Конец выступления

расположить к себе в ее начале. и добиться успеха в ее конце. Завершение выступления действительно представляет собой. Лучше всего запоминается информация, которая находится в начале и в конце, это называется «эффект края». Поэтому важно продумать и вступление, и концовку.

Глава девятая. Как заканчивать выступление

Как заканчивать выступление? Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. В конце мы сами становимся результатом наших выборов. В конце мы сами становимся результатом наших выборов. Эта статья открывает серию статей — если окажется, что Хабраколлеги сочтут ее интересной, ибо первое правило публичных выступлений гласит: рассказывай людям о том, что им.

Начать и закончить (о публичных выступлениях)

Картина будущего Обрисовать картину будущего — это вариант, который подходит не для любой темы. Он отлично сработает в случае с новыми технологиями, если спикер обрисует идеалистическое общество. Картина будущего неплохо сработает на выступления на тему экологии. В этом случае можно обрисовать две картины: Что будет, если человек продолжит в том же духе — выжженные пустоши, отсутствие зелени, страдающие животные. Что будет, если мы начнем действовать разумно. Суть этого метода в эмоциональном воздействии. Каждого слушателя нужно задеть за живое, показать ему возможные блага или неприятные последствия его действий.

Разговор с аудиторией Пригласите зрителей поучаствовать в каком-нибудь коротком опросе или тесте. Например, психолог рассказывает про токсические созависимые отношения и в конце просит аудиторию мысленно ответить «Это про меня» или «Это не про меня» на три коротких утверждения: - 1 - «Я часто придумываю, что сейчас думает партнер». А потом психолог говорит: «Если хотя бы два из этих утверждений верны для вас, вы в созависимых отношениях». Такой прием вовлекает каждого слушателя, и после этого можно призвать к действию, дать свои контакты, предложить психотерапию для присутствующих и их знакомых.

Они понимают, что вы подводите итоги. Они не должны сами пытаться понять смысл вашего рассказа. Вы можете завершить речь историей, которая иллюстрирует все ключевые моменты и связана с ключевым сообщением, которое вы собираетесь донести аудитории.

Когда я выступал с речью о решительности и настойчивости, я упомянул о самом страшном враге — склонности выбирать путь наименьшего сопротивления. И я рассказал вот такую историю: Оле и Свен пошли на охоту в штате Миннесота и убили оленя. Они начали тянуть его за хвост, чтобы затащить на грузовик, но падали, теряли равновесие и выпускали его из рук. Его нужно брать за ручки, которые у него называются «рога». Оле и Свен поблагодарили его за помощь.

Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали». Как не надо заканчивать выступление Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас... Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание. Ответы на вопросы аудитории Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов.

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать! Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но обычно производит сильное впечатление на слушателей. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени! Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесет дежурную фразу Благодарю за внимание, но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, ее уровень, интересные вопросы , которые были заданы, и др. Например: Итак, я заканчиваю. В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать. Или: Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории. Или: Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами. Обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Лучше заканчивать фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание. Ответы на вопросы аудитории Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать и даже и провоцировать. Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы? Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить словами: Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить... Можно сказать и так: Это частный вопрос , подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве после моего выступления , мы обсудим это с вами. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса - любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно. Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы показать себя или просто не понял элементарного. Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: Вы меня не так поняли, нужно сказать: Видно, я неудачно выразился или Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль и др. Не превращать ответ в лекцию! Минута-полторы - предел для ответа на любой вопрос. Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на трудные вопросы - те, которые, как правило, самой своей формой нередко ставят оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы начинающим ораторам. Стешов дает следующие рекомендации. Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос - ирония. К примеру, С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Кугультинов был репрессирован, а Вы нет? Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос , но можно было бы ответить так... Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении? На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность это очень хорошо нейтрализует такие вопросы , либо прибегнуть к иронии: Я понимаю ваш вопрос... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик... Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: Вы же не станете отрицать, что... Кто же может отрицать, что... Вы же не можете не признать тот факт, что... Лучший вариант ответа в данном случае - Да, но... Это вопрос типа: Почему вы говорите... На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: Да, есть и такая точка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено. Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из существующих: Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мной аргументы. Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того как я закончу, я отвечу на ваши вопросы. И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку - отвечать на нее или нет? Принцип остается единым: на все вопросы надо ответить. Либо вы превратите этот вопрос в серьезный, содержательный в таком случае передайте его содержание своими словами и ответите на него всерьез, либо зачитайте вслух начало вопроса, а затем скажите: Я что-то не совсем понял один вопрос. Есть здесь автор вопроса? Будьте добры, повторите вслух свой вопрос, и я с удовольствием отвечу. Вы можете быть полностью уверены в том, что вопрос вслух повторен не будет. Задания 1. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные? До свидания. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал... Вот и все, что я хотел вам сказать. Я закончил. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. Аудитория у вас невнимательная. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок.

Тема 8. Завершение публичного выступления

Telegram: Contact @academy_voice_pro Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.
Концовка с поэтической строкой Разбираем особенности каждой части в структуре публичного выступления: вступления, основной части и заключения. А также фиксируем слагаемые успеха выступающего.
Как успешно завершить свою речь: 9 эффективных методов для карьерного и личностного роста В последние моменты можно произнести хорошую речь. Если вы хотите ошеломить аудиторию, вы можете изучить основы хорошего заключения, а также некоторые тактики творческого.
Тема 13 завершение публичного выступления расположить к себе в ее начале. и добиться успеха в ее конце. Завершение выступления действительно представляет собой.

Как правильно закончить публичное выступление. Как закончить выступление

Неудачный финал речи — это провал всего выступления, поэтому следует запомнить, как нельзя заканчивать речь: Нельзя закончить речь и тут же вернуться к недосказанному: «Ах да, я еще хотел сказать, что... Теперь главное — это внимание удержать и не выпасть из общего энергетического поля до конца выступления, что требует максимальной психологической собранности оратора и его умения мгновенно и адекватно реагировать на изменения в коммуникативной ситуации. С помощью чего устанавливается первоначальный контакт со слушателями? Затем, в течение нескольких секунд, доброжелательно оглядывает слушателей. И только потом начинает говорить. Здесь «играют» невербальные средства: облик, поза, выражение лица, уверенные неторопливые движения, открытый заинтересованный взгляд.

Теперь, когда контакт установлен, важно его не потерять. Как формируется образ, или способы самоподачи политика Образ политика представляет собой определенный набор внешних «сигналов», которые он посылает окружающим всем своим обликом, каждым своим движением, жестом и словом. Важно не то, какой ты, а каков твой образ. Политический образ формируется за счет словесной и несловесной составляющих речи. Несловесные средствасоздают облик политика в целом, обозначают его статус и поэтому являются определяющими для имиджа.

Следовательно, если мужчина, претендующий на место в парламенте, придет к избирателями не в темном костюме с классическим галстуком, а в чем-то более «свободном», он выпадет из образа. Большинство воспримет это либо как неуважение, либо как легкомыслие. Но, в любом случае, это негативно спроецируется и на личностные качества кандидата, и в итоге — на партию, которую он представляет. Словесные средства, которые выбирает оратор, должны соответствовать способу его «самоподачи» и демонстрировать наиболее выигрышные качества его личности. Быть «своим парнем» — в этом суть тактики отождествления 1.

Завершите свою презентацию риторическим вопросом Это хоть и стандартный, однако довольно актуальный метод завершения выступления. Риторический вопрос заставит аудиторию задуматься над той или иной темой, оставив некое послевкусие от вашей презентации. Провокационные вопросы могут дополнить вашу идею, вызвать эмоции или побудить к действию. Особенно те, которые выводят из зоны комфорта, стимулируют и бросают вызов нашему разуму. Помните: риторический вопрос должен быть напрямую связан с темой выступления и воздействовать на слушателя интеллектуально или эмоционально. Закончите свою речь рассказом Сторителлинг —— это мощный инструмент презентации. Известно, что слушатели, которые испытывают сильные эмоции, запоминают больше информации. Чувственная, эмоциональная история, будь она смешная, грустная или заставляющая задуматься, —— это верный способ привлечь внимание аудитории. Попробуйте связать начало и конец презентации с той историей, которую будете рассказывать. Замкните круг Дайте вашей аудитории ощущение завершенности, вернувшись к вступительному слову.

Аудитория сможет по-новому взглянуть на начальный тезис, основываясь на новой информации.

Разве будет разумным пытаться продумывать завершение своей речи, когда вы уже стоите перед слушателями, находясь в нервном напряжении, когда ваши мысли должны быть направлены на то, о чем вы говорите? Здравый смысл подсказывает желательность подготовки конца своего выступления заранее, в спокойной и неторопливой обстановке. Даже такие выдающиеся ораторы, как Вебстер, Брайт, Гладстон, блестяще владевшие английским языком, считали для себя необходимым писать заранее и почти выучивать наизусть последние слова своих выступлений. Если новичок будет следовать их примеру, то ему редко придется жалеть об этом.

Он должен очень точно знать, какими именно мыслями собирается завершить свою речь. Он должен отрепетировать окончание выступления несколько раз, необязательно используя одни и те же слова во время каждого повторения, но воплощая свои мысли в конкретные фразы. Когда оратор произносит импровизированную речь, то выступление иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы оно соответствовало реакции его слушателей. Поэтому было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок. Если одна из них не подойдет, то может подойти другая.

Некоторые ораторы вообще не могут добраться до конца своего выступления. Где-то в середине они начинают быстро и бессвязно говорить и как бы давать перебои, подобно двигателю, в котором почти кончилось горючее, и после нескольких отчаянных рывков они полностью останавливаются. Конечно, им нужна более тщательная подготовка и необходимо иметь больше практики - больше бензина в баке. Многие новички слишком резко обрывают свое выступление. Им не хватает плавности и умения завершать свою речь.

Фактически у них нет концовки: они просто внезапно прекращают говорить. Это производит неприятное впечатление, и слушатели видят, что имеют дело с дилетантом. Что бы вы сказали, если бы ваш приятель во время разговора внезапно оборвал свою речь и выбежал из комнаты, не попрощавшись вежливо с вами? Даже такой оратор, как Линкольн, сделал эту ошибку в первоначальном варианте своей речи при вступлении на пост президента. Эта речь была произнесена в тяжелое время.

Вокруг уже собирались черные грозовые тучи несогласия и ненависти. Спустя несколько недель потоки крови и ураган разрушения обрушились на страну. Выступая с заключительными словами, предназначенными для жителей Юга, Линкольн намеревался закончить свое выступление следующим образом: "В ваших руках, мои недовольные соотечественники, а не в моих, находится решение важнейшей проблемы Гражданской войны. Правительство не будет нападать на вас. У нас не будет никакого конфликта, если вы сами не станете агрессорами.

Вы не давали небесам никакой клятвы уничтожить правительство, в то время как я дал самую торжественную клятву сохранить и защитить его. Вы можете воздержаться от нападения на него. Я же не могу уклоняться от его защиты. Именно от вас, а не от меня, зависит решение важнейшего вопроса: будет мир или меч! Сьюард сам попытался изменить конец выступления; фактически он написал два варианта.

Линкольн согласился с одним из них и использовал его с небольшими изменениями вместо последних трех предложений в конце той речи, которую он первоначально заготовил. В результате его первая речь при вступлении на пост президента потеряла свою провоцирующую резкость и достигла вершины дружелюбия, истинной красоты и поэтического красноречия: "Я с неохотой заканчиваю свое выступление. Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя могут вспыхнуть какие-то страсти, но они не должны нарушить узы нашей дружбы.

Таинственные струны памяти, идущие от каждого поля брани и от каждой могилы патриота к каждому живущему сердцу и к каждому очагу на всей нашей необъятной земле, присоединят свой голос к хору Союза, если их снова тронут, и это обязательно произойдет благодаря божественному началу нашей природы". Как может новичок выработать в себе правильное ощущение необходимости окончания своего выступления? При помощи механических правил? Так же, как и культура, это дело слишком тонкое. Это должно стать шестым чувством, почти интуицией.

Если оратор не чувствует, когда его выступление завершено гармонически и искусно, то как он может рассчитывать добиться этого? Однако такое чувство можно в себе развить, и это можно сделать, изучив те методы, которыми пользовались выдающиеся ораторы. Вот, например, концовка выступления принца Уэльского в Имперском клубе в Торонто: "Я опасаюсь, господа, что был несдержан и слишком много говорил о себе. Но мне хотелось сказать вам, как самой большой аудитории, перед которой я имел честь выступать в Канаде, что я думаю о моем положении и о той ответственности, которая с ним связана. Я могу только заверить вас, что всегда буду стремиться быть достойным этой великой ответственности и вашего доверия".

Даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, как непривязанная веревка, оно не осталось незавершенным. Оно было законченным. Он выбрал для себя тему: "Все, взявшие меч, мечом и погибнут". Обратите внимание на то, как красиво, торжественно и мощно он завершил свою проповедь: "Мы не можем примирить Иисуса Христа и войну - вот в чем суть дела.

Именно эта проблема должна сегодня волновать совесть христиан. Война является самым страшным и разрушительным общественным грехом, поражающим человечество; она целиком и полностью является нехристианской; в своих методах и последствиях она воплощает все то, что отрицал Христос, и она не может означать того, что он имел в виду; она является наиболее решительным отрицанием любой христианской доктрины о боге и человеке, чем все атеисты-теоретики на земле могли когда-либо придумать. Было бы хорошо, если бы христианская церковь взяла на себя решение этой величайшей моральной проблемы нашего времени, и было бы хорошо, если бы она вновь, как во времена наших праотцев, выработала ясный способ борьбы против язычества этого современного мира и отказалась поддерживать воюющие страны, поставила царство божие над национализмом и призвала мир к миру. Это было бы не отрицанием патриотизма, а, наоборот, его апофеозом. Сегодня здесь, под этой высокой и гостеприимной крышей, я, американец, не могу говорить от имени своего правительства, но, как американец и христианин, я говорю от имени миллионов своих сограждан и желаю вам заслуженного успеха в вашей великой работе, в которую мы верим, за которую молимся, о неучастии в которой глубоко сожалеем.

Мы боремся многими способами за достижение этой же цели - мира, созданного для мира. Никогда еще не было более возвышенной цели, за которую стоило бороться. Альтернативой является самая страшная катастрофа, перед которой когда-либо стояло человечество. Подобно закону всемирного тяготения в царстве физическом, закон божий в царстве духовном не делает исключения ни для одного человека, ни для одного народа: "все, взявшие меч, мечом и погибнут". Однако эти образцы концовок выступлений были бы неполными без тех величественных тонов и той, подобной органу, мелодии, которые характеризуют концовку речи Линкольна при вторичном вступлении на пост президента.

Ныне покойный граф Керзон Кеддлстонский, почетный ректор Оксфордского университета, заявил, что это выступление "приумножает славу и сокровища человечества... Однако если богу угодно, чтобы она продолжалась до тех пор, пока все богатства, накопленные в результате двухсот пятидесяти лет самоотверженного труда, были уничтожены, и до тех пор, пока за каждую каплю крови, выступившую от удара кнутом, будет заплачено кровью, выступившей от удара мечом, как это было сказано три тысячи лет назад, тем более мы должны сказать, что "суд божий является правильным и справедливым". Не обращая ни к кому своей злобы, обращая ко всем свое милосердие, проявляя твердость в правом деле, когда господь дает нам возможность видеть его правоту, давайте же стремиться к тому, чтобы решить стоящую перед нами задачу: перевязать раны страны, позаботиться о тех, кто вынес тяготы битвы и пал в ней, вдовах и сиротах, - делать все, что могло бы способствовать достижению справедливого и прочного мира, как среди нас, так и среди всех народов". Вы только что прочли то, что, по моему мнению, является самой блестящей концовкой речи, когда-либо произнесенной устами смертного... Согласны ли вы с моей оценкой?

Кугультинов был репрессирован, а Вы нет? Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше. Блокирующий вопрос. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? На такие вопросы можно реагировать двояко.

Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос, но можно было бы ответить так... Каверзный вопрос. Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении? На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность это очень хорошо нейтрализует такие вопросы , либо прибегнуть к иронии: Я понимаю ваш вопрос... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик... Вымогающий вопрос. Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос.

Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: Вы же не станете отрицать, что... Кто же может отрицать, что... Вы же не можете не признать тот факт, что... Лучший вариант ответа в данном случае — Да, но... Это вопрос типа: Почему вы говорите... На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: Да, есть и такая точка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено. Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из существующих: Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной.

Не хотелось бы повторять приведенные мной аргументы. Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того как я закончу, я отвечу на ваши вопросы. И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку — отвечать на нее или нет?

Не говорите «Благодарю за внимание!» в конце выступления

Заключительные слова на концерте являются важной частью выступления, они создают завершенность и оставляют незабываемое впечатление у слушателей. расположить к себе в ее начале. и добиться успеха в ее конце. Завершение выступления действительно представляет собой. Статья автора «Konstantin Bulygin» в Дзене: Узнайте как впечатлить аудиторию и заставить людей дослушать вашу речь до конца.

1.4 Заключительная часть выступления

Представьте, как выступающий выходит на сцену с сутулыми плечами и взглядом, устремленным в пол. Затем он подходит к трибуне, прочищает горло и говорит. Внутренняя уверенность переполняет вас. Затем, в самом конце выступления, вы сбавляете обороты. Вы заканчиваете речь и умолкаете, но аудитория еще не понимает, что речь окончена. ну типо до новых встреч и тд, но чтоб это было красиво и официально где то в 3-х предложениях. Как заканчивать выступление? Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Прием 2. Оставьте в презентации самые простые и мощные факты

  • Студопедия — Завершение публичного выступления
  • Как быть убедительным в середине с помощью пауз и наглядных примеров
  • Как правильно закончить презентацию
  • Тема 8. Завершение публичного выступления
  • Как закончить презентацию и оставить незабываемое впечатление
  • Как закончить презентацию и оставить незабываемое впечатление

1.4 Заключительная часть выступления

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить. Завершение речи: 9 эффектных приемов. приемы завершения речи. Знать как и уметь выстраивать начало публичного выступления — это только половина вашего успеха. 1 Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость Высказывание должно быть связано с темой выступления. Если ваше выступление ведется о какой-либо исторической. Статья предоставляет полезные советы и техники, которые помогут вам эффективно завершить публичное выступление и оставить последнее впечатление на.

Завершение ораторской речи

Человек ненавязчиво демонстрирует вам, что принадлежит к определенной социальной группе или политгруппировке, которой близки ваши проблемы. Ведь обычно мы выбираем не лучших, а себе подобных. Поэтому, если лидер для избирателя «свой», он может рассчитывать на определенную поддержку. В каких случаях избиратель считает кандидата « своим»? Отождествлять себя в глазах избирателей можно с партией, государством либо определенной социальной группой. Например, образ Владимира Путина отождествлен с государством и с такими его атрибутами, как порядок, стабильность, законность, справедливость, устойчивость. В речи тактика отождествления воплощается в употреблении местоимения «мы» в значении «партия», «правительство», «государство». Например: «Затем мы перейдем к планомерному выводу военных подразделений с территории Чечни». Тактика солидаризации с адресатом 2 близка тактике отождествления и выражается в формуле «я с вами, я понимаю и разделяю вашу проблему».

Применяя речевую тактику создания «своего круга» 3 , политик причисляет себя и избирателей к общей социальной группе, которой по силе сообща изменить ситуацию к лучшему: «Мы с вами прекрасно это понимаем, потому что хотим одного и того же». Весьма эффективными оказываются тактики оппозиционирования 4 ,противопоставляющие политика какой-либо другой позиции или ценностям другого социального слоя. Здесь работает формула «свои — чужие». Эти тактики отражают степень отдаленности от тех или иных политических сил и платформ и в зависимости от этого делятся на тактику агрессивного противостояния и неагрессивную тактику дистанцирования. Смысл дистанцирования состоит в отдалении от оппонента, адресата и даже от объекта высказывания. Это можно обозначить паролем «я не рядом, я не такой». Подобную тактику избрал Сергей Миронов в одном из своих выступлений: «Почему у нас такое название — «Партия жизни»?..

Такая концовка может считаться удачной, но, чтобы быть эффективной, она должна быть искренней. Никакой грубой лести, никакой экстравагантности. Если в таком окончании речи не звучит искренность, оно будет выглядеть фальшивым, крайне фальшивым. И люди не пожелают принять его, так же как фальшивую монету. Поэтическая цитата в завершение Из всех способов окончания выступления ни один не подходит лучше, чем поэзия, если она действительно к месту. Выступая перед своими сотрудниками на тему лояльности и сотрудничества, президент одной крупной компании завершил свою речь звонкими строками из «Второй книги джунглей» Киплинга: Вот вам Джунглей Закон — и Он незыблем, как небосвод. Доктор Сара Хилл посвятила свою жизнь разработке учебных программ , позволяющих сделать образование для наших детей более эффективным и осмысленным. В своей речи перед конференцией учителей Нью-Йорка она критиковала поверхностность преподавания многих школьных предметов. Представив ряд убедительных доводов в поддержку своей точки зрения, она завершила выступление известными строками Александра Поупа: Но как неверно взятый колорит В рисунке точном форму исказит, Так псевдообучение весьма Губительно для здравого ума. Если вы зайдете в общественную библиотеку вашего города, сообщите, что готовите выступление по определенной теме и хотели бы подкрепить ту или иную мысль поэтической цитатой, то вам, вероятно, сумеют подобрать что-нибудь подходящее, например в сборнике цитат Бартлетта. Кульминация Кульминация представляет собой популярный способ окончания речи. Она удается не каждому оратору и годится в качестве концовки не для каждой темы. Но если она хорошо выполнена, то дает превосходный эффект. Речь достигает вершины, усиливая свою мощь с каждой фразой. Хорошим примером кульминации является завершение речи в Филадельфии, приведенной в главе третьей и завоевавшей премию. Линкольн использовал прием кульминации при подготовке заметок для лекции о Ниагарском водопаде. Заметьте, как каждый новый образ превосходит по силе предыдущий и как оратор достигает эффекта, упоминая в этой связи о Колумбе, Христе, Моисее, Адаме и так далее: «Он заставляет нас вспомнить о бесконечно далеких временах. Когда Колумб впервые отправился на поиски нашего континента, когда Христос страдал на кресте, когда Моисей вел народ Израиля через Красное море и даже когда Адам был создан руками Господа, — уже в те времена, как и сейчас, здесь ревел Ниагарский водопад. Глаза вымерших доисторических гигантов, чьими костями полны холмы Америки, смотрели на Ниагару так же, как мы сейчас смотрим на нее. Являясь современником первых человекообразных существ и будучи старше самого первого человека, Ниагара все так же сильна и свежа сегодня, как и десять тысяч лет назад. Мамонты и мастодонты, вымершие так давно, что лишь остатки их громадных костей подтверждают, что они когда-то существовали, смотрели на Ниагару, которая на протяжении всего этого невероятно долгого времени ни на один миг не высыхала, не замерзала, не засыпала и не отдыхала». Уэнделл Филлипс, один из самых ярких ораторов, клеймивших позором рабство еще до Гражданской войны в Америке, использовал этот же прием в своей речи о Туссен-Лувертюре, лидере восстания рабов на Гаити против французского владычества в начале 1800-х годов, который по приказу Наполеона был вывезен во Францию, брошен в тюрьму и казнен. Концовка этой речи приводится ниже. Она часто цитируется в книгах, посвященных ораторскому искусству. В ней есть энергия и жизненная сила. Она не утеряла интереса, несмотря на то что кажется несколько вычурной в наш практичный век. Эта речь была написана более ста лет назад. Интересно отметить, насколько неточен был Уэнделл Филлипс в своих прогнозах относительно того, какое историческое значение будут иметь имена Джона Брауна и Туссен-Лувертюра «спустя пятьдесят лет, когда восторжествует истина». Очевидно, ход истории столь же трудно предугадать, как и цены на бирже в будущем году. А этот человек никогда не нарушал своего слова. Его последними словами, которые он сказал своему сыну во Франции, были: «Мальчик мой, однажды ты вернешься на Гаити. Забудь о том, что Франция убила твоего отца». Я назвал бы его Кромвелем, но Кромвель был всего лишь солдатом, и основанное им государство сошло в могилу вместе с ним. Я назвал бы его Вашингтоном, но у этого великого виргинца были рабы. Этот человек готов был рискнуть своей империей, но не допустить работорговли даже в самой захудалой деревушке своих владений. Вы можете посчитать меня фанатиком, поскольку воспринимали историю не глазами, а через сито своих предрассудков. Но спустя пятьдесят лет, когда Истина восторжествует, муза истории отдаст должное Фокиону в Греции, Бруту в Риме, Хемпдену в Англии, Лафайету во Франции, выберет Вашингтона как яркий и совершенный цветок ранней стадии нашей цивилизации и Джона Брауна как спелый плод полудня, а затем, обмакнув свое перо в солнечный свет, напишет ярко-синими буквами поверх всех этих имен имя солдата, государственного деятеля и мученика Туссен-Лувертюра». Умейте вовремя остановиться Ищите, исследуйте, экспериментируйте до тех пор, пока не подберете подходящую концовку и хорошее начало. Затем объедините их вместе. Оратора, который не может сократить свою речь так, чтобы она соответствовала духу нашего торопливого и стремительного века, ждет холодный прием и даже неприязнь слушателей. Не кто иной, как святой Савл из Тарса, согрешил однажды против этого правила. Он читал проповедь перед паствой до тех пор, пока один юноша по имени Евтих не уснул и, выпав из окна, чуть не сломал себе шею. Но даже после этого Савл не прекратил своей речи. Случается всякое. Я помню, как некий врач выступал однажды в университетском клубе Бруклина. Все это происходило во время затянувшегося банкета. Перед ним выступило уже много ораторов. Когда очередь дошла до этого человека, было уже два часа ночи. Если бы он обладал тактом и деликатностью, то сказал бы полдюжины фраз и дал всем возможность разойтись по домам. А как поступил он? Он закатил сорокапятиминутную тираду против вивисекции. Не успел он дойти и до середины речи, как слушатели уже мечтали, чтобы он, подобно Евтиху, вывалился из окна и сломал себе что-нибудь. Редактор газеты «Saturday Evening Post» Хорас Лоример рассказывал мне, что всегда прекращает серию публикаций в газете, когда она достигает пика популярности и читатели требуют продолжения. Зачем же это делать? А уж он-то знает, что говорит. Эта мудрая истина применима и к публичным выступлениям. Заканчивайте их тогда, когда слушатели все еще жаждут продолжения. Величайшую речь, произнесенную Христом, — Нагорную проповедь — можно повторить за пять минут. Геттисбергское выступление Линкольна состояло всего из десятка предложений. Всю историю сотворения мира можно прочесть в Бытии быстрее, чем рассказ об убийстве в утренней газете. Поэтому будьте кратки. Доктор Джонсон, архидиакон Ньясы, написал книгу о племенах Африки, живущих еще в условиях первобытного строя. Он жил среди них и наблюдал за их образом жизни в течение сорока пяти лет. Джонсон пишет, что, когда выступление оратора во время деревенской сходки длится слишком долго, публика прогоняет его криками «иметоша! В другом племени выступающему разрешается говорить лишь до тех пор, пока он может устоять на одной ноге. Как только палец поднятой ноги касается земли, он должен окончить речь. В любой аудитории, даже самой вежливой и сдержанной, публика точно так же не любит длинных речей, как и эти африканские племена. Так что, как говорил Киплинг, «учитесь на чужих ошибках, хотя я знаю, что это невозможно». Ответы на вопросы публики Довольно часто по ходу выступления или в его конце слушатели задают вопросы. Большинство ораторов не любят, когда их прерывают, поэтому просят приберечь все вопросы до конца выступления. Если ваши познания в предмете достаточно глубоки, вам, вероятно, даже захочется ответить на вопросы слушателей. Чаще всего они касаются моментов, прозвучавших в вашей речи, но раскрытых недостаточно полно. Однако вы не в состоянии предвидеть, какие вопросы может задать слушатель, исходя из собственных представлений о теме выступления. Лишь зная в десять раз больше о рассматриваемой теме, чем вы можете уместить в отведенное вам время доклада, вы в состоянии ответить на большинство вопросов. Вопросы могут задаваться двумя способами. Если вы проводите лекцию или семинар, то ответы на них являются неотъемлемой частью вашего выступления. Пусть слушатели записывают на них свои вопросы. Преимущество этого способа состоит в том, что вы можете быстро просмотреть собранные карточки и выделить наиболее интересные вопросы, чтобы ответить на них в первую очередь. Это также дает вам возможность немного подумать перед ответом. Зачитайте вслух вопрос, а затем прокомментируйте его. Но делайте это очень кратко! У вас нет времени на второй длинный доклад. Если ответ требует значительного времени, скажите об этом слушателям и отошлите их к источникам информации, которые позволят им получить нужные сведения. Еще одно достоинство данного способа заключается в том, что вы можете отсеять вопросы, носящие слишком общий или, возможно, слишком противоречивый характер. Однако использовать этот метод не всегда возможно. В ходе большинства выступлений публика задает вопросы устно. В таких случаях руководствуйтесь следующими правилами. Повторите вопрос. Это очень важно, поскольку многие слушатели в зале, возможно, не расслышали его, так как задававший его человек говорил недостаточно громко и внятно. Дайте ясный и четкий ответ. Не повторяйте дословно того, что уже было сказано в речи, а лишь сошлитесь на это. Если вопрос требует детального пояснения или комментариев, постройте ответ на примерах из собственного опыта. Не вступайте в спор с лицом, задавшим вопрос. Если он придерживается противоположных с вами взглядов, отметьте, что вы уважаете его мнение, а затем изложите аргументы, подкрепляющие вашу точку зрения. Не позволяйте одному слушателю руководить ходом вашего выступления. Ответив на его вопрос, дайте слово другим. Если же он настаивает на дискуссии с вами, скажите дружелюбным тоном: «Спасибо за ваши комментарии, но давайте послушаем и другие мнения».

Перед вами будет стоять проблема, как закончить обычное выступление перед группой людей, занимающихся общественной деятельностью. Как же вы сделаете это? Давайте немного подумаем. Давайте попытаемся разработать некоторые полезные предложения. Резюмируйте основные положения вашего выступления Даже в коротком трех- или пятиминутном выступлении оратор вполне в состоянии затронуть такое количество вопросов, что в конце выступления слушатели не вполне ясно будут представлять себе все основные положения его речи. Однако лишь немногие ораторы понимают это. Они не правильно полагают, что если эти моменты абсолютно ясны в их собственном воображении, то они должны быть столь же ясными и для слушателей. Ничего подобного. Оратор раздумывал над своими идеями в течение определенного времени, однако все они являются новыми для его слушателей; они попадают в слушателей, подобно заряду дроби. Некоторые из них могут затронуть их, но большинство пролетает мимо. Один ирландский политический деятель, как говорят, дал следующий совет по поводу выступлений: "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что вы уже рассказали". Не такая уж плохая мысль. В самом деле, очень часто рекомендуется "рассказывать о том, что вы уже рассказали". Это следует делать, конечно, кратко, быстро, то есть надо дать только обзор сказанного или резюме. Вот хороший пример. Оратором был один из руководящих работников в системе чикагских железных дорог: "Короче говоря, господа, наш собственный конкретный опыт использования этого блокирующего устройства, опыт его применения на востоке, западе и севере, разумные принципы, положенные в основу его действия, средства, которые были сэкономлены в течение одного года благодаря предотвращению крушений, - все это дает мне возможность самым серьезным и решительным образом рекомендовать его немедленное внедрение в нашем южном отделении". Вы заметили, что он сделал? Вы можете увидеть и почувствовать это, даже не прослушав остальной части его выступления. Он суммировал в нескольких предложениях, употребив пятьдесят пять слов, практически все основные положения, которые он использовал в своей речи. Разве вам не кажется, что подобные резюме помогают? Если да, то возьмите этот метод на вооружение. Призыв к действию Только что процитированная концовка является блестящей иллюстрацией окончания выступления, призывающего к действию. Оратор хотел, чтобы что-то было сделано: установить блокирующие устройства в южном отделении его железной дороги. Он обосновал свой призыв средствами, которые будут сэкономлены, а также тем фактом, что это предотвратит крушения. Оратор требовал действия, и он получил его. Это было не учебное выступление. Оно прозвучало на совете директоров определенной железнодорожной компании и обеспечило установку блокирующего устройства, то есть то, к чему призывало. Краткий искренний комплимент "Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени. Этот штат, великий производитель железа и стали, штат, на территории которого находится крупнейшая железнодорожная компания в мире и который стоит на третьем месте среди наших сельскохозяйственных штатов, - составляет основу нашей коммерции. Никогда еще перед этим штатом не развертывались такие великие перспективы, никогда еще возможности для выполнения им руководящей роли не были более блестящими". Его слушатели почувствовали себя довольными, счастливыми, оптимистически настроенными. Это заслуживающий положительной оценки способ оканчивать выступление, но, чтобы быть эффективным, он должен быть искренним. Никакой грубой лести, никаких экстравагантностей. Такой род концовки, если в нем не звучит искренность, покажется фальшивым, крайне фальшивым. Люди не пожелают принять его, как фальшивую монету. Юмористическая концовка Джордж Коуэн говорил: "Когда вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися". Если у вас есть способности для того, чтобы сделать это, а также необходимый материал: это очень хорошо. Но как это сделать? Как говорил Гамлет, вот в чем вопрос. Каждый человек должен идти своим путем. Трудно предположить, чтобы Ллойд Джордж оставил смеющимися участников собрания методистской церкви, к которым он обратился с речью по сверхторжественному поводу, связанному с гробницей Джона Уэсли. Однако обратите внимание, как умно он это сделал, заметьте также, как гладко и красиво завершил он свое выступление: "Я рад, что вы взяли в свои руки ремонт его гробницы. Это следует приветствовать. Он был человеком, который питал особое отвращение к неопрятности и отсутствию чистоты. Мне кажется, именно он сказал: "Пусть никогда и никто не увидит оборванного методиста". Именно благодаря ему вы никогда такого и не видели. Было бы двойной неблагодарностью оставить его могилу в неопрятном состоянии. Вы помните, что он сказал одной девушке из Дербишира, которая подбежала к двери, когда он выходил, и закричала: "Да благословит вас господь, мистер Уэсли". Он ответил: "Женщина, благословение будет более ценным, если твое лицо и фартук будут более чистыми". Вот каково было его отношение к неопрятности. Не оставляйте его могилу неприбранной. Если бы он видел ее таковой, это огорчило бы его больше, чем что-либо другое. Позаботьтесь о ней. Это памятная и священная гробница. Она - на вашей ответственности". Концовка с поэтической строкой Из всех способов оканчивать выступление ни один не является более подходящим, чем юмор или поэзия, если они к месту. В самом деле, если вам удастся найти подходящие стихи для концовки вашего выступления, это будет почти идеально. Это придаст выступлению желаемый аромат, благородство, индивидуальность, красоту. Сэр Гарри Лодер закончил свое выступление на Эдинбургском съезде американских делегатов клуба "Ротари" следующим образом: "А когда вы вернетесь домой, то пусть некоторые из вас пришлют мне почтовую открытку. Я пошлю вам открытки, если вы сами не сделаете этого. Вы легко догадаетесь, что эта открытка послана мною, так как на ней не будет марки. Но я кое-что напишу на ней, и вот что там будет: Времена года будут приходить и уходить, Все увядает в свое время, как вам известно, Но есть нечто, всегда цветущее и свежее, как роса, - Это любовь и привязанность, Которые я питаю к вам". Это маленькое стихотворение вполне соответствует личности Гарри Лодера и, несомненно, созвучно всему настрою его выступления. Посему в данном конкретном случает это было прекрасно.

Особенно те, которые выводят из зоны комфорта, стимулируют и бросают вызов нашему разуму. Помните: риторический вопрос должен быть напрямую связан с темой выступления и воздействовать на слушателя интеллектуально или эмоционально. Закончите свою речь рассказом Сторителлинг —— это мощный инструмент презентации. Известно, что слушатели, которые испытывают сильные эмоции, запоминают больше информации. Чувственная, эмоциональная история, будь она смешная, грустная или заставляющая задуматься, —— это верный способ привлечь внимание аудитории. Попробуйте связать начало и конец презентации с той историей, которую будете рассказывать. Замкните круг Дайте вашей аудитории ощущение завершенности, вернувшись к вступительному слову. Аудитория сможет по-новому взглянуть на начальный тезис, основываясь на новой информации. Продемонстрируйте свой продукт Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать —— завершите свою презентацию практической демонстрацией, которая не только прояснит вашу идею, но и станет запоминающимся моментом для вашей аудитории. Завершите презентацию на высокой ноте Будь то бизнес-презентация или конференция TED-talk —— важно закончить выступление на позитивной и многообещающей ноте. Проявите энтузиазм и постарайтесь поднять настроение аудитории, чтобы ваша презентация вызывала у них позитивные воспоминания.

Какие мысли оставим в конце?

  • Как Закончить Выступление Перед Публикой | Что Можно Сказать В Конце Выступления? #1.4
  • Глава девятая. Как заканчивать выступление
  • Как правильно написать речь к защите диплома + образец
  • Как правильно закончить презентацию? 6 эффективных приемов
  • Как эффектно начать презентацию, управляя непредсказуемостью.
  • Тема 13 завершение публичного выступления

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий