царя своего. Назвали тот радостный день Новым днем. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли».

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам, в том числе и афганцев. По сообщению Бируни X-XI вв. День Навруза вернулся к тому времени, Которое установил для него Ардашир, Ты вернул его в прежнее положение, А раньше он блуждал и кружился. Ты повелел открыть сбор хараджа в Навруз Народу от этого памятная польза, От людей — хвала и восхваление, А от тебя — справедливость и дар, за который благодарят. Бируни объясняет, почему Навруз почитаем мусульманами: «это день, который почитают ангелы ибо в этот день они сотворены из огня и пророки ибо в этот день было создано солнце и почитают его цари ибо это первый день времени ». В одном из хадисов говорится: Абдаллах ибн Аббас рассказал внуку Абд ас Самаду ибн Али: «Мухаммаду, да будет мир над ним, подарили серебряную чашу с халвой по случаю Навруза».

Считается, что те, кто не сможет отметить этот праздник в семейном кругу, будут ближайшие семь лет скитаться по свету. В Навруз можно дарить друг другу серебряные украшения - золотые под запретом, чётки, книги, посуду, сладости, выпечку, шахматы и много другое. Также 21 марта 2022 года отмечается народный праздник - Весенний солнцеворот. Световой день к этому времени прибавляется до такой степени, что становится равен темному времени суток. В этот день существует ряд запретов, пренебрежение которыми может стоить нарушителю жизни.

Согласно писанию, в этот день все жители земли должны были отмечать очередную годовщину появления жизни на нашей планете. Связан новогодний праздник и с мифологией персов. Считается, что 21 марта по солнечному календарю состоялись похороны героя Сиявуша. Эта легенда также упомянута в зороастрийской «Авесте». Читайте также В первые века своего существования, праздник был посвящен не только наступлению нового года, но еще и огню. Стоит помнить, что именно этой стихии поклонялись представители зороастризма — главенствующей религии Ирана до прихода в эти края ислама. Традиции праздника Навруз Традиционно к персидскому новому году начинают готовиться за несколько недель. За это время человек должен отдать все свои долги, навести порядок во дворе, в доме и в своей голове, а также приготовить ряд праздничных блюд. Еда, согласно ритуалу, должна состоять из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» персидского алфавита. Например, это могут быть яблоко, черные косточки, маслина, уксус, чеснок и проросшее зерно. Свеча символизирует огонь, защищающий человека от злых сил. Одним из главных символов Навруза считаются проросшие ростки пшеницы, перевязанные красной лентой. Вазочками с ростками украшаются дома, сады и праздничные столы.

В разных странах праздничные традиции отличаются. Например: В Узбекистане его отмечают тринадцать дней. Узбекистанцы уверенны, что совершенные в эти дни поступки, будут сопровождать человека на протяжении всего года. Местные жители ходят в гости и дарят друг другу подарки. Богатый стол, подарки — обязательные праздничные атрибуты. В Кыргызстане празднуется Нооруз. На стол стелют скатерть белого цвета, угощают гостей блюдом Сумелеко. Чем наполняют праздничный стол Есть удивительная традиция под названием «Хафт син», согласно которой все блюда готовятся из 7 ингредиентов. Название каждого компонента должно начинаться на букву «с». Чеснок сир — символ здоровья, яблоки сиб — знак красоты, зелень сабзи символизирует то, что природа пробуждается и т. На стол обязательно ставят огонь, зеркало и яйца, которые отгоняют злых духов.

Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции

Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. Навруз празднуют в день весеннего равноденствия, поэтому ежегодно праздник выпадает на 20–21 марта — это связано с возникновением у народов Средней Азии и Ирана календаря солнечного летоисчисления семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Как национальный праздник Новруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкирия и других.

“Праздник Навруз”

Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.

Например, яблоко, чёрные семечки, маслины, уксус, чеснок и проросшее зерно.

Во время празднования Навруза обычно на стол ставят зеркало, свечи и крашеные яйца. Символическое значение свечи заключается в защите человека от злых сил огнём. Проросшие ростки пшеницы, перевязанные красной лентой, являются одним из главных символов Навруза.

Дома, сады и праздничные столы украшаются вазочками с этими ростками. Почему на Навруз красят яйца? В странах Востока, таких как Азербайджан, Иран и Таджикистан, на Навруз принято красить яйца, что может показаться необычным для жителей Запада, ведь эта традиция ассоциируется с Пасхой — христианским праздником.

Крашеные яйца — символ не только Пасхи, но и Навруза. Краска для яиц обычно делается при помощи натуральных красителей, таких как шелуха лука или свёкла.

Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М.

Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с.

Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира.

А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е.

Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т.

Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы.

Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня.

В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием.

Как и другие праздники древнего Ирана, Навруз упомянут в главной книге зороастризма — «Авесте». Согласно писанию, в этот день все жители земли должны были отмечать очередную годовщину появления жизни на нашей планете. Связан новогодний праздник и с мифологией персов. Считается, что 21 марта по солнечному календарю состоялись похороны героя Сиявуша. Эта легенда также упомянута в зороастрийской «Авесте». Читайте также В первые века своего существования, праздник был посвящен не только наступлению нового года, но еще и огню. Стоит помнить, что именно этой стихии поклонялись представители зороастризма — главенствующей религии Ирана до прихода в эти края ислама. Традиции праздника Навруз Традиционно к персидскому новому году начинают готовиться за несколько недель. За это время человек должен отдать все свои долги, навести порядок во дворе, в доме и в своей голове, а также приготовить ряд праздничных блюд. Еда, согласно ритуалу, должна состоять из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» персидского алфавита. Например, это могут быть яблоко, черные косточки, маслина, уксус, чеснок и проросшее зерно. Свеча символизирует огонь, защищающий человека от злых сил. Одним из главных символов Навруза считаются проросшие ростки пшеницы, перевязанные красной лентой.

Навруз 2025: история и традиции праздника

Действительно, праздник Навруз уходит корнями в зороастрийское прошлое иранских народов. Новруз с персидского означает «новый день», а в тюркских странах праздник Весны ранее именовался Тураном (до сих пор чуваши называют этот праздник как "Тура"), что доказывают древнекитайские летописи и тюркский дастан "Эргенекон", созданный 3 тысячи лет назад. В дни празднования Навруза (традиционно от семи до четырнадцати дней) принято ходить к друг другу в гости и накрывать щедрый дастархан (дословно – скатерть, еда, стол). История весеннего праздника Навруз (Новруз) – самого древнего на планете[Электронный ресурс].

Да будет новый день, или что такое сумаляк

Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации. Программа Навруза включает праздничный концерт с выступлением профессиональных и самодеятельных коллективов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран, демонстрация национальных костюмов, выставки-ярмарки изделий мастеров народного творчества, угощения блюдами национальной кухни. Также в программе Навруза: конкурс плова, соревнования по традиционным видам борьбы народов России, детская площадка. В числе почетных гостей Навруза - представители федеральных и региональных органов власти, представители субъектов Российской Федерации и послы зарубежных государств.

Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" небо, вода, земля, растения, животные и человек. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, а лунный - 354 355 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов. Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются.

Приуроченность сельскохозяйственных работ к сезонным циклам наложила свой отпечаток и в культуре. В результате сформировалась особая система, реально фиксирующая круглогодичные изменения природы. Началом стал период весеннего земледелия, связанный с особым значением для тюрков солнца и земли. Ислам стал вторичным слоем, который закрепил, оформил традиционные элементы праздника Науруз среди татар. С распространением ислама и арабской письменности, в Поволжье стала проникать лунная арабская и солнечная персидская системы летоисчисления.

Данный календарь использовался в татарских земельных письмах XV в. Хамаль — первый месяц солнечного календаря В художественных, публицистических и исторических произведениях этого периода счет лет велся, в основном, по хиджре. Видный татарский богослов, историк Ш. Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар — кряшен, которые называли его Нардуган. Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» тринадцатый месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен. Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным. Известно, что у чувашей в календарь вставлялся дополнительный 13-ый месяц. Отмечая данную особенность, русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров, жена профессора и ректора Казанского университета К. Фукса — А. Фукс в воспоминаниях пишет, что «новый год начинают чуваши с наступлением зимы, и разделяют на 13 месяцев, неделя у них имеет также 7 дней, но место воскресенья занимает у них пятница» [25].

Он продолжается примерно 10-12 дней и сопровождается сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре. Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков Ш. Марджани, К. Насыри, Н.

Также Татьяна Вагина передала зрителям и участникам мероприятия теплые поздравления от Администрации Президента Российской Федерации и Совета при Президенте по межнациональным отношениям. Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков рассказал, что в подготовке праздника «Московский Навруз» участвовали 35 организаций, представляющих 22 национальности, что сделало его по-настоящему многонациональным, ярким и радушным. Он также зачитал приветственные слова от заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Александра Горбенко: «Навруз сближает людей разных национальностей, способствует укреплению в обществе мира, добра и уважения друг к другу, знакомит с красотой и богатством национально-культурных традиций, служит дальнейшему укреплению межнациональной дружбы в нашей столице». Под торжественные звуки карная и сурная началась концертная программа «Московского Навруза 2023» — на праздничной сцене выступили более 50 артистов, представляющих самобытные творческие коллективы и национальные диаспоры России.

Зрители онлайн-трансляции насладились хитами заслуженной артистки России Азизы, заслуженного артиста России Дениса Майданова, заслуженного артиста Республики Адыгея Айдамира Мугу, народной артистки Республики Дагестан и народной артистки Чеченской Республики Патимат Кагировой. Насыщенную танцевальную энергетику этому дню подарили выступления хореографического ансамбля народного танца «Асса» и детского музыкального театра «Домисолька».

» История Навруза

Навруз-байрам — праздник весны у мусульман В канун празднования Навруза жилища окуривали для уничтожения злых духов.
Что такое Навруз (Новруз) 21 марта, что нужно делать в этот день, как празднуют народы 21 марта, в день весеннего равноденствия иранские и тюркские народы празднуют Навруз.
Что такое Навруз и как его принято отмечать? Навруз — праздник прихода нового года и весны по астрономическому солнечному календарю — приходится на период весеннего равноденствия.
Навруз в России. Как празднуют Навруз на Северном Кавказе? - Ibn Sina Foundation К вопросу календарного цикла празднования праздника Навруз в г. Худжанде и его округе.

Навруз 2025: история и традиции праздника

Считается, что Навруз стал официальным религиозным праздником зороастрийцев в Ахаменидской Империи (VI—IV века до н. э.), его отмечали народы, населяющие Великую Армению, Ассирию (Месопотамию), Кавказ, Персию и северо-восток Африки – еще до того, как. Международный день Навруз в народе называют «персидский Новый год». Навруз — это праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ.

Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции

Международный день Навруз: все о празднике, традиции и обряды Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев.
Праздник Навруз Новый год далеко не для всех наступает зимой: древний праздник Навруз скоро отметят пышными торжествами во многих странах мира и в некоторых регионах России.
Навруз-2023: значение древнего праздника, традиции и запреты Навруз в Таджикистане — государственный праздник, который отмечается с 21 по 24 марта.
Навруз 2024: точная дата праздника прихода весны и восточного Нового года – традиции Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости.
“Праздник Навруз” Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз — написание и произношение слова может варьироваться в зависимости от страны, переводится с персидского языка как "новый день") — это праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов.

Навруз 2025: история и традиции праздника

Навруз считается одним из самых древних праздников в истории человечества, отмечать его в Персии (Иране) и Средней Азии начали ещё до VII века до н. э. Празднование Навруза связывают с культом Солнца и огня и с именем пророка Заратустры. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Международный день Навруз или "персидский Новый год" – национальный праздник тюркских народов, один из древнейших праздников в истории человечества. 21 марта отмечают Навруз – день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Данный праздник также часто называют Новруз, Нуруз, Наурыз, Навруз-байрам. Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз, а в Таджикистане - Навруз.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий