Новости русские в париже в 1814

В полдень 31 марта 1814 года кавалерия во главе с царем Александром I триумфально вступила в Париж. Да, русского монарха в 1814-м по праву называли спасителем Европы — угроза наполеоновского диктата растаяла. 31 марта 1814 г. русские войска под командованием императора Александра I вступили в Париж. В мае в Париж прибыл Людовик XVIII, и Временное правительство, назначенное российским императором, постепенно передало бразды правления новому французскому королю. 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 45Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты.

При взятии Парижа в 1814 году погибли более 6 тысяч русских солдат

Сюда переместились и многие парижские художники, одним из них был Георг-Эммануэль Опиц 1775—1841 , случайно оказавшийся в Париже накануне вступления в город русских войск и создавший серию акварелей «Казаки в Париже», хранящуюся в Государственном Историческом музее. Она насчитывает 25 листов, выполненных в одном формате, в одной манере, в едином художественном ключе. Экзотический вид казаков, поначалу вызывавший изумление и любопытство у жителей, которые затем переросли в симпатию и увлечённость всем русским, вдохновил художника на изображение всевозможных ситуаций, связанных с времяпрепровождением русских в Париже. Перед зрителями предстают бивуак на Елисейских Полях, сцены прогулок казаков по улицам, рынку, общения с парижанами и парижанками, купания в Сене, посещения Лувра, сада Тюильри, кофеен… Иногда кажется, что каждый шаг казаков по Парижу запечатлен автором. Каждое изображение — это небольшой рассказ или короткометражный фильм, маленькая история. Вот конный казак раздаёт декларацию Александра I парижанам. А проход отряда казаков под Триумфальной аркой? И особенно, колоритная фигура казака, впереди группы. Рассматривая каждое изображение, находишь массу интересного: элементы костюмов, казачьей формы и оружия. А парижанки, окружившие наших казаков? В 2012 году Государственный исторический музей издал гравюры Г.

Опица «Казаки в Париже», с комментариями В. Безотосного и Е. С книгой можно познакомиться в отделе краеведения Донской государственной публичной библиотеки. Вклад казаков в разгром французской армии высоко оценили и противники. Так, в погребальном по великой армии 29-м бюллетене Наполеон писал, признавая поражение в России: «Все наши колонны были окружены казаками, подобно аравитянам в пустынях — они охватывают обозы». Герои Дона: Граф Платов, Бакланов : популярный очерк с картами К этому времени относится и знаменитая фраза Наполеона: «Дайте мне одних лишь казаков — и я пройду всю Европу». Еще в 1812 году, в самом конце русской кампании, Наполеон, удиравший из пределов России, писал: «Надо отдать справедливость казакам: именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании. Это, бесспорно, лучшие лёгкие войска, какие только существуют». Не спорил с императором и французский генерал и военный писатель Шарль-Луи Моран. Триумфальная арка в память участия донских казаков в Отечественной войне и заграничных походах 1812-1814 годов сооружена по инициативе основателя Новочеркасска, героя Отечественной войны 1812 года М.

Войска союзников состояли из трех основных колонн: правую русско-прусскую армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную — российский генерал М. Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский. Сражение за Париж стало одной из самых кровопролитных битв для союзных войск, потерявших за один день более 8 тыс. Наступление началось 18 30 марта в 6 ч.

Воронцова, а русский корпус генерала А. Ланжерона начал наступление на Монмартр. Видя с Монмартра гигантские размеры наступающих войск, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт покинул поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа.

Гвардейский экипаж в Париже. Источник: guardcrew. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Французы не сомневались — настали тяжелые времена, поскольку русские пришли поквитаться за 1812 год. Надо отдать должное Александру I. Он постарался сгладить обстановку, пообещав парижанам особое покровительство и защиту. И российскому императору поверили. Народ поспешил в северо-восточную часть города, чтобы посмотреть на государя победившей их страны. Парижан собралось так много, что полки с трудом просачивались сквозь толпу. Наши в Париже Александр I своим распоряжением повелел солдатам оставить оружие возле парижской национальной гвардии и жандармерии. Тем самым возложив на них обязанность по обеспечению порядка в городе. Российский государь вообще сильно хотел произвести на французов хорошее впечатление. Поэтому делал все, чтобы как можно меньше стеснять жителей города. И порой это происходило в ущерб своим же солдатам. Например, после сражения 30 марта им пришлось всю ночь приводить в порядок свое обмундирование, поскольку на следующий день был запланирован парад. А паек солдаты и вовсе получили только к вечеру 31 марта.

То есть участвовал на стороне проигравшей и напавшей стороны, а потом создал символ победы над своими. Валентин Пикуль в одном из своих рассказов пишет о знаменитом Шахматисте времён Пушкина, знавшим поэта лично. Так вот, этот человек задолжал полякам. И когда «разбойники» попали в тюрьму, он приехал в тюрьму, чтобы вернуть им долг. Но не сделали этого. Это - аристократизм духа.

Александр Михайловский-Данилевский: "Жители останавливали на каждом шагу лошадей наших..."

«Вступление российских войск в Париж. 10 апреля 1814 года, на площади Конкорд занятого русскими войсками Парижа,, на месте казни французского короля Людовика XVI, к изумлению парижан император Александр велел отслужить пасхальную литургию с большим православным хором, в присутствии русских войск. 31 марта 1814 года русская армия Александра I во главе союзных войск торжественно вступила в Париж.

Что высмеивали обычные парижане в русских офицерах в 1814 году

31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж 30 марта 1814 года союзные войска (главным образом русские корпуса) антинаполеоновской коалиции взяли штурмом Париж, тем самым положив конец Наполеоновским войнам.
Мгновение великой славы: 205 лет назад русские войска вошли в Париж Бивак казаков на Елисейских полях в Париже в 1814г. с гравюры Г.Э. Опица.

Русская весна 1814 года в Париже

В начале 1814 года войска шестой антинаполеоновской коалиции наступали на Париж одновременно с севера, востока и юга. И уже в полдень русские войска под предводительством императора Александра I триумфально вступили в Париж. 19 (31) марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?

Русские войска в Париже в 1814 году: как это было

У французов для защиты Парижа было около 40 тысяч человек. Настроение в Париже было паническое, в войсках тоже наблюдался упадок. Александр не желал кровопролития под Парижем и вообще разыгрывал великодушного победителя. Орлову, уполномочивая его прекращать бой всякий раз, когда явится надежда на мирную капитуляцию столицы. Ожесточенный бой длился несколько часов; союзники потеряли в эти часы 9 тысяч человек, из них около 6 тысяч русских, но, угнетенные страхом поражения, под влиянием Талейрана, маршал Мармон 30 марта в 5 часов вечера капитулировал. Наролеон узнал о неожиданном движении союзников на Париж в разгаре боев, которые он вел между Сен-Дизье и Бар-сюр-Об. Вот, никогда бы я не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать», - похвалил Наполеон, когда 27 марта узнал о происходящем.

Специалист-стратег сказался в нем прежде всего в этой похвале. Он сейчас же бросился с армией к Парижу. Он был полон всегдашней энергии и решимости. Узнав о случившемся, он молчал с четверть часа и затем изложил Коленкуру и генералам, бывшим около него, новый план. Коленкур поедет в Париж и предложит от имени Наполеона Александру и союзникам мир на тех условиях, какие они ставили в Шатильоне. Затем Коленкур под разными предлогами проведет в поездках из Парижа в Фонтенебло и обратно три дня, за эти три дня подойдут все силы, какие еще есть от Сен-Дизье , с которыми Наполеон только что оперировал в тылу союзников, и тогда союзники будут выброшены из Парижа.

Коленкур заикнулся: а может быть, не в виде военной хитрости, но на самом деле предложить мир союзникам на шатильонских условиях? Нет, шпага все покончит. Перестаньте меня унижать! Батюшков, которому суждено было с войсками дойти до Парижа, 27 марта 1814 года писал Н. Гнедичу: «... Мы дрались между Нан-жинсом и Провинс...

Он пошел отрезывать нам дорогу от Швейцарии, а мы, пожелав ему доброго пути, двинулись на Париж всеми силами от города Витри. На пути мы встретили несколько корпусов, прикрывающих столицу и... Зрелище чудесное! Вообрази себе тучу кавалерии, которая с обеих сторон на чистом поле врезывается в пехоту, а пехота густой колонной, скорыми шагами отступает без выстрелов, пуская изредка батальонный огонь. Под вечер сделалась травля французов. Пушки, знамена, генералы, все досталось победителям, но и здесь французы дрались как львы».

Французы были немало удивлены гуманным обращением пришедших с востока россиян. Они ожидали мщения русских за Москву, за пролитую в этой войне кровь разорением французской столицы. А вместо этого встретили русское великодушие. Жизнь Парижа продолжалась в том же размеренном ритме, как и до прихода русских войск - торговали лавки, шли театральные представления; толпы нарядных горожан заполнили улицы, они разглядывали бородатых русских солдат и пытались с ними объясняться. Совсем по-иному вели себя союзные войска. Яркий тому пример приводит будущий декабрист К.

Рылеев, сообщая о своем разговоре с французским офицером в Париже: «... Мы покойны, сколько можем, но союзники ваши скоро нас выведут из терпения... Я говорю другу, ваши-то офицеры, ваши солдаты так обходятся с нами... Но союзники - кровопийцы! Но как бы там ни было, а война закончилась.

Югеля по рисунку У. Вольфа, Парад русских войск, прошедший 10 сентября 1815 года в столице Франции, привел в восхищение и трепет всю Европу В июне 1812 года Великая армия Наполеона, в состав которой входили солдаты практически всех народов Европы, вторглась в пределы России. Русская армия выбрала тактику отступления, которая продолжалась до конца августа.

И Кутузов, и Наполеон объявили о своей победе. И хотя спустя несколько дней русская армия оставила Москву, прав оказался Кутузов: через три месяца Великая армия растаяла. Простые люди, как и сам император Александр I считали, что победа была достигнута не без Божией помощи.

Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года 08:51 13. Практически все историки, включая французов, писали о тех днях с удивлением и восхищением относительно поведения русских офицеров, казаков и солдат. Париж самозабвенно гулял!

Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона. Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии. Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь. Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты. Разумеется, изображение России и русских на страницах французских газет изменялось в зависимости от геополитической ситуации: во время русско-французского альянса французы докладывали читателям только о победах русских в войне против турок, а о поражениях умалчивали; когда же Франция и Россия вновь сделались врагами, французские газеты стали подробно писать обо всех поражениях русской армии, а всех русских представлять варварами-казаками. Наполеоновская пропаганда насаждала эти представления вплоть до весны 1814 года, а когда император пал, отрицательные стереотипы вновь уступили место стереотипам положительным. Никола Дюжин Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна в докладе «Русские полки и 1814 год: память, самосознание и национальная гордость» дополнил визуальные впечатления публики впечатлениями звуковыми. Аудитория выслушала сначала Преображенский марш, для которого Сергей Марин в 1805 году написал слова, предвещавшие поход русских на Париж «За французом мы дорогу и к Парижу будем знать» и приобретшие новую актуальность в 1812 году. Говорил докладчик и о тех памятных знаках, которые получали русские полки и которые остались в полковой культуре до 1917 года, — серебряных трубах или георгиевском штандарте с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года». Таким образом, память о кампании 1812—1814 годов сохранялась и в музыке, и в особых полковых атрибутах. Доклад В. Мильчиной ИВГИ РГГУ, Москва назывался «Память о 1814 годе в нравоописательных очерках 1830—1840-х годов»; докладчица, впрочем, начала свое выступление с указания на цитату, которую, пожалуй, следовало бы также включить в название: «Мне нужна кровь казаков… много крови! Оказалось, что воспоминания эти отнюдь не благостные. Порой авторы просто упоминают 1814 год как эпоху, когда чужестранцы, вступившие в Париж, произвели огромные разрушения в Булонском лесу, где стояли лагерем. В других случаях, вспоминая об этих событиях, авторы пускаются в рассуждения и называют оккупацию Парижа катастрофой, унизительной для национальной гордости французов. Наконец, два текста поражают накалом ненависти по отношению к русским захватчикам. В одном из них описывается бойня близ Парижа; на «техническом» языке бойни то месиво, которое образуется там на земле, именуется «небом». Так вот, автор не без удовольствия замечает, что в 1814 году несколько казаков по неосторожности попали на это небо и оттуда уже не вернулись, а в примечании деловито замечает, что именно вокруг боен образуются самые лучшие удобрения. Еще более эффектен рассказ под невинным названием «Кучер кукушки» из сборника «Париж, или Книга ста и одного автора», 1831—1834. Это история рабочего-краснодеревщика, который 30 марта 1814 года отправился вместе с друзьями защищать Париж от русских «варваров», затем на кладбище Пер-Лашез отбил свою невесту у страшного казака, который пытался ее изнасиловать, затем отстреливался от целой толпы татар и башкир, внезапно выскочивших из-за всех могил на кладбище, затем потерял невесту, убитую русской пулей, и в очередной схватке лишился ноги. Деревянную ногу, которую ему изготовили взамен ампутированной, он именует «казаком» и хранит в сердце неиссякающую ненависть ко всем чужестранцам, прежде всего к русским. Этот рассказ прекрасный образец «неистовой словесности» , откуда и взята цитата для названия доклада, — свидетельство того, что события 1814 года далеко не у всех французов вызывали благодарные чувства; напротив, для многих они служили катализатором своеобразных «приступов ксенофобии».

Забытые русские герои. Взятие Парижа 19 марта 1814

Это было решительное сражение Французской кампании 1814 года. Наполеон хотел продолжить боевые действия, считая, что шансы на успех ещё есть. Однако под давлением собственных маршалов, учитывающих настроения населения и соотношение сил, был вынужден уступить. Регентом должна была стать его жена Мария-Луиза. Французская империя рухнула. Наполеон был отправлен в почётную ссылку на остров Эльба в Средиземном море.

Предыстория: 29 марта 1814 года союзные войска, большую часть которых составлял русский контингент, подошли к Парижу. За оборону города отвечали маршалы Мортье, де Монсей и де Мармон при общем руководстве брата Наполеона Жозефа Бонапарта. Во главе Союзных войск стояли император Александр I и генерал М.

Русская гвардия во главе с императором Александром I вошла во Францию со стороны Швейцарии, в районе Базеля. Союзники наступали двумя отдельными армиями: русско-прусскую Силезскую армию возглавлял прусский фельдмаршал Г. В сражениях на территории Франции Наполеон чаще союзников одерживал победы, но ни одна из них не стала решительной из-за численного превосходства противника.

В конце марта 1814 г. Однако союзные монархи, вопреки ожиданиям Наполеона, 12 24 марта 1814 г. Город на тот момент насчитывал до 500 тыс. Обороной французской столицы руководили маршалы Э.

Якобы все улицы и даже крыши домов вдоль следования победоносной армии были заполнены ликующими парижанами, будто не было кровавой битвы под стенами столицы, завершившейся лишь сутки назад. Есть много свидетельств того, что парижане весьма тепло относились к русским воинам, которые, в отличие от пруссаков и австрийцев, вели себя достойно и не притесняли жителей французской столицы. Все были упоены живейшим восторгом: одни старались перекрикивать других, толпились под лошадей, — как будто считали за счастье быть попранными конями победоносного войска! По всей видимости, Краснокутский, вспоминая о вступлении в Париж, не стал вдаваться в детали. Действительно, атмосфера в Париже изменилась после того, как на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, и многие жители бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора.

Так или иначе, Париж, как ветреная женщина, слегка поколебавшись, бросился на шею победителя. Русские во французской столице Запрет Александра I запрет «чинить обиды» местному населению в целом соблюдался. Тем более, что по приказу императора солдатам и офицерам русской армии было выплачено годовое жалованье в тройном размере. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев только по форме , то бородатые казаки, в шароварах с лампасами, словно сошли с карикатур французских газет. Однако реальные казаки, в отличие от карикатурных, вели себя очень добродушно, восхищая парижских детей, которые бегали за ними целыми стайками. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков. Во время своего пребывания во французской столице казаки, раздеваясь до нага, купались сами и купали своих коней в Сене. О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд и вовсе так и называется: «Казаки в Париже».

Реальные казаки, в отличие от карикатурных, вели себя очень добродушно, восхищая парижских детей, которые бегали за ними целыми стайками. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков». А вот кто пугал парижан, так это русский азиатские полки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в кафтанах, меховых шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку. Кроме того, калмыки привели с собой верблюдов, что тоже немало смущало парижан. А русские офицеры практически все говорили на французском языке. И их с удовольствием принимались в аристократических кругах Парижа.

Однако французский император не смирился с поражением и, вернувшись на родину, собрал новые войска, с которыми вступил в войну на территории Германии и Пиренейского полуострова с участниками Шестой антифранцузской коалиции: Россией, Англией , Пруссией, Австрией, Швецией , Испанией , Португалией и рядом небольших немецких государств. В 1813 году в ходе сражений фортуна склонялась то на сторону французского полководца, то на сторону его противников, численность армий которых все более увеличивалась.

К концу года союзные войска очистили Германию и Испанию от наполеоновских частей и в январе 1814 года с разных сторон вторглись в пределы самой Франции. Картина Жан-Батиста Полена Герена «Мармон как маршал империи» Советский историк Евгений Тарле отмечал: «Наполеон, по мере возрастания опасностей, становился все энергичнее. Еще в 1812 году маршалы видели некоторое как бы отяжеление, утомление Наполеона, ослабление его военного гения. Но теперь в феврале и марте 1814 года они глазам своим не верили: перед ними опять был генерал Бонапарт, молодой герой Италии и Египта ». Несмотря на численный перевес союзников, в сражениях при Шампобере, Монмирале, Шато-Тьерри, Бриенне, Вошане, Монтро, Краоне, Арси-сюр-Обе французский император нанес им ряд поражений или серьезно потрепал. Особенно досталось прусскому генерал-фельдмаршалу Гебхарду Леберехту Блюхеру, чьи войска в 1814 году не раз терпели неудачу в столкновении с французами. Отказ Наполеона от мирных переговоров Успехи Наполеона привели к тому, что 17 февраля противники предложили ему заключить мир при сохранении его империи в границах начала Французской революции 1789-1799 годов.

Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года

Парижская Пасха / Ученики 68 школы узнают о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году через песни и сказы.
Что высмеивали обычные парижане в русских офицерах в 1814 году | Русский в Париже 1814 года автор Николай Александрович Бестужев.
Взятие Парижа русскими войсками в 1814 г. | Русский след Бестужев Николай Александрович Русский в Париже 1814 года.
Русские в Париже, или Конец Наполеона В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж после сражения у его стен.
Русские казаки в Париже 1814 год Русские и союзные прусские и австрийские войска вступили в Париж 205 лет назад, 31 марта 1814 года.

Русские и союзные войска вступили в Париж

Собственно, в режиме военного времени, в режиме комендантского часа Париж не жил практически ни дня: уже к началу апреля заработали банки, почта, все присутственные места, из города можно было спокойно выехать, в город можно было спокойно и безопасно въехать. Общую гладкую картину подпортили пруссаки: они разграбили винные погреба в одном из парижских предместий и напились. В русской армии такие штуки не проходили, и «вежливые» солдаты вполголоса жаловались на чересчур строгую дисциплину, мешавшую им пользоваться всеми благами «тура по Европе»: дескать, в Москве «лягушатники» не шибко-то блюли нравы… Информационные войны XIX века Как известно, пребывание русских войск в Париже обогатило и русскую, и французскую культуру, в том числе и бытовую. Навскидку сразу вспоминается «бистро». К слову — о кухне: есть бытовые привычки, которые считаются чисто русскими, но на самом деле имеют парижское происхождение. Речь, например, о примете не ставить пустые бутылки на стол — «денег не будет».

Дело в следующем: официанты во французских питейных заведениях не учитывали количество отпущенных клиентам да-да, солдаты ещё и платили! Смекалистые казаки отметили такой способ подсчётов и часть бутылок переправляли под стол. Определённая экономия была, действительно, налицо. Коль скоро речь зашла о казаках, о них нельзя не упомянуть подробнее хотя в рядах русской армии были и более экзотические ингредиенты, например, калмыки на верблюдах, при одном взгляде на которых — и калмыков, и верблюдов — чувствительные парижанки падали в обморок-с. Казаки произвели форменный фурор: они купались в Сене совершенно без обмундирования, купали и поили там же своих коней.

Парижские мальчишки целыми толпами бегали за «завоевателями», выпрашивали на память сувениры. Казаки являлись главной достопримечательностью Парижа в течение двух месяцев. Накануне взятия Парижа по всему городу были расклеены лубочные карикатуры-страшилки: казаков изображали в виде чудовищных тварей в мохнатых шапках, они были увешаны кошмарными ожерельями из человеческих ушей. Пьяные мерзавцы жгли дома, а сотворив своё чёрное дело, валились в скотском беспамятстве в лужу, et cetera. Реальные казаки разительным образом не соотносились с карикатурными.

Хотя первоначально их боялись: бородачи разводили костры на берегу Сены и жарили мясо, и кто знает, чьё мясо подрумянивалось на огне?..

Их глубинную суть в конце концов понял император Александр, покидая Париж, город, который по «Семье Буссардель» Ф. Эриа «был всем ему обязан».

Царь бросил с горечью: «На этой земле живет тридцать миллионов двуногих животных, обладающих даром речи, но не имеющих ни правил, ни чести…». Эти слова были сказаны под воздействием открытия заговора вчерашних союзников. Ведь ещё кровь дымилась на полях сражений, а Вена и Лондон, и «примкнувший к ним» Париж заключили тайный союз, направленный против России и Пруссии.

Документ попадёт в руки царю. Но он отправит его в огонь камина со словами: «Забудем об этом». Великолепный жест.

Но что осталось на душе! Можно понять Александра. Париж действительно «был всем ему обязан» ещё раз заглянем в роман Эриа.

Благодаря энергичному заступничеству Александра, Франция освобождалась от выплаты контрибуций и возмещения ущербов, на чём настаивали союзники. Царь не согласился передать Пруссии Эльзас и крепости на Рейне. Были и другие уступки.

Он объяснял их тем, что мир в Европе того стоит. Не надо разочаровывать тех, кто принял как должное падение Наполеона. Но и неразумно раздражать бонапартистов.

Царь решительно против ссылки Бонапарта на Азорские острова, на чём настаивают австрийцы и англичане. Александр проявляет сострадание к судьбе побеждённого императора и предлагает ему в пожизненное владение о. Эльбу и два миллиона франков содержания правда, из кармана «реставрированного» Бурбона, которого Романов едва терпит за его спесь.

Приближённые царя, бывало, давали понять ему, что находят его благожелательность к Франции чрезмерной. Критикам казались ничтожными территориальные приобретения России в обмен на страдания народа и пролитую кровь. Александр и сам видел: страна разорена, города в развалинах, финансы расстроены.

Предстоит трудная восстановительная работа. И всё-таки, в этом православном человеке, наделённом высшей земной властью, представляющим всю Россию, берёт верх христианин. Он прощает поверженного, который недавно явился русскому народу в образе Антихриста..

По моему мнению, была еще одна побудительная причина у русского человека, к какому бы сословию он не принадлежал, жалеть врага, сделавшего Отечеству так много зла, сравнимого разве с Батыевым разорением и Смутой. Муравьев свидетельствует: «Русские офицеры с недоумением взирали на страну своих детских грез. Жители были бедны, необходительны, ленивы и в особенности неприятны.

Француз в состоянии просидеть сутки у окна без всякого занятия. Едят они весьма дурно. Скряжничество их доходит до крайней степени; нечистота их отвратительна, как у богатых, так и у бедных людей.

Народ вообще мало образован, немногие знают грамоте, даже городские жители. Кроме своего селения ничего не знают и не знают местности и дорог далее пяти верст от своего жилища. Дома поселян выстроены мазанками и без полов».

Конечно, центр Парижа с его бульварами и площадями, храмами и дворцами знати, особняками богатых буржуа произвел хорошее впечатление, но «вначале вид Парижа внушал победителям только отвращение: тянулось Сен-Мартенское предместье - один из грязнейших кварталов … Дома здесь были старинные, закоптелые, с облупившейся штукатуркой, улицы тесные и вонючие, под ногами чавкала грязь, перемешанная с помоями и падалью. В глазах толпившихся здесь людей читалось враждебное отчуждение, несколько смягченное любопытством». Вы скажете, это мнение офицера.

Да ведь и солдаты видели то же самое, а наблюдательность простого человека многого стоит. Больше всего солдаты были поражены тем, как встречали их, победителей, побежденные французы. Из окон свешивались белые простыни - под цвет знамен Бурбонов, улицы заполнила нарядная ликующая публика, французы рвались к Александру, целовали его коня, ботфорты; пытались, дабы выразить свою лойяльность, сбросить медного Наполеона с Вандомской колонны, и только вмешательство лейб-гвардейцев Семеновского полка помешало этому.

Торопились переименовать Аустерлицкий мост, на что царь заметил: «Достаточно, что я по нему иду». Какой-то буржуа, оттеснив национальных гвардейцев, поставленных вдоль дороги для порядка, протиснулся вперёд: «Мы уже давно ждём Ваше Величество! Сначала долгое, оскорбительное для императора ожидание на Поклонной горе «бояр с ключами».

Потом солдаты Великой Армии, опасливо озираясь по сторонам, делают последний бросок к Кремлю по пустынным улицам покинутого населением города из 250000 населения осталось, от силы, 15000. И сразу, в первую ночь оккупации, мщение огнем, народная безжалостная война. Нет, в глазах завоевателей Парижа «французишки» не заслуживали ни уважения, ни… мщения.

Один случай еще больше уронил побежденных в глазах победителей. Тогда к Александру, повсюду передвигавшемуся с малым эскортом или вообще пешком без охраны, ринулся сквозь толпу, с воплем ужаса, молодой буржуа с ружьем наперевес. Свитский штабс-капитан перехватил «мстителя», накостылял ему шею и, отняв ружьё, отправил восвояси.

Что с него возьмешь!? И так оконфузился, точнее, офранцузился. А вот пожалеть можно.

Единичный пример Низкопоклонство французов, замешанное на страхе перед победителями, сменяясь постепенно на искреннее уважение. К сожалению, недолговечное. Даже немыслимый поступок генерала Воронцова был со временем предан забвению.

Граф М. Воронцов тот самый «лорд и меценат», незаслуженно обиженный Пушкиным после Ватерлоо возглавил во Франции русский оккупационный корпус. Командир был озабочен прежде всего бесконфликтным сосуществованием войск и мирного населения.

Когда русские вновь вошли в Париж, покинутый ими летом 1814 года, там уже хозяйничали в «прусском стиле» вояки Блюхера, который не без оснований считал, что последнее сражение с «императором 100 дней» выиграл он, а не англичанин Веллингтон. Поэтому фельдмаршал-солдафон, спесивый и злобный, способный заколоть безоружного неприятеля, был переполнен чувством мести за фатерлянд, многажды униженный Бонапартом.

Казаки в саду Тюильри возле Лувра 9. Конный казак на улице Парижа 10. Казачья пляска ночью, Елисейские поля 11.

Декларация Императора Александра I 12. Рисунки, гравюры, карты, блошиные рынки 13. Приготовление ужина, русская кухня Продолжение или взятие Парижа в 1815 году В следующем году Париж вновь услышал гром орудий. После поражения при Ватерлоо французские части, преследуемые Нижнерейнской прусской и Англо-голландской армиями, отступали к столице, куда и прибыли к 18 30 июня 1815 года. Всего у военного министра маршала Л.

Даву состояло свыше 70 тысяч человек, из которых почти 60 тысяч прибыли из-под Ватерлоо. Войска прусского 4-го корпуса г-л Ф. В тот же день утром прусская 2-я кавалерийская бригада 2-го армейского корпуса генерал-майора фон Пирха 1-го под командованием подполковника фон Зора 3-й Бранденбургский и 5-й Померанский гусарские полки — всего 8 эскадронов начала движение с целью перерезать коммуникационную линию Парижа с Орлеаном. В тот же день, но позднее, командир 2-го кавалерийского корпуса див. Экзельманс во главе 4, 5, 12, 13, 14, 15, 17 и 20-го драгунских, 1-го конно-егерского, 5-го и 6-го шеволежер-уланских полков, 1 батальона 44-го линейного полка бригады бригадного генерала Туссэна 14-й пех.

Но по получении приказа об отступлении Экзельманс вернулся обратно к Парижу, а Версаль заняла прусская пехота. Здесь произошел 2-часовой бой, в процессе которого французы начали спешно отступать к Парижу. Позднее Цитен захватил селение Мулино, которое французы под командованием дивизионного генерала Д. Вандамма пытались безуспешно отбить. Поздно вечером пруссаки Цитена захватили селение Исси.

В 7 часам утра Даву приказал всем французским войскам и в 21 час представители французов, пруссаков и англичан подписали капитуляцию французских войск, действующую до заключения мирного договора. Она была ратифицирована в Париже в 6 часов утра 22 июня 4 июля. Союзные войска вступили в столицу Франции 25 июня 7 июля , а на следующий день в нее въехал король Людовик 18-й. Иногда работы подписывал как Богемиус. Из семьи чиновника-финансиста.

В 1789 году окончил академическую гимназию в Праге, недолго изучал юриспруденцию и занимался искусством. В 1793 году поступил изучать рисунок и живопись в Дрезденскую академию художеств, ученик Джованни Казанова. В 1798 году отправился в Карлсбад, где писал портреты богатых отдыхающих. В 1800 году работал в Гамбурге и Бремене, в 1803 году — в Вене, изображая в своих работах в том числе сцены уличной жизни города. В 1805 году переселился в Лейпциг, где сосредоточился на портретной миниатюре.

В 1814 году, считается, что посещал Париж после победы союзников над Наполеоном и создал по мотивам происходивших событий два масштабных офорта. В 1814—1815 годах работал в Гейдельберге, в Лейпциг вернулся в конце 1817 года и начал сотрудничать как гравёр с издательством Брокгауза: в частности, в 1819—1830 годах рисовал гравюры для издававшегося этой фирмой журнала «Урания» С 1820 года преподавал в Лейпцигской академии художеств; В 1820-х годах, как предполагается, совершал поездки в Россию и Османскую империю. Писал виды возникшей в те годы Лейпцигской ярмарки. До 1807 года писал в основном портреты, а потом стал изображать жанровые сюжеты. Известен своими работами акварелью и гуашью, изображающими сцены парижской жизни в эпоху французской Первой империи и падения Наполеона I.

Дерябин Примечание. Подлинные предметы военной формы, награды и регалии Наполеоновской армии периода битвы за Париж Вы можете посмотреть во время экскурсии в Музей Армии Дом Инвалидов в Париже. Описание рисунков и комментарии. Уличная сценка. Казаки в компании парижанок — Les cosaques en compagnie de parisiennes.

Русские офицеры оставили воспоминания о внешнем виде французских женщин того времени — грациозных, легкомысленных и веселых. Один штаб-офицер так описал их: «все француженки не показались мне красавицами; истинно хорошеньких не видно, но много приятных лиц, таких, которые чем-то нравятся, например; вас поражает быстрота их глаз, их ловкость в ухватах, в одежде, и особливо в обуви; последнее поневоле заметишь, смотря как она перепрыгивает с камня на камень через улицу». Экскурсия казаков по музеям Парижа. Многие русские в том числе и казаки, попав в Париж, старались везде побывать и побольше увидеть. При чем, произведения изящных искусств, собранные во времена Наполеона из многих европейских стран как «военные трофеи», по настоянию императора Александра 1 остались во Франции.

Артиллерийский офицер И. Жиркевич вспоминал: «Время препровождения моего заключалось по утрам в обзоре достопримечательных мест в Париже, начиная с Луврского музея и кончая китайскими банями bains Chinois , в которых китайского только и есть, что их названия». Обратите внимание, русский казак держит за спиной бутылку вина. Художник запечатлел сцену с натуры. Офицер 1-го егерского полка М.

Петров вспоминал: «Вообще стихия парижан — буря всех страстей. Там на каждом малом пространстве, особливо булеварного проспекта и Елисеевских полей, везде призывы сердец к наслаждениям. Тут показывают выученных зверей, птиц, рыб и гадов, фокус-покусы, фантасмагории, панорамы и волшебные фонари, или танцы великолепных кадрилей на натянутых проволоках и веревках, или огнецветные китайские изделия, сгорающие при звуках приятнейшей гармоники, с особливо изумительною прелестью переливов и блесков». Донской казак с серебряной медалью 1812 года на груди держит в руках домашнюю колбасу, а второй русский отрезает от колбасы кусок ножом и пробует ее. Скорее всего и казак и крестьянин находились на службе при каком нибудь русском военачальнике и были посланы на рынок за продуктами.

Большинство русских дворян во время военной службы имели при себе собственных крепостных в качестве слуг. Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинами — Les cosaques aux galeries marchandes. Обратите внимание на аж два пистолета у казака и вензель Императора Александра Первого на перевязи. Русский офицер И. Радожицкий вспоминал: «Восковые бюсты с париками, выставленные при некоторых лавках под стеклом, показались нам столько же белы и живы, как сами парикмахеры».

Из толпы зрителей останавливались и смотрели на нас большей частью дамы, пригожие француженки…» 6. Игра в карты в казино — Partie de cartes dans un casino. Игра в карты являлась любимым и обычным время провождением русского дворянства. В России самыми распространенными и упрощенными тогда карточными играми были «фараон» и «штосс». Вряд ли казаки составляли главный разряд русских игроков в Париже.

Художник изобразил казака рядом с дамой. Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы «De Grammont» — Un cosaque discute avec vieille parisienne au coin de la rue de Grammont. Казак чем то не угодил старухе, может быть заплатил за товар меньшую цену. При общении русских с жителями Парижа часто возникали языковые трудности и недопонимание. Обратите внимание, ослик нагружен корзиной с вином, оружием и кухонной посудой.

Казаки в саду Тюильри — Les cosaques au Jardin des Tuileries. Художник изобразил гуляющих в саду казаков, которые общаются с маленькими детьми, пришедшими в Тюильри с мамами и нянями. Парижанки также полны доброжелательности и вместе с казаками любуются детьми.

После поражения наполеоновской армии под Лейпцигом в октябре 1813 года боевые действия к 1814 году перенеслись на территорию Франции. Отдельные успехи армии Наполеона в этот период, доказывавшие в очередной раз гений полководца-императора Франции и доблесть французских войск, уже не могли переломить хода событий, так как силы были полностью на стороне союзного контингента. За оборону города отвечали маршалы Мортье, де Монсей и де Мармон при общем руководстве брата Наполеона Жозефа Бонапарта. Во главе Союзных войск стояли император Александр I и генерал М. Барклай-де-Толли от Российской империи , а также прусский фельдмаршал Г.

Во время сражения Ж.

Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?

Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 г. Картина О. Верне, который сам был участником обороны Парижа. Русский в Париже 1814 года автор Николай Александрович Бестужев. В марте 1814 года русская армия вошла в Париж.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий