Праздники на руси в феврале

В славянском календаре 9 месяцев по 40 и 41 дню (сороковники). Праздники отмечаются каждое Лето в одни и те же дни. В праздники следует возжигать дома огневицу, приносить дары (угощение) Богам и Предкам, читать гимны и обращения, заповеди Богов. Славянские Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов. Эта неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники Рождества, Старого Нового года, Крещения. В эти дни молодежь гадает на суженых.

Зимние праздники на Руси

Аладжалов Мануил Христофорович. Деревня зимой. Архип Иванович Куинджи. Пятна света на крышах хат». Иван Константинович Айвазовский. Зимний пейзаж.

При этом сам праздник связан с разведением скота. Именно с этого дня начинался отел коров, а телят, родившихся в феврале называли жуколами: "Придут Вуколы — перетелятся все жуколы". Причем в этот день хлев окуривали чабрецом или богородской травой для того, чтобы телята родились здоровыми, а молоко сохраняло свой вкус.

Облака на светлом небе высоко — к краснопогодью. Cиниц весело теньканье к идущим сильным морозам.

Cмотри день до 12 часов дня — такие будут наступающие декабрь и половина января; после полудня — таковы 2-я половина января и февраль. Низкое облачное небо к скорым сильным холодам. Облака идут за ветром — снегопада не будет, против ветра — к обильному выпадению снега. Любил он поозорничать в этот день. Лакомили домового свежей сладкой кашкой. Ветродуй — не желателен ветер — к году дождливому, лету холодному. Интенсивное движение ведьм на сельскохозяйственные плантации, с целью плесенью покрыть, вытоптать, сглазить и уничтожить их. Чертополох, натыканный по всему периметру, а особенно по углам, устрашит и не пропустит нечисть. Если днем холодно и безводно, то 11 августа — палящий зной. Ветер к дождливому году.

Дым из трубы коромыслом — к скорому теплу. Трудно печь натопить — к оттепели. Домашние птицы нос под крыло прячут — к сильным холодам. Краснощекая луна — к сильнейшему ветру. Днём — иней — к ночи без снежных осадков.

До введения христианства на Руси громовую свечу язычники зажигали на Перуновом капище, после крещения славян, христианская церковь возжигает свечи во время богослужения в церкви. Освещённую на Перуновом Капище свечу приносили домой и совершали громничные языческие обряды. Над головой каждого члена семьи рисовали огненные кресты, обходили каждый угол и весь дом с зажжённой свечой, чтобы выжечь всё лихо, что притаилось в доме по углам, на стенах дома рисовали огненные кресты, призванные защитить жилище. Хлев и двор свой также защищали огненными крестами, разламывая часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им клок шерсти и капли воска раскатывали по шкуре домашних животных, считалось, что этот обряд защитит домашнюю скотину от болезней и падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения ребёнка или во время болезни, уповая на выздоровление. Громницы считались мощным народным магическим средством, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов 21 — 27 октября и Радуницу Весенние Деды, 1 — 7 мая. Летом славяне верили, что во время грозы зажжённая на подоконнике свеча сбережёт дом от попадания молнии и пожара. Воск громничной свечи считался магическим средством, его хранили в красном куте углу , носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы отогнать болезнь или облегчить его уход в иной мир. Громничной свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося Перунью прогнать Своей очищающей и целительной силой огня духов болезни. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей, сохраняет посевы. Наблюдая за погодой в праздник Громовика, наши предки гадали о будущем лете. Гроза 2 февраля — в последний месяц зимы совсем не обязательное явление, но услышав в этот день гром, люди ждали скорого прихода тепла. Если же первый гром прогремит на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Моланьицу то есть Перуницу, богиню молний чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны. Из древнерусского фольклора: Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, Перун — в небесах. Сойди к славянам молнией рьяной! У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли — не лиши нас доли! Сойди громливо, сойди счастливо, Сойди красиво — честным людям на диво! Додола славна, на надежду дана! Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. На склоне дня Громницы славянские ребятишки проживающие на юге России собиралась где-нибудь на пригорке за околицей первый раз закликали Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались повсеместные заклички весны, в средней полосе России закликать весну начинали позднее. В чудесном народном сказание «О Змее Громовержце и Оленухе» описаны основные процессы течения жизни в круге года, находящие своё отражение в языческих праздниках сельскохозяйственного года, в календаре — «круге года». Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы — Огнедева.

Народные приметы и славянские праздники на весь февраль

Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. Раньше в феврале было 23-24 дней. Затем его периодически удлиняли до 27 дней, чтобы привести год в соответствие с временами года. В настоящее время в нем 28 дней, но каждые четыре года в високосном году становится 29 дней. Календарь праздников в феврале 2023. русские народные праздники. У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. На сайте Вы можете найти краткую информацию про интересующие вас религиозные, общественные, государственные праздники и памятные даты. 15 февраля – Сретенье, Сусретьев день. В этот день Православная Церковь справляет свой великий двунадесятый праздник День Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день, 40-й по рождении, Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм.

праздники ~ приметы ~ пословицы ~ поговорки

  • Славянский календарь: традиционные праздники на Руси — Бэби.ру
  • Народный календарь на февраль месяц
  • Русский народный календарь. Февраль.
  • Февраль – народный календарь праздников и примет

Народные приметы февраля

русские народные праздники. У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. (лат. Februarius), назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра. Есть и другая версия - в древности февраль был последним в году. После принятия христианства многие традиции языческих праздников перешли на православные. Например, День Перуна (2 июля) стал называться в честь св. Ильи Пророка, а день Ивана Купалы (7 августа) — в честь Иоанна Крестителя. с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Этот древний праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными 15 февраля, имеет несомненно языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника. праздники ~ приметы ~ пословицы ~ поговорки.

Праздники Славян

Традиционные блюда: блины с медом, маковые коржи и медовуха. В Маковый Спас женщинам и девушкам прощаются все ошибки, если они об этом попросят с чистым сердцем. Часто в деревнях люди наливают освященный мед в большой сосуд, и все могут окунать в него белый хлеб, поздравляя друг друга. В этот день особенно приветствуется благотворительная помощь бедным и голодающим людям. Им дарят подарки и угощают выпечкой и медом. Принято помогать вдовам и сиротам по хозяйству: убирать в доме, поправлять дома, дарить утварь и одежду. С этого дня начинается сбор первого урожая. Поскольку праздник приходится на Успенский пост фрукты являются в эти дни основной едой. Из яблок пекут ароматные пироги и варят варенье. У каждой хозяйки должен быть свой особый рецепт яблочного пирога, которым она должна удивить гостей. Яблоки утром освящаются в церкви.

Доедая освещенное в церкви яблоко, принято загадывать желание. Наши предки угадывали погоду по этому дню. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ожидалась мягкая зима. Но если был дождь, нужно готовиться к суровой зиме. В этот праздник принято отмечать новоселье, разжигание нового огня, обряды пострига, похорон мух и предания о воробьях. Разжигание огня. В Семенов день тушили весь огонь в доме. Оставляли лишь пламя лампадки у икон. От этого огня утром разжигали новый огонь, который символизировал начало следующего цикла стихии огня. Происходило обновление, привлекающее в дом счастье и достаток.

Традиция хоронить мух — древний обычай, означающий прощание с летом. Выметание мух из дома означало избавление от ссор и бытовых неурядиц. Семенов день начинает бабье лета. С этого дня больше не косят траву. В этот день не принято работать в поле, а ночью перед началом холодов духами пересчитываются воробьи, которым нужно пережить снежную зиму. Семенов день также связан с древним обычаем Пострига. Для посвящения в мужчины мальчиков, достигших возраста трех лет, на макушке у них выстригался небольшой локон волос. Крестный отец садит ребенка на коня и проводит его, держа коня под уздцы. С этого момента ребенок считается будущим воином и отцом семейства, его воспитанием занимаются преимущественно мужчины. Считается, что она укрывает землю снегом, как своим платком.

В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить птиц хлебом. В день Покрова принято веселиться и улыбаться всем встречным. Чтобы избавить детей от болезней, в этот день их выводят за порог и обливают водой из большого решета. Всех, кто приходит в дом следует вкусно накормить блинами. Женщины принимаются за рукоделие: вышивают, прядут и шьют. Поют песни и много смеются. В этот праздник пекут специальный покровский каравай. Нужно накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста. И, конечно, в этот день все просят у Богородицы защиты и процветания семьи. Новый год стал семейным праздником.

Самое большое застолье организовывается именно в этот день.

Если тепло или идет дождь, — предстоит плохая погода. Очень хорошо, если дует южный или восточный ветер.

Это примета к обильному урожаю. Первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Люди собирались у костров, пели песни и танцевали, чтобы отпраздновать возвращение света. Эти мероприятия были особенно яркими в сельской местности. В христианизированных версиях традиций, день зимнего солнцестояния стал ассоциироваться с Рождеством Христовым, и многие обычаи и ритуалы были адаптированы под христианские верования.

Коляда Коляда — это традиционный праздник, отмечаемый в ряде славянских культур и связанный с обрядами и обычаями, посвященными наступлению нового года и возвращению солнца. Этот праздник имеет глубокие исторические корни и считается одним из старейших в славянской культуре. Коляда часто отмечается в конце декабря или начале января и связана с поклонением солнцу, природными явлениями и обрядами, нацеленными на привлечение урожая и благополучия в новом году. Во время праздника проводятся различные ритуалы, такие как купание в проруби, посещение соседей, пение колядок, обмен подарками и угощениями. Традиционно на Коляду ходили группы молодежи, называемые "колядники", приходившие в дома людей и поздравляли их с праздником, пели колядки песни, посвященные Коляде и получали угощения взамен.

Эти обряды и песни играли важную роль в социокультурной жизни славян. Хотя Коляда стала менее популярной в современном мире, она все равно сохраняет свое значение в некоторых регионах среди людей, стремящихся сохранить и передать традиции предков. Рождество Христово Рождество Христово играло важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси. Этот христианский праздник праздновался согласно православному календарю и имел множество традиций и обычаев. Одной из основных традиций Рождества было воскресное богослужение в церквях, на котором верующие собирались, чтобы отметить рождение Иисуса Христа.

В этот день в церквях читались соответствующие библейские тексты, проводились праздничные службы. Еще одним важным аспектом Рождества были традиции, связанные с семейными праздниками. Семьи собирались вместе, готовили праздничные ужины, обменивались подарками и проводили время в кругу родных и близких. Рождество было временем радости, мира и доброжелательности. Также на Рождество часто устраивались различные культурные мероприятия, включая песни, танцы и игры.

В некоторых местах проводились хоровые выступления, а в других — мистерии и представления, рассказывающие о рождении Иисуса. Важно отметить, что Рождество было связано не только с христианскими обрядами, но и с предхристианскими языческими традициями, что делало его особенно богатым и многослойным в культурном плане. Святки Святки — древний русский праздник, который отмечался в период с 7 по 19 января по старому стилю , то есть сразу после Нового года. Был одним из наиболее известных и долгожданных событий в календаре и имел свои особенности. Святки считались временем перехода между новым и старым годом, и в этот период проводились различные служения, предсказания и ритуалы.

Святки также ассоциировались с волшебством и предсказаниями. В этот период верили, что граница между миром живых и миром духов становится тоньше, и поэтому проводились обряды, направленные на предсказание будущего. Например, женщины пытались узнать имя своего будущего мужа, а молодые люди играли в волшебные игры. Святки также включали в себя обряды защиты от духов зимы и злых сил. Люди устраивали шумные гулянья, стучали в окна и звонили в колокола, чтобы прогонять зимних духов и призывать весну.

Девушки привораживали парней. Прилетели грачи, значит, по приметам, урожай будет бедный, а ягод в лесу окажется много. Считалось, что вспыхнувший в этот день пожар — от колдунов и бесов, молились святому с просьбой защитить и обращались к знахарям — чтобы те заговорили огонь. Согласно приметам, долго будет снег идти, если на деревьях иней. На Руси его звали Трифон Перезимник, или Мышегон. Девушки молились святому о хороших жениха и гадали на будущих мужей. Приметы: снег скрипит, значит морозы продолжатся, утром лег туман — к оттепели. Было принято печь пирожки в виде жаворонков: наши предки считали этот день первой встречей весны. Дети звали солнце быстрее взойти и принести весну. По приметам, погода этого дня будет и в марте, вьюга и метель сулит скудный урожай, капель — богатый.

Приметы на Сретенье Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. Если солнце перед закатом выглянет сквозь облака — прошли последние морозы. Если солнце вовсе не покажется — ожидай строгих Власьевских морозов 24 февраля. Снег метет через дорогу — будет поздняя весна, а не метет — ранняя. В Сретенье начинали кормить кур овсом: Корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом. В Сретенье зима с летом встретились. На Сретение кафтан с шубой встретились. На Сретение солнце на лето, зима на мороз о сретенских морозах. Наши предки в этот день готовили к весне полевой инвентарь — упряжки, конскую сбрую, телег. Их осматривали и при необходимости ремонтировали.

Согласно приметам, обильный снегопад в этот день — к лету с грозами. Знахари лечили малокровия и телесной слабости. Если туман высоко расстилается, ожидается ясная, морозная погода, низко, значит, потеплеет и выпадет снег, гласят приметы. Приметы Студеный день — шубу снова надень. Никола Студеный — волчий сват, маковый закат. В этот день женщины проводили обряд опахивания хлева, в котором запирали скот, мужчины в такой момент находились в домах.

Февраль – народный календарь праздников и примет

В русском народном календаре назван март протальником. Талая вода - "снежица", по народному поверью, целебна. Ею мыли полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей. И стены дома обновлялись, набирали силу домашние растения, а больного человека оставляла худоба, хвороба. Известны и другие названия этого месяца, связанные с явлениями природы: зимобор, каплюжник, сухий от ветров высушивающих влагу , берeзол или березозол, пролетний - с этого месяца начиналась весна, предвестница лета.

Иллирийцы Вельяча Часто в летописях февраль называют свадебным месяцем, поскольку существовал обычай играть свадьбы в период с Богоявления до масленицы. Такое название было в ходу до XX века, например, в Костромской губернии.

Сейчас февраль — второй месяц в году, ранее, когда год считали с марта, он был двенадцатым, а ещё раньше до 1700 года — шестым, так как год начинался с сентября. Февраль — противоречивый и «двуликий» месяц. С одной стороны он «лютый», с другой — «бокогрей». Морозный и вьюжный февраль нашёл широкое отражение в устном творчестве. Вот, например, загадка про вьюгу: «Вдоль села бежит кобыла весела, под конец хвоста у неё кошель овса , бежит да потряхивает».

Но холода еще дают о себе знать, частые метели и вьюги. Самый веселый праздник в феврале — Масленица. Он зародился на Руси еще во времена язычества. Пословицы и поговорки о феврале У февраля два друга — метель да вьюга; В феврале зима с весной встречается впервой; Февраль — месяц лютый — спрашивает, как обутый.

Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией.

Они - братья. Стрибог постоянно живет в Окияне-море на острове Буяне и ежедневно создает 77 ветров, которые раздувает во все стороны света. Ветры те могут реки высушить и сокрушить леса темные. Также в древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Дажьбога. Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли — все они дети и внуки Стрибога. С другой стороны, у славян известна концепция ветра как души духа. Жертвуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу, хлеб, разбрасывая куски по ветру в поле, и вымаливая у него угодных для урожая ветров. Род и Роженица Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на 8 сентября.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху таракана, комара, осу кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы. После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами оленихами , показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать. Праздник заканчивается рожаничным пиром обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино и игрищами. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб желательно овсяный. По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных.

После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето». Новолетие, Славянский Новый год Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября 1 сентября по старому стилю. Эта дата в православном календаре также считается первым днём нового церковного года - Началом индикта. На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами. В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё - перебираться в новые дома справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины. Ещё одной традицией праздника были обряды «пострига» - посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 3—4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами.

Кстати, по мнению астрономов, днем празднования Нового года может быть абсолютно любая дата, так как понятие «начало года» носит весьма условный характер. Ведь все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принимать за начало отсчета. День памяти князя Олега Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Летопись рассказывает, что 2 сентября по старому стилю 911 года князь Олег, прозванный «вещим», после успешного похода на Константинополь славянск. Согласно «Повести временных лет» это событие произошло: «... Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420... Одним из главных результатов похода историки называют заключение торгового договора, согласно которому русские купцы могли вести беспошлинную торговлю. Олег прибил свой щит — символ победы — на воротах Царьграда. Во время правления 882—912 Олег сделал, казалось бы невозможное — объединил разрозненные славянские племена в единое государство — Киевскую Русь. Но для этого пришлось захватить Киев, где в то время сидели дружинники Рюрика Аскольд и Дир, убитые князем во время небольшого похода.

Правив на престоле, как регент, Олег дал воспитание сыну Рюрика — Игорю. Чудские Волхвы предсказали князю Олегу гибель от верного коня. Так оно и свершилось, хотя и после смерти самого животного. Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву. Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной другие названия — канун, свеча называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян. В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия. Праздник Лады Особый статус Лады — великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб, брачной жизни — обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников. В частности, именно у Лады и ее дочери Лели Лельник испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев. На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм красная горка.

Играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая — о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолот хлеба. Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ. Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов в конце августа—сентября , поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего равноденствия. Осенины В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле. В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей прежде всего заготавливали лук. Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу барана. Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни: Вейся мы, хмель, перевейся, На нашу сторонку, Как на нашей на сторонке приволье большое! А приволье - то большое, мужики богаты! Что мужики - то богаты, каменны палаты! Что каменны палаты, двери золотые, Что маковки литые! Родогощь Таусень Славяне празднуют великий праздник — Родогощь Таусень — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды.

К этому дню печется огромный медовый пирог в старину пирог был в рост человека , за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня? Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог. После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается. В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже! Но необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Ведь жрецы избегают ожогов, вводя себя равномерными ударами в бубен в особое состояние транса. Праздник заканчивается многолюдными игрищами. Покров Пресвятой Богородицы Покров - с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В этот день Домовой спать укладывается, и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» - блины небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен. В этот день девушки просили Ладу о замужестве во время христианства стали просить Богородицу. И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки. День богини Макоши дата для кажого года своя Макошь — богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек.

Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей. У древних славян днем поминовения Макоши считалась Пятница. После принятия христианства пятый день недели — пятница — связывался со святыми женского пола. Некоторые источники утверждают, что культ Макоши возник 40—30 тысяч лет назад. Макошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища от старославянск. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Макоши — пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо прилетит паутина.

Также с Макошью связывают оберег-веревочку, повязываемую на правое запястье. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть, ткать, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты - наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене. Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо внешнее закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. После этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание. На западе примерно в то же время празднуют Хэллоуин, когда люди наряжаются в «личины», чтобы отпугнуть злых духов. Хеллоуин имеет общие корни с данным праздником славян. День Марены В славянской мифологии Марена Марана, Морёна, Маржана, Маржёна связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя.

Осенью Богиня Марена прогоняет теплого, летнего Ярилу и устанавливает на земле свое Царство снегов и морозов. Двадцать пятого ноября устанавливается слякотная погода: дождь, снег, холодный ветер... На зачине не произносится никаких славлений, не возжигается огонь, не приносятся жертвы и требы. Обавница провозглашает: «А ни Мара ни Морока не смиемо славити». После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани незамерзшей трясине. Обрядовая пища в этот день включает кисель, оладьи, морковь, репу. День памяти богатыря Святогора Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — русские богатыри, о которых сложено немало прославляющих былин. Среди богатырей земли русской известен еще один - человек-великан Святогор. Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем. Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, «выше леса стоячего».

Его тело с трудом вынашивает мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать-сыра земля сотрясается — леса колышутся и реки выливаются из берегов. Ко времени первых столкновений с печенегами относится боярский курган Гульбище, в котором с большим почетом похоронен знатный богатырь Святогор. Его вещи и оружие имеют огромные размеры — они в полтора-два раза больше, чем вещи обычных людей. Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в былине об Илье Муромце. Там его размеры и сила преувеличены, но этот человек-великан на самом деле ходил по земле русской. Наумов день Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» — надоумить, научить. Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной. По обычаю, мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.

Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. У учеников же существовало несколько «ритуалов», чтобы хорошо сдать экзамен. Например, такие: 1. Перед тем, как заходить к экзаменаторам, читать три раза, не давать переписывать со своего листка: «Как светло воскресенье, так и голова моя светла. Как любит меня матушка, как любит меня батюшка, дедушка и бабушка. Как они меня всегда лелеяли и жалели, так бы и вы меня, мои учителя, пожалели». Читать, когда идешь на экзамен: «Я в бурсу иду, урок отвечать, знания защищать.

Какое бы слово ни сказал, все бы похвалу получал». Карачун Корочун - день зимнего солнцестояния День языческого почитания Карачуна второе имя Чернобога приходится на день зимнего солнцеворота отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой». В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело.

Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов. Коляда, Солнечное Рождество «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных.

Содержание:

  • Чтo pyccкиe пpазднoвали 14 фeвpаля
  • Русские народные праздники — Щи.ру
  • Зимние праздники на Руси: народные игры и забавы ❆ Redfair
  • Навигация по записям
  • Один комментарий

Чтo pyccкиe пpазднoвали 14 фeвpаля

На Ефрема ветер — к сырому году. Снег — к хорошему и прибыльному торгу весной. На Руси втыкали чертополох по углам поля — чтобы отпугнуть ведь. Было принято печь на ужин закрытый пирог с капустой — кулебяку. Если верхушки деревьев в лесу шумят, потеплеет, стужа в этот день — к жаре в августе, гласят приметы. Наши предки в этот день не подковывали коней, женщины не пряли, не шили. Девушки привораживали парней.

Прилетели грачи, значит, по приметам, урожай будет бедный, а ягод в лесу окажется много. Считалось, что вспыхнувший в этот день пожар — от колдунов и бесов, молились святому с просьбой защитить и обращались к знахарям — чтобы те заговорили огонь. Согласно приметам, долго будет снег идти, если на деревьях иней. На Руси его звали Трифон Перезимник, или Мышегон. Девушки молились святому о хороших жениха и гадали на будущих мужей. Приметы: снег скрипит, значит морозы продолжатся, утром лег туман — к оттепели.

Было принято печь пирожки в виде жаворонков: наши предки считали этот день первой встречей весны. Дети звали солнце быстрее взойти и принести весну. По приметам, погода этого дня будет и в марте, вьюга и метель сулит скудный урожай, капель — богатый. Приметы на Сретенье Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. Если солнце перед закатом выглянет сквозь облака — прошли последние морозы. Если солнце вовсе не покажется — ожидай строгих Власьевских морозов 24 февраля.

Снег метет через дорогу — будет поздняя весна, а не метет — ранняя. В Сретенье начинали кормить кур овсом: Корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом. В Сретенье зима с летом встретились. На Сретение кафтан с шубой встретились. На Сретение солнце на лето, зима на мороз о сретенских морозах. Наши предки в этот день готовили к весне полевой инвентарь — упряжки, конскую сбрую, телег.

Их осматривали и при необходимости ремонтировали.

Зимой они надевали длинные рубахи и длиннополую верхнюю одежду, волосы распускали. Сначала истово молились перед иконой святого Власия. А потом уходили за деревню и брали с собой соху. Старшая вдова впрягалась в соху. Вторая вдова шла впереди, держа в руках икону. На место пахаря становилась самая умелая девушка. Остальные следили, чтобы комья земли от сохи ложились прочь от деревни и засевали борозду песком.

При этом звучала песня: "Восемь девок да две бабы пахали, а девятая песок рассевала. Когда песок взойдёт, тогда Коровья Смерть придёт! Женщины трижды обходили деревню, ограждая её от беды. Те, кто не пел, должны были колотить в сковороды и шуметь. Маленькие дети, чьи матери участвовали в этом ритуале, вспоминали, что домой женщины возвращались "как бы не в себе" — и они не решались подходить к матерям несколько дней после обряда. Вообще ночь эта считалась весьма опасной. Крестьяне крепко-накрепко запирали в хлевах и стайках скот, запирали ворота, а все мужчины должны были ещё засветло вернуться домой и ни в коем разе не выходить на улицу. И было из-за чего.

Если опахивающие деревню женщины видели на пути хоть кого-нибудь, будь то птица или животное, то всей толпой набрасывались на него и старались убить. Поговаривали, что в старину убивали и людей, однако в обозримой истории такого зафиксировано не было.

После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек.

Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь. Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля.

Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём. Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на дни поминовения предков Осенние Деды ночь на 1 ноября и Весенние Деды ночь на 1 мая , давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась.

Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск громничной свечи принимался больными, как лекарство. Существует также много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году.

Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить. Богиня Громница-Перуница у разных народов У южных славян эту богиню зовут Громовицей. На Украине бытует ещё одно имя — Паляница палящая, зажигающая огонь — так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников. Во многих песнях и сказах Громница — это образ Дивчины-Воительницы: волевая, сильная сторона Женского начала.

История древних славян знает женщин-богатырш, их так и звали — девы-поляницы. Это название, вероятно, происходит от слова «поле» — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, вспомним выражения: «поле битвы», «поле брани». Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев. Традиции женского воинства были очень развиты у скифов-сарматов одного из славянских племён, ведущего преимущественно кочевой образ жизни.

Славянская Громница, праздник свечей Громница — праздник, который отмечается 2 лютеня февраля. Есть и другие названия: Среча в этот день зима встречается с весной , Перунье зимнее, поскольку это единственный день зимой, когда можно услышать раскаты грома, совершенно несвойственного зимней погоде… В этот день Богиня зимы Морена первый раз борется с весной-Лёлей, от этого противостояния сил зимы и холода силам света на земле был слышен гром и появлялась молния, поэтому славяне в этот день славят Бога-Громовержца Перуна и его жену, Богиню-Молнию. На севере, среди поморов и пинегов, её зовут Дивой-Додолой. В разных частях славянского мира жену громовержца еще называют Перуницей, Громовицей или Паляницей. И Громница — а вы знаете громничную свечу? Небесный огонь молний нашел своё земное олицетворение в громничной свече, поэтому Громница еще и праздник свечей. На Громницу весь славянский мир свершал обряды для очищения от хворей у людей и животных, обязательно чистился дом, делались обережные свечи, но… обо всем по-порядку! Как правильно произносить?

ГрОмница или ГромнИца? Всё-таки наиболее правильным вариантом ударения будет «ГромнИца». Заранее перед праздником изготавливались свечи, как литые в форме, так и катанные из вощины, фитиль заворачивался в лист. Для праздничных свечей оставляли самый лучший воск! В разных регионах приняты разные традиции: в одних местах на Громницу такие свечи отливались мужчинами мужская сила — сила Перуна , а самая главная громничная свеча должна была быть большой.

Календарь славянских праздников

На сайте Вы можете найти краткую информацию про интересующие вас религиозные, общественные, государственные праздники и памятные даты. 17 февраля – Никола Студёный. Редкий год на Руси в этот день не было морозов. русские народные праздники. У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий